ФГКОУ «Московский кадетский корпус
«Пансион воспитанниц Министерства обороны Российской Федерации»
Шутова София Александровна,
воспитанница 11 курса
НЕТ РОССИИ БЕЗ РОДИНЫ МАЛОЙ МОЕЙ!
Мы часто задумываемся о том, кто мы, и о том, благодаря чему стали теми,
кем сейчас являемся. В такие моменты каждый из нас акцентирует своё
внимание на каком-либо конкретном аспекте жизни. Кто-то думает о
родительском воспитании, кто-то – о прочитанных книгах, но мало кто
задумывается о своих корнях. А учитывая то, что наша страна очень
многонациональна, об этом стоит подумать далеко не в последнюю очередь. К
сожалению, даже среди тех, кто задумывается о своих предках и их
самобытности, есть не признающие своё отношение к той или иной культуре. С
каждым годом таких людей становится всё больше и больше, подтверждением
тому являются результаты различных социологических опросов. Так, по данным
газеты «Сельская правда», «опросы глазовских школьников показали, что
современное поколение не сопоставляет себя с финно-угорскими предками».[6]
Но если люди не признают свои истоки, как же в них проснётся любовь к
Родине? Это нельзя упускать из виду, ведь тогда сердце человека черствеет и
становится абсолютно безразличным ко всем жизненно важным человеческим
чувствам. Ну а впоследствии в обществе можно наблюдать потерю всякого
уважения, гордости и любви к родине.
Что вы знаете о местности, в которой родились? Вы хоть раз задавались
вопросом, кто ваши предки, каков был их быт, или о том, как звучал их родной
язык? Если вы думали об этом хоть раз, то вам вряд ли безразлична судьба
вашего родного края. Моя малая родина – Удмуртия, и меня с детства волновало,
кто я, почему родители говорят на двух языках, один из которых мне не совсем
понятен, к сожалению, и почему перед важными событиями мы иногда
действуем интуитивно? Например, по просьбе папы я на ночь произносила «Эстэ
куазь», что эквивалентно русскому «Господи, помилуй». Но это было обращение
скорее не к Иисусу, а к сверхъестественным силам. Мне пришлось провести своё
собственное исследование, чтобы узнать, в чём же дело. Конечно, к
исследовательскому опыту я пришла не сразу и далеко не самостоятельно. Мой
интерес в течение долгого периода времени подогревался на уроках краеведения,
благодаря которым я с каждым занятием всё больше и больше влюблялась в свой
родной край. Я думаю, это прекрасно, что такие уроки проводятся для младших
школьников, ведь, по мнению Д.С. Лихачёва: «Любовь к своей Родине – это не
нечто отвлеченное; это – и любовь к своему городу, к своей местности, к
памятникам ее культуры, гордость своей историей. Вот почему преподавание
истории в школе должно быть конкретным – на памятниках истории,
культуры...».[4]
Периодически для школьников организовываются экскурсии в местный
краеведческий музей, после посещения которых интерес к познанию
неизведанного разгорается в детях до невероятных масштабов. «Мы не раз
слышали о русских богатырях Илье Муромце и Алёше Поповиче. Удмуртский
народ гордится своими батырами. Весья, Зуй, Идна, Донды, Гурья обладают
недюжинными характерами, они настоящие богатыри, любившие свой народ,
прославлявшие свою землю. Батыры образовали свои городища-крепости:
Весьякар, Зуйкар, Иднакар, Дондыкар, Гурьякар, предположительно возведенные
в IX – XIII веках. Такие истории рассказывают экскурсоводы историкокраеведческого музея поселения Яр всем посетителям выставки «Крепость
батыра Идны: косторезное искусство», – из отзывов посетителей краеведческого
музея.[5] Среди посетителей была и я. Мои детские глаза горели от счастья при
виде множества предметов, представленных на выставке. Это были костяные
иглы, рукояти шильев и ножей, пряслиц, различные амулеты, гребни, копоушки и
многое другое. На экскурсии я в первый раз узнала историю-легенду о появления
того, что символизирует Удмуртию – об образе белого лебедя-человека,
впоследствии ставшего воплощением возрождения, мудрости, утверждения
жизни, потому что человек-птица – это символ птицы-матери, дающей жизнь.
Позднее, когда я стала чуть старше, мне позволили отправиться на
раскопки местного древнего городища. И вот это стало, пожалуй, первым
серьёзным изучением прошлого моего народа. Желающих поехать на
Кушманское городище было слишком много, часто даже нас отвозили двумя
рейсами. «Городище относится к числу крупных поселений, укреплённых
мощной системой обороны. Удобное расположение на высоком правом берегу
Чепцы с прекрасным обзором, вероятно, и дало городищу имя Учкакар (от
удмуртского «учкыны» – смотреть)», – пишет местная газета.[5] И правда, вид
там открывался невероятно вдохновляющий, но центром внимания всё же без
сомнения оставались три археологических раскопа. Учёным, работавшим там,
поступило огромное количество вопросов от ребят, которые внимательно
следили за каждым их движением, но, тем не менее, каждый вопрос находил
свой точный, ясный и полноценный ответ. Мне безумно хотелось тогда взять
лопату и самой хоть на секундочку побыть в роли археолога, но для этого нужен
был немалый опыт, ведь раскопки – это поистине ювелирная работа.
По дороге домой я задумалась о том, чтобы лучше узнать о прошлом моего
народа. С просьбой о помощи я обратилась к маме. Моя мама, Шутова Виктория
Алексеевна, пошла по стопам своего отца, моего деда, и стала учителем истории.
Она отдавалась преподаванию, обучению детей полностью, находя каждый раз
новые методы и приемы преподавания, характерные только для неё. Например,
мама часто применяет прием обучения на улице, когда наглядно объясняется
тема на месте, где всё происходило (так преподается история родного края). Ее
заслуги отмечены наградами. Мама – Почётный работник среднего
профессионального образования Российской Федерации и Заслуженный
работник народного образования Удмуртской Республики. Я горжусь мамой и
считаю её не только настоящим учителем, но и Человеком с большой буквы.
Мама дала мне книгу с историей нашего родного края. И вот я, вооружившись
данным мне материалом, отправилась постигать неизведанное. Для подростка
моего возраста это было не просто изучение чего-то нового, а нечто похожее на
поиски пиратского клада по случайно найденной карте. Только вместо клада я
искала тайны своего истинного происхождения, а картой являлась книга.
Довольно скоро я поняла, что моё мнение о своей удмуртской
«чистокровности» легко может подвергнуться оспариванию. История нашего
родного края очень интересна. В XIV - XV веках шло объединение русских
земель вокруг Москвы в единое национальное государство. Северные удмурты
вошли в Московское княжество, южные остались в составе Казанского ханства, а
после разгрома Ивана IV во власти казанского воеводы. Но удмурты всегда
стремились объединиться в составе Русского государства, что произошло
впоследствии.[7] Я узнала, что есть такой этнос, как бесермяне, проживающие на
северо-западе Удмуртии в бассейне реки Чепца: в Юкаменском, Ярском,
Балезинском, Глазовском и Красногорском районах.[1] Этим маленьким
открытием я поспешила поделиться с родителями. Отец рассказал мне, что в
нашем роду была одна бабушка, которая выделялась из всех: очень смуглая и
черноволосая. А ведь по внешнему виду бесермяне сильно отличаются от
удмуртов. Они имеют более смуглый цвет кожи, более скуласты, черноволосы и
черноглазы. Кто они, бесермяне? Откуда они произошли? Считается, что
бесермяне произошли от южных удмуртов. Недалеко от Волги, в Чувашии,
существует гора Пессермен, другое ее название Бесермян. Южные удмурты
приняли ислам, чему поспособствовали волжские булгары, бывшие предками
казанских татар. А слово «бесермяне» исторически восходит к «мусульмане».
Позже, чтобы спастись от монголо-татар, бесермяне нашли убежище в тайге на
севере Удмуртии. А после прихода русских приняли крещение совместно с
другими удмуртами, но при этом сохранили некоторые элементы мусульманской
веры. По наблюдениям этнографов, совершая некоторые обряды, бесермяне
обращаются к мулле. Кроме этого у народа сохранились некоторые элементы
обрядов язычества. Вот такой получился удивительный симбиоз различных
обрядов и вероисповеданий.[1]
Узнав это и прочитав о генетической памяти, я захотела увидеть, как
выглядели раньше удмурты и бесермяне. Музеи и учебники не могут дать полное
представление о внешности средневековых людей, живших в селищах и
городищах. По этой причине подробным восстановлением облика древних
жителей Удмуртского края занялось молодое поколение Удмуртии, прямые
исторические потомки... Антропологический тип образа человека-жителя
Учкакара восстанавливали силами общественности, а поддержали проект ученые
Института этнологии и антропологии РАН, Института археологии РАН из
Москвы, Удмуртского института истории, языка и литературы Уральского
отделения РАН. Оказана была активная помощь соцсетей и СМИ, широкая
аудитория была включена в процесс «материализации» героя. Социальная
составляющая проекта реализовывалась активным голосованием в процессе
подбора не только цвета глаз, волос, оттенков кожи, но и имени, биографии и ее
деталей. Ученые смогли реконструировать портрет жителя Учкакара в виде
скульптуры и рисунков».[6] В 2017 году ученые лаборатории пластической
реконструкции имени М.М. Герасимова Института этнологии и антропологии
РАН воссоздали портрет внешности жительницы Кушманского городища,
который составили, взяв за основу женский череп (возраст женщины 25-30 лет),
жила предположительно в XI-XII веках. Антропологический тип оказался очень
схожим с типом современных северных удмуртов.[3]
Нельзя не согласиться со словами Д.С. Лихачёва, что труднее всего
заметить в облике города и села идеальный образ. Именно он необходим, чтобы
почувствовать красоту своего края, полюбить его. Это трудно, потому что
«иногда образ города воплощался многими столетиями, впитывая в себя и
национальные идеалы красоты и понимание строителями особенностей
местности... В городе и селе воплощаются черты характера, эстетических
воззрений их строителей».[4]
К сожалению, на данный момент есть огромное количество людей, не
ценящих свою малую родину. А обесценивание таких понятий, как дом, история
рода, нации, вырождает всякую любовь к своему родному краю. Но всё-таки
были, есть и, я верю, будут те, кто приумножит местную самобытность. Так, как,
например, мой земляк, поэт Флор Васильев:
Хватает Волге широты и сини,
Но с Камою она еще синей.
И для меня бы
Не было России
Без маленькой Удмуртии моей.[2]
Я считаю, что мы должны ценить и оберегать то, что нам осталось от
предков, а не предавать забвению. Оглянитесь: всё вокруг залито множеством
красок! Просто нужно снять очки скептицизма и современной городской
«усталости», и тогда вашему вниманию предстанет красота в своём
неординарном обличии. Стоит лишь захотеть увидеть ее, почувствовать всем
сердцем!
1.
2.
3.
4.
Источники:
Бесермяне — удмуртские неудмурты// Главная страница «Первого
сентября». Главная страница журнала «География». №4/2007
[Электронный ресурс]. URL: http://geo.1september.ru/article.php?
ID=200700406
Васильев Флор. Стихи на удмуртском и на русском языках. [Электронный
ресурс]. URL: http://www.iz-article.ru/p_flor_v_7.php
Здравствуй, 1000-летний человек! [Электронный ресурс]. URL:
http://museum.fondpotanin.ru/projects/37201009/diary/37312370
Лихачёв Д.С. «Письма о добром и прекрасном». //Письмо сорок второе
«Уметь заметить красоту наших городов и сёл». Письмо сорок третье «Ещё
о памятниках прошлого». [Электронный ресурс]. URL:
http://mirkultura.ru/pisma-o-dobrom-i-prekrasnom-pismo-42-o-krasote-rossii-ds-lihachyov/
5. Сельская правда: газета пос. Яр и Ярского района Удмуртской Республики.
№058-059 от 05.08.2014 [Электронный ресурс]. URL:
http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/16508
6. Создадут облик жителя Учкакара// Сельская правда. №069 от 12.09.2017
[Электронный ресурс]. URL: http://sp-18.ru/2017/09/sozdadut-oblik-zhitelyauchkakara/
7. Суханов А.И., Шумилов Е.Ф. История родного края. – Удмуртия, 1988 г.,
стр. 10. [Электронный ресурс]. URL:
http://elibrary.unatlib.ru/handle/123456789/12271
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывНе согласна. Чудесная и проникновенная история-воспоминание из детства. Мы на самом деле очень редко обращаемся к нашему прошлому и по-этому совершаем одни и те же ошибки. Очень хорошая работа, старайся в том же духе!
Какая-то тусклая работа