ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВО «АмГПГУ»)
ФАКУЛЬТЕТ ТЕХНОЛОГИИ, ЭКОНОМИКИ, ДИЗАЙНА
Долгов Владимир Юрьевич
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ
Направление подготовки
44.03.05 «Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)»
Профили
«Технология» и «Экономика»
Бакалаврская работа
Комсомольск-на-Амуре, 2019.
Работа выполнена на кафедре теории и методики технологического
образования федерального государственного бюджетного образовательного
учреждения высшего образования «Амурский гуманитарно-педагогический
государственный университет».
Научный руководитель: Сапченко И.Г., доктор технических наук,
профессор кафедры теории и методики технологического образования
ФГБОУ ВО «АмГПГУ».
Защита дипломной работы состоится: «15» июня 2019 г. в 8ч. 30 мин.,
в аудитории «215»
ГЭК
по направлению подготовки 44.03.05
«Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки)» профили
«Технология» и «Экономика».
К защите допускаю:
Научный руководитель
___________________
Сапченко И.Г.
(подпись)
Заведующий кафедрой
теории и методики
технологического
образования
_____________________
Асланова Е.С.
(подпись)
Декан ФТЭД
_____________________
(подпись)
2
Павлов П.Ю.
Оглавление
Введение ………………………………………………………………….4
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных видов обучения
на уроках технологии……………………………………………………8
1.1.
Требования к технологическому образованию и воспитанию
согласно ФГОС…………………………………………………………….8
1.2. Нетрадиционные виды обучения на уроках технологии ………....13
1.3. Методика применения нетрадиционных видов обучения на уроке
технологии…………………………………………………...……………20
Глава 2. Развитие творческих способностей учащихся на примере
муниципального образовательного учреждения гимназии №45….24
2.1. Характеристика образовательного учреждения гимназия №45…..24
2.2. Алгоритм разработки урока по технологии с применением
нетрадиционного вида обучения…….…………………………………..28
2.3. Результаты проведенного урока по теме: «Контрольное занятие
по пройденным темам»…………………………………………………...31
Заключение………………………………………………………….……39
Библиографический список……………………………………………41
Приложения……………………………………………………………....44
3
Введение
В связи с преобразованиями, происходящими в сфере образования в
настоящее время, созданы условия для активного внедрения разных
педагогических приемов и методов инициирования интереса обучающихся к
учебной деятельности. Поэтому в образовательной среде значительно
повысился интерес к нетрадиционным методам проведения уроков.
Главная задача любого учителя – пробудить интерес учеников к
получению новой информации,
добиться их активности не только в
изучении программного материала, но и в самостоятельном поиске
дополнительных знаний. Организация нетрадиционного урока позволяет
создать такие условия [2].
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как метод
активного обучения. Эта попытка повышения эффективности получения
знаний учащимися, возможность свести воедино и осуществить на практике
все принципы обучения с использованием различных средств и методов.
Существуют
несколько
разновидностей
нетрадиционных
форм
проведения урока, каждая из которых решает свои образовательные,
развивающие, воспитательные задачи. Однако все они преследуют общую
цель: повысить интерес учащихся к учебе и труду, эффективность обучения.
Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого
материала нередко выходят за рамки школьной программы и предлагают
творческий подход со стороны учителя и учащихся.
Для учащихся нетрадиционный урок - переход в иное психологическое
состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение
себя в новом качестве.
Такой урок - это возможность развивать свои
творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и
увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук. Это
самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду [3].
4
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, - возможность
лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности,
решить внутри классные проблемы (например, общения); с другой стороны,
это возможность для самореализации, творческого подхода к работе,
осуществления собственных идей.
Нетрадиционные формы проведения уроков развивают интерес
учащихся к изучаемому предмету, науке, а также их творческую
самостоятельность, способствуют благоприятному климату, ориентируют
учащихся на коммуникацию. Организация такого урока подводит учащихся к
необходимости творческой оценки изучаемых явлений, т.е. способствует
выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу.
Применение в обучении нетрадиционных форм уроков одновременно
обеспечивает
не
только
эффективное
достижение
практических,
общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные
возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых
[3].
Нетрадиционные уроки реализуются, как правило, после изучения
какой-либо темы или несколько тем, выполняя функции обучающего
контроля, такие уроки проходят в необычной обстановке. Подобная смена
привычной обстановки целесообразна, поскольку она создает атмосферу
праздника при подведении итогов проделанной работы, снимает психический
барьер, возникающий в традиционных условиях из-за боязни совершить
ошибку. Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения
учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную
форму проведения занятия, развивающую творческие способности [9].
Не отказываясь от традиционного урока, как основной формы обучения
и воспитания детей, следует придать уроку нестандартные, оригинальные
формы для активизации мыслительной деятельности учащихся. Такие формы
не станут заменой традиционных уроков.
Они позволят дополнить их,
внести разнообразие, оживление, которые реально повышают интерес к
5
уроку и его содержанию, способствуя совершенствованию учебного
процесса. На таких уроках ученики увлечены, их работоспособность
повышается, эффективность урока возрастает.
Все вышеизложенное послужило выбором темы курсовой работы
«Нетрадиционные виды обучения на уроках технологии».
Актуальность
данной
темы
обусловлена
тем,
что
постоянные
изменения в школьном образовании требует от учителя новых форм
организации урока, которые были бы целесообразны и эффективны в
современных условиях и интересны ученикам.
Новизна заключается в разработке урока по технологии с применением
нетрадиционного вида обучения согласно требованиям ФГОС.
Цель курсовой работы – применение нетрадиционных видов обучения
на уроке технологии.
Для достижения установленной цели потребуется решить такие задачи:
- изучить нетрадиционные виды обучения на уроке технологии;
- определить роль нетрадиционного обучения на уроке технологии;
- разработать урок с применением нетрадиционного вида обучения
учащихся на уроке технологии.
Объект исследования – муниципальное образовательное учреждение
гимназия №45 г. Комсомольска-на-Амуре.
Предмет исследования – нетрадиционные виды обучения на уроках
технологии.
Теоретической
базой
исследования
являются
научные
труды
отечественных и зарубежных авторов О.В. Трофимовой, А.А. Каменского,
И.П. Подласого, Г.В. Селевко, Ф.А. Фрадкиной, Н.Г. Осухова, С.В.
Кульневича, Т.Н. Лакоценина.
Методологической основой курсовой работы являются: синтез, анализ,
группировка, сравнение.
6
Информационная база: базисный учебный план (БУП), учебный план,
рабочая
программа,
календарно-тематическое
планирование
(КТП),
федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС).
Практической
базой
исследования
являются
методические
рекомендации, документы образовательного учреждения, нормативные
документы.
Структура
курсовой работы
состоит
из введения,
двух глав,
заключения, списка литературы и приложения. Курсовая работа содержит 2
рисунка, 6 таблиц, 1 приложение.
Во введении отражена актуальность заявленной темы, определены
объект и предмет исследования, сформулирована цель и поставлены задачи,
практическая значимость и новизна, теоретическая основа, методологическая
основа, информационная база и структура.
В первой главе изучены теоретические основы заявленной темы,
требования к технологическому образованию и воспитанию согласно ФГОС,
нетрадиционные виды обучения на уроках технологии и методика
применения нетрадиционных видов обучения на уроке технологии.
Во второй главе дана характеристика образовательного учреждения,
разработан урок с применением нетрадиционной формы обучения на уроке
технологии, план-конспект урока на примере преподавания технологии в 7
классе, проведены рефлексия и самоанализ.
В
заключение
работы
представлены
обобщающие
выводы
результатам проведенного исследования.
Библиографический список содержит 30 источников литературы.
7
по
Глава 1. Теоретические основы нетрадиционных видов обучения
на уроках технологии
1.1. Требования к технологическому образованию и воспитанию
согласно ФГОС
Современная модель образования ориентирована на решение задач
инновационного
развития
экономики
Российской
Федерации.
Инновационный путь развития нашего государства предполагает подготовку
специалистов для высокотехнологического сектора отечественной экономики
с таким расчетом, что часть этих специалистов создаст этот сектор. Сегодня
обществу нужны активные, конкурентоспособные на рынке труда, социально
и профессионально мобильные специалисты, способные к сознательному и
творческому преобразованию окружающей реальности. В этом социальном
контексте на сегодняшний день в качестве наиболее острой и актуальной
обозначена проблема становления нового типа социальности выпускников
школы [12].
Основная задача, которую общество ставит сегодня перед российской
школой, заключается в необходимости воспитания социально-активной и
функционально-грамотной личности, способной к самостоятельному и
ответственному
формированию
образовательной,
профессиональной
и
жизненной траектории [1]. Важной составляющей современного общего
образования, непосредственно ориентированной на подготовку к активной
преобразовательной деятельности и позволяющей подростку успешно
адаптироваться
в
современной
жизни,
8
обобщающей
и
придающей
практическую
направленность
школьному
обучению,
является
«Технология»,
отражает
практико-
технологическое образование.
Предметная
область
-
ориентированный характер технологического образования, выступающий его
основной
сущностной
особенностью.
Подрастающему
поколению,
действительно, необходимо овладеть практическими знаниями и умениями,
важными с точки зрения их подготовки к трудовой деятельности после
окончания обучения. Такие знания и умения целенаправленно не дает ни
одна
содержательная
составляющая
общего
образования,
кроме
образовательной области «Технология», которая реализуется на протяжении
всего периода школьного обучения с учетом потребностей школьников,
возрастных особенностей и перспектив их развития на каждой ступени.
Именно этот
учебный
предмет, при соответствующей организации,
обеспечивает практическое усвоение технологических закономерностей
созидательной деятельности и овладение методами, средствами и культурой
труда. Кроме того, в процессе занятий по технологии школьники могут
практически познакомиться с миром профессий, выбрать сферу труда или
конкретную
специальность,
обоснованно
построить
жизненные
и
профессиональные планы [4].
Мировая практика свидетельствует, что при быстром развитии
производственных
технологических
процессов
за
время
трудовой
деятельности, человек вынужден 4 - 5 раз менять профессию, направления
своей деятельности. Это означает, что перед началом трудовой деятельности
каждый человек должен овладеть элементами технологической культуры [6].
Составляющие технологической культуры должны формироваться при
изучении предметной образовательной области «Технология», начиная с
начальной школы. Важно подчеркнуть, что независимо от вида конкретной
технологии, которую человек сейчас использует, он имеет дело с
инвариантными составляющими человеческой деятельности:
1. культурой труда;
9
2. графической культурой (созданием и использованием графических
изображений в процессе выполнения работы);
3. информационной культурой (использованием различных источников
информации в процессе выполнения работы);
4. экологической культурой (бережным отношением к природе и
здоровью человека, экономией материалов и энергии, переработкой
отходов);
5. культурой дизайна;
6. культурой дома и потребительской культурой;
7. культурой человеческих отношений;
8. Проектной культурой.
Изучение образовательной области «Технология» позволяет молодежи
приобрести обще трудовые и, частично, специальные умения и навыки. В
ответе
Департамента
Государственной
политики
в
образовании
Министерства образования и науки РФ говориться: «Департамент не
подвергает сомнению значимости содержания образовательной области
«Технология» для формирования трудовой и технологической культуры,
воспитания
гражданских
интеллектуального
и
и
патриотических
общественного
качеств
развития
личности,
обучающихся
общеобразовательных учреждений, их профессионального самоопределения
в
условиях
рынка
труда...
На
данном
этапе
возможно
введение
дополнительных часов на изучение ОО «Технология» за счет регионального
(национально-регионального) компонента или компонента образовательного
учреждения» [8].
Главная цель образовательной области «Технология» – подготовка
учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной
экономики и адаптация в современных условиях.
В
настоящее
время
технологическая
подготовка
учащихся
осуществляется при изучении основ наук в условиях их взаимодействия в
содержании, формах и методах обучения в образовательных учреждениях
10
региона, то есть политехнических знаний, лежащих в основе технических и
технологических
процессов.
Это
создает
необходимые
условия
для
формирования у учащихся способностей переноса знаний из области
теоретического познания в их практическое применение [10].
Таким образом, изучение образовательной области «Технология»,
начиная с начальной школы, должна с одной стороны, расширять
политехнический
кругозор
школьников
и
развивать
их
творческие
способности, а с другой стороны, формировать их технологическую
культуру. Реализация этих целей технологии должна проходить в процессе
трудового воспитания, формирования трудолюбия и уважения к труду,
профориентации школьников и подготовки их к будущей трудовой жизни.
Основной
формой
обучения
в
технологии
является
учебно-
практическая деятельность учащихся. Приоритетными методами являются
упражнения,
лабораторно-практические,
учебно-практические
работы,
творческие или проектные работы. Все виды практической деятельности в
программах основной школы направлены на освоение различных технологий
обработки
материалов,
конкретных
процессов
преобразования
и
использования энергии, информации, объектов природной и социальной
среды. Лабораторно-практические работы выполняются по темам, связанным
с изучением материалов, машин и механизмов, проведением опытов и
исследований в области сельскохозяйственного труда [18].
Учитель, в соответствии с имеющимися возможностями, выбирает
такой объект или тему работы для учащихся, чтобы обеспечить охват всей
совокупности рекомендуемых в программе технологических операций. При
этом он должен учитывать посильность объекта труда для учащихся
соответствующего возраста, его общественную или личную ценность,
возможность выполнения работ при имеющейся материально-технической
базе обучения технологии.
В курсе «Технология» предусмотрено выполнение школьниками
творческих или проектных работ. Соответствующие темы по учебным
11
планам программ даются в конце каждого года обучения. Вместе с тем
методически возможно построение годового учебного плана занятий с
введением творческой, проектной деятельности в учебный процесс с начала
или с середины учебного года. При организации творческой или проектной
деятельности
учащихся
необходимо акцентировать
их
внимание
на
потребительском назначении того изделия, которое они выдвигают в
качестве творческой идеи [15].
Содержание обучения черчению и графике, которое включено в
обязательный минимум содержания, в программах представлено двумя
вариантами. Сведения и практические работы по черчению и графике как
фрагмент содержания введены почти во все технологические разделы и темы
программ. Кроме того, черчение и графика дополнительно изучаются как
обобщающий курс в 9 классе в том случае, если на технологию для этого
периода
обучения
выделено
дополнительное
время
из
компонента
образовательного учреждения.
Занятия по направлению «Технология. Технический труд» проводились
на базе мастерских по обработке древесины, металла или комбинированных
мастерских.
Они
должны
иметь
рекомендованный
Министерством
образования РФ набор материалов, инструментов, приборов, станков и
оборудования [17].
Интегративный
предполагает
характер
построение
содержания
образовательного
обучения
процесса
технологии
на
основе
использования межпредметных связей. Это связи с алгеброй и геометрией
при проведении расчетных и графических операций, с химией при
характеристике свойств материалов, с физикой при изучении устройства и
принципов работы машин и механизмов, современных технологий, с
историей и искусством при освоении технологий традиционных промыслов.
Широкий набор видов деятельности и материалов для работы
позволяет не только расширить политехнический кругозор учащихся, но и
дает возможность каждому ученику раскрыть свои индивидуальные
12
способности, найти свой материал и свою технику, что, безусловно, окажет
благотворное влияние на дальнейшее обучение, будет способствовать
осознанному выбору профессии.
Содержание
программ
по
технологии
обеспечивает
развитие
технического и художественного мышления, творческих способностей
личности,
формирование
экологического
мировоззрения,
навыков
бесконфликтного делового общения.
Основным предназначением курса технологии в старшей школе на
базовом уровне является: продолжение формирования культуры труда
школьника; развитие системы технологических знаний и трудовых умений;
воспитание трудовых, гражданских и патриотических качеств его личности;
уточнение профессиональных и жизненных планов в условиях рынка труда
[24].
1.2. Нетрадиционные виды обучения на уроках технологии
Урок - это основная форма обучения в школе. Он является не только
важной организационной, но и прежде всего педагогической единицей
процесса обучения и воспитания, его нравственность, а также основные
принципы, методы и средства обучения получают реальную конкретизацию
и находят свое правильное решение и воплощаются в жизнь только в ходе
урока и через него. Урок выполняет конкретную функцию, в которой
находит выражение определенная часть более крупных блоков учебного
материала [30].
Искусство проведения уроков во многом зависит от понимания и
выполнения учителем социальных и педагогических требований, которые
определяются задачами школы, закономерностями и принципами обучения.
Немаловажным условием проведения урока является грамотная постановка
задач урока и успешная их реализация. Обучение технологии преследует
реализацию практических, воспитательных, образовательных и развивающих
13
задач [4]. К традиционным школьным занятиям принадлежат, как известно,
уроки изучения нового материала, закрепления знаний, умений и навыков,
проверки и учета приобретенных знаний, умений и навыков, анализа
контрольных работ, обобщения и систематизации выученного, повторение
темы или раздела. Наряду с этими формами обучения в последнее время
широко используются нетрадиционные или нестандартные.
В отечественной педагогике выделяют два основных подхода к
пониманию нетрадиционных форм урока (НФУ).
Первый - отход от четкой структуры комбинированного подхода и
сочетание разнообразных методических приемов. То есть основной формой
учебного процесса все же остается традиционный урок, но в который
обязательно
вносятся
элементы
современных
познавательных способностей учащихся. Это
технологий
развития
шестиуровневое развитие
познавательных способностей, а именно: знание; понимание; применение;
анализ; синтез; оценка. Исходя из этого, более тщательно отбираются
фактический материал к уроку, тексты документов, источники по теме,
задания, тексты. На уроках используются разные виды деятельности:
составление таблиц, опорных конспектов, заполнение карточек, кроссвордов
по различным источникам, дискуссии и рассказы на заданную тему,
подготовка и защита рефератов, игры [30].
Второй - трактует НФУ как инновационные, современные формы
урока, появившиеся в последнее время и имеющие широкое распространение
в современной школе (уроки-конференции, уроки – круглые столы, урокиаукционы, уроки-дискуссии и т. д.). Что касается научной литературы, то
здесь видим тенденцию рассматривать НФУ как формы интерактивного
обучения или учебные занятия в режиме интерактива. Интенсивное общение
– выработка тактики и стратегии взаимодействия, организация совместной
деятельности. Основные виды интерактивного общения – кооперация и
конкуренция. Упор делается на межличностные коммуникации, в основе
которых берется способность индивида встать на позицию другого человека
14
или группы людей, и только с этой позиции оценить свои собственные
действия (самооценка) [2].
По мнению О.В. Трофимовой: «...сам термин «нетрадиционная форма
урока»» требует более конкретной проработки в этимологическом аспекте.
Можно ли, например, говорить о «нетрадиционном уроке», в то время как
именно классно-урочная система, базирующаяся на принципах дидактики
А.А. Каменского, является основой «традиционного обучения» говоря иначе,
может ли урок, традиционная единица учебного процесса, характеризоваться
как «нетрадиционный». Следует сказать, что НФУ применялись в виде так
называемого «Метода проектов» в конце 20-х гг. XX в., что говорит о том,
что НФУ не являются чем-то новым в педагогической практике. Правда, о
том, насколько эффективным оказалось применение этих методов, единого
мнения среди исследователей нет. Так, по мнению Ф.А. Фрадкина:
«негативные последствия этого метода стали одной из причин отказа в
дальнейшем от активных методов обучения в современном понимании» [16].
Иной точки зрения придерживается Н.Г. Осухова, которая считает, что:
«это была законченная педагогическая концепция, полностью адекватная
своим целям и способствующая искусственной социализации ребенка и
проникновению идей «передового класса» в среду». Анализ психологопедагогической и методической литературы, показывают не только споры
вокруг НФУ, но и то, что само понятие «нетрадиционная форма урока» до
сих пор остается крайне расплывчатым. В ряде работ встречается понятие
«нетрадиционный вид уроков» (Е.Е. Вяземский, О.Ю. Стрелова «Методика
преподавания в школе»).
Стоит отметить и множество названий таких как «нестандартный
урок», «нетрадиционные технологии урока». С.В. Кульневич и Т.Н.
Лакоценина используют термин «не совсем обычный урок». По их словам,
отказ от термина «нетрадиционный урок» закономерен; «потому что его
широкое
использование
в
методической
литературе
отличается
от
традиционной организации обучения только внешними, процессуальными
15
средствами активизации познавательной активности». Однако большая часть
исследований все же используют в своих работах термин «нетрадиционный
урок». В частности, авторы методических пособий по истории Е.Е.
Вяземский, О.Ю. Стрелова, И.Н. Ионов, М.В. Короткова, Л.П. Борзова
посвящают ряд своих работ урокам с «нетрадиционными формами обучения»
[3].
Нетрадиционные формы урока осуществляются при обязательном
участии всех учеников класса, а также реализуются с непременным
использованием средств слуховой и зрительной наглядности.
На таких уроках удается достичь самых разных целей методического,
педагогического и психологического характера, которые можно суммировать
следующим образом:
-осуществляется контроль знаний, навыков и умений, учащихся по
определенной теме;
-обеспечивается деловая, рабочая атмосфера, серьезное отношение
учащихся к уроку;
-предусматривается минимальное участие на уроке учителя.
Анализ педагогической литературы позволил выделить несколько
десятков вариантов нетрадиционных уроков. Их названия дают некоторое
представление о целях, задачах, методике проведения таких занятий.
Существует много классификаций нестандартных типов уроков. И. П.
Подласый выделяет несколько десятков типов нестандартных уроков [13]. Их
названия дают представление о целях, задачах, методике проведения таких
занятий:
1. Уроки – «погружения»;
2. Уроки, которые ведут учащиеся;
3. Уроки – лекции «Парадоксы»;
4. Уроки – деловые игры;
5. Уроки – зачеты;
6. Уроки – концерты;
16
7. Уроки – пресс-конференции;
8. Уроки – сомнения;
9. Уроки – диалоги;
10. Уроки – соревнования;
11. Уроки – творческие отчеты;
12. Уроки – формулы;
13. Уроки – ролевые игры;
14. Уроки – конкурсы;
15. Уроки – конференции;
16. Уроки – консультации;
17. Бинарные уроки;
18. Уроки – семинары;
19.Компьютерные уроки;
20. Уроки – обобщения;
21. Интегральные уроки;
22. Уроки с групповыми формами работы;
23. Уроки – фантазии;
24. Уроки – «круговая тренировка»;
25. Уроки взаимообучения учащихся;
26. Уроки – игры;
27. Межпредметные уроки;
28. Уроки творчества;
29. Уроки – экскурсии.
При планировании и организации нетрадиционных форм проведения
уроков технологии, учитель должен опираться на общие дидактические
принципы,
представляющие
определяющие
собой
эффективность
и
основные,
исходные
целесообразность
положения,
педагогической
деятельности. Это принцип систематичности, научности отбора учебного
материала; принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей
17
школьников; принцип связи теории с практикой; принцип сознательности и
активности школьников в различных видах деятельности.
Материал отбирается в соответствии с критериями проблемности,
альтернативности, критичности. Понятно, что данный процесс сложнее,
однако именно такая подготовка к уроку становится интересна и самому
учителю, который тоже становится творческой личностью. Отсюда,
применение нетрадиционных форм уроков – это мощный стимул в развитии,
это разнообразная и сильная мотивация к познаванию нового не только
учеников, но и учителя.
Важным считается периоды подготовки и проведения нетрадиционных
уроков, рассмотрим их:
1. Подготовительный
В нем активное участие принимают и учитель, и учащиеся. Если при
подготовке к традиционному уроку такую деятельность выполняет только
учитель (написание плана-конспекта, изготовление наглядных пособий,
раздаточного материала и т.п.), то во втором случае в значительной степени
задействованы и учащиеся. Они делятся на группы (команды, экипажи и
т.д.). Получают или набирают определенные задания, которые необходимо
выполнить до урока, составление вопросов, кроссвордов, викторин,
изготовление необходимого дидактического материала.
2. Собственно урок (выделяется три основных этапа)
Первый этап: Он является предпосылкой формирования и развития
мотивационной сферы учащихся; ставятся проблемы, выясняется степень
готовности к их решению, к нахождению путей достижения целей урока.
Намечаются ситуации, участие в которых позволит решать познавательные,
развивающие и воспитательные задачи. При проведении урока учитель
учитывает отношение учащихся к оригинальной форме урока; уровень их
подготовленности, возрастные и психологические особенности.
18
Второй этап: Сообщение нового материала, формирование знаний учащихся
в различных «нестандартных» формах организации их мыслительной
активности.
Третий этап: Он посвящен формированию умений и навыков. Контроль
обычно не выделяется во времени, а «растворяется» в каждом из
предшествующих этапов [11].
Нетрадиционные формы урока являются базой принятия учителем
учащихся как субъекта образовательного процесса. Именно такие уроки
прямо нацелены на развитие личности школьников, их творческого
потенциала и мотивационно - ценностной сферы. Вместе с этим, именно
нетрадиционные
уроки
помогают
учащимся
развиваться
творчески,
пробуждая в них интерес, а на этой основе и познавательную активность.
Нетрадиционный урок помогает раскрыть свой творческий потенциал и
учителю. Так, традиционный урок предполагает ведущую роль учителя, а
потому плохо приспособлен для свободного обсуждения и осмысления
материала и не предоставляет ученику возможности раскрыться, а потому
плохо развивает их творческий поиск нового знания [8].
Отсюда, нетрадиционные формы уроков мотивируют, стимулируют и
активизируют такие познавательные процессы учащихся, как внимание,
восприятие,
мышление,
память,
воображение.
Такие
формы
уроков
повышают интерес к предмету практически у всех учащихся. На основе
рождающегося интереса, полученные знания становятся более прочными.
Такие уроки позволяют развивать способности учащихся, гармонично
сочетать эмоциональное и логическое усвоение знаний, за счет чего
учащиеся получают прочные, осознанные и прочувствованные знания. В
связи с этим, рождается творчески активная личность, заинтересованная во
все более самостоятельном поиске нового учебного материала.
Роль нетрадиционных уроков еще и в том, что посредством таких
уроков гораздо активнее и быстрее происходит возбуждение познавательного
интереса, мотивов в игре гораздо больше, чем в обычной учебной
19
деятельности. Большая роль нетрадиционных форм заключается также в том,
что на этих уроках также идет большая воспитательная работа. Самое
главное
–
нетрадиционные
уроки
дают
возможность
преодолеть
укоренившиеся стереотипы, изменить привычные способы общения, сделать
изучаемый материал более наглядным, ярким, что, в свою очередь, позволяет
создать
наиболее
благоприятные
условия
для
более
глубинного,
эмоционального восприятия нового материала, усвоения его сути и
содержания. Эти уроки оригинальны по замыслу, структуре и сюжету, по тем
находкам,
которые
позволяют
говорить
об
этих
уроках
как
о
нетрадиционных, творческих, авторских [7].
При использовании нетрадиционных форм урока:
- расширяется кругозор учащихся за счет привлечения их к поиску
дополнительного материала из разных источников;
- реализуются межпредметные и внутри предметные связи;
- расширяется учебная зона;
- организуется коллективная работы учеников;
- формируются личностные качества личности: умение планировать
собственную
деятельность,
ответственность
коммуникативные
за
предвидение
последствия
склонности
своей
и
результатов
работы,
способности,
своей
работы,
организаторские
и
самостоятельность,
коммуникативность, коллективизм;
- мотивация к эффективной учебной деятельности [9].
Таким образом, роль нетрадиционного обучения в образовании велика,
поскольку применение таких форм обучения позволяет значительно
расширить поле деятельности учителя, отойти от строгих рамок урока,
значительно
разнообразить
учебную
деятельность,
способствуют
повышению интеллектуальной активности учащихся и эффективности урока.
Выбор конкретных педагогических технологий обусловливается целевой
ориентацией, содержанием, индивидуализацией обучения и технической
оснащенностью образовательного учреждения. Погружение в мир знаний
20
происходит при активном участии самого ученика. Он ищет, пробует,
ошибается – именно этот процесс развивает его личность и становится
собственным опытом.
1.3. Методика применения нетрадиционных видов обучения на
уроке технологии
Рассмотрев
нетрадиционные
виды
обучения,
изучив
методики
российских и зарубежных авторов, остановимся на классификации И. П.
Подласого. В список нетрадиционных уроков которого , входит урок- игра.
Именно этот вид занятия, выбран для планируемого исследования.
Игра в любую историческую эпоху привлекала к себе внимание
педагогов. В ней заключена реальная возможность, воспитывать и обучать
ребенка в радости Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци пытались развить
способности детей в соответствии с законами природы и на основе
деятельности,
стремление
которой
присуще
всем
детям.
Центром
педагогической системы Ф. Фребеля является теория игры [12].
По Ф. Фребелю, детская игра – «зеркало жизни» и «свободное
проявление внутреннего мира. Игра – мостик от внутреннего мира к
природе». Природа представлялась Ф. Фребелю в виде единой и
многообразной сферы.
Д. Ушинский склонялся к пониманию необъятных творческих
способностей человека. Он отделял учение от игры и считал его непременной
обязанностью школьника. «Учение, основанное только на интересе, не дает
окрепнуть самообладанию и воле ученика, так как не все в учении интересно
и придет многое, что надобно будет взять силой воли». Однако, соглашаясь с
необходимостью волевых усилий при обучении, не будем снижать и
значение игры и интереса [25].
Значение игры в развитии и воспитании личности уникально, так как
игра позволяет каждому школьнику ощутить себя субъектом, проявить и
21
развить свою личность. Есть основание говорить о влиянии игры на
жизненное самоопределение школьников, на становление неповторимой
личности.
Участие школьников в таких играх способствует их развитию
настойчивости, стремлению к успеху и различные мотивационные качества.
Игровая
ситуация
помогает
снять
чувство
усталости,
усиливает
непроизвольное запоминание, в игре ярче и полнее раскрываются
способности детей, их индивидуальность. Использование при изучении
технологии игровых ситуаций способствует повышению у школьников
интереса
к
изучаемому
наблюдательность,
материалу,
сообразительность,
развивает
память,
внимание,
чувство
времени,
точность,
координацию движений и пространственные представления.
Игровые формы уроков позволяют расти как ученикам, так и учителю.
Игра является любимой формой работы учащихся на уроке. Лучше
усваиваются те темы, в которых использовались игры. В процессе игровой
деятельности, учащиеся имеют возможность практического применения
умений и навыков, полученных на уроках. Технология игровых форм
обучения легко воспринимается и ее можно применять любым учителямпредметникам. У каждой науки, учебного предмета есть своя занимательная
сторона, есть большое количество игр и игровых форм. В трудовом обучении
и организации общественно полезного, производительного труда учащихся
следует шире использовать привлекательные для них игровые формы [22].
Один из основных элементов игры - дидактическая задача, которая
определяется целью обучающего и воспитательного воздействия. Наличие
дидактической задачи или нескольких задач подчеркивает обучающий
характер игры, направленность обучающего содержания на процессы
познавательной деятельности детей.
Игровые действия - основа игры. Чем разнообразней игровые действия,
тем
интереснее
для
детей
сама игра
и
тем
успешнее
решаются
познавательные и игровые задачи. Игровые действия способствуют
22
познавательной активности учащихся, дают им возможность проявить свои
способности, применить знания и умения для достижения целей игры [23].
Правила игры. Их содержание и направленность обусловлены общими
задачами формирования личности ребенка, познавательным содержанием,
игровыми задачами и игровыми действиями в их развитии и обогащении. В
дидактической игре правила являются заданными. С помощью правил
педагог
управляет
игрой,
процессами
познавательной
деятельности,
поведением детей. Правила игры имеют обучающий, организационный,
формирующий характер, и чаще всего они разнообразно сочетаются между
собой. Правила влияют и на решение дидактической задачи - незаметно
ограничивают действия детей, направляют их внимание на выполнение
конкретной задачи учебного предмета.
Подведение итогов - результат подводится сразу по окончании игры.
Это может быть подсчет очков; выявление детей, которые лучше выполнили
игровое
задание;
определение
команды-победительницы.
При
этом
необходимо отметить достижения каждого ребенка, подчеркнуть успехи
отстающих детей [26].
Перед проведением игры надо доступно изложить сюжет, распределить
роли,
поставить
перед
детьми
познавательную
задачу,
подготовить
необходимое оборудование. В процессе подготовки и проведения игры
каждый ученик должен иметь возможность для самоутверждения и
саморазвития. Учитель обязан помочь ученику стать в игре тем, кем он
может стать, показать ему самому его лучшие качества, которые могут
раскрыться в динамике общения.
При организации игры немаловажен правильный подбор заданий и
разработка критериев оценки деятельности учащихся. Причем, подбор
заданий может быть произведен учителем самостоятельно или совместно с
учащимися
(например,
они
могут
готовить
задания
для
команды
соперников). Успех игры зависит также и от атмосферы, от настроения в
23
данный момент в группе. Если состояние ребят не соответствует настроению
игры, лучше отложить ее для другого случая.
Игра, игровой элемент на уроке - это возможность такой организации
учебного труда детей, которая, не требуя слишком продолжительных усилий,
делает процесс обучения привлекательным, а, как известно, процесс
преодоления препятствий, трудностей развивает волю ребенка. Через игру
ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать,
обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме,
способствует конкретизации изучаемого материала. Применяемый на уроках
игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с
темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный
характер.
Глава 2. Развитие творческих способностей учащихся на примере
муниципального образовательного учреждения гимназии №45.
2.1. Характеристика образовательного учреждения гимназия №45
Объектом нашего исследования и местом прохождения практики стало
муниципальное образовательное учреждение гимназия №45. Гимназия была
основана в 1951 году, и является некоммерческой организацией, реализует
общеобразовательные программы начального общего, основного общего,
среднего общего образования. Местонахождение МОУ гимназии № 45:
основной корпус 681016, Хабаровский край, г. Комсомольск-на-Амуре, ул.
Дзержинского, д. 12.
24
МОУ гимназия № 45 расположена в Центральном округе города
Комсомольска-на-Амуре.
МОУ
гимназия
№
45
(свидетельство
о
государственной аккредитации № 594 от 21.04.2015г., срок действия – до
21.04.2027г.) осуществляет образовательный процесс в соответствии с
уровнями общеобразовательных программ трех ступеней образования:
1 ступень - начальное общее образование (срок освоения 4 года).
2 ступень - основное общее образование (срок освоения 5 лет).
3 ступень – среднее общее образование (срок освоения 2 года).
Образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего
общего
образования
являются
преемственными:
каждая
последующая программа базируется на предыдущей. Содержание общего
образования в МОУ гимназии № 45 определяется образовательной
программой, разрабатываемой, принимаемой и реализуемой самостоятельно.
Основные общеобразовательные программы начального общего, основного
общего
и
среднего
федерального
общего
образования
государственного
обеспечивают
образовательного
реализацию
стандарта,
образовательных потребностей и запросов, обучающихся и включают в себя
учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин
(модулей) и другие материалы, обеспечивающие духовно-нравственное
развитие, воспитание и качество подготовки обучающихся.
Исходя из указанных принципов, МОУ гимназия № 45 работает по
программам:
- общеобразовательным – начального общего, основного общего,
среднего общего образования;
- углублённого изучения отдельных предметов;
- дополнительного образования;
- индивидуальным, для более способных обучающихся.
9-е классы, реализующие образовательные программы основного
общего образования, являются предпрофильными, обеспечивают психолого25
педагогическую поддержку в проектировании вариантов продолжения
обучения.
Исходя из запросов, обучающихся и их родителей (законных
представителей), при наличии соответствующих условий в гимназии
реализуется профильное обучение в 10 - 11 классах по различным
направлениям.
Структура «Учреждения»:
-
прогимназические
классы
(1
-
4
классы)
–
реализующие
образовательные программы начального общего образования, адаптирующие
обучающихся к обучению в гимназических классах;
-
гимназические
образовательные
классы
программы
(5
-
основного
11
классы)
общего
и
–
реализующие
среднего
общего
образования на уровне государственного образовательного стандарта;
- предпрофильные классы (9 классы) - реализующие образовательные
программы основного общего образования, пропедевтические, профильные
курсы
обеспечивающие
психолого-педагогическую
поддержку
в
проектировании вариантов продолжения обучения;
- профильные классы (10 - 11 классы) - реализующие базовые
общеобразовательные курсы федерального компонента, направленные на
завершение общеобразовательной подготовки обучающихся; профильные
общеобразовательные курсы федерального компонента повышенного уровня,
определяющие специализацию каждого профиля; обязательные (элективные)
курсы по выбору обучающихся из компонента образовательной организации,
входящие в состав профиля обучения;
- классы с углубленным изучением предметов, реализующие
образовательные программы начального общего, основного общего и
среднего
общего
образования,
превышающие
государственный
образовательный стандарт.
Компонент
общеобразовательного
учреждения
третьей
ступени
обучения наполнен элективными предметами, которые создают возможность
26
для развития учащихся с учетом их личностных качеств в процессе обучения
гимназической подготовки, дающей профессиональную ориентацию:
- Мировая художественная культура – 10АБ, 11АБ;
- 3D моделирование (на базе КнАГУ) – 10А;
- Обо всем, но на английском (на базе КнАГУ) – 10Б
- Основы современного российского права (на базе КнАГУ) – 10Б.
Одной из ключевых задач гимназии при организации учебного
процесса
является
реализация
индивидуальных
образовательных
потребностей, обучающихся с выстраиванием личностно-ориентированной
траектории обучения и воспитания.
Дополнительное
образование
осуществляется
по
программам
следующих направленностей: военно-патриотической, культурологической,
социально-общественной, физкультурно-спортивной, научно-технической,
естественно-научной, художественно-эстетической.
Миссия гимназии заключается:
- по отношению к учащимся и педагогам - в предоставлении каждому
сферы деятельности, необходимой для реализации интеллектуальных и
творческих способностей, формирования потребности в непрерывном
самообразовании, активной гражданской позиции, культуры здоровья,
способности к социальной адаптации;
- по отношению к родителям - в вовлечении их в совместную с ОУ
деятельность;
- по отношению к социуму – в повышении культуры.
Учебный план МОУ гимназии № 45 состоит из пояснительных записок,
учебных
нагрузок
деятельности,
по
параллелям
учебно-методического
и
классам,
обеспечения
планов
внеурочной
начального
общего,
основного общего и среднего общего образования. В учебном плане находят
воплощение Образовательные программы начального общего, основного
общего и среднего общего образования и Программа развития гимназии.
Учебный
план
составлен
с
целью
27
дальнейшего
совершенствования
образовательного процесса, повышения качества обучения обучающихся,
обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого
образовательного пространства, а также с учётом гигиенических требований,
предъявляемых к условиям обучения и воспитания обучающихся и
сохранения их здоровья. Учебный план гимназии реализует принципы
вариативности, непрерывности, преемственности и светскости в обучении.
Общая численность педагогических работников, в том числе: 59
человек
Численность
педагогических
работников,
имеющих
высшее
образование 58 человек.
Численность
педагогических
работников,
имеющих
высшее
образование педагогической направленности (профиля) - 58 человек.
Численность
педагогических
работников,
имеющих
среднее
имеющих
среднее
профессиональное образование - 1 человек
Численность
педагогических
работников,
профессиональное образование педагогической направленности (профиля) 1 человек.
Численность педагогических работников, которым по результатам
аттестации присвоена квалификационная категория - 41 человек, высшая - 22
человека, первая - 19 человек.
Численность педагогических работников, педагогический стаж работы
которых составляет 27 человек, до 5 лет - 11 человек.
Свыше 30 лет - 16 человек. Численность педагогических работников в
возрасте до 30 лет - 8 человек.
Численность педагогических работников в возрасте от 55 лет - 18
человек.
Численность
работников,
педагогических
прошедших
за
и
административно-хозяйственных
последние
квалификации/профессиональную
5
переподготовку
лет
по
повышение
профилю
педагогической деятельности или иной осуществляемой в образовательной
организации деятельности - 59 человек.
28
2.2. Алгоритм разработки урока по технологии с применением
нетрадиционного вида обучения
Урок разрабатывался на базе гимназии №45, в 7 «А» классе, и является
контрольным
занятием
закрепления
знаний,
согласно
календарно-
тематическому плану таблица 1.
Таблица 1 – Календарно-тематическое планирование уроков технологии в 7
классе
№
Наименование
разделов и тем
1
Технологические 2
и декоративные
свойства
древесины
Виды и способы 2
соединений
деталей
в
изделиях
из
древесины
Шиповые
2
соединения
деталей
2
3
Колво
часов
Характеристика деятельности учащихся
Виды
контроля,
измерители
Пр/р «Выбор породы древесины, вида Фронт. опрос.
пиломатериалов и заготовок для Тест.
изготовления изделия.
Пр/р «Изготовление деталей изделия с Опрос, тест
применением ручных инструментов и
технологических машин»
Пр/р « Соединения деталей изделия на Тест
шипах с использованием ручных
инструментов»
Продолжение таблицы 1
4
5
6
7
Контрольное
занятие
по
пройденным
темам
Графическое
изображение
деталей
Общие сведения о
сборочных
чертежах
Спецификация
составных частей
и материалов
2
Работая в группе, учащиеся отвечают Урок-игра,
на вопросы по пройденным темам.
«Своя игра»
2
Пр/р
«Чертеж
разъемного
неразъемного соединения»
2
Пр/р «Определение видов, разрезов, С/р
сечений,
которыми
представлен
чертеж»
Пр/р «Чтение сборочного чертежа по Фр. опрос
спецификаии»
2
29
и С\р. Тест. Пр/
р
8
Правила чтения 2
сборочных
чертежей
Пр/р
«Выполнение
несложного Фр.
сборочного
чертежа
типового Тест
соединения из нескольких деталей»
опрос.
Тема «Контрольное занятие по пройденным темам» является четвертой
темой в плане, которая относится к типу контроля, оценки и коррекции
знаний, который мы провели в форме игры.
В начале разработки урока мы составили технологическую карту, которая
представлена ниже таблица 2.
Таблица 2 – Технологическая карта урока
Этап урока
учебная ситуация
Управляющая
Учебная
Результат
деятельность педагога деятельность
(педагогические
учащихся,
действия)
учебные действия
I. Этап мотивации, постановки целей и задач урока
Этап
мотивации - приветствие
- эмоциональный
(ситуация мотивации)
проверка
явки настрой на урок
Цели этапа:
учащихся
проявление
- настроить учащихся к - заполнение учителем эмоционального
учебной деятельности и классного журнала
отношения
в
на получение новых - проверка готовности учебнознаний
учащихся к уроку
познавательной
- создать условия для - настрой учащихся на деятельности
мотивации у ученика работу
высказывают
внутренней потребности Организует
учебный суждения
о
включения в учебный диалог, направленный ценности знания,
процесс.
на
осознание приобретения
практической
опыта
по
значимости
сегодняшней теме
сегодняшней темы
Продолжение таблицы 2
Этап
целеполагания
(ситуация
целеполагания)
Цели
этапа:
-сформулировать цели
занятия
Организует
учебный
диалог, направленный
на
разграничение
знания и незнания
-формулирование
целей урока
-фиксируют
границу
между
знанием
и
незнанием
формулируют
цель урока
-формулируют
личную
цель,
учебную задачу
Этап
целеполагания
Определяет способы -фиксируют
(ситуация планирования достижения цели
условия, способы
УД)
- ответы на вопросы и
средства
30
Сформулирована
общая
цель
урока
через
результат
УД
учащихся
Сформулирована
учебная задача
Цели этапа:
-сформулировать
работы
игры
выполнения УД,
критерии оценки
план
II. Основной этап урока ( решения учебной задачи)
Этап решения учебной Организует
Выполняют УД в Решена учебная
задачи
(ситуация выполнение
УД процессе решения задача,
реализации
учебных школьниками
в учебной задачи
выполнены УД
действий)
соответствии с планом -осуществляют
Цели этапа:
решения
учебной сотрудничество;
Ответы
на вопросы задачи
ответы
игры.
учащихся
III. Контроль, оценка. Подведение итогов.
Этап контроля и оценки Организует
вывод.
(ситуация
реализации Осуществляет
контроля и оценки)
самоконтроль
и
Цели этапа:
контроль, рефлексию.
-тренировать
способность
к
самоконтролю
и
самооценки
-организовать фиксацию
ранее изученных тем
ответы Оценка учебной
учащихся
деятельности.
делают Выводы.
самоконтроль по
критериям
оценки,
рефлексию.
Сценарий урока
Класс: 7 «А»
Продолжительность учебного занятия: 90 минут
Тип учебного занятия: Урок обобщения и воспроизведение полученных
ранее знаний (урок с применением игровых технологий)
Цель: Обобщить знания.
Оборудование:
- канцелярские принадлежности;
- компьютер;
- мультимедийный проектор;
- экран;
Правила игры:
- В игре принимают участие две команды учащихся.
- В игре 5 категорий (древесина; металл; инструменты; изделия;
машиноведение).
31
- Вопросы в каждой категории оцениваются по-разному (10, 20, 30, 40
или 50 баллов)
- Отвечать поочередно. При незнании ответа вопрос аннулируется, а не
переходит другой команде.
- Если команде достался «Кот в мешке», она обязана передать его
сопернику.
Рефлексия (5 мин)
Для оценки эффективности собственной работы на уроке, учащимся
раздается бланк с вопросами.
Выставление оценок
2.3. Результаты проведенного урока по теме: «Контрольное
занятие по пройденным темам»
Урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е.
как форма обучения, но и как деятельность ученика, т.е. как форма учения.
Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором
психологический,
педагогический,
содержательный,
методический
и
предметный аспекты тесно взаимосвязаны.
Ниже приведена «Карта аспектного анализа и самоанализа урока»,
которая позволит самостоятельно оценить степень соответствия организации
урока требованиям ФГОС ООО, современным требованиям к уроку и сделать
вывод о его эффективности. Данный вид анализа проводиться с целью
оценки отдельных элементов урока.
Таблица 3 – Карта аспектного анализа и самоанализа урока
Параметры урока
Критерии оценки
Оцениван
ие
Определение темы Учитель сообщает тему. Этап целеполагания 0
урока. Постановка отсутствует
целей и задач
Определение
темы
и
целеполагание 1
осуществляется только учителем
В процессе формулирования темы, определения 2
цели и задач принимают участие обучающиеся
32
Оценка
учителя
1
Планирование
деятельности.
Осуществление
практической
деятельности
Этап планирования отсутствует. Деятельность
по плану не осуществляется. Учащиеся
выполняют ряд задач
Работа ведется по плану, предложенному
учителем
Учитель
организует
планирование
обучающимися
способов
достижения
намеченной
цели.
Учебные
действия
осуществляются по намеченному плану
Форма
Применяется фронтальный метод организации
взаимодействия при деятельности.
Оценка
результатов
осуществлении
деятельности обучающихся не осуществляется
практической
ни в какой форме
деятельности
Применяется преимущественно фронтальный
0
1
1
2
0
1
метод организации деятельности. Учитель
осуществляет контроль и коррекцию хода и
результатов.
Оценка
результатов
осуществляется только учителем
Учитель
организует
деятельность 2
обучающихся,
применяя
групповой
и
индивидуальный
методы.
Обучающиеся
самостоятельно
формируют
возникшие
затруднения и осуществляют их коррекцию.
Применяются
формы
самоконтроля
и
взаимоконтроля.
Оценка
результатов
осуществляется не только учителем, но и
обучающимися(самооценка, взаимооценка).
Подведение итогов Подведение
итогов
деятельности
не 0
деятельности
осуществляется ни в коем виде
2
Учитель выясняет у обучающих, что они 1
узнали, запомнили
Учитель организует рефлексию
2
2
Продолжение таблицы 3
Формирование
УУД
В течение всего урока формирование УУД не 0
организовано учителем, идет работа только на
предметный результат
В течение всего урока педагог лишь единожды 1
целенаправленно способствовал формированию
универсального учебного действия
В течение всего урока педагог целенаправленно 2
способствовал формированию не менее двух
универсальных учебный действий
33
2
Итого баллов:
8
Общий балл по карте аспектного анализа и самоанализа урока составил
8 баллов из 10, потому - что определение темы урока и целеполагание
осуществлялось только учителем, а работа велась по плану, предложенному
учителем.
Для оценки эффективности собственной работы на уроке, учащимся
было предложено заполнить таблицу, которая представлена ниже. Для этого
был подготовлен раздаточный материал, таблица с вопросами, где
предлагалось 6 вариантов ответа.
Таблица 4 – Рефлексия учащихся на уроке
Отвечать
на
вопросы учителя по
теме
Работать в группе
Высказывать
мнения
Аргументировать
мнения
Работать
с
раздаточным
материалом
Применение урокаигры для меня был
Мне понравился/не
понравился
урок,
потому что
трудно
легко
3
9
2
5
2
1
9
интересно понятно
непонятно Свой
вариант
8
6
3
1
8
3
12
10
Понравился2
В опросе участвовало 12 учащихся, из них на 1 вопрос ответили:
«трудно» - 3 чел., «легко» - 9 чел., на 2 вопрос «трудно» ответило – 2 чел.,
«легко» - 2 чел., «интересно» - 8 чел., на 3 вопрос «трудно» ответило – 5 чел.,
«легко» - 1 чел., «интересно» - 6 чел., на 4 вопрос «трудно» ответило – 9 чел.,
«интересно» - 3 чел., на 5 вопрос «легко» ответил – 1 чел., «интересно» - 8
чел., «понятно» - 3 чел., на 6 вопрос «интересно» ответило – 12 чел., на 7
вопрос «интересно» ответило – 10 чел., «понравилось» - 2 чел.
34
12
10
8
6
4
2
0
1 вопрос
2 вопрос
трудно
3 вопрос
легко
4 вопрос
интересно
5 вопрос
понятно
6 вопрос
7 вопрос
понравилось
Рисунок 1. – Результаты рефлексии учеников на уроке
В таблице 5 представлен анализ по формированию УУД.
Таблица 5 – Анализ (самоанализ) действий учителя по формированию УУД
учащихся на уроке технологии
1.Перечень действий учителя по формированию
регулятивных УУД
Учу определять цель урока
Учу определять план действий
Учу формулировать алгоритм выполнения задания
Учу действовать по выбранному плану
Учу находить рациональные способы работы
Учу описывать желаемый результат
Учу способам самопроверки
Учу способам взаимопроверки
Другое
При
помощи
+
+
+
+
Самосто
ятельно
Группо
вая
+
+
+
+
Продолжение таблицы 5
2.Перечень действий учителя по формированию При
познавательных УУД
помощи
Учу осмысливать, какая информация нужна для решения +
задач
Учу искать информацию в разных источниках
Учу читать и составлять кроссворды, схемы, тесты
Учу создавать модели с выделением существенных
35
Самосто
ятельно
+
+
+
характеристик объекта и представлением их в
пространственно-графической или знаково-символической
форме
Учу решать задачу/проблему разными способами и
выделять наиболее оптимальный
Учу называть существенные признаки объектов и явлений
Учу находить в действиях причину ( из-за чего, почему) и
следствие (поэтому, из-за этого)
Учу анализировать
Учу выделять главную мысль
Учу обобщать
Учу выделять и формулировать проблему
Учу делать выводы
Другое
3.Перечень действий учителя по формированию
коммуникативных УУД
Учу задавать вопросы/отвечать на вопросы
Учу убеждать другого человека
Создаю ситуацию для обсуждения
Учу передавать содержание в сжатом, выборочном или
развернутом виде
Учу критически относиться к своей позиции и признавать
свою неправоту
Учу строить монологическое высказывание
Учу работать в группе
Учу вносить вклад в совместное действие
Другое
+
+
+
+
+
+
+
+
При
помощи
Самосто
ятельно
Группо
вая
+
+
+
+
+
+
+
+
При формировании регулятивных УУД ученики при помощи учителя
учились определять цель урок, план действий, формулировать алгоритм
выполнения задания и действовать по выбранному плану. При работе в
группе, ученики учились находить рациональные способы работы, описывать
желаемый результат, учились способам самопроверки и взаимопроверки.
При формировании познавательных УУД учащиеся при помощи
учителя учатся осмысливать, какая информация нужна для решения задач,
учатся называть существенные признаки объектов и явлений, находить в
действиях причину и следствие, анализировать, выделять главную мысль.
Так же учатся обобщать, выделять, формулировать проблему и делать
выводы. Самостоятельно учащиеся ищут информацию по теме в разных
источниках. А в группе учатся читать и составлять кроссворды, схемы,
тесты; создавать модели с выделением существенных характеристик объекта
36
и
представлением
их
в
пространственно-графической
или
знаково-
символической форме, и учатся решать задачу разными способами и
выделять наиболее оптимальный.
При формировании коммуникативных УУД учащиеся при помощи
учителя учатся создавать ситуацию для обсуждения; передавать содержание
в сжатом, выборочном или развернутом виде и строить монологическое
высказывание. А при работе в группе, учатся задавать вопросы, отвечать на
вопросы; убеждать другого человека; учатся критически относиться к своей
позиции и признавать свою неправоту; работать в группе и вносить вклад в
совместное действие.
Оценивание работы учащихся на уроке, представлено в таблице 6.
За каждое выполненное задание ученик получил определенное количество
баллов. Максимум за работу на уроке можно было получить – 30 баллов, из
которых за активность – 10 баллов; за поведение – 5 баллов; за знание
материала - 15 баллов. 30 баллов соответствует оценке 5. От 25 до 18 баллов
оценка – 4, от 17 до 11 баллов оценка – 3. Ученик, набравший менее 10
баллов получает отметку – 2.
Таблица 6 – Критерии оценивания учащихся на уроке
Сумма баллов
Оценка
30
5
25-18
4
17-11
3
10-0
2
Пройдя тест, и посчитав баллы за выступление, из 12 учащихся были
получены следующие результаты:
- оценку отлично получили 7 человек;
- оценку хорошо получили 3 человека;
- оценку удовлетворительно заработали 2 человека.
Результаты оценивания представлены на рисунке 2.
37
Оценки
12
10
8
6
4
2
0
отлично
хорошо
удовлетворительно
оценка
Рисунок 2. – Результаты учебной деятельности школьников
Проанализировав данный урок по технологии, мы выяснили что тема
урока и целеполагание осуществлялось только учителем, а работа велась по
плану. Была организована деятельность учащихся с применением групповой
формы. Урок закрепления и оценки знаний был разработан учителем, с
применением нетрадиционной формы занятия, урок-игра «Своя игра».
Была организована рефлексия в виде листа самооценки, что помогло
оценить урок со стороны учащихся. В течении нетрадиционного урока были
сформированы
познавательные,
регулятивные,
коммуникативные,
развивающие УУД.
Вопросы игры, учащиеся выполняли хорошо, так как это был урок
закрепления знаний, они заранее подготовились к нему. Все получили
высокий балл, значит можно сказать что учебный материал был полностью
усвоен обучающимися.
Удалось установить контакт с учениками, создать обстановку доверия.
Учащиеся активно работали в группах, взаимодействуя между собой,
обсуждали вопросы и делились своими знаниями в команде.
Применение на уроке нетрадиционного вида обучения, в нашем случаи
урок - игра, благоприятно отражается на деятельности учащихся. Ребятам
38
было интересно отвечать на вопросы, которые были представленные в
непривычной для них форме. Присутствовал соревновательный компонент на
занятии, учащимся важно было правильно отвечать на вопросы, и заработать
максимум баллов для своей команды.
Эмоциональный фон общения на уроке можно охарактеризовать как
положительный. Общение носило диалогический характер. Уважительно и
внимательно были выслушаны все, кому было важно высказать свое мнение
по тому или иному вопросу; поддержка обучающихся при ответе
осуществлялось как вербально, так и не вербально.
Заключение
Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения
учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную
форму проведения занятия.
39
Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм,
ответственность, социальную компетентность, укреплять физическое и
психологическое здоровье ребенка. Именно по этой причине, данная тема в
настоящее
время
очень
актуальна.
Нетрадиционный
урок
–
это
импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.
Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов
показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают
интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения. Причем,
формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем
как специальная задача. Использование нетрадиционных уроков в школе
помогает обеспечить благоприятный климат в классе, эмоциональную
устойчивость и, следовательно, профилактику хронических заболеваний у
школьников.
В данной работе мы изучили теоретические основы заявленной темы,
которые рассматриваются в первой главе. Ознакомились с требованиями к
технологическому образованию и воспитанию согласно ФГОС. Изучили
труды российских и зарубежных авторов, таких как О.В. Трофимова, А.А.
Каменский И.П. Подласый, Г.В. Селевко, Ф.А. Фрадкина, Н.Г. Осухова, С.В.
Кульневич, Т.Н. Лакоценин. И рассмотрев все виды нетрадиционного
обучения, мы остановились на классификации И.П. Подласого.
Для данной работы из всех видов нетрадиционных уроков, мы выбрали
урок - игра. И пришли к выводу что она имеет ряд преимуществ. Игры
оказывают сильное эмоциональное воздействие на учащихся, формируют
многие умения и навыки: прежде всего коммуникативные, умение работать в
группе, принимать решения, брать ответственность на себя. Они развивают
организаторские
способности,
воспитывают
чувство
сопереживания,
стимулируют взаимовыручку в решении трудных проблем.
Во
второй
главе
курсовой
работы
мы
дали
характеристику
образовательного учреждения гимназии № 45. Цель образования в гимназии
№45 заключается в удовлетворении потребности личности и общества в
40
качественном
образовании
интеллектуально-творческого
учащихся,
создании
повышенного
и
условий
уровня,
в
духовно-нравственного
для
их
саморазвития
и
развитии
потенциала
жизненного
самоопределения.
Разработка нетрадиционного урока по технологии – урок-игра, показал,
что он благоприятно влияет на учебный процесс учащихся. Сравнивая
традиционный урок, и занятие, которое мы провели, можно сказать что
применение нетрадиционных видов обучения имеет ряд преимуществ. Оно
влияет на развитие коммуникативных, личностных универсальных учебных
действий. Игра удовлетворяет многие потребности ребенка: потребность
выплеснуть накопившуюся энергию, развлечься, испытать наслаждение от
самого
процесса
игры,
насытить
свое
любопытство,
исследовать
окружающий мир, выразить свои желания. На уроках технологии игровые
методы использовать нужно, так как игровая ситуация помогает снять
чувство усталости, усиливает непроизвольное запоминание, в игре ярче и
полнее раскрываются способности детей, их индивидуальность.
Проанализировав урок, можно сказать что он прошел успешно.
Закрепление учебного материала было осуществлено и были обобщены
знания по пройденным темам. На протяжении всего урока сохранялась
мотивация, положительный настрой, интерес и работоспособность учащихся.
Для оценки эффективности собственной работы учащихся, в конце урока
была организована рефлексия в виде письменных вопросов. Изучив
результаты опроса, мы выяснили, что учащимся понравилось занятие «Своя
игра», и данный вид урока можно использовать для закрепления пройденных
тем.
Можно считать, что поставленные цели и задачи в ходе исследования
МОУ гимназии № 45 на уроке технологии, были выполнены.
Библиографический список
41
1. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и
применяем: учеб, - метод. пособие / авт. Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО
ИППК РО, 2014. - 58 с. ISBN: 568-9-02-021012-8
2. Афанасьева Т.П., Ерошин В.И., Немова Н.В., Пуденко Т.И. Профильное
обучение в школе: модели, методы, технологии. Пособие для руководителей
образовательных учреждений. - М.: Классикс Стиль, 2006. - 592 с. ISBN:7785-03-0658025-7
3. Бабина Н.Ф. Выполнение проектов : учебно-методическое пособие. 2-е
изд., перер. / Н.Ф. Бабина. – Воронеж : ВОИПКРО, 2005. – 64 с. ISBN:996-803-569875-4
4. Бабина Н.Ф. Контроль и оценивание качества обучения по «Технологии» :
учебно-методическое пособие / Н.Ф. Бабина. – Воронеж : ВОИПКиПРО,
2012. – 183 с.
5. Байбородова Л. В. Проектная деятельность школьников в разновозрастных
группах: пособие для учителей общеобразовательных организаций / Л. В.
Байбородова, Л. Н. Серебренников. – М.: Просвещение, 2013. – 175 с.ISBN:
978-5-09-027011-3
6. Бешенков А.К. Технология. Методика обучения технологии. 5-9 кл.: метод.
пособие / А.К. Бешенков, А.В. Бычков, В.М. Казакевич, С.Э. Маркуцкая. – М.
: Дрофа, 2003
7. Владимир Янушевский: Методика и организация проектной деятельности
в школе. 5-9 классы. Методическое пособие Изд-во Владос, 2018 г., ISBN:
978-5-907013-18-6
8. Галямова Э.М. Выгонов В.В. Методика преподавания технологии. - М:
Издательский центр «Академия», 2014. ISBN: 978-5-4468-0496-2
9. Глухарева, О. Г. Влияние проектного обучения на формирование
ключевых компетенций у учащихся старшей школы // Стандарты и
мониторинг в образовании. – 2014. - № 1. – С. 17-24
10. Гузеев В. В. "Метод проектов" как частный случай интегративной
технологии обучения.//Директор школы. - 1995. - № 6, - С. 39-48.
42
11. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М.:
Сентябрь, 1996. - 112 с.
12.
Дубровская
Л.И.
Метод
проектов
в
образовательной
области
«Технология». - М.: МИПКРО, 1999. - 35 с.34.ISBN :645-2-6950-0278-7
13. Игорь Сергеев: Как организовать проектную деятельность учащихся.
Практическое пособие для работников. Издательство: АРКТИ, 2012 г. ISBN:
5-89415-400-6
14. Ирина Комарова: Технология организации проектно исследовательской
деятельности школьников в условиях ФГОС. Издательство: Каро, 2015 г.
ISBN: 978-5-9925-0986-1
15.
Катерина
Поливанова:
Проектная
деятельность
школьников.
Издательство: Просвещение, 2010 г. ISBN: 978-5-09-016135-0
16. Макарова А.Ю. Дидактические игры для проверки знаний // Школа и
производство. – 2002. - №3, с. 37 – 40.
17. Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников в условиях
технологического образования / Под ред. В.В. Рубцова. - Мозырь: РИФ
«Белый ветер», 2000. - 286 с. ISBN: 879-5-03-702351-7
18. Научно-технический прогресс. Словарь: [Текст] / Под ред. Р.Г. Яновского
и др. - М.: Политиздат, 1987. - 366 с.
19. Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования: Учебное пособие. Под ред. Е.С. Полат.-М.:Академия, 2000.272с.
20. Норенкова, Н.А. Проектирование педагогических технологий в системе
повышения квалификации специалистов профессиональной школы // Дис.
канд. пед. наук. - Магнитогорск, 1999. - 201 с. ISBN:895-4-04-784632-4
21.
Организация
проектной
деятельности
обучающихся:
Учебнометодическое пособие. Авт.-сост. А.М. Уколова - Курган: ИПК, 2005.
С.108.
22.
Психологические
аспекты
проектной
деятельности:
программы,
конспекты занятий с учащимися / авт. - сост. Н.Л. Куракина, И.С. Сидорук. 43
Волгоград: Учитель, 2010. - 191 с. ISBN: 978-5-91651-027-0,978-5-7057-26912
23. Сафрис О.И., Таморчак Д.Я. Деловые игры при изучении технологии //
Школа и производство. – 1999
24. Сидоров О. В., Смирнов С. А. Об организации проектной деятельности
учащихся на уроках технологии / Молодой ученый. - 2016.- №6.2. - С. 9397.35
25. Советский энциклопедический словарь. Гл. ред. А.М. Прохоров. - 2-е
изд.- М.: Сов. энциклопедия, 1982. - 1600 с. ISBN:784-1-45630-658230-7
26. Столяренко Л.Д., Столяренко В.Е. Психология. Серия “Учебники,
учебные пособия” – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 448 с. ISBN: 142-3-05458962-98
27. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и
учащегося в современной школе. - М.: Сентябрь, 1998. 144 с.
28. Шивалин В.И. Развивающие игры и состязания на уроках технологии. //
Школа и производство. – 2000. - № 5, с.60. ISBN:740-9-05-705045-8
29. Яковлева Н.М. Технологический подход как стратегия научнопедагогического
исследования
//
Современная
высшая
школа:
инновационный аспект. - 2011. - № 3. - С. 77 – 83.
30. Яркова И. В. Учебные игры в изучении технологии.// Школа и
производство/ - 2001 - №5, с.50-52. ISBN:485-8-08-478032-4
Приложение 1
44
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв