НОВЫЕ ВЕЯНИЯ
ОБРАЗОВАНИИ
И
ТЕХНОЛОГИИ
В
СФЕРЕ
Султанова
Эътибор
Сиддиковна,
д.п.н., проф.
Давлатов Камронбек, студент 2курса УМЭД
Аннотация: В данной статье раскрыты некоторые аспекты
развития мировой образовательной системы на современном
периоде, в условиях глобализации, пандемии и
изоляционизма. Также, анализированы степень значимости и
развития EdTech (Educational TECHnologies), её новые веяния
и технологии, адаптированные к современным требованиям.
Раскрыты новейшие подходы EdTech, направленные на
искоренение преград, недавно появившиеся в системе, и
обеспечение широкого доступа к образованию. Кроме того,
перечислены новейшие тренды, применяемые для ускорения
и повышения качества образования, отвечающего к
современным, мировым стандартам.
Annotation: This article reveals some aspects of the
development of the world educational system in the modern
period, in the context of globalization, pandemic and
isolationism. Furthermore, the article analyzes the degree of
significance and development of EdTech (Educational
TECHnologies), its new trends and technologies, adapted to
modern requirements. The latest EdTech approaches, aimed at
eliminating the barriers that have recently appeared in the
system, and ensuring wide access to education, are mentioned as
well. In addition, it lists the latest trends used to accelerate and
improve the quality of education that meets modern, world
standards.
Ключевые слова: EdTech, драйверы системы
образования, образовательные технологии, онлайн
обучение, ИИ (искусственный интеллект),
автоматизация, геймификация, персонализация,
смешанная (гибридная) система.
Keywords: EdTech, education system drivers, educational
technologies, online education, AI (artificial intelligence),
automation, gamification, personalization, mixed (hybrid)
system.
Человечество, вступившее в 21 век – в эпоху
глобализации и изменчивого мира, четко осознал, что с
1
каждым годом стандарты и требования образовательной
системы меняются и появляются новые условия и методики,
а действующие принципы уже со временем перестают дать
ожидаемый результат.
Это картина особенно ярко было продемонстрирована с
началом 2020 года, в связи с пандемией, что влекла за
собой всемирную изоляцию. И соответственно, мировое
офлайн обучение резко приостановилась. Этот событий, по
праву, можно назвать проверкой степени развития EdTech
(Educational Technologies) отдельных стран или в общем всего
мира, и стимулятором его бурного развития.
Давайте заглянем глубже в сферу деятельности EdTech, и
почему она выступает как основной драйвер системы
образовании в настоящее время?
Edtech - это практика внедрения IT-инструментов в класс
для создания более увлекательного, инклюзивного и
индивидуализированного процесса обучения.
Явно видно, что сегодняшние классы вышли за рамки
довольно больших и тяжелых, настольных компьютеров,
которые когда-то были нормой, но теперь оснащены
плоскими экранами, планшетами, интерактивными онлайнкурсами и даже роботами, которые могут делать заметки и
записывать
лекции
для
«умственно
или
физически
отличающихся» студентов.
Этот наплыв инструментов образовательных технологий
меняет классные комнаты разными способами, к примеру,
роботы образовательных технологий помогают учащимся
оставаться вовлеченными с помощью увлекательных форм
обучения.
Но, это не значит, что EdTech это только привлечение в
образовательную сферу IT-технологии, или перемещение
материальных образовательных инструментов (напечатанные
книги, тетради…) в электронную (цифровую) форму. Под
термином технология (TECHnology) понимается не только
электротехника и «software», но и новые принципы и
методики, применяемые для достижения каких-либо целей, в
нашем случае для решения существующих проблем или
повышения эффективности и качества образования.
2
Разобравшись с определением, можно переступать к
новейшим принципам и веяниям Edtech, которые определяют
его важность и значимость в современном мире.
Выше
было упомянуто
о влиянии
пандемии
и
изоляционизма в развитие Edtech. Еще недавно вся
человечество стало свидетелем всех условий и преград,
предоставленные пандемией, в образ жизни земного
населения. Для выживания и продолжения человеческого
прогресса, резидентам нашей планеты пришлось искать
новые формы и методы ведения жизнедеятельности в
условиях самоизоляции. И тут как никогда активно стали
обращаться к новым технологиям в абсолютно всех сферах,
чтобы
продолжить
приостановленное
пандемией
деятельность всего человечества.
В данной статье авторы попытаются раскрыть новейшие
веяния и технологии мира в сфере образования и
анализировать их эффективность в современных условиях.
Экспертам «STAR Academy» и «Forbes» утверждают, что в
результате
развития
EdTech,
будут
развиваться
определенные тенденции в сфере современной образовании и
будут обеспечены ряд удобств.
1.Онлайн обучение
Благодаря
эффекту
EdTech
диаспора
доступа
к
образованию в наше время стало довольно шире. Согласно
статистику экспертов ООН, на планете было свыше 260 млн
детей, не имеющих доступ к традиционному очному
образованию.
Это
значит,
что
существовали
еще
относительно много преград, мешающие детям получить
стандартное образование. Это в свою очередь гласило о
существовании
большинство
проблем,
нуждающихся
решению,
точнее
технологическому
подходу
чтобы
искоренить их.
Для решения данного положения, стали утверждаться
дистанционные обучения почти во всех вузах мира. Этот
подход прежде всего создает доступ к обучению через любые
границы и за сотни тыс. км. Кроме того, изготовление
учебных материалов для такого вида обучения обойдется
намного дешевле, чем это делалась раньше и может легко
3
приспособляться к студентам с умственными и физическими
особенностями.
2.Автоматизация в системе онлайн-обучения
Автоматизированные
технологии
в
свою
очередь
избавляют преподавателей, также учащихся, от бюрократии,
административных задач и траты времени, и ускоряет
процесс проведения и проверки экзаменов, тестирований или
же лекций. Также, автоматизация дает профессорам готовые
анализы на основании действий студентов, так как каждое
действие на образовательной платформе вуза записывается,
учитываются и на этой основании анализируется со стороны
этих технологий.
Также с помощью этой технологии можно легко
обнаружить неэффективные «элементы» образовательной
системы и немедленно улучшить его.
3. Искусственный интеллект
Эта тема стоит на повестке дня всех EdTech или в общем
технологических компаний, которые активно используют в
своих продуктах ИИ (искусственный интеллект). Этот, можем
сказать, вид технологии благоприятно приветствовалось со
стороны потребителей и резко повысило их эффективность, в
силу своей скорости и экономии времени. К примеру,
учащиеся за свои ответы и работы могут мгновенно получать
результат и отзыв, предоставленный от лица профессора,
точнее от ИИ, который олицетворяет преподавателя.
В системе образования ИИ активно сотрудничает с
«автоматизацией» и составляет активный компонент-драйвер
в данной сфере. Например, их сегодня можно встретить в
сфере робототехники или разных «ассистентов» (гаджетов,
компьютеров…)
4. Персонализация
Процесс персонализации действует на основании
предыдущих типов технологий, так как этот тип технологии
исходя из результатов анализа предыдущих типов, формирует
программы и материалы для каждого индивида отдельно,
учитывая их показатели, успеваемость и предпочтения.
Такой индивидуальный и адаптированный подход на
сегодняшний день несомненно дает свои намеренные
4
результаты,
так
как
курс
для
каждого
студента
подготавливается в более удобным и интересном виде, что
пробуждает интерес к предмету различными методамитехнологиями.
5. Геймификация
Этот подход по праву оправдал себя в каждых
образовательных ступенях, начиная с детского сада
заканчивая с университетом. Геймефикация того или иного
предмета, это можно сравнить как добавку сахара в чай,
после чего потребитель получает благо с удовольствием и в
больше. Этот новый элемент образовательной системы
преподнесет материалы курса в различных обложках,
различными, интересными для молодежи путями. Это в свою
очередь
обеспечивает
полную
концентрированность
учащихся в предмете.
Если говорить о формах обучения, то можем сказать, что
помимо онлайн и офлайн обучения, активно стал
примениться смешанная или же гибридная форма обучения.
Подтверждением этому может служить речь эксперта в
данной сфере, генерального директора и совладельца онлайнуниверситета Skillbox Дмитрия Крутова:
«В целом 2020 год стимулировал развитие гибридизации, в
том числе смешанного обучения (blended learning). Мы уже
экспериментируем с этим форматом и в сентябре вместе с
РАНХиГС
запустили
бакалавриат
с
государственным
дипломом по машинному обучению и работе с данными.
Также стираются границы между онлайн- и офлайнплатформами: сервисы предлагают соединять разные виды
образовательных практик».
Это значит гибридная система предоставила возможность
круглосуточного доступа к обучению, при том не теряя свой
эффект и качество и являясь лучше, чем онлайн или офлайн
обучения, если сопоставить по отдельности.
Исходя из изложенного можно сказать что мировая система
образования активно развивается своевременно и довольно
быстро
адаптируется
различным
условиям
времени,
благодаря развитию EdTech. И выражая авторское мнение,
мы убеждены, что образовательные технологии способны
5
изменить мир сильнее, чем технологии в любой другой сфере
жизнедеятельности,
так
как
именно
образование
и
человеческий капитал определяет и влияет на человеческое
будущее больше всего.
Список использованной литературы:
1. https://vc.ru/finance/140382-v-mire-edtech-uzhe-stal-novoy-neftyu-a-u-nas
2. https://webpromoexperts.net/blog/trendy-edtech-chto-budet-populyarnov-2021-godu/
3. https://rb.ru/opinion/edtech-trends-2021/
4. https://trends.rbc.ru/trends/education/5d68e8fb9a7947360f1e2e52
6
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв