Н. П. Ходакова
ГБОУ ВО «Московский городской педагогический университет»
С. А. Оборотова
ОУП ВО «Академия труда и социальных отношений»
О ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ «ЕДИНОЕ
ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЕ ПРОСТРАНСТВО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»
В настоящее время, учитывая современные тенденции обновления
системы образования, следует отметить актуальность выявления новых
направлений личностного развития педагога как современного, образованного,
нравственного, гуманистически ориентированного и предприимчивого лидера,
посредника между всеми участниками педагогического процесса.
«Новой школе» необходим «Новый учитель», который успешно и
продуктивно сотрудничает с участниками педагогического процесса, владеет
современными воспитательными и образовательными технологиями, способен
оперативно реагировать на вызовы времени и быстро адаптироваться к
реальным требованиям процессов образования. На данном временном этапе это
именно такой специалист, который сможет самостоятельно принимать
ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способный к сотрудничеству, готовый к постоянному
профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности,
удовлетворению потребностей личности в получении соответствующего
образования и профессиональных компетенций.
Одним из основных факторов обновления образовательной системы
является необходимость повышения эффективности педагогического процесса
при постоянном учебно-методическом и научном сопровождении специалиста
и обеспечения его потребности в повышении профессиональной квалификации.
В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на
период 2020 года, основными целями профессионального образования
являются: подготовка квалифицированного работника соответствующего
профиля,
конкурентоспособного
на
рынке
труда,
компетентного,
ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентирующегося
в ее смежных областях [4].
В числе важнейших направлений деятельности является необходимость в
качественно иной профессиональной подготовке педагога на уровне вуза и
далее – его профессионального совершенствования в системе дополнительного
профессионального образования, позволяющих сочетать фундаментальность
профессиональных базовых знаний с инновационностью мышления, практикоориентированным, исследовательским подходом к разрешению конкретных
проблем системы образования.
Формируется принципиально новая система непрерывного образования,
предполагающая постоянное обновление, индивидуализацию спроса и
возможностей его удовлетворения. Ключевой характеристикой такого
образования становится не только передача знаний и технологий, но и
формирование творческих и профессиональных компетенций, готовности к
переобучению и развитию профессиональной культуры в течение всей жизни.
Дополнительное профессиональное образование (ДПО) – одно из
перспективных направлений развития образовательной деятельности, важный
компонент системы образования, позволяющий интегрировать разные уровни и
формы образования в целях более гибкой образовательной траектории,
реализовывать принцип «образование через всю жизнь» [1,3,4,7].
Роль ДПО определяется ответственностью за обновление и обогащение
интеллектуального
ресурса
общества,
осуществление
непрерывного
образования руководителей и специалистов, обеспечение кадрового
потенциала, за социальную защищенность и социальную реабилитацию
граждан.
Создание гибкой мобильной системы повышения квалификации и
переподготовки специалистов обусловлено необходимостью удовлетворять
постоянно возрастающие потребности общества в совершенствовании и
обновлении банка знаний. Именно в сфере дополнительного образования
особенно ярко проявляется такой принцип государственной политики в области
образования, как непрерывность образования [2].
В связи с этим авторами была разработана программа курса повышения
квалификации под названием «Единое информационно-коммуникационное
пространство образовательной организации», целью которой явилось
совершенствование профессиональных компетенций в области организации
единого информационно-коммуникационного пространства образовательной
организации и использования в практике своей педагогической деятельности
современных технологий.
Программа состоит из пяти следующих модулей:
Модуль 1. «Нормативно-правовая и методическая база образовательной
организации»
Модуль 2. «Методические основы подготовки наглядно-дидактических
материалов средствами ИКТ»
Модуль 3. «Интерактивные доски и коммуникации в образовательной
деятельности»
Модуль 4. «Информационное пространство в предметных областях и
практике работы образовательной организации»
Модуль 5. «Психолого-педагогические и коммуникационные аспекты
культуры в профессиональной деятельности»
В ходе обучения планируется изучение современных правовых основ
использования
информационно-коммуникационных
технологий
в
образовательной организации, современных коммуникативных технологий,
обеспечивающих психологически комфортное и безопасное воспитательнообразовательное пространство, в частности, практико-ориентированный
материал по формированию медиативной (посреднической) культуры и
наработке практических навыков применения технологии медиации
(разрешение конфликтов).
Происходит знакомство с методикой интерактивного обучения в
инновационных образовательных средах, рассматриваются приемы и методы
подготовки электронных учебно-методических материалов и наглядных
средств в Microsoft Office, а также технологии проведения электронного
тестирования в режимах Off и On-line, подбор и анализ электронных ресурсов,
используемых в образовательных организациях.
Слушатели знакомятся с сетевыми образовательными сообществами,
проектами, конференциями, Интернет-форумами и пр., с игровым
программным обеспечением: настольно-печатными дидактическими играми,
конструкторами, компьютерными играми, с электронными учебниками, с
учебными дисками, электронными энциклопедиями, репетиторами, базами
данных и т.д.
Разработанная нами система обучения призвана обеспечить условия
успешности применения полученных знаний в процессе моделирования
социальных взаимоотношений и собственной деятельности для дальнейшей
организации воспитательно-образовательного процесса.
В результате изучения материалов курса проводится итоговая аттестация
в форме защиты проекта.
Таким образом, повышение квалификации педагога по программе
«Единое информационно-коммуникационное пространство образовательной
организации», связано не только с развитием и углублением знаний и умений в
области информатизации образовательного процесса, но и с формированием
его
профессионально-педагогической
компетентности
в
области
информационных технологий, коммуникационной культуры, что, в свою
очередь, связывается с повышением уровня его профессионализма, реализацией
и увеличением его творческого потенциала.
Литература
1. Виштак Н. М. Применение мультимедийных средств обучения в
вузовской практике реализации программ дополнительного образования //
Концепт. – 2014. – Современные научные исследования. Выпуск 2. – ART
55229.– URL: http://e-koncept.ru/2014/55229.htm. – ISSN 2304-120X.
2. Волкова Н.С. Анализ системы дополнительного профессионального
образования России и его роль в современных условиях // Молодой ученый. —
2012. — №5. — С. 412-415.
3. Ильясов Д.Ф., Солодкова М.И. Особенности повышения квалификации
педагогов в учреждении дополнительного профессионального педагогического
образования // Педагогическое образование и наука. – 2010. – № 1. – С. 64–69.
4. Оборотова С.А., Крупина И.В. Современные подходы к обучению
учителя навыкам медиативной деятельности как компонента профессиональной
культуры в процессе повышения квалификации // Непрерывное педагогическое
образование.ru. – 2013. – №5. – С. 75.
5. Ходакова Н.П. Роль информационных технологий в организации
предметно-образовательной среды образовательного учреждения. //Психологопедагогический журнал Гаудеамус. 2013. №2 (22). С. 36-38.
6. Ходакова Н.П. Совершенствование профессиональной подготовки
педагога дошкольного образования. // В сборнике: Труды Большого
Московского семинара по методике раннего обучения информатике. В 10
томах. Сост. и науч. ред. И.В. Соколовой и Ю.А. Первина. Москва, 2012. С 206212.
7. Ходакова Н.П., Виштак Н.М. Направления повышения эффективности
деятельности вузовских центров дополнительного образования // Инновации в
науке. 2013. № 25. С. 132-136.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв