О социальной энергии внутри нас
Энергия живого веществах
«Существование и процветание человечества не есть цель природы.
Основными законами эволюции жизни является второе начало термодинамики
и принцип максимума производства энтропии – иерархическое стремление к
максимуму беспорядка (максимуму способности к превращениям). Само по
себе существование у человека его разума ещё не есть гарантия действия
этих законов, благоприятного для развития общества».
Эпиграф к книге А.М. Хазена «Законы природы и"справедливое общество"
«Необходимо искать и стучаться, обращаясь ко всемогущей Силе внутри нас,
и сохранять ее недремлющей; и если мы будем делать это правильным
образом и с чистым, открытым сердцем, мы получим то, о чем просим, и
найдем то, что ищем, и двери Вечного, что были заперты, откроются перед
нами...» Парацельс
«когда Парацельс говорил о взаимосвязи между человеком и вселенной, он
подразумевал, в первую очередь, не физическую связь, но взаимодействие,
происходящее на тонких, невидимых планах. Благодаря этой связи космос
способен влиять на человека видимым и невидимым способом. В свою
очередь, человек способен влиять на великий мир не только физически, но
также своими мыслями и чувствами». Е.В. Косолобова.[1 ]
«Исторический процесс на наших глазах коренным образом меняется.
Впервые в истории человечества интересы народных масс – всех и каждого
– и свободной мысли личности определяют жизнь человечества, являются
мерилом его представлений о справедливости. Человечество, взятое в целом,
становится мощной геологической силой. И перед ним, перед его мыслью и
трудом становится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободы
мыслящего человечества как единого целого». В.И. Вернадский
«Общество – есть задержанная энергия борьбы за существования.
Создаваемые организации служат для общества аккумуляторами,
экономизирующими социальную энергию. Она – продукт общественной
синергии, которая является, в свою очередь, высшим выражением
космической энергии или борьбы за структуры» Л.Уорд
Обращение к теме «социальная энергетика» вызвано появлением в печати
Доклада о мировом развитии «Мышление, общество и поведение». В
предисловии Джима Ён Кима, Президента Группы Всемирного банка пишет:
«Основная его идея состоит в том, что, когда речь идет о понимании и
изменении поведения человека, мы делаем здесь далеко не все возможное».
Далее в докладе говорится: «Название данного доклада – Мышление,
общество и поведение – отражает представление о том, что анализ мышления
человека (мыслительные процессы), а также воздействия на мышление
истории и обстановки (влияние общества), может помочь в повышении
качества разработки и осуществления стратегий и мероприятий в области
развития, объектом которых является выбор человека и его действия
(поведение). Иными словами, существует потребность в переосмыслении
политики развития на основе тщательного учета человеческого фактора.
Цель настоящего доклада заключается в обобщении последних данных о
психологических и социальных основах поведения, чтобы дать возможность и
исследователям, и специалистам-практикам, занимающимся вопросами
развития, более системно использовать эти данные
Накал борьбы Добра и Зла, происходящей в настоящее время на фоне
событий на Украине заставляет задуматься о существовании человечества. В
это время «Демократическое, справедливое мироустройство должно
выстраиваться на принципах уважения и доверия». Об этом заявил президент
России Владимир Путин. Эта гениальная идея была заложена в учениях
древних мыслителей. «Таким образом, в философии Парацельса ставится
вопрос об ответственности человека перед вселенной и возникающих в связи
с этим этических требованиях к нему. Подобное учение развивал Платон, а
также индийские философы, говорившие о законах Кармы и Дхармы.
Согласно этой доктрине, каждый человек как часть великого мира имеет свое
предназначение, свою эволюцию, являющуюся, в свою очередь, частью
великой эволюции вселенной. Если человек противодействует законам
вселенной, не соблюдает Закон, то он вносит разлад в мировую гармонию.
Человек может наносить вред природе и самому себе, не только загрязняя
окружающую среду и истощая ее ресурсы, но также отравляя окружающий
мир эгоистическими делами и мыслями. Поэтому, когда множество людей изза своего невежества не знают основных этических законов, не понимают
человеческой ответственности перед остальным миром, когда они
распущенны, плохо управляют своими мыслями и эмоциями, легко впадают в
состояние злобы и агрессивности, зависти и неконтролируемого желания, —
такое разрушающее воздействие на природу становится значительным и
влечет за собой непредвиденную реакцию со стороны окружающего мира в
виде природных катаклизмов,заболеваний, массовых истерий и т.д.»[1].
Таким образом об энергетическом влиянии человеческой мысли на живое и
неживое было известно с незапамятных времен, но эти знания были скрытыми
- ἐσωτερικός — «внутренний»), эзоте́ рика — совокупность знаний и сведений,
недоступных непосвящённым, несведущим в мистических учениях людям, а
также особых способов восприятия реальности, которые имеют тайное
содержание и выражение в «психодуховных практиках».
Впервые понятие живой силы «(лат. Vis viva, нем. lebendige Kraft ) —
историческое название кинетической энергии. было впервые название
введено Лейбницем[. Го́ тфрид Ви́ льгельм Ле́ йбниц (Gottfried Wilhelm
Leibniz или нем. Gottfried Wilhelm von Leibniz, МФА: [ˈɡɔtfʁiːt ˈvɪlhɛlm fɔn ˈlaɪbnɪts]
[14] или [ˈlaɪpnɪts][15]; 21 июня
(1 июля) 1646 — 1716) немецким философом, логиком, математиком, механик
ом, физиком, юристом, историком, дипломатом, изобретателемь и языковедом
[10][11][13]. Основатель и первый президент Берлинской Академии наук[11]
[16][17], член Лондонского королевского общества (1673)[18], иностранный
член Французской Академии наук[19][20]. Первоначально наименование
«живая сила» было дано Лейбницем для произведения массы тела на квадрат
его скорости. Впоследствии Гюстав Кориолис внёс в определение термина
поправку, определив его, как произведение половины массы тела на квадрат
его скорости[2][3], хотя иногда определение живой силы с множителем «½»
встречалось и ранее (например, в статьях Д. Бернулли). В результате термин
приобрёл то же содержание, что и современный термин «кинетическая
энергия».
Фрагмент статьи Д.Бернулли, опубликованной в
1741 году[4], в котором используется определение живой силы с множителем
«½».
В аналитической механике восемнадцатого века живая сила, рассматривалась
главным образом только как полезный математический артефакт. Ситуация
глубоко изменилась под влиянием индустриализации, связанной с широким
применением паровых машин. Тогда возник большой практический интерес
к механической работе, производимой двигателями. Исходя из той связи, что
существует между механической работой и величиной Кориолис предложил
называть живой силой именно эту величину[5]. Комментируя такой подход,
Кориолис писал[6]: «Если ранее наименование живая сила давалось
произведению массы на квадрат скорости, то это было потому, что не
уделялось
внимания работе».[https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%96%D0%B8%D0%B2%D0%
B0%D1%8F_%D1%81%D0%B8%D0%BB
%D0%B0_(%D1%84%D0%B8%D0%B7%D0%B8%D0%BA%D0%B0)]
Автор статьи предлагает рассмотреть идеи Лейбница, как Человека
разносторонних дарований и неутомимой энергии, Лейбниц был весьма далек
от того типа уединенного мыслителя, какой являли Декарт и Спиноза; по
своему складу он ближе к английскому лорду-канцлеру Ф.Бэкону – дипломату,
политику и светскому человеку. Такой образ жизни не очень способствует
созданию целостного и систематически изложенного учения, и не случайно
идеи Лейбница по большей части представлены в небольших трактатах,
посвященных отдельным проблемам, и в многочисленных письмах, изданных
посмертно, так же как и большинство произведений философа. К наиболее
значительным работам Лейбница принадлежат «Рассуждения о метафизике»
(Discours de métaphysique, 1686, изд. 1746, рус. пер. 1890), , «Новые опыты о
человеческом разумении» (Nouveaux essais sur l'entendement humain, 1704,
изд. 1765, рус. пер. 1936), «Теодицея» (Essais de Théodicée, 1710, рус. пер.
1887–92), «Монадология» (La Monadologie, 1714, изд. 1720, рус. пер. 1890),
«Начала природы и благодати, основанные на разуме» (Principes de la nature et
de la grâce, fondés en raison, 1714, изд. 1718, рус. пер. 1908). [ Жиль Делез
"Лекции о Лейбнице»]по причине современного развития. Поскольку
«Готфрид Вильгельм Лейбниц рассматривал человеческое знание как общий
общественный проект. В отличие от картезианского взгляда на мыслителяодиночки, который должен в качестве отправной точки «сомневаться во
всем», полученном от других, и считать это ложным, Лейбниц выступал за
сбор и объединение старых знаний древних и новых знаний. доктрины
современности, учения разных народов и поколений, а также труды разных
людей. Это была не просто эклектичная сборка материалов, но также работа
по организации и приведению последовательности и связности. Он
предостерегал нас, чтобы мы «остерегались от стремления больше
разрушать, чем созидать», и утверждал, что «если мы полностью упустим из
виду самые резкие высказывания, которые они говорят в адрес других, то
сочинения выдающихся людей, как древних, так и современных, обычно
содержат много правды и истины». хорошие вещи, которые заслуживают
того, чтобы их собирали и помещали в общественную сокровищницу
знаний»(SD 436) [2].его идеи актуальны, т.к. Лейбниц пытался изменить
позицию парапсихологии, как эзотерического источника знаний, создавая
потенциал человеческий потенциал знаний, примером которого
служит Academia Publishing Services. Продвижение глобальных научных
исследований и распространение знаний путем развития сотрудничества и
ускорения темпов открытий. Academia Publishing Services, действующая в
рамках Academia.edu, ведущей глобальной сети, насчитывающей более 220
миллионов специалистов, включая ученых, исследователей, представителей
промышленности и студентов, призвана способствовать быстрому
распространению надежных исследовательских данных в различных
областях. К сожалению в «Разделах, рассматриваемые в академической
зеленой энергетике» отсутствует упоминание о социальной энергетике,
которая, по мнению автора статьи, присутствует везде и без нашего
человеческого участия, основываясь на энергодинамических процессах, имея
свойство телепатии, носителя пси-волн, является источником коллективного и
космического сознания по происхождению. Последнее открытие
«Энергетическое картирование генетического кода и геномных доменов:
значение для эволюции кода и молекулярного дарвинизма», «когда культовый
генетический код ДНК выражается в терминах энергетических различий,
можно заметить, что информация, заключенная в химических
последовательностях, включая некоторые биологические результаты,
коррелирует с характерными профилями свободной энергии. В частности, мы
обнаруживаем корреляции между использованием кодонов и свободной
энергией кодонов, что указывает на термодинамический отбор использования
кодонов. Мы также обнаружили корреляцию между тем, что считается
древними аминокислотами, и высокими значениями свободной энергии
кодонов. Такие корреляции могут отражать основанный на
последовательностях генетический код, который по существу отображается
как энергетический код. С такой точки зрения можно представить
генетический код как состоящий из взаимосвязанных термодинамических
циклов, которые позволяют кодонам «эволюционировать» друг от друга
посредством серии последовательных переходов и трансверсий, на которые
влияет энергетический ландшафт, модулируемый как термодинамическими,
так и кинетическими факторами. . Таким образом, ранняя эволюция
генетического кода могла быть частично обусловлена дифференциальной
энергетикой, а не исключительно функциональностью любого генного
продукта. В таком сценарии эволюционное давление может быть частично
обусловлено оптимизацией биофизических свойств (например, относительной
стабильности и относительной скорости), в дополнение к классической
перспективе, обусловленной фенотипическим адаптивным преимуществом
(естественным отбором). Такое дифференциально-энергетическое
картирование генетического кода, а также более крупных геномных доменов
может отражать энергетически разрешенный и развитый геномный
ландшафт, соответствующий типу дифференциального, энергетически
управляемого «молекулярного дарвинизма». Неудивительно, что на эволюцию
кода повлияла дифференциальная энергетика, поскольку термодинамика
является наиболее общей и универсальной отраслью науки, работающей во
всех масштабах времени и длин».Поэтому«Мы имеем дело с новой формой
энергии и стоим на пороге великих открытий в физике. Для этой силы должны
быть свои законы. Я полагаю, что существующие методы научных
исследований дадут нам возможность узнать многое о психических
феноменах. Эти феномены не более таинственны, чем множество других
вещей, с которыми физика уже имеет дело. В прошлом учёные уклонялись от
изучения подобных вещей, и некоторые из них все еще стоят на подобной
позиции. Я полагаю, что эти «респектабельные» учёные могут упустить свой
шанс»»…Брайан Джозефсон, лауреат Нобелевской премии
В настоящую эпоху наука и религия как разные формы познания
Мироздания совершенно разобщены между собой. Однако в
Эзотерической Доктрине можно найти провидческое высказывание о
том, что наука будет успешной лишь в случае слияния с метафизикой,
которую можно рассматривать как сокровенную Религию Мудрости.
Более ста лет назад такое слияние произошло. Джон Кили, проявляя
свою гениальность в столь разных областях, как техника и
спиритуализация общественной жизни, совместил земной и надземный
планы в своей физике симпатических (ответных) вибраций. Эта наука
имеет своим предметом Гармонию и содержит идею о происхождении
всего сущего из одного источника Единой Жизни. Концептуальный
базис этой науки — изучение вибраций как основы всех явлений и
внутренней связи между объектами проявленного мира. Надо полагать,
Джон Кили прозревал необходимость создания в будущем
фундаментальной науки о вибрациях. Но и в настоящее время можно
углубляться в познание вибраций при изучении музыки, ибо последняя
является не только искусством, но и наукой о вибрациях звука.
Большая часть физики симпатических вибраций посвящена поэтому
математической и философской основе музыки. Созданная Джоном
Кили область физики основное внимание уделяет внутренней природе
и взаимодействиям вибраций, отражённым, в частности, в законе, по
которому любая энергия имеет свою реакцию, обратное действие, или
ответную вибрацию. Это универсальное явление во многих аспектах
рассмотрено в Учении Живой Этики, где отмечается, что «каждая
энергия имеет свою ответную вибрацию» [1], 522. В Учении подобный
феномен называется также СОЗВУЧИЕМ, или взаимопритяжением
тождественного. Созвучие можно представить и как соответствие,
приемлемость, восприимчивость, отклик, отзывчивость, симпатию.
Осознанное созвучие выступает в роли «понимания и восприятия
внутренней сущности явления» [2], сент. 29. Созвучие может
устанавливаться и без активного участия сознания при условии
принадлежности субъектов к одному и тому же «вибрационному
ключу» [3], 461.[3].Таким образом, в философии появляются идеи
термодинамики мышлении, психофизики, основанные на понятии
эфира. «Как нам определить ту силу, которая, будучи
дифференцированной, выявляет себя на низших планах проявления как
милосердие, бескорыстие, сострадание и стремление всех
просвещенных к объединению во всеобщее братство?
Я считаю, что ЕДИНАЯ ВЫСОЧАЙШАЯ СИЛА, которую мы можем назвать
непостижимой, содержит в себе все эти возвышенные качества, как
октава включает в себя все свои тона. Эту силу, выраженную в
человеческом организме, можно назвать ГАРМОНИЗИРУЮЩИМ
СОЗВУЧИЕМ (CONCORDANT CHORDSETTINGS), в котором преобладает та
или иная из вышеназванных дифференциаций этой высочайшей силы».
Таким образом, статья посвящена исследованию природы одного из
родов «превратимой энергии, заключающейся в живых растениях,
животных и людях. Пока нам достаточно
только признать, что и она есть только сбереженная энергия Солнца, и
затем перейти к общим условиям сбережения энергии. Можно сказать,
не боясь сделать ошибки, что мы получаем на Земле энергию Солнца не
в очень превратимом, но и не в чересчур уж устойчивом виде. Высокая
температура, свет, химические лучи — все этот акие роды энергии,
которые, правда, с большой потерей на рассеяние, но все-таки частью
переводятсяна земной поверхности в более превратимые, высшие роды
энергии, каковыми являются — механическаяработа машин,
сокращения мышц и, вероятно, психическая деятельность».[4]
«Научная мысль подходит к феномену энергии в социальных
коммуникациях с различных сторон. Энергия и воля отдельных людей,
харизма лидеров, дух нации, сокрушительная сила массовых народных
движений, агрессивность этноса, креативность личности есть нечто
объединяющее данные категории. Л. Н. Гумилев вводит понятия
'пассионарная энергия', 'заряд пассионарности', которые направляют
ученую мысль на соединение природного и социального в объяснении
социальных коммуникативных явлений»[5].Там же «Энергия живого
вещества биохимическая
ЭНЕРГИЯ ЖИВОГО ВЕЩЕСТВА БИОХИМИЧЕСКАЯ (термин Гумилёва) —
свободная энергия, абсорбируемая из окружающей среды. За счет этой
энергии живые организмы способны производить работу, расти и
размножаться, а живое вещество биосферы Земли выступает как
активная геологическая сила. «Эта энергия есть активная,
действенная, меняющая окружающую организм среду и проявляющая
давление, напор в окружающей среде, если можно и нужно,
разрушающая препятствия». Л. Н. Гумилёвым было выявлено и описано
одно из проявлений энергии живого вещества биохимической —
повышенная активность и территориальная экспансия человеческих
коллективов (этносов) в определенные эпохи. Эти всплески активности
начинаются в регионах особой (линейной) конфигурации — зонах
пассионарных толчков. Таким образом, предложенный В. И. Вернадским
энергетический взгляд на биосферные процессы послужил основой для
нового понимания истории человечества — пассионарной теории
этногенеза Л. Н. Гумилёва (см. Пассионарность как энергия). Общность
явлений живой и неживой природы состоит, во-первых, в том, что все
живые и неживые тела слагаются из одних и тех же атомов химических
элементов, во-вторых, в том, что и в живой и в неживой природе
действует закон сохранения энергии. Следовательно, можно
утверждать, что неживая природа каким-то путем передает энергию
живой природе. «Однако существует еще один весьма общий закон
природы — это второй закон термодинамики, попытка использования
которого для объяснения явлений жизни привела к ряду трудностей.
«Сложнее обстоит дело со вторым законом, Автор: П.Г. Кузнецов. Текст
публикуется согласно изданию: Философская энциклопедия. Т. 2.
Дизъюнкция-комическое. Статья «Жизнь». — М.: Сов. энциклопедия, 1962. —
с. 133–134. 5 выражающим статистическую тенденцию природы к
беспорядку, тенденцию к выравниванию и таким образом к
обесцениванию энергии в изолированных системах, что обычно
выражается как возрастание энтропии. ...В противоположность этому в
организмах не только не происходит нарастания энтропии, но даже
возможно ее уменьшение. Таким образом, как будто бы получается, что
основным законом физики является тенденция к беспорядку,
увеличение энтропии, а основным законом биологии, напротив, рост
организованности — уменьшение энтропии» (Опарин А.И. Жизнь, её
природа, происхождение и развитие, 1960, с. 17).[6] В дальнейшем
В настоящий момент, когда научная мысль под влиянием идей
незаслуженно забытых: ученого Сергея Подолинского и американского
мыслителя и ученого Л.Уорда претерпела значительные изменения в
связи с открытием В.Казначеева Научное открытие "Явление
межклеточных дистантных электромагнитных взаимодействий в системе двух
тканевых культур".
Формула открытия: "Экспериментально установлено неизвестное
ранее явление дистантных межклеточных электромагнитных
взаимодействий между двумя культурами ткани при воздействии на
одну из них факторов биологической, химической или физической
природы с характерной реакцией другой (интактной) культуры в виде
зеркального цитопатического эффекта, что определяет клеточную
систему как детектор модуляционных особенностей электромагнитных
излучений".
Авторы: В.П.Казначеев, Л. П. Михайлова, С. П. Шурин.
Номер и дата приоритета: № 122 от 15 февраля 1966 г.[7]
Этому открытию предшествовала статья «Некоторые проблемы
квантовой биологии и вопросы передачи информации в биологических
системах»[]Создание приборов, работающих в режиме счетчика
фотонов, открыло новые перспективы в изучении миграции квантов
энергии в биологических системах , наличие которых до этого в
значительной степени лишь теоретически предполагалось биологами
первой половины XX века [3, 4].
Факт существования квантовых потоков в живых системах в настоящее
время не вызывает сомнений
(Под квантовым потоком авторы понимают миграцию квантов энергии
по молекулярным структурам биологических систем). Начинает
выясняться природа некоторых процессов, генерирующих эти потоки.
Таким образом, мы являемся свидетелями зарождения нового
направления в исследовании биологических процессов, которое
получило название квантовой биологии. Под квантовой биологией
следует понимать новое направление, целью которого является
изучение биологических процессов на уровне квантов[7]
«Установлено, что межмолекулярные взаимодействия внутри живых организмов
происходят не как отдельные независимые события, а как часть коллективного
массива взаимосвязанных событий. Поэтому возникает проблема возникновения этой
коллективной динамики и коррелированной биокоммуникации. В настоящей статье
мы рассматриваем предложения, высказанные в рамках парадигмы современной
молекулярной биологии, а также предложения, высказанные некоторыми целостными
подходами к биологии. В последнее время коллективное поведение ансамблей
микроскопических единиц (атомов/молекул) рассматривается в концептуальных
рамках квантовой теории поля. Была признана возможность создания физических
состояний, в которых все компоненты ансамбля движутся в унисон. В таких случаях
возникают электромагнитные поля, захваченные внутри ансамбля. В настоящей
статье мы представляем схему, основанную на квантовой теории поля, где молекулы
способны двигаться в фазово-коррелированном унисон между собой и с
самопроизводящимся электромагнитным полем. Представлено экспериментальное
подтверждение этой схемы. Обсуждаются некоторые последствия для будущего
биологического развития. [8]
Дистантно-информационные взаимодействия между людьми как
космофизический индикатор эволюции интеллекта на Земле ,
претерпела значительные изменения
По словам известного современного ученого А.Хренникова, профессора
математики факультета математики Университета Линнея, директора
исследовательской группы Международного центра математического
моделирования (ICMM) и организатором около 20 конференций в
области квантовой теории в Университете Линнея:«В течение
последних лет наше общество постоянно
сотрясалось информационными волнами высокой амплитуды. Это
волны огромной социальной энергии. Зачастую они носят
разрушительный характер, являются своего рода информационными
цунами. Основными отличительными чертами этих волн являются их
высокая амплитуда, когерентность (однородный характер
генерируемых ими социальных действий) и короткое время,
необходимое для их генерации и релаксации. Мы показываем, что
такие волны можно смоделировать с помошью социального лазера,
описываюшего стимулированное усиление согласованных социальных
действий. «Действия» трактуются очень широко, от массовых
протестов, в частности, ведущих к цветным революциям типа
Оранжевой или Майдановой революций на Украине или Революции Роз
в Грузии, до голосования и других коллективных решений, как,
например, принятие (часто неосознанное) некоторых социальных
рекомендаций правительства», способной приостановить дальнейшую
эскалацию военных действий, которые являются одной из форм
варварского «расхищения энергии»[9]. Мы пожинаем плоды, по словам
С.Подолинского, «последствия воздействия трудящихся людей и
животных на окружающую природу»[4]. Идея использовать «мягкую
силу» для установления своей власти восходит к древнекитайским
философам, таким как Лао-цзы, живший в VII веке до н. э.Ему
принадлежит высказывание: «В мире нет предмета, который был бы
слабее и нежнее воды, но она может разрушить самый твердый
предмет». Таким образом, это явление не является чем-то новым для
современного мира, поскольку, оглядываясь назад, мы видим, что те же
проблемы, с которыми сегодня сталкивается мир, уже переживались
нашими предшественниками. Обращение к китайским традициям
вызвано тем, что в традиционном Китае отсутствовали привычные для
Запада деления на философию и религию/теологию, философию и
науку, гуманитарные и естественные дисциплины, изящные и
прикладные искусства и т.д. и это важно потому, что в начале третьего
тысячелетия в западном мире всё больше распространяются идеи о
духовной энергии, при этом идеи о духовном бытие трансформируются
в идеи о энергетическом бытии. Об этой трансформации идет речь в
статье Попытка преодоления традиционной научной парадигмы
Наталия Теплицкая «ПОПЫТКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ
НАУЧНОЙ ПАРАДИГМЫ»( Для выступления на Собрании о будущей науке
и культуре мира первого созыва в Кембридже ), в которой говорится о
путях преодоления традиционной научной парадигмы[10]
Панэнергизм (от лат. παν (пан) — «всё, всякий»
и лат. ἐνέργεια (энергия) — «сила») — это постмодернистская идея о
том, что всё в мире содержит энергию и состоит из неё. Возможно к
панэнергизму можно отнести идеи Чжуан-цзы о том, что всё в мире
пронизано энергией ци.
«Ци, иногда чи (кит. трад. 氣, упр. 气, пиньинь qì; в японском
варианте — ки яп. 気 ki, иногда кэ; англ. qi или ch’i) — одна из
основных категорий китайской философии, фундаментальная
для китайской культуры, в том числе и для традиционной китайской
медицины. Чаще всего определяется как «пневма»,
«эфир», «воздух» (англ.)рус.,
«дыхание», «энергия» (англ.)рус., «жизненная сила» (англ.)рус..
Ци выражает идею фундаментальной, континуальной, динамической,
пространственно-временной, духовно-материальной и витальноэнергетической субстанции, которая лежит в основе устроения
Вселенной, где всё существует благодаря её видоизменениям и
движению. Противоположным понятием является ли. Категория не
имеет прямых аналогов в западной философской традиции» В истории
понятия: «Ци неба и земли не должны нарушать свою
последовательность, если последовательность не будет
соблюдена, это приведёт к смуте в народе» [М В Крю́ков советский
и российский китаевед-историк, этнолог. Доктор исторических наук
(1972)]. Этот факт в истории понятия Ци привел автора статьи к
выбору учения Чжан Цзай (упрощенный китайский : 张 载; традиционный
китайский : 張 載; пиньинь : Чжан Цзай; Уэйд-Джайлс : Чанг Цай ) (1020–
1077) был китайским философом, эссеистом, политиком, писателем и
космологом) определен автором статьи потому, что «в квантовом
непроявленном и нелокальном мире, происходит встреча новейшей
науки с мистическим опытом тысячелетий».Гарин
Согласно Чжану, все вещи в мире состоят из изначальной субстанции,
называемой ци. Для Чжана ци включает в себя материю и силы,
управляющие взаимодействием материи, инь и ян. Само слово "ци"
буквально обозначает "газ" или "эфир". В древнем Китае оно
использовалось для обозначения жизненной энергии, или энергии,
одушевляющей космос. В центре учения Чжан Цзая находится идея
человечности - во многих смыслах важнейшее учение классической
конфуцианской традиции. Это основное качество, которое для
Конфуция и Мэн-цзы было связью между человеческим обществом и
путями Небес (тянь) и, следовательно, фундаментальным для лежащей
в основе моральной структуры вселенной, было расширено Чжан Цзаем,
чтобы охватить саму вселенную, поскольку для мудреца формирование
«одного тела со вселенной» предполагает взаимодополняемость и
фундаментальное отождествление микрокосма и макрокосма.
Панэнергизм описывает кризис современной метафизики, которая
приводит к сдвигу парадигмы от концепции «бытия» к концепцию
«бытия-энергии». По Чэну «бытие-энергия» (энергетическое бытиё)
имеет некоторые свойства физической энергии: излучает энергию или
самое себя проникает в других поглощает излучаемые другими
энергии.
Гипотеза автора о социальной энергии, как вида энергии, «который
непосредственно воздействует на поведение людей, и тот эффект
энергии, который можно обнаружить в психике человека»[] основана на
принципе энергетической справедливости лежащего в основе
энергетического гомеостаза. («Ци неба и земли не должны нарушать
свою последовательность, если последовательность не будет
соблюдена, это приведёт к смуте в народе»). Каждый из нас
представляет собой стабильную систему психофизического и
энергетического равновесия. Организм человека полностью
сформирован и способен к самостоятельному существованию и поиску
своего места в мире. Это относится и к этносам, народам,
государствам. «Гомеостазис – способность системы сохранять
относительное постоянство, относительную замкнутость, устойчивость
с помощью приспособительных механизмов, устраняющих или
ограничивающих воздействие на систему многообразных факторов как
внешней, так и внутренней среды». Гомеостатичностью обладают
живые системы – организмы, ибо «всякое живое тело должно быть
системой, обладающей свойствами энергетического
саморегулирования, т.е. системой, которая в условиях своего
существования сама регулирует и контролирует свой внутренний
запас, способной к превращениям энергии». Этим объясняется
поведение человека и общества.
Появление в мировой печати «Доклад о мировом развитии» за этот год
– «Мышление, общество и поведение» появился как нельзя более
своевременно. Основная его идея состоит в том, что, когда речь идет о
понимании и изменении поведения человека, мы делаем здесь далеко
не все возможное. Многие экономисты и специалисты-практики,
работающие в сфере развития, убеждены, что «иррациональные»
компоненты принятия людьми решений не поддаются осмыслению, или
что они взаимно погашают друг друга при взаимодействии множества
людей, как это происходит в условиях рынка. Однако мы знаем, что это
не так. Недавние исследования позволили нам больше узнать о том,
как психологические, социальные и культурные факторы влияют на
принятие решений и на поведение людей, и показали, что они
оказывают существенное воздействие на результаты развития». Но на
самом деле, как показали исследования природы поведения людей,
«можно лишь теоретически предполагать, что психика является
главным фактором воздействия на поведение человека и животного».
«Психофизическая проблема ставит вопрос об отношении психических
и физических явлений, о взаимоотношениях социальных процессов с
психикой людей» поэтому настоящая статья объединяет знания еще не
признанных академической новых научных направлений, часто
выходящих за рамки существующей физической теорией. «Говоря еще
проще и схематичнее, посмотрим на то, какими способами один
человек или социальная группа могут побудить другого человека или
группу делать что-либо» или существует нечто иное, что может
управлять поведением людей. В современном представлении
присутствует убеждение, что Земля и все сущее на ней создано для
Человека, и только он наделен правом, способностями и
возможностями управления земными процессами для удовлетворения
своих потребностей. Однако,по словам авторов монографии Попова
В.П.,и Крайнюченко И.В.: «Сопоставление функций психики человека
(животных) с инвариантными законами самоорганизации Вселенной
позволило расширить понятие «психика», обосновать идею
панпсихизма. Психосфера отождествляется с процессами,
протекающими во Вселенской сети взаимосвязей. Показано, что
эволюция Вселенной сопровождается концентрацией вещества в
агрегатах, экономией энергии и повышением мощности психических
процессов. Алгоритм эволюции «зашит» в материальном субстрате.
Развитие человечества, ход истории диктуется законами развития
Вселенной. Рассмотрены явления парапсихологии. Выдвинута гипотеза,
объясняющая подсознательное ясновидение. Эта концепция может
стать новым научным направлением в теории дальней связи».
Уорд первым из американских социологов бросил вызов социалдарвинизму и доказал неправомерность аналогии между борьбой за
существование, свойственной дарвиновскому природному миру, и
борьбой за существование в человеческом обществе. Он подчеркивал,
что в ходе естественной эволюции человеческий разум обрел
способность покончить с диктатом «генетической эволюции» и
направить своей волей природные силы в заданном направлении. Путь
продвижения человеческой цивилизации — осуществление
«искусственного отбора» с опорой на социальные институты.
Чтобы стать наукой, заявил Уорд, социология должна иметь дело с
«психическими силами», столь же реальными и природными, как и
физические силы. В обществе психические силы становятся
социальными силами, и именно они выступают действительными
причинами всех социальных явлений. Согласно его теории, социальные
силы — это человеческие мотивы. Под социальным явлением Уорд
понимал взаимодействие, обнаруживающее цели, желания, планы,
существующие в умах индивидов. Желание человека выступает у Уорда
как универсальный принцип одушевления мира, как источник всякого
действия. Важной частью социологии Уорда стало учение о сущности
универсальных социальных сил, приводящих в движение общество. В
своих работах, начиная с «Динамической социологии» и кончая «Чистой
социологией», Уорд предложил ряд классификаций социальных сил.
Среди них наибольший интерес вызывает самая поздняя, изложенная в
«Чистой социологии». Исходным для нее является принцип
изначального рассмотрения социальных сил «как психических, даже
тех из них, которые классифицируются как духовные, ибо организм
является единственным источником их происхождения». По мнению
Уорда: «Общество – есть задержанная энергия борьбы за
существования. Создаваемые организации служат для общества
аккумуляторами, экономизирующими социальную энергию. Она –
продукт общественной синергии, которая является, в свою очередь,
высшим выражением космической энергии или борьбы за структуры».
Таким образом, Л.Уорда можно считать основателем космического и
психического энергетизма или современного панэнергизма и
панпсихизма
О том, что: «Общество – есть задержанная энергия борьбы за
существования. Создаваемые организации служат для общества
аккумуляторами, экономизирующими социальную энергию. Она –
продукт общественной синергии, которая является, в свою очередь,
высшим выражением космической энергии или борьбы за структуры»
стало известно из работ Л.Уорда. По сути, эта мысль повторяет идею
Подолинского о превратимой энергии на Земле, одним из видов
которой является человечество: «Наконец, мы должны упомянуть еще о
превратимой энергии, заключающейся в живых растениях, животных и
людях. Пока нам достаточно только признать, что и она есть только
сбереженная энергия Солнца, и затем перейти к общим условиям
сбережения энергии». Обращаясь к идеям Подолинского и Уорда мы
убеждаемся:«… Человечество не только открывает новое, неизвестное,
непонятное в окружающей его природе – оно одновременно открывает
в своей истории многочисленные забытые проблески понимания
отдельными личностями этих, казалось бы, новых явлений … Достигнув
нового и неизвестного, мы всегда с удивлением находим в прошлом
предшественников». Академик В. И. Вернадский. Эти слова можно
сказать и о
По мнению Уорда, все предшествующие социологи, исследующие
закономерности развития общества, не учитывали «психической
составляющей» эволюции. Именно учет «психических сил» составляет
наиболее оригинальную сторону учения Уорда о социальной эволюции.
Активность человека, его творчество определяют два начала –
природное и социальное. Природа не агрессивна по отношению к
человеку. Она вообще лишена каких-либо нравственных качеств,
будучи всего лишь ареной, где разворачиваются и проявляют себя
законы природы. Но человек в то же время не является «любимцем
природы». Полем борьбы между природным и социальным началом
«выступает душа и сердце человека – сосредоточение психических сил.
Психическое и есть мостик между физиологическим и социальным.
Если Спенсер понимает эволюцию как саморазвитие общества,
лишенного целесообразной и сознательной деятельности людей, то
Уорд проводит разграничение между спонтанным, естественным
развитием и изменениями, обусловленными целерациональной
деятельностью людей. В первом случае, когда эволюционные
изменения осуществляются вне сферы влияния разума, человек
находится во власти генезиса – стихийных природных сил.
В том случае, когда человек подчиняет свои чувства, реализуя
поставленные цели, он находится в поле телезиса. История общества,
как и человек, в соответствии с основополагающими концептуальными
установками Уорда, находится под определяющим влиянием
субъективных факторов. Поэтому для правильного понимания
социальной эволюции требуется скрупулезный анализ психологических
мотивов, осознанных желаний, человеческих инстинктов и страстей,
подчиненных разуму, которые, интегрируясь на уровне социальных
групп и общества в целом, становятся движущимися силами развития.
Таким образом, Уорд, как и большинство его предшественников,
исходит из противоречивости, двойственности человеческой природы.
С одной стороны, она включает в себя природные силы – стихийные, не
имеющие нравственной основы, состоящие из постоянно направленных
импульсов для реализации инстинктов жизни. С другой стороны – в
«человеческой душе» находит свое отражение социальный мир,
который формирует совсем иной полюс, составляющий нравственный
фундамент человечности. Эта двойственная природа в полной мере
определяет поведение индивидов, характер их социальных
взаимосвязей, а, следовательно, детерминирует социальные законы
общества, в котором находятся в постоянном конфликте и разрешении
как стихийные правила эволюционного отбора с их конкурентной,
беспощадной борьбой за выживание, за захват энергетически наиболее
благоприятных социальных ниш, так и высоконравственные духовные
нормы.
«Войны, экономический кризис, негативные проявлениям во
взаимоотношениях людей в начале XXI в. побуждают ученых на поиск
причин их порождения. Не в последнюю очередь такими причинами
являются избыточные эмоции, непредсказуемость и жестокость
лидеров отдельных стран, страсть к наживе и власти определенных
кругов, культивирование рыночной экономикой страсти к потреблению,
пренебрежение принципами милосердия и толерантности. Обуздание
страстей одних людей и выведение из ступора равнодушного
наблюдателя других - задача для научных кругов актуальная и
безотлагательная»[]. Происходящая смена эпохи модерна меняет
«классический тип мышления эпохи модерна меняется на
неклассический, а в конце века — на постнеклассический.
Формирование эпохи постмодерна проходило в 1960—1970-е годы, оно
связано и логически вытекает из процессов эпохи модерна как реакция
на кризис её идей». Постмодернизм - исторически новый тип культуры,
проявляющийся в философии, искусстве, берет на себя миссию
возглавить движение за распространение новых смыслов, новых
ценностей в социальных коммуникациях, в том числе с целью
преодоления избыточной энергийности или, наоборот, ее приобретения
(представители: Э. Тоффлер, Э. Кассирер, Г. М. Маклюэн, Л. Туроу, Ф.
Фукуяма, М. Кастельс, Н. Н. Моисеев, А. И. Ракитов, Л. Д. Рейман, В. С.
Степин, Ф. И. Шарков и др.) Если в эпоху модернизма по земному шару
распространялись такие ценности, как рационализм, расчетливость,
урбанизация, индустриализация, то в 80-е гг. XX в. возникла новая
культурная ситуация, которой присущи черты отхода от
рационалистических схем в отношениях, признание плюрализма идей,
мнений, точек зрения, разнообразия культур, единение с природой и
защита окружающей среды, планетарное мышление на основе
конкретного гуманизма. В науке это проявляется в использовании
конкурирующих примеров, низвержении последовательности
применения методов научного познания, признании их принципиальной
плюралистичности, в установке на взаимодополняемость прикладного,
рационально-спекулятивного и религиозномифологического знания».
«Научная мысль подходит к феномену энергии в социальных
коммуникациях с различных сторон. Энергия и воля отдельных людей,
харизма лидеров, дух нации, сокрушительная сила массовых народных
движений, агрессивность этноса, креативность личности - есть нечто
объединяющее данные категории. Л. Н. Гумилев вводит понятия
‘пассионарная энергия’, ‘заряд пассионарности’, которые напрявляют
ученую мысль на соединение природного и социального в объяснении
социальных коммуникативных явлений». Для евразийского
пространства, в котором произошел распад советской системы
развития, концепция пассионарной энергии в социальной
коммуникации ценна еще и тем, что помогает ученым в решении такой
проблемы, как нахождение единственного пути развития этносов и
связанной с этим дилеммой - развитием или распадом: «При полной
инертности и вялости населения какой-либо страны, когда уровень
пассионарности приближается к нулю, теряется сопротивляемость
окружению, этническому и природному, что всегда кратчайший путь к
гибели», - предупреждал ученый.
При намерении этноса выжить, Гумилев подсказывал кратчайший путь:
«Этносы не как змеи, они меняют не кожи, а души».
Значит, все-таки не форма экономического содержания способствует
выживанию, как навязывают сегодня некоторые ученые, а смыслы,
идеи обладают энергетическим источником. Учитывая, что сегодня
политики и ученые многих стран пытаются найти общенациональную
идею, которая бы служила объединяющим потенциалом, целесообразно
упомянуть такое проявление пассионарности, как патриотизм,
максимальным проявлением которого, как отмечал Гумилев, может
быть жертвенность. Но сам по себе патриотизм не проявится, писал
ученый: «Никакое движение не может произойти без приложения силы,
очевидно, следует искать тот вид энергии, который непосредственно
воздействует на поведение людей, и тот эффект энергии, который
можно обнаружить в психике человека. Это должен быть импульс,
достаточно мощный для того, чтобы преодолеть свойственный любому
организму инстинкт личного и даже видового самосохранения, т. е.
выражается он как жертвенность.. ,»
Таким образом мы приходим к понятию социальная энергия, которое
возникло задолго до появления трудов Гумилева, но по известным
причинам было «забыто» современной наукой, но в начале третьего
тысячелетия в западном мире всё больше распространяются идеи о
духовной энергии, при этом идеи о духовном бытие трансформируются
в идеи о энергетическом бытии под названием панэнергизм.
«Панэнергизм (от лат. παν (пан) — «всё, всякий»
и лат. ἐνέργεια (энергия) — «сила») — это постмодернистская[1] идея о
том, что всё в мире содержит энергию и состоит из неё. Эта идея была
широко принята с утверждения формулы эквивалентности массы и
энергии. Уайтхед расширяет определение энергии до творческой
энергии (или «ментальной энергии» которая является источником
любого действия или мысли, очищенной от биологических и
психологических смыслов[3]) живой
материи, разума или души. Возможно к панэнергизму можно отнести
идеи Чжуан-цзы о том, что всё в мире пронизано энергией ци.
Введение в социальную психологию, которую, по мнению Шихирева:
«уже называют главной наукой следующего века»[шихирев],
энергетического аспекта не случайно. «В середине XIX в. произошел
еще один методологический прорыв в изучении процессов
взаимодействия психики и среды, связанный с распространением
закона сохранения энергии на живую природу. На основе
представления об организме как энергетической системе, включенной
в общую мировую энергетическую систему природы, «детерминистский
взгляд на жизнедеятельность получил новое выражение,
утверждавшее единство организма и среды на уровне энергетического
взаимодействия». "Современная физика... поместила наши
размышления о природе Mатерии в совершенно новый контекст. Она
заставила нас перевести взгляд с видимого, то есть частиц, на
невидимое, то есть поле. Присутствие Mатерии есть всего лишь
возбужденное состояние поля в данной точке, нечто случайное,
непостоянное, своеобразный "изъян" в пространстве, если так можно
выразиться. Соответственно, простых знаков, которые описывали бы
силы, действующие между элементарными частицами, не существует...
Упорядоченность и гармонию должно искать на уровне поля, лежащего
в основе всего сущего". Так, Герман Уэлль пишет:
"Согласно (представлениям о строении вещества и теории поля),
материальная частица — такая, как, скажем, электрон, представляет
не что иное, как небольшой участок энергетического поля, в пределах
которого мощность поля достигает фантастических величин, что
свидетельствует о сосредоточении большого количества энергии в
очень малом объеме пространства. Такой сгусток энергии, вне всякого
сомнения, четко проступает на фоне всего остального поля, подобно
волнам на поверхности водоема, перемещается в пустом пространстве;
поэтому мы не можем утверждать. что электрон все время состоит из
какой-то определенной субстанции" [81,171].
По мнению Л.Веккера, в своей статье Психологический
энергетизм:«уже в бихевиоризме (например, в законе эффекта у Э.
Торндайка) и в гештальтизме (например, в динамике топологического
поля Курта Левина) в качестве одного из объектов анализа было
представлено движущее, мотивационное начало психической
деятельности и поведения». Там же «Вместе с понятием энергии в
психологическую теорию вошли и общие законы энергетики. И
поскольку психическая энергетика стала объектом исследования,
неизбежно возникла необходимость выделить основную форму
психической энергии и изучить ее превращения в рамках общего
закона сохранения. Для выбора основной формы психической энергии
нужны критерии различения исходного и производных энергетических
проявлений». Соглашаясь с мнением В.А.Эткина, профессора.,
руководителя ассоциации «Энергоинформатика» (Израиль) «считать
энергоинформационные поля и порожденные ими силы
ответственными за проявление паранормальных способностей
человека», который пишет своей статье «Истоки паранормальных
способностей человека: « Современная наука все больше приближается
к эзотерическим представлениям таких культур, как китайская,
японская, индийская и тибетская, которые еще в древние времена
выделяли физическую, эмоционально-ментальную и духовную сферы
бытия человека и донесли до нас подробную топологию его «тонкой
энергетики». Древняя пятитысячелетняя духовная традиция Индии и
более чем трехтысячелетнее культовое наследие Китая, равно как и
иудейская мистическая теософия Каббалы, зародившаяся около 538 г.
до новой эры - все они утверждают существование некоей
универсальной энергии, являющейся источником и основной
составляющей всякой жизни. В Индии ее называют прана, в Китае
- чи, в иудейской теософии - астральным светом. Йогическая практика
манипуляции этой энергией через дыхательные методики, медитацию
и физические упражнения, равно как и древнее искусство акупунктуры,
сосредоточенное на создании равновесия
составляющих инь и ян энергии чи, направлены на сохранение
здоровья и молодости организма дольше обычного. Вслед за Востоком
многие западные научные мыслители также придерживались
представлений об универсальной энергии, пронизывающей всю
природу. Эта жизненная энергия, воспринимаемая как световое тело, в
западной литературе была впервые упомянута пифагорейцами около
500 г. до новой эры. У некоторых людей, которых относили к святым,
этот свет проявлялся как сияние вокруг головы. Оно бывало иногда
настолько сильным, что в иконописной традиции повелось изображать
святых с неизменным нимбом над головой. Считалось, что обладатели
этого свечения могут излечивать болезни одним своим прикосновением
или присутствием. Однако «научное» изучение этой энергии и
связанных с ней так называемых «энергоинформационных полей»
начались значительно позже». Понятие «социальной энергии», как
одной из форм «тонкой» энергии», появилось в трудах Лестера Уорда с
появлением науки социальной физики. В настоящей статье
предлагается исследование этой науки с позиции Михаила Заборова,
психолога в одноименной статье: «Социальная физика – первое
название науки, которая впоследствии была названа социологией. В
отличие от отцов социальной физики Огюста Конта и Адольфа Кетле
мы будем иметь в виду не всю социологию, а лишь те ее законы,
которые действительно и принципиально подобны физическим». «К
настоящему времени накопилось огромное количество фактов,
неопровержимо доказывающих реальность так называемых
энергоинформационных феноменов. По мере накопления знаний в этой
области менялось и отношение «конвенциональной»науки к области
знаний, которая получила условное название «парапсихологии».
[ Энергоинформационные исследования в Израиле. Эткин В.А.
Материалы международной научной конференции. Хоста, Сочи, 25-29
августа 2009 г.] Там же «В последнее время уже настойчиво говорят о
необходимости создания в системе фундаментальных наук
специального научного направления - биоэнергоинформатики. В
Израиле с этой целью в начале 2002 года была создана ассоциация
"Энергоинформатика", объединившая более двух десятков
исследователей–энтузиастов (в том числе 12 докторов и кандидатов
наук – выходцев из стран СНГ). Она возникла как внештатное
подразделение Института теоретической и прикладной физики,
возглавляемого А.Акимовым, и как коллективный член Объединения
изобретателей и авторов проектов Израиля.
Ассоциация проводит инициативные исследования в области
нетрадиционной
медицины и энергетики. На её сайте http://zhurnal.lib.ru/e/etkin_w
размещено более
40 статей, освещающих результаты исследований. Эти результаты
докладывались на
25 израильских и международных конференциях
Поскольку «понятие силы не может быть применено по отношению к
явлениям субатомного мира. Это понятие из арсенала классической
физики, ассоциирующейся (пусть даже только подсознательно) с
ньютоновскими представлениями о силах, действующих на расстоянии.
В субатомной физике таких сил уже нет: их заменяют взаимодействия
между частицами, происходящие через посредство полей, то есть
каких-то других частиц. Поэтому физики высоких энергий избегают
употреблять слово сила, заменяя его словом взаимодействие.
Взаимодействие каждого типа обусловлено обменом
соответствующими «переносчиками»:
электромагнитное — виртуальными фотонами, слабое — векторными
бозонами, сильное — глюонами (а на больших
расстояниях — мезонами). В настоящее время делаются попытки
объединения всех четырёх фундаментальных взаимодействий в одно
(так называемая теория великого объединения). «Необычным в
квантовой электродинамике является прежде всего сочетание понятия
электромагнитного поля с представлениями о фотонах как об
электромагнитных волнах, воплощенных в частицах. Поскольку
фотоны — это электромагнитные волны, то есть колеблющиеся поля,
фотоны должны одновременно быть и воплощением электромагнитных
полей. Так возникает понятие квантового поля, то есть поля,
способного принимать форму квантов, или частиц. Безусловно, это
понятие является новым. Оно используется при описании всех
субатомных частиц и их взаимодействий и получает дальнейшую
разработку, выражающуюся в том, что каждому типу частиц ставится в
соответствие определенный тип поля. Эти "теории квантового поля"
преодолевают унаследованное от классической физики
противопоставление между твердыми материальными частицами и
окружающим их пространством. Квантовому полю приписывается
самостоятельная физическая природа — природа протяженной среды,
пронизывающей или наполняющей все пространство. Частицы
представляют собой лишь точки "сгущения" этой среды, возникающие
и исчезающие энергетические узлы» Ф.Капра. Физика дао. Поэтому
человека можно рассматривать как продукт и орудие взаимодействий,
взаимодействия в психологии еще со времен появления понятия
панпсихизма
В свете междисциплинарного научного направления, получившее в
англоязычной литературе название «Quantum Mind», который в
настоящее время является наиболее разработанной и перспективной
альтернативой существующим ныне традиционным подходам к анализу
проблем, связанных с функционированием человеческой психики. Речь
идет об идее существования квантового сознания; об идее квантовой
сцепленности сознания с реальностью см. Квантовая психология.
Область исследования природы социальной энергии относится к
маргинальным направлением науки, к протонаýке (от др.греч. πρῶτος «первичный»[1] и наука) — собирательное название
для исторических философских дисциплин, которые существовали до
разработки научного метода и стали впоследствии науками. В более
широком смысле термин «протонаука» может быть использован
применительно к любому набору убеждений или теорий, которые ещё
не были адекватно проверены в рамках научного метода, так что они
могут со временем стать наукой.
В монографии И.Данилевского «Структуры коллективного
бессознательного: Квантовоподобная социальная реальность» впервые
в научной литературе была развита гипотеза о том, что за
существование макроскопической скоррелированности экономических,
политических, духовных и др. процессов (фиксируемой законом ЦипфаПарето, многими статистическими фактами, из которых наиболее
впечатляет статистика психических заболеваний) отвечает квантовая
(или же подобная квантовой) нелокальность бессознательных слоёв
психики людей, в повседневной жизни могущих быть и несвязанными
друг с другом. Данная нелокальность, характерная для так называемых
«запутанных», или «зацеплённых» (entanglement), квантовых систем,
мыслилась нами по образцу (именно по образцу, без какого-либо ухода
в физический редукционизм) хорошо известного в физике парадокса
ЭПР – Эйнштейна-Подольского-Розена[2]. Суть ее в том, что, если две
частицы провзаимодействовали друг с другом, то, влияя на одну из
них, тем самым мгновенно оказывается влияние на другую, даже если
она находится на другом конце Вселенной. Гипотеза
квантовоподобного коллективного бессознательного, обладающего
свойствами сети организованных на сверхпроводящих носителях
квантовых «компьютеров», почти автоматически влечет за собой
предположение о существовании нелокального самосогласованного
потенциала любого данного общества, который мы в работе
предложили называть «нелокальным потенциалом социума» (НПС).
Такой потенциал с вероятностью, близкой к 100 процентам,
действительно существует (что, к слову, означает в этом случае победу
холизма в многовековом споре с номиналистами) и регулирует, в
частности, распределение богатства и власти, численности населения,
информации в ходе интеллектуального поиска, в том числе выдвижения научных идей как в материализовавшемся, так и в
нематериализовавшемся в статьи виде
Известный специалист в области медицины и ее философских аспектов
С. Ситько автор физики живого развивает в своих работах
представление о человеке как о макроскопической квантовой системе.
Остается неясным, указывает он каким образом осуществляется
синхронизация процессов, происходящих в миллионах миллионов
клеток тела. Экспериментальные результаты и огромный, как он
пишет, клинический опыт, «легли в основу моего понимания роли
когерентных электромагнитных волн организма в реализации его
генетической целостности и обеспечении многообразной
дифференциальной устойчивости живого» Проблема же «реальности
квантово-механической целостности макроскопического объекта тесно
связана с возможностью существования в нем унитарного
нелокального самосогласованного потенциала (выделено нами - прим.
авт). В обычных условиях твердого тела существование такого
потенциала невозможно. Именно поэтому макроскопическая физика,
как правило, имеет дело .... с квантовыми эффектами, когда создаются
экстраординарные условия, например, сверхпроводимости,
сверхтекучести....» И далее С.Ситько приводит данные по изучению так
называемых «меридианов» в китайской акупунктуре, резюмируя их
следующим образом: «В рамках данного подхода наличие меридиана
само по себе является достаточным доказательством существования
нелокального, самосогласованного электромагнитного потенциала в
целом и, следовательно, существования эффективных
дальнодействующих сил, обеспечивающих квантовомеханическую
целостность организма....». Мы согласны с этим. Но если факты
свидетельствуют о существовании данного нелокального квантовомеханического потенциала у человека, то почему нельзя
предположить, что точно такой же потенциал есть и у общества? Тем
более, что общество очень часто и, на наш взгляд, совершенно
обоснованно называют своеобразным организмом? Чтобы ответить на
этот вопрос, рассмотрим ряд некоторых весьма любопытных, на наш
взгляд, явлений и процессов. Дальнейшие исследования
квантовоподобного коллективного бессознательного были продолжены
Андрем Хренниковым — профессор математики факультета
математики Университета Линнея. Андрей также является директором
исследовательской группы Международного центра математического
моделирования (ICMM) и организатором около 20 конференций в
области квантовой теории в Университете Линнея в его работе:
«Квантовоподобная модель бессознательно-сознательного
взаимодействия и эмоциональной окраски восприятий и других
сознательных переживаний, и его книге «Социальный Лазер. Оружие
массового поражения 21-го века»: «Книга начинается с вводной главы,
здесь вкратце обсуждаются основные области применения соцлазеров,
цветные революции, массовые протесты, информационные эпидемии;
обсуждается наука социофизика и наша лазерная модель, как ее часть;
излагаются принципы работы физического и социального лазеров.
Не стоит бояться физических терминов, они объясняются, а в приципе
их можно пропускать и сразу переходить к социальной части
метафоры.[5 - Однако для людей, помнящих хотя бы немного
из физики, физические аналогии могут быть приятны и полезны для
понимания.]
В Главе 1 вводятся понятия социальной энергии, соцатома, его
энергетических уровней, информационного поля; обсуждается
специфика квантового подхода, как теории наблюдений.[6 - Такой
подход демистифицирует такие сложние понятия, как, скажем,
социальная энергия. Она вводится как измеримая величина, так
сказать, операционно, без попыток глубокого психосоциального
анализа.] В принципе в этой главе излагаются основы теории
соцлазера. Она весьма проста. Также проста и теория физического
лазера, при ее схематическом изложении. Однако, как мы знаем,
понимание деталей лазинга требует более тшательного рассмотрения.
В Главе 2 мы переходим к этим деталям для соцлазера. Главное
усложнение схемы работы лазера состоит во введении резонатора,
устройства для усиления мошности генерируемого информационного
пучка и очистки его от сообшений «неправильной окраски». Роль
резонаторов играют социальные сети, базирующиеся на мощных
интернет-системах типа Facebook, Youtube, Vkontakte; в этой главе
уделается большое внимание так называемым эхокамерам –
современным системам цензуры.
Глава 3 посвящена описанию процесса принятие коллективных
решений в рамках теории соцлазера. Общая теоретическая схема
иллюстрируется примерами всем хорошо известных событий, как то,
Перестройка, 11 сентября 2001 года, коронавирусная информационная
эпидемия.
Глава 4 лежит в стороне от основой теории, представленной в книге.
В теории соцлазера используется чисто информационная картина
передачи социальной энергии и генерации социальных действий.
В Главе 4 мы вспоминаем, что человек это биологическая система
и связываем социальную энергию с психической, которая в свою
очередь порождается физиологическими процессами в нервной
системе человека. Эта сложная энергетическая цепь описывается лишь
схематично. Большое внимание уделено нереализованним инстинктам,
как генераторам психической энергии.
Глава 6 – это коротенькая главка о двойственности сознаниеподсознание. Подсознание нам приходится привлекать как источник
неосознаваемых решений. В целом эта тематика не занимает большого
места в книге, так как большинство рассматриваемых социальных
действий реализуется сознательно.
В Главa 7 главе простейшая модель соцатома, рассматривавшаяся
в предыдущих главах, существенно усложняется. Это дает
возможность оперировать соцатомами с более сложным
распределением психической энергии на конктретном энергетическом
уровне.
В Главе 8 рассмотриваются многоуровневые соцатомы и соцлазеры,
использующие их в качестве активной среды. Именно такие лазеры
с много уровневыми атомами наиболее успешно функционируют
в физике.
Заключительная Глава 9 лежит особняком от остальных глав книги,
в ней я пытаусь ответить на извечный российский вопрос: Что делать?
Для ее понимания нет необходимости читать всю книгу, предисловие +
вводная глава вполне достаточны.
Книга имеет три приложения; они могут быть полезны читателям,
интересующимся популяризацией науки; основной текст книги можно
читать не обращаясь к ним.
Приложение 1 посвящено описанию основных квантовых статистик и их
следствий для соцлазинга. Показано, что главное свойство систем,
удовлетворяющих квантовым статистикам, это неразличимость, то есть
неважно происхождение системы, ее размеры, температура, живая она
или нет, думающая или автомат. Значит квантовые статистики
описивают и соцсистемы, но только неразличимые.
Приложение 2 содержит краткое описание квантовоподобного подхода
к общей теории принятия решений. Это довольно новое и очень
перспективное направление исследований, оно междисциплинарно –
смесь квантовой теории, математики, психологии, социологии,
политологии, экономики и финансов. Теория соцлазера является одним
из направлений квантовоподобного подхода. Это приложение может
быть полезным и для людей, серьезно интересующихся наукой.
Квантовоподобные модели активно развинаются во всем мире, от США
до Китая и Вьетнама; к сожалению, как это было в свое время
с кибернетикой, эта область научных исследований практически
неизвестна на территории бывшего СССР.
Список литературы в основном ориентирован на читателей с научными
интересами. Читателю, далекому от науки, могли бы быть интересны
лишь некоторые из книг на русском языке.
Первой попыткой научного и физического обоснования существования
социальной энергии, как энергии сознания, считаются работы
Д.Хагелина, В 1987 и 1989 годах Хагелин опубликовал две статьи
в журнале современной науки и ведической науки Университета
управления Махариши, в которых утверждал, что «единое поле» теории
суперструн идентично тому, что Махариши Махеш Йоги называл
«единым полем сознания». Хагелин утверждал, что сознание является
фундаментальным свойством мира природы, и что практикующие ТМ
могут испытать состояние сознания, «в котором наблюдатель, процесс
наблюдения и наблюдаемое едины». Он утверждал, что это опыт
единой области физики.
Аргументы Хагелина временами касались нумерологии и критического
толкования древних индуистских писаний, Вед . Например, он связал
пять различных типов спина в квантовой механике с пятью панча
бхутой ; он также связал название теории, которую он предпочитает, теорию «суперструн», с ведическим отрывком, который он перевел как:
«Мое тело называется струной». Более центральным в его аргументе
было его утверждение о том, что квантовая механика позволяет
отождествлять физическое с ментальным, идея, которую он нашел
отозванной в Ведах. Он утверждал, что теория, связывающая сознание
с единым полем, была бы единственным естественным объяснением
предполагаемых явлений, демонстрируемых продвинутыми
практикующими ТМ, таких как эффект
Махариши, левитация и невидимость . Философ Эван Фалес и социолог
Барри Марковский отметили, что, поскольку такие явления не были
подтверждены, «надуманное объяснение Хагелина лишено цели».
Далее они заявили, что параллели, выделенные Хагелином, основаны
на двусмысленности, неясности и расплывчатой аналогии,
подкрепленных построением произвольных сходств. Однако русский
ученый, директор Научного центра исследования сознания - Коёкина
Ольга Ивановна, к.м.н. В 1961 году окончила Ярославский
государственный медицинский институт. С 1963 года по 1966 год аспирантка в лаборатории акад. Г.М. Франка в Институте биофизики
АН. Работала в институтах АН, АМН, МЭП, с 1978 года по 2010 год в ФГУ
ФНКЭЦ ТМДЛ РОСЗДРАВА. Опубликовала около 200 научных работ в
области нейрофизиологии, неврологии, биофизики, психофизиологии,
рефлексотерапии.
Участвовала в более 50 международных, всесоюзных и российских
конгрессах, конференциях, симпозиумах.
В 1994 году описала принципы неконтактного взаимодействия с
образованием виртуального мозга. В последующие годы исследовала
феноменальные способности человека: экстрасенсорное восприятие,
биокоррекцию, ясновидение, телекинез, левитацию сиддхов,
освобождение сознания и др. В настоящее время работает над
проблемами изучения свойств сознания и их развития с помощью
специальных психотехнологий.
Коёкина О. И. в 1994 году описала принципы неконтактного
взаимодействия с образованием виртуального мозга. В последующие
годы исследовала феноменальные способности человека:
экстрасенсорное восприятие, биокоррекцию, ясновидение, телекинез,
левитацию сиддхов, освобождение сознания и др. В настоящее время
работает над проблемами изучения свойств сознания и их развития с
помощью специальных психотехнологий.
В Японии в 2002 г. состоялся 14 Международный Конгресс Life
Information Science, посвящённый вопросу, что такое энергия "ци" ("чи"),
"прана"? Научные доклады содержали не только убедительные данные
объективного подтверждения энергии, но и раскрывали отдельные
механизмы её происхождения, связанные с деятельностью головного
мозга и направленным проявлением необычных свойств сознания.
Однако Коёкина О. И. еще в 1994 году описала принципы
неконтактного взаимодействия с образованием виртуального мозга. В
последующие годы исследовала феноменальные способности человека:
экстрасенсорное восприятие, биокоррекцию, ясновидение, телекинез,
левитацию сиддхов, освобождение сознания и др. В настоящее время
работает над проблемами изучения свойств сознания и их развития с
помощью специальных психотехнологий.
Коекина О.И. является обладателем более 5 патентов на изобретения
в области медицины, в том числе российского и европейского патентов:
1. Коёкина О.И. (Россия).
Нейрофизиологические исследования бесконтактного внесенсорного
взаимодействия
2. Коекина О.И. (RU) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К
КОНЦЕНТРАЦИИ ЭНЕРГИИ СОЗНАНИЯ, РОСПАТЕНТ, Патент
2004126735/14(21), 2004.09.06(22)
3. Коекина О.И. (RU) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
БИОЭНЕРГОИНФОРМАЦИОННОЙ СВЯЗИ МЕЖДУ ИНДУКТОРОМ И
РЕЦИПИЕНТОМ ПРИ ТЕСТИРОВАНИИ ЭКСТРАСЕНСОРНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ
СЕНСИТИВА-ЦЕЛИТЕЛЯ, РОСПАТЕНТ, Патент 96100536/14(21),
1996.01.17(22)
4. Коекина О.И. (RU) УСТРОЙСТВО ДЛЯ ОЦЕНКИ СПОСОБНОСТЕЙ
ЧЕЛОВЕКА К КОНЦЕНТРАЦИИ ЭНЕРГИИ МОЗГА, РОСПАТЕНТ, Патент
2002134548(21), 26,12,2002(24).
5. Коекина О.И. (RU) СПОСОБ ОПРЕДЕЛЕНИЯ СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА К
ЭКСТРАСЕНСОРНОМУ ВОСПРИЯТИЮ ПО ДАННЫМ
ЭЛЕКТРОЭНЦЕФАЛОГРАММЫ. РОСПАТЕНТ, Патент №2290061, приор.
06.09.2004, регистр. 27.12.2006
6. Koyokina O.I. METHOD FOR DETERMINING THE HUMAN ABILITY OF
FOCUSING THE ENERGY OF CONSCIOUSNESS BY ELECTROENCEPHALOGRAM
DATA. Registrationof patent in CPTD NO N7K143842, 26.08.2007 .
Таким образом экспериментально подтверждается идея существования
социальной энергии, т.к в описание Коекиной О.И. свойств сознания:
«максимальная концентрация энергии биоритмов мозга в области,
контролирующей активацию сознания, по-видимому, связана с
вовлечением в процесс трансформации активности мозга, необходимой
для проявления скрытых, еще не реализованных возможностей
осознавания. Видимое заторможенное состояние корковых областей
мозга, скорее всего, является благоприятным фоном для
реорганизации некоторых функций и связей мозга. Возможно, что этот
переход означает состояние готовности к такой трансформации
активности, которая позволяет реализовать не проявляемые в обычных
условиях возможности сознания, связанные с открытием
альтернативных каналов восприятия и передачи информации. При этом
не исключается не исключается и феномен «выхода сознания из тела»,
или «exteriority», в результате энергетического структурирования и
физических преобразований, управляемых мыслью в активной среде
мозга. Специфические изменения биопотенциалов являются
следствием определенной психофизической деятельности мозга,
управляемой в измененных состояниях и направленной на
функциональное структурирование пространственно-временного
энергетических источников в головном мозге. Процессы
функционального структурирования различаются в зависимости от
вида медитации, гипноза или наведенного изменения состояния
сознания. Не исключено, что концентрация распределения источников
определенным образом может являться психоэнергетическим ресурсом
для возникновения таких феноменов, как «выход психофизической
энергии» или «выход сознания из тела».
Проводимые в ФНКЭЦ ТМДЛ МЗ РФ исследования активности мозга у
лиц с необычными способностями, а также у лиц, владеющих
отдельными техниками медитации, позволили обнаружить ранее
неизвестные виды мозговой деятельности, сопровождающие необычные
свойства сознания [2,3]. Речь идёт о возможности проявления
сознания как физической реальности в виде управляемой
мыслью способности пространственно-временного
структурирования активной среды (возможно, полевой) мозга в
целом. Эти феномены обнаруживаются во время медитативных и
гипнотических состояний сознания или во время целительства. Они
представляют собой своеобразную концентрацию в глубинах мозга
энергетических источников, распределяющихся в виде «экрана»,
«луча», «туннеля» в зависимости от вида деятельности, выбранной
медитирующим субъектом «Открытие свойства человеческого сознания
преобразовываться в некоторую физическую реальность, управляемую
мыслью, является одним из ключевых моментов, позволяющих
пересмотреть с новой, иной, чем прежде, точки зрения, возможные
пути развития объективных исследований сознания».[коекина]
«Поскольку энергия есть всеобщее свойство реальности, такого рода
соотношения неизбежно распространяются на все ее частные формы, в
том числе и на область энергетики психических процессов». Таким
образом:«Размышляя о возможном источнике такой энергии, профессор
Бом утверждает: «… сейчас стало возможным для определенного
количества индивидуумов, которых объединяют общие цели и которые
могут доверять друг другу, образовать единое сознание, которое бы
действовало как одно. И если бы десять или сто человек могли
действительно стать единым целым, то сила их воздействия была бы
безмерно выше, чем одного человека, … таким образом начнется
пробуждение общего сознания всего человечества … И это непременно
должно осуществиться».[] R. Weber, "The Physicist and the mystic – is the
dialogue between them possible? A conversation with David Bohm," New
Science Library, 1985.
Таким образом возобновляемая энергия должна сначала появиться в
виде социальной энергии общества в сознании человечества.
«Превращая часть имеющейся в ее распоряжении химической энергии
в энергию деформации и расходуя последнюю на образование
наследственно повторяющихся форм или, специальнее, на
морфологические признаки [т. е. на образование их], «живое» образует
стойкие системы энергии. При этом задерживается обесценивание и
удлиняется весь цикл превращений, испытываемых данным
количеством энергии с момента ее появления на земле в виде
солнечного луча до исчезновения с земли при ночном лучеиспускании.
Только жизнь с ее морфологическими усложнениями может
удерживать солнечный луч на земле миллионы лет, как мы это видим
на примере каменного угля... Смысл эволюции - замедление энтропии
по отношению к источнику жизни - солнечному лучу». Известный
мистик ГеоргийГурджиев так отвечал на этот вопрос ... человечество
появилось для того, чтобы производить нечто необходимое для
гармонии солнечной системы и нашей планеты, в частности ...
выполнение этой задачи зависит от того, как мы живем и умираем ...
Человек рождается не ради своих собственных эгоистических целей; у
него есть долг, исполняя который, он реализует себя. В этом, как раз, и
состоит суть понятия трансформации человека». Этим нечто, по
мнению автора статьи, является социальная энергия – источник
сознания
Литература
1.Гартман Франц Жизнь. Парацельса и сущность его учения / Пер. с англ. —
М.: Культурный центр «Новый Акрополь», 2009. — 272 с: ил. ISBN 978-5901650-482. Idan Shimony Leibniz and the vis viva controve https://books.google.com/books?
id=wVczAAAAQBAJ&pg=PA51&source
4. С.А. Подолинский. Труд человека и его отношение к распределению
энергии. МОСКВА, «НООСФЕРА», 1991
3.Порожнякова О. М. УПРАВЛЯЕТ СОЗВУЧИЕ
(Иная физика Джона Кили и учение Живой Этики)
http://www.delphis.ru/journal/article/otkrytiya-dzhona-kili
6.П.Г. Кузнецов ИЗБРАННЫЕ ТРУДЫ Дубна, 2014
7.В.П. Казначеев, П.Г. Кузнецов, М.С. Набиулин, М.Я. Субботин.
Текст публикуется согласно изданию: Автометрия / СО АН СССР. №2. —
Новосибирск, 1965. — с. 3–10
«Некоторые проблемы квантовой биологии и вопросы передачи информации
в биологических системах»
И.Данилевский «Структуры коллективного бессознательного:
Квантовоподобная социальная реальность»
Sitko S.P. Physics of Alive - the New Trend of Fundamental Natural
Sienses// Physics of Alive. - 2000. - Vol.8, № 2. - P.5-13.
R. Weber. "The Physicist and the mystic – is the dialogue between them possible? A
conversation with David Bohm," New Science Library, 1985.
Коёкина Ольга Ивановна. Федеральный научный клинико-экспериментальный
центр традиционных методов диагностики и терапии. «Проблемы
объективизации эзотерических психотехнологий»
8. Наталия Теплицкая «ПОПЫТКА ПРЕОДОЛЕНИЯ ТРАДИЦИОННОЙ НАУЧНОЙ
ПАРАДИГМЫ»( Для выступления на Собрании о будущей науке и культуре
мира первого созыва в Кембридже )
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв