Санкт-Петербургский государственный университет
ГАЙВОРОНСКИЙ ИГОРЬ ДМИТРИЕВИЧ
ОБРАЗ ПРАВИТЕЛЯ В КАРОЛИНГСКОЙ АННАЛИСТИКЕ 870-880-х ГОДОВ
СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 07.00.03 «Всеобщая история»
Выпускная квалификационная работа
Научный руководитель: д.и.н., проф.,
зав. кафедрой истории средних веков
Прокопьев Андрей Юрьевич
Санкт-Петербург
2016
2
Часть 1. Аннотация
Работа посвящена проблеме образа правителя в каролингской
анналистике 870-880-х годов: Бертинских, Фульдских и Ведастинских
анналах. В качестве объекта изучения взяты сообщения этих хроник о
ключевых события десятилетия: коронации Карла Лысого (843-877 гг.)
императорской короной в 875 году и призванием императора Карла Толстого
(881-887 гг.) в Западно-франкское королевство в 884 году. Автор доказывает,
что в период конфликтов внутри династии Каролингов анналисты, описывая
практику действий монархов, тем самым всё же конструировали
определённые концепции власти. Создавая образы монархов активных,
решительных и способных отстоять свои права на титулы и земли, авторы
хроник не только реагировали на окружавшую их политико-социальную
действительность, но и опирались на предшествующую письменную
традицию – описания античными историками эпохи гражданских войн в
Риме.
3
Часть 2. Выпускная квалификационная работа «Образ правителя в
каролингской анналистике 870-880-х годов»
В Средние века интерес к личностям монархов был обусловлен,
прежде всего, их соответствием неким идеальным концепциям власти, будь
то принадлежащая Алкуину интерпретация христианской империи или же
присущая Эйнхарду ностальгически-античная трактовка личности Карла
Великого [4, с. 145-146]. Именно поэтому богатая на события и доблестные
деяния история каролингских государей VIII-IX веков спровоцировала бурное
развитие в трудах учёных людей Франкской державы темы монархии,
образов правителей и цельных концепций власти [1, с. 608, 610].
Каково место в эволюции каролингский представлений о власти
портретов монархов второй половины IX века? И правомерно ли вообще
говорить о существовании подобных «портретов» в указанный отрезок
франкской истории? Ведь заметное ослабление власти каролингских
правителей во второй половине IX века должно было повлиять на
представление о них в глазах интеллектуальной элиты франкского мира.
Известно, что преемники последнего «общефранкского» императора
Людовика Благочестивого короли Карл Лысый (843-877 гг.) и Людовик
Немецкий (843-876 гг.) в течение своего правления вынуждены были решать
куда менее возвышенные задачи, чем их предшественники: поиск
компромисса с усиливающейся аристократией и денежных средств для того,
чтобы откупиться от норманнов, регулярно вторгавшихся на территорию
франкских королевств, стали главными направлениями деятельности внуков
Карла Великого1. Сопровождающая данный исторический контекст скудость
повествовательных источников (включающая исчезновение в указанный
Подробнее см. : Nelson J. Charles the Bald. London, 1992; Riche P. Les Carolingiens: Une
famille qui fit l’Europe. P. 160-165; Тейс Л. История Франции. С. 28-31; Nelson J. The
Frankish kingdoms // New Cambridge Medieval History. V. 2: c. 700 – c. 900 / Ed. R.
McKitterick. P. 120-121; Schieffer R. Die Karolinger. S. 139-145; Costambeys M., Innes M.,
MacLean S. The Carolingian world. P. 379-388; Busch J.W. Die Herrschaften der Karolinger
714−911. S. 89-92
1
4
период прежде столь популярных жанров как королевская биография и
«деяния») будто бы вселяет в нас убеждённость: реалии второй половины IX
века лишили франкских интеллектуалов потребности создавать яркие
жизнеописания – за неимением перед их глазами по-настоящему ярких
монархов. Следовательно, вопрос о «наличии или отсутствии» образов власти
каролингских монархов во второй половине IX века оказался закрыт: их
попросту не было. Эта своего рода «историческая иллюзия» обусловила
пониженный интерес у историков к образам власти и вообще политической
теологии второй половины IX века2. Такие исследователи княжеских зерцал и
средневекового образа власти в целом, как В. Бергес и Х.Х. Антон, временем
складывания и развития каролингского образа власти считали правление
первых двух Каролингов, когда, по их мнению, сложился образ
христианского государя [18; 17]. Между тем концепция и образ власти и, тем
более, образ монарха, существовавшие, пусть и в слабо оформленном
состоянии, во второй половине IX века, оказались за пределами внимания
исследователей3.
Подобное положение вещей представляется не вполне справедливым,
поскольку именно в указанный период рождённые каролингской
цивилизацией монархия (хотя и в её уже локальных, западно- и восточнофранкском вариантах) и представления о власти подверглись серьёзным
испытаниям в виде внутридинастических столкновений, усиления роли знати
в делах королевств и нападений скандинавов. В этих условиях
единственными свидетелями деяний франкских государей явились
каролингские анналисты. Попыткой увидеть в их скупых сообщениях
очертания образа правителя, поставив его в контекст динамики развития
каролингской концепции власти, является данная статья. Предметом нашего
Термин «политическая теология» (Politische Teologie) введён немецким историком
философом Карлом Шмиттом и активно использовался американо-немецким
исследователем Э.Х. Канторовичем [13; 6].
3
Некоторые сведения об отражении во франкской анналистике второй половины IX века
образов монархов из династии Каролингов можно найти в диссертационном исследовании
А.И. Сидорова [10, с. 25-26].
2
5
рассмотрения станут ключевые события 870-880-х годов, а именно,
коронация Карла Лысого императорской короной в 875 году и призвание
императора Карла III Толстого (881-887 гг.) на царство в Западно-франкское
королевство в 884-885 годах, сведения о которых донесли до нас
каролингские хроники4.
В нашем распоряжении – три крупных источника: Бертинские [14],
Фульдские [15] и Ведастинские анналы [16], написанные в разных частях
франкского мира5.
Анналы Сен-Бертенского монастыря, написанные в королевстве
западных франков, и анналы монастыря в Фульде, составленные на в
Восточной Франкии, сообщили схожие факты о деятельности королейбратьев – Карла Лысого и Людовика Немецкого в 875 году: за исключением
описания борьбы за императорский титул, записи обеих хроник (как и,
позднее, в 884-885 гг.) представляют собой типичные для этого жанра записи
о перемещениях королей, их совместных со знатью ассамблей и смертях
монарших родственников. Однако их авторы придают совершенно разную
эмоциональную окраску овладению Карлом Лысым императорской короной,
в те годы означавшее обретение верховенства над всеми франкскими
землями.
Автор части Бертинских анналов, охватившей 863-882 годы, Хинкмар
Реймсский, несмотря на очевидный политической успех своего патрона в 875
году, проявил себя как бесстрастный, претендующий, вероятно, на
Предупреждая возможные замечания о правомерности использования более позднего
понятия «хроника» применительно к раннесредневековым анналам, подчеркнём, что
данное слово используется исключительно в качестве синонимичного понятию «анналы»,
дабы не перегружать текст статьи повторами. То же относится и к понятию «летопись».
5
Хроника Сент-Бертенского монастыря во Фландрии охватывает 830-882 годы; фрагмент,
интересующий нас и включивший записи за 863-883 годы написан известнейшим
церковным иерархом того времени – Хинкмаром Реймсским (ок. 806-882 гг.) [34, 26].
Фульдские анналы, c 841 года ведшиеся в Майнце и повествующие о событиях 680-901
годов, включают фрагмент за 864-887 гг., написанные монахом Мегинхардом, хорошо
образованным книжником, знакомым с античными трудами [24, 29]. Автор же анналов
фламандского монастыря святого Вааста (Ведаста), охвативших 874-900 годы, нам
неизвестен [33, 9].
4
6
объективность, летописец. Оценка действий Карла Лысого по завоеванию
императорской короны у Хинкмара отсутствует в принципе: династические
перипетии, связанные со смертью Людовика II и последующей борьбой
братьев за титул императора, подробно описываются анналистом из Реймса,
но никак им не комментируются. Сама же знаковая (казалось бы) коронация
Карла в Риме предстаёт событием весьма заурядным, ничем не
выделяющимся на фоне других фактов франкской истории тех лет [14, S. 126127]. Наиболее вероятное объяснение такой позиции Хинкмара заключается в
том, что крупнейший иерарх Западно-франкского королевства не хотел
превращения своего короля в союзника и слугу папы римского, что означало
бы решение политических задач совсем другого уровня: защиту
Апостольского престола от группировок римской аристократии и нападений
арабов. Хинкмар же своей политической деятельностью и главным трудом –
книгой «О дворцовом порядке» - защищал идею, согласно которой король
должен слушаться, прежде всего, епископов, под которым подразумевалось
высшее духовенство Западной Франкии [23, p. 23-25]6.
Автор записей Фульдских анналов за 875-876 годы монах Мегинхард,
в отличие от Хинкмара, весьма конкретен в характеристике действий Карла
Лысого: по словам фульдского автора, узнав о смерти императора Людовика,
«тиран Галлии» Карл вторгается в Италию с разбоем, собирая сокровища
этой земли «в свои когтистые руки» [15, S. 84]. Мегинхард применяет
античные нравственные критерии к моральному облику короля западных
франков: Карл сребролюбив и, к тому же, не отличается храбростью [15, S.
84-85]. Беззастенчиво грабящий Италию, Карл, опасаясь сражения с
Карломаном, подкупает его деньгами и драгоценностями [15, S. 85], но, в
итоге, обманывает Карломана и, затем, спешит в Рим [15, S. 85]. Подобная,
Подобная трактовка позиции Хинкмара может встретить следующее замечание:
средневековый анналист всегда стремился скрыть свою личность, выступить
бесстрастным рассказчиком событий. Однако подобный тезис опровергает риторика
другого анналиста, восточнофранкского – Мегинхарда, предложившего совсем другое
видение событий 875 года.
6
7
по-настоящему яростная риторика Мегинхарда, имела под собой основания:
правом на императорский титул обладал не Карл Лысый, а Людовик
Немецкий как старший в Каролингском роду, и фульдский анналист на
страницах своей хроники решительно встал на сторону своего короля. Таким
образом, как и Хинкмар, Мегинхард выразил свою точку зрения на
внутридинастический конфликт 875 года. При этом восточнофранский
анналист ярко продемонстрировал новый метод в конструировании образа
власти: начиная с сочинений Эйнхарда и Нитхарда [5, с. 109] франкские
писатели в создании образа правителя опираются уже не на христианские
тексты, а на античную, главным образом римскую литературу эпохи
«золотого века» латинского языка, яркими представителями которого были
Гай Саллюстий Крисп (86 – 35 или 34 до н.э.) и Корнелий Тацит (ок. 56-117
н.э.)7.
В 882 году жизнь выдающегося реймсского архиепископа прервалась,
как и повествование Бертинских анналов. Наиболее известными анналами в
западной части франкского мира стали анналы монастыря Сен-Вааст во
Фландрии, в то время как Мегинхард будет продолжать Фульдскую летопись,
предположительно, до 888 года. К тому моменту в живых оставалось только
два представителя Каролингского рода: 5-летний сын Людовика II Заики
(877-879 гг.) Карл и 45-летний Карл III Толстый (император с 881 года, король
восточных франков – с 882 года), правивший на франкском востоке.
Оставшись без короля, знать Западной Франкии предпочла ребёнку опытного
Карла из германских земель. Как восприняла эти события анналистика?
Анналы монастыря Сен-Вааст сообщают в записи за 884 год, что уже
само малолетство ещё здравствовавшего правителя, Карломана, подтолкнуло
аристократию королевства к общему собранию для обсуждения данного
вопроса [16, S. 55]. Однако внезапная гибель короля на охоте, от случайно
Сочинения этих историков, которые могли в наибольшей степени повлиять,на
каролингских авторов, это «Югуртинская война» [31] и «О заговоре Катилины» [20]
Саллюстия и «Анналы Тацита» [21].
7
8
нанесённой его спутником Бертольдом раны во время схватки с вепрем,
вынудила магнатов послать графа Теодориха в Италию за императором
Карлом «для того, чтобы тот прибыл во Франкию» [16, S. 55]. После
прибытия Карла в Понтьон его власти подчиняются «все, кто были в
королевстве Карломана», то есть, очевидно, тот самый нобилитет,
призвавший Карла [16, S. 55].
Мегинхард же, парадоксальным образом, не упомянул ни о призвании
Карла знатью, ни о его прибытии, ни о присяге нобилей новому правителю
[15, S. 101-104]. Лишь яркий рассказ о гибели короля Карломана на охоте [15,
S. 101-104], может подвести читателя к догадке, что в Западной Франкии
сменился правитель. По сравнению с полемическим задором 875 года
Мегинхард сух и лаконичен, и только в неизменном подражании античным
текстам узнаётся его собственный стиль. О неудачах и нерасторопности
императора Мегинхард не говорит вовсе: против норманнов, являющихся
главными действующими лицами интересующего нас фрагмента, сражается
либо Хаймрих [15, S. 103], либо весьма абстрактные фризы [15, S. 103]. Сам
монарх занят сугубо внутренними делами и налаживанием отношений с
папством, поэтому вообще не фигурирует как участник войн с данами [15, S.
103-104]. Вероятно, Мегинхарда угнетала безынициативность его патрона,
поэтому ученый монах решил вовсе опустить все неприятные моменты, о
которых, впрочем, не забыл автор Ведастинской хроники.
Подводя итоги анализу анналистики 70-80-х годов IX столетия,
становится очевидным, что различное восприятие авторами хроник фигуры
Карла Лысого и получения им императорской короны в 875 году имеет
причину не только в том, в какой области франкской ойкумены были
написаны те или иные анналы. Конечно, Мегинхарду, писавшему свою
хронику в одном из главных духовных центров Восточно-франкского
королевства – Майнце - была куда ближе фигура правителя этой земли
Людовика Немецкого, чем далёкого Карла. Но и собственные взгляды
9
анналистов на судьбу франкских королевств оказывали значительное влияние
на содержание погодных записей: пример тому – реакция Хинкмара, а,
точнее, её отсутствие - на имперскую коронацию Карла Лысого. Защищаемая
реймсским архиепископом политическая концепция представляла франкского
монарха смиренным слугой церкви, но не римской, а галло-франкской; если
быть точным, слугой не римского папы, а западно-франкского епископата.
Между тем Мегинхард, выражавший в Фульдских анналах официальную
позицию восточной ветви и поддерживавшей её части церковного
сообщества франкских земель, настаивал на исключительном праве своего
господина Людовика Немецкого на императорскую корону.
В этих условиях отсутствия согласия между каролингскими
династами и, как следствие, соперничества внутри Каролингского дома, стала
невозможной концепция христианской империи и прославления идеального
христианского монарха, господствовавшая в эпоху Карла Великого и
Людовика Благочестивого. В эпоху, когда, во главу угла встали интересы
королей, правивших отдельными осколками империи Карла Великого,
франкским писателями потребовалось создать соответствующий образ
правителя. Создать образ целеустремлённого, способного выходить из
сложных династических ситуаций и умевшего проявить букет античных
доблестей монарха, можно было с помощью приёмов римской литературы, с
которой франкские анналисты были хорошо знакомы. Античная риторика с её
моралистским критицизмом, образцом которой для средневекового книжника
всегда был Саллюстий, стала основной того образа правителя, которой
предложили франкские анналисты и, прежде всего, Мегинхард в 870-80-х
годах8.
Подчеркнём, что фульдский книжник не являлся первопроходцем на этом поприще:
смена приёмов конструирования образа монарха происходит уже в конце 830-х – начале
840-е годов, когда Эйнхард создаёт портрет Карла как римского цезаря [5, с. 109], а автор
«4-х книг историй» Нитхард осмысливает противостояние между Карлом Лысым и
Людовиком Немецким с одной стороны и Лотарем I с другой в античных категориях: по
аналогии с борьбой Цезаря и Катона протии Катилины [5, с. 109-110; 3, с. 47-51].
8
10
Однако эрудиция франкских анналистов не могла скрыть
неспособность Каролингов разрешить сложные внутренние и внешние
проблемы, давшие о себе знать со времён междоусобиц 830-х годов. Именно
эта неспособность породила тенденцию к десакрализации власти Каролингов
– потерей ими священного ореола в глазах элиты. Отражением этого стала
лаконичность анналистов 880-х годов: на смену яркой риторике пришло
разочарование. И это неудивительно: вслед за Верденским разделом Империи
в 843 году последовал 877 – год смерти Карла Лысого - когда вновь, казалось
бы, обретенное единство рассыпалось, как карточный домик. Можно
предположить, что это стало в глазах интеллектуальной элиты неким
рубежом, итогом предшествующего распада единой империи. Политическое
фиаско королевской власти делало все более невозможными ее апологию и
вообще какое-либо концептуальное обоснование универсалистских
притязаний Каролингской династии.
Тем не менее, перед исследователем встаёт закономерный вопрос:
какое место вторая половина IX века занимает в эволюции «монархической
этики»9 каролингской эпохи? Правомерно ли вообще говорить о
существовании идеала государя в критические для династии 70-80-е годы IX
столетия?
Ещё Ж. Флори убедительно доказал: как идея «божьего мира» времён
клюнийской реформы, так и рыцарская идеология Высокого Средневековья
явились результатом распада на части, своего рода «расщепления»
монархического идеала времён Каролингов [12, с. 86-161]. Таким образом,
происхождение идеологии рыцарства из каролингской концепции власти
позволяет искать истоки поведенческих нормативов средневекового
дворянства в каролингской монархической этике. О.Г. Эксле выделил две
основополагающих черты ценностного императива дворянства эпохи
Средних веков и раннего Нового времени: «благородство» (nobilitas) и
Данный термин носит условный характер, обозначая всю совокупность представлений об
идеальном правители, сложившихся в конце VIII-IX веках.
9
11
«личная доблесть» (honor или virtus) [28, S. 21-24]. Включал ли образ
идеального монарха эпохи Каролингов подобные черты? Безусловно,
аналогом благородства для представителя фамилии потомков Карла Великого
являлась их принадлежности к domini naturales, династии «природных»,
«законных» государей, чьё право на трон освящено Богом [8, с. 90]. И до 887
года, когда в Западной Франкции был смещён с трона Карл Толстый и избран
представитель дома Робертинов Эд Парижский (888-898 гг.) легитимность
domini naturales ни у кого не вызывала сомнений [2]. Прототипом же будущей
монаршей и дворянской доблести являлась у Каролингов вся совокупность их
обязанностей по отношении к церкви и христианскому народу,
сформулированная ещё идеологами христианской империи Карла Великого и
Людовика Благочестивого [1, с. 608-609].
Проведённый нами разбор анналистики 870-880-х годов доказал, что
именно второй аспект власти каролингских монархов – практика действий,
vita activa – стал определяющим в оценке действий монарха и формировании
их облика франкскими авторами. Однако, в отличие от всемогущего
христианского императора рубежа VIII-IX веков, идеалом каролингских
авторов второй половины IX века стал сильный, напористый, и,
одновременно, гибкий, но неизменно деятельный правитель, способный
отнюдь не реализовать, как прежде, модель христианского монарха, а
удержать власть в бесконечном противостоянии с представителями других
ветвей династии, возвышающейся аристократией и внешней угрозой.
Поэтому нужно признать, что явные неудачи правителей этого
периода не означали, что их образы не получат отражения в литературе. Не
получив воплощения в композиционно целостных трудах, подобных опусам
Эйнхарда, Тегана и Астронома, не став предметом «имагинарых» 10
построений, образы, пусть и смутные, ключевых представители
История «имагинарного» по Ж. Ле Гоффу - это «история сотворения и использования
образов, побуждающих общество к мыслям и действиям, ибо они вытекают из его
ментальности, чувственного ощущения бытия, культуры, которые насыщают их жизнью»
[7, с. 9].
10
12
Каролингского дома последней трети IX века – Карл Лысого и Карла
Толстого – распознаются в их стремлениях и действиях, навсегда
запечатлённых анналистикой, опиравшейся на мощные традиции литературы
«каролингского возрождения». И за этими образами угадывается непростая
политическая, социальная и культурная реальность второй половины IX века,
из которой рождалось средневековое общество со всеми его отличительными
особенностями.
13
Источники и литература
1. Гайворонский И.Д. К вопросу об образах власти в эпоху
«каролингского ренессанса» // Молодой ученый. 2013. № 6 (53). М.:
Молодой ученый, 2013. С. 608–612.
2. Гайворонский И.Д. Не замеченно е объединение Империи?
Каролингские хроники о призвании Карла Толстого в Западнофранкское королевство // Проблемы истории и культуры
средневекового общества: тезисы докладов XXXIII всероссийской
конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Курбатовские
чтения». СПб.: КультИнформПресс, 2015 (в печати).
3. Гайворонский И.Д. Образ власти и истоки его формирования в
литературе «каролингского ренессанса» второй половины IX века //
Вестник гуманитарного научного образования. 2013. № 5 (31). М., 2013.
С. 47–51.
4. Гайворонский И.Д. Христианская монархия первых Каролингов в
трудах ее идеологов и политическая реальность // Проблемы истории и
культуры средневекового общества: тезисы докладов XXIX
всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых
«Курбатовские чтения». СПб.: КультИнформПресс, 2010. С. 144–147.
5. Гайворонский И.Д. Эволюция образа Карла Великого в литературе
«каролингского возрождения» и ее истоки // Научная перспектива.
2013. № 5 (39). Уфа: Инфинити, 2013. С. 108–110.
6. Канторович Э.Х. Два тела короля. Исследование по средневековой
политической теологии / Пер. с англ. М.А. Бойцова и А.Ю. Серегиной.
М.: Издательство Института Гайдара, 2014. 752 с.
7. Ле Гофф Ж. Герои и чудеса Средних веков / Пер. с фр. Д. Савосина. М.:
Текст, 2012. 220 с.
8. Сидоров А.И. Ближний круг франкского короля в первой половине IX
века: поведенческие идеалы и культурная практика (по материалам
14
«Хроники» Нитхарда) // Средневековая Европа. Проблемы идеологии и
политики. Сборник статей. М.: В. Секачев, 2000. С. 80-102.
9. Сидоров А.И. Ведастинские анналы // Библиотека Якова Кротова
[Электронный
ресурс].
URL:
http://krotov.info/acts/09/1/historiki2.htm# 1 1 1 (д а т а о б р а щ е н и я :
26.03.2015).
10.Сидоров А.И. Историческая мысль и знания о прошлом в каролингской
Европе (вторая половина VIII – начало X в.). Автореферат диссертации
на соискание ученой степени д.и.н. М.: ИВИ РАН, 2011. 46 с.
11.Тейс Л. История Франции / Пер. с фр. Т.А. Чесноковой. Т. 2. М.:
Скарабей, 1993. 272 с.
12.Флори Ж. Идеология меча / Пер. с фр. М.Ю. Некрасова. СПб.: Евразия,
1999. 320 с.
13.Шмитт К. Политическая теология / Пер. с нем. А. Филиппова. М.:
Канон-Пресс-Ц, 2000. 336 с.
14.Annales Bertiani / Recensuit G. Waitz // MGH. Scriptores rerum
Germanicarum in usum scholarum separatim editi. Hannover: Impensis
bibliopolii Hahniani, 1883. S. 1-154.
15.Annales Fuldenses sive annals regni Francorum orientalis ab Einhardo,
Ruodolfo, Meginhardo Fuldensis Seligenstadi, Fuldae, Mogontiaci
conscripti cum continuationibus Ratisbonensi et Altahensibus / Post
editionem G.H. Pertzii, recognovit F. Kurtze // MGH. Scriptores rerum
Germanicarum in usum scholarum separatim editi. Hannover: Impensis
bibliopolii Hahniani, 1891. S. 1-138.
16.Annales Xantenses et Annales Vedastini / Recognovit B. de Simson // MGH.
Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum separatim editi.
Hannover et Lipsia: Impensis bibliopolii Hahniani, 1909. S. 40-82.
17.Anton H.H. Fürstenspiegel des frühen und hohen Mittelalters. Darmstadt:
Wissenschaftliche Buchgesellschaft, 2006. 504 s.
15
18.Berges W. Die Fürstenspiegel des hohen und späten Mittelalters. Stuttgart:
Hiersemann, 1992. 364 s.
19.Busch J.W. Die Herrschaften der Karolinger 714−911. München:
Oldenbourg Wissenschaftsverlag, 2011. 160 s.
20.C. Sallustius Crispus. De Catilinae coniuratione / Ed. W. Schöne, W.
E i s e n h u t . München,
1 9 6 9 . URL:
https://www.hs-
augsburg.de/~harsch/Chronologia/Lsante01/Sallustius/sal_cati.html
(дата
обращения: 26.03.2015).
21.Cornelius Tacitus. Annales ab excessu divi Augusti / Ed. C.D. Fisher.
Oxford:
Clarendon
Press,
1906.
URL:
http://data.perseus.org/catalog/urn:cts:latinLit:phi1351.phi005 (дата
обращения: 26.03.2015).
22.Costambeys M., Innes M., MacLean S. The Carolingian world. N.-Y.:
Cambridge University Press, 2011. 528 p.
23.Hincmar. De Ordine Palatii epistola / Texte latin traduit et annote par M.
Prou // Bibliotheque de l’ecole des hautes etudes. P.: F. Wieweg, libraireediteur, 1885. P. 2-97.
24.Kurze F. Praefatio // Annales Fuldenses sive annals regni Francorum
orientalis ab Einhardo, Ruodolfo, Meginhardo Fuldensis Seligenstadi,
Fuldae, Mogontiaci conscripti cum continuationibus Ratisbonensi et
Altahensibus / Post editionem G.H. Pertzii, recognovit Fridericus Kurtze //
M G H . Scriptores rerum Germanicarum. Hannover: Impensis bibliopolii
Hahniani, 1891. S. V-XIII.
25.Nelson J. Charles the Bald. London: Routledge, 1992. 364 p.
26.Nelson J. The Annals of St. Bertin. Manchester: Manchester University
Press, 1991. P. 7-19.
27.Nelson J. The Frankish kingdoms // New Cambridge Medieval
History. V. 2: c. 700 – c. 900 / Ed. R. McKitterick. Cambridge: Cambridge
University Press, 1995. P. 110–141.
16
28.Oexle O.G. Aspekte der Geschihte des Adels im Mittelalter und in der
Fruhen Neuzeit // Wehler H.U. 1990. Europäischer Adel 1750-1950.
Go ̈ttingen: Vandenhoeck & Ruprecht, 1990. S. 21-24.
29.Reuter T. The Annals of Fulda // Manchester Medieval series. Ninth-Century
Histories. V. II. Manchester: Manchester University Press, 1992. P. 1-14.
30.Riche P. Les Carolingiens: Une famille qui fit l’Europe. Paris: Fayard/Plurel,
2012. 496 p.
31.Sallust. The Jugurthine War / Rev. M.A. John Selby Watson. New York;
London:
Harper
&
Brothers,
1899.
http://data.perseus.org/catalog/urn:cts:latinLit:phi0631.phi0
0
U R L:
2 (дата
обращения: 26.03.2015).
32.Schieffer R. Die Karolinger. Stuttgart: W. Kohlhammer Verlag, 2006. 266 S.
33.Simson B. Praefatio. II. Annales vedastini // Annales Xantenses et Annales
Vedastini / Recognovit B. de Simson // MGH. Scriptores rerum
Germanicarum in usum scholarum separatim editi. Hannover et Lipsia:
Impensis bibliopolii Hahniani, 1909. S. VIII–XVI.
34.Waitz G. Prefatio // Annales Bertiani / Recensuit G. Waitz // MGH.
Scriptores rerum Germanicarum in usum scholarum separatim editi.
Hannover: Impensis bibliopolii Hahniani, 1883. S. V-X.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв