В начале XXI в. образование начинает играть более весомую роль в
международных отношениях. Этому активно способствует популяризация
концепции
«мягкой
силы»,
которая
впервые
была
сформулирована
американским ученым Д.Наем в его труде «Призвание к лидерству:
меняющаяся форма американской власти» («Bound to lead:The changing nature of
American power» в 1990 г [2]. В последующих работах ученый многократно
возвращался к данной концепции и конкретизировал её. Согласно Наю, «мягкая
сила» – это способность достичь того, чтобы другие желали того же результата,
который желаешь ты, но не принуждая объект, а посредством убеждения и
привлекательности»[3]. Из этого следует вывод, что ключевыми ресурсами
«мягкой силы государства» является его культура, политический режим и
внешняя политика.
Необходимо отметить, что в отличии от других источников мягкой силы,
которые могут быть крайне специфическими из-за особенностей той или иной
страны, образование является универсальной ценностью для всего человечества
и его качество ценится представителя различных сообществ, несмотря на
культурные особенности той или иной страны. В своем научном труде
«Средства для успеха в Мировой политике» (Soft Power: The Means to Success in
World Politics)[4] Най утверждает, что подобные универсальные ценности
являются особенно важными для создания благоприятного образа страны за
рубежом и несколько раз упоминает образование как важный источник «мягкой
силы». На сегодняшний день отмечается значительное увеличение внимания к
образованию
в
качестве
одного
из
инструментов
внешней
политики
государств[1]. Поняв эффективность данного инструмента, страны ЕС, с начала
1990-х, начали активно развивать службы содействия экспорту образовательных
услуг.
В
качестве
Великобритании[5]
примера
и
можно
Германскую
привести
службу
Британский
академических
совет
в
обменов
в
Германии[6]). Эти службы имеют своей целью рекламу образования своих
стран, помощь студентам в изучении языка, создание программ сотрудничества
с местными вузами (двойной диплом). Многократно выросло количество так
называемых «мобильных студентов». Если в 2005 году их насчитывалось 3
миллиона человек, то в 2011 уже 4.5 миллиона. Согласно прогнозам, к 2025 году
количество таких студентов возрастет до 8 миллионов. При этом почти
половина из них выбирает для обучения университеты стран ЕС[7]. Прямым
доказательством того, что страны-участницы ЕС наиболее эффективно
используют образование в качестве инструмента мягкой силы служит тот факт,
что их высшие учебные заведения хорошо известны по всему миру. Туда
стремятся не только студенты из стран ЕС, но и из других государств. Согласно
Евростату, в 2016 году на территории ЕС обучалось 1.6 миллиона иностранных
студентов. 42,6% студентов из-за рубежа, которые проходили обучение в
высших учебных заведениях ЕС в 2016 году, были из стран Европы, не
входящих в ЕС, 29,7% из Азии и 12,2% из Африки [8]. На конец 2018 года 33
университета Европы входили в топ-100 университетов мира[9]. Это
свидетельствует о привлекательности европейского образования и его высоком
качестве. Другим удачным примером реализации политики «мягкой силы»
являются программы академической мобильности, реализуемые ЕС: «Эразмус
Мундус» («Erasmus Mundus»)[10] и новая программа, которая объединяет
многие существующие и способствует повышению уровня академической
мобильности,
«Эразмус+»
(«Erasmus+»).
Данные
программы
являются
наднациональными и регулируются непосредственно Евпропарламентом. В
2014 году он одобрил выделение 14.7 млрд евро на осуществление семилетней
программы «Эразмус+». 2/3 бюджета направлены на поддержку обучения и
стажировок за границей, то есть 2 млн. студентов высших учебных заведений
смогут учиться за рубежом. Оставшаяся часть направлена на поддержку
сотрудничества
между
учебными
заведениями
и
молодёжными
организациями[11]. Программа пользуется популярностью в студенческих
кругах. Важными факторами для студента при выборе данных программ
являются наличие стипендиальной поддержки, социально-экономическая,
развитость
принимающей
страны,
возможность
последующего
трудоустройства, привлекательность культуры и языка. Последние два фактора
особенно важны, ведь студенты во время своего обучения активно осваивают
язык принимающего государства, знакомятся с его культурой. Затем они
становятся «проводниками» приобретенных знаний, что, в свою очередь,
способствует увеличению «мягкой силы» принимающей стороны.
Источники и литература
Долинский А.В. «Образовательные обмены в публичной дипломатии:
российский и зарубежный опыт» // Вестник МГИМО-Университета
№ 2 (35) 2014 [электронный ресурс] <
http://www.vestnik.mgimo.ru/sites/default/files/pdf/dolinskiy.pdf>
Nye Joseph S. Bound to lead: The changing nature of American power. New York:
Basic Books. 1990 [online] <http://www.kropfpolisci.com/exceptionalism.nye.pdf>
Nye J., Soft Power. Foreign Policy, #80, 1990, p. 167.
Nye, J.S. (2004) Soft Power: The Means to Success in World Politics, New York:
Public Affairs. Nye, J.S. (2004) Soft Power: The Means to Success in World Politics,
New York: Public Affairs.
British Council //Official website [online] <http://learnenglish.britishcouncil.org/en/>
DAAD// German Academic Exchange Service. Official website [online]
<https://www.daad.org/en/>
Number of internationally mobile students in the world from 1975 to 2025 // Official
website [online] <https://www.statista.com/statistics/296766/internationally-mobilestudents-in-the-world/>
Learning mobility statistics// Eurostat. Official website [online]
<https://ec.europa.eu/eurostat/statisticsexplained/index.php/Learning_mobility_statistics>
"QS World University Rankings (2018)". Official website [online] <
https://www.topuniversities.com/university-rankings/world-universityrankings/2018>
«Erasmus Mundus» // Education, Audiovisual and Culture Executive Agency.
Official website [online] <http://eacea.ec.europa.eu/erasmus_mundus/index_en.php>
Erasmus+ // «Эразмус +» The EU programme 2014-2020 for: Education, Training,
Youth, and Sport. Official website [online]
<http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/index_en.htm>
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв