МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А. И. ГЕРЦЕНА»
Культурологическое образование
Выпускная квалификационная работа
Образовательные функции этнографических экспозиций
музеев Санкт-Петербурга
Обучающейся 4 курса
Форма обучения очная
Борзенко Татьяна Сергеевна
Научный руководитель:
Кандидат исторических наук, доцент
Горбачева Валентина Владимировна
Рецензент:
Кандидат философских наук, доцент
Селиненкова Елена Яковлевна
Санкт-Петербург
2017
Содержание
Введение……………………………………………………………………….3
Глава 1. Музеи Санкт-Петербурга этнографического профиля……….6-10
1.1.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
(Кунсткамера) РАН…………………………………………………………..6
1.2.
Российский этнографический музей…………………………………7
1.3.
Музей истории религии…………………………………………………9
Глава 2. Основные принципы этнографических экспозиций музеев
Санкт –Петербурга………………………………………………………11-14
Глава 3. Роль этнографических экспозиций в музейной педагогике…..15
Заключение……………………………………………………………………..36
Список литературы……………………………………………………………37
Приложение
Введение
Актуальность темы. В последние десятилетия в условиях активного
промышленного освоения территории нашей страны, развития естественных
наук,
приоритета
технократического
мировоззрения
и
глобализации
общества, особую актуальность приобрели не только проблемы сохранения
окружающей природной среды, социализации личности, национального
самосознания, толерантности, культурной идентификации, но и проблемы
сохранения культурного наследия и его многообразия. «Знание своих
духовных корней, достоверной истории, национальных традиций, по мнению
этнографа А.М. Кулемзина, закладывает в сознании людей уважительное
отношение к своему прошлому, придает устойчивость обществу. Ведь
достаточно дискредитировать прошлое, чтобы поставить под сомнение
настоящее, выбрать ошибочный путь в будущее». 1
Важную роль в решении проблем современного социума могут
сыграть учреждения культуры, в том числе и музеи. Музей-это учреждение,
где хранятся, изучаются и выставляются для показа ценные произведения
искусства,
предметы
и
документы,
имеющие
культурное,
научное,
историческое значение, а также здание, в котором находится это
учреждение.2Музей – (от греч.Musein – храм муз) - научно-исследовательское
и
научно-просветительское
учреждение,
осуществляющее
хранение,
изучение и популяризацию памятников истории, материальной и духовной
культуры. 3
Но,
особое
место
при
решении
этих
проблем
отводится
музеям
этнографического профиля. В настоящее время в Санкт-Петербурге к таким
1.
Кулемзин А.М. Предисловие//Музееведение и историко-культурное наследие. Сб..ст. Кемерово. ,
2008.-Вып.II. с.3.
2Толковый словарь русского языка Дмитриева. Д. В. Дмитриев. 2003.
3. См. Разгон А.М. Музееведение. М., 1988.
музеям относятся: Музей антропологии и этнографии имени Петра Великого
(Кунсткамера) РАН, Российский этнографический музей и Государственный
музей истории религии. Каждый из них, имеет свою специфику, отличается
зданием, коллекционным собранием и способами коммуникации. Главной
формой
коммуникации
основании
конкретной
является
экспозиция,
исторической
«которая
информации
в
создается
на
соответствии
с
общепринятыми принципами дизайна».4 Одной из важнейших функций
музейной
экспозиции
является
реализация
культурно-образовательной
деятельности.
Исследованием образовательной функции этнографических экспозиций в
культурологическом плане на примере трѐх крупнейших музеев СанктПетербурга занимались недостаточно.
Этим и объясняется выбор темы
данной выпускной квалификационной работы.
Объект исследования
– музеи Санкт-Петербурга этнографического
профиля как объекты культурного наследия
Предмет исследования - этнографические экспозиции музеев СанктПетербурга этнографического профиля
Цель работы – исследование роли этнографических экспозиций в
образовательном процессе и музейной педагогики.
Исходя из цели исследования, необходимо было решить следующие
задачи:
-дать характеристику музеев Санкт-Петербурга этнографического
профиля на примере Музея антропологии и этнографии имени Петра
Великого (Кунсткамера) РАН, Российского этнографического музея и
Государственного музея истории религии.
-рассмотреть
основные
принципы
создания
этнографических
экспозиций трѐх музеев;
- рассмотреть основные методы и подходы музейной педагогики в
музеях этнографического профиля;
4.
https://www.syl.ru/article/177008/new_ekspozitsiya---eto-chto-takoe-muzeynaya-ekspozitsiy.
-выявить сходство и различия в образовательном процессе музеев Санкт
– Петербурга этнографического профиля;
Основными
источниками
при
написании
работы
являлись
опубликованная литература, информация, собранная в Якутии и интернет
ресурсы.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трѐх глав,
заключения и списка использованной литературы.
Глава 1. Музеи Санкт-Петербурга этнографического профиля
1.1.
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого
(Кунсткамера) РАН
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Российской академии наук (МАЭ РАН) – один из крупнейших и старейших
этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают
свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого
российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской
Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г. Основана Кунсткамера, как и
Библиотеки Академии наук, как считают большинство историков в 1714 год.
Указа об основании Кунсткамеры не обнаружено, его, по-видимому, и не
существовало. Основание музея связывают с распоряжением царя перевезти
из Москвы в новую столицу Российской империи личное собрание
коллекций и библиотеку Петра I, а также книги и коллекции «натуралий»
Аптекарской канцелярии, в том числе и купленные во время Великого
посольства в Европу.
Создание публичного музея было поручено президенту Аптекарской
канцелярии лейб-медику Роберту Арескину и назначенному специально
"надсмотрителем редкостей и натуралиев" Иоганну Шумахеру. Стоит
отметить, что формирование этнографических фондов музея в XVIII – начале
XIX вв. было связано с именами известных исследователе и участников
различных экспедиций И.И. Георги, И.А. Гильденштедта, И.Г. и С.Г.
Гмелиных, С.П. Крашенинникова, Г.И. Лангсдорфа, И.И. Лепехина, Ю.Ф.
Лисянского, Ф.П. Литке, Д.Г. Мессершмидта, Г.Ф. Миллера, Н.Я.
Озерецковского, П.С. Палласа, И.П. Фалька и др. В XIX – XX вв. в МАЭ
поступили коллекции от И.Ф. Крузенштерна, И.Г. Вознесенского, Н.Н.
Миклухо-Маклая, В.В. Юнкера, А.Л. Ященко, А.М. Манизера, Л.А. и А.М.
Мервартовых, П.К. Козлова, В.К. Арсеньева, Н.С. Гумилева и многих
других.Кроме того, в состав коллекций Кунсткамеры вошли и собрания ряда
известных европейских путешественников Дж. Кука, И.Ф. Ван Овермеера,
Фишера, Ф.Ф. фон Зибольда, Л.Фробениуса и др. В Кунсткамеру, а позже в
Музей
антропологии
дипломатические
коллекции
и
этнографии
дары,
собранные
также
преподнесѐнные
российскими
передавались
российским
дипломатами
в
многие
императорам,
разных
частях
мира.Бесценные этнографические, антропологические и археологические
коллекции, хранящиеся в Музее, являются одними из наиболее полных и
интересных в мире. Они насчитывают более 1.2 миллионов экспонатов,
отражают все многообразие культур народов Старого и Нового Света и
являются частью культурного достояния всего человечества.
1.2.
Российский этнографический музей
История основания
этнографического
Российского этнографического музея – центрального
музея
России
довольно
интересная.
Понимание
необходимости изучения культуры и быта народов многонациональной
Российской империи возникло в среде русской интеллигенции уже в
середине XIX столетия одновременно с созданием Императорского Русского
географического
общества
(ИРГО)
в
Санкт-Петербурге.
Идея
о
необходимости создания этнографического музея появилась в среде
исследователей и учѐных в начале 50-х годов того же столетия. В недрах
ИРГО созрела идея создания большого этнографического музея народов
России.
Географ,
статистик,
ботаник,
вице-председатель
Русского
географического общества, автор программы этнографического изучения
населения Новой Гвинеи экспедиции Н.Н. Миклухо-Маклая , член Совета
Этнографического отдела Русского музея императора Александра III.
говорил, что основная идея ... учредителей Общества заключалась в том,
чтобы привлечь к осуществлению широко поставленной ими цели - изучения
родной земли и людей ее обитающих - по возможности все лучшие силы
Русской земли и работать вместе с ними на пользу и славу ... Отечества".
«Запасы для работ этнографических уменьшаются с каждым днем
вследствие распространяющегося просвещения, которое сглаживает развитие
племен, отмечал Выдающийся натуралист, академик, один из учредителей
Императорского Русского географического общества и первый председатель
его этнографического отделения, П.П. Семѐнов –Тяньшанский, ... Но есть
еще многое в этом отношении, что могло бы быть собрано, и что с течением
времени уменьшается и, наконец, совсем исчезнет».
Все сведения... составляют сокровище, которое с течением времени
возрастает в цене., указывал К.М. Бэр, поэтому все, что будет сделано для
этнографии, сохранит о себе самое продолжительное воспоминание».5
«... Впервые, как отмечал художественный и музыкальный критик, историк
искусства, археолог, библиограф художественного отдела Публичной
библиотеки,
член
Совета
Этнографического
отдела
Русского
музея
императора Александра III В.В. Стасов, у нас явилось намерение создать
такой
музей,
где
...
представлена
была
бы
бытовая
жизнь
всех
разнообразных, многочисленных народностей, вошедших в состав Русского
государства. Мысль грандиозная беспримерная ..."6
Первым
серьезным
шагом
в
ее
реализации
стала
Всероссийская
этнографическая выставка 1867 г. в Москве, которая была, организована
усилиями Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии
и имела широкий общественный и научный резонанс. После ее закрытия
этнографические
коллекции
стали
составной
частью
Московского
публичного (Румянцевского и Дашковского) музея, а с 1948 г. они хранятся в
Российском этнографическом музее.
Практическое еѐ осуществление относится к концу столетия. В 1895 году в
Русском музее Петербурга было предусмотрено создание Этнографического
отдела. У истоков основания и реализации в жизнь этой идеи стояли многие
знаменитые деятели науки и члены императорской фамилии.Важную и
пожалуй самую главную роль в создании Этнографического отдела Русского
музея императора Александра III, сыграл первый
заведующий Отделом
Дмитрий Александрович Клеменц. С 1901 года началась организационно5
. http://www.ethnomuseum.ru/istoki-i-zamysly
. http://www.ethnomuseum.ru/istoki-i-zamysly
6
практическая работа и сбор этнографических коллекций среди народов
Российской империи. Здание Этнографического отдела было построено в
течение 1902-1911 гг. по проекту архитектора В.Ф. Свиньина в традициях
классицизма специально для показа этнографических предметов. Тогда же
по заказу Отдела была изготовлена специальная мебель – большие
герметически закрывающиеся железные шкафы, которые пережили Первую
и Вторую мировые войны и используются для экспонирования предметов до
настоящего времени.
Но открылся Этнографический отдел для посетителей только в 1923
году. В 1934 году в обстановке растущего интереса к изучению и показу
жизни народов была проведена реорганизация Русского музея и на базе
Этнографического отдела был создан Государственный музей этнографии. В
1948 году после передачи музею коллекций московского Музея народов
СССР ему было присвоено название – Государственный музей этнографии
народов СССР.
С
1992 года он стал называться Российским
этнографическим музеем.
Государственный музей истории религии
1.3.
Великолепные коллекции Государственного Музея истории религии
служат подспорьем, как для людей науки, так и в образовательных целях.
Образован он был в системе Академии наук СССР на основании решений
Президиума АН СССР от 7 сентября 1930 г. и Секретариата ЦИК СССР от 26
апреля 1931 г. Инициатором создания Музея и его первым директором
являлся выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог
В.Г. Богораз-Тан (1865–1936). В основу коллекций нового музея были
положены экспонаты из собраний Музея антропологии и этнографии им.
Петра
Великого
Библиотеки
(Кунсткамера)
Академии
наук
и
РАН,
Государственного
Государственного
Эрмитажа,
Русского
музея,
использовавшиеся в антирелигиозной выставке в апреле 1930 г., созданной
сотрудниками Академии наук в залах Зимнего дворца в Ленинграде.В период
с 1932 по 1944 г. происходит становления Музея истории религии и атеизма,
закладки
основ
и
традиций
научно-фондовой,
экспозиционной,
просветительной и исследовательской работы. Располагался он в Казанском
соборе. К 1941 г. МИР сосредоточил в своих фондах богатейшее собрание
экспонатов, отражающих многообразие религий. Среди них –коллекция
православных икон XVII-XX веков, предметы декоративно-прикладного и
изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и
восточногохристианства,
индуизма
и
буддизма,
ислама,
иудаизма,
традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий
Китая и Японии. В Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым
крупным собрание книг по истории религии и религиоведению в России. В
1935 г. бюро Отделения истории Академии наук объявило о создании на базе
Музея научно-исследовательской ассоциации изучения религии. В 1954 году
он получил название Государственный музей истории религии и атеизма
Академии наук СССР. В 1990-х годах ему вернули прежнее название Государственный музей истории религии, а в 2000 году он переехал из
Казанского собора в другое здание.
Глава 2. Основные принципы этнографических экспозиций музеев
Санкт – Петербурга
Прежде чем рассмотреть основные принципы экспозиций музеев
этнографического профиля необходимо подчеркнуть, что:
Кунсткамера-это музей редкостей(история народов мира)
Музей истории религии- рассказывает о духовной культуре народов мире
Российский
Этнографический
музей-экспонирует
традиционную
хозяйственную деятельность, материальную и духовную культуру народов
России и сопредельных территорий.
В коллекционном собрании РЭМ представлены памятники культуры 157
народов, населявших в разное время территорию бывшей Российской
империи, бывшего Советского Союза и современной Российской Федерации.
Общее пространство проживания этих этносов включает почти все
природно-географические зоны и типы ландшафтов: от арктической тундры
северной Европы и Сибири до субтропиков Закавказья, переходящих в
пустыни Казахстана и Средней Азии.
Остановимся
сначала
на
характеристике
экспозиций
Российского
этнографического музея, а именно,народов России и Средней Азии. Помимо
народов европейской части таких как русские, белорусы, украинцы
представлены также малочисленные народы, в их числе эвенки нанайцы,
ульчи, орочи, негидальцы, ороки. орочи и др. Народы экспонируются по
принципу народ+культура и также экспонаты их традиционно-бытовой
культуры,
включая
утварь,
одежду,
жилище,
предметы
культового
назначения.
В
музее
экспозиции
представлены
по
нескольким
принципам:
1)
монографический, с показом одного народа – русских; 2) монографический с
показом группы народов – Кавказа, Сибири и бывших Республик Средней
Азии, Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики и Северо-Западной
части России. Культура русского народарасположена в нескольких залах. В
первом зале экспонируютсякарта с обозначением территории расселения
русского народа, материалы, характеризующие этногенез и этническую
историю,
фотографии
различных
групп
истории
характеризующие
территориальные группы зал с географической картой, где показана
территория расселения этноса, зал с одеждой и утварью, зал с предметами
культа и вещами обрядового назначения, также есть места, воссоздающие
отдельные комнаты жилищ русских и воссозданы сценки из обрядовых
действий,проведение праздников в старину и т.п.
Народы Средней Азии, Закавказья, Сибири и прочие представлены в
комплексе обычно занимающих по одному залу и вся их материальная, и
духовная культура экспонируется более компактно по сравнению с народами
Восточной Европы на примере тех же русских.
В Кунсткамере экспозиции представлены народами мира от РЭМ отличается
тем, что представлены такие этносы как, например: североамериканские
индейцы, китайцы, африканцы то есть разброс очень высок и география
экспонатов весьма обширна, также в экспозиции, представленные в
комплексе, некоторые занимают по одному залу, а другие могут быть
представлены несколькими народами в одном зале, но это преимущественно
экспонируются этносы похожие по типу расы,близки в отношении языковой
группы, например китайцы и корейцы у которых много общего в расовой
принадлежности и языковой группе.
В Музее истории религии упор в экспозициях идет на духовную культуру
различных народов России и мира.
В залах представлены воссозданные сцены шаманского камлания,пантеон
богов древнего Египта,зал Ислама, и др.также как и в Кунсткамере
располагаются
в комплексе по залам,тематически разделены иногда
предметы культа и воссозданные обрядовые и ритуальные объекты
представлены тоже несколькими залами это придает музею сходство музее с
Этнографическим музеем.
В Этнографическом не так давно открылась выставка по народам Средней
Азии и Казахстана конца XIX - нач.XXвв. Ключевой момент выставки
показан в двух типах это кочевой и оседлый образ жизни. Это
взаимодействие
и
определило
главную
хозяйственно-культурную
особенность региона. Структура экспозиции построена именно на этом.
Экспозиция разделена на разделы. Традиционная культура таджиков и
узбеков-которые являлись преимущественно оседлыми земледельцами ввиду
благоприятных климатических условий. Во втором разделе можно увидеть
культуру полукочевых народов-казахов, киргизов, туркмен освоивших
непригодные для земледелия зоны и начали заниматься скотоводством.
Первый раздел посвящен традиционной городской культуре центрального
района региона — территории Среднеазиатского Междуречья, создателями
которой в равной степени являлись узбеки и таджики. В Бухаре, Самарканде,
Хиве и других городах они составляли торгово-ремесленное население и
имели много общего в обрядовой и повседневной жизни.
На экспозиции можно увидеть традиционные ткани, посуду местного
производства,
оригинальные
традиционные
шелковые
ювелирные
вышивки.
изделия,расписную
Интересно
то,
что
утварь,
предметы
экспонируются в воссозданной среде их обычного бытования.
Одна из сцен воспроизводит обряд посвящения ученика ремесленного цеха в
мастера. Глава цеха повязывал посвящаемому пояс — знак его нового
статуса. В благодарность ученик преподносил учителю комплект одежды.
В отдельном разделе выставлены предметы, связанные с Исламом такие как
рукописный Коран,молитвенный коврик сосуды для ритуального омовения и
многие другие экспонаты.
Во втором разделе воссоздан образ степного пространства и множество
экспонатов рассказывающих о скотоводческой культуре региона. В центре
композиции юрта и
воссозданная сцена обычай гостеприимства -это
являлось важнейшей нормой этикета у кочевников. Уникальные экспонаты,
показывающие культуру горных таджиков и припамирских народов - это
красивая деревянная утварь с резным орнаментом и свадебные лицевые
занавески горных таджичек. Характерной является сцена «сборов в дорогу»
для кочевников понятия «кочевать» и «жить» были неразделимы.
Глава 3. Роль этнографических экспозиций в музейной педагогике
Роль этнографических экспозиций в образовательном процессе весьма
велика, особенно эта тенденция усиливается с развитием интернета и
доступности информации для широкого круга. Знания подаются в игровой
форме,так появляются новые виды коммуникации музея и, к примеру,
школьников и студентов. С развитием социальных сетей появились такие
виды коммуникации как пассивный диалог с читателями в сообществах, на
страничках, посредством комментирования различных постов выложенных в
аккаунтах
музеев. Также можно отслеживать ленту в аккаунте, которую
ведет музей, особенно хорошо этот способ работает в сети микроблоков
Twitter.Помимо этого вида организуются также музейные тематические дни
и флэш-мобы, этот опыт музейной коммуникации пришел в Россию от наших
зарубежных коллег. Привлечение аудитории, в которую, несомненно, будут
входить и школьники и студенты и просто люди, которые хотят увеличить
свою эрудированность, набраться новых знаний. К таким акциям музеи
готовятся основательно, но есть и такие в которых регистрироваться не надо.
Флешмобы еще не так развиты в России как за рубежом и музеи в этом плане
находятся еще в стадии развития.
Вот что говорит О.А. Ботякова о современном этапе развития музея о
«научно-просветительной
деятельности»,
«музейной
коммуникации»
«музейной педагогики», «музейном образовании» она заменяет эти понятия
емким тезисом «культурно-образовательная практика»
«Культурно-образовательное практика осуществляется в пределах особого
информационного пространства – образовательного поля музея, которое
всегда шире его действующих экспозиций и выставок. Музей издает
различные
сборники,
альбомы,
каталоги,
методические
пособия,
путеводители, популяризирует этнографические знания, используя Интернетресурс и другие информационные технологии. Однако, именно экспозиции и
выставки, где заинтересованный посетитель получает возможность видеть
подлинные этнографические памятники, были и остаются основной
«публикацией» музейного собрания, тем базовым источником, который в
первую очередь оказывается задействованным при разработке культурнообразовательных программ. В настоящее время в культурно-образовательной
деятельности РЭМ четко обозначились три главных направления: музейное
образование, организация познавательного досуга (рекреация) и работа по
социальным программам, включая арт-терапию. Они дифференцированы по
целям и задачам, а также тому, для кого собственно предназначена та или
иная музейная услуга, что в свою очередь влияет на выбор форм, методов и
другие особенности работы с аудиторией.
Музейное образование. В рамках этого направления в РЭМ сегодня
организуются разнообразные экскурсии, лекции, практические занятия,
мастер-классы, круглые столы, научно-практические семинары и стажировки
для различных групп учащихся всех ступеней от воспитанников детских
садов до специалистов различного профиля: музейных сотрудников,
педагогов, модельеров, мастеров прикладного творчества, художниковреставраторов и др»7.
Появилось такое направление, как участие в совместных акциях. Это один из
самых эффективных способов общения музеев друг с другом тем самым
создание новых интересных образовательных проектов, тематических
выставок. Например, в 2015 году в Этнографическом музее проходила
выставка «БЕЛОРУСЫ.BY» совместно с Национальным историческим
музеем республики Беларусь. На выставке экспонировалась национальная
история, традиции, материальная, духовная культура Беларуси.
Выставка концентрировала внимание на тех видах материальной культуры,
особенности которых являются характерным средством самоидентификации
и национальной специфики белорусов, - на примерах народного костюма,
самых распространенных домашних ремеслах и промыслах. Доминанта
7.
См. Ботякова О.А. Современная культурно-образовательная практика Российского
этнографического музея в начале XXI века//Музей.Традиции,Этничность. Санкт-Петербург. 2014. №
2(6).
выставки - народная одежда, наиболее яркая часть культурного наследия
белорусского народа.
Это яркий пример того, что музеи общаются как на различных интернетплощадках, так и воплощают в жизнь выставки, сотрудничая друг с другом.
Если учесть того, что целевая аудитория социальных сетей состоит из
большого числа школьников и студентов то такие виды музейной
коммуникации
будут
достаточно
эффективны
и
будут
выполнять
образовательные функции для данных категорий населения.
Образовательно-воспитательная работа с учащимися в Этнографическом
музее
имеет длительную ретроспективу. Исходя из задач формирования
человека новой категории, а также усиления метода наглядности в
преподавании учебных дисциплин, еще в 1930-х гг. в ЭО ГРМ–ГМЭ много
внимания уделялось работе с подрастающим поколением, особенно со
школой. Ряд форм, найденных в предвоенное десятилетие – «Дни
школьника», пионерские сборы, кружковая работа, возобновленные после
открытия музея в 1948 г., оставались в активе научно-просветительной
работы на протяжении всего советского периода. Самой массовой формой
работы со школой всегда были экскурсии. Экскурсии разделялись на
«учебные», связанные с содержанием школьных уроков по географии,
истории, литературе, домоводству, и «внешкольные»,в которых задачи
представления музейной экспозиции сочетались с задачами воспитания
детей, подростков и молодежи в духе патриотизма и интернационализма.
Репрезентация культур многочисленных народов Российской империи –
Советского Союза – Российской Федерации в одном из ведущих
этнографических музеев страны на протяжении всей его истории в своей
совокупности поддерживала и развивала идею национального единства,
независимо от политических установок времени. Вполне естественно, что
когда в начале 2000-х заговорили о необходимости формирования в обществе
культуры межнационального общения и толерантности, предшествующий
опыт РЭМ оказался очень ценным. Начиная с 2005 г., для обсуждения данной
темы в музее был организован ряд научно-практических семинаров для
учителей, работников культуры, представителей администрации, различных
общественных
организаций
и
властных
структур
Санкт-Петербурга,
Кронштадта и Финляндии; для школьников регулярно проводились
специальные экскурсии, музейные уроки и круглые столы. С 2011 г. в музее
существует программа «Познаем народы России и мира – познаем
себя»,благодаря которой на музейных занятиях побывало более десяти тысяч
подростков из всех, в том числе отдаленных, районов города. Эта программа,
разработанная по заказу и при финансовой поддержке Комитета по внешним
связям
Правительства
Санкт-Петербурга,
была
создана
с
целью
формирования у подростков общегражданской (российской) идентичности,
чувства сопричастности историческим судьбам своей страны. Программа
учитывает возрастные особенности подростков, для которых особенно важен
фактор личной заинтересованности, «включенности» в происходящее.
Школьники не только слушают экскурсии, они участвуют в праздничных
обрядах славянского аграрного календаря, знакомятся с танцевальным
искусством
народов
Севера,
приобщаются
к
традициям
древней
письменности на Кавказе, учатся плести изделия из древесных прутьев и
бересты, получают навыки работы с кожей и бисером, работают с войлоком.
Вместе с сотрудниками музея все эти годы занятия проводили мастера
прикладного творчества «Школы ремесел» и этноклуба «Параскева»,
преподаватели и студенты Института народов Севера РГПУ им. А.И.
Герцена, представители творческой интеллигенции Санкт-Петербурга.
Такое понятие как «Игровой метод» в первую очередь применяется в
музейных программах для детских садов и младшей школы, хотя есть и
другие примеры. Несмотря на название, на первый взгляд более подходящее
музейной рекреации, с его помощью успешно решаются вполне «серьезные»
образовательно-воспитательные задачи. Более тридцати лет неизменной
популярностью у детей и педагогов пользуется тема «Русская народная
игрушка»,
когда
посредством
игрушечных
персонажей
происходит
знакомство с историей народных промыслов, видами ДПИ, традиционными
занятиями и бытом, эстетическими представлениями народа, его философией
и юмором. В конце 1980-х гг., в связи с развитием музейно-педагогических
идей, экскурсия с этим названием трансформировалась в игровое занятие,
последняя версия которого была опубликована в научно-методическом
сборнике «Российский этнографический музей – детям». Ко времени выхода
сборника, в музее было создано уже несколько игровых занятий,
включающих
использование
фольклора
и
элементы
театрализации
(сценарную разработку сюжета, использование костюмов и дополнительных
атрибутов, распределение ролей.
Введение в практику разнообразных игровых методик, сопутствующее
развитию музейной работы с дошкольниками и младшими школьниками, в
перестроечное время было новым словом в практике отечественных музеев.
Этот опыт и навыки пригодились, когда среди посетителей РЭМ стало
появляться все больше семей с детьми, которые сегодня представляют собой
значимый сегмент его постоянной аудитории.
Для школьников могут организовываться выходные экскурсии или
экскурсия вместо урока, что является эффективным элементом образования.
Так Б.В. Абалаева8 в своем докладе говорит: «Так на основе экспозиции
«Русские». Конец XIX-начало XXв.» подготовлена актуальная экскурсия
«Русская
трапеза»,
в
ходе
которой
складывается
представление
о
традиционном питании русских, основанном на совокупности историкокультурных,
региональных,
природно-климатических
факторов,
что
позволяет отметив региональные особенности, показать культуру питания
русских как в историческом, так и в кросс культурном контекстах.» Такой
подход, как она отмечала далее, задается с самого начала, например,
раскрытие темы русского пряника с помощью демонстрации пряничной
доски. О печатном русском, тульском, городецком, вяземском- прянике знали
8.
Абалаева Б.В. Консолидирующая роль просветительской работы Российского этнографического
музея в формировании этнокультурной и национальной идентичности//Феномен социализации в
этнической культуре. Материалы Одиннадцатых Санкт-Петербургских этнографических чтений.
СПб., 2012. С. 485
с XVIIв.: его вывозили в Европу к английскому двору. Первые пряники на
Руси назывались «медовым хлебом» и появились около IXв.,а когда в XIIXIIIвв. в Россию из Индии и Ближнего Востока были привезены
экзотические пряности, пряник получил свое современное название. Он был
олицетворением праздника, поэтому высоко ценилось мастерство резьбы
пряничных досок: юбилейных, подносных, свадебных, праздничных и др.».9
Такой подход в структуре экспозиции на данной выставке позволяет
раскрыть связь предметов быта с нравственно-поведенческими установками,
например подносная тарелка-свидетельство благоговейного отношения к
гостю и др.
Школьникам 6 классов, где на уроках истории проходит тема Русская
культура, и быт будет интересно узнать и увидеть своими глазами или даже
при разрешении администрации музея прикоснуться к музейным экспонатам.
Учитель может иногда вносить в учебный план такие экскурсии, и
усвояемость материала по данной теме для школьников будет проходить
интереснее. Они смогут анализировать то, что они прочитали в учебнике и
увидели своими глазами, сопоставлять и делать выводы, также можно
делиться своими мыслями от увиденного в написании эссе, сочинений,
учитель может проводить игры на основании материала увиденного
школьниками. Такая форма взаимодействия учителя и учеников служит
хорошим подспорьем, выполняет консолидирующие и образовательные
функции проводит параллели между визуальным наблюдением школьников
и изучением материала в учебнике.
Самосознание нации определяется зрелостью гражданского общества в
нашей стране оно еще на стадии формирования. В таких обстоятельствах
возрастает роль гражданских институтов, в т. ч музеев, одна из задач которых
состоит в повышении образовательного и культурного уровня общества,
воспитании чувства причастности к отечественной истории, приобщении к
9
. Абалаева Б.В. Указ. раб. с. 485.
национальной культуре своего и других народов. Для Российского
Этнографического музея заложена миссия хранителя общенациональной
сокровищницы этнографических памятников.
На данный момент в музее реализуются полезные и интересные
долгосрочные проекты, в которые входят фестивали при партнерском
сотрудничестве музея и центра развития «Анима», одним из которых
является
проект
социальной
фестиваль»,проводимый
с
2006г.
направленности-«Благотворительный
Тематика
фестивалей
предполагает
приобщение к полиэтничной культуре народов России: проводятся выставки
работ детей-инвалидов, мастер-классы по традиционным ремеслам, занятия
по программе «Ремесла народов России». Такие мероприятия помогают
адаптации социализироваться маломобильных группах населения тем же
детям-инвалидам, которые не имеют возможности посещать учебные классы,
но тяготеют к наукам, творчеству и образованию в целом даже если учеба
проходит на дому то таким детям есть шанс заявить о себе в обществе,
получить новые знания, тем самым адаптироваться.
О.А. Ботякова также отмечает деятельность АРТ-терапевтической
студии «Эпос» на базе РЭМ и ее эффективной деятельности в реабилитации
и
адаптации
малобильных
детей.
«Опыт
создания
в
РЭМ
арт-
терапевтической студии «Эпос» показывает, что одним из наиболее
перспективных
методов
в
этом
случае
является
театрализация,
способствующая преодолению внутренних барьеров и раскрытию личности.
В музейной студии «Эпос» постоянно занимаются взрослые пациенты
реабилитационных
отделений
нескольких
психоневрологических
диспансеров Санкт-Петербурга. При всех различиях в видах и степени
тяжести заболеваний реабилитантов тезаурус группы в целом однороден: это
люди с частично сохраненным сознанием, поведение и реакции которых в
основном адекватны. Работа с данной группой не требует специального
материально- технического обеспечения, что облегчает задачи проведения
занятий в музее».10 Название «Эпос» определяет содержание программы
студии, знакомящей ее участников с этнографией и фольклором народов
России, что в свою очередь обусловлено профилем РЭМ. Посредством
этнографических
реабилитанты,
памятников
готовясь
к
–
свидетельств
постановкам,
былой
реальности
«погружаются»в
–
историко-
культурный контекст эпических сказаний, что, как и во всех предыдущих
случаях, является необходимым условием соблюдения фактора «музейности»
программы. Создание студии относится к началу 2010 г., когда в РЭМ в
первый раз проходил этнофестиваль «Фрилинг. Весна. Авив». Поскольку
время фестиваля совпадало с празднованием Пурима, возникла идея
инсценировать некоторые обычаи этого праздника силами реабилитантов
ПНД № 1, руководство которого обратилось в музей с приглашением к
сотрудничеству.
В
результате
была
создана
первая
театрализация
«Пуримшпиля»,показ которой состоялся в марте 2010 г. Действие на
условной сцене сопровождалось параллельным кукольным рефреном,
поддерживающими дополняющим тот или иной сюжет представления. С
позиции арт-терапии этот прием оказался полезным потому, что актерам
студии,в
силу
особенностей
их
заболевания,
подчас
было
трудно
контактировать друг с другом, и в этом случае в качестве сценического
партнера выступала кукла. Опыт, приобретенный во время постановки
«Пуримшпиля», помог музейному коллективу и участникам студии
справиться с еще более сложной задачей – инсценировкой карело-финского
эпоса «Калевала» (февраль 2011 г.). В отличие от пантомимы «Пуримшпиля»
на этот раз реабилитанты должны были научиться произносить небольшие
монологи и взаимодействовать с другими персонажами. При этом прием
кукольного сопровождения сохранился. Несмотря на все трудности
практического воплощения идеи использовать позитивный потенциал
народной культуры в качестве средства арт-терапии, замысел удался
настолько, что проявившийся в результате эффект улучшения состояния
10
. Ботякова О.А. Указ. раб. 71.
реабилитантов отметили как сами участники студии, так и сотрудники
диспансера, наблюдавшие за пациентами.В настоящее время, кроме уже
названных работ, в активе арт-терапевтической студии«Эпос» – постановки
«Пуримшпиля» в масках(март 2011 г.), вечер, посвященный творчеству
классика татарской литературы Г. Тукая (февраль 2012 г.) и театрализация
русских былин «Богатырская застава» (май 2012 г.). В течение прошлого года
шла работа над театрализацией произведения грузинского мыслителя С.
Орбелиани «Мудрость вымысла», которую планируется закончить к маю
2014 г.; впереди – подготовка реабилитантов студии «Эпос» к участию в IV
Санкт-Петербургском фестивале «особых театров» «Арт-эра» (проведение в
РЭМ весной2015 г.)».11
Со временем формат фестиваля в музее стал эффективным инструментом
для укрепления национальной идентичности. В рамках этнофестиваля были
подготовлены две тематические экскурсии, также проведены выставки
детского рисунка и декоративно-прикладного творчества «Сказочный мир
«Вечеров на хуторе близ Диканьки». Участниками стали финалисты
конкурса, проведенного в 17 учреждениях дополнительного образования
Санкт-Петербурга, они представили 127 работ. Преподаватели и учащиеся
Академии
постдипломного
образования
подготовили
выставку
«Традиционная украинская кукла» также они провели 4 мастер-класса по ее
изготовлению.
В рамках сотрудничества с музеем была представлена песенная и
танцевальная культура Юга России и исторической Малороссии в
исполнении народных коллективов Санкт-Петербурга студентами кафедры
русской народной песни СПб ГУКИ, исполнившие по материалам
этнографических экспедиций щедровки, хороводные, игровые, лирические и
плясовые песни.
В музее помимо экскурсий также не сдают позиции, и традиционные
формы массовой работы там могут проходить лекции как для всех, так и для
11
. Ботякова О.А. Указ. раб. 70.
групп школьников или студентов, эти лекции могут объединяться в циклы и
это уже будут лектории. Организация лекториев проходила еще во второй
половине XIX-в. В самом начале для проведения лекций приглашались
ведущие специалисты, в какой либо научной области,в наши дни лекции
читают научные сотрудники соответствующих отделов музея. Тесная связь
музейной лекции состоит с музейными коллекциями и это проявляется если
не демонстрацией самих предметов, то иллюстрируется показом копий,
слайдов, фотоматериалов. Современные технические средства могут дать
лекции совершенно иной вид, которого еще не было несколько десятилетий
назад. В пример можно взять работу научно-исследовательского и учебнопросветительского центра Музея-заповедника «Московский Кремль». Центр
располагает компьютерными классами на 5-6 мест, а также залом для
публичных заседаний на 30-35 человек с 2 компьютерами, с проектором и
экраном.
Ещѐ я бы хотела отметить такое явление как школьные музеи. Их
непосредственное местонахождение в школе выгодно дополняет учебный
процесс и позволяет школьникам ближе знакомиться не только с историей
школы, но и видеть взаимосвязь музейных экспонатов с родной школой,
гордиться тем, что когда-то нечто ценное, что сейчас находится в школьном
музее, выполняло полезную функцию или может даже могло спасти жизнь.
Школьные музеи изначально стали одним из направлений реализации
ведущего метода преподавания – наглядного обучения; они были вызванык
жизни потребностью научить детей извлекать знания из представленных в
экспозициях музейных предметов. Главным принципом комплектования
школьных музейных фондов и непосредственно
экспозиций была
образовательная полезность экспоната для учебного процесса, возможность
конкретизировать и расширить знания детей, почерпнутые при изучении
школьных курсов истории, литературы, мировой художественной культуры,
географии и пр.
Главная
проблема
реализации
образовательных
и
воспитательных
функций школьного музея заключается в том, что на первом месте он
воспринимается
как
«храм»
ему
приписывает
монументальное
значение,посещают его школьники редко в основном по особым событиям
или
праздникам.
Сохранность
музейных
стендов
и
витрин
здесь
первостепенная задача, а образовательная и воспитательная задача это чисто
условные мероприятия, которые проходят крайне редко.
Работая учителя-предметники методических объединений должны:
1.обсуждать образовательный потенциал школьного музея и планировать
работу по предмету, а также проектную деятельность учащихся, в том
числе на его экспозициях и фондах;
2.Нужно привлекать школьников к участию в социально-значимых
музейных проектах историко-краеведческого, эстетического и военнопатриотического характера;
3.Классным руководителям нужно взять за основу использование
школьного музея как активное средство патриотического воспитания
подрастающего поколения
4. Очень важна деятельность школьных музеев во взаимообмене опытом,
методическими
находками,
участие
в
мероприятиях
и
акциях
музееведческой направленности на уровне района, города, страны.
Музейная
педагогика
формируется
на
стыке
музееведения
и
педагогического знания и касается образовательной деятельности музея. И
если для классического музея педагогическая функция – одна из многих, то
для
школьного
музея
воспитание,
образование
и
социализация
подрастающего поколения –основополагающая задача.
О музейной педагогике также высказался Б.А. Столяров. В наше время
его слова звучат актуально, так как и педагогам, так и музейным работникам,
взаимовыгодно обмениваться опытом. В данном случае он подмечает, что
музейный
работник
деятельностью.
совмещает
основную
работу
с
педагогической
«Ориентация на общепедагогические задачи развития, воспитания и
образования объединила самые разные по масштабам и специфике коллекций
музеи. Сегодня музейные сотрудники, стремясь выработать у подрастающего
поколения потребность в общении с миром природы, историческим
наследием и творческом самовыражении, все чаще совмещают основную
работу с трудом школьного учителя, овладевая его профессиональными
навыками. Тем самым они активно участвуют в процессе модернизации
отечественного образования, целью которого является формирование
целостной, технически и эстетически развитой личности, способной
обеспечить
позитивное
в
духовном
плане
и
динамичное
развитие
цивилизации».12
Б.А.Столяров также обобщает принципы музейной педагогики и предлагает
схему решения конкретных педагогических задач на базе музея:
«Образовательная деятельность музея отражает происходящие в обществе
социально-политические и экономические процессы.
1)Развитие образовательной деятельности музея инициируется реформами в
области образования.
2)Идеи
наглядного
обучения
обусловили
рождение
школьных,
педагогических и детских музеев.
3)Развитие
образовательной
деятельности
естественнонаучных
музеев
определяется ориентацией на формирование у посетителя комплекса знаний
в профильной им научной сфере или навыков в практической деятельности.
4)Развитие
определяется
образовательной
спецификой
деятельности
изобразительного
художественных
искусства
и
музеев
связано
с
профессиональным обучением и общим художественным образованием, а
также эстетическим воспитанием.
12
. Столяров, Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика: Учеб. Пособие. М., 2004. С.81
5)Развитие
педагогических,
школьных
и
детских
музеев
связанопреимущественно с частной педагогической инициативой работников
системы образования.
Подводя итог первому и
очень продуктивному этапу развития
образовательной деятельности музеев, отметим, что ее направленность,
содержание и особенности являются отражением происходящих в обществе
политических и экономических процессов, и выражают его актуальные
культурные потребности.
В настоящее время в Этнографическом музее открыта временная
выставка «Арктика-земля обитаемая». Экспозиция рассказывает об ученых
исследовавших Арктику, а также выставлено множество экспонатов,
выставка рассказывает о старожилах Арктики таких народах как чуванцы и
марковцы особенности жизни в суровых условиях. Посетитель может
увидеть такие вещи как чукотские нарты и поморский карбас. На экспозиции
представлено чуть ли не все многообразие меховой одежды Русского Севера.
Выставка, несомненно, понравится широкой аудитории, в том числе
школьникам. Традиционные костюмы северян на выставке имеют широкую
этническую
специфику,
но
различаются
особенностью
кроя
и
декорировании. Однако объединяют их то, что они великолепно защищали
от холода своих обладателей. Принципы защиты от холода северных народов
теперь лежат в основе костюмов полярников и тех, кто работает в жестких
условиях Арктики.
На выставке экспонируется
костюм участника Первой дрейфующей
станции СП – 1 из коллекций Российского государственного музея Арктики и
Антарктики.Выставка будет очень полезна школьником как дополнение к
урокам географии,можно также собрать весь класс и вместе с классным
руководителем посетить выставку. Эффективность повышается если взять
экскурсовода. Потом по окончании просмотра и экскурсии можно задать
школьникам домашнее задание в виде презентации или мини-эссе.
Попросить рассказать учащихся о своих впечатлениях как они представляли
себе культуру и быт Русского Севера до знакомства с выставками и что
особенного и важного они для себя отметили после ее посещения. Для
школьников младших классов можно дать творческое задание в виде
рисунков на тему про жизнь в Арктике. На занятиях труда для мальчиков
учитель может научить делать несложные поделки из дерева, которые были у
народов за полярным кругом, девочки же могут на занятиях делать
несложных кукол в традиционных одеждах такие поделки порадуют не
только родителей школьников они также могут выставлены в школьном
музее, если такое предусмотрено. Все это можно делать на основе
экспозиции, а более подробно можно посмотреть в интернете или на
специальных образовательных форумах, творческих группах посвященных
хэндмейду. 13
Также на выставке «Арктика-земля обитаемая» выставлено оружие
например пороховница сделанная в конце XIXв. Из металла а также много
различных предметов которые характеризует военное искусство северных
народов такие экспозиции с оружием могут быть очень полезны и интересны
студентам военных учебных заведений а также учащимся кадетских
корпусов.
Я думаю, что такой творческий процесс понравится школьникам вовлечет
их в культуру Севера, обогатит не только
общими географическими
знаниями по изучаемой на уроках теме, но и научит отделять народы на
первый взгляд похожими культурами друг от друга на основе быта,
территории проживания, языковой группы. Сочетая различные методы
преподавания, включив в них просмотр этнографических экспозиций, можно
привлечь учащихся к предмету. А что самое главное, заинтересовать его и
стимулировать не только на традиционные методы изучения того или иного
предмета такие как чтение, конспектирование и заучивание материала а
также на исследовательскую работу в рамках школьного курса а также
приобретение практических навыков.
13.
Handmade-сделано своими руками
Я бы хотела отметить, что в последние годы идет совершенствование, а
также
комбинация
технологиями.
традиционных
видов
В последние несколько
экспонирования
лет появились
с
новыми
новые
виды
коммуникации между музеем и посетителями, что, несомненно, благотворно
влияет и также на процесс обучения школьников. Мультимедийные
технологии на сегодняшний день представляют собой разительно новое
«музейное пространство». Иногда это также называют «Виртуальным
музеем»
«Виртуальный музей» — представляет собой информационные киоски в
залах музея, в большинстве случаев заменяющие экскурсовода, в них
посетитель может подробнее ознакомиться с тем, или иным экспонатом
музея, и различными информационными и тематическими CD–ROM
14
, а
большие возможности сети Интернет, которые можно использовать как в
залах музея, так и с персонального компьютера, который имеет доступ в
интернет. Этот новый вид музейной коммуникации с посетителями дает
возможность познания большого количества информации посетителю
адаптировать ее под себя, постепенно завоевывая музейное пространство.
В 2003 г. сотрудниками Музея М. В. Ломоносова (Э. П. Карпеев, Т. М.
Моисеева) и других отделов МАЭ РАН (Т. Г. Богомазова, Ю. К. Чистов) был
подготовлен сценарий CD–ROM/Web проекта «Готторпский глобус». Дизайн
и программирование были осуществлены в мультимедиа лаборатории
Русского Музея под руководством О. М. Киссель. Помимо рассказа об
истории глобуса, его создании, восстановлении после пожара в Кунсткамере
в 1747 г., было реализовано виртуальное посещение внутреннего помещения
глобуса, которое во времена Петра Первого представляло собой первый в
мире планетарий. Состояние глобуса не позволяет сегодня посетителям
музея побывать внутри этого планетария, но мультимедийная программа
позволяет представить себя сидящим внутри вращающегося глобуса рядом с
Петром Великим.
14
Компакт-диск текстовыми и фото и видеоматериалами.
Если взять за основу подобный проект, можно не только очно провести
экскурсию, как для школьников младших классов, когда упор идет на
обучение посредством использования большого количества фотографий и
картинок с минимум текста, так и со всех ракурсов на уроке поведать об
интереснейших выставках не только этнографических о которых я более
подробно рассказываю в своей исследовательской работе, но и подать
школьникам общеобразовательный материал в легкоусвояемой форме на
уроке истории и географии.
На экспозициях также постепенно внедряется такой элемент познания
как 3D-очки. Они позволяют человеку, живущему в любом регионе страны
или за еѐ пределами оказаться на музейной экспозиции с ощущением, что ты
находишься рядом с представленными там экспонатами. На мой взгляд,
внедрение 3D очков15 на этнографических экспозициях перечисленных мною
в музеях РЭМ, Кунсткамеры и Государственного музея истории религии,
сделает процесс изучения
интересных
этнографических
инсталляций
увлекательнейшим процессом. Школьники и студенты с большой охотой
включатся в процесс изучения с помощью такого средства компьютерных
технологий. Из минусов, конечно, то, что такие предметы требуют
дорогостоящего технического оборудования, которое пока не так широко
используется в Российских музеях, но в перспективе, я думаю, наше
музейное пространство будет совершенствоваться только к лучшему.
В 2004 году в Кунсткамере была открыта серия выставок «Экспедиции
продолжаются…».
Идея состояла в том, чтобы продемонстрировать
традиционную духовную и материальную культуру народов России, а также
зарубежных
стран. У
выставки была интересная особенность, она
демонстрировала фотографии
экспонатов, которые были
сделаны
в
экспедиции и параллельно были представлены подлинные экспонаты,
изображѐнные на этих фотографиях.
15.
«Очки виртуальной реальности»
«Музейный экспонат, который несколько месяцев назад был частью
повседневной жизни людей, можно будет увидеть не только на сюжетной
фотографии, но и в расположенной рядом музейной витрине, а также в
демонстрируемом рядом наборе видеофильмов, связанных с сюжетами
фотографий.
Выставочное
пространство
таким
образом
приобретает
объемность, возникает эффект присутствия, возрастает документальность в
подаче культурной и научной информации, которая усваивается значительно
легче».16
В своей статье о традиционных экспозициях и новых технологиях,
авторы Ю. К. Чистов и Т. Г. Богомазова, писали о расширении возможностей
музейной коммуникации, пространства музея и перехода от традиционного
экспонирования в постепенно развивающиеся усовершенствования и вот
один из проектов: «Электронный информационно-экспозиционный комплекс
Кунсткамеры (далее — ЭИЭК) — это совокупность мультимедийных
программных и аппаратных средств, объединенных в единую сеть и
имеющих общее информационное и административное ядро в виде музейной
базы данных. Он предназначается для использования посетителями музея,
профессиональными исследователями, преподавателями и студентами.
Предполагается установка пользовательских станции ЭИЭК в различных
помещениях музейного комплекса в виде различных аппаратных средств.
Цель
проекта
экспозиционного
—
создание
комплекса,
современного
обеспечивающего
информационно-
эффективное
усвоение
этнографических и культурологических знаний и приобретение нового
эмоционального опыта широким кругом посетителей музея и специалистов,
включая людей с ограниченными возможностями».17
Авторы выделяют также конкретные задачи, которые должен выполнять
электронный информационно-экспозиционный комплекс:
16.
См. Чистов Ю. К., Богомазова Т. Г. От музейной экспозиции к информационно-экспозиционному
комплексу: опыт и перспективы развития Кунсткамеры Музей антропологии и этнографии им. Петра
Великого (Кунсткамера) РАН // Музей. Санкт-Петербург. 2013., № 5/
17.
См. Чистов Ю. К., Богомазова Т. Г.
Указ. раб.
1)Ориентировка посетителя в музее при помощи схем в электронном виде, то
есть
схемы
залов,выставок,
разделения
экспозиций
по
разделам
народам,отдельных экспонатов и т.д.
2) Создание визуального, экспозиционного контекста,среду проживания
народов,природный ландшафт местности,мини-рассказы о быте,вещах.
Авторы также отмечают: «ЭИЭК позволит не только сделать экспозиции
музея
информативно
насыщенными,
но
и
средствами
современных
технологий раскрыть на них для посетителей красоту и эстетику культур,
создать индивидуальный художественный и эмоциональный образ каждой из
них».18
Я бы хотела отметить то, что такая технология в комплексе будет
способствовать наиболее осмысленному восприятию и анализу увиденного
при просмотре музейных собраний.
Школьникам конечно же такая система для дополнительного обучения
скорее всего подходить не будет так она в основном рассчитана для
пополнения
своего
багажа
знаний
студентам,
исследователям
и
преподавателям, но конкретные школьники в основном старшеклассники
которые планирует продолжить свое образование в профильных ВУЗах и
колледжах обязательно найдут применение и с большой вероятностью будут
пользоваться как «виртуальным музеем», так и более расширенным
«электронным информационно-экспозиционным комплексом Кунсткамеры».
Такая
система
окажет
неоценимую
поддержку
не
только
на
общеобразовательном уровне тем, кто этим интересуется, но поможет в
подготовке к экзаменам в ВУЗ.
Также можно отметить что:
Музейную
экспозицию
можно
дополнить
интерактивными
изображениями предметов, письменной информацией, в полном
объеме на реальной экспозиции это не доступно также по причине, что
18.
Там же.
некоторые экспонаты большую часть времени хранятся в фондах музея
и для них может не хватать места
Дать структурированную и управляемую научную информации о
музейных экспонатах, сформировать у посетителей базовые навыки
понимания
этнографической
науки,
обратить
с
помощью
мультимедийных средств внимание посетителей на шедевры в
экспозиции музея
Ознакомить посетителя с более детальной информацией о работе
музея, многие аспекты которой традиционно остаются скрытыми от
посетителей (информация о ходе научных исследований, в том числе
экспедициях, информация о новых поступлениях Музея, о работе
хранителей,
реставраторов).
Дать
понять
посетителю,
что
на
сегодняшний день музей рассматривается как феномен современной
культуры
Выстроить многоступенчатую структуру музейной экспозиции для
различных категорий пользователя, в первую очередь детей, для
обеспечения толерантного восприятия информации о культурах мира
во избежание расистских, шовинистических националистических,
интерпретаций посетителей.
Обеспечить музей эффективным инструментом проведения музейнопедагогической, просветительской и экскурсионной работы на уровне
современных мировых стандартов.
Подготовить базу, которая будет обеспечивать удаленный доступ к
информации о музее
Составить сканирование иллюстративных материалов музея для
создания
видеографического банка данных с широким доступом к
нему.
Такая система будет очень удобна и может справляться с широким
спектром задач в ходе обучения, она также даст возможность готовиться к
экзаменам студентам из отдаленных уголков не только России но и мира
которые хотят поступить в высшие учебные заведения и им нужна
подготовка которая включает в себя не только письменные экзаменационные
вопросы
но
просмотр
этнографических
экспозиций
на
сайте
для
сопоставления и более эффективной подготовки. На сайтах Музея
антропологии и этнографии имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН,
Российского этнографического музея и Государственного музея истории
религии
особенно интересны 3D туры по экспозициям.
В отличие от обычного
просмотра фото и видео они помогают рассмотреть каждый экспонат со всех
сторон более детально. Это также может быть полезно для школьников в
качестве дополнительного материала по географии и истории. За посещение
музеев и определенных экспозиций учителя иногда поощряют школьников
дополнительными оценками.
В современной культурно-образовательной практике РЭМ представлены
практически все формы музейной работы, начиная с экскурсий и заканчивая
фестивалями. Каждая форма оказания музейной услуги, будь то лекция,
мини-мастерская, студия или игра-квест, имеет собственную историю
формирования и свои особенности бытования в музейной среде. «Однако в
стремительно меняющемся мире, как подчѐркивает О.А. Ботякова подобная
«классика жанра» уже не является единственно возможным и исключительно
самодостаточным способом музейного самовыражения. Представляется, что
в дальнейшем создание принципиально новых форм работы с посетительской
аудиторией, иных, чем сегодня способов и средств расширения его
информационно-образовательного поля, возможно только за счет синтеза
элементов музейной реальности с виртуальным миром на основе новейших
компьютерных технологий. При этом «живой» показ не может и не должен
конкурировать с продукцией мультимедиа, которая в настоящее время
активно «завоевывает» музейное пространство в качестве мощного средства
воздействия на посетительское восприятие»19.
Заключение
Таким
образом,
в
результате
исследования
истории
создания
Российского Этнографического музея, Государственного Музея истории
религии и Музея антропологии и этнографии имени Петра Великого
(Кунсткамеры) РАН и конкретно этнографических экспозиций данных
19.
Ботякова О.А. Указ.раб. с. 71.
музеев, удалось выявить, что они обладают
широкими возможностями
использования этнографических памятников в образовательном процессе не
только обычных посетителей, но также школьников, студентов вузов и
колледжей. В условиях развития и расширения технического оснащения, как
данных музеев, так и школ, экспозиции которые обучающиеся увидят в
музее, они могут не только сделать по ним задания предложенные учителем,
а также закрепить свои знания в ходе повторных трансляций увиденного с
помощью слайдов или показа фотографий. Они также могут активно
включиться в процесс, и дополнить материал своими мыслями и это касается
многих школьных предметов. Музейная база активно используется
проведении уроков, лекции и практических занятий по
МХК,
при
русскому
языку, труду, ОБЖ, истории, географии, этнологии и культурологи.
Поданный преимущественно на экспозициях в визуальной форме материал,
способствует более успешному
усвоению
изучаемых предметов и
дисциплин. и делает процесс изучения более интересным.
Список литературы
1. Ботякова О. А. Музей этнографического профиля в контексте
образования и культуры России : диссертация ... кандидата
культурологии. Санкт-Петербург, 2006.- 240 с.
2. Ботякова О.А. Современная культурно-образовательная практика
3. Российского этнографического музея в начале XXI века// Музей.
Традиции. Этничность. СПБ.,2014, № 2(6). С.60-73
4. Ботякова О.А. Формы культурно-образовательной деятельности музея
(проблема классификации). Проблемы классификации, типологии,
систематизации в этнографической науке. Материалы Пятых СанктПетербургских этнографических чтений. – СПб., 2006. – С. 221–228
5. Ботякова О.А., Голякова Л.Ф., Зязева Л.К. и др. Российский
этнографический музей – детям. СПб., 2001
6. Волькович А.Ю. Модель музейной коммуникации в концепции
зарубежных музееведов. //Музей в современной культуре. - Спб,1997
7. Галкина Е.Л.(ред.)Музей и этнология. М.: Российский институт
культурологии, 1997. — 192 с.
8. Гнедовский М.Б., Дукельский В.Ю. Музейная коммуникация как
предмет музееведческого исследования // Музейное дело: Музей культура - общество. - М.,1992. - С.7.
9. Дашкова Е.В., Ивушкина Е.Б. Музееведение. Учебное пособие. —
Шахты: ГОУ ВПО "ЮРГУЭС", 2009. — 197 с
10.Журнал
Музей.
Музейные
термины:
Новации
и
традиции
5/2009(май).Каченя Г.М. (сост.) Музейная педагогика. Челябинск:
ЧГАКИ, 2015. — 131 с.
11.Косторакова Г.Е. Музееведение. Курс лекций. Ростов-на-Дону, РИС
ЮРГУЭС, 2003, 66 .
12.Лушникова А.В. Музееведение/Музеология: курс лекций .ЧГАКИ,
2010. — 336 с.
13.Музееведение. Музеи исторического профиля. - М.,1988
14.Музейное дело: музей - культура - общество. М., 1992.
15.Музейное дело России. М., 2003.
16.Никишин Н.А. (сост.) Музей и новые технологии. На пути к музею XXI
века. М.: Прогресс-Традиция, 1999. - 216 с.
17.Никишин Н.А. Язык музея как универсальная моделирующая система
музейной деятельности. - Музееведение. Проблемы культурной
коммуникации в музейной деятельности. - М., 1989. - С.7-15.
18.Рафиенко Е.Н. Музеи и историческое образование в системе учебных
заведений, в кн.: Музей - культура - образование (Сб. науч. тр. ЦМР).
М., 1992;
19.Российская музейная энциклопедия. М., 2001, т. 1-2; М., 2005.
20.Сафронова Е.В. Школьный музей в современном образовательном
пространстве//sgu.ru›sites/default/files/textdocsfiles/
21.Столяров Б.А. Музейная педагогика. История, теория, практика.
Учебное пособие. М.: Высшая школа, 2004. - 216 с
22.Столяров
Б.А.
Музейная
педагогика
-
профессия.
//Музей
и
образование: Сб. научн. тр. СПб, 1999
23.СундиеваА.А. Музей как культурная форма./ "Типология и типы
культур: разнообразие подходов". М., 2000.
24.Терминологические проблемы музееведения. Сб. научных трудов
Центрального музея революции СССР. М., 1986;
25.Томилов Н.А. Музееведение, его периодизация и основные понятия.
//Известия Омского государственного историко-краеведческого музея.
№6. - Омск, 1998. - С.52-64.
26.Томилов Н.А. Музееведение (музеология): определение как научной
дисциплины // Культурологические исследования в Сибири. - №2 (6). Омск, 2001.
27.Томилов Н.А. Музеология как отрасль знаний. Избранные лекции для
студентов высших учебных заведений / Отв. ред. В. Г. Рыженко. –
Омск :Издат. дом «Наука», 2012. – 100 с.
28.Трошина Т.М. Современный интерактивный музей как пространство
толерантности.
Екатеринбург:
Уральский
государственный
университет им. А.М. Горького, 2008. — 75 с.
29.Шляхтина Л.М. Основы музейного дела. Теория и практика. М.:
Высшая школа, 2009. — 184 С.
30.Шмит Ф.И. Музейное дело. Вопросы экспозиции. Ленинград, 1929. —
85 с.
31.Юренева Т.Ю. Музееведение. Учебник для высшей школы. — М.:
Академический Проект, 2003. — 560 с. — («Gaudeamus»).
32.Юренева Т.Ю. Музееведение. М.: Академический Проект, 2004. - 560 с.
33.Чистов Ю.К., Богомазова Т.Г. От музейной экспозиции к
информационно-экспозиционному комплексу:опыт и перспективы
развития Кунсткамеры. Музей антропологии и этнографии им.Петра
Великого(Кунсткамера)РАН.Санкт-Петербург. Журнал «Музей»
№05/2013(май).
34.Феномен
социализации
Оддинадцатых
в
этнической
Санкт-Петербургских
СПб.:ИПЦ СПГУТД.2012.
35.https://dic.academic.ru
36.https://ethnomuseum.ru
37.
https://kunstkamera.ru
38.
https://gmir.ru
культуре.
Материалы
этнографических
чтений.
Каченя Г.М. (сост.) Музейная педагогика. Стр.94
Каченя Г.М. (сост.) Музейная педагогика.Стр.85
Каченя Г.М. (сост.) Музейная педагогика. С.117
Каченя Г.М. (сост.) Музейная педагогика.С.113
Рисунок 1.
Мастер-класс по изготовлению традиционной куклы народов Севера. СанктПетербург.2017г.
Фото: Михаил Спиридонов
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв