ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра спортивных дисциплин
ОБЩАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ
КОМПЛЕКСА ГТО
Выпускная квалификационная работа
студентки очной формы обучения
направления подготовки 44.03.01. Педагогическое образование
профиль Физическая культура
4 курса группы 02011303
Першиной Эвелины Фаритовны
Научный руководитель
старший преподаватель
Коренева М.С.
БЕЛГОРОД 2017
3
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….. 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ ВСЕРОССИЙСКОГО
ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА «ГОТОВ К ТРУДУ И
ОБОРОНЕ» (3-4 СТУПЕНИ) …………………………………………………..6
1.1.Физиологические особенности школьников11-14лет ……………6
1.2.Нормативно- правовая база Комплекса ГТО …………………….13
1.3.
Структура
и
содержание
Всероссийского
физкультурно-
спортивного комплекса «ГТО»………………………………………………..16
ГЛАВА II. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ…...……........ 23
2.1. Организация исследования………………………………………23
2.2. Методы исследования….. ………..………………………………25
ГЛАВА
III.
АНАЛИЗ
РЕЗУЛЬТАТОВ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ…………………………………………………………………30
3.1.
Экспериментальная
методика
развития
общей
физической
подготовки школьников в рамках комплекса ГТО …………………………30
3.2. Диагностика уровня ОФП школьников 3-4 ступени ГТО до и после
эксперимента……………………………………………………………………32
3.3. Влияние экспериментальной методики на общую физическую
подготовленность………………………………………………………………..36
ВЫВОДЫ ………………………………………………………………….……46
ЛИТЕРАТУРА…………………………………………………………………...47
Приложения
4
Введение
Одной из приоритетных задач современного общества специалисты
всегда называли и называют задачу воспитания здорового человека,
стремящегося быть успешным в жизни, способного защитить себя и своих
близких в любой жизненной ситуации.
В последнее время этот вопрос всѐ чаще встает на повестке дня,
особенно это касается молодого поколения. По результатам последних
исследований
всероссийской
диспансеризации,
доля
здоровых
детей
снизилась с 45% до 34 %, вдвое увеличился удельный вес детей, имеющих
хроническую патологию и инвалидность. Были отмечены ухудшения
показателей физического развития: дефицит массы тела стал выявляться в
три раза чаще, снизились функциональные возможности организма.
Значительную
роль
в
ухудшении
физического
состояния,
росте
заболеваемости современных детей играют не только социальные условия,
но и малоподвижный образ жизни. Особую тревогу вызывает то, что
проводимые исследования показывают высокую степень распространения
вредных привычек среди детей и подростков. При этом, по мнению
экспертов занятия спортом с раннего возраста формируют к двенадцати
годам стойкое неприятие вредных привычек.
В связи с этим, Министерство спорта России подписало приказ
№575 от
08
июля
2014г. о государственных требованиях к
уровню
физической подготовленности населения при выполнении нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО).
Снижение уровня физической и функциональной подготовленности
молодежи, которое отмечается во многих исследованиях, оказывает
существенное влияние на успешность сдачи отдельных нормативов
комплекса ГТО. Значительная часть школьников кроме регламентированных
занятий физической культурой, в силу различных причин, в том числе и
5
экономических, не имеет других форм двигательной активности . Поэтому,
представляется достаточно актуальным, разработать методику повышения
уровня физической подготовленности школьников в рамках занятий
физической культурой, к выполнению норм комплекса ГТО. Это в первую
очередь относится к отстающим сторонам физической подготовленности
школьников.
Актуальность: заключается в том, что в процессе общей физической
подготовки
для
успешного
выполнения
норм
ГТО,
школьникам
необходимы методики, развивающие те физические качества, в которых
наблюдается отставания. Однако, следует отметить, что на данный момент
конкретных рекомендаций, касающихся общей физической подготовки в
соответствии с требованиями комплекса ГТО, нет.
Цель исследования: повысить эффективность общей физической
подготовки школьников 11-14 лет.
Достижение поставленной цели осуществлялось путем решения
следующих задач исследования
1.
Провести
теоретический
анализ
литературы
по
проблеме
подготовки школьников к выполнению норм комплекса ГТО.
2.
Разработать методику ОФП, ориентированную на требования
комплекса ГТО.
3.
Проверить
эффективность
разработанной
методики
общей
физической подготовки с помощью испытаний комплекса ГТО.
Объект исследования:
процесс физического воспитания в
школе.
Предмет исследования: Общая физическая подготовка школьников
на уроках физической культуры.
Гипотеза исследования: предполагается, что методика ОФП, в основе
которой лежит развитие скоростных способностей и гибкости, эффективна
для детей 11-14 лет.
6
Теоретическую и методологическую основу исследования составили:
Ефремова, Е.В. Нормативы на выносливость в комплексе ГТо и
их выполнение учащимися 5 – 6 классов // Физическая культура в школе.
2015. № 6. С. 19
Инструкция по организации ГТО для учителя физической
культуры. – (http://gigabaza.ru).
Коган, О.С. Некоторые медико-биологические аспекты перехода
к сдаче норм ГТО в общеобразовательных школах //Физическая культура:
воспитание, образование, тренировка. – 2015. - № 1. – С. 11 – 12
Об
утверждении
государственных
требований
к
уровню
физической подготовленности населения при выполнении нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)». Приказ Министерства спорта Российской Федерации от
08.07.2014 № 575
Методы исследования:
теоретический анализ и обобщение литературных источников;
тестирование;
педагогический эксперимент;
педагогическое наблюдение
методы математической статистики
Новизна дипломной работы в том, что разработана методика ОФП для
детей 11-14 лет, эффективная для подготовки и выполнения испытаний ГТО.
Структура и объѐм выпускной квалификационной работы состоит из
введения, трѐх глав, вывода, списка литературы из источника и приложений,
состоящих из таблиц и рисунков.
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВНЕДРЕНИЯ
ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО- СПОРТИВНОГО
КОМПЛЕКСА «ГТО» (3-4 СТУПЕНИ)
7
1.1 ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ШКОЛЬНИКОВ 11-14 ЛЕТ.
Начался этап внедрения Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) среди обучающихся и
работников МБОУ К исследованию проблемы подготовки школьников к
сдаче ГТО обращались Ю.К. Галагузова, А.Ю. Качановский, М.Н. Корнилов,
Ю.Д.
Овчинников
и
др.
Но
важным
моментом
является
учет
физиологических особенностей и механизмов развития двигательных качеств
у детей школьного возраста.
По мере развития детей школьного возраста происходит два
противоречивых и взаимосвязанных процесса: ассимиляция и диссимиляция.
В период школьного возраста организм ребенка продолжает развиваться,
поэтому в этом периоде соотношение между ассимиляцией и диссимиляцией
складывается в пользу ассимиляции, в юношеском возрасте это соотношение
начинает выравниваться, после окончания развития организма процесс
диссимиляции постоянно возрастает. Процесс ассимиляции сопровождается
синтезированием большого количества белков, что влечет большие затраты
энергии.
Двигательная активность активизирует скелетные мышцы, обмен
веществ и работоспособность организма ребенка. Гипокинезия приводит к
недостатку энергии, необходимой для процесса ассимиляции организма.
Наиболее эффективным средствами являются упражнения, входящие в
комплекс ГТО, ведь они подобраны с учетом их всестороннего воздействия и
с учетом возрастных особенностей. Поэтому физические упражнения,
повышающие двигательную активность, крайне необходимы на всех этапах
школьного возраста. Почти все тесты нормативов
комплекса ГТО
предусматривают повышение двигательной активности. Ведущее значение в
этих
процессах
определяющих
имеет
функциональное
энергетическое
обеспечение
напряженной мышечной деятельности.
8
состояние
организма
механизмов,
человека
при
Для школьников старших классов усвоение новых физических
упражнений имеет практическое значение: для подготовки к будущей
военной службе, спортивной или трудовой деятельности, т.к. тренировка в
усвоении определенных движений при выполнении физических упражнений
приучает учащихся автоматически управлять мышцами для выполнения
движений, необходимых в процессе производства или какого-либо вида
спорта. Закономерно, что в нормативах IV и V ступеней ГТО рекомендуется
наибольшее количество тестов (11 видов).
Календарный школьный возраст делят на следующие возрастные
периоды:
- до 7 лет – первое детство, в этом возрасте ребенок может выполнять
нормативы бронзового знака ГТО I ступени;
- от 7 до 11 лет (для девочек) и до 12 лет (для мальчиков) – второе
детство (младший школьный возраст), выполнение нормативов серебряного
и золотого знака ГТО I ступени, нормативов II ступени и бронзового знака III
ступени ГТО;
- от 11 лет (для девочек), 12 лет (для мальчиков) до15 лет –
подростковый
(средний
школьный) возраст,
выполнение
нормативов
серебряного и золотого знака III ступени и IV ступени ГТО;
- от 16 до 18 лет – старший школьный возраст, выполнение нормативов
V ступени ГТО [9].
Для учета индивидуальности развития каждого школьника более точно
возрастные группы разделяют по биологическому возрасту учащихся,
учитывающему
его
темпы
ассимиляции.
Биологический
возраст
определяется оценкой факторов акселерации (ускорения физического,
полового развития) или ретардации (замедления развития). Факторы
индивидуальной акселерации или ретардации учитываются введением в
нормативы ГТО трех знаков – бронзового, серебряного и золотого. Это
позволяет школьникам одного календарного возраста с учетом своего
9
биологического возраста получить соответствующий знак, выполняя более
или менее интенсивные тесты. Кроме того, нормативы ГТО предоставляют
возможность выбора тестов или их варианта из числа рекомендуемых [17].
Развитие цивилизации влияет на изменение среднего биологического
возраста всех
школьников определенного
региона. Учет изменений
биологического возраста в долгосрочной перспективе производится с
помощью периодических изменений нормативов ГТО. Например, в 2014 г. в
РФ разработаны нормативы ГТО, которые учли изменения биологического
возраста и внешних условий по сравнению с 1972 годом, когда последний раз
были откорректированы нормативы ГТО в СССР.
Процесс развития организма школьника в каждом возрастном периоде
имеет
свои
особенности,
зависящие
от
степени
взаимодействия
с
окружающей средой. Эффективность этого взаимодействия зависит от
развития высшей нервной системы.
В период второго детства высшая нервная система совершенствуется
по сравнению с периодом первого детства, нервные процессы усиливаются,
приобретают большую подвижность и способность внутреннего торможения,
в результате чего неуравновешенность взаимодействия с окружающей
средой. Во втором возрастном этапе этого периода условные рефлексы
становятся устойчивыми, но на раздражители школьник реагирует остро, т.к.
степень внутреннего торможения еще недостаточна. Если школьник
испытывает чрезмерное внешнее воздействие, внутреннее торможение может
стать запредельным. Эти особенности необходимо учитывать тренерам и
преподавателям физкультуры в период подготовки школьников к сдаче
нормативов ГТО.
В подростковом возрасте сначала у девочек, затем у мальчиков в 3
фазы (препубертатная, пубертатная и пост пубертатная) происходят
процессы полового созревания. Пост пубертатная фаза оканчивается в
старшем школьном возрасте. Половое созревание усиливает процессы
10
возбуждения,
неадекватного
раздражения,
ослабляет
внутреннее
торможение, психическую устойчивость и контроль эмоциональности
поведения. Эти изменения сказываются на двигательных действиях –
сокращении
без
нужды
в
этом
мышц,
увеличении
количества
неконтролируемых движений. В этом возрасте тренер или преподаватель
физкультуры должен быть особенно внимательным к школьникам, по
возможности должен воздерживаться от замечаний, в особенности, в резкой
форме.
В начале старшего школьного возраста оканчивается 3 фаза полового
созревания,
после
чего
высшая
нервная
система
совершенствуется,
усиливаются функции внутреннего торможения, адекватной реакции на
словесные раздражители, анализа внешних воздействий, уравновешенности
поведения.
Нормативы ГТО учитывают, что с повышением возраста школьника
затраты энергии на одинаковую мышечную нагрузку при выполнении
одинаковых
упражнений
снижаются,
экономичность
мышечной
деятельности повышается. Чем больше период выполнения физических
упражнений,
тем
меньше
становится
их
эффективность,
поэтому
интенсивность упражнений необходимо с повышением возраста школьника
увеличивать. Например, норматив прыжка в длину с места золотого знака для
мальчиков с I до V ступени ГТО соответственно составляют 140, 160, 175,
200 и 230 см.
С увеличением возраста школьника увеличивается масса его сердца, а
частота сокращений сердца (ЧСС) при выполнении одинаковой работы
уменьшается. Поэтому школьники старших возрастов могут выполнить
физические упражнения большей интенсивности, продолжительности и
большее число раз. Поэтому в нормативах ГТО предусмотрено с I до IV
ступени
ГТО
возрастание
интенсивности
11
каждого
теста
и
продолжительности минимального двигательного режима соответственно 10,
12, 13 и 14 часов в неделю.
Несколько сложнее учитывать особенности изменения артериального
давления у школьников. С увеличением возраста увеличивается диаметр
кровеносных
сосудов
и
образуются
новые
сосуды,
что
улучшает
кровоснабжение тканей. У школьников, активно занимающихся спортом и
физическими упражнениями, образование новых сосудов происходит более
интенсивно. По общему правилу с увеличением возраста артериальное
давление увеличивается, но из этого правила выпадают периоды временного
повышения давления, после которых оно снижается. Рекомендуемые
физические нагрузки для каждого возраста должны учитывать эти
особенности изменения АД. По-видимому, именно это отклонение привело к
необходимости
возрастающую
продолжительность
минимального
двигательного режима с I до IV ступени ГТО сменить ее уменьшением на 1
час в неделю в V ступени ГТО [1].
1.2 Нормативно-правовая база Комплекса ГТО (Положение о
ВФСК, методические рекомендации по организации)
Комплекс
ГТО
предусматривает
подготовку
к
выполнению
и непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от
6 до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем
уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому
знакам отличия «Готов к труду и обороне».
Для начала рассмотрим положение о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе « Готов к Труду и обороне»[11].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня
2014 г. № 540 было принято положение о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе "Готов к труду и обороне" (ГТО)
12
В положении изложены цели и задачи ГТО, а также его содержание и
структура. Населению страны было изложено, какими навыками и умениями
они должны обладать как с физической, так и умственной стороны, т.е.
подготовка населения к сдаче норм и требований ГТО. В положении указано,
чем будут награждаться отличившиеся, которые успешно сдали все
предложенные нормативы. Не могу не отметить, что правительство в этом
положении указала, каким образом будет внедряться и реализовываться
комплекс ГТО, т.е. организация этого процесса (Приложение 1).
Также
в
Нормативно-правовой
базе
указаны
Методические
рекомендации по выполнению испытаний (тестов).
Выполнение
нормативов
Комплекса
ГТО
проводится
в
соревновательной обстановке. На этапах подготовки и выполнения норм
Комплекса ГТО осуществляется медицинский контроль.
Для того чтобы участники могли полностью реализовать свои
способности, необходимо выбрать целесообразную последовательность
проведения тестирования. Она заключается в необходимости начать
тестирование с наименее энергозатратных видов испытаний (тестов) и
предоставлении
участникам
достаточного
периода
отдыха
между
выполнением нормативов. Кроме того, организаторы соревнований перед
тестированием должны провести общую разминку участников.
Наиболее эффективным является следующий порядок тестирования
физической подготовленности населения:
1. Бег на 30, 60, 100 м в зависимости от возрастных требований и
ступени Комплекса.
2. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами, прыжок в длину с
разбега.
3. Тестирование в силовых упражнениях:
подтягивание из виса лежа на низкой перекладине и из виса
на высокой перекладине;
13
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу;
рывок гири;
поднимание туловища из положения лежа на спине.
Для тестирования в силовых упражнениях рекомендуется привлекать
бригады судей: старший судья бригады (устанавливает единые требования к
судейству на всех снарядах, подает общие команды, ведет хронометраж и
протоколирует результаты) и по одному судье на каждом снаряде
(контролируют технику выполнения упражнения, ведут подсчет правильно
выполненных движений, указывают на ошибки).
Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу
рекомендуется проводить с применением контактных платформ, что
обеспечивает более высокую объективность измерения.
Тестирование по скоростно-силовым видам и силовым упражнениям
может выполняться в один или два дня в зависимости от количества
участников.
4. Бег на 1; 1,5; 2; 3 км проводится в один день. До соревнований в беге
на 1; 1,5; 2; 3 км можно организовать тестирование по одному-двум наименее
энергоемким испытаниям (тестам), однако лучше ограничиться только бегом.
5. Тестирование умения плавать проводится, как правило, после
предварительного обучения и тренировок. На поворотах выставляются
судьи-контролеры, фиксирующие касание бортика во время выполнения
поворота, а также нарушения правил (хождение по дну, держание за
разделительные дорожки). Результат каждого участника фиксируется и
заносится в протокол.
6. В зимний период целесообразно организовать соревнования по
выполнению силовых упражнений, рывку гири и бегу на лыжах.
Соревнования рекомендуется проводить в два дня с интервалом отдыха в
несколько дней[8].
14
Таким образом, правительство страны в положении о ВФСК ГТО
изложила содержание и структуру комплекса, а также, какими умениями и
навыками должен обладать гражданин РФ, чтобы успешно выполнить нормы
и требования ГТО. А к ним уже предложены рекомендации, в которых
указано как лучше пройти тестирование максимально успешно для
испытуемого.
1.3 Структура и содержание Всероссийского физкультурноспортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
Приказом Министерства спорта РФ от 11 июня 214 года № 471
утверждены новые государственные требования к уровню физической
подготовленности населения при выполнении новых нормативов ВФСК ГТО.
В него включены нормативы для 11 возрастных групп населения страны,
охватывающих возраст от 6 до пожилого возраста без ограничений[5, с. 12].
Все 11 категорий представлены ниже:
I ступень: 1 - 2 классы (6 - 8 лет);
II ступень: 3 - 4 классы (9 - 10 лет);
III ступень: 5 - 6 классы (11 - 12 лет);
IV ступень: 7 - 9 классы (13 - 15 лет);
V ступень: 10 - 11 классы, среднее профессиональное образование
(16 - 17 лет);
VI ступень: 18 - 29 лет;
VII ступень: 30 - 39 лет;
VIII ступень: 40 - 49 лет;
IX ступень: 50 – 59 лет;
X ступень: 60 – 69 лет;
XI ступень: 70 лет и старше
15
1 ступень охватывает детей дошкольного возраста и школьников 1-2
классов. Из девяти тестов 6 обязательных и 3 по выбору, из них 3
многовариантных. Для получения бронзового, серебряного или золотого
знака
ГТО
мальчики
и
девочки
должны
выполнить
нормативы
соответственно четырех, пяти или шести тестов, при этом выполненные
нормативы должны содержать тесты на силу (подтягивание на перекладине,
выжимание из положения лежа на полу, прыжок в длину), быстроту (бег на
30 метров, челночный бег 3х10 метров, бег на лыжах с фиксированием
нормативного времени), гибкость (наклоны вперед) и выносливость
(смешанное передвижение на 1 км, бег на лыжах на 2 км, кросс на 1 км).
2 ступень предназначена мальчикам и девочкам 9-10 летнего возраста
(школьникам 3-4 класса). На данной ступени дети (мальчики и девочки) для
сдачи нормативов бронзового, серебряного или золотого знака должны из
девяти предлагаемых тестов выполнить соответственно пять, шесть или семь
тестов.
3 ступень ГТО рекомендуется мальчикам и девочкам 11-12 лет
(школьникам 5-6 классов). На этой ступени сохраняется игровое упражнение
(метание мяча), к которому добавляется туристский поход, и продолжается
наращивание
интенсивности
упражнений
и
продолжительности
рекомендованного двигательного режима. На этой ступени появляются тесты
на стрельбу из пневматической винтовки, т.е. уделяется внимание началу
подготовки не только к труду, но и к обороне.
4
ступень
охватывает
возраст
13-15
лет,
когда
полностью
оканчиваются две фазы полового созревания, мальчики и девочки становятся
юношами и девушками. Интенсивность упражнений в этой ступени
учитывает два противоположных фактора: уменьшаются затраты энергии на
процессы
роста,
но
половое
созревание
возбуждает
психическую
неустойчивость. Поэтому интенсивность упражнений, по сравнению с
детскими этапами, наращивается, но исключается давление на психику в
16
период тренировки и сдачи тестов. Сохраняются игровые и увлекательные
виды
упражнений
(метание
мяча,
туристский
поход).
Количество
необходимых для получения бронзового, серебряного и золотого знаков
тестов возрастает соответственно до шести, семи и восьми штук из
одиннадцати обязательных и по выбору.
5 ступень ГТО разработана для возраста юношей и девушек 16-17 лет
(старший школьный возраст), характеризующийся окончанием третьего
этапа
полового
созревания,
уравновешиванием
психики,
совершенствованием центральной нервной системы, сокращением затрат
энергии на процессы роста. Особенности 5 ступени позволяют повысить
интенсивность всех видов упражнений, заменить игровой вид упражнений
(метание мяча) силовым (метание снаряда), но окончание полового
созревания сопровождается явлением юношеской гипертонии, что повлекло
сокращение продолжительности двигательного режима и сохранение на
уровне 4 ступени требуемого для сдачи нормативов количества тестов
Рассмотрев особенности каждой из 5 ступеней, куда входят учащиеся с
1 по 11 классы, мы предлагаем изучить части комплекса ГТО.
Итак, комплекс состоит из следующих частей:
Первая часть (нормативно-тестирующая) предусматривает общую
оценку уровня физической подготовленности населения на основании
результатов
выполнения
установленных
нормативов с последующим
награждением знаками отличия Комплекса;
Вторая часть (спортивная) направлена на привлечение граждан к
регулярным занятиям физической культурой и спортом с учетом возрастных
групп населения с целью выполнения разрядных нормативов и получения
массовых спортивных разрядов.
Нормативно-тестирующая часть комплекса состоит из трех основных
разделов:
1) виды испытаний (тесты) и нормативные требования;
17
2) оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и
спорта;
3) рекомендации к недельному двигательному режиму.
Виды испытаний (тесты) и нормативные требования включают:
виды
испытаний
(тесты),
позволяющие
определить
развитие физических качеств и прикладных двигательных умений и
навыков граждан;
нормативы,
позволяющие
оценить
уровень
развития
физических качеств в соответствии с половыми и возрастными
особенностями развития человека, представленные в государственных
требованиях к физической подготовленности населения Российской
Федерации (приложение 2).
Виды испытаний (тесты), входящие в Комплекс, подразделяются на
обязательные и по выбору.
Обязательные испытания (тесты) в соответствии со ступенями:
испытания (тесты) на определение развития скоростных
возможностей
испытания (тесты) на определение развития выносливости
испытания (тесты) на определение скоростно-силовых
возможностей
испытания (тесты) на определение развития силы и силовой
выносливости
испытания (тесты) на развитие гибкости.
Испытания (тесты) по выбору в соответствии со ступенями:
испытания
(тесты)
на
развитие
координационных
способностей;
испытания (тесты) на овладение прикладным навыком.
18
Виды испытаний (тесты), входящие в Комплекс, выполняются в
соответствии с методическими рекомендациями по выполнению видов
испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс[8]. Испытания (тесты) на силу, быстроту, выносливость и гибкость
являются обязательными для получения знаков отличия Комплекса.
Выполнение видов испытаний (тестов), направленных на овладение
прикладными
навыками
и
развитие
координационных
способностей,
осуществляется по выбору.
Виды испытаний (тесты) и нормативы Комплекса, государственные
требования к ним, требования к оценке знаний и умений, а также порядок
организации и проведения тестирования всех групп населения утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому
регулированию в сфере физической культуры и спорта, по согласованию с
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке
государственной
регулированию
в
сфере
исполнительной
власти,
политики
образования
осуществляющим
и
и
нормативно-правовому
федеральным
функции
по
органом
выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
здравоохранения.
Оценка уровня знаний и умений в области физической культуры и
спорта включает проверку знаний и умений по следующим разделам:
влияние занятий физической культурой на состояние
здоровья, повышение умственной и физической работоспособности;
гигиена занятий физической культурой;
основные методы контроля физического состояния при
занятиях различными физкультурно-оздоровительными системами и
видами спорта;
основы методики самостоятельных занятий;
19
основы истории развития физической культуры и спорта;
овладение
практическими
физкультурно-оздоровительной
и
умениями
прикладной
и
навыками
направленности,
овладение умениями и навыками в различных видах физкультурноспортивной деятельности.
Итак, можно сделать вывод, что населению страны представлены 11
ступеней комплекса ГТО. В каждой из этой ступени соответствует
определѐнному возрасту тестируемого. Он должен пройти как тесты и
нормативные требования, так и показать свои знания и умения в области
физической культуры.
20
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Организация исследования
Исследование проводилось с 2014г. (изучение литературы), 2015г.(
работа непосредственно в школе),2016-2017 (с сентября по апрель) на базе
МБОУ СОШ №11 действующую в системе среднего общего образования. В
нѐм приняли участие 5-6 классов это 3-4 ступени комплекса ГТО. Участие
приняло 21человек из них 12мальчиков и 9 девочек. Участия принимали
желающие сдать комплекс ГТО. Учебные занятия проходили по расписанию
3 раза в неделю в соответствии с рабочей программой. Педагогический
эксперимент проводился в вариативной части урока, продолжительность 1520 минут.
В контрольной группе занятия школьников осуществлялись по типовой
авторской программе В.И.Лях и А.А. Зданевича «Комплексная программа
физического воспитания учащихся 1-11 классов»[1].
Учащиеся в вариативной части занятий выполняли тестирование из
типового комплекса ГТО с целью накопления двигательного опыта и
формирования основ техники.
Учебные занятия строились на основе применения экспериментальной
методики, в которую входили разработанные комплексы упражнений. Дети
работали в группах, принцип разделения детей строился на том, что дети у
которых сдача комплекса норм ГТО не вызывало затруднений были в одной
группе и работали по типовой программе. Дети у которых сдача норм ГТО
вызвало затруднение входили во ворую группу и работали по разработанной
программе.
Программа рассчитана на 12 занятий с дальнейшим ее повторение. На
каждый вид по 3 занятия. (Приложение №3).
В начале и в конце эксперимента были проведены контрольные
испытания.
21
Организация
исследования
обусловливалась
логикой
решения
поставленных задач. Вся работа строилась и проходила в три этапа.
Первый этап - поисковый (2014-2015гг.) в ходе, которого были:
изучены литературные источники;
скорректирована тема работы;
определены цель, задачи, предмет, объект исследования;
сформированы и уточнены научная проблема, рабочая гипотеза;
проанализированы существующие и перспективные методики
развития общей физической подготовки в рамках комплекса ГТО.
Проведены входные тестовые задания для сдачи комплекса норм
ГТО
определена база эксперимента;
сформированы контрольная и экспериментальная группы.
Второй этап - экспериментальный (2016-2017гг) в процессе, которого
были:
разработаны основные теоретические и методические положения
развития общей физической подготовки в рамках комплекса ГТО у учащихся
5-6 классов ;
проведен
педагогический
эксперимент
и
внедрена
экспериментальная методика.
Подали заявку в центр тестирования ГТО
Третий этап - завершающий (март – апрель, 2017 года) по итогам
педагогического эксперимента:
проведена
математико-статистическая
обработка
и
интерпретация экспериментальных данных;
обобщены,
обработаны
и
исследований.
22
сформулированы
результаты
2.2 Методы исследования
В соответствии с целью и с учетом специфики задач исследования
нами были использованы следующие методы научного познания:
теоретический анализ и обобщение литературных источников;
тестирование;
педагогический эксперимент;
педагогическое наблюдение
методы математической статистики.
Теоретический анализ и обобщение литературных источников:
теоретический анализ литературных источников позволили изучить вопросы,
связанные с проблемами подготовки школьников к сдачи комплекса норм
ГТО. В частности изучался материал, методические разработки в которых
отражались
вопросы
физической
подготовленности
школьников,
по
отдельным видам испытаний комплекса ГТО. Были подвергнуты анализу
специализированные литературные источники, по подготовки школьников к
сдачи комплекса ГТО 3-4 ступени: Кузнецов В. С., Колодницкий Г. А.
Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО. Москва
«Просвещение» 2015[8]; Положение о Всероссийском физкультурноспортивном комплексе ГТО[12];
Тестирование. При проведении тестирования следует обратить особое
внимание на соблюдение требований инструкции и создания одних условий
для выполнения упражнений для всех учащихся.
Определение показателей различных видов физического развития с
помощью заданий. Основу заданий составили тестовые упражнения,
направленные на оценку показателей: скоростно-силовых, выносливости,
гибкости, силы. Их выбор осуществлялся на основе стандартных норм
комплекса ГТО. При этом учитывалась их доступность, простота,
информативность и надѐжность. В качестве показателей физического
23
развития нами был использованы результаты выполнения тестовых заданий
комплекса. Тесты проводились с промежуточным интервалом в разные дни, с
учетом комбинирования видов ( бег 60м.,подтягивание из виса на высокой
перекладине или подтягивание из виса лежа на низкой перекладине, или
сгибание и разгибание рук в упоре лежа на полу; наклон вперед из
положения стоя с прямыми ногами на полу, прыжок в длину с места или с
разбега; бег на1,5 км или на 2 км, метание мяча весом 150г )
Для определения уровня общей физической подготовленности, а также
еѐ
динамики
в
ходе
основного
педагогического
эксперимента,
использовались задания, которые включали развитие и совершенствование
специфических умений и навыков для сдачи видов испытаний комплекса
ГТО. Для этого подбирались различные подготовительные упражнения.
Упражнения должны способствовать формированию и развитию
физических качеств, которые повышают уровень готовности к сдаче норм
комплекса ГТО по отдельным видам тестирования, которые вызвали
затруднение у школьников.
В ходе основного педагогического эксперимента, для получения более
точных данных, указывающих на изменения уровня общей физической
подготовленности , в начале и в конце основного эксперимента оценивались
результаты сдачи комплекса норм ГТО.
Основой для подбора заданий и тестирующих упражнений послужили
материалы специальной научно-методической литературы [1,2,3].
В качестве показателей физической подготовленности послужили
результаты выполнения следующих заданий:
- тест «бег на 60 м(сек)»;
- тест «бег на 1,5-2км(мин)»
- тест «прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)»,
- тест «подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)»
-тест «метание мяча весом 150г.(м)»,
24
-тест «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу»,
-тест «сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)».
Упражнения
выполнялись
в
соответствии
с
действующими
рекомендациями к выполнению норм ГТО; Надѐжность и информативность
тестовых
заданий
проверялась
в
соответствие
с
рекомендациями,
предложенными в специальной литературе [9].
Педагогический
эксперимент
представился
своеобразным
комплексом методов исследования, который позволил обеспечить научнообъективную проверку правильности обоснованной в начале исследования
гипотезы и оценки эффективности учебного процесса. Эксперимент был
педагогическим, поскольку реализация его основных задач была достигнута с
помощью методов, средств и способов, используемых в педагогической
науке и практике.
В ходе основного эксперимента для оценки уровня развития общей
физической подготовленности использовался анализ тестовых заданий 3-4
ступеней, состоящей из следующих этапов:
- тест «бег на 60 м(сек)»;
- тест «бег на 1,5-2км(мин)»
- тест «прыжок в длину с места толчком двумя ногами (см)»,
- тест «подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)»
-тест «метание мяча весом 150г.(м)»,
-тест «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу»,
-тест «сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)».
В качестве исследуемого показателя использовались результаты
выполненные по следующим видам: «наклон вперед из положения стоя с
прямыми ногами на полу» , «прыжок в длину с места толчком двумя ногами
(см)»,
«подтягивание из виса на высокой перекладине (кол-во раз)» ,
«сгибание разгибание рук в упоре лежа на полу (кол-во раз)».
25
В ходе педагогического эксперимента, испытуемые обеих групп
принимали участие в сдаче норм комплекса ГТО (3-4 ступень).
Педагогическое
наблюдение
использовалось
для
выявления
структуры двигательных действий. Наблюдение осуществлялось в ходе
учебных занятий, а также в ходе сдачи норм ГТО. С помощью данного
метода определялось содержание и количество двигательных действий, а
также
основные
мышечные
группы,
обеспечивающие
выполнение
соревновательных действий .
Методы
математической
статистики:
Для
определения
достоверных различий между показателями в начале и в конце
педагогического эксперимента использовался метод математического
анализа от процентного соотношения.
Все расчеты производились на компьютере с использованием
программы электронных таблиц Excel 2007, предназначенной для
оформления различного рода документов, подразумевающих проведение
вычислений.
26
ГЛАВА III. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
НАБЛЮДЕНИЙ
3.1 Экспериментальная методика развития общей физической
подготовленности школьников в рамках комплекса ГТО
Наряду с обязательным базовым компонентом современные школьные
программы по физической культуре предусматривают включение в
образовательный процесс обучение дополнительным видам спорта через
вариативную часть, что составляет основу государственного стандарта
общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры. Педагог
использует вариативную часть исходя из конкретных региональных
особенностей работы образовательного учреждения. Являясь дополнением
базовой части, вариативная способствует расширению интереса к занятиям
физической культуры и планируется с учетом индивидуальных способностей
детей. Следовательно, разнообразное планирование вариативной части
позволяет добиваться более продуктивного обучения предмету.
Комплекс «ГТО на уроках физической культуры» предлагает материал
для часов вариативной части на уроках физической культуры для изучения
дисциплины «ВФСК ГТО». Данное направление не включено в базовую
часть ни одной из программ по физической культуре.
Цель
–
развитие
общей
физической
подготовки
школьников
посредством испытаний комплекса ГТО, на уроках физической культуры.
Задачи:
- воспитывать познавательный интерес к занятиям физической
культуры;
- внедрение комплекса ГТО в систему физического воспитания
школьников;
27
- повышение эффективности использования возможностей физической
культуры и спорта в укреплении здоровья, гармоничном и всестороннем
развитии личности, воспитании патриотизма и гражданственности;
- создание положительного отношения школьников к комплексу ГТО,
мотивирование к участию в спортивно-оздоровительной деятельности
умений
-формирование
максимально
проявлять
физические
способности при выполнении видов испытаний (тестов) комплекса ГТО
двигательного
-обогащение
опыта
учащихся
физическими
упражнениями с обще развивающей и прикладной направленностью,
техническими действиями видов испытаний (тестов) комплекса ГТО
При планировании методики развития общей физической подготовки в
рамках ГТО была разработана методика, учитывающая, воздействие на те
физические качества школьников, которые в ходе предварительного
тестирования составили самый маленький процент сдачи на знак отличия , а
именно: прыжки в длину, наклон, подтягивание и сгибание разгибание рук.
Содержание экспериментальной методики на 1,4,7м уроках.
Средства
1
Дозировка
ОМУ
Упражнения на гибкость:
Следить за положением
1) Садимся на пол. Ноги
туловища, чтобы оно
следует согнуть в коленных
суставах.
Тело
15раз
немного
бедер. Упражнения
опускаем вниз так, чтобы оно
касалось
бѐдер.
выполняем без рывков.
Руками
берѐмся за пятки. Стараемся
выпрямить ноги, и туловище
не должно отрываться от
бѐдер.
После
возвращаемся
выполнения
в
не отрывалось от
начальное
положение.
28
2) Следует лечь на спину.
Руки
Ноги не сгибать в
расположить
10раз
коленях, опускаем за
параллельно туловищу. Ноги
голову медленно.
надо сначала поднять вверх,
Следить за дыханием.
и
затем
голову.
опустить
При
их
этом
за
носки
касаются пола. Ноги держим
ровными,
руки
Работает
лучше
отдел
прижать к полу.
конечности широко разводим
в
стороны.
Чтобы
15раз
было
Вытягиваем
перед
8-10раз
максимально
Если
Если вы руки держите
головой,
при
можете
Стараться не сгибать
собой. Выравниваем спину и
вперѐд.
вперѐд.
пол.
ноги
наклоняемся
наклоняться
касаться пола локтем.
стороны.
на
должна
наклонах
голову. Делаем наклоны в обе
Садимся
не
за
удобно, руки располагаем за
4)
позвоночника.
Спина
3) Садимся на пол. Нижние
поясничный
ровной.
возьмитесь руками за стопы и
полежите в таком положении
секунд.
следует
вернуться
В
момент
наклона держите спину
можете,
несколько
ноги.
Затем
в
изначальную позу.
5) Становимся прямо. Ноги
29
располагаем на ширине плеч.
Опускаем
туловище
15раз
вниз.
выполнять упражнение
Одну руку поднимаем вверх,
необходимо в среднем
другая
темпе
находится
Выполняем
которое
внизу.
движение,
без
резких
рывков.
называется
мельница. Одна рука касается
внутренней
голеностопного
части
сустава,
другая – находится вверху.
Затем меняем руки.
2
Скоростно-силовые:
1) Прыжки через небольшие
3раза
горизонтальные препятствия
Обеспечить
отталкиваясь одной ногой с
безопасность
приземлением на две ноги.
приземления
Прыжки через препятствия
высотой 25—30 м,
установленных на расстоянии
1 м от места толчка с разбега
5—7—9 беговых шагов
2) Прыжки в приседе. Можно
Спина
10раз
выполнять в парах – спиной
друг к другу, руки сцеплены
не
прямая.Колени
выходят
за
проекцию носков.
в локтях. Передвижение в
стороны, вперед-назад.
3) Прыжки через
Обеспечить безопасное
5 раз
гимнастическую
скамейку(подушка, книжки)
30
приземление
на одной или двух ногах;
4) Прыжки
расстоянии
по
кочка
1м30см
Поверхность на
на
8 раз
с
приземляются, не
увеличением расстояния;
3
которую
должна скользить
Силовые упражнения:
1) Лежа на гимнастической
Туловище
скамейке на животе, хват
8раз
руками за края скамейки.
прямое,
подтягивать
себя,
только при помощи рук
Перемещение с помощью рук
2) Лежа на животе на
Угол наклона
наклонно установленной
8-10раз
гимнастической скамейке
постепенно
увеличивать.
(45—600 ). Лазанье с
помощью рук и ног.
3) Лежа на гимнастическом
5 раз
Подтягивать
себя
мате на спине, хват руками за
только руками, ногами
канат. Перехватывая за канат
не помогать
поочередно левой и правой
рукой, переход в вис стоя
Как видим из представленной таблицы на первом, четвертом и седьмом
уроках, основное внимание уделяется таким физическим качествам как:
силовым, скоростно-силовым и гибкости.
31
Содержание экспериментальной методики на 1,4,7м уроках.
Средства
1
Дозировка
ОМУ
Упражнения на развитие
скорости:
1) пробегание отрезков 40-
3раза
Следить за правильным
50м.
движением
2) пробегание отрезков 30-
работать максимальной
40м с высокого или низкого
5раз
рук,
скорости
старта;
3) бег с высоким
подниманием бедра;
Спина прямая, работать
30м.*3 раза
4) бег с преодолением
максимальной
частотой
сопротивления партнера «в
2мин
упряжке»
2
с
Партнер
держит
впереди за плечи
скоростно-силовые:
1Прыжки вверх и вниз по
Следить
лестнице на одной и двух
2мин
ногах;
за
спиной,
прямой
помогать
махом рук
2) Запрыгивание на
1мин
Обеспечить безопасное
возвышенность и
приземление
,
не
спрыгивание на пол;
заваливаться
вперед,
помогать махом рук
3) Прыжки с подтягиванием
коленей к животу
10м*3
раза
Выполнять
без
остановок, вперед не
заваливаться
3)
Силовые:
1) Вис смешанный на
Обеспечить страховку,
гимнастическом бревне
особое
32
внимание
(занимающийся кроме рук
4раза
удерживается за снаряд
уделить страховке под
бревном
ногами). Передвижение в
висе под бревном с помощью
ног и прямых рук.
2) Подтягивание в висе лежа.
2 раза по
максимальному Хват
в
замок,
без
количеству
рывков,
подтягиваний
одновременно две руки
3) Передвижение в висе на
подтягивать
Следить чтобы ноги не
гимнастической стенке влево-
3раза
вправо с помощью прямых
помогали и не касались
пола
рук раскачиванием тела в
стороны.
4) Вис стоя, хват снизу за
Постепенно на уроках
гриф Средней перекладины,
установленной на уровне
головы, Подтягивание из виса
стоя.
2раза по
высоту
перекладины
максимальному увеличивать.
количеству
подтягиваний
В представленной таблице на втором, пятом и восьмом уроках,
основное внимание уделяется таким физическим качествам как: скоростным,
скоростно-силовым и силовым.
Содержание экспериментальной методики на 3,6,9м уроках
Средства
1)
Дозировка
Скоростно-силовые:
1) Бег с высоким
подниманием бедра в яме с
15-30 м.
песком на месте и с
незначительным
33
ОМУ
продвижением вперед в
различном темпе - 15-30 м.
2) Прыжки на двух ногах с
10-15 прыжков
небольшим наклоном вперед
4 раза
Так же можно
3) Выпрыгивание из
8-15 прыжков
глубокого приседа
выполнять упражнение
с продвижением вперед
«Лягушка»,
выпрыгивания
выполняются без
остановок
4) Выпрыгивания одной
10-15 раз
ногой с места, доставая
высоко расположенные
предметы рукой, головой,
плечом
2
Выносливость:
бег 1км с переменным
ускорением : 300 метров в
3
четырехтактное
1км
дыхание: на каждые 2
обычном темпе, затем 50 - с
беговых шага - 1 вдох,
ускорением. И так - весь
на следующие 2 шага -
маршрут
выдох.
Гибкость:
1)И.п- Лежа на спине, ноги
Упражнение выполнять
вытянуты
2мин
1-2-3Поднять левую ногу
плавно,
без
резких
движений и рывков
вверх и обхватить ее левой
рукой ниже колена, а правой
- немного выше. Начать
34
медленно тянуть ногу к
голове.
4-и.п.
затем поменять ноги и
повторить это упражнение.
2) И.п.- сед ноги врозь, руки
3-6 раз
вверх.
Ноги
в
коленях
не
сгибать
1 - наклон вперед, коснуться
руками стопы,
2-3 - удержать положение,
4 - и.п.
3) И.п.- стойка ноги врозь,
руки на поясе.
1- наклон туловища к правой
3-6 раз
При
наклонах
ноге,
достать пола ладонями,
2- наклон туловища вперед,
ноги
3 – наклон туловища к левой
сгибать.
в
коленях
не
ноге,
4 - и.п.
При подборе упражнений в комплексе, также учитывалась
возможность выполнять их в домашних условиях.
Данные задания выбраны неслучайно, так как именно на них у
школьников чаще всего возникают сложности. И именно тесты на гибкость
и прыжок школьники выполняют хуже всего.
Педагогический
эксперимент
проводился
в
вариативной
части
урока,(2-3 четверти), с учѐтом подготовленности и возрастных особенностей
учащихся, учитывая количество часов, предусмотренных вариативной
частью комплексной программы физического воспитания (В.И. Лях, А.А.
35
Зданевич). Работа по общей физической подготовке в рамках комплекса ГТО
на уроках осуществлялась учителем физической культуры.
Планируемый результат:
После реализации методики, у учащихся должен повыситься процент
сдачи норм ГТО на значок.
3.2 Диагностика уровня общей физической подготовки
школьников 3-4 ступенях комплекса ГТО до и после эксперимента.
Основной целью работы явилось экспериментальное обоснование
разработанной методики повышения уровня общей физической подготовки
школьников, в рамках комплекса ГТО. Для этого все желающие сдать
нормативы, учащиеся 5-6 классов, не имеющие медицинских отклонений,
входящие в основную группу здоровья прошли начальное тестирования для
формирования экспериментальной группы в школе.
Целю данного тестирования был отбор детей в группу, имеющие
проблемы более чем по одному нормативv, из предложенных норм
комплекса ГТО. Результаты брались из таблицы ГТО по 3 и 4 ступени на
бронзовый знак отличия. (Приложение №2).
В начале эксперимента учащимся было предложено выполнить
тестирование по выполнению нормативов комплекса ГТО.
Отдельно фиксировались учащиеся демонстрировавшие
высокие
результаты по всем испытаниям. Данные учащиеся не включались в
экспериментальную группу.
По завершению тестирования были отобраны учащиеся примерно с
одинаковой физической подготовленностью в количестве по 21 человека.
Количество мальчиков и девочек не учитывалось.
В ходе первичного анализа были обнаружены задания, с которыми
учащиеся группы справились успешно, и те на которых возникли сложности.
Таблица 1.
36
Показатели общей физической подготовки школьников
в начале педагогического эксперимента
на бронзовый знак отличия
Таблица №1
Количество (%)
сдавших на
Контрольные упражнения
серебряный знак
отличия
13чел.61,9 %
1
«бег на 60 м(сек)»
2
Мальчики - «подтягивание из виса
на высокой перекладине (кол-во
раз)»
4чел.33,3%
3
Девочки «сгибание разгибание рук
в упоре лежа на полу (кол-во раз)».
2чел.22,2%
4
«поднимание туловища из
положения лежа на спине (кол-во
раз 1 мин.)»
12чел.57.1%
5
наклон вперед из положения стоя с
прямыми ногами на полу»,
6чел.28,5%
6
«прыжок в длину с места толчком
двумя ногами (см)»
4чел.19,04%
7
Бег на 1,5 км (мин,сек.)
10чел.47,6%
8
Метание мяча весом 150г (м)
15чел.71,4%
Как видно из таблицы, наиболее успешно были выполнены нормативы
по бегу на 60м., где 61,9% учащиеся смогли выполнить норматив, поднимание
туловища из положения лежа на спине –57,1%, бег на 1,5км 47,6-% и метание
мяча весом 150г 71,4%.
37
Менее успешно были результаты в заданиях на силу (подтягивание
юноши, отжимание девушки), гибкость (наклон) и координацию (прыжок в
длину), где в среднем только каждый четвертый смог выполнить норматив .
Следовательно, экспериментальная методика должна учитывать:
гендерные различия учащихся, возрастные, индивидуальные особенности
физического развития и специфические.
3.3 Влияние экспериментальной методики на общую физическую
подготовку.
После проведения основного эксперимента, направленного на развитие
общей физической подготовленности школьников, внедрения в вариативной
части
урока
методики
«Рационального
использования
специального
комплекса», который включал в себя точечные комплексные задания и
упражнения, формирующие слабые стороны физического развития с учетом
индивидуальных особенностей школьников.
Было проведено повторное
исследование в рамках официальной сдачи школьниками комплекса ГТО.
Тестирования проходило в три этапа, согласно графику сдачи
нормативов для 3-4 ступени, в конце февраля первый этап (два обязательных
вида «Подтягивание на высокой перекладине» мальчики и «Сгибание
разгибание рук» девочки ,«Наклон»).
Подтягивание из виса на высокой перекладине выполнялось из
исходного положения: вис хватом сверху, кисти рук на ширине плеч, руки,
туловище и ноги выпрямлены, ноги не касаются пола, ступни вместе.
Участник подтягивались так, чтобы подбородок пересек верхнюю
линию грифа перекладины, затем опускался в вис и, фиксировал на 0,5
секунд
исходное
положение,
продолжал
выполнение
упражнения.
Засчитывалось количество правильно выполненных подтягиваний.
38
Ошибки:
1) подтягивание рывками или с махами ног (туловища);
2) подбородок не поднялся выше грифа перекладины;
3) отсутствие фиксации на 0,5 секунд исходного положения;
4) разновременное сгибание рук
Тестирование сгибания и разгибания рук в упоре лежа на полу,
проводилось с применением «контактной платформы. Сгибание и разгибание
рук в упоре лежа на полу, выполнялось из исходного положения: упор лежа
на полу, руки на ширине плеч, кисти вперед, локти разведены не более чем
на 45 градусов, плечи, туловище и ноги составляют прямую линию. Стопы
упираются в пол без опоры.
Сгибая руки, необходимо коснуться грудью «контактной платформы»
высотой 5 см, затем, разгибая руки, вернуться в исходное положение и,
зафиксировав его на 0,5 секунд, продолжить выполнение тестирования.
Засчитывалось количество правильно выполненных сгибаний и
разгибаний рук.
Ошибки:
1) касание пола коленями, бедрами, тазом;
2) нарушение прямой линии «плечи - туловище – ноги»;
3) отсутствие фиксации на 0,5 секунд исходного положения;
4) поочередное разгибание рук;
5) отсутствие касания грудью пола (платформы);
6) разведение локтей относительно туловища более чем на 45 градусов
Наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами выполнялся из
исходного положения: стоя на полу ,ноги выпрямлены в коленях, ступни ног
расположены параллельно на ширине 10 - 15 см.
При выполнении испытания (теста) на полу участник по команде
выполнял два предварительных наклона. При третьем наклоне касался пола
пальцами или ладонями двух рук и фиксировался результат в течение 2
39
секунд. Уровень гибкости измерялся по таким критериям как: достал пола
пальцами- бронзовый, серебряный знак, достал пола ладонями- золотой
значок. Также учитывались такие ошибки как:
1) сгибание ног в коленях;
2) фиксация результата пальцами одной руки;
3) отсутствие фиксации результата в течение 2 секунд
В начале марта второй этап (Пресс и прыжок в длину).
Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполнялся в
соответствующем секторе для прыжков. Место отталкивания обеспечивало
хорошее сцепление с обувью. Участник принимали исходное положение:
ноги на ширине плеч, ступни параллельно, носки ног перед линией
измерения.
Одновременным толчком двух ног выполнялся прыжок вперед. Мах
руками разрешен.
Измерение производилось по перпендикулярной прямой от линии
измерения до ближайшего следа, оставленного любой частью тела участника.
Участнику предоставлялось три попытки. В зачет шел лучший результат.
Ошибки, которые учитывались при выполнении прыжка:
1) заступ за линию измерения или касание ее;
2) выполнение отталкивания с предварительного подскока;
3) отталкивание ногами разновременно.
Третий этап проходил в апреле (Бег 60м., бег 1,5 км., метание мяча
150г(м)).
Для объективного оценивания сдачи норм ГТО, была подана заявка в
Муниципальный
центр
тестирования
ФВСК
ГТО,
с
привлечением
аккредитованных, не зависимых специалистов.
Все испытания во время исследования проходили на одном месте.
Участники выполняли одни и те же тесты, в одних и тех же условиях, в одно
40
и то же время. Результаты испытаний итогового тестирования представлены
в таблице №2
Анализ результатов предварительного
и итогового тестирования
Таблица №2
Контрольные упражнения
«Бег 60м» (с)
2
«Прыжки в длину» (см)
«сгибание
разгибание
туловища» (см)
«Подтягивание»
4
(кол-во раз
4
5
6
7
8
за 1 мин.)
«Наклон»(см)
«Сгибание
разгибание
рук»(кол.раз)
«Бег на 1,5 км»(мин,сек.)
«Метание
весом 150г» (м)
Тестирование
После
эксперимента
эксперимента
М±m
М±m
t
р
9.9±0,18
6.5
<0,05
160,07±0.65
250,49±0.73
6,5
<0,05
27,30±1,71
34,05±1,62
5,1
<0,05
5±0,80
2.7
<0,05
4,05±1.25
7.1±1.78
9.6
<0,05
20,30±1,24
22,04±1,24
4.62
<0.05
8.00±0.80
7.40±1.05
3.25
<0.05
29±1.78
2.40
<0.05
11,05±0,17
1
3
До
мяча
3±0,57
25±1,25
школьников
показало
значительное
улучшение
результатов после проведения основного эксперимента .Это хорошо видно по
41
обобщѐнным результатам выполнения заданий в начале и в конце
эксперимента.
Из приведѐнных в таблице данных видно, что в конце основного
эксперимента показатели гибкости и прыжка в длину при выполнении
заданий, были достоверно лучше (P<0,05).
Как показывают результаты среднегрупповой показатель в тесте № 2
«Прыжок в длину» составил 250см. В упражнении №5 «Наклон» результат
учащихся +7,1см .
Результативность участников эксперимента при выполнении
испытаний комплекса ГТО
на бронзовый знак отличия
Таблица №4
Количество (%) сдавших на серебряный
знак отличия
Контрольные упражнения
До эксперимента
После
эксперимента
13чел.61,9 %
19чел.90,4 %
2
Мальчики - «подтягивание из виса
на высокой перекладине (кол-во
раз)»
4чел.33,3%
7 чел.58,3%
3
Девочки «сгибание разгибание рук
в упоре лежа на полу (кол-во раз)».
2чел.22,2%
7чел.77,7 %
4
«поднимание туловища из
положения лежа на спине (кол-во
раз 1 мин.)»
12чел.57.1%
15чел.71,4%
5
наклон вперед из положения стоя с
прямыми ногами на полу»,
6чел.28,5%
15чел.71,4%
6
«прыжок в длину с места толчком
двумя ногами (см)»
4чел.19,04%
12чел.57,1%
7
Бег на 1,5 км (мин,сек.)
10чел.47,6%
13чел.61,9%
8
Метание мяча весом 150г (м)
15чел.71,4%
14чел.66,6%
1
«бег на 60 м(сек)»
42
В тесте
«прыжок в длину
с места толчком двумя ногами» по
отношению к результатам «до эксперимента» улучшение составило 38,06%.
соответственно.Рис.1
60%
50%
40%
в начале эксперемента
30%
в конце эксперимента
20%
10%
0%
Рис.1. Изменение результатов «прыжок в длину с места толчком двумя
ногами (см)»
Этому способствовало частичное включение в педагогический процесс,
новых упражнений на развитие прыгучести, которые и позволили участникам
экспериментальной группы показать более высокие результаты уже за пол
года обучения.
В тесте «наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на полу»,
также произошли существенные изменения показателей,
составило 42,9%.
43
улучшение
80%
60%
в начале эксперимента
40%
в конце эксперимента
20%
0%
Рис. 2. Изменения результатов «наклон вперед из положения стоя с
прямыми ногами на полу»
В тестах на «подтягивание из виса на высокой перекладине» и «сгибание
разгибание рук в упоре лежа на полу» также можно наблюдать прогрессию в
сдаче нормативов.
В «Подтягивание» у экспериментальной группы результаты улучшились
на 25% Рис.3 . В Тесте «Сгибание и разгибание рук» у экспериментальной
группы улучшение повысилось на55,5% Рис.4.
60%
50%
40%
30%
в начале эксперимента
20%
в конце эксперимента
10%
0%
Рис.3. Изменение результатов «подтягивание из виса на высокой
перекладине».
44
80%
70%
60%
50%
40%
в начале эксперимента
30%
в конце эксперимента
20%
10%
0%
Рис.4. Изменение результатов «сгибание разгибание рук в упоре лежа на
полу».
Что касается общепринятой методики подготовки к сдачи норм ГТО,
которую использовали в контрольной группе, то наблюдение показало, что
методика подготовки позволяет улучшить результат школьника за период
занятий на заданиях «Прыжок в длину» , «Наклон», «Подтягивание» и
«Сгибание и разгибание рук», но не столько за счет специальной
технических подготовки, как за счет накопления двигательного опыта.
Проверкой общей физической подготовленности школьника является
сдача комплекса норм ГТО.
Школьники регулярно принимают участие в сдаче комплекса норм
ГТО.
Участники
экспериментальной
группы
показали
хорошие
результаты, которые подтвердили эффективность методики.
В таблице №4 приведены спортивные результаты, показанные
участниками групп на сдаче тестирований комплекса ГТО в 2017 г
45
Опытно - экспериментальная проверка показала, что применение в
экспериментальной
группе
методики
«Рационального
распределения
вариативной части урока для подготовки к сдачи норм ГТО», в основу
которой вошли различные силовые, упражнения, упражнения на гибкость и
на развития скоростно-силовых качеств, так же упражнения с предметами,
которые способствуют улучшению результата школьников.
46
ВЫВОДЫ
По
окончанию
эксперимента
применения
нашей
методики
«Рационального распределения вариативной части урока для подготовки к
сдачи норм ГТО», мы можем сделать следующие выводы:
1.В
научно-методической
самосовершенствование
литературе
физических
ставится
способностей
акцент
школьников
на
под
руководством учителя на уроках физической культуры с закреплением во
внеурочной деятельности. Согласно этим рекомендациям наша методика
предполагает вариативную часть урока .
2.В вариативной части урока совершенствовали общую физическую
подготовленность учащихся через индивидуальные комплексы упражнений с
учетом тех физических качеств которые при сдаче норм комплекса ГТО
вызывали наибольшие затруднения.
3.Данный подход к организации педагогического процесса подтвердил
эффективность методики «Рационального распределения вариативной части
урока для подготовки к сдачи норм ГТО»,
которая способствовала
качественным и количественным показателям результативности выполнения
ном ГТО у школьников.
47
Список используемой литературы:
1.Бальсевич В.К. Природные и социальные ресурсы развития двигательного
потенциала /В.К. Бальсевич. М.: РГУФКСМиТ, 2012. 35 с. (избранные
лекции университета).
2. Внеурочная деятельность. Подготовка к сдаче комплекса ГТО: учеб.
Пособие для общеобразоват. организаций / В. С. Кузнецов, Г. А.
Колодницкий. – М.: Просвящение, 2016. – 128 с.
3.Горбунов В.В., Муравьѐв В.А. Здоровье народа - богатство страны. - М.:
Физкультура и спорт, 1981.
4. Гурский, А.В. Возвращение ГТО // Физическая культура: воспитание,
образование, тренировка. – 2015. - №4. – С. 79.
5. Ефремова, Е.В. Нормативы на выносливость в комплексе ГТо и их
выполнение учащимися 5 – 6 классов // Физическая культура в школе. 2015.
№ 6. С. 19.
6.Жохов В.С. Предшественники комплекса ГТО / В. С. Жохов // Физическая
культура в школе.-2014.-№ 7. - С. 53-57
7. Зайцева В.В. Методология индивидуального подхода в оздоровительной
физической культуре на основе современных информационных технологий:
автореф. дис. …д-ра пед. наук. М., 1995. 47 c.
8.Зубовский В.Г. Индивидуальный подход через проектную деятельность.
Журнал «Физическая культура в школе» №6, 2008., стр. 37
9. Инструкция по организации ГТО для учителя физической культуры. –
(http://gigabaza.ru).
10. Коган, О.С. Некоторые медико-биологические аспекты перехода к сдаче
норм
ГТО
в
общеобразовательных
школах
//Физическая
культура:
воспитание, образование, тренировка. – 2015. - № 1. – С. 11 – 12.
11.Колодницкий Г. А. , Кузнецов В. С. , Маслов М. В. Внеурочная
деятельность учащихся. Лѐгкая атлетика. - М.: Просвещение, 2011. (серия
«Работаем по новым стандартам»).
48
12.Комплекс ГТО в XXI веке. Оценка физической подготовленности
учащихся по результатам выполнения нормативов комплекса "Готов к труду
и защите отечества" в 2008-2010гг./В. А. Кабачков [и др.]. //Вестник
спортивной науки.-2010.-№ 2. - С. 47-50.
13. Кочетков Владимир Нужно подготовиться // Физкультура и спорт. 2015.
№2. С. 10 – 12.
14.Кузнецов В. С., Колодницкий Т.А. , Маслов М. В. Внеурочная
деятельность учащихся. Совершенствование видов двигательных действий в
физ. культуре. ФГОС. - М.: Просвещение, 2014. (серия «Работаем по новым
стандартам»).
15. Методика обучения географии в общеобразовательных учреждениях:
учебное пособие для студентов вузов / Душина И.В., Пятунин В.Б., Летягин
А.А. и др.; под ред. И.В. Душиной. – М.: Дрофа, 2007.
16.Методика преподавания физической культуры, Л.Д. Глазырина, Т.А.
Лопатик, Москва 2004 год.
17. Методические рекомендации по организации проведения испытаний
(тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс
«Готов
к
труду
и
обороне»
(ГТО),
одобренные
на
заседании
Координационной комиссии Министерства спорта Российской Федерации по
введению
и
реализации
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) протоколом № 1 от 23.07.2014
пункт II/1.
18. «Об утверждении государственных требований к уровню физической
подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)».
Приказ Министерства спорта Российской Федерации от 08.07.2014 № 575
19. «Об утверждении государственных требований к уровню физической
подготовленности населения при выполнении нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса « (ГТО)». ПРИКАЗ « 1 6 » ноября 2015
49
г . № 1045 О внесении изменений в приказ Министерства спорта Российской
Федерации от 08.07.2014 № 575
20. Положение о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе
"Готов к труду и обороне" (ГТО) от 11 июня 2014 г. № 540
21. Положение о ВФСК «Горжусь тобой, Отечество (ГТО)» - Москва, 2013.(http://www.minsport.gov.ru).
22. Спирин В.К. Методика подготовки школьников к сдаче нормативов
комплекса ГТО // Физическая культура в школе. 2015. № 6. С. 24–27.
23.Табаков
А.И.
К
функционирования
вопросу
системы
о
необходимости
физического
совершенствования
воспитания
школьников
в
современных условиях/А. И. Табаков, Л. С. Дормидонтова // Роль местного
самоуправления в развитии физической культуры и спорта: материалы V
науч.
практ.
конф.
в
рамках
Всесоюз.
форума
"Роль
местного
самоуправления в развитии физической культуры и спорта", 29 мая 2014 г., г.
Омск / СибГУФК. - Омск, 2014.-С. 256-257.
24. Указ Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 "О
Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и
обороне" (ГТО)"
25. Урок по подготовке к сдаче нормативов ГТО Чебуков И. А. –
(http://nsportal.ru)
26.Физкультура И.И. Должиков, Москва 2004 год;
27.Физическое
выполнению
состояние
нормативов
и
готовность
Всероссийского
студенческой
молодежи
к
физкультурно-спортивного
комплекса ГТО 2014 года/Е. И. Перова [и др.] //Вестник спортивной науки.2014.-№ 2. - С. 55-60.
50
Приложение №1
ПОЛОЖЕНИЕ
О ВСЕРОССИЙСКОМ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМ
КОМПЛЕКСЕ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» (ГТО)
1) Общие положения
1. Настоящее Положение определяет структуру, содержание и
организацию работы по введению и дальнейшей реализации Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) –
программной и нормативной основы системы физического воспитания
различных групп населения Российской Федерации.
2. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду
и обороне» (ГТО) устанавливает государственные требования к физической
подготовленности граждан Российской Федерации, включающие виды
испытаний (тесты) и нормы, перечень знаний, умений и навыков ведения
здорового образа жизни для различных категорий населения.
3. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду
и
обороне»
(ГТО)
предусматривает
подготовку
к
выполнению
и
непосредственное выполнение населением различных возрастных групп (от 6
до 70 лет и старше) установленных нормативных требований по трем
уровням трудности, соответствующим золотому, серебряному и бронзовому
знакам отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО).
51
2) Цель и задачи Всероссийского физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
4. Целью Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов
к
труду
и
обороне»
(ГТО)
является:
повышение
эффективности
использования возможностей физической культуры и спорта в укреплении
здоровья, гармоничном и всестороннем развитии личности, воспитании
патриотизма и обеспечение преемственности в осуществлении физического
воспитания населения.
5.
Задачи
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса
«Готов к труду и обороне» (ГТО):
а)
увеличение
числа
граждан,
систематически
занимающихся
физической культурой и спортом в Российской Федерации;
б)
повышение
уровня
физической
подготовленности,
продолжительности жизни граждан страны;
в)
формирование
у
населения
осознанных
потребностей
в
систематических занятиях физической культурой и спортом, физическом
самосовершенствовании, ведении здорового образа жизни;
г) повышение общего уровня знаний населения о средствах, методах и
формах
организации
самостоятельных
занятий,
в
том
числе
с
использованием современных информационных технологий;
д) модернизация системы физического воспитания и системы развития
массового, детско-юношеского, школьного и студенческого спорта в
образовательных организациях, в том числе путем увеличения количества
спортивных клубов.
52
3)
Организация
работы
по
реализации
Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
6.
К
выполнению
нормативов
Всероссийского
физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) допускаются лица,
относящиеся к различным группам здоровья, систематически занимающиеся
физической культурой и спортом, в том числе самостоятельно, на основании
результатов диспансеризации или медицинского осмотра. Перечень видов
испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО), и порядок оценки выполнения
нормативов
лицами,
отнесенными
по
состоянию
здоровья
к
подготовительной или специальной медицинским группам, утверждаются
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке
государственной
политики
и
нормативно-правовому
регулированию в сфере здравоохранения.
7. Субъекты Российской Федерации вправе по своему усмотрению
дополнительно включить во Всероссийский физкультурно-спортивный
комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) на региональном уровне два вида
испытаний (тестов), в том числе по национальным, а также наиболее
популярным в молодежной среде видам спорта.
8.
Значения
уровней
трудности
Всероссийского
физкультурно-
спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) учитываются
федеральными
примерными
государственными
основными
образовательными
образовательными
программами
стандартами,
в
области
физической культуры и спорта при определении оценки освоения
обучающимися образовательных программ в области физической культуры и
спорта.
53
9. Поступающие на обучение по образовательным программам
высшего образования вправе представлять сведения о своих индивидуальных
достижениях по физической культуре и спорту, наличии знаков отличия
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО), которые учитываются образовательными организациями
при приеме в соответствии с Порядком приема граждан на обучение по
программам
бакалавриата,
программам
специалитета
и
программам
магистратуры.
10.
Студентам,
обучающимся
в
образовательных
организациях
высшего образования и имеющим золотой знак отличия Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО),
предоставляется возможность установления повышенной государственной
академической стипендии и других мер поощрения в порядке, установленном
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
выработке
государственной
политики
и
нормативно-правовому
регулированию в сфере образования.
11. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду
и
обороне»
(ГТО)
предусматривает
подготовку
к
выполнению
и
непосредственное выполнение установленных нормативов и требований
населением
различных
возрастных
групп
в
рамках
мероприятий
международного движения «Спорт для всех», а также интеграцию
мероприятий Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО) в календарь спортивных и общественно важных
мероприятий
международного
движения
«Спорт
для
всех»
на
муниципальном, региональном и федеральном уровнях.
12. Лица, осуществляющие трудовую деятельность, ведут подготовку к
выполнению,
а
также
непосредственное
54
выполнение
нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне»
(ГТО)
в
ходе
мероприятий,
проводимых
работодателем.
Работодатель вправе поощрить в установленном порядке лиц, выполнивших
нормативы
и
требования
Всероссийского
физкультурно-спортивного
комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) на соответствующий знак
отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к
труду и обороне» (ГТО).
13. Для выполнения государственных требований по оценке общего
уровня физической подготовленности населения на основании результатов
выполнения установленных нормативов и оценки уровня знаний и умений
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) создаются центры тестирования по выполнению видов
испытаний (тестов), нормативов, требований к оценке уровня знаний и
умений
в области
физической
культуры
и
спорта Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО)
(далее - центры тестирования ГТО). Порядок создания и положение о
центрах
тестирования
исполнительной
власти,
ГТО
утверждается
осуществляющим
федеральным
функции
по
органом
выработке
государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере
физической культуры и спорта.
14. Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и
международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий
Министерства спорта Российской Федерации, Единый календарный план
межрегиональных,
всероссийских
и
международных
физкультурных
мероприятий и спортивных мероприятий органов исполнительной власти
субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта
включают физкультурные и спортивные мероприятия, предусматривающие
55
выполнение видов испытаний (тестов) и нормативов Всероссийского
физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО).
4)
Структура
управления
и
информационное
обеспечение
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО)
15.
Координацию
деятельности
по
организации
и
реализации
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) осуществляет федеральный орган исполнительной власти,
осуществляющий функции по выработке и реализации государственной
политики и нормативно-правовому регулированию в сфере физической
культуры и спорта, а также высшие исполнительные органы государственной
власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.
16.
Информационное
обеспечение
введения
и
реализации
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне»
ГТО
осуществляется
посредством
специально
созданных
автономного интернет-портала и электронной базы данных.
17. Учет данных выполнения видов испытаний (тестов) и нормативов
Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и
обороне» (ГТО) осуществляется посредством специально разработанного в
установленном порядке статистического наблюдения.
56
Приложение №2
3 ступень – Нормативы ГТО для школьников 11-12 лет
*
Для
бесснежных
районов
страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания
(тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость
57
4 ступень – Нормативы ГТО для школьников 13-15 лет
*
Для
бесснежных
районов
страны
** При выполнении нормативов для получения знаков отличия Комплекса обязательны испытания
(тесты) на силу, быстроту, гибкость и выносливость
58
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв