ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВ
ОБУЧЕНИЕ ОСНОВАМ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ
НАТЮРМОРТА С НАТУРЫ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА
Выпускная квалификационная работа
обучающейся по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
профиль Изобразительное искусство и мировая художественная культура
очной формы обучения, группы 02021305
Яценко Татьяны Игоревны
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Стариченко Д.Е.
БЕЛГОРОД 2018
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава I.
2
Теоретические и методические основы обучения
композиционного построения натюрморта.
7
1.1.
Теоретические основы композиции.
7
1.2.
Анализ содержания программ по композиционному
построению натюрморта с натуры.
15
Экспериментальная работа по формированию
навыков по композиционному построению
натюрморта
19
2.1 .
Разработка содержания занятий по
композиционному построению натюрморта.
19
2.2.
Опытно-экспериментальная работа.
34
Глава II.
Глава III. Последовательность создания творческой части
работы
42
3.1.
Создание творческой части вкр
42
3.2.
Этапы работы
43
Заключение
48
Библиографический список
49
Приложения
53
2
ВВЕДЕНИЕ
Художественное
побуждения
детей
образование
к
и
воспитание
неразделимо
художественно-созидательной
деятельности,
от
к
формированию эстетических и в том числе художественных ценностей. По
федеральному
государственному
стандарту
(ФГОС)
современная
общеобразовательная школа должна помочь становлению личности ребенка,
обладающими такими важнейшими качествами, как инициативность,
способность творчески мыслить и находить нестандартные решения, а также
проявлять готовность к самообразованию [40]. В учебном процессе
главенствующее место в формировании таких качеств у школьников
занимает
предмет
всестороннему
изобразительное
развитию
искусство,
личности
который
ребенка.
способствует
Благодаря
изучению
изобразительного искусства у учащихся формируется умение выявлять
характерное,
обобщать
наблюдаемые
ими
явления,
усваивать
художественный навык в виде разных художественных техник и применить
их в собственном творчестве.
В процессе изобразительной деятельности для учащихся создаются
благоприятные
условия
любознательность,
для
формирования
инициативность,
таких
умственная
качеств,
как
активность,
самостоятельность, индивидуальность, например, в выполнении творческой
работы. Для выполнения таких условий преподавателю необходимо
заинтересовать учащихся к самостоятельной художественной деятельности,
убедить
каждого
ребенка
по-новому
посмотреть
на
окружающую
действительность, уловить необычайную суть в обычных предметах.
На занятиях изобразительного искусства перед учащимися в основном
ставится задача передачи изображения реалистических предметов. А чтобы
научиться этому, нужно знать композиционные закономерности, ведь
основой
любого
композиция,
произведения
придающая
композиционного
ему
построения
изобразительного
единство
натюрморта,
и
искусства
цельность.
формируются
является
Посредством
способности
3
познания и изучения действительности, развития композиционно-творческих
способностей, а также, совершенствуются мыслительные операции: анализ,
сравнение,
развитие
воображения,
логического
и
пространственного
мышления.
Но в общеобразовательной школе мало или отсутствуют занятия,
которые нацелены на отработку навыков при изучении композиционного
построения
натюрморта
следовательно,
мы
на
имеем
уроках
изобразительного
противоречие
между
искусства,
потенциальными
возможностями композиции при построении натюрморта и частью данных
уроков, способствующих развитию художественных навыков школьников.
Цель: разработка содержания занятий по изобразительному искусству
для овладения учащимися навыками для композиционного построения
натюрморта;
-
освоение
учениками
основных
законов
композиции
и
художественных средств ее построения;
- развитие умения последовательно работать над произведением от
эскиза до его завершения.
Объект исследования: процесс обучения композиции на уроках
изобразительного искусства.
Предмет
исследования:
развитие
навыков
композиционного
построения натюрморта.
Гипотеза исследования: процесс формирования у учащихся навыков
композиционного построения натюрморта будут эффективными, если:
-
будут
нацеленные
разработаны
на
получение
и
экспериментально
навыков
проведены
композиционного
занятия,
построения
натюрморта.
- в содержание занятий включены разнообразные по степени
сложности задания.
4
Задачи исследования:
-Изучить
композиционные
основы
и
особенности
построения
натюрморта.
- Разработать занятия по композиционному построению натюрморта.
Методологической базой исследования занимались как отечественные
педагоги,
искусствоведы,
О.Л. Голубева,
а
В.В. Корешков,
художники
также
на
В.М. Дубровин,
исследования
А.Ю. Зубко,
К.Т. Даглдиян,
художников-педагогов
С.Н Данилушкина,
А.И. Лобанов,
С.А. Никитенков, И.Н. Сизова, Т.В. Ганова, Е.В. Шорохов, А.С. Пучков.
Рассматривали
уроки
изобразительного
искусства,
дающие
представление о натюрморте направленные на развитие у ребенка
эстетического вкуса В.С. Кузин, Б.Н. Неменский, Т.Я. Шпикалова. В трудах
О.Л. Голубевой,
Г.М. Логвиненко,
А.Н. Куприна,
К.Т. Даглядина.
рассматриваются разнообразные аспекты создания композиции.
Методы исследования:
1.
Анализ методической и научной литературы по проблеме
исследования.
2.
Изучение
передового
педагогического
опыта
в
области
изобразительного искусства.
3.
Педагогическое наблюдение.
4.
Анализ работ учащихся на уроках изобразительно искусства.
База исследования: МБОУ СОШ №49 города Белгород
Практическая значимость:
1.
Описаны
методические
основы
обучения
композиционного
построения натюрморта с натуры.
2.
Методические
и
исследовательские
материалы
могут
представлять интерес для учителей изобразительного искусства.
Этапы исследования:
5
На первом этапе проводились изучение и анализ научной литературы
по проблеме исследования, была обоснована актуальность, сформулирована
гипотеза, выдвинуты задачи, методы исследования.
На втором этапе исследования проводились апробация методических
методов и приемов обучения основам композиционного построения
натюрморта.
На третьем этапе исследования были подведены итоги работы, анализ
эффективности уроков по развитию навыков композиционного построения
натюрморта с натуры.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав,
заключения, библиографического списка, приложения.
6
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ОБУЧЕНИЯ КОМПОЗИЦИОННОГО ПОСТРОЕНИЯ НАТЮРМОРТА
1.1.
Композиция
Теоретические основы композиции
присуща
абсолютно
всем
видам
искусства.
Композиционные основы лежат в основе архитектурных сооружений,
музыкальных и литературных творений, скульптур и картин, театральных
постановок и фильмов. Основы единства либо членения, симметрии и ритма
выражаются в разных видах искусства по-разному. Однако наличие одних и
тех же общих закономерностей дает возможность достигать синтеза
искусств, их органического сочетания, к примеру, в архитектурноскульптурном ансамбле, в театральной постановке, в оформлении интерьера
и т. д. Ярким примером композиционного синтеза является театр, где
совмещаются
драматургия,
профессионализм
актеров
и
режиссера,
декорационная живопись, музыка. От взаимодействия абсолютно всех
слагаемых спектакля зависит влияние его эмоционального влияния в зрителя.
Если говорить об определении понятия «композиция» необходимо
отметить, то что, в разных видах искусства оно содержит собственное
специфическое
содержание
и
разный
уровень
разработанности.
В
изобразительном искусстве определение понятия «композиция» имеет много
неясностей. Существуют разнообразные варианты определения. Все это
потому, что теория композиции с изобразительным искусством находится в
стадии развития. Многие к этой проблеме относятся сомнительно. Как точно
писал знаменитый искусствовед, психолог и живописец Н.Н. Волков «к
сожалению, еще необходимо защищать идею такой теории от софизмов ее
недоброжелателей» [11,52с.]
А теория такая необходима, так как глубоко проблемами композиции в
изобразительном искусстве не занимается ни история искусства, ни
теоритическое, ни искусствоведение. Только лишь теория композиции может
7
исследовать проблемы композиции в изобразительном искусстве, только она
способна установить конкретные термины и определения.
У композиции имеются собственные законы, складывающиеся в ходе
художественной практики и развития теории. Эта тема довольно-таки
непростая и обширная, поэтому здесь пойдет разговор о правилах, приемах и
средствах,
которые
могут
помочь
создать
сюжетную
композицию,
осуществить идею в форму художественного произведения, то есть о
закономерностях
построения
композиции.
Композиция
создается
по
конкретным законам. Еѐ принципы и приемы взаимосвязаны между собой и
функционируют во всех без исключения моментах работы над композицией.
Все нацелено в достижение выразительности и целостности художественного
произведения.
Значимой задачей композиционного построения картины считается
подбор формата холста (его размер и соотношения сторон). Запланированное
изображение хорошо располагается далеко не в каждом размере холста, а
различные фигуры картинной плоскости имеют все шансы придавать
изображаемым предметам разный характер.
В любой картине должен быть композиционный центр, что бы
изображение смотрелось цельно, уравновешенно и правдиво. Центр
композиции, это то, что считается главным и должно быть акцентировано.
Взгляд человека в картине обязан попадать на композиционный центр, а
после уже рассматривать детали (Рис.1).
Композиционный центр зависит от:
1.Своей величины и величины остальных элементов.
2.Положения на плоскости.
3.Формы элемента, которая отличается от формы других элементов.
4.Фактуры элемента, которая отличается от фактуры других элементов.
Художник может выделить главное в картине тоном, цветом. Так же
композиционный
центр
может
достигаться
с
помощью
светотени,
расстоянием между фигурами, цветовыми сопоставлениями. Не стоит
8
забывать, что композиционный центр, может быть, сдвинут для наиболее
точного раскрытия основной идеи произведения (Рис.2).
Рис.1. Алексей Антонов
«Реалистичный натюрморт»
Рис.2. Рембрандт
«Возвращение блудного сына»
Излишнее смещение центрального объекта изображения или всей
группы предметов создает в картине впечатление перегрузки в одной ее
части и пустоты в другой. По этой причине нужно помнить про равновесие в
картине, оно достигается равномерным распределением деталей изображения
в плоскости картины по левую сторону и по правую сторону, вверху и внизу.
Особенно существенную роль имеет правильное распределение массы справа
и слева от вертикальной оси, проходящей через центр полотна. Но
необходимо остерегаться разделения плоскости на две равные части как по
горизонтали, так и по вертикали (Рис. 3). Чтобы уравновесить композицию,
достаточно представить себе точку равновесия в центре нижней части сцены.
Еще один прием - перевернуть всю композицию «вверх ногами» и оценить ее
9
в этом положении. Если баланс сохранится, и композиция не потеряет
устойчивости, элементы расположены правильно.
Рис.3.Не уравновешенный и уравновешенный пейзаж.
Если, в результате равновесия достигается баланс в картине, то
благодаря ритму зритель, верно, акцентирует свое внимание на важных
моментах и настраивается на конкретный лад, чувствует передачу движения,
так как ритм усиливает выразительность изображения. В картинах можно
различать активный, дробный ритм либо плавный, спокойный, медленный.
Ритм можно задать линиями, пятнами света и тени, и, конечно же, пятнами
цвета. В живописи он проявляется в повторении отдельных элементов
изображения: в чередовании масштабных соотношений, в расположении
световых и цветовых пятен, в динамике жестов и движений (Рис.4).
Рис.4. Джорджо Моранди. Натюрморт. 1932г.
10
Так же выразительность изображения усиливает и динамика. Ведь
динамическая
композиция
создает
впечатление
движения.
В
такой
композиции можно все построить на контрастах - контраст форм и размеров,
контраст цвета и силуэтов, контраст тона и фактуры, так же можно нарушить
симметрию, размыть фон, проще сказать сделать все для более яркого
изображения своей идеи. Например, в натюрморте Натальи Михайловой
хорошо видны перечисленные элементы динамики (Рис.5).
Рис. 5. Н. Михайлова «Динамический натюрморт»
Полной противоположностью динамики является статика – покой и
равновесие. Что бы создать такую композицию, можно использовать
симметрично расположенные предметы; цветовое решение построить на
нюансах – сближенные цвета; мягкость в тональном решении; объекты для
статичной композиции выбираются схожими по форме, по массе, по фактуре
(Рис.6). Статичные предметы, это те, которые имеют явный центр и у
которых ось симметрии служит главным средством организации формы. Но
статичная форма обычно не только симметрична, но и еще обладает зачастую
11
крупной массой. Как правило, в понятие статичности вкладывают нечто
тяжелое и большого размера.
Рис. 6. Жан Батист Шарден «Натюрморт с кухонной посудой»
Что бы правильно создать статическую композицию нужно знать, что
такое симметрия. Ведь симметричная композиция служит для передачи
покоя,
устойчивости,
надежности,
иногда,
величества,
что
так
же
прослеживается в статической композиции. Симметрия, по-другому можно
сказать отражение. Ведь вертикальная, горизонтальная, диагональная
симметрия имеет ось, соединяющая повторяющиеся части и становится
центром напряжения. В любом предмете прослеживается вертикальная
симметрия, когда две половины композиции, расположенные по разные
стороны от центральной оси, являются зеркальными отражениями друг друга
(Рис.7). Горизонтальную симметрию в изобразительном искусстве чаще
всего используют для передачи глубины картины, для равновесия по всем
массам, свету и цвету (Рис. 8). Что касаемо диагональной симметрии, то она
12
помогает смотреть как бы вглубь картины, чаще всего такую симметрию
изображают с помощью света и тени (Рис.9).
Рис.7. Хеда Виллем
«Банкетный стол с пирогом»
Рис. 8. Левитан «Озеро. Русь»
Рис.9. В. Хеда «Завтрак с ежевичным пирогом»
Противоположностью симметрии является асимметрия - предоставляет
возможность неповторимого сочетания элементов и по этой причине всегда
индивидуальна. Асимметрию используют для привлечения внимания, так как
13
она приводит к более сложным отношениям между предметами (Рис.10).
Важной целью построение асимметричной композиции является целостность
и единство, а самое главное в ней достичь зрительного равновесия.
Рис.10. В. Хеда «Завтрак»
Есть еще перспектива она нужна в том случае, если в композиции
необходимо
использовать
третье
измерение
или
показать
глубину
пространства. Перспектива предусматривает, из каких мест мы посмотрим на
предмет, что данный предмет из себя представляет и какую его часть видно.
Законы перспективы показывают, как выглядят предметы в зависимости с
точки зрения. Перспектива в изобразительном искусстве - система методов
изображения пространства на плоскости. Есть множество художественных
задач, поэтому существуют разные виды перспективы:
обратная перспектива, точка схода линий которая находится
перед картиной. Центр мира при данной проекции помещался
внутрь зрителя, и параллельные линии сходились не внешне, а
изнутри наблюдателя.
14
точка схода находится на линии горизонта, при этом создается
иллюзия
глубины
пространства.
Линейная
перспектива
соответствует естественному восприятию окружающего мира.
воздушная перспектива содержит в себе смягчение очертаний,
ослабленное отображение деталей, снижение яркости цвета;
изменяется вместе с погодными условиями. Если яркое солнце,
то она явно не будет использоваться, а если же это туман, то
будет присутствовать ощущение размытости.
В основные понятия перспективы входят точки схода. Все без
исключения прямые, которые параллельны на трехмерной сцене, при
перспективном изображении сходиться в одной точке. У прямых, которые
лежат в плоскости земли либо параллельных ей плоскостях, точки схода
всегда будут находиться на линии горизонта.[20,с.50]
Что бы воплотить свою идею в жизнь, нужно помнить об этапах
выполнения композиции, ведь они очень важны, особенно в учебных целях.
Анализ содержания программ по композиционному построению
1.2.
натюрморта с натуры
С целью выявления вопроса по изучению особенностей обучения
композиционного построения натюрморта на уроках изобразительного
искусства была рассмотрены программы В.С. Кузина, Т.Я. Шпикаловой,
Б.Н. Неменского
по
изобразительному
искусству
для
средних
общеобразовательных учебных заведений.
В
программе
«Изобразительное
искусство»
под
руководством
В.С. Кузина изучается композиция, на ее изучение отводится мало уроков и
они разбросаны с 5 по 8 класс. Начиная с 5 класса, в первом полугодии есть
один урок, где учащиеся знакомятся с жанром натюрморт. Во втором
полугодии на изучении композиции отводиться 4 урока, знакомство с
натюрмортами выдающихся мастеров живописи, а так же учащиеся учатся
рисовать предметы объемными. Далее в 6 классе изучению композиции
15
отводится 5 уроков их задача, расширить возможности школьников в
композиции.
Учащиеся
7
класса
знакомятся
с
более
сложными
композициями и выполняют композицию по теме «Натюрморт», «Фигура
человека», «Орнаментальная композиция, герб».[37,с. 39]
В программе «Изобразительное искусство. Основы народного и
декоративно-прикладного искусства» Т.Я. Шпикаловой также изучается
композиция. В 5 классе в технике коллажа выполняются декоративные
композиции: «Осень», «Дары осени», «Букет цветов и фрукты», «Яблоки и
рябина». Что касается 6 класса, то ученики выполняют с натуры этюды
осеннего пейзажа. Знакомятся с понятием композиционные поиски.[37,с. 40]
В 7 классе ученики изображают наиболее сложные композиции по памяти,
представлению или описанию. Знакомятся с понятием конструктивное
построение и передача формы, объема предметов, их содержательной связи.
В 8 классе учащиеся выполняют творческую композицию «Старинный
город».
Эта программа приучает к истокам русской культуры, рассчитана на
изучение орнаментов и традиционных видов декоративного искусства.
Особое внимание уделяется на трансформацию природных форм в
декоративные формы. Предлагается формирование декоративных образов на
основе натурных зарисовок с целенаправленным упрощением формы, цвета
(реальных растений, насекомых, птиц и т.д.), увеличения или уменьшения
размеров, количества характерных для них деталей. Рассматриваются
условия превращения геометрических фигур, пятен, точек, буквенных и
числовых знаков, линий в осмысленное изображение. Уделяется внимание
общности настроения в беспредметной композиции и в музыкальном
произведении.
Программа Б.М. Неменского построена таким образом, чтобы дать
ученикам ясные представления о системе взаимодействий искусства с
жизнью. Цель программы: развить у ребенка интерес к внутреннему и
душевному миру человека, способности «углубления в себя», осознания
16
собственных внутренних переживаний. В целом программа дает учителю и
ученикам свободу творчества с целью решения общей учебной задачи.
В 6 классе композиции уделяется 2 урока, на первом занятии учащиеся
знакомятся с выразительными средствами композиции, в частности линией,
ее выразительными возможностями, как создавать ритм при помощи линий и
их организация пространства на листе. На втором уроке знакомятся с
понятием пятно как одним из средств композиции, и как при помощи пятен
создать композицию.
В свою очередь «Натюрморт» изучается в 6 классе во второй четверти
в разделе «Мир наших вещей. Натюрморт». Изучению натюрморта
посвящено несколько уроков. На занятиях учащиеся знакомятся с развитием
жанра «натюрморт», так же с понятием формы, освещением (свет, тень,
полутень); осваивают выразительные возможности натюрморта. [37,с. 62]. В
этих программах схожесть целей и задач, но разные подходы и содержание,
отсюда и различный результат.
17
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ I ГЛАВЫ
1. Композиционные закономерности, очень важны для любого
произведения изобразительного искусства, в частности для построения
натюрморта. Ведь посредством композиционного построения натюрморта,
формируются способности познания и изучения действительности, развития
композиционно-творческих
способностей,
мыслительные
анализ,
операции:
а
также,
сравнение,
совершенствуются
развитие
воображения,
логического и пространственного мышления.
2. Анализ школьных программ по изобразительному искусству помог
нам выявить содержание и объем знаний по написанию натюрморта и
композиции. А так же отсутствие ряда последовательных уроков, на которых
изучают композиционное построение натюрморта.
18
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО
ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ПО КОМПОЗИЦИОННОМУ
ПОСТРОЕНИЮ НАТЮРМОРТА
2.1. Разработка содержания занятий по композиционному
построению натюрморта
Для того чтобы грамотно составить и выполнить натюрморт, следует
остановиться на технике отработки навыков при составлении натюрморта.
Работа над композицией натюрморта проходит несколько этапов.
Первый этап – создание композиции листа, то есть определение
размещения натюрморта. Обучающиеся должны определить ширину и
высоту всей композиции. Для этого на одном листе совершают ряд вариантов
зарисовок небольшого размера. Важно определить поле, в котором будет
находиться изображение основных частей натюрморта. Далее определяется
искусственная линия горизонта, чаще всего она находится на уровне глаз.
После этого легкими линиями обозначить место каждого предмета, лучше
это сделать в виде простейших форм, конус, круг, прямоугольник (Рис.11).
Рис.11 Первый этап
На втором этапе происходит выполнение рисунка постановки,
нахождение места каждого объекта относительно друг друга, не стоит
забывать про равновесие в ходе работы. Далее установление пропорций высота к ширине, как у отдельного предмета, так и по отношению друг к
19
другу. Оси симметрии каждого предмета. Далее выявление конструктивной
основы формы, для облегчения построения формы предметов рисовать их
нужно тонкими линиями и с их основания. Это даст возможность более
точно определить расстояние между предметами. Объекты, которые
находятся поближе к зрителю, выделяют немного четче, ведь в них лучше
заметны все детали. А чем дальше от зрителя предмет, тем он больше теряет
насыщенность цвета, а так же меньше становиться контраст света и тени
(Рис.12).
Рис.12 Второй этап
Третий
Следует
этап представляет конкретизирование формы объектов.
проверить
правильность
расположения
предметов,
наличие
равновесия в работе. Передний план предпочтительно прорисовывать более
детально, чем второй и третий, следует прорисовывать (строить) невидимые
формы (как будто предметы стеклянные). Стоит помнить о том, что нельзя
рисовать предметы отдельно друг от друга. Рисовать необходимо всю группу
в целом, идя от общего к частному. П Дальний план всегда более мягкий,
обобщенный, без конкретных четких переходов. Данный прием создаст
ощущение глубины в работе (Рис.13).
20
Рис.13 Третий этап
Четвертый этап – заключительный. На этой стадии работы следует
проверить состояние рисунка. Для этого необходимо отойти от рисунка на
небольшое расстояние и внимательно проанализировать его, на наличие
недочетов. Если они имеются, то есть время на исправление. По окончанию
работы организуется обсуждение, где выделяются наиболее увлекательные
композиционные решения (Рис.14).
Рис.14 Пример четвертого этапа
21
Стоит помнить, что эти этапы работы не считаются отдельными, а
представляют единый процесс, каждый этап которого считается логическим
продолжением другого. А так, же стоит помнить некоторые моменты в
композиционном построении натюрморта:
Например, что в натюрморте большое значение имеет точка
зрения. Если она сверху, то может, как бы поставить изображение «на
дыбы», и из-за этого складывается впечатление приземистости предметов. А
при низком – изображение воспринимается сокращѐнным в глубину,
предметы вытягиваются и будут казаться очень высокими. Средний горизонт
увеличивает протяженность пространства, дает ощутить ритм.
Так же как и точка зрения в построении натюрморта, большую
роль играет освещение. Оно может быть естественным или направленным.
При освещении натюрморта направленным светом спереди или сбоку у
объектов возникает контрастная светотень. А при естественном освещении
тональное различие на много заметнее.
Таким образом, мы рассмотрели организацию работы по ознакомлению
с основами композиционного построения натюрморта, выявили этапы
работы над его композицией натюрморта. Единство приемов и методов,
применяемых в работе с детьми на уроках, обеспечивает формирование у
школьников
устойчивого
интереса
к
искусству,
глубины,
яркости
впечатлений.
После рассмотрения этапов работы над композицией натюрморта,
стоит перейти к составлению уроков по данной теме.
План конспект урока по изобразительному искусству
Тема урока: «Базовые основы композиции. Линия, пятно»
Цель: познакомить со средствами художественной и правилами
построение композиции.
Задачи урока: обогащать знания о композиции. Научить использовать
знания, полученные на уроке в самостоятельной работе.
22
Материалы и оборудование урока:
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
наглядное пособие.
Оборудование для учащихся:
Карандаш, бумага, гуашь, пастель, кисти, баночка для воды, палитра,
клеенка.
Наглядные материалы: иллюстрации с изображением натюрмортов
старых мастеров.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Практическая работа;
4. Рефлексия;
5. Подведение итогов
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Проверка выполнения домашней работы.
2. Объяснение нового материала
На данном уроке мы поговорим о композиции, роль линии и пятна,
ритмичность композиции, а так же выбор правильного композиционного
центра.
Стоит вспомнить определение композиции – это соединение, сочетание
предметов связанных определенной идеей, это построение художественного
произведения. Сегодня вы узнаете о роли линии и пятна при решении
композиционных задач.
Линия в изобразительной композиции способна исполнять различную
роль: ограничивать форму объекта, создавать чувство глубины, обращать и
направлять взгляд зрителя (Рис.15). Линия может оказывать различные
воздействия на зрителя. Например, вертикальная линия – дает стремление
23
вверх; наклонная линия – создают чувство движения, чем больше наклон,
тем больше движение. Ломаная или изогнутая линия – дает ощущение
напряженности, иногда даже агрессии (Рис.16).
Рис. 15 Направленные линии
Рис.16 Вертикальные, горизонтальные, наклонные линии
Пятно – основное средство изображения на плоскости. Оно как
тональное, так и цветовое имеет большое значение как в набросках и
зарисовках, так и в работе над эскизами композиции. Тональное пятно
необходимо для раскрытия или подчеркивания объѐма, передачи глубины
(Рис.17). Пятна могут быть большими и маленькими, изгибающимися и
перекатывающимися друг в друга, округлыми и длинными. Пятна могут быть
разными по ритму и тону.
24
Рис.17 Тональные пятна
Ритмичность в изобразительном искусстве – чередование линий, фигур,
цветовых пятен, объемов. Можно хорошо посмотреть ритм пятен на примере
стаи птиц (Рис.18).
Рис.18 Ритм пятен
Центр композиции, то есть то, что является главным, должно быть
акцентировано. Взгляд человека в картине должен сначала попадать на
композиционный
центр.
Например,
на
первой
работе
отсутствует
25
композиционный центр, на второй же явно виден композиционный центр
(Рис.19).
Рис. 19 отсутствие и наличие композиционного центра
3. Практическая работа
Задание 1. Любым удобным графическим материалом изобразите
линиями или пятнами различного характера добро и зло. Для того чтобы
композиция стала выразительной, она должна иметь композиционный центр,
доминирующее пятно, которое может состоять из нескольких элементов или
одного большого.
Задание
2.
Изобразите
линиями
или
пятнами
ритмическую
композицию.
4. Рефлексия
-Что вы узнали нового из нашего урока?
-Чему научились?
5. Подведение итогов
Оценивание работы на уроке по критериям:
-Композиция;
-Целостность работы.
26
Во время занятия был изучен и проанализирован ряд педагогических
форм и методов, для правильной подачи учебного материала.
План конспект урока по изобразительному искусству
Тема урока: «Базовые основы композиции. Асимметрия, симметрия,
статика, динамика, ритм, контраст».
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практикум
Задачи
урока:
композиции.
Дать
систематизировать
определение
знания
понятиям:
учащихся
по
«композиция»,
«равновесие», «целостность», «симметрия», «асимметрия», «статика»,
«динамика», «контраст», «ритм».
Материалы и оборудование урока:
Для
учителя:
компьютер,
мультимедийный
проектор,
презентация, наглядное пособие.
Для учащихся: альбом, простые карандаши, акварель, гуашь,
клеѐнка, банка, кисти, тряпочка, ластик, лист А4, цветная бумага, клей,
ножницы, черная гелиевая ручка, маркеры (на выбор).
Наглядные материалы: иллюстрации с изображением портретов
старых мастеров.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Практическая работа;
4. Рефлексия;
5. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Проверка выполнения домашней работы.
27
2. Объяснение нового материала
Симметрия - равномерное размещение элементов по оси, делящее
пространство
на
равные
части.
В
симметричной
композиции
расположение элементов относительно оси должно быть одинаковое.
Асимметрия - неравномерное размещение элементов при сохранении
общего равновесия. В асимметричной композиции расположение
объектов может быть самым разнообразным (Рис.20).
Рис. 20. Симметричная композиция, асимметричная композиция
Динамичная
композиция-
композиция,
при
которой
создается
впечатление движения и внутренней динамики. Статичная композиция
(статика в композиции) - создает впечатление неподвижности. Чтобы
создать динамику в композиции, используют диагонали, чтобы
передать статику в композиции – используют вертикальные и
горизонтальные линии (Рис.21).
28
Рис. 21. статика и динамика
Ритм - это чередование каких-либо элементов в определенной
последовательности. Ритм окружает нас повсюду: в природе это –
смена временен года, смена дня и ночи, городе – это сменяющийся
ритм зданий, домов. Так и в композиции всегда существует
определенный ритм. Он может быть упорядоченным и хаотичным, но
всегда присутствует в композиции (Рис.22).
Рис.22. Ритм
Для придания большей выразительности в композиции есть прием,
такой как контраст. Контраст - противопоставление в композиции по
цвету, фактуре, по форме, по размеру и т. д. (Рис.23). [38]
29
Рис.23. контраст по цвету
Контрасты бывают разные, по цвету, по форме, по фактуре, контраст
светлого и темного, контраст по насыщенности, температурный контраст
(Рис. 24,25). Контраст – резкое различие элементов композиции – мощное
средство усиления выразительности. Без контрастов изображение сольется с
фоном. Контраст создает выразительность произведению искусства и
поэтому выступает воздействующей силой композиции.
Рис.24. контраст по размеру, контраст по форме
30
Рис.25. контраст фактур
Немаловажную роль в композиции представляет нюанс, суть которого
составлять плавный и незначительный переход характеристики элементов
композиции в сторону усиления либо ослабления. При нюансе отсутствуют
четко проявленные противоречия: он выявляет оттенки, помогая избежать
монотонности. Само слово нюанс значит отклонение, едва видимый переход.
Нюансные взаимоотношения могут быть, сближенные по форме, тону, цвету,
фактуре, объему и по размеру (Рис.26).
Рис.26. нюанс по форме и по цвету
31
3. Практическая часть
Следует выполнить несколько работ:
1.
С
помощью
4-7
геометрических
фигур
показать
равновесие
композиции;
2. С помощью 4-8 геометрических фигур создать: а) статичную
композицию; б) динамичную композицию;
3. С помощью геометрических фигур создать: а) симметричную
композицию; б) асимметричную композицию;
4. С помощью геометрических фигур передать ритм в композиции;
5. С помощью геометрических фигур создать композицию и передать:
а) цветовой контраст; б) контраст фактур;
Домашняя работа: выполнить композицию смешанного типа
План конспект урока по изобразительному искусству для 6 класса
Тема урока: «Композиционное построение натюрморта»
Тип урока: комбинированный
Вид урока: практикум
Цель урока: расширить знания учащихся о жанре натюрморта, об
особенностях его композиционного построения.
Задачи урока: научиться строить натюрморты, объединяя предметы в
единую смысловую группу; развивать навыки грамотного композиционного
построения;
Для учителя: компьютер, мультимедийный проектор, презентация,
наглядное пособие.
Для учащихся: альбом, краски, банка, кисти, карандаш, клеенка,
тряпочка.
План урока:
1. Организационный момент;
2. Объяснение нового материала;
3. Практическая работа;
32
4. Рефлексия;
5. Подведение итогов.
Ход урока:
1. Организационный момент
Проверка готовности к уроку.
Проверка выполнения домашней работы.
2. Объяснение нового материала
Натюрморту необходим композиционный центр – предмет, или самый
большой, или самый броский. Однако композиционный центр никак не
обязан совпадать с центром геометрическим. Объекты должны быть
сгруппированы таким образом, чтобы ничего не хотелось убрать, перенести
или добавить. Значительную роль в натюрморте играет фон. Расположенный
за натюрмортом он никак не позволяет взгляду разбегаться.
3. Практическая часть.
Ваша цель построить натюрморт, исходя из предыдущих уроков,
разместить предметы таким образом, чтобы композиция в целом смотрелась
гармонично, а затем объяснить свою идею.
4. Рефлексия
-Что вы узнали нового из нашего урока?
-Чему научились?
5. Подведение итогов
Оценивание работы на уроке по критериям:
-Композиция;
-Соблюдение пропорций;
-Целостность работы
33
Опытно-экспериментальная работа.
2.2.
Изучение теоретических вопросов по ознакомлению учащихся с
написанием натюрморта и решение композиционного вопроса позволило
перейти к опытно – экспериментальной части работы.
Структура
опытно-экспериментальной
работы
с
учащимися
по
освоению композиционной структуры в процессе его создания состоит из
следующих этапов:
- констатирующий эксперимент - диагностика исходного уровня
освоенности
компонентов
композиционного
построения
натюрморта
учащимися;
- формирующий эксперимент - разработка серии уроков по теме
«натюрморт», направленных на освоение компонентов композиционной
структуры натюрморта.
- контрольный – анализ результатов опытно-экспериментальной
работы.
Исследование проводилось с учащимися МБОУ СОШ № 49 г.
Белгорода.
Для
чистоты
эксперимента
приняло
участие
две
группы:
экспериментальная и контрольная. В экспериментальную группу были
отобраны 10 учащихся средних классов, с которыми проводились
разработанные теоретические, практические и комбинированные занятия. В
контрольную группу также входили учащиеся средних классов в количестве
10 человек. Данная группа занималась с другим преподавателем.
В ходе констатирующего эксперимента, нами был определен общий
уровень подготовки учащихся, их знаний, умений и навыков до начала
проведенного эксперимента.
Ученики экспериментальной группы и контрольной группы заполнили
бланки,
в
которых
композиционных
были
приемах:
представлены
асимметрия,
вопросы
симметрия,
о
натюрморте;
равновесие;
о
композиционных приемах: статика, динамика ритм (см. приложение 1).Также
34
были просмотрены и оценены работы, выполненные на предыдущих
занятиях по изобразительному искусству.
Критерии оценки результатов анкетирования детей:
1. Уровень знаний о натюрморте:
5 баллов – ярко выраженные знания;
4-2 балла – низкий уровень знаний;
1-0
баллов – знаний практически нет.
2. Уровень знаний о композиционных приемах: асимметрия, симметрия,
равновесие:
5 баллов – ученик знает понятие композиция и ее приемы: асимметрия,
симметрия, равновесие;
4-2 баллов – с трудом ориентируется в приемах композиции;
1-0 баллов – не ориентируется в данном вопросе;
3. Уровень знаний о композиционных приемах: статика, динамика, ритм:
5-баллов – ученик понимает и может объяснить приемы статика,
динамика, ритм;
4-2 балла – ученик частично знает и понимает понятия статика,
динамика, ритм;
1-0 баллов – ученик не знает и не понимает понятий статика, динамика,
ритм.
Итоги баллов:
Высокий уровень – 15 баллов;
Средний уровень – 12-6 балла;
Низкий уровень – 5-0 баллов.
Результаты контрольной и экспериментальной группы представлены в
Таблице 1,2 и диаграмме 1.
35
Таблица 1. Результаты констатирующего этапа эксперимента в
экспериментальной группе учащихся
№
Ф.И
Уровень знаний о
натюрморте
Низ
кий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Костя Б.
Саша Б.
Евгений В.
Лиза Е.
Даша Ж.
Дима К.
Рита М.
Виталик М.
Мария С.
Артем Х.
Средни
й
Высо
кий
0
3
2
2
5
3
4
5
5
5
Уровень знаний о
композиционных
приемах:
асимметрия,
симметрия,
равновесие
низк
средн выс
ий
ий
оки
й
0
5
2
4
5
0
3
5
5
5
Уровень знаний о
композиционных
приемах: статика,
динамика, ритм
низк
ий
сре
дни
й
высок
ий
0
2
3
3
5
2
5
5
5
5
Итог
Баллы
Уровень
0
10
7
9
15
5
12
15
15
15
Низкий
Средний
Средний
Средний
Высокий
Низкий
Средний
Высокий
Высокий
Высокий
Таблица 2. Результаты констатирующего этапа эксперимента в
контрольной группе учащихся
№
Фамилия
имя
Уровень знаний о
натюрморте
низ
кий
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Павел А.
Алексей Б.
Боря Б.
Диана Б.
Кристина Р.
Ольга Р.
Сергей Р.
Геннадий Т.
Инна Ш.
Альбина Ф.
средни
й
высо
кий
2
1
2
2
2
0
5
5
3
5
Уровень знаний о
композиционных
приемах:
асимметрия,
симметрия,
равновесие
низк средн выс
ий
ий
оки
й
3
2
4
3
4
2
5
5
3
5
Уровень знаний о
композиционных
приемах: статика,
динамика, ритм
низк
ий
сре
дни
й
высок
ий
0
1
3
2
4
3
5
5
2
5
Итог
Баллы
Уровень
5
4
9
7
10
5
15
15
8
15
Низкий
Низкий
Средний
Средний
Средний
Низкий
Высокий
Высокий
Средний
Высокий
36
Диаграмма 1. Сравнительные результаты
констатирующего этапа
экспериментальной работы
в экспериментальной и контрольной группах
40
35
30
Низкий уровень
25
Средний уровень
20
Высокий уровень
15
10
5
0
Эксперементальная группа
Контрольная группа
Таким образом, в экспериментальной группе преобладает «низкий»
уровень теоретических и практических знаний о натюрморте. В контрольной
группе в равном процентном соотношении «низкий» и «средний» уровни.
Высокого
уровня
сформированности
теоретических
знаний
в
экспериментальной группе не наблюдается, так же как и в контрольной
группе.
Эти
данные
свидетельствуют
нам
о
том,
что
школьники
экспериментальной группы нуждаются в организации работы по обучению
приемов,
направленных
на
освоение
композиционной
структуры
натюрморта. Для экспериментальной группы эта работа была осуществлена
на формирующем этапе педагогического эксперимента.
На формирующем эксперименте нами были разработаны эффективные
занятия для овладения навыками композиционного построения натюрморта.
На втором этапе были проведены уроки по изобразительному искусству:
37
«Базовые основы композиции. Линия, пятно». На этом уроке было
знакомство с таким понятием как «композиция», изучили основные законы
композиции, выбор правильного композиционного центра, ритмичность
композиции. Были выполнены эскизы, поиски, правильного решения
композиции. «Базовые основы композиции. Асимметрия, симметрия,
статика, динамика, ритм, контраст». Второе занятие было посвящено
изучению приемов композиции и применение их в работе, так же поговорили
о контрасте и нюансе.
Третье
занятие,
«Композиционное
построение
натюрморта»
заключалось в самостоятельной творческой работе учеников, был проведен
просмотр,
выполненных
работ,
с
последующим
их
анализом
(см. приложение 2).
После проведения уроков были получены результаты, представленные
в таблице 3,4 и диаграмме 2.
38
Таблица 3. Результаты контрольного этапа эксперимента в
экспериментальной группе учащихся
Ф.И
Уровень знаний о
натюрморте
Низ
кий
Средни
й
Костя Б.
Уровень знаний о
композиционных
приемах:
асимметрия,
симметрия,
равновесие
Высо
кий
низки
й
средн
ий
2
Уровень знаний о
композиционных
приемах: статика,
динамика, ритм
выс
оки
й
низки
й
сре
дни
й
3
4
Саша Б.
5
Итог
высоки
й
5
Баллы
5
Уровень
9
Средний
15
Высокий
Евгений В..
3
2
3
7
Средний
Лиза Е.
2
4
3
9
Средний
15
Высокий
8
Средний
5
15
Высокий
5
15
Высокий
Даша Ж.
5
Дима К.
5
3
5
3
2
Рита М.
5
Виталик М..
5
Мария С.
5
5
5
15
Высокий
Артем Х.
5
5
5
15
Высокий
5
5
Таблица 4. Результаты контрольного этапа эксперимента в
контрольной группе учащихся
№
Фамилия
имя
Уровень знаний о
натюрморте
низ
кий
средни
й
высо
кий
Уровень знаний о
композиционных
приемах:
асимметрия,
симметрия,
равновесие
низк
ий
средн
ий
выс
оки
й
1
Павел А.
2
Алексей Б.
3
Боря Б.
4
Диана Б.
5
Кристина Р.
6
Ольга Р.
7
Сергей Р.
5
5
8
Геннадий Т.
5
5
9
Инна Ш.
10
Альбина Ф.
2
1
2
2
2
0
3
низки
й
сре
дни
й
высоки
й
Итог
Баллы
Уровень
3
0
5
Низкий
2
1
4
Низкий
4
3
9
Средний
3
2
7
Средний
4
4
10
Средний
2
3
5
Средний
5
15
Высокий
5
15
Высокий
8
Средний
15
Высокий
3
5
Уровень знаний о
композиционных
приемах: статика,
динамика, ритм
2
5
5
39
Диаграмма 2. Сравнительные результаты
контрольного этапа экспериментальной работы
в экспериментальной и контрольной группах
60
50
40
Низкий уровень
30
Средний уровень
Высокий уровень
20
10
0
Эксперементальная группа
Контрольная группа
Глядя на график можно заметить, что в экспериментальной группе
уровень освоения материала выше, чем в контрольной группе. Таким
образом, мы видим, что проведенные и разработанные нами занятия
положительно
сказались
на
формировании
навыков
и
умений
композиционного построения натюрморта.
Таким образом, проведенную нами работу по обучению приемов
композиционного построения натюрморта на занятиях изобразительного
искусства, можем считать успешной. Учащиеся экспериментальной группы
показали положительные результат, гипотеза подтверждена.
40
ВЫВОДЫ ПО МАТЕРИАЛАМ II ГЛАВЫ
1. Занятия по композиционному построению натюрморта способствуют
развитию,
композиционно-творческих
способностей,
а
также,
совершенствуют мыслительные операции: анализ, сравнение, развитие
воображения, логического и пространственного мышления.
2. Результаты педагогического эксперимента показали, что у учащихся
более
высокий
уровень
сформированности
теоретических
знаний
и
практических навыков владения приемами композиционного построения
натюрморта, чем в начале констатирующего эксперимента.
41
Глава III. Последовательность создания творческой части работы
3.1.
Создание творческой части ВКР
Для творческой части выпускной квалификационной работы нами было
выбрано выполнение натюрморта с натуры, в технике масло. Ведь масляную
живопись по праву называют высшей формой изобразительного искусства.
Она может отразить красоту окружающего мира, в ее безграничном
количестве
вариантов.
Маслом пишут
великолепные
работы
самых
различных жанров - батальные исторические полотна и мягкие цветочные
натюрморты. Это универсальная техника, она дает большие возможности в
передачи объема, цвета и фактуры.
Недаром большая часть мастеров предпочитали и предпочитают писать
именно маслом. Их выбор обуславливает как удобство самого процесса
написания полотна, так и еѐ конечный внешний вид.
Преимущества техники масляной живописи:
1. Легкость в плане обучения и в процессе работы. Даже начинающий
художник, не имеющий профессиональные навыки, сможет написать картину
маслом, просто включив свое воображение.
2. Она является самой легкой в плане обучения и процесса работы.
Именно поэтому даже начинающий художник, со скромным талантом и еще
более скромными профессиональными навыками сможет написать картину
маслом, просто подключив свою фантазию;
3.Масляные краски легко смешиваются, что дает возможность
получить любой оттенок, так как они долго сохнут.
4. При полном высыхании краски не изменяют свой цвет.
5. Краску с холста легко убрать при помощи мастихина, это дает
возможность художнику допускать ошибки без существенного вреда для
полотна.
42
3.2.
ЭТАПЫ РАБОТЫ
Первый этап – композиционное размещение натюрморта.
Этап 1. Компоновка
На данном этапе работа начинается с композиционного размещения
изображения на холсте. Легкими линиями компонуем группу предметов,
вместе с теневыми участками. Далее намечаем место каждого предмета
простыми
геометрическими
фигурами,
следя,
за
пропорциональным
соотношением предметов друг к другу. Уравновешиваем группу предметов
относительно листа бумаги
На втором этапе уточняем место нахождения предметов, их пропорции.
Конкретизируем форму объектов.
43
Этап 2. Уточнение форм и пропорций
Третий этап - проверка состояния рисунка, для работы с маслом
Этап 3.Проверка рисунка
44
Здесь
необходимо
было
проверить
общее
состояние
рисунка,
проследить за тем, чтобы предметы были правильно построены, лежали в
одной
плоскости
стола,
были
намечены
тени,
композиция
была
уравновешенна и гармонична.
Предпоследний этап - работа в цвете.
Этап 4. Большой свет и тень
На данном этапе работы над работой следует выявить объем предметов
светотенью. Стоит начать с темных частей переходя на светлые. Не забывая,
что рисовать необходимо всю группу в целом, идя от общего к частному.
Дальний план более мягкий, обобщѐнный, это создаст ощущение глубины в
работе.
Заключительный этап работы, состоял в том, что бы проверить
равновесие, воздушно-пространственную перспективу, проверить большие
тональные отношения: большой свет и тень, контрасты.
45
Этап 4. Итоговый вариант
В
процессе
выполнения
творческой
части
выпускной
квалификационной работы мы попытались применить те представления,
которые были получены во время работы над теоретической и методической
частью.
46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической части выпускной квалификационной работы были
рассмотрены вопросы об обучении основам композиционного построения
натюрморта с натуры на уроках изобразительного искусства. Детальное
изучение педагогической литературы по проблеме позволило выдвинуть
гипотезу: процесс формирования у учащихся навыков композиционного
построения натюрморта будут эффективными, если будут разработаны и
экспериментально проведены занятия, нацеленные на получение навыков
композиционного построения натюрморта; в содержание занятий включены
разнообразные по степени сложности задания.
Для ее подтверждения были рассмотрены и изучены теоритические
принципы и приемы композиционного построения натюрморта. А также
нами были разработаны уроки, содержащие систему упражнений, по
принципам и приемам композиции и по композиционному построению
натюрморта.
В экспериментальной части нашей выпускной квалификационной
работы вошли ученики средних классов. Суть исследования состояла в
выявлении уровня сформированности у учащихся знаний и навыков
построения композиционного натюрморта. Далее нами были разработаны и
проведены уроки для улучшения формирования навыков работы по данной
теме. Полученные результаты анкетирования и заданий анализировались и
сопоставлялись между собой во всех группах. Были построены диаграммы,
которые
позволили
закономерность
наглядно
увеличения
представить
индекса
результаты
сформированности
и
заметить
навыков
у
экспериментальной группы школьников.
Был сделан итоговый вывод: у детей, которые делают ряд заданий по
композиционному
построению
натюрморта,
наиболее
эффективно
формируются навыки изображения натюрморта с натуры, а именно: навыки
познания и изучения действительности, развития композиционно-творческих
способностей, а также, совершенствование мыслительных операций: анализа,
47
сравнения,
развития
воображения,
логического
и
пространственного
мышления.
Таким образом, гипотеза доказана, задачи исследования решены, цели
достигнуты. Проведенная работа является эффективной.
48
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Алехин А.Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа:
книга для учителя. - Москва: Просвещение, 1984.
2. Алехин А.Д. Когда начинается художник. - Москва: Просвещение,
1993.
3. Альберти Леон Баттиста. «Три книги о живописи»в2 т.-М., 1935-1937.134с.
4. Бадян В.Е. Основы композиции : Учебное пособие : Электронный
ресурс / В.Е. Бадян, В.И. Денисенко; В.Е. Бадян, В.И. Денисенко. –
224 с.
5. Беда
Г.В.
Живопись:
Учебник
для
студентов
педагогических
институтов.- М: Просвещение, 1986.- 192с.
6. Вегнер Л.А. Педагогика способностей. - Москва: Знание, 1973.
7. Виффен Валерии: Как научиться рисовать натюрморт. Пособие по
рисованию \ пер. с англ. И.Гиляровой.- М: Изд. ЭКСМО - Пресс, 200164с.
8. Власов В.Г. Стили в искусстве: словарь. - Санкт-Петербург: Кольна,
1995.
9. Возрастные возможности усвоения знаний: Младшие классы школы/
Под редакцией Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова. - Москва: Просвещение,
1968.
10.Волков Н.Н. Композиция в живописи : в 2 кн. М. : Искусство, 1977.
Кн.1. 263 с
11.Волков H.H. Восприятие картины /H.H. Волков : Под ред. д-ра пед.
наук И.П. Глинской.-2-е изд., доп. -М.: Просвещение, 1976. –32
12.Выборнова Г. Роль освещения в натюрморте. - Художник; 6. 1984
13.Глазова М.В. Изобразительное искусство. Алгоритм композиции :
Электронный ресурс / М.В. Глазова, В.С. Денисов; М.В. Глазова, В.С.
Денисов. - Москва : Когито-Центр, 2012. - 220 с.
49
14. Дубровин, В.М. Классические и современные методы работы в
технике масля-ной живописи: учеб. пособие /В.М. Дубровин. –
М.:МГПУ, 2013. –72 с.
15.Евтых, С.Ш. Живопись натюрморта / С.Ш. Евтых. М.:
16.Живопись :учеб. пособие для студентов вузов / Н.П.Бесчастнов [и др.].
–М.:ВЛАДОС, 2013. –223 с.
17.Изобразительное искусство. Большая серия знаний. / М.А. Хаткина. –
М.: Мир книги, 2005. –127 с.
18.Кашекова И.Э. Изобразительное искусство : Учебник : Электронный
ресурс / И.Э. Кашекова; И.Э. Кашекова. - Москва : Академический
проект, 2009. - 968 с
19.Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись: учебное пособие, 4-е издание,
стереотип. – М.: Высшая школа; Издательский центр «Академия»,
2001, 272с.
20. Кнабе
Г.А.
Энциклопедия
дизайнера
печатной
продукции.
Профессиональная работа 86с.
21.Косминская В.Б., Халезова Н.Б. «Основы изобразительного искусства и
методика
руководства
изобразительной
деятельностью
детей»:
Учебное пособие для студентов пединститутов - М: Просвещение,
1987.-128с.
22.Куприн А.Н. Материалы живописи. Советы мастеров. ЦЛ: Художник
РСФСР, 1973.
23.Ломов С.П. Искусство: изобразительное искусство: 7 класс : учебник :
в 2ч.ч.1 / С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Кармазина. - М. : Дрофа,
2014. - 144 с
24.Методика обучения изобразительной деятельности конструированию:
Учебное пособие для учащихся педучилищ \ Т.С. Комарова, В.А.
Езикеева, Е.В. Лебедева \ Под редакцией Т.С. Комаровой- 2 изд.- М:
Просвещение 1985.- 271с
25.Методические указания к практическим занятиям, 2003. – 18 с.
50
26.Неменский
Б.М.
Программа
общеобразовательных
учреждений.
Изобразительное искусство 5-9 классы. - М.: «Просвещение», 2014.
27.Однорялова И.В. «Материалы, инструменты и оборудование в
изобразительном искусстве». М., 1990
28.Пантелеев Г. Н. и др. "Декоративное искусство - детям". М.,
«Просвещение», 1976 г.-62с.
29.Пантелеев Г.Н. и др. "Декоративное искусство - детям". М.,
«Просвещение», 1976 г.-.62с.
30.Пейзаж и натюрморт / П.П. Кончаловский. - М. : Советский художник,
1984. - 14 цв. репрод.
31.Под рук. В.С. Кузина программа «Изобразительное искусство» 1-9
классы.
32.Под рук. Т. Я. Шпикаловой программа «Изобразительное искусство.
Основы народного и декоративно-прикладного искусства»,1/2. С.1
33.Пучков А.С., Триселев А.В. Методика работы над натюрмортом:
Учебное
пособие
для
студентов
художественно-
графических
факультетов педагогических институтов.- М; Просвещение,1982 –
160 с.
34.Рисунок. Живопись. Композиция : Учебное пособие для студентов
художественно-графических факультетов пединститутов: Хрестоматия/
Сост.: Н.Н. Ростовцев, С.Е. Игнатьев, Е.В. Шорохов; Рец. А.А.
Унковский. - М. : Просвещение, 1989 . - 208 с. - Примеч.: с. 199-205
35.Ростовцев Н.Н. «Методика преподавания изобразительного искусства в
школе», М., 2000
36.Ростовцев Н.Н. Академический рисунок / Н.Н. Ростовцев. - М. :
Просвещение, 1973. - 296 с.
37.Согоконь С. - Натюрморт и фотоискусство / С. Согоконь. М: изд-во
Вече 2011. – 56с.
51
38.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания в начальной школе. - М.: Академия, 1999. Библиофонд.25с.,39с.,40с.
39.Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство: учебник для учащихся
5-8 классов : в 4 ч.ч.3 : Основы композиции / Н.М. Сокольникова. Обнинск : Титул, 1998. - 80 с
40.Сокольникова Н.М. Основы композиции, Москва, Изд. "Титул", 1993г.
41.Федеральный государственный образовательный стандарт начального
общего образования: текст с изменениями и дополнениями на 2011 г. /
М-во образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение,
2011. – 86с
42.Хосе М. Паррамон. Как писать натюрморт – М.: Арт – Родник, 2000,
112с.
43.Шорохов Е.В. Композиция : учебник для студентов худож.-граф.
факультетов пед. интов. 2-е изд., перераб. и доп. М. : Просвещение,
1986. 207 с.
44.Шорохов
Е.В.Методика
преподавания
композиции
на
уроках
изобразительного искусства в школе : пособие для учителей / Е.В.
45.Шорохов. - 2-е изд., доп. и перераб. - М. : Просвещение, 1977. - 112 с. :
ил. - Библиогр.: с. 110-111.
ЭЛЕКТРОННЫЕ ИСТОЧНИКИ
46.Зубко А.Ю. Этапы формирования композиционной культуры в системе
профессиональной
[Электронный
подготовки
ресурс].
–
будущего
URL:
художника-педагога
http://www.dslib.net/teoria-
vospitania/formirovanie-kompozicionnoj-kultury-v-sisteme-professionalnojpodgotovki.html, свободный. Загл. с экрана.
52
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Просим вас ответить на следующие вопросы, опрос осуществляется на
выявление уровня сформированности у учащихся знаний о композиционном
построении натюрморта.
1. Дайте определение терминам «натюрморт», «композиция»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
2. Дайте определение терминам «асимметрия», «симметрия»
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
3. Дайте определение терминам «статика», «динамика»
__________________________________________________________________
____________________________________________________________
4. Дайте определение терминам «ритм», «равновесие»
__________________________________________________________________
________________________________________________________________
Спасибо за участие!
54
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Итоговые работы экспериментальной группы
55
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв