Обучение сочинению на лингвистическую тему в школьном курсе русского языка

Вашему вниманию предлагается работа на тему: «Обучение сочинению на лингвистическую тему в школьном курсе русского языка». Актуальность данной темы обусловлена тем, что сочинение на лингвистическую тему является одним из видов испытаний на основном государственном экзамене и при написании такого сочинения у школьников возникает ряд трудностей. Объект исследования – процесс обучения школьников сочинению на лингвистическую тему. Предмет исследования – методы и приемы обучения школьников сочинению на лингвистическую тему. Цель нашей работы – исследовать проблему развития навыков написания учащимися сочинений на лингвистическую тему на уроках русского языка. Данная цель определила следующие задачи, которые представлены на слайде. В работе использовались следующие методы исследования: 1. Анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме исследования. 2. Анкетирование. 3. Эксперимент (констатирующий, обучающий, контрольный). Методологическая база исследования представлена на слайде. Материалы нашей работы были апробированы в докладе «Сочинение на лингвистическую тему на уроках русского языка» на студенческой научной конференции «Актуальные проблемы психолого-педагогических, гуманитарных и естественных наук – 2020» с последующей публикацией статьи в сборнике по материалам конференции. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений. В первой главе, проанализировав работы Львова, Ладыженской, Алдакаевой, Текучева, Баранова, Литвинко мы охарактеризовали различные подходы к классификации сочинений и раскрыли специфику сочинения на лингвистическую тему, изучив работы Ломановой, Лисенкер, Смелковой, Богдановой и других исследователей. А также мы выявили основные жанры сочинений на лингвистические темы (сказка, миниатюра и этюд). Опираясь на работы психологов Зимней, Рубинштейна, Выготского, Леонтьева и других, мы выяснили, какие психические процессы необходимо учитывать учителю-словеснику при обучении школьников сочинению на лингвистическую тему. Анализ современных школьных учебников разных авторских коллективов позволил нам выявить основные виды упражнений, позволяющих школьникам формировать навыки работы над текстом лингвистического содержания. Во второй главе представлено содержание самостоятельно проведенного нами экспериментального исследования, которое было организовано в 7 классе в муниципальном бюджетном образовательном учреждении «средней общеобразовательной школе № 14» города Уссурийска Приморского края. Для того чтобы выявить у учащихся уровень владения навыками написания сочинений на лингвистические темы мы провели контрольную работу для семиклассников. Контрольная работа состояла из теоретических вопросов и практических заданий, результаты которой представлены на слайде. Методика обучения сочинению на лингвистическую тему составляет содержание обучающего эксперимента и включает в себя уроки развития речи и типологию упражнений. В течение первой и второй четверти нами были разработаны и проведены уроки, темы которых представлены на слайде. Большинство школьников успешно справились с написанием лингвистической сказки, в их сочинениях наблюдается соответствие композиционным и жанровым особенностям сказки. Учащиеся также использовали соответствующую лексику, смогли раскрыть содержание правил правописания приставок. Однако сочинения в жанре миниатюры и этюда оказались сложнее для школьников. Из-за сложности такого жанра как миниатюра наблюдалась жанровая подмена лингвистической миниатюры на сказку. В некоторых работах были допущены отклонения от темы и типа речи. При проверке сочинений-рассуждений нам встречались работы, представляющие собой пересказ высказывания писателя. Помимо этого, мы заметили, что типичной ошибкой семиклассников является неумение развивать свою мысль. Наряду с обучающими уроками, мы разработали типологию упражнений. Такие задания были либо частью занятия как отдельного упражнения, либо были предложены ученикам в качестве домашнего задания. Мы выделили 5 типов упражнений. В связи со сложившимися условиями обучения нам не удалось полностью выявить эффективность нашей методики обучения, но после проведенных сочинений мы проводили опрос учащихся об особенностях данных сочинений и их жанровых характеристиках. Мы отметили также положительное отношение большинства школьников к работе по созданию лингвистических текстов: в одном случае они говорили о том, что работа над сочинением на лингвистическую тему в жанре сказки и миниатюры является для них интересной, в другом – видели необходимость научиться писать такие сочинения.

Народное образование. Педагогика
Дипломы

Вуз: Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Филиал ДВФУ в гУссурийске)

ID: 5f0947a8cd3d3e0001407537
UUID: 80d05370-a561-0138-0e14-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: больше 4 лет назад
Просмотры: 397

17.94

Людмила Зверева

Филиал Дальневосточного федерального университета в г. Уссурийске (Филиал ДВФУ в гУссурийске)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 4,6 МБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет