ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ТЕОРИИ, ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДИКИ
НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА
ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ ЖИВОПИСИ ПЕЙЗАЖА НА
КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
профиль Изобразительное искусство и
Мировая художественная культура
очной формы обучения, группы 02021305
Бийчука Дмитрия Александровича
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Стариченко Д.Е.
БЕЛГОРОД 2018
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………….. 3
Глава 1. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ
АСПЕКТЫ
ПРЕПОДАВАНИЯ
ЖИВОПИСИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ…….... 7
1.1. История обучения пейзажной живописи ………………………. 7
1.2. Сравнение систем обучения живописи ……………………….... 14
Глава 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ ПЕЙЗАЖ
НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ………………………………… 19
2.1. Особенности методики обучения жанру пейзаж на кружковых
занятиях…………………………………………………………… 19
2.2. Экспериментальная часть ВКР…………………………………..
23
Глава 3. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ КОМПОЗИЦИИ
«ДИВНОГОРЬЕ»…………………………………………………. 28
3.1. Разработка замысла живописной композиции «Дивногорье».... 28
3.2. Методика и последовательность выполнения пейзажной
композиции «Дивногорье»………………………………………. 31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………… 39
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………… 41
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………... 44
2
ВВЕДЕНИЕ
С момента появления на свет, человек обладает чувством прекрасного,
но для полноценного развития, его необходимо постоянно поддерживать и
подпитывать новым, чтобы способствовать созданию нового прекрасного, а
также оценивать красоту мира, которая создана другими. Благодаря чувству
прекрасного, человек может создавать что-то новое, основанное на
вдохновении произведений других людей, ведь благодаря новому и свежему
взгляду можно по-разному выразить свое отношение к природе. Так
благодаря искусству, жизнь будет становиться ярче, краше и в целом, в
образовании будет давать толчок в развитии художественной культуры,
которая необходима для развития общества. В результате, одной из основных
педагогических задач, является развитие творческого потенциала каждого
учащегося.
Формирование творческих способностей у учащихся трудная и
сложная
проблема.
У
учащихся
школьного
возраста
формирование
творческого потенциала обязано базироваться на их основной возрастной
потребности, одной из которых считается живопись. Обращение к живописи,
как виду детского творчества очень принципиально, это продиктовано тем,
что вследствие этого у учащихся создается возможностьпроделать анализ,
сопоставление, сравнение. Учащиеся обучаются без помощи других находить
методы
решения
разных
творческих
задач,
обучаться
планировать
собственную деятельность, открывать собственные творческие возможности.
При работе со школьниками в задачах изобразительной деятельности не один
раз подмечалось, что учащиеся чувствуют препятствия в верном восприятии
произведений искусства.
Школьникам трудно увидеть свойства композиции и сюжета картины,
они с трудом отделяют основной образ, определяют, какими средствами
выразительности пользовался художник. Учащимся трудно с художественнотехнической стороны видеть линию перспективы, воспользоваться ею в
3
изображении собственных живописных работ. Эмоциональная лексика у
школьников также совсем скромная, они с трудом могут проявить
собственное
отношение,
собственные
идеи
к
картинам
известных
живописцев.
Для
прохождения
данного
комплекса
препятствий
нужны
дополнительные занятия живописью. Одной из таких форм занятий
считаются кружковые занятия. Главной из задач курса занятий считается
исследование пейзажной живописи. Средством пейзажной живописи у детей
развивается энтузиазм и любовь к прекрасному. Работа детей с пейзажами
заключается в умении следить и подмечать красоту находящейся вокруг
природы в разное время года. Пейзажная живопись в кружковых занятиях
отчуждает великий простор для развития детской фантазии. В занятиях
существенно возрастает момент для творчества. Что дозволяет выделить
момент жанру пейзажа.
Таким образом, необходимость данного исследования определяет
противоречие:между современными требованиями к методике обучению
пейзажной
живописной
технике
и
состоянием
этой
систему
занятий
проблемы
в
общеобразовательной школе.
Цель
исследования:
разработать
в
среднем
общеобразовательном учреждении, способствующих раскрытию и развитию
художественно-творческого потенциала у учащихся на кружковых занятиях в
процессе изучения пейзажной живописи.
Объект исследования: процесс развития художественно-творческого
потенциала и формирования эмоционально-целостного опыта учащихся
через ознакомление с пейзажной живописью.
Предмет исследования: обучение учащихся на кружковых занятиях
основам пейзажной живописи.
Гипотеза исследования: обучение на кружковых занятиях пейзажной
живописью будет более эффективным, при следующих условиях:
- знакомство с различными видами пейзажной живописи;
4
- ознакомление детей со средствами выразительности в пейзажной
живописи;
- разработанная система занятий, направленная на освоение пейзажной
живописи.
Задачи исследования:
- изучить особенности истории развития и обучения живописи;
- определить особенности методики обучения живописи на кружковых
занятиях;
- дать описание технологии выполнения пейзажа в технике масляной
живописи.
Методологическую
Т.С. Комарова
основа:
В.И. Загвязинский,
Н.Н. Ростовцева,
Л.С. Bыготский
Е.В. Шорохова
Б.М. Неменский,
Т.Я. Шпикалова и др.
Методы исследования:
- теоретические – изучение педагогической, искусствоведческой
литературы по исследуемой проблеме;
- эмпирические – изучение педагогического опыта по проблеме, его
анализ, обобщение, сравнение;
- экспериментальные – опытно-экспериментальная работа, анализ и
систематизация работ изобразительной деятельности учащихся.
Методическая система решения данной проблемы разработана в
соответствии
с художественными способностями
учащихся, которые
значительной мере способствует совершенствованию навыков в пейзажной
живописи.
Практическая значимостьисследования состоит в том, что выводы, и
рекомендации результатов практической работы могут быть использованы
педагогами
на
занятиях
пейзажной
живописью
подготовки учащихся.
5
и
самостоятельной
Материалы, полученные в результате исследования, могут быть учтены
при
разработке
учебных
программ,
составлении
учебных
пособий,
спецкурсов по живописи.
Этапы исследования:
Первый этап исследования 2016 - 2017 год: определялись задачи,
гипотеза, объект и предмет исследования; подбирались и изучались научнотеоретические
материалы,
обрабатывалась
литература
по
исследования; определялись параметры анализа работы
проблеме
школьников;
проводился констатирующий эксперимент.
Второй этап исследования 2017 - 2018 год: осуществлялся поиск
наиболее эффективных методов и путей педагогического воздействия на
учащихся с целью развития у них навыков пейзажной живописи,
проводилось дальнейшее теоретическое изучение проблемы.
Третий этап исследования 2018 год заключительный; проводился
формирующий эксперимент, дорабатывалась теоретическая и практическая
часть исследования.
Экспериментальная
база
исследования:
Муниципальная
общеобразовательная средняя школа № 34 г. Белгорода.
Выпускная квалификационная работа состоит из: введения, трех глав,
заключения, библиографического списка.
6
ГЛАВА 1.ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРЕПОДАВАНИЯ
ЖИВОПИСИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
1.1. История обучения пейзажной живописи
Природа имеет безграничное многообразие и великолепие. Солнечный
свет, который окружает, создает неисчерпаемую гармонию красок. В
результате чего она позволяет пробудить в человеке определенный жанр
изобразительного искусства, который называется пейзажем.
Пейзаж имеет богатую историю развития, ко 2 тыс. до н.э пейзажи
замечены на
фресках - это фактически цельные панно на которых
отображены птицы, ландшафт рек.
В средние века пейзаж можно заметить на иконах.
В формировании пейзажного жанра приняли участие множество
художников.
Формирование живописи с XVII в. до ХІХ в. На картинах отпечатан
след гуманизма, воздаятельного отношения к природе. Во времена
Ренессанса часто были замечены виды весны, а в барокко - виды осени.
В XIX в. Популяризируется изображение романтической активной и
живой природы. Большое влияние имели английские художники. Большое
распространение пейзаж получил во Франции. Творцы Барбизонской школы,
писали картины родных видов.
В России пейзаж, как самостоятельный жанр живописи утвердился в
XVIII в. В ХVІІІ-ХІХ вв. стали появляться картины, в которых точно
давалась натура (Ф.Я. Алексеев - изображал памятники архитектуры Москвы
(рис.1), Петербурга (рис.2), Гатчины и Павловска). Новатором в области
пейзажа стал А.А. Иванов.
7
Рис. 1. Ф.Я. Алексеевпамятники
архитектуры Москвы
Рис.2. Ф.Я. Алексеев памятники
архитектуры Петербурга
Общенациональный российский пейзаж утверждался в стилевых
трудах А. Г. Венецианова и его учащихся, которые рисовали деревенскую
жизнь на фоне лугов и полей спелой ржи.
В творческой работе А. К. Саврасова возникает новый мотив камерный
поэтичный
пейзаж,
детально
рассказывающий
о
красоте
застенчивых уголков родной природы.
«Формирование живописи до ХХ в., современники увидели: в пейзажах
А. К. Саврасова реальную Россию с её красотой (рис.3); морские дали - И. К.
Айвазовского; творца этических картин, приуроченных к российскому лесу И. И. Шишкина» [1, с.25].
Рис.3. А.К. Саврасов
Зимний пейзаж. Москва
Рис.4. И.К. Айвазовский Морские
просторы
8
Расцвет русской пейзажной живописи связан с именами И.И. Левитана,
И.С.
Остроухова,
В.Д.
Поленова,
В.А.
Серова,
А.М.
Васнецова,
К.А. Коровина, М.В. Нестерова, Н.Н. Рериха - утверждавшим в русском
искусстве «пейзаж настроения». [11, c.86].
Конец ХІХ - начало ХХ в. Считают «золотым» веком русского
пейзажа.Творчество художников ХХ в. очень разнообразно: это поэтические
северные пейзажи А.А. Борисова; пейзажи Урала, Сибири Н.М. Ромадина
(рис.5).
Б.Я. Ряузова
(рис.6);
монументально-эпические
пейзажи
В.В. Мешкова, Б.В. Щербакова; индустриальные пейзажи А.А. Дайнеки,
В.Н. Яковлева, Г.Г. Нисского; полные света, лирики, чистоты и ясности
пейзажи средней полосы России художников Н.Э. Грабаря, К.Ф. Юона,
С.В. Герасимова; мастера элегического настроения В.К. Бялыницкого-Бируля
и др.
Рис.5. Н.М. Ромадин
Путешествие на Урал
Рис.6. Б.Я. Ряузов Белая экспозиция
Так благодаря изучению целостности природы, а также олицетворению
и образа на холсте является важными взаимосвязанными процессами, в
результате чего происходит формирование художественных навыков, у
художника-пейзажиста в целом. «Что касается такого подхода к процессу
изображения пейзажа, то он формируется на зрительных образах и
впечатлениях, основные знания и навыки живописец приобретает в процессе
работы с натурой» [1, с.5].
9
Рассматривая историю обучения пейзажной живописи, важно отметить
два основных вида обучения, а именно работа в помещении и выполнение
этюдов на пленэре.
Спецификой работы на пленэре, является то, что природный свет дает
больше красок и тонов объекту, в результате у наблюдающего будет
происходить неоднократная смена освещения, так как все зависит от
природных и погодных условий. «Всё это является новыми или необычными
условиями для живописи, которые усложняют работу с натурой, но при этом
делают работу более гармоничной и правильной» [11, с.95].
Целью работы на пленэре, является закрепление, а также расширение
полученных навыков знаний и умений в процессе учебного года, в результате
чего происходит выработка умения применять свои творческие навыки, на
открытом пространстве которые имеют естественные условия освещения.
Также художественные навыки могут формироваться в последствии работы
на пленэре, то есть происходит формирование навыков рисования, учащиеся
учатся делать правильно набросок, зарисовку и длительный рисунок, также
происходит формирование навыков живописи, тоесть краткосрочные и
длительные этюды которые могут выполнять учащиеся.
«Если говорить о специфике работы на пленэре, то она включает в себя
различные техники и приемы живописи, которые позволяют повысить
художественный
и
творческий
опыт
детей
в
изобразительном
искусстве» [12, с.85].
Рассматривая историю живописи пейзажа России, важно отметить то,
что она начинается с Российской академии художеств, в которой
классифицировали различное художественное образование в стране. Начиная
с середины XIX века, где академический метод обучения очень сильно
отличался от развития русского искусства, который впоследствии вызвал
кризис академии и позволил возникновению современных художественных
школ, таких, например, как Венецианова или Московское училище
живописи,
ваяния
и
зодчества.
«Благодаря
10
П.П. Чистякову
(рис.7),
сформировалась академия, на основании того, что была сформирована новая
педагогическая система, с помощью которых были сформированы новые
традиции академической школы» [12, с.87].
Начиная с ХХ века пленэр являлся основой развития живописи, от чего
и формировалась обогащение, рефлексирующий воздействия воздушной
среды на формирование картины, где точка наивысшего расцвета живописи
пейзажа достигла в творчестве передвижников,«таких мастеров русского
пейзажа XIX века как С.Ф. Щедрин, М.И. Лебедев, И.К. Айвазовский,
Ф.А. Васильев, А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, и
другие» [12, с.87].
Рис. 7. П.П. Чистяков «Римский нищий»
Рассматривая советский пейзаж, можно сказать что, он сформировался
еще до середины 1917 года, «который включал многообразие природы 40-х
годов, но уже начиная с 60-х годов ХХ века начал активно развиваться и
внедряться в систему обучения» [4, с.27].
Если рассматривать городской пейзаж, то он нашел свое место в
советской живописи, так одним из примеров является картины Юрия
Пименова «Новая Москва» (рис.8). В своей картине он изобразил блестящую
погоду, после дождя, которая включала в себя широкую улицу, на первом
плане расположен легковой автомобиль, с сидящей в ней девушкой. Пименов
11
сразу же включил в действие свое воображение, понесся по этим
праздничным улицам, передал свое вдохновение и вольное дыхание города.
«Город предстал в этом пейзаже не как людное шумное место, где имеет
место человеческое одиночество, а как живой, бьющийся организм, который
готовил себе новую жизнь и строит наш народ, нацеленный на совершение
новых подвигов» [14, с.13].
Рис.8. Юрий Пименов «Новая Москва»
Еще образцом данного вида пейзажа считаются работы А. И. Морозова
в послевоенном времени. В первый раз более обширно зритель познакомился
с работами Морозова(рис.9) в 1935 году, когда на выставке в Москве он
показал все 40 произведений. В этих работах он рассказал особенности
таланта художника, которые проявлялись в творческом методе, ярко и смело
была
сформирована
поэтическая
основа
романтического
восприятия
природы, любовь кживописи, которая имела широкое и колористическое
богатство. «Выставка являлась результатом напряженного пятилетнего труда
молодого художника, который окончил Вхутемас-Вхутеин в 1930 году»
[24, с.8].
Начиная с 20-х годов, в художественной школе уже начали
формироваться основные принципы искусства целого поколения, которые
включали в себя советских художников, характерным представителем
которого является Морозов. Рассмотрев педагогическую систему Вхутемаса,
12
можно выявить огромное влияние на учащихся различные виды искусства, то
есть живописи, графики и архитектуры, она повлияла активно, как одна из
специфических форм, которая выражалась как тонкое чувство цвета, при
этом
определяло
особый
экспрессивный
характер
различных
художественных произведений. Если говорить о произведениях Морозова, то
в отличие от многих товарищей по факультетам он обладал строгой формой
рисунка.
Рис.9. А.И. Морозов «Крыши» 1935 г.
В историческом аспекте подготовки пейзажистов, живописный
факультет Вхутемас-Вхутеин, являлся одним из ведущих университетов,
здесь трудились основные живописцы, а также преподаватели практики,
такие как В.А. Фаворский, Б.К. Истомина, Н.П. Крымов, И.И. Машков,
Р.Р. Фальк, и другие. Заслуга данной школы является формирование
живописи пейзажа, которое включало в себя метод социалистического
реализма. «В следующее становление различных традиций реалистического
направления в отечественной живописи было связано с творчеством такого
знаменитого художника И.Э. Грабарь, Б.В. Иогансон, Е.А. Кибрик, и другие»
[33, с. 536].
13
Немаловажный опыт в процессе подготовки пейзажистов был накоплен
художественно-графическим факультетомнашей страны. В основу данной
методики было положено методические системы Чистякова и Кардовского.
Основным отличием академии художеств было деление по мастерским.
«Однако одной из основных особенностей факультетов была великая система
формирования и великолепие пейзажистов, которые составляли достойную
конкуренцию выпускникам Вузов» [17, с.37].
Таким образом, инновационное образование вносит собственные
поправки в обучении пейзажной живописи, а еще создание обычных
способов обучения пейзажной живописи в программе художественной
школы, которая базируется на разных уникальных методах.Все они
включают в себя развитие способностей ребенка, при этом они позволяют
сохранить индивидуальность каждого ученика, и позволяют побудить
самостоятельность в процессе освоения новых умений и навыков в процессе
обучения живописи.
1.2. Сравнение систем обучения живописи
Содержание программ по изобразительному искусству, и учебные
планы школы, и общая система традиционного обучения привели к тому, что
сложилось неверное отношение к предмету не только в педагогических
коллективах, но и среди родителей.
Поколения родителей выросли в таком понимании не только
школьного предмета, но и самого искусства. Существует необходимость
изменить ситуацию решительно и в корне.
В работе над новым содержанием, новыми методами преподавания
ИЗО
имеют
место
две
альтернативные
тенденции,
наиболее
ярко
выраженные в технологиях В.С. Кузина, Б.М. Неменского, Н.К. Шабановаи
Н.М. Сокольниковой.
14
Исходя из того, что большинство родителей, преподавателей и
учащихся не воспринимают предмет ИЗО, как один из основных предметов,
позволяющих развить творческие способности, по мнению В.С. Кузина,
Б.М. Неменского, Н.К. Шабанова и Н.М. Сокольниковой данный предмет
имеет свои особенности и цели. Так для того, чтобы выявить особенности
каждой программы приведем сравнительный анализ (табл.1).
«Предмет изобразительного искусства направлен на активное развитие
эстетического и нравственного отношения учащихся к действительности,
которые ведут к отклику на красоту всего окружающего мира» [1, с.5].
Исходя из того, что ИЗО направленно на развитие учащихся то, в
программах обучения имеются общие цели, а именно:
1) По В.С. Кузину:
- получение познаний основ реалистического рисунка;
- развитие у обучающихся навыков рисования с натуры, по памяти, по
представлению;
-«развитие у обучающихся изобразительных способностей, художеи
ственного вкуса, творческого воображения» [13, с.16];
и
и
им
- развитие у обучающихся пространственного мышления, а также
любви к искусству.
2) По Б.М. Неменскому:
- развить вкус и интерес к общению с настоящим искусством;
им
им
- культура отношения к обществу через изобразительное искусство;
им
им
им
- передача творческого опыта через изобразительное искусство;
- ознакомление с образными языками путем изучения искусства;
им
- «пробуждение интереса к искусству и первое сознательное
соприкосновение с высоким уровнем отношения к роли искусства в жизни,
создание фундамента культуры общения с ним» [17, с.46].
3) По Н.М. Сокольниковой:
- формирование интереса к изучению изобразительного искусства;
15
- воспитание у учащихся веры в свои силы, в свои творческие
способности;
- направленное, систематизированное применение искусствоведческих
повествований либо разговоров, активизирующих интерес детей, службу его
идеи, его психологическую и эстетическую внимательность;
- применение промышленных денег преподавания, в особенности
видеоматериала и аудиоаппаратуры, и специализированных явных пособий;
- «систематическое
формирование
педагогически
целесообразных
взаимосвязей между разделами учебного предмета «Изобразительное
искусство»,
между
этой
и
другими
школьными
дисциплинами,
интегрированное обучение искусству в школе» [28, с.35].
4) По Н.К. Шабанову:
- использовать современные эффективные инструментарии в овладении
изобразительным искусством;
- проектировать и реализовывать в практике идеи изображения
картины;
- развить интерес к искусству;
- содержать в академической процедуре концепцию задач и процедур,
нацеленных на реализацию;
- проводить анализ собственных работ;
- развить мышления, эстетического чувства и понимания прекрасного,
воспитание интереса и любви к искусству.
Для
полноценного
развития
учащихся
в
процессе
обучения
изобразительному искусству, важно формировать эстетическое отношение к
окружающему, в результате чего будет гармоничное развитие личности, в
основе которого лежит полноценное развитие интеллекта и нравственных
качеств. Также, по мнению педагогов важно учитывать принцы постоянства
и принцип единства, который взаимосвязан с жизнедеятельностью (табл.1).
Таблица 1. – Сопоставление особенностей концепции и программы
технологии обучения изобразительному искусству
16
Автор
В.С. Кузин
Особенности
концепции
Выполнения заданий на
память (развитие зрительной
памяти)
Формирование
представлений о пропорции,
конструкции и цвете.
Б.М.
Неменский
Принцип целостности и
неспешности эмоционального
освоения.
Раскрытие
языковых
сторон об искусстве.
Типичность искусства,
позволяющая доводить все до
конца.
Потребность
в
приобретении ЗУН.
Человековедение
как
основа усвоения искусства.
Системность
в
выполнении
творческой
работы.
Н.М.
Систематичность
Сокольникова контроля
изобразительной
деятельности учащихся.
Усложнение
деятельности,
позволяющее развить
художественные навыки.
Рассказы и беседы как
основа активизации
познавательных интересов.
Взаимосвязь
с
окружающей
действительностью.
Активная смена видов
изобразительного искусства.
17
Особенности
программы
Рисование с натуры
(рисунок,
живопись),
рисование на темы и
иллюстрирование
(композиция),
декоративная
работа,
лепка,
аппликация
с
элементами
дизайна,
беседы об изобразительном
искусстве и красоте вокруг
нас
Сочетание
последовательности
социально-эстетических
«горизонталей»
с
профессиональными
элементами «вертикалей»
(навыки и знания) при
господстве в конструкции
«горизонталей».
Ознакомление
с
приёмами
живописи
гуашью и акварелью;
Освоение
простейших приёмов лепки
объёмных форм;
Изучение
цветоведения,
Формирование
умения
передавать
в
тематической композиции,
иллюстрации смысловые
связи
между
изображаемыми
объектами,
выбирать
горизонтальный
или
вертикальный
формат
работы в зависимости от
замысла,
использовать
соответствующий замыслу
фон рисунка, добиваться
выразительности образов;
«игры
с
пространством»:
приём
загораживания,
уменьшение
удалённых
объектов.
Рисование с натуры,
декоративная работа,
беседы
об
изобразительном, изучение
цветоведения,
формирование
умения
передавать
в
тематической композиции,
иллюстрации смысловые
связи
между
изображаемыми объектами
Н.К. Шабанов
Проектировать
и
реализовывать в практике
экспериментальные
методические системы в
соответствии
с
новым
учебным содержанием;
разрабатывать
и
включать в учебный процесс
систему
заданий
и
упражнений, направленных
на развитие мышления;
выявлять
и
апробировать эффективные
педагогические технологии;
проводить диагностику
уровня
развития
художественно-творческих
способностей
Таким образом, по данным сопоставления технологий обучения, можно
выделить то, что в основе любой технологии лежит эстетическое воспитание,
на основании которого будет происходить формирование личности, а также
развитие основных навыков овладения искусством. Помимо этого, в основе
содержания данных программ обучения лежат такие закономерности
обучения как: живопись, умение ориентироваться пространстве, умение
работать с горизонталями и вертикалями. Исходя из этого, можно сказать,
что любая технология имеет свои особенности, но несмотря на это, они
схожи между собой и сформированы на общих понятиях.
18
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ЖАНРУ
ПЕЙЗАЖ НА КРУЖКОВЫХ ЗАНЯТИЯХ
2.1. Особенности методики обучения жанру пейзаж на кружковых
занятиях
Согласно программе О.В. Свиридовой, составленной на основе
программы Б.Н. Неменского по изобразительному искусству для 5, 6, 7, 8, 9
классов очень важно у детей формирование художественной неотъемлемой
культуры.
Задачами курса являются:
- формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное в жизни и искусстве;
- формирование художественно-творческой активности школьника;
- овладение образным языком изобразительного искусства посредством
формирования художественных знаний, умений и навыков.
Пейзаж, согласно данной программе, дети изучают в первой четверти 6
класса. Ему отводится 2 часа. В четвертой четверти – 3 часа. Итого – 5 часов
в 6 классе общеобразовательной школы.
Таким образом, можно сделать вывод, что изучение пейзажной
живописи имеет место, как в первой, так и во второй программе. Стоит
учесть и то, что поскольку, вторая программа составлена для учеников
общеобразовательной школы, но доля изучения пейзажа в ней вполне
значительная.
Разработка критериев сформированности художественных навыков у
детей на занятиях по пейзажной живописи:
Когнитивный критерий:
-основополагающие жанры и виды пейзажной живописи;
-четкие знания о развитии пейзажа в истории мирового искусства;
19
- имена
художников
(как
отечественных,так
и
с
мировой
известностью), а также их работы;
- особенности творений отечественных художников-пейзажистов и их
значение в русской культуре.
Уровни операционно-технологического критерия:
Высокий:
- четко задал форму;
- точно продумал композицию;
- соблюдает пропорции;
- отобразил цвет предметов;
- имеет законченность.
Средний:
- в работе имеют место незначительные искажения;
- композиция распределена по всему листу;
- имеются незначительные искажения при соблюдении пропорции;
- имеются отклонения от цвета предмета в реальности;
- частично цельный характер изображения.
Низкий:
- имеются большие искажения в форме изображения;
- композиция носит случайный характер;
- неточно отображены пропорции предметов;
- цвета предметов отображены не точно;
- нет целостности.
Эмоционально-личностный критерий:
- передает отношение учащегося к оценке его работы взрослым;
- передает эмоциональный уровень отношения к работе;
- передает отношение к занятию, предложенному учителем;
- передает отношение к процессу деятельности;
- передает отношение к своему труду.
Уровни эмоционально-личностного критерия:
20
Высокий:
- замечания принимает, хочет скорректировать свои ошибки в работе.
Средний:
- замечания принимает чрезмерно (большое счастье при похвале и
промедление в активности при любом замечании;
- не может объективно оценить свою работу.
Низкий:
- отсутствие интереса к оценке взрослого, отсутствие какого-либо
изменения в деятельности;
- не может самостоятельно по факту оценить свою деятельность (нет
оценки собственного труда).
Разработка
содержание
занятий
направленных
на
развитие
художественных навыков средствами пейзажной живописи.
Блок состоит из 6 занятий. В среднем занятие длится 2 часа 15 минут,
нонекоторымзанятиямуделяется больше времени для практической работы.
Общее количество часов – 27 часов.
Таблица 2. – Содержание занятий по живописи
Тема
Пейзаж –
большой мир.
Организация
изображаемого
пространства.
Пейзаж –
настроение.
Природа и
художник.
Кол-во
часов
4ч
30мин
4ч
30 мин
Содержание
Пейзаж как самостоятельный жанр
в искусстве. Огромный и
легендарный мир. Колорит как
средство решения образа пейзажа,
как одно из ведущих средств
выразительности.
Значение колорита в
разныеисторические периоды
развития жанра пейзажа.
Природа как отклик переживаний
художника. Многообразие форм и
красок окружающего мира.
Изменчивость состояния природы
в течение суток.Значение линии,
пятна.Роль колорита в пейзаже.
Освещение в природе. Красота
разных состояний в природе: утро,
вечер, ночь.
21
Практическая
работа
Работа над
копированием
большого эпического
пейзажа.
Работа над
копированием пейзажа
Шишкина И.И.
«Полдень. В
окрестностях Москвы».
Городской
пейзаж.
4ч
30мин
Глубок смысл
природы.
Творчество
Ф.А.Васильева.
4ч
30мин
Пейзаж
настроения,
светотень.
4ч
30мин
Архитектурный
пейзаж.
Правила
линейной
перспективы.
4ч
30мин
Понимание красоты природы
художниками разных
историческихпериодов. Разные
образы города в истории искусства
и в Российскомискусстве 20 века.
Ритмическая организация листа:
- воздушная перспектива;
- колорит;
- линия горизонта;
- пространство.
Новые техники рисунка. Посырому. Композиционное
размещение на листе. Прокладка
основного цвета. Использование
приема «вливание цвета в цвет».
Дорисовка по сухому слою краски.
Отношение черных и белых пятен,
их ритм – способ решения задач.
Основы языка графики – тон,
пятно,линия, точка.Линия плавная,
округлая; светотеньравномерная,
спокойная
Перспектива как учение о способах
передачи глубины пространства.
Уменьшение и удаленных
предметов –перспективные
сокращения. Плоскость картины.
Точка зрения. Горизонт и его
высота. Точка схода. Законы
линейной перспективы.
Рисование с натуры –
вид из окна
«Городского пейзажа»
Работа над
копированием пейзажа
Ф.А. Васильева «Утро»
Рисование с натуры –
вид из окон школы.
Рисование с натуры.
Архитектура в
окрестностях школы
Итого: 27
Исходя из того, что изображение окружающей реальности с учетом
воздействия на натуру световоздушной перспективы и естественного
освещения – сложные задачи для учащихся, правильное решение которых
требует от них основательных навыков по всем творческим дисциплинам.
Для реализации программы обучения, необходимо включать пленэр,
который является основой развития живописи учащимися, так как, работая
на пленэре, можно живо и полно передать особенности природного
освещения и световоздушную среду.
Пленэр, опираясь на полученные знания и навыки по предметам
рисунок,
живопись,
композиция,
помогает
совершенствовать
и
развиватьтехнические способы работы в этих дисциплинах. Работа на
открытом воздухе большей частью связана с выполнением этюдов и
22
зарисовок пейзажных мотивов,с их малыми и монументальными формами
(приложение 4).
Изучая объекты живой природы, приобретают богатый материал в виде
накапливающихся визуальных впечатлений от натуры. У них постепенно
возникает потребность в наблюдении и неторопливом любовании природой.
Становятся достойными их внимания непревзойденные очертания облаков и
теплый свет вечернего солнца, замысловатый рисунок обвивающих
дубветвей и легкое кружево статной берёзы, малый, садовый пруд и
безграничные дали.
2.2. Экспериментальная часть ВКР
Теоретический анализ по теме «Обучение учащихся живописи пейзажа
на кружковых занятиях в общеобразовательной школе»показал, что обучение
учащихся на кружковых занятиях по изо искусству позволяет развить знания,
умения и навыки в творческом аспекте, также учащиеся научатся новым
техникам написания живописи, познают инструменты для создания пейзажа.
В
результате
все
это,
позволить
раскрыть
творческий
потенциал
учащихся. Эксперимент проводился в городе Белгороде базе школы № 34 в 6
классе, количество испытуемых 10 человек.
Был проведен опрос (приложение 3), с целью выявления знаний о
пейзажной живописи у детей 6 класса (рис.10).
23
Высокий
уровень (8-9
Балла)
10%
Никзий
уровень (1-5
балла)
50%
Средний
уровень (6-7
балла)
40%
Рис. 10. Результаты опроса знаний о пейзажной живописи
Диалог с детьми об особенностях пейзажной живописи позволил
сделать вывод о том, что детям известно очень мало о пейзаже как о жанре
живописи. На занятиях дети, как правило, пишут лишь натюрморты, а
пейзажу отводится немного времени на занятиях по композиции, и то, не
часто.
После проведенного исследования было решено провести занятие по
пейзажной живописи (приложение 1). Целью данного занятия являлось
выявление развития художественного творчества учеников, выявление их
навыков
самостоятельно
организовывать
пространство,
работать
с
пропорциями и положением предметов в пространстве, а также обучению
способам передачи цвета и пространства.
Для достижения результата и улучшения их знаний на занятии были
использованы такие методы как: словесный (объяснение, беседа, рассказ);
наглядный
(показ,
наблюдение,
демонстрация
приемов
работы);
практический; эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание
художественных впечатлений).
24
Основным приемом на уроке является наглядно-действенный, который
учит детей сознательно создавать нужную форму на основе их конкретного
опыта. Для этого был использован показ приемов изображения.
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Когнитивный
Низкий
Средний
Высокий
40
40
10
Операциональнотехнологический
60
40
0
Эмоциональноличностный
0
70
30
Рис. 11. Результаты констатирующего эксперимента.
По результатам проведенного занятия на тему «Пейзаж» был проведен
анализ по отобранным критериям. Врезультате выяснил, что у четырех детей
уровень развития художественного творчества средний. У остальных детей –
низкий.
Итоги констатирующего опыта позволили сделать вывод о том, что у
детей плохо сформированы умения соблюдения пропорциональности при
изображении разных вещей, без помощи других обдумывать композицию,
верно, передавать цветную палитру вещей, которой они обладают в
действительности. Содержание уроков (приложение 2) ориентировано в
обнаружение значения становления образных умений у детей, а еще
содействующая их вырабатыванию по разным аспектам, которые были
выявлены в процессе исследования блока занятий. Главная мысль:
формирование образных умений в изображении пейзажей у детей средствами
пейзажной живописи.
Предлагаемое занятие построено такимобразом, чтоб обнаружить
исходный уровень образных умений у детей и совершенствовать их, с учетом
25
возрастных черт, средствами пейзажной живописи. В блоке занятий ребятам
предполагаются приемы по композиции, цветоведению, перспективе,
равномерно переходя к заданиям по пейзажной живописи. В конце блока
ведется окончательное занятие на тему: «Пейзаж с натуры». Воспитанникам
предполагается следующее: нарисовать пейзаж с натуры, предварительно
подобрав конкретное личное ощущение с состояния природы и успешного
определения композиции.
Повторное проведение исследования выявление окончательных итогов
в крайнем уроке были вторично проведены практические задания и тест.
После формирующего
эксперимента детям опять было
предложено
исполнение практического задания, что,несомненно, поможет найти уровень
развития образных умений у ребенка. Это задание разрешило сделать вывод
о том, что показатель увеличился в 1-2%, что можно объяснить тем, что дети
заинтересованы в предоставленном виде работы и обладает огромное
желание учиться пейзажной живописью. Не считая того, увеличился уровень
трудности описания детьми объектов. По данным проделанного теста было
выявлено, что степень знаний в области пейзажной живописи у детей
улучшилась. Такая динамика была достигнута в итоге выполнения
практических занятий с детьми.
Высокий
уровень (8-9
Балла)
40%
Никзий
уровень (1-5
балла)
10%
Средний
уровень (6-7
балла)
50%
Рис. 12. Результаты повторного опроса знаний о пейзажной живописи
На рисунке 13 показано процентное соотношение детей к каждому
уровню развития творческих способностей в динамике.
26
100%
90%
80%
70%
60%
50%
40%
30%
20%
10%
0%
Низкий
Средний
Высокий
до Эксперимета
40
40
10
после Эксперимента
30
60
10
Рис. 13. Результаты эксперимента в динамике
Таким образом, исходя из представленных результатов наблюдается
улучшение
показателей
по
таким
критериям,
как
когнитивный
и
операционально-технический. Также с помощью занятий по пейзажной
живописи у учащихся формируются художественные навыки, так как они
стремятся раскрыть свой талант, и полноценно раскрыть замысел создания
картины.
27
ГЛАВА 3. ЭТАПЫ ВЫПОЛНЕНИЯ ТВОРЧЕСКОЙ
КОМПОЗИЦИИ «ДИВНОГОРЬЕ»
3.1. Разработка замысла живописной композиции «Дивногорье»
Основой
выбора
темы
послужила
увлеченность
творчеством
современных художников, которые позволили по-новому посмотреть на
достаточно обыденные и ни чем неприглядные, на первый взгляд, вещи.
Одна из прелестей нашей природы в великом разнообразии погодных
условий, меняющихся со сменой времен года и день от дня. Погода может
установиться на пару дней, реже - на неделю, но затем все равно изменится,
может быть, даже разительно. В связи с этим, решил показать в наиболее, на
мой взгляд, интересном виде пейзаж в летнее время. Это особенно ценно,
поскольку сюжет и настроение задаются в первую очередь погодными
условиями. Поскольку место написания этюдов, был мужской монастырь
«Дивногорье». В итоге решил дать название серии своих работ аналогичным
названию местности.
Определившись с темой, перешел к созданию эскизов. Процесс
создания эскиза пейзажа-картины не может проходить без участия
воображения и представления.
Замысел пейзажной картины возникает в начале в неопределенной
форме. В ходе творческого процесса он постоянно меняется, корректируется.
Иногда содержание произведения менялось довольно сильно, но общий
замысел остается прежним.
Процесс создания эскиза пейзажной картины разделялся на несколько
этапов:
1. Формирование замысла пейзажной картины.
2. Сбор подготовительного материала (этюды с натуры).
3. Составление
поисковых
эскизов
композиции
пейзажа
использованием собранного материала.
4. Тональное изображение пейзажа средствами тональных зарисовок.
28
с
5. Проработка эскиза пейзажной картины средствами живописи.
После того, как этюдный материал собран, приступил к разработке
окончательного варианта композиции. Моей задачей было создать поисковые
эскизы композиции, отображающие в себе все основные композиционные
особенности будущей
картины. Важным условием было
выявление
композиционного центра эскиза пейзажной картины.
В процессе исполнения этюда в пленэре, представлял объекты и
предметы ландшафта все без исключения мгновенно, одновременно держа в
области зрения ближайший и далекий проекты. Только присутствие
целостного
зрительного
восприятия
возможно
грамотно
установить
масштабы абсолютно всех элементов ландшафта в возможности, их цветные
взаимоотношения в различных проектах и достигнуть единства рисунка.
Сопоставление, сравнение объектов и предметов ландшафта согласно
расцветке, светлоте и интенсивности, обнаружение их различий в природе начальные сведения в целях возведения разноцветных взаимоотношений
этюда. Создание пейзажа, должно было быть заранее увидено в природе, а во
время написания выпускной квалификационной работы только уточнено и
обогащено.
Из всех этюдов было выбрано три наиболее удачных, которые в
дальнейшей проработке составили серию «Дивногорье».
Заключением данного этапа стало перемещение эскиза на холст и
придание разной фактуры по принципу деления в несколько планов. Потом
перешел к созданию серии картин.
Подготовка материала для выполнения работы, льняной холст натянул
на подрамник и проклеил столярными клеем, при помощи широкой плоской
кисти. Дальше холст просушил, покрыл грунтом. Когда грунт подсох,
приступил к работе. На холст наносится черновой набросок.
Применяя технику а-ля прима, картина в такой пишется за один сеанс.
Как раз то, что краски не успевают подсыхать в процессе работы, отчуждает
вероятность извлечения мягких переходов света и тени. Около начертанье
29
картин в такой технике письма, цвет складывалась отдельными слоями,
любой из каких тщательно высушивается.
Картина писалась в 3 этапа: подмалевок, потом пастозная прописка и
лессировка. В момент лессировки наносился полупрозрачные и бесцветные
слои краски. Создание картин проходило по следующему плану:
1) создание эскизного картона;
2) перевод изображения на холст;
3) подмалевка;
4) завершение пейзажа.
Создание работы проходило по последующим этапам:
1. Для того, что бы создать картон, с помощью которого перенес
изображение с наброска на конечную работу, была использована калька. С
помощью кальки и способа «сетки» было увеличено и перенесено
изображение с наброска на картон, размер которого подходит объему
итоговой работы.
2. Перенесение изображения с бумаги на холст было сделано при
помощи способа «сетки», кистью и разведённой растворителем масляной
краской.
3. На стадии подмалевка обычно в одном тоне прорабатывал тенью
объём обозначаемых предметов и фигур, тёмными тонами - тени, светлыми освещённые части картины. Подмалёвок производится в 2 цвета либо
многоцветно с расчётом на просвечивание его через те тонкие круги цветов,
которые наносятся на завершающей стадии работы.
4. Завершение работы предполагало доработку работы до целого
состояния, прописку главных моментов картины, выделение главного.
В процессе работы над творческой частью был сделан вывод, что
природа нескончаемо различна. Все в природе согласованно, в том числе и,
несмотря на воздействие, что оказывает на природу человек. Во всяком
случае, она вызывает глубочайшие переживания и идеи, что способствует
появлению в изобразительном искусстве жанра пейзажной живописи.
30
Пейзаж представляет собой одну из самых эмоциональных областей
изобразительного искусства, особенно это касается городского пейзажа,
который вызывает неоднозначные эмоции. Итогом работы стала серия
картин на тему «Дивногорье».
3.2. Методика и последовательность выполнения пейзажной композиции
«Дивногорье»
Почему Дивногорье?, это место, которое имеет прекрасные красоты,
захватывающий неповторимым своим очарованием, является уникальным
уголком природы.
Здесь сияет красивое синее небо, которое разбавляет красотой своей
красу меловые столбы дивы имеющих различные размеры, при этом
причудливые
формы,
которые
запоминаются
своей
красоты.
Если
рассматривать ее, то она имеет загадочные входы вразличные пещеры,
которые много лет назад начинали поражать человека своим потрясающим
видом посредством сверкающих различных белых горкоторым дали название
«Дивногорье».
Таким образом «Дивногорье» является уникальным архитектурным
комплексом, в котором,начиная с 1653 года был основан свято-успенский
мужской монастырь, а в меловых горах были выбраны вырубленные
пещерные церкви, в которых по сей день служит божеству.
Благодаря уникальной истории развития «Дивногорье» мной была
выбрана данная пейзажная композиция, так как она манит своей красотой и
величием и необыкновеннием.
Для того чтобы выполнить данную композицию необходимо было для
начала разработать палитру цветов, где была использование большое
количество красок, также важно при разработке композиции не смешивать
различные краски так как их взаимодействия может вызвать изменение
цвета.
31
В композиции«Дивногорье» были использованы сложные смеси в
состав, которого входило не более трёх красок благодаря этому получались
различные цвета, с помощью которых можно было передать весь контраст
данного пейзажа.
Рассматривая
технические
приемы
выполнения
картины
«Дивногорье»,были выбрана масляная краска в связи с тем, что она имеют
различные цветовые и технические преимущества и особенности. При
высыхании краски не темнеют и не высветляются, при этом не теряют
яркость и не прибавляют ее. Масляные краски высыхают медленно, это
свойство позволяло во время выполнения работы добиваться тончайших
цветовых переходов и точность выполнения композиции.
Первая
стадия
работы
это
нанесение
контура
и
подготовки
формырисунка, которая имеет определенные очертания и линейный
набросок. В данном случае были использованы для подготовки фон окраски.
По классической системе набросок был выполнен однотонными красками.
В процессе работы над эскизом не было сформировано никаких
твердых очертаний, но была использована система легкого изображения
пейзажа, но с точки зрения техники при начальной был нанесен полутон,
затем тень и лишь потом был обозначен свет всё это очень важно для того
чтобы правильно работать с пейзажем и правильно передать весь колорит
данной работы (рис.14).
Рис. 14. Первый этап картины «Дневная молитва»
32
В работе были использованы масленые краски, при этом не было
сделано четкого акцента на детали, так как при нанесении на холст тонкого
слоя краски, все детали эскиза были выполнены очень аккуратно. При
первом нанесением краскидавал работе высохнуть. После этого срока начал
формирование второго слоя картины.
Если говорить о нанесении одной краски на другую, то данный метод
применяется для того чтобы изменить тон краски и написания пейзажа.
Благодаря данным методом мне удалось получить тонкие нюансы написание
данной картины.
Рис.15. Первый этап картины «Вечерний звон»
Когда была выполнена работа по нанесению эскизов и красок, началась
полная работа над пейзажем. Все цветовые отношения были переданы и
соотношение объектов, которые были выдвинуты на передний план были
расположены с учетом цветового состояния освещенности. Важно отметить
то, что цветовая основа в процессе которых происходит написание живопись
этюда строится на отношениях между деталями. При этом просто при
пейзаже важно позаботиться о том, чтобы выбрать правильную точку
наблюдения.
Исходя из этого была выбрана правильно точка наблюдения, с
помощью которойсмог найти композиционное соотношение, где четко
определяется пространственный план. В композиции имеются деревья и
33
здания (рис.15), при зарисовке находился в достаточном удалении, что
позволило более четко и пропорционально изобразить все детали на этюде.
Рис. 16. Первый этап картины «Перед грозой»
После определения точки нахождения объекта, одной из основных
композиционных задач является определение плоскости на этюде, то есть
важно было соотнести крупные объекты земли и неба. После соотношения
крупных объектов все элементы пейзажа строится в зависимости от того
насколько правильно расположены линии горизонта. При построении
картины горизонт был основой для деления картины на две плоскости.
Симметрия делает композицию невыразительной и скучной, исходя из этого
была использованаасимметрия для того чтобы правильно распределить все
крупные объекты.
Рис.17. Второй этап работы «Вечерний звон»
34
Если
говорить
«Дивногорье»
между
о
взаимоотношениях
объектами
и
объектов,
участками
то
имеется
в
работе
правильная
передачаобщего цветового стояния природы. Всё это зависело от того что
картина написана в дневной период, и при этом определилась успешность
построения и правильность эмоционально-выразительных основ пейзажа.
Исходя чего решение больших тёплых отношений переносилась на дневное
освещение,благодаря тому, чтокартинанаписана в дневное время удалось
передать всю колоритность данной работы.
Рис.18. Второй этап работы «Дневная молитва»
После того
как был завершён подготовительный этап, были
разработаны все окончательные варианты эскизов и композиции, был
определён размер, формат работы, были сделаны пейзажи в графических
зарисовках. С помощью данных работ было создано в наиболее точные
отношения в пейзаже. После этого работа была выполнена на холсте
красками. При работе красками были использованы цвета, при которых не
мутнели фоновые цвета, и в совокупности все это должно помочь
выполнитьзадачи, которые были намечены при разработке композиции
пейзажа.
35
Рис.19. Второй этап работы «Перед грозой»
На первой картине «Дневная молитва» (рис.20) изобразил затененные
холмы, с помощью которых можно передать волнующее состояние природы.
Также на переднем плане ярко освещенный вход в церковь, которая
посредством изобразительных средств позволяет выявить основу данной
композиционной картины. Это всё сделано для того чтобы церковь лучше
просматривалась из-за холма, при этом пришлось опустить верхний слой
горы для того чтобы выделить на передний план вход. Также была затемнена
левая часть горы для того чтобы оно было темным пятном и не выходила на
передний план. На заднем плане картины имеется лес, который позволяет
выявить необыкновенность и густоту данной природы. Ведущая тропинка из
леса в церковь позволяет понять о том, что в ней имеется рельефности и
неровности. Основой вданногоэтюда являются люди, идущие в церковь для
того чтобы выразить свою духовно-нравственные ценности.
Рис.20. «Дневная молитва»
36
На второй картине «Вечерний звон» (рис.21) изображенахолмистая
поверхность, на основании которой стоит человек смотрящий вдаль. Данная
картина передает все возможности природы также она описывает в себе
могуществу реки,которая находятся на склоне «Дивногорье». Маленькая
церковь расположена с левой стороны позволяет понять о том, что церковь
является основой величия и совершенствования человека.
Основным акцентом данной работы является передача пасмурной
погоды. Оттенки природы позволяют передать все могущество леса с
помощью холодных оттенков на заднем плане и с добавлением тёплых на
переднем. Деревья на заднем плане создают эмоциональный фон сгущения,
всё это говорит о том, что данный пейзаж имеет насыщенность и создаёт
впечатление глубины и пространства природы.
Рис.21. «Вечерний звон»
Третья картина «Перед грозой» (рис.22) несет в себе более глубокий
смысл. Всё это основано на том что в каждой картине изображается
церковь,которая несет в себе определенный духовный характер. В работе
использовались темные тона преимущественно такой густой лес, и тесное
небо позволяет более глубоко погрузиться в природу. Ведущая тропинка с
холма в церковь даёт задуматься о том, что духовный мир имеет свою
глубину. Несмотря на то, что картина написана в летний период,всё же в
дневное время пасмурная погода придает насыщенность.На заднем плане
37
изображение густого леса и церкви позволяет задуматься о том,что несмотря
на всю густоту темных красок можно увидеть отблеск рассвета.
Рис.22. «Перед грозой»
Таким образом, процесс выполнения данной работы открыл много
нового. Важно отметить то что в процессе работы нужно не просто
копировать природу, а уметь увидеть то насколько она интересна и
многогранна, увидеть в ней идею с помощью которых выполняет не только
техническую задачу, но и передает образ духовности, для того чтобы люди ее
могли ощутить через себя. В результате одно без другого существовать не
может и в любой работе должен быть духовный смысл. Готовые работы были
оформлены.
38
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Творческий потенциал личности, в широком значении может быть
мобилизован, для свершения определённой цели, осуществления плана,
решения
какой-либо
темы.
Художественно-созидательный
потенциал
личности, создается на уроках изобразительного искусства.В нашем случае,
главной целью было раскрыть и в предстоящем развить художественнотворческий потенциал учащегося средствами пейзажной живописи.
Привлечённые способы и средства способствовали активизации
выявления художественно-творческого потенциала учащегося. Методы
сопоставления, содействовавший увеличению возможной активности детей и
выработке возможных действий; Создание деталей пейзажа, позволяет
улучшитьвосприятие учащихся, определить связи в пейзажной живописи
между
частью
и
цельным,
помогло
ученикам
с
эмоционально-
образнымвосприятием действительности.
В результате исследования мы пришливвыводу, что в ходе занятия
пейзажем развивается художественно-творческий потенциал учащихся.
Методическая
последовательность
выявления
художественно-
творческого потенциала у учащихся осуществлялась при проведении
направленных занятий, где у учащихся раскрывались индивидуальные
особенности. Они выражались в художественном отношении к пейзажной
живописи и находящемуся вокруг миру, когда ученики проявляли
устойчивый энтузиазм к пейзажной живописи и эстетическим явлениям
находящейся вокруг реальности, эмоционально обращали внимание на
знакомые произведения живописи.
Множественное исполнение некоторыми учениками композиционных
поисков указывало на высокую степень проявления мотивации. Но
некоторым ученикам никак не хватало смелости в принятии каких-то
уникальных решений в композиции пейзажа, использовании контрастов.
39
Если говорить о педагогическом процессе, то встреча с пейзажем
является новшеством для каждого учащегося, потому что пленэры очень
редко используются на уроках в школе или не используется вообще, это
является принципиальным отличием от того чтоб кружковые занятия более
обширны позволяют включиться в изобразительное искусство..
Проведенное исследование позволяет сделать выводы о том, что
гипотеза исследования доказана, а задачи выполнены.
40
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1.
Антоновская К.А.
Обучение
акварельным
техникам
на
кружковых занятиях учащихся начальной школы– М.: Молодой ученый,
2017. №10 - С. 5-7
2.
Архипова О.В. Жизнь после уроков: радость познания //
Дополнительное образование и воспитание. – СПб.: КАРО,2013. -№3. - С. 1921
3.
Безрукова В.С. Педагогика –Рн/Д: Феникс,2013. - 381 c.
4.
Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа – М.:Владос, 2012. - 336 c.
5.
Бороздина Г.В. Психология и педагогика –М.: Юрайт, 2016. –
6.
Буйлова Л.Н. Как организовать дополнительное образование
477 с.
детей в школе? – М.:Владос,2005. - 288 с.
7.
Григорьев Д.В.
Внеурочная
деятельность
школьников.
Методический конструктор – М.: Просвещение, 2010. - 223 с.
8.
Козинец Н.Н.
Методика
проведения
занятий
кружка
в
объединениях художественно-эстетической направленности // Молодой
ученый. – М.: Юрайт, 2016. — №6. — С. 55-57.
9.
Кукушин В.С. Теория и методика обучения–Рн/Д.: Феникс, 2015.
- 474с.
10.
Куликов В.В. Живопись маслом. Пейзаж. – М.: Просвещение,
2013. - 188 c.
11.
Кузин В.С. Психология живописи – М.: Оникс, 2005. -234 с.
12.
Ломов С.П. Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл.
Рабочая программа для общеобразовательных учреждений – М.: Дрофа, 2013.
- 77 с.
13.
Мальцева Ф.С. Мастера русского реалистического пейзажа – М.:
Искусство, 2017. - 438 c.
41
14.
Неменский Б.М. Педагогика искусства – М.: Просвещение, 2007.
- 255с.
15.
Немов Р.С. Общие основы психологии – М.: Владос, 2003. – 688с.
16.
Питюков В.Ю.
Основы
педагогической
технологии
/
В.Ю. Питюков. – М.:Юрайт, 2011. - 262 с.
17.
Погосова Н.М. «Цветовой игротренинг» – СПб.:Речь, 2003.- 152
18.
Подласый И.П. Педагогика – М.: Юрайт, 2011. - 563 с.
19.
Прокопьев И.И. Педагогика – М.: Владос, 2012. - 544 с.
20.
Пьянкова Н. И. Изобразительное искусство в современной школе
с.
– М.: Просвещение, 2006. – 176 с.
21.
Рогова Е.И. Общая психология – М.: Владос, 2008. - 382 с.
22.
Ростовцев Н.Н. История методов обучения рисованию. – М.:
Просвещение, 2011. – 192 с.
23.
24.
Руиссинг Х. Масляная живопись для начинающих. Путь к успеху
– М.: Арт-Родник, 2013. - 867 c.
25.
Свиридова О.В. Изобразительное искусство. – М.: Учитель, 2011.
– 82 с.
26.
Сластенин В.А. Педагогика – М.: Просвещение, 2012. - 608 c.
27.
Сокольникова Н. М. Изобразительное искусство и методика его
преподавания– М.: Академия, 2014. – 368с.
28.
Стандарты второго поколения. Примерные программы по
учебным предметам. Изобразительное искусство 5-7 классы. Искусство 8-9
классы. – М.: Учитель, 2010. - 352 с.
29.
Фрибель П. Рисуем пейзажи – М.: Арт-Родник, 2014. - 599 c.
30.
Шабанов
Н.К.
Художественно-педагогическая
подготовка
учителя изобразительного искусства в вузе. – Курск: Верста, 2008. – 193 с.
31.
Шамова Т.И. Активизация учения школьников– М.: Педагогика,
2011. - 124 с.
42
32.
Шаров В.С.
Академическое
обучение
изобразительному
искусству – М.: Эксмо, 2013 - 648 с.
33.
Шматова О.В. Самоучитель современной масляной живописи –
М.: Эксмо, 2015. - 697 c.
34.
Е.В. Шорохов Методика преподавания композиции на уроках
изобразительного искусства в школе. – М.: Просвещение, 2009. – 177 с.
35.
36.
Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство – М.:Владос, 2012. -
37.
Шпикалова Т.Я. Уроки изобразительного искусства – М.: Владос,
157 с.
2013. - 128 с.
38.
Васильева Е.В.
Особенности
преподавания
живописи.
–
[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.art-education.ru (дата
обращения:02.05.2018)
39.
Колористическая подготовка обучающихся на занятиях по
живописи Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://diss.seluk.ru(дата
обращения:02.04.2018)
40.
Методика преподавания живописи. - [Электронный ресурс]. –
Режим доступа: http://cppks.muzkult.ru(дата обращения:02.05.2018)
41.
Обучение живописи. Масло. - [Электронный ресурс]. – Режим
доступа: http://artstudying.com/(дата обращения:10.05.2018)
43
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тема: Пейзаж в русской живописи.
Цель: формирование понимания пейзажа как сферы искусства, в
котором отражаетсяотношение к природе;
- познакомить с творчеством русских художников, передать их
отношение к русской природе и Родине;
- воспитывать потребность в духовных ценностях;
- провести констатирующую диагностику умений изображать деревья.
Тип урока: изучение нового материала, урок – беседа.
Методы: беседа, наглядно-иллюстративный.
Ход:
Констатирующая диагностика: в тетрадях нарисовать разные виды
деревьев.
Рассмотреть на доске картины художников, определите тему и цель
урока.
Тема сегодняшнего урока: «Пейзаж в русской живописи»
Цель: познакомиться
с
творчеством
русских
пейзажистов,
проанализировать их картины.
Что такое живопись? (вид изо)
Что такое пейзаж? (жанр изо)
Что такое колорит? (согласованность цветов в картине)
Как самостоятельное явление этот жанр пейзажа получил наиболее
широкоераспространение
в
двух
видах
изобразительного
искусства.
Подумайте в каких?(живописи и графике).
На высоком берегу Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных
сосновых лесов, расположился старинный городок Елабуга. Здесь родился,
провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван
Иванович Шишкин.
Какие его произведения вы помните?
44
Еще с детства Елабужские сосновые леса наметили основную тему
картин Шишкина – тему русской природы. Художника справедливо
называли «богатырем русского леса». Через леса он показывал в своих
произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и
красоту.
В картине «Сосновый бор» (1872) прозвучала мысль о неизбывных
силах России, ее величии: на берегу тихого мелководного лесного ручья
тянутся к небу еще молодые, но уже крепкие стройные сосны.
В 1884 году он создал величественный пейзаж – панораму «Лесные
дали». Здесь мы видим гармоничное соотношение земли и неба, мерные
ритмы развития пространства в глубину, туда, где легкий туман постепенно
скрадывает бесконечные дали.
Полотно «Сосны, освещенные солнцем» (1886) написано целиком с
натуры. Обратите внимание на интенсивность света в картине. Интересно и
выразительно изображены прозрачные тени. Это первая работа, где автор
использует фрагментарность композиции.
Главные достоинства картины
классической
ясности
«Дубки» (1886) заключаются в
композиции
и
единстве
светоцветового
решения. (Обратите внимание, где источник света, как падают тени?)
Самое
популярное
полотно
автора
«Утро
в
сосновом
лесу»
(1889). Лучи восходящего солнца, позолотившие верхушки деревьев,
рассеяли туманную дымку, открыли сокровенную глубину соснового бора
ранним утром. Играющие на сломанном стволе упавшей сосны медвежата и
стерегущая их медведица были исполнены художником Н.А. Савицким и
стали неотъемлемыми органичными компонентами этого произведения.
Простой, но в тоже время эпически мощный образ одновременно
заключается в картине«Рожь».
Рассматривание картины:
Что вы видите на картине?
45
(Стена
хлебов.
Бесконечная
дорога,
высокое
небо.
Могучие
сосныодиноко стоят среди золотистых хлебов, колышется необъятноеморе
ржи. Только чуть расступается оно, чтобы пропуститьполевую дорожку.
Идут вдалеке крестьяне.)
Какие
средства
художественной
выразительности
использует
художник?
Каковы особенности композиции и колорита картины?
(Картина написана светлыми, звонкими, голубовато- зелеными,
золотисто-коричневыми красками)
Какое чувство, настроение передает художник? (жизнерадостность)
Что вам особенно нравится в картине?
Какова идея картины?(Не смотря на простоту сюжета, он отражает
широкое содержание – это образ самой России, сеераздольем, богатством
земли, благозвучностью бытия).
Одним
из
самых
одаренных
учеников
Шишкина
былФедор
Александрович Васильев.
Он родился в семье мелкого почтового чиновника. Детство его прошло
безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения.
Некоторое время будущий художник работает почтальоном, а затем
поступает в рисовальную школу. Прожив всего 23 года, он создал ряд
удивительных, запоминающихся произведений.
Художнику интересны различные состояния природы, которые
рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг,
безысходность, смятение, просветление и т.д. Ф.А. Васильев безгранично
верил, что искусство обладает огромной силой воспитательного воздействия
на общество. Он говорил: «Если написать картину, состоящую из одного
голубого воздуха и гор, без единого облачка, и передать это так как оно в
природе, то преступный замысел человека, смотрящего на эту картину, будет
отложен и покажется во всей безобразной наготе.
46
Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является
пейзаж «Мокрый луг» (1872). Только что прошел летний дождь, и сквозь
синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со
сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от
облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа
зеленых деревьев. Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана
во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух,
мокрую листву деревьев, траву. Композиция уравновешенная. Картина
рождает сложную смену чувств, то светлых и радостных, то грустных и
тревожных.
Известность молодому художнику принесла картина «Оттепель»
(1871). Ее грустная лирика вызывает печальные раздумья о бедности и
неустроенности русской жизни. (Полуразвалившаяся избушка, бедно одетый
крестьянин). В картине мастерски и с поэтической силой раскрыто
переходное состояние природы.
В небольшой эскизной картине «Перед дождем» Васильев изобразил
момент надвигающейся грозы.
Рассматривание картины.
Что вы видите на картине? (низко нависает мрачная свинцовая грозовая
туча, на ее фоне эффектно выделяются рыжеватые деревья, налетающий
порыв ветра гнет деревья и они шумят своей листвой, движение пронизывает
всю картину. Ярко выделяются рубаха мальчика на фоне луга, платье
женщины, белые гуси, пена воды под плотиной).
Какие средства выразительности использует художник? (богатство и
красота цвета, контраст, движение – линии).
Особенности колорита? (мрачно-серые тона сочетаются с яркими
оттенками освещаемых лучами солнца предметов).
Какое настроение передает автор в картине? (напряженность и
тревожность
предгрозового
состояния,
сочетание
эмоционального
взволнованного с обыденным и знакомым, близким и родным).
47
Что особенно нравится в картине?
Имеется живописцы, фамилии каких освещают нам из прошлого и
греют нас. Один из них – Исаак Ильич Левитан. Отличительные черты его
пейзажа – простота темы, объединенная с глубочайшим душевным
содержанием, целостность, единство, реальность вещей. Левитан родился в
поселке
Кибарты,
ныне
Кибартай
в
Литве,
в
семье
бедного
железнодорожного работника. Левитан с отцом поступает в Московское
училище живописи, ваяния и зодчества. За успехи Левитан был освобожден
от платы за обучение.Одно из самых лучших созданий Левитана –
«Владимирка».
Рассматривание картины.
Что изображено на картине? (Кроме дороги, пересекающей равнину, и
обобщенно
написанной
фигуры
странницы,
остановившейся
перед
придорожным крестом, в картине нет ничего, что бы более повествовательно
раскрывало сюжет. Но именно в протяженности этой дороги и заключается
глубокий замысел этого произведения. Дорога тянется от переднего плана в
глубину, среди полей, перелесков и где-то у самого горизонта теряется в
синих далях. И схоженность и протяженность дороги подчеркивают
протоптанные тропинки, бегущие как бы вслед за ней).
Какова композиция? (Существенной частью композиции становится
распростертое над равниной облачное небо.В движении облаков и их теней,
скользящих по равнине, художник нашел то, что связывало воедино обе
части композиции и усилило в пейзаже ощущение жизни)
Определите
колорит
картины? (Богатство
и
тонкость
оттенков
зеленого, палевого и серого в цветовой гамме).
Какие
эмоции
вызывает
картина? (В
приглушенных
красках
чувствуется прелесть серого дня).
Каков
замысел
произведения? (В
живописи
дороги
и
мягко
стелющихся далей прекрасно выражена беспредельность просторов страны).
48
Окутанный сумерками лес, глубокого черного тона вода с золотистолимонными отсветами последних лучей солнца, пепельное вечернее небо в
картине «У омута» - вся эта сумеречная, с неожиданными контрастами гамма
вызывает ощущение тревожной настороженности.
Насыщенный
внутренним
драматизмоми
вместе
с
тем
такой
сдержанный простой, пейзаж как бы воскрешает в воображении старинные
народные поверья о манящей страшной силе, таящейся в бездонной глубине
омута.
Было у художника много картин радостного звучания: «Золотая осень»,
«Март». Эти картины наполнены жизнью, солнцем, напоены светом и
воздухом.
Вывод: Умение создать в пейзаже образ, передать самое характерное
вявлениях природы есть качество, отличительное для русскойпейзажной
живописи.
Итог:
1.С какими художниками познакомились?
2.Какие картины запомнились?
49
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Технологическая карта урока «Зимний пейзаж»
Зимний пейзаж.
Цели урока:
Познакомить учащихся с графическим приёмом рисования белой
гелиевой ручкой.
Тип урока:
Комбинированный
Формы и методы обучения:
Объяснительно-иллюстративный
с
применением
компьютерных
технологий.
Основные термины и понятия:
Выразительные средства графики, точка, штрих, пятно, точка.
Образовательные ресурсы:
Разработка урока, иллюстрации.
Демонстрационные материалы, иллюстративные материалы
Оборудование
Листы А5 черного цвета.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: воспринимать,
эмоционально
оценивать
шедевры
мирового искусства.
Создавать простые фигурки из бумаги.
Метапредметные УУД:
Регулятивные:
-понимать и сохранять учебную задачу
-осуществлять пошаговый и итоговый контроль по результату
Познавательные:
-использовать знаково-символические средства для решения задач
-осуществлять анализ объектов с выделением существенных и
несущественных признаков
50
-осознанно строить речевое высказывание в устной форме
Коммуникативные:
-строить понятные для одноклассников высказывания, учитывающие,
что партнёр знает и видит, а что нет;
-использовать в общении правила вежливости.
Личностные:
-развитие чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с
мировой и отечественной художественной культурой.
Организационная структура урока
Этап урока
Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Формы организации взаимодействия на уроке
Формирования умения (универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
Организационный момент
Эмоциональная,
психологическая
и
мотивационная
подготовка
учащихся к усвоению изучаемого материала. Сообщение темы урока.
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок рисования.
Почему необычный вы узнаете позже. А сейчас, давайте, вместе с вами
определим тему нашего урока, послушайте стихотворение.
Слушают
учителя,
рассматриваю,
иллюстрации,
анализируют,
информируют.
Регулятивные – научатся принимать и сохранять учебную задачу;
определять в диалоге с учителем успешность выполнения задания;
Познавательные –наблюдать,
анализировать
информацию,
делать
выводы. Коммуникативные – научатся рассуждать, формулировать ответы на
вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушают одноклассников,
учителя; вести небольшой познавательный диалог по теме урока, излагать
51
свое мнение, и аргументировать свою точку зрения. Личностные – имеют
мотивацию к учебной и творческой деятельности, научатся объяснять свои
чувства и ощущения от восприятия объектов.
Актуализация знаний
Словесно- иллюстративный рассказ. Просмотр слайдов.
Рисовать сегодня мы будем зиму.
Но рисовать мы сегодня будем зимний вечер в деревне.
Слушают
учителя,
рассматриваю,
иллюстрации,
анализируют,
информируют.
Ответы учащихся.
Изучение нового материала
Беседа «Что мы будем рисовать?»
Да,
ребята!
Хороша
наша
русская
зима.
Много
прекрасных
стихотворений посвящено нашей красавице русской зиме! Но писали о зиме
и любовались ею не только поэты, но и художники.
А можно нарисовать пейзаж только одной ручкой?
Конечно.
Какие средства графической выразительности вы знаете?
Штрих, линия, точка, пятно, тон, фон бумаги.
Обратите внимание на работы художников - (презентация)
С помощью, каких выразительных средств художник создает свое
произведение? (линия, пятно, силуэт, свет, тень, ритм)
Давайте, и мы с вами попробуем нарисовать пейзаж.
Слушают
учителя,
рассматриваю,
иллюстрации,
анализируют,
информируют.
Ответы учащихся.
Первичное осмысление и закрепление
Практическая работа.
Рисовать мы сегодня будем необычным способом: белой гелиевой
ручкой по черной бумаге. Сначала мы нарисуем землю, она укрыта белым
52
снегом и поэтому она белая. На крышах домиков мы тоже покажем белые
сугробы снега. Деревья и кусты тоже припорошены снегом. По желанию мы
можем добавить звезды, нарисовать круглую луну или узенький месяц.
Выполнение задания.
Выполнение пейзажа.
Итоги урока.
Рефлексия
Молодцы ребята! У вас получились отличные зимние пейзажи.
Давайте, на доске организуем выставку ваших работ и немного о них
поговорим.
Обсуждение работ. Оценивание результата.
53
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест.
1. Пейзажная живопись – это….
а) Жанр изобразительного искусства, которое изображает различные
элементы природы
б) вид искусства, которые создают с помощью красок и холста
2. Кто из этих художников является пейзажистом?
А) К.С. Малевич, А.П. Антропов, И.Н. Крамской
Б) И.И. Левитан, А.И. Куинджи, И.И. Шишкин
3. Какие виды пейзажа вы знаете?
а) ландшафт, марина, городской
б) батальный, анималистический
4. Что такое ахроматическая гамма?
А - черный, белый, серый
Б - красный, желтый, синий
5. Какие цвета входят в хроматическую гамму?
А - черный, белый, серый, оранжевый
Б - красный, желтый, синий, черный
В -желтый, оранжевый, красный, синий
6. В какой последовательности выполняется картина гуашью?
А) от светлого к темному
Б) от темного светлому
7. какой закон относится к перспективе?
А) при изображении важно представить лист как пространство
Б) линия горизонта на линии уровне глаз
В) каждый предмет изображается по величине, ближе – больше,
дальше-меньше.
8. Как называются линии, которые в точке схождения являются
параллельными?
54
А -воздушной
Б–линейной
9. Нравиться ли вам живопись?
А) да
Б) нет
55
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Программа по пленэру
Цель и задачи программы по «Пленэру» в ДХШ выстроены таким
образом, чтобы ученики поэтапно и методически продуманно овладевали
знаниями, умениями и навыками живописного, графического мастерства,
позволяющими грамотно использовать цвет, тон как серьезный тонкий
инструмент в передаче предметов и явлений окружающего мира. Изучение
нового материала чередуется с заданиями на повторение и закрепление, не
оставляя пробелов в знаниях учащихся.
Сроки
реализации
дополнительной
образовательной
программы
(продолжительность образовательного процесса, этапы): предлагаемый курс
рассчитан на 48 ч.
Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной
программе:
1.Владеть знаниями о различных живописных (акварель, гуашь) и
графических (карандаш, уголь, гелиевая ручка, тушь, перо) материалах и
различных видах бумаги, знать, какие используют инструменты художники:
карандаши различной мягкости, мягкие материалы, различные кисти,
мастихин и уметь теоритически рассказывать о методах работы ими.
2.Владеть практическими умениями и различными техническими
навыками работы акварелью, гуашью, карандашом, углем и др.
3.Уметь
уверенно
и
правильно
закомпоновать
изображение
в
предложенный формат, найти интересное художественное композиционное
решение. 4.Грамотно строить тоновое и колористическое решение; осознанно
пользоваться при необходимости теорией цветоведения.
5.Выявить в постановке доминанту и подчинить ей графическими и
живописными приемами второстепенные детали.
56
6.Передавать
пространство
двух-трех
планов
графическими
живописными средствами.
7.Выполнять самостоятельно работу.
8.Укладываться в заданные сроки выполнения работы.
1 класс
№
0
Тема
Количество
заданий
Часы
Линейный
1
рисунок растения
Зарисовка
2
листьев различных пород деревьев
Зарисовки
3
и
этюд
цветущих
растений
(одуванчиков) в среде
Зарисовка
4
ствола дерева, с ярко выраженным
характером ствола и фактуры коры (ива, сосна)
Рисунок
5
одного-двух деревьев на фоне
каменного архитектурного сооружения
Зарисовка
6
сельских домиков
Зарисовка
7
пня
Этюды
8
цветов и трав
Этюд
9
ствола березы
Этюд
1
деревьев
на
фоне
каменного
архитектурного сооружения
Этюд
1
фрагмента архитектурного сооружения
1
1
2
2
2
4
2
4
1
4
1
1
3
1
1
4
4
4
4
4
1
4
Этюд
1
несложного пейзажа с архитектурной
постройкой
Этюд
1
группы деревьев возле реки
1
4
1
4
Итого
17
48
Тема
Количество
заданий
Часы
Линейные
1
зарисовки различных видов растений
и цветов
Тональный
2
рисунок крупной травы
Рисунок
3
ветки сосны
Зарисовки
4
архитектурных деталей
Зарисовки
5
крупных деревьев различных пород
Рисунок
6
деревьев на фоне деревянной постройки
Этюды
7
различных отдельно стоящих деревьев
(березы, яблони)
Этюд
8
городского пейзажа по выбору ученика
2
4
1
1
2
1
2
1
4
4
4
4
4
4
2
4
1
2
3
2 класс
№
57
и
Этюд
9
пейзажа с отражением в воде
Этюд
1
с деревянными постройками
1
1
4
4
Этюд
1
пейзажа с группой берез
1
4
Этюд
1
пейзажа с ограниченным пространством (в
два плана), с ярко выраженным первым планом
Итого
1
4
16
48
Тема
Количество
заданий
Часы
Зарисовки
1
и этюды мелких и крупных растений
Зарисовки
2
группы деревьев различных пород
Рисунок
3
фрагмента архитектурного сооружения
(части фасада)
Зарисовки
4
домов
с
ярко
выраженной
перспективой
Рисунок
5
деревьев
на
фоне
каменного
архитектурного сооружения
Зарисовки
6
крупного сооружения с окружением
Зарисовки
7
домашних животных и птиц
Этюд
8
фрагмента архитектурного сооружения
Этюды
9
с натуры домашних животных и птиц
Этюд
1
городского пейзажа
5
2
1
4
4
4
2
4
1
4
2
5
1
5
1
4
4
4
4
4
Зарисовки
1
или этюды индустриального пейзажа
2
4
Наброски
1
и зарисовки городского транспорта
3
4
30
48
Тема
Количество
заданий
Часы
Зарисовка
1
лодок
Рисунок
2
городской улицы в перспективе
Рисунок
3
сельского двора с тщательным разбором
деталей
Наброски
4
цветом фигуры человека
Зарисовки
5
головы человека
Этюд
6
городского пейзажа по выбору ученика (с
фигурой
человека,
архитектурными
памятниками) для итоговой композиции
Этюд
7
панорамный
58
1
1
1
4
4
4
10
2
1
2
2
4
1
4
0
1
2
3 класс
№
0
1
2
Итого
4 класс
№
0
1
Этюд
8
с глубоким пространством
Этюд
9
фигуры в пейзаже
Этюд
1
пространственного пейзажа (пейзаж
должен иметь четко выраженные планы)
Выполнение
1
выпускной композиции на тему
«Город»
Итого
59
1
1
1
4
4
4
1
8
22
48
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв