Ограничения права доступа к участкам недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации

Тема диссертации: «Ограничения права доступа к участкам недр федерального значения континентального шельфа Российской Федерации». Основные цели исследования: выявить правовую природу ограничений права доступа к участкам недр континентального шельфа Российской Федерации, установленных федеральным законом и международными правовыми актами; обозначить соответствующие ограничения в российском законодательстве; обосновать допустимость либо недопустимость установления указанных ограничений с конституционно-правовых позиций; предложить возможные направления реформирования законодательства в обозначенной сфере, путем развития законодательного регулирования, либо изменения толкования, придаваемого норме правоприменительной практикой. Основные задачи исследования: 1. Проанализировать юридическое и естественнонаучное определение понятия «континентальный шельф», а также выявить их соотношение в рамках действующего регулирования. 2. Проанализировать соответствующую практику Международного Суда ООН для изучения эволюции взглядов на правовую природу прав прибрежных государств в отношении континентального шельфа, а также для определения современных взглядов на правовую природу таких прав. 3. Проанализировать общеправовые конституционные пределы ограничения прав, в том числе, в области недропользования. 4. Выявить и проанализировать законодательные ограничения, связанные с правовым статусом пользователя участка недр континентального шельфа Российской Федерации, а также с правовым режимом участков недр континентального шельфа как участков недр федерального значения посредством анализа законодательства, научной литературы и судебной практики в данной сфере. 5. Исследовать сущность выявленных ограничений, определить их обоснованность, соразмерность и необходимость с конституционно-правовых позиций, а также предложить возможные пути решения выявленных проблем законодательного регулирования. Выводы, сделанные по результатам исследования: Суверенные права государств в отношении континентального шельфа в большей мере производны от суверенитета государства, так как доктринально основаны на концепции естественного продолжения. Из производности прав на шельф от суверенитета государства, с необходимостью следует вывод о том, что, осуществляя функциональную юрисдикцию на данной территории, законодатель обязан руководствоваться требованиями к установлению ограничений прав человека на доступ к шельфовым природным ресурсам и, в частности, требованиями части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации. Ограничения, устанавливаемые публичным субъектом в сфере недропользования на континентальном шельфе РФ, могут быть подразделены на прямые, то есть препятствующие получению участка недр континентального шельфа недропользователем в безусловном порядке, и косвенные, то есть порождающие количественное и (или) качественное умаление права доступа к участку недр, ввиду возможности альтернативного толкования отдельных положений закона. Анализ выявленных в процессе исследования ограничений на предмет соответствия конституционным требованиям позволяет сделать вывод о том, что в ряде случаев при определении средств и способов защиты государственных интересов законодатель данных требований не соблюдает. Так, наиболее частым нарушением является закрепление ограничения права недропользователя нормой федерального закона, которая не является формально определенной, точной, четкой и ясной, что допускает расширительное толкование установленных ограничений и, следовательно, произвольное их применение. Установление конкретных критериев и закрепление легальных определений используемых в законе понятий, например, понятий «квалифицированные специалисты», «финансовые и технические средства эффективного и безопасного проведения работ», позволит избежать необоснованного ограничения права доступа недропользователей к участкам недр континентального шельфа Российской Федерации. Кроме того, не столь очевидна соразмерность установленных ограничений. Так обеспечение баланса таких конституционных ценностей как национальная безопасность и охрана окружающей среды (статья 8 Закона РФ «О недрах») с одной стороны, и право граждан на доступ к природным ресурсам – с другой, зачастую обеспечиваются публичным субъектом с использованием чрезмерных и не обусловленных целями соблюдения баланса мер. Для устранения выявленных недостатков правового регулирования предлагается нормативно закрепить: 1. Четкие критерии, позволяющие определить наличие в допуске иностранного инвестора на УНКШ угрозы обороне страны и безопасности государства. Например, степень иностранного участия в недропользователе. 2. Определение понятия «пятилетний опыт освоения», который должен включать не только пользование участком недр на основании лицензии, но и техническую, технологическую, финансово-экономическую деятельность по обеспечению этого процесса, а также зарубежный опыт освоения УНКШ. 3. Определение понятий «квалифицированные специалисты», «финансовые и технические средства эффективного и безопасного проведения работ», а также требования к их количественным и качественным характеристикам. 4. Положение о том, что к участкам недр, не включенным в официально опубликованный перечень, но соответствующим критериям, указанным в ч. 3 ст. 2.1 Закона РФ «О недрах», должны применяться нормы об участках недр федерального значения. 5. Принцип полного возмещения расходов на поиск и оценку открытого месторождения полезных ископаемых лицам, которым отказано в предоставлении права пользования участком недр в связи с несоответствием признакам пользователя участка недр федерального значения. 6. Условия и основные формы представления геологической информации в зависимости от вида геологического изучения, требования к содержанию данной информации, а также ее структуре, конкретные сроки и порядок ее предоставления.

Государство и право. Юридические науки
Диссертации

Вуз: Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ)

ID: 587d36855f1be77c40d5915f
UUID: 7ef5b155-c479-45bb-ab06-c72e6c6ec714
Язык: Русский
Опубликовано: больше 7 лет назад
Просмотры: 40

Данилова Мария Станиславовна

Источник: Санкт-Петербургский государственный университет


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 504405 bytes


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет