МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра юриспруденции
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
Реферат
По учебной дисциплине
«АВТОРСКОЕ ПРАВО»
на тему: «Охрана и перевод в открытый доступ сиротских произведений»
Группа / курс 13ЮР11.1 , 3 курс
Студент __________________ Мясников И.И.
(подпись)
Москва 2016
Содержание
Введение .....................................................................................................................................3
Глава 1. Сиротские произведения как объект авторского права ......................................5
1.1. Характеристика сиротских произведений ...........................................................................5
1.2. Охрана сиротских произведений ..........................................................................................8
Глава 2. Анализ и оценка практики перевода в открытый доступ сиротских
произведений .............................................................................................................................. 10
2.1. Анализ практики перевода в открытый доступ сиротских произведений ...................10
2.2. Оценка объемов сиротских произведений в РФ ................................................................ 12
Заключение .................................................................................................................................14
Список использованных источников и литературы ..........................................................16
2
Аннотация: Реферат на тему «Охрана и перевод в открытый доступ сиротских
произведений» выполнен студентом Московского городского университета управления
Правительства Москвы, направления «юриспруденция», Мясниковым Ильей Игоревичем.
Реферат посвящен отрасли авторского права в Российской Федерации, предметом
исследования являются сиротские произведения и особенности их использования.
Annotation: The theme of the abstract " Security and translating in the open access of
orphan works " made student of Moscow City Government University of Management Moscow,
direction "Jurisprudence", Myasnikov Ilya Igorevich. The abstact dedicated to copyright industry
in the Russian Federation, the subject of the study are orphan works, and especially their use.
Введение
Издавна люди стремились защитить и сохранить то, что они считали необычным и
исключительным, особенно, если речь шла о том, что было создано их силами, умом и
трудом. Со временем цивилизация развивалась и росла - появилось искусство, стала
развиваться и усовершенствоваться техника, люди научились красиво рисовать, писать
картины, завораживающе петь, снимать кинофильмы, писать гениальные компьютерные
программы, создавать книги. Все это влечет за собой неминуемую проблему,
порождающую множество споров. Наряду с появлением талантливых людей, появились и
те, кто на этом наживается.
Источниками
предотвращения
неминуемого
неправомочного
использования
творений человека, являются конвенции, международные договоры и соглашения, законы,
закрепляющие и защищающие права авторов.
В современном мире во многом нарушаются авторские права.
В своей работе я буду рассматривать сиротские произведения как объект
авторского права. Сиротским произведением является охраняемое авторским правом
произведение,
по
закону
для
использования
которой
необходимо
разрешение
правообладателя, однако, пользователю невозможно идентифицировать автора, либо
связаться с ним для получения лицензии на правомерное использование.
Актуальность исследования: Согласно статистике, более чем у трети охраняемых
авторским правом произведений не найден правообладатель. Лицо, которое использует
сиротское произведение без наличия на то необходимого разрешения правообладателя,
идёт на риск, связанный с его вероятным появлением законного правообладателя, с его
последующим обращением в суд по факту нарушения авторских и смежных прав.
3
Поэтому справедливая правовая организация по вопросам произведений-сирот является
одной из серьёзных задач в мировой практике, регулирующей интеллектуальные права.
Объект исследования: общественные отношения, складывающиеся в сфере
авторского права по вопросу правомерного использования и применения сиротских
произведений.
Предмет
исследования:
правовые
нормы,
регулирующие
отношения,
складывающиеся в сфере использования сиротских произведений.
Цель исследования: рассмотрение сиротских произведений как объект авторского
права.
Задачи, ставящиеся для достижения указанной цели: - изучение сиротских
произведений как объектов авторских прав, а также исследование современных способов
их правовой охраны.
4
Глава 1. Сиротские произведения как объект авторского права
1.1. Характеристика сиротских произведений
Сиротское произведение – это охраняемая авторским правом работа, для
использования
которой
по
закону
требуется
разрешение
правообладателя,
но
добросовестному пользователю невозможно идентифицировать автора или связаться с
ним для получения лицензии. По европейской статистике, более чем у трети охраняемых
авторским правом произведений
не найден
правообладатель. При
этом лицо,
использующее сиротское произведение без разрешения правообладателя, идёт на риск,
связанный с его вероятным появлением и обращением в суд по факту нарушения
авторских и смежных прав (со всеми вытекающими последствиями).
Однако, подобный сценарий препятствует доступу читателей к миллионам
произведений,
которые
могли
бы
использоваться
в
научных
исследованиях,
образовательных программах, документальных фильмах и т.д. Именно поэтому
справедливое правовое решение по произведениям-сиротам является одной из серьёзных
задач в мировой практике, регулирующей интеллектуальные права.
За
рубежом
поиск
оптимальной
и
справедливой
с
точки
зрения
всех
заинтересованных сторон стратегии продолжается уже не первый год.
Наиболее
значимым
документом
последнего
времени
стала
одобренная
Европарламентом Директива ЕС 2012/28/EU «О некоторых случаях разрешённого
использования сиротских произведений». В России же этот вопрос практически не
рассматривался и не обсуждался экспертами. С учётом принятых поправок в ГК РФ,
расширения действия ФЗ-187 на литературные и музыкальные произведения, всё более
понятным становится правовой ландшафт, в котором должны действовать игроки рынка.
Однако и в этих документах правовые основы использования сиротских произведений не
рассматриваются.
Сиротские произведения (обладатели прав на которые не установлены или не
обнаружены), как и иные творческие работы, имеют важное культурное и образовательное
значение. Точное количество таких произведений подсчитать невозможно, но, в любом
случае, оно достаточно велико. Возможность использовать их в общественных интересах
крайне необходима, но без согласия правообладателей почти любое использование будет
незаконным.
5
Попытки решить проблему сиротских произведений предпринимаются в самых
разных направлениях. В отдельных государствах (например, в Великобритании, США)
разрабатываются законопроекты, посвященные регулированию использования таких
произведений. Запущены и частные проекты (как самый яркий пример — Google Books
Search), направленные на поиски возможностей в ныне существующем законодательстве,
особенно в сфере изъятий и ограничений авторского права, таких как доктрины fair use
или fair dealing.
В законодательстве РФ термин «сиротские произведения» не определен, однако он
фигурирует в некоторых менее формальных документах, посвященных авторскому праву,
прежде всего в так называемой Московской конвенции по авторскому праву.
Вопросы правомерного использования произведения, автор которого неизвестен,
отнесены к издателю, имя или наименование которого обозначены на произведении. При
отсутствии доказательств об ином это лицо считается представителем автора и в этом
качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их осуществление. Такие
правила установлены в ст. 15 (3) Бернской конвенции об охране литературных и
художественных произведений (далее – Бернская конвенция). Таким образом, отсутствие
информации об авторе не является основанием для свободного использования
произведения и требует от пользователей совершения определенных действий по
получению разрешений, пока соответствующее произведение не перейдет в разряд
общественного достояния. Сроки охраны произведений, авторы которых неизвестны по
объективным причинам, короче общих сроков авторско-правовой охраны, но все равно
довольно продолжительны. В ст. 7(3) Бернской конвенции установлен унификационный
стандарт - для произведений, выпущенных анонимно или под псевдонимом, срок охраны
истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение было правомерно сделано
доступным для всеобщего сведения.
Бернская конвенция исходит из ситуации, характерной до появления и широкого
распространения цифровых технологий, когда в основном литературные произведения
издавались без указания имени автора и, соответственно, путем обращения к издателю
можно было решать вопросы правомерного использования. В условиях широкого
развития цифровых технологий и интернета фигура издателя не имеет решающего
значения в предоставлении публике доступа к произведению. В общем объеме случаев,
когда получение разрешения на использование произведений, авторы которых
неизвестны, может быть осуществлено на легальной основе, обращение к издателю
составляет минимальный процент, просто потому, что такая фигура отсутствует.
6
Директива 2012/28 исходит именно из потребностей информационного общества в
доступе к интеллектуальным достижениям, содержащимся в произведениях, авторы
которых неизвестны. В преамбуле данного акта подчеркивается, что различные подходы в
наделении
специальным
статусом
таких
произведений
создают
препятствия
в
функционировании внутреннего рынка ЕС и могут вылиться в ограничения на свободное
перемещение товаров и услуг, воплощающих культурный контент. Общий подход к
признанию статуса сиротского произведения необходим для использования таких
произведений. Попадают в информационное поле авторы и/или правообладатели
неизвестны: умерли, не заинтересованы, предполагают свободное использование,
обанкротились. Узкая направленность Директивы 2012/28, выражающаяся в стремлении
удовлетворить потребности общества в доступе к интеллектуальным достижениям в эпоху
цифровых технологий, определяет самостоятельную правовую категорию – «сиротские
произведения», которая не должна отождествляться со всеми произведениями, авторы
которых неизвестны. Не случайно в ст. 2.5 Директивы 2012/28 особо подчеркивается, что
ее положения не затрагивают правил, касающихся анонимных и псевдоанонимных
произведений.
Специальная
категория
«сиротские
произведения»
выводится
с
целью
упорядочения правомерного доступа к произведениям в процессе масштабной оцифровки
документов
и
информационных
материалов.
Основополагающим
принципом
современного авторского права является предоставление охраны произведению без
предъявления требования о выполнении какого-либо рода формальностей – ст. 5(2)
Бернской конвенции.1 В этом коренное отличие охраны объектов авторского права и
промышленной собственности. На мой взгляд, оно должно остаться в неизменном виде, и
все попытки связать возникновение авторско-правовой охраны или обусловить
возможность
коммерческого
использования
произведения
некими
формальными
процедурами (например, регистрацией и/или депонированием произведения) являются
совершенно неприемлемыми. Вместе с тем объективная необходимость использования
формальных процедур в отношениях, регулируемых авторским правом, не менее значима,
чем в правоотношениях промышленной собственности. Этим обусловлены институты
коллективного управления, добровольной регистрации компьютерных программ и других
объектов авторского права.
1
"Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений" от 09.09.1886 (ред. от
28.09.1979)
7
1.2. Охрана сиротских произведений
Вопросы
правомерного
использования
произведения,
автор
которого
неизвестен, отнесены к издателю, имя или наименование которого обозначены на
произведении. При отсутствии доказательств об ином это лицо считается представителем
автора и в этом качестве имеет право защищать права автора и обеспечивать их
осуществление. Такие правила установлены в ст. 15 (3) Бернской конвенции об охране
литературных и художественных произведений (далее – Бернская конвенция). Таким
образом, отсутствие информации об авторе не является основанием для свободного
использования произведения и требует от пользователей совершения определенных
действий по получению разрешений, пока соответствующее произведение не перейдет в
разряд общественного достояния. Сроки охраны произведений, авторы которых
неизвестны по объективным причинам, короче общих сроков авторско-правовой охраны,
но все равно довольно продолжительны. В ст. 7(3) Бернской конвенции установлен
унификационный
стандарт
для
произведений,
выпущенных
анонимно или
под
псевдонимом, срок охраны истекает спустя пятьдесят лет после того, как произведение
было правомерно сделано доступным для всеобщего сведения.
Исключительные права правообладателей на воспроизведение и сообщение для
всеобщего сведения их произведений и иных охраняемых объектов регулируются в
соответствии с Директивой 2001/29/ЕС Европейского Парламента и Совета от 22 мая 2001
года
о
гармонизации
определенных
аспектов
авторских
и
смежных
прав
в
информационном обществе.1 Такие произведения требуют обязательного получения
предварительного согласия правообладателей на оцифровку или сообщение для
всеобщего сведения произведений или иных охраняемых объектов.
Прежде чем произведение или фонограмма будут признаны сиротскими,
необходимо добросовестное проведение должного поиска владельцев прав на такое
произведение или фонограмму, в том числе владельцев прав на произведения или иные
охраняемые объекты, включенные в состав или являющиеся частью таких произведений
или фонограмм. Государства-члены ЕС могут предусмотреть, что такой должный поиск
осуществляют упомянутые в настоящей Директиве организации или иные организации.
Такие иные организации могут взимать плату за проведение должного поиска.
Необходим сбалансированный подход к определению условий должного
поиска, чтобы обеспечить высокий уровень охраны авторских и смежных прав в ЕС.
1
Директива ЕС от 25 октября 2012 года 2012/28/EU об определенных случаях разрешенного использования
сиротских произведений. (Directive 2012/28/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October
2012 on certain permitted uses of orphan works).
8
Должный поиск должен включать изучение источников, содержащих информацию о
произведениях и иных охраняемых объектов. Перечень источников для проведения
должного поиска устанавливается государством-членом ЕС в соответствии настоящей
Директивой и с учетом руководства по должному поиску, принятому в рамках Рабочей
Группы Высокого Уровня по Цифровым Библиотекам в качестве элемента инициативы по
цифровым библиотекам i2010.
В отношении конкретного произведения или фонограммы может быть
несколько правообладателей, кроме того произведения или фонограммы могут сами
включать иные произведения или охраняемые объекты. Настоящая Директива не
затрагивает права, владельцы которых известны и могут быть обнаружены. Если по
меньшей мере один правообладатель был установлен и найден, произведение или
фонограмма не будут считаться сиротским произведением. Выгодоприобретатели по
настоящей Директиве будут иметь право использовать произведение или фонограмму,
один или несколько владельцев прав на которые неизвестны или не обнаружены, только
если они были уполномочены на осуществление действий по воспроизведению и
сообщению для всеобщего сведения, предусмотренных Статьями 2 и 3 Директивы
2001/29/EC, теми правообладателями, которые были установлены и обнаружены, включая
владельцев прав на произведения и иные охраняемые объекты, являющиеся частью или
включенные в произведения или фонограммы. Установленные и обнаруженные
правообладатели могут давать согласие только касательно своих прав, независимо от того,
принадлежали ли им их права изначально или были переданы; но не будут иметь
полномочий, согласно настоящей Директиве, давать какие-либо согласия в интересах
неустановленных или не найденных правообладателей. Соответственно, если ранее
неизвестные или не найденные правообладатели заявят своих правах на произведение или
фонограмму, выгодоприобретатели смогут продолжить правомерное использование
произведения или фонограммы только при условии получения на это согласия таких
правообладателей в отношении их прав, как предусмотрено Директивой 2001/29/EC.
Правообладателям должна быть обеспечена возможность лишить произведения
сиротского статуса, если они заявят о своих правах на произведение или иной охраняемый
объект. Правообладатели, лишившие сиротского статуса свое произведение или иной
охраняемый объект, должны получить за осуществленное использование их произведения
или иного охраняемого объекта на условиях настоящей Директивы справедливое
вознаграждение,
установленное
государством-членом
ЕС,
в
котором
учреждена
организация, использующая сиротское произведение. Государства-члены ЕС свободны в
определении обстоятельств организации выплаты такого вознаграждения, включая сроки
9
выплаты. Для целей установления возможного размера справедливого вознаграждения
необходимо произвести точную оценку, помимо прочего, целей государства-члена ЕС по
распространению культуры, некоммерческого характера использования произведения
рассматриваемой организацией для достижения своих целей, связанных с общественными
интересами, таких как содействие образованию и распространению культуры, а также
возможных убытков правообладателей.
Если вследствие ненадлежащего поиска произведение или фонограмма
ошибочно
признана
сиротской,
законодательство
государства-члена
ЕС
будет
предусматривать средства защиты против нарушений авторских прав, соответствующие
национальным нормам или праву Союза.
Глава 2. Анализ и оценка практики перевода в открытый доступ сиротских
произведений
2.1. Анализ практики перевода в открытый доступ сиротских произведений
Разработка схемы легального использования сиротских произведений является
одной из приоритетных задач в сфере интеллектуальной собственности. Однако процесс
этот протекает не без трудностей и с разной скоростью. Использование всех сиротских
произведений должно регулироваться на общих основаниях.
Принятие общеевропейского нормативного акта, четко устанавливающего
правовой статус сиротских произведений и правила их использования. Таким актом стала
директива Европейского парламента и Совета от 25 октября 2012 года 2012/28/EU об
определенных случаях разрешенного использования сиротских. Согласно этой директиве,
учреждения культуры такие как: библиотеки, архивы, музеи, учебные заведения и
организации общественного вещания имеют право использовать сиротские произведения
(печатные, кинематографические и аудиовизуальные), а также сиротские фонограммы с
целью их оцифровки, каталогизации, хранения и распространения после
поиска
правообладателя, определенного согласно отчету Рабочей группы высокого уровня по
цифровым библиотекам1.
Следует отметить, что под директиву подпадают только произведения и
фонограммы, которые впервые выпущены в государстве, где находится запрашивающая
их организация. Следует также отметить, что в директиве предусмотрена возможность
1
Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. //
Бюллетень международных договоров, сентябрь 2003 г., N 9, с. 3.
10
дальнейшего расширения списка разрешенных способов использования сиротских
произведений и фонограмм как на национальном, так и на международном уровне.
Директива специально оговаривает, что предоставление публичного доступа к
сиротскому произведению или фонограмме может осуществляться только в электронной
форме.
В
целях
стимулирования
оцифровки
выгодоприобретателям
должно
предоставляться право получать доход от использования копий на условиях директивы
для достижения ими целей, связанных с общественными интересами, в том числе в рамках
соглашений
о
государственно-частном
партнерстве.
Со
своей
стороны
выгодоприобретатель должен выплатить авторское вознаграждение в пользу обществ по
коллективному использованию прав, в случае, если автор не был найден. 1
В случае появления автора директива предписывает передачу вознаграждения ему,
а также возможность отзыва им своего произведения. Сосуществуют несколько
независимых схем решения проблемы сиротских произведений и смежной проблемы
произведений, вышедших из коммерческого оборота. Все их можно условно разделить на
две группы:
1. При таком подходе, когда правообладатель по умолчанию считается согласным на
использование
своего
произведения,
но
может
в
любой
момент
отказаться.
Первоочередная забота об общественном благе (сохранении и распространении
национальной
культуры),
во-вторых,
максимизация
экономического
потенциала
произведений, на которые распространяется регулирование. С некоторой точки зрения,
плюсом также является то, что эти схемы выдержаны в едином духе вместо того, чтобы
определять отдельный порядок регулирования для каждого случая. Минусом является
более слабая защита интересов правообладателей.
2. Правообладатель по умолчанию считается не согласным, но может специально
разрешить использование своего произведения. Несомненными плюсами таких схем
являются,
во-первых,
всесторонняя
защита
имущественных
прав
и
личных
неимущественных прав авторов, во-вторых, однозначность толкования законов во всех
сложных случаях.2 При этом в случае слаженного взаимодействия всех заинтересованных
сторон -авторов, пользователей произведений и государства. Главный минус таких схем
состоит в том, что в отсутствии такого взаимодействия они совершенно неэффективны.
(Например, коллективное лицензирование бессмысленно вводить в стране, где нет
1
. Директива ЕС от 25 октября 2012 года 2012/28/EU об определенных случаях разрешенного использования
сиротских произведений. (Directive 2012/28/EU of the European Parliament and of the Council of 25 October
2012 on certain permitted uses of orphan works).
2
Copyright Term and the Public Domain in the United States. // URL:
http://copyright.cornell.edu/resources/publicdomain.cfm(дата обращения 25.05.2016)
11
развитого института объединенных авторских сообществ, и именно такова, нынешняя
ситуация в России.) Более того, они способны полностью парализовать культурный
оборот некоторых произведений, в первую очередь сиротских. Как бы ни было развито
законодательство, оно всегда отстает от требований времени, поскольку постоянно
появляются новые виды произведений и новые способы их использования, для которых
еще не существует разрешительных механизмов регулирования.
2.2. Оценка объемов сиротских произведений в РФ
Для оценки объемов сиротских произведений в России можно было бы использовать
ресурс Российской государственной библиотеки, объем фонда, которой составляет около
44,8 миллиона экземпляров. Если оценивать этот или другой крупный фонд в России, то
необходимо систематизировать исследуемый материал по следующим критериям: издано
произведение в России или нет, год издания. Однако к российской ситуации трудно
применять методы оценки объема сиротских произведений, разработанные для Запада.
Так, существенным препятствием для повторения исследования, является отсутствие
строгой зависимости правового статуса произведения и даты его опубликования, как
например, в США, где систематизирование материалов шло в зависимости от даты их
опубликования и от даты уже шло определения правового режима работы.
Определяющим фактором в России считается смерть автора, после которой семьдесят
лет спустя произведение переходит в статус общественного достояния. Таким образом, в
каждом конкретном случае необходимо не только выяснять дату издания произведения,
но и жив ли автор, что, в сущности, приводит к неопределенному правовому статусу
произведения и затруднению исследования объемов сиротских и не только работ. 1В
случае, если бы правовой статус произведения зависел бы от даты издания (опыт США),
то это существенно бы облегчило работу по систематизации и анализу результатов
интеллектуального труда и не возлагало бы на исследовательский фонд необходимости
разыскивать неизвестного автора. Можно назвать несколько причин, почему не
представляется возможным установить точный объем сиротских произведений в РФ.
Большинство современных авторов предпочитают публиковать свои произведения в
электронном формате. Западное пространство масс-медиа предлагает услуги ресурса
Amazon.com,
на
котором,
автор
имеет
возможность
опубликовать
результат
интеллектуального труда.
1
Трансформация авторского права в интернете: зарубежные тенденции, бизнес-модели, рекомендации для
России / Под ред. И. Засурскогои В. Харитонова. М.: НП «Ассоциация интернет-издателей»; Кабинетный
учёный, 2013.С.-235.
12
Публикация на специально предназначенных ресурсах защищает произведение от
незаконного копирования и распространения, тем самым предотвращая ситуацию
возможной потери информации о правообладателе на результат интеллектуального труда.
Российский сегмент интернета не предлагает аналогичных доступных и востребованных
пользователями ресурсов. Работающие в российской части интернет, а площадки для
обнародования результатов творческого труда не пользуются широкой популярностью
среди авторов и пользователей в целом. Отсутствие популярности и необходимости таких
площадок для обнародования результатов труда приводит к двум последствиям:
1. Опубликование произведений в свободном доступе более привлекательно для авторов,
поскольку выше шанс доведения до пользователей нового произведения. 2. Возможна
потеря информации об авторе произведения в связи с незаконным копированием и
распространением произведения.
Стоит заметить, что публикация произведения через электронный сайт снижает
вероятность потери или стирания информации об авторе произведения. Непопулярность,
заключается в незаинтересованности российского пользователя платить за результат
интеллектуального труда, выложенного в сеть. Иными словами, пользователи сети
предпочитают скачивание пусть и неполных произведений, но бесплатно, иногда далее
распространяя в сети скаченную информацию без указания информации об авторе.1
Можно заключить, что для осуществления точного расчета процента сиротских
произведений в РФ необходимо:
•установить обмен о поступающей информации о произведениях между
библиотеками, музеями, галереями иными учреждениями культуры;
•популяризовать общедоступные платные или бесплатные площадки в реальном и
интернет пространстве с целью создания возможности отслеживать ситуации появления и
исчезновения результатов интеллектуального труда.
1
Атанасов С. Исключения или ограничения по авторскому
праву.//URL:www.i2r.ru/static/504/out_23439.shtml(дата обращения 24.05.2016)
13
Заключение
В заключение можно сказать, что регулирование правоотношений в сфере прав на
результаты
интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации можно
выразить в нескольких пунктах, которые отражают направления деятельности способные
сбалансировать отношения между авторами сиротских произведений и пользователей,
защитить обе стороны правоотношения от злоупотребления своими правами.
Переработка законодательства в сфере авторского права с целью достижения баланса в
защите
прав
сторон,
участвующих
в
обозначенных
выше
правоотношениях,
совершенствование внедоговорного (расширенного) коллективного управления и переход
к модели
управления авторскими правами на основе договоров, добровольно
заключаемых правообладателем с обществами по коллективному управлению.
Законодательное определение срока с момента прекращения попыток
налаживания связи с потенциальным автором (группой авторов) добросовестным
пользователем (пользователями), который считается достаточным для того, чтобы
произведению был присвоен статус сиротского. С момента присвоения этого статуса
должен отсчитываться, шестимесячный срок, по истечении которого сиротское
произведение официально переходит в категорию общественного достояния. Объявление
списка произведений, в отношении которых есть основания предполагать, что они
являются сиротскими,
обнародование списка и полугодовой срок ожидания реакции
авторов, внесение в реестр сиротских произведений тех
произведений, авторы которых не объявили о своем желании исключить их из реестра.
Дополнение инициативы следующим положением: если потенциальное сиротское
произведение создано несколькими авторами, то в случае розыска одного из них и его
заявления о своем авторстве в уполномоченный государственный орган в установленный
законом срок произведение не может быть признано сиротским.
Создание
правового
механизма
оспаривания
автором,
не
имевшим
реальной
возможности заявить о своем авторстве в положенный законом срок, признания его
произведения общественным достоянием. Изъятие из данной категории произведения в
случае
наличия
доказательств
реальной
невозможности
автором
уведомить
уполномоченные органы о своем авторстве. Описанный правовой механизм позволит
также предотвратить возможные случаи злоупотреблением своими правами авторов,
14
например, когда у ранее пассивного автора возник умысел незаконно обогатиться путем
возмещения вреда за якобы незаконное использование добросовестным пользователем
произведения, к судьбе которого, автор не проявлял интереса.
Создание реестра
сиротских произведений и произведений, переведенных в категорию общественного
достояния. Доступ к реестрам должен быть открытым, целесообразно организовать его
через специальный сайт в сети интернет. Такого рода сайт должен быть площадкой для
размещения любой информации о сиротских произведениях и произведениях в статусе
общественного достояния.
Авторы должны иметь возможность отследить правовой статус своей работы и связаться с
уполномоченными органами, чтобы заявить о своем авторстве.
Пользователи должны иметь возможность оставить заявку на использование сиротского
произведения, если его автор будет найден или если произведение перейдет в статус
общественного достояния, с получением уведомления в случае одного из этих событий.
15
Список использованных источников и литературы
I. Нормативные правовые акты:
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9
сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров, сентябрь 2003 г., N 9, с. 3.
2. "Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений" от
09.09.1886 (ред. от 28.09.1979)
3.
Copyright
Term
and
the
Public
Domain
in
the
United
States.
//
URL:
http://copyright.cornell.edu/resources/publicdomain.cfm(дата обращения 25.05.2016)
4. Директива ЕС от 25 октября 2012 года 2012/28/EU об определенных случаях
разрешенного использования сиротских произведений. (Directive 2012/28/EU of the
European Parliament and of the Council of 25 October 2012 on certain permitted uses of orphan
works).
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006 N 230-ФЗ
(ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016). //
Собрание законодательства РФ, 25.12.2006, N 52 (1 ч.), ст. 5496.
II. Используемая литература:
1.
Атанасов
С.
Исключения
или
ограничения
по
авторскому
праву.
//
URL:www.i2r.ru/static/504/out_23439.shtml(дата обращения 24.05.2016)
2. Ленский В.П. Книжный рынок России. Отраслевой доклад ФАПМК. – М., Федеральное
агентство по печати и массовой коммуникации, 2013. - 92 с.
3. Трансформация авторского права в интернете: зарубежные тенденции, бизнес-модели,
рекомендации для России / Под ред. И. Засурскогои В. Харитонова. М.: НП «Ассоциация
интернет-издателей»; Кабинетный учёный, 2013.
16
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв