Крымский Федеральный Университет им. В.И. Вернадского
Таврическая академия
Автор: Максим Кочкин
Окаянные дни Вернадского
Как во время гражданской войны в Крыму рождаласьнаука будущего
Накануне «Красного террора» в Крыму, в январе 1920 года, на
переименованном теплоходе «Муравьѐв-Апостол» в Ялту из Новороссийска
прибывает известный учѐный Владимир Иванович Вернадский. Больной
тифом, вместе со своей семьѐй он останавливается на даче, принадлежавшей
некогда брату известного анархиста Михаила Бакунина – Павла. И на
протяжении двух лет, до тех пор, пока Крым не займут большевики,
Вернадский будет жить здесь. Именно в Горной Щели под Ялтой он будет
работать над «Мыслями о живом веществе», одной из самых главных работ
его жизни.
Путь в Крым
К 1920-му году положение «белых» заметно ухудшается. Это сказывается на
всей русской интеллигенции того времени. В тот момент академик В.И.
Вернадский находился в Новороссийске. Так он описывает в дневнике своѐ
прибытие в город и положение дел там:
31.XII. [1]919/13.1.[1]920
Новороссийск, Никитинская, 16 (подселок)
«Сегодня приехали в Новороссийск. Ясная катастрофа…Встретил Ю.А.
Кистяковского. Он говорил о полном развале, ехал из Киева поздно. Через
Хар[ьков] <протиснулся>, попал в Феодосию. Всюду на станциях тысячи
солдат и офицеров – но все бегут и не хотят сражаться».[1]
До
Новороссийской
катастрофы
остаются
считанные
месяцы.
Многие представители интеллигенции мигрируют. В те дни Вернадский
колеблется – куда ему уезжать, ведь оставаться было небезопасно. В итоге он
решается покинуть Новороссийск и отправляется вслед за своей семьѐй в
Крым.
1/14.I.[1]920
«…Завтра уходит «Ксения» - на нее можно попасть только по особому
разрешению, без билетов. Малинин обещал дать такое удостоверение с
подписью Лукомского. Не знаю, удастся ли…».[2]
Через несколько дней учѐный прибывает в Крым. Из-за того, что пароход
был переполнен людьми, Вернадский подхватывает тиф. Это и станет
причиной появления записей его видений, и станет новым витком вработе
над «Мыслями о живом веществе».
«Приехав в Ялту, я вышел из парохода, так как нашѐл у себя вшей (я ехал в
переполненном пароходе) и решил от них при первой остановке в Ялте
скорее избавиться. Но совершенно неожиданно для меня и для моих я
встретил свою дочь, которая пришла встречать пароход. Эта остановка
перестроила всю мою жизнь. В этот же вечер были найдены ещѐ вши, и
ровно в назначенное время у меня начался очень сильный сыпной тиф. К
счастью, я попал в условия очень хорошего ухода. Моя племянница С.М.
Бакунина в это время жила в своей даче (где умер брат знаменитого
анархиста.. П.А. Бакунин); она настояла, чтобы я остался у нее; я жил на
этой даче ещѐ в 1916 году; моя жена, дочь, и племянница меня выходили. Я
чуть не умер. Врач, лечивший меня, известный и как общественный деятель,
К. Михайлов умер сам во время моей болезни от сыпного тифа».[3]
Дальнейшая судьба Крыма была, по большому счѐту, неизвестной.
Информация основывалась только на слухах. В тот период Крым находился
под руководством Барона Врангеля, который, в свою очередь, пытался всеми
возможными способами не допустить вторжение «красных» на полуостров.
В своѐм дневнике учѐный описывал сложившуюся ситуацию в Ялте так:
10/23. I. [1]920, утро
«Вчера в городе довольно яркая перемена настроений. Говорят об улучшении
положения. Странным образом те же сведения на базаре, хотя вчера не
удалось купить хлеба - не было. Базар и здесь, как в Киеве, в общем более
верно отражает положение по отношению к большевикам, чем городские
другие слухи. Низы имеют сношения с большевиками и передают
соответствующие настроения и предположения, хотя бы и в искаженных и
преувеличенных формах. Имеет это городское настроение основание? В
"Ялт[инском] курьере" указание на движение махновцев и крестьянск[ие]
волнения среди большевиков, на развал их армии; на базаре сведения, что
они режутся между собой. Действительно происходит что-нибудь подобное?
Может быть, начинается внутренний распад в его окончательной форме.
Ведь мы здесь - в Крыму, где тепло, не можем даже представить всех ужасов
этой зимы в средней и северной и даже южной России».[4]
При этом академик не перестаѐт работать. Но болезнь всѐ-таки даѐт о себе
знать. И это стало переломным моментом в его работе.
Видение
Три недели в Крыму, которые стали переломным моментом в биографии
Вернадского. Три недели, в течение которых он стоял на пороге смерти.
Именно в эти моменты к нему приходили те самые видения, которые он
опишет в своих дневниках. Так начинает он свои записи:
9-19 март 1920 г.
«Мне хочется записать странное состояние, пережитое мною во время
болезни. В мечтах и фантазиях, в мыслях и образах мне интенсивно
пришлось коснуться многих глубочайших вопросов бытия и пережить как бы
картину моей будущей жизни до смерти. Это не был вещий сон, так как я не
спал – не терял сознания окружающего. Это было интенсивное переживание
мыслью
духом
чего-то
чуждого
окружающему,
далекого
от
происходящего».[1, с. 114]
Владимир Вернадский уточняет – всѐ, что ему виделось – не было сном,
засыпал он лишь тогда, когда все образы, которые возникали перед ним замирали. В эти моменты к нему пришло новое понимание об учении о
живом веществе:
«Я ясно стал осознавать, что мне суждено сказать человечеству нечто новое в
том учении о живом веществе, которое я создаю, и что это есть мое
призвание, моя обязанность, наложенная на меня, которую я должен
проводить в жизнь – как пророк, чувствующий внутри себя голос,
призывающий его к деятельности».[1, с. 115]
Далее академик уже подходит к самым главным мыслям, которые в итоге и
сделают его известным учѐным – это первые идеи об учении о Ноосфере. В
дальнейшем он будет говорить об этом явлении, как высшей стадией
развития биосферы. Исходя из его мыслей, биосфера должна достичь такого
уровня развития, где главным фактором должен выступать разум человека.
Именно в этих идеях в зародыше и можно проследить этот феномен.
«Главную часть мечтаний составляло, однако, мое построение моей жизни
как научного работника и, в частности, проведение в человечество новых
идей и нужной научной работы в связи с учением о живом веществе. В
сущности, и здесь – особенно в начале болезни – проходили и ставились две
идеи: одна – о новой мировой организации научной работы, другая – о
соответствующей ей постановке исследований в области учения о живом
веществе».[1, с. 120]
Как мы видим, Вернадский в своих видениях обрисовывает развитие мысли о
живом веществе, что в дальнейших его рассуждениях будет похоже на
учение о ноосфере. Ниже можно увидеть идеи похожие на создание
инфраструктуры ноосферы:
«Основной целью моей жизни рисовалась мне организация нового огромного
института для изучения живого вещества и проведение его в жизнь,
управление им. Этот институт, международный по своему характеру, т.е. по
темам и составу работников, должен был являться типом новых могучих
учреждений для научной исследовательской работы, которые в будущем
должны совершенно изменить весь строй человеческой жизни, структуру
человеческого общества».[1, с. 120]
Данный институт мог бы стать инфраструктурой, которая, в своей работе над
живым веществом, стала бы пытаться приблизить реализацию ноосферы.
«Любопытно, что сознание, что в работе над живым веществом я создал
новое учение и что оно представляет другую сторону – другой аспект –
эволюционного учения, стало мне ясным только после моей болезни,
теперь».[1, с. 115]
Это и стало новым этапом в работе учѐного.
Последние крымские дни
После болезни, Вернадский задумывается о практическом применении своих
замыслов. Однако, к весне 1920 года ситуация ухудшается. Учѐный
задумывается о том, что необходимо эвакуироваться из Крыма, так как
большевистское
правительство
намеревалось
арестовать
учѐного.
Вернадский пишет прошение в английскую миссию в Крыму с просьбой об
эвакуации его и его семьи в Лондон. На время ожидания ответа Вернадский
покидает Горную Щель и вместе со своей семьѐй отправляется в
Симферополь.
В
Симферополе
Вернадский
становится
профессором
Таврического
университета, который он, фактически создал в 1917 году, в то время, когда
учѐный был руководителем Министерства народного образования при
Временном правительстве в Петрограде. Именно он поддержал идею
крымской делегации о создании университета на полуострове.
В то время в университете работали коллеги Вернадского, со многими из
которых, он поддерживал дружеские связи. И уже в феврале 1920 года он
передаѐт
заявление
университете.
4
с
желанием
февраля
1920
прочитать
года
Совет
лекции
в
Таврическом
физико-математического
факультета принимает решение о назначении Вернадского сверхштатным
ординарным профессором по кафедре Геологии.
Вскоре Вернадский приступает к работе в университете. Об этом он писал в
одном из писем: «Все время работаю, но условия работы тяжѐлые…Я читаю
силикаты и геохимию, очень углубляюсь в свой курс…Мечтаю: 1) Издать и
закончить «Живое вещество с геохимической точки зрения»…Много написал
вновь. Считаю, что получил очень крупные результаты. 2) Геохимию… 3)
Переиздать и закончить университетский курс минералогии…».[1, с. 145146]
Однако и в Симферополе учѐного ждали изменения. 2 октября 1920 года
умирает ректор Таврического университета Р.И. Гельвиг. По инициативе
профессора П.П. Сушкина ректором назначается В.И. Вернадский. Именно в
это тяжѐлое для университета время Владимир Вернадский будет всячески
способствовать
его
главнокомандующему
развитию.
Для
поддержки
он
обратился
к
Русской армией – Барону Врангелю и главе
гражданской администрации А.В. Кривошеину:
«Оба приняли меня вне приѐма. С Кривошеиным разговор короткий – ¼ часа,
- но содержательный. Удовлетворительный на все обращения. Позволил
оставить 90 фунтов стерлингов, находящиеся у меня на руках (не тратить). О
займе очень сочувственно (Врангель – скептически). Общее значение
университета понимает. Чем больше шума и внимания в мировой культурной
среде – тем лучше. Сделает распоряжение по посольствам о содействии
(Врангель обещал и всякое содействие нашей анкете.)».[1, с. 163]
Но, несмотря на все хлопоты ректора, осенью 1920 г. красная армия
постепенно занимает крымский полуостров. Войска Врангеля начинают
отступать. На этом деятельность Вернадского в Крыму прекращается. По
распоряжению Народного комиссариата просвещения, Вернадского и ряд
учѐных, которые тогда находились в Крыму, отправили в Москву. На этом
записи Вернадского в своѐм дневнике, которые он вѐл во время пребывания в
Крыму - оканчиваются.
В Москву учѐный ехал с одним из самых главных своих трудов - «О живом
веществе». В дальнейшем данные мысли послужат к развитию концепции о
ноосфере. Сегодня, с наступлением эпохи антропоцена, размышления
Вернадского
о
ноосфере
современном обществе.
становятся
актуальными
и
значимыми
в
Список литературы:
1. В.И. Вернадский и Крым: люди, места события… / Н.В. Багров, В.Г. Ена,
В.В. Лавров и др. – 2-е изд., перераб. – К. :Лыбидь, 2012.
2. В.И. Вернадский О науке. Том I. Научное знание. Научное творчество.
Научная мысль. – Дубна: Изд. центр. «Феникс», 1997-576 с.
3.
Духовный
облик
В.И.
Вернадского:
культурологический
анализ
эпистолярного наследия / Д.С. Берестовская, А.В. Синичкин. – Симферополь:
ИТ «АРИАЛ», 2013. – 212 с.
4. Научное наследие В.И. Вернадского и современность : монография /
редкол.: Н.В. Багров и др. – Симферополь : ИТ «АРИАЛ», 2013. – 300 с.
Список источников:
1.АРАН. Ф. 518, оп. 2, д. 11, л. 51-91об.
2. АРАН. Ф. 518, оп. 2, д. 11, л. 51-91об.
3. АРАН. Ф. 518, оп. 2, д. 11, л. 51-91об.
4. АРАН. Ф. 518, оп. 2, д. 11, л. 51-91об.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв