ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (СПбГУ)
Институт философии
Заведующий Кафедрой
конфликтологии
_______________А.И. Стребков
Председатель ГАК
_________________
Выпускная квалификационная работа на тему:
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ МЕДИАЦИИ В ШКОЛАХ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ
Направление 37.03.02 – Конфликтология
Рецензент:
к.ф.н., доцент
Держивицкий Е. В.
___________(_________)
Выполнила:
студентка бакалавриата
Белова Алина Андреевна
____________ (подпись)
Научный руководитель:
к.пол.н., старший преподаватель
Сунами А. Н.
_____________ (подпись)
Санкт-Петербург
2017
R2
СОДЕРЖАНИЕ
Generating Table of Contents for Word Import ...
ВВЕДЕНИЕ
Состояние российской системы общего образования в последние два
десятилетия характеризуется как динамичное. Разнообразные изменения в
содержании образования, в методиках обучения, в управлении системой
образования и в целом в позиционировании школы во взаимодействии с
государством и другими социальными институтами отмечают педагоги,
социологи и экономисты. Масштабность и разнонаправленность
происходящих изменений оказывают непосредственное влияние на
образовательные учреждения. Это обуславливает потребность модернизации
управления школой, что, в свою очередь, актуализирует значение
современного научного обоснования этого процесса.
R3
Школьная система переносит множество реформаций, которые
связаны как с организационной формой функционирования образовательных
учреждений, так и с дидактическими основами процесса обучения.
Формирование качественной системы образования в настоящий
период времени рассматривается большим количеством ученых, которые
обеспечивают непрерывный процесс совершенствования образовательного
процесса и всех аспектов, связанных с процессом обучения.
В настоящее время обучение является общественной ценностью,
оказывая влияние не только на уровень знаний населения, но и на
формирование у подростков таких качеств, как культура, общее
психологическое развитие, нравственность, принятие сформированных
ценностей и толерантность.
Ценность качества образования как ядра образовательной политики
делает остроактуальной проблему поиска действенных приспособлений
управления им на всех уровнях образовательной системы.
Современная школа является объектом, взаимодействующим с
окружающей внешней средой и который имеет свою внутреннюю среду,
состоящую из субъектов, взаимодействующими между собой. Такая среда, на
сегодняшний день, остаётся одним из главных социализирующих институтов.
Поэтому школа, как система, в которой находится большое количество
взаимодействующих между собой субъектов, является пространством для
появления различных конфликтов, влияющих на процесс взросления
учеников. Внедрение технологий школьной медиации как своеобразный
ответ на интенсификацию конфликтов в образовательной среде требует
описание и обобщения данного опыта с целью возможной корректировки
имеющийся стратегии и выбора наиболее адекватной российской реальности
модели школьных служб примирения обуславливает актуальность данной
работы.
R4
Цель дипломной работы – обобщить и описать зарубежный и
российский опыт применение медиации для разрешения конфликтов в
школьной среде.
Объектом данного исследования является школьная медиация.
Предметом исследования является опыт применения медиации в
школах в России и за рубежом.
В рамках сформулированной цели были определены следующие
задачи дипломной работы:
• дать общую характеристику конфликтов в школе
• проанализировать подходы к понятию и принципам школьной
медиации
• обобщить зарубежный опыт применения школьной медиации
• описать и оценить развитие программ школьной медиации в России.
Теоретико-методологическая база данного исследования основана на
междисциплинарном подходе, который объединяет исследования школьных
конфликтов в области педагогики, конфликтологии, психологии.
Дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения и
списка литературы.
R5
ГЛАВА 1. ШКОЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ КАК СПОСОБ РАБОТЫ
С КОНФЛИКТОМ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
1. 1. Общие характеристики конфликтов в школе
При осуществлении своей деятельности школа является не только
образовательным учреждением, но и системой, которая оказывает влияние на
развитие и становление характера учащихся. В течение образовательного
процесса, ученики помимо знаний формируют навыки общения и
взаимодействия, как в своей возрастной группе, так и с группами старшего
(старшие классы, педагоги, администрация) и младшего возраста (ученики
младших классов).
Помимо этого, в школах проводится работа, направленная на
культурное и нравственное развитие учащихся, что дает возможность
формировать у них объективное восприятие мира, формирование навыков
поведения и формирования принципов взаимодействия в конфликтных
ситуациях.
R6
Как объект, который имеет большое количество субъектов,
взаимодействующих между собой, школа становится пространством, на
котором с учетом сформированных принципов общения и взаимодействия,
образуются связи между группами и образуются конфликты между
различными группами.
Так как большую часть своего времени ребёнок проводит в школе, то
отношения со сверстниками в значительной степени влияют на его
мировоззрение и на то, какие способы общения он будет применять в не
учебное время. Поэтому именно в этот период времени, когда ребёнок учится
в школе, ему необходимо освоить все допустимые общепринятые способы
взаимодействия с окружающими его людьми. В противном случае, в
дальнейшем у подростка могут возникнуть проблемы с выстраиванием
отношений, что может понести за собой его отверженность от общества.
В школах, как и в обществе в целом, всегда присутствуют конфликты.
Причины их возникновения бывают абсолютно разные. В современном
образовательном учреждении учатся дети разных социальных слоёв,
национальностей и культур. Поэтому способы взаимоотношений и реакция
на поведение окружающих у всех детей может быть разная, что может
понести за собой разногласия. Иногда сам конфликт бывает не так страшен,
нежели то, что он может за собой понести. Именно поэтому очень важно
вовремя разобраться в конфликтной ситуации и предотвратить её
последствия. 1
В н а с т о я щ е е в р е м я п р о бл е м а ко н фл и к т о в в ы д е л е н а в
самостоятельную науку – конфликтологию. Специфика конфликтологии
заключается в том, что она большое внимание отдает вопросам
возникновения и причин появления и дальнейшего развития разногласий в
системе отношений отдельных личностей и групп, их превращение в
Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений.
Практическое руководство // Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Москва
– 2012. – 5с.
1
R7
серьезные конфликты, исследует способы их предупреждения и возможности
управления и сведения на минимум возникнувших конфликтов.
«Педагогический конфликт – это возникающий в результате
профессионального и межличностного взаимодействия участников учебновоспитательного процесса форму проявления обострившихся субъектносубъектных противоречий, вызывающих чаще всего у них отрицательный
эмоциональный фон общения, и предполагающую конструктивный перевод
столкновения сторон конфликта в заинтересованное устранение его
причин»2.
В образовательном учреждении можно выделить 4 основных субъекта
деятельности: обучающийся, учитель, родители и администратор. В виду
этого определим основным группы, которые вступают в конфликт между
собой:
•
Ученики и учителя;
•
Учителя и родители;
•
Учителя и администрация;
•
Ученики и администрация.
Помимо этого, конфликты также могут происходить и внутри каждого
субъекта.
Среди причин конфликтов с учащимися учителями определяются
следующие факторы, приводящие к возникновению конфликтов:
1.
«нежелание учиться,
2.
нарушение дисциплины на уроках,
3.
безответственное отношение к ученических обязанностям,
4.
агрессивность по отношению к одноклассникам,
Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние, проблемы исследования и перспективы
развития // Современная конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001
2
R8
5.
равнодушное отношение к воспитательным мероприятиям, делам
6.
проявление таких качеств, как инфантильность, слабоволие,
класса,
грубость, конфликтность характера и др.»3.
Первопричинами конфликтов с родителями могут являться такие
факторы, как повышенные требования к преподавателю, частое
вмешательство родителей в образовательный процесс, отсутствие
необходимого контроля со стороны родителей за детьми и прочие.
На основании проведенного анализа в работе Е.К. Ивановой и И.А.
Чемериловой, были получены следующие результаты уровня конфликтности
между педагогами и родителями учащихся:
•
Низкий уровень конфликтности – 26%;
•
Средний уровень конфликтности – 53%;
•
Высокий уровень конфликтности – 21%.
При этом, е сли оценивать возможно сть педагогов мирно
урегулировать возникающие конфликты с родителями учащихся и самими
учащимися, необходимо отметить, «что более 50% учителей оценивают свои
возможности, как высокие и выше среднего. На среднем уровне улаживания
конфликтов указывают 31% учителей, и лишь 9% педагогов имеют, по их
мнению, низкий уровень улаживания конфликтов»4.
Среди личностных качеств, мешающих конструктивно разрешать
конфликты, учителя отметили т акие факты, вспыльчиво сть и
неуравновешенность, а также наличие принципиальности и склонности в
любой ситуации настаивать на своем.
3
Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. – М: Альфа - М; ИНФРА-М, 2009. – 336с.
Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/
konfliktologicheskaya-kultura-uchitelya-i-ee-proyavlenie-v-professionalnoy-deyatelnosti
4
R9
Несмотря на то, что многие педагоги отметили, что обладают
достаточными навыками в решении конфликтов в отношении получения
новых знаний в рамках управления собой в конфликтной ситуации, а также
получение данных о ведении и урегулировании конфликтов, 66% педагогов
отметили потребность в данной информации. При этом 1/5 часть педагогов
считают, что они в данной информации не нуждаются.
«При реализации учебно-воспитательных задач учитель испытывает
серьезные затруднения в разрешении конфликтных ситуаций во
взаимодействии не только с учащимися, но также с их родителями и своими
ко л л е г а м и . Р е с п о н д е н т ы и м е ю т р а з н ы е у р о в н и р а з в и т и я
конфликтологической культуры. Низкий уровень выявился у 26%
респондентов, средний уровень - у 52%; высокий уровень - только у 22%
обследованных.
Большинство опрошенных учителей указа ли на де фицит
конфликтологических знаний и умений и выразили желание их
совершенствовать. Эти данные свидетельствуют о том, что развитие
конфликтологической культуры личности учителя - важнейшая задача,
которую необходимо решать в условиях жизнедеятельности образовательной
организации».5
Как и в повседневной жизни, так и в школьной среде на формирование
конфликтов, достаточно часто оказывают следующие факторы:
•
Социальное неравенство сторон;
•
Этническая принадлежность;
•
Вероисповедание;
•
Физическая ограниченность деятельности.
Рассмотрим причины, которые оказывают влияние на формирования
причин возникновения конфликтов.
Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник Башкирск. ун-та. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/
konfliktologicheskaya-kultura-uchitelya-i-ee-proyavlenie-v-professionalnoy-deyatelnosti
5
R10
К источникам конфликтов на почве социального неравенства, в первую
очередь, можно привести причину сдвига ценностей в современном
обществе. Воспитание в среде с сформированным культом материальных
ценностей приводит к формированию у детей модели поведения, когда
качества человека в первую очередь оцениваются на основании его
финансового благополучия и наличия у него «статусных» предметов. При
этом нравственные черты характера оцениваются в последнюю очередь, а в
отдельных группах наоборот считаются отрицательным критерием в оценке
личности и часто становятся причиной насмешек и формирования
конфликта.
Оценивая факторы, которые оказывают влияние на возникновение
этнических конфликтов, можно выделить следующие причины:
«1. Исторические причины
В рамках исторических факторов можно выделить ряд явлений,
оказывающих большое влияние на межнациональные отношения:
• с ам ход историче ских событий, вследствие которых
складываются эти отношения между народами;
• исторические события, которые стают каким-то символом в
процессе ныне развивающихся взаимоотношений;
специфики историко-социального развития народа, включенного в
контакт с иными народами» 6.
2. Политические моменты
«Политические причины, которые оказывают большое влияние на
межнациональные отношения, содержит по наименьшей мере 3 класса
явлений:
• основы и формы государственного устройства;
• характер политического строя;
• вид государственной национальной политики.
Функции элиты в развитии межэтнических взаимоотношений:
6
Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие – М.: «Щит-М», 2009
R11
• Задание идеологии толерантности либо вражды.
• Выработка политики примирения либо, наоборот, нетерпимости.
• Направление работы СМИ
• Определение образовательных программ.
• Работать образцом поведения.
Социально-структурные факторы:
• связь общественной и этнической стратификации;
• воздействие социально-структурных перемен;
• национальный фактор в общественной мобильности»7.
Тот факт, что образование, и в целом просвещение, способно рушить
межэтнические границы, снимать предубеждения, установлен во
множественных исследованиях. В однонациональных, необыкновенно часто
в сельских, общинах отрицательные стандарты и предубеждения в
значительной мере подпитываются их культурной замкнутостью. У
образованных же групп отрицательные установки в первую очередь не
связаны с культурными факторами, особенно в деловой сфере.
Фактор физической ограниченности человека также приводит к
конфликту, но только в случае формирования стороны поддерживающей
ч е л о в е к а с о г р а н и ч е н н ы м и ф и з и ч е с к и м и в о з м ож н о с т я м и , в
противоположном случае формируется не конфликт, а дискриминации
учащегося.
Проявление данного типа дискриминации не требует существенного
физического ограничения, а привязано к минимальным физическим
нарушениям у школьников.
Таким образом, можно сделать вывод, что в современной школе
основные источники конфликта связаны с социальным и финансовым
неравенством учеников, с этнической принадлежностью учеников и с
физическими ограничениями учащихся.
7
Платонов Ю.В. Этнопсихология. - Москва: Академия, 2012
R12
В виду отсутствия как таковой системы развития личности ребенка
после дошкольного образовательного учреждения, можно сделать вывод, что
одним из факторов, приводящем к формированию конфликтов в
образовательных учреждениях становится отсутствия контроля со стороны за
развитием конфликтных ситуаций и попустительство в отношении контроля
за уровнем конфликтности и взаимодействии между группами подростков в
учебном заведении.
В то же время, проблемой постоянного участия педагогов в разборе
конфликтных ситуациях является то, что происходит непосредственное
отвлечение их от процесса своей профессиональной деятельности. Поэтому,
необходимо, чтобы процессом урегулирования конфликтных ситуаций в
образовательном учреждении занимались люди, специализированные в этой
сфере и которые могут уделять этому своё время.
Ш кол ь н ы е с л ужб ы п р и м и р е н и я н ап р а вл е н ы н а р а з в и т и е
взаимопонимания и мирное урегулирование споров, они прививают ученикам
навыки общения, которые они смогут применить в своей будущей жизни. Во
время переговоров участники конфликта с помощью медиатора могут понять
друг друга и договориться друг с другом о приемлемом для всех выходе из
конфликтной ситуации.
Основным отличием медиации от других форм урегулирования
конфликта является то, что решение конфликта предполагается самими
участниками в ходе переговоров. Медиация помогает избежать
административного разбирательства, а также силовых методов воздействия
подростков, как например, бойкоты или драки, к которым школьники
зачастую прибегают в конфликтных ситуациях. Диалог, который организуется
для конфликтующих сторон даёт возможность сторонам лучше узнать и
понять друг друга. Данные переговоры способствуют взаимопониманию и
изменения точки зрения сторон по отношению друг к другу. Другими
словами, налаживаются отношения между участниками. От конфронтации до
позитивных взаимоотношений. Медиатор создаёт условия для выражения
R13
мнений и чувств сторон. В такой обстановке каждая сторона может отстоять
и защитить свои права, не боясь при этом ущемления своих интересов. В
процессе такой процедуры как медиация, каждая из сторон может извлечь
для себя пользу из сложившегося конфликта. Это происходит в связи с
обоюдным соглашением, которое учитывает интересы обеих сторон, к
которому приводит медиация на своём завершающем этапе.
Целью применения медиации при разборе конфликта является решение
проблемы таким образом, чтобы это принесло пользу ребёнку. Такой способ
сотрудничества поддерживает ребёнка и его отношения с другими
учениками.
1. 2. Понятие и принципы школьной медиации
Для разрешения внутренних конфликтов в школе были созданы
специальные службы школьной медиации, направленные на примирение
конфликтующих сторон. Основным направлением данных служб является
разрешение конфликтов между учениками, а также между другими
системными парами, наиболее актуальными которые являются ученикиродители и ученики-учителя. 8
Под медиацией мы понимаем процесс включения в конфликтную
ситуацию третьей стороны, которая становится независимым объективным
арбитром и осуществляет работы по разбору конфликта, выявлению его
причин и факторов, повлиявших на возникновение и развитие конфликта и
поиска методов решения данного конфликта.
Медиатор – независимое физическое лицо, которое является третьей
стороной при разрешении спора. К конфликтной ситуации его привлекают
стороны (физические лица, желающие урегулировать конфликт) для помощи
в выработке конструктивного решения спора. 9
8
Хананашвили Н. Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник
материалов / Сост. и отв. ред.— М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 5с.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)". Статья 2. Основные понятия,
используемые в настоящем Федеральном законе
9
R14
Медиатор не оказывает давления на стороны и не принимает решения
спора. Он лишь помогает сторонам прийти к общему решению и
восстановить миропорядок в образовательном процессе, существовавший до
конфликтного события.
Работа медиатора является неотъемлемой частью конструктивного
исхода конфликта. Именно медиатор помогает понять не только собственные
чувства стороны, но и состояние, основание действий противоположной
стороны. Он помогает сторонам совместно найти решение сложившейся
ситуации и изменить отношение друг к другу в лучшую сторону.10
Учитывая тот факт, что многие подростки не имеют доверия ко
взрослым, участвующим в разборе конфликтной ситуации, например, между
учителем и учеником, в виду возникновения ситуации, когда взрослый
медиатор принимает сторону учителя, даже если тот был не прав,
обосновывая это тем, что «взрослый всегда прав, учитель всегда прав,
учитель – непререкаемый авторитет», отличительной особенностью
школьной медиации от обычной является то, что в школах медиаторами
также являются и сами ученики и при разборе конфликтов между группами
принадлежащих к различным иерархическим ступеням, что позволяет
провести объективную оценку конфликта и разбирать ситуации без
навешиваемых ярлыков и принятых стереотипов.
Таким образом ученики добровольно, под руководством кураторов
способствуют решению конфликтных ситуаций путем проведения
переговоров и других программ восстановительного разрешения конфликтов.
Такая методика дает множество преимуществ, в том числе и то, что это дает
возможность разобраться в ситуации и улучшить взаимопонимание в той
среде, где не всегда есть доступ для взрослых. Тем более, в таком возрасте
подросткам намного проще достичь доверия и установить контакт со
сверстниками.
Хананашвили Н. Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник
материалов / Сост. и отв. ред.— М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 34с.
10
R15
Существует ряд принципов проведения медиации, прописанных в
Федеральном законе, который медиатор обсуждает со сторонами до начала
медиации.
• Принцип добровольности заключает в себе то, что, в отличии от
судебного разбирательства, стороны своевольно принимают участие в
процессе медиации. Кроме того, стороны свободно могут выбрать
медиатора. Любая из сторон имеет право в любой момент, по какойлибо причине, прекратить переговоры;
• Принцип конфиденциальности: стороны и медиатор не имеют право
выносить за рамки процесса переговоров, информацию, полученную в
ходе этого процесса. Исключением является случаи, предусмотренных
федеральными законами. Медиатор не имеет право разглашать одной
стороне информацию, полученную в ходе индивидуальной беседы с
другой, если не получит на это специальное разрешение. Также, если
дело всё-таки доходит до суда, медиатор не имеет право выступать в
качестве свидетеля;
• Принцип равноправия сторон: стороны не имеют никакого
преимущества друг перед другом в процессе проведения процедуры. У
каждого есть возможность высказать своё мнение, принять участие в
обсуждении условий переговоров, оценивать условия соглашения и др.;
• Принцип нейтральности медиатора: Медиатору необходимо сохранять
беспристрастное отношение к каждой из сторон конфликтной ситуации
как при подготовке к проведению процедуры медиации, так и в ходе
самой процедуры, а также при заключении соглашения между
сторонами. В случае, если медиатор с этим не справляется, ему
необходимо отказаться от ведения данного процесса.11
Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)"
11
R16
Школьные службы медиации также придерживаются этих принципов.
Рассматривая их подробнее, можно выделить следующие:
• Принцип добровольности, который предполагает добровольное участие
всех сторон в примирительной программе;
• Принцип конфиденциальности, несущий за собой обязательство
участников службы не разглашать полученную информацию об
участниках во время программы. Исключением является информация о
преступлении;
• Принцип нейтральности, предполагающий независимость третей
стороны, которая помогает участникам самостоятельно принять
решение.12
В законе о медиации прописано, что прибегнуть к такой процедуре,
как медиация можно в случае следующих споров: споры, касающиеся
гражданские, семейные и трудовые правоотношения. К процедуре нельзя
прибегнуть в случае, коллективного трудового спора, либо, если спор
затрагивает права лиц, не участвующих в процедуре медиации.
Что кас ает ся школьных служб медиации, то, участники
образовательного процесса могут обратиться в службу в случае споров,
связанных непосредственно с нарушением благоприятного школьного
климата, за исключением случаев, которыми должны заниматься
вышестоящие органы. Это, например, кража, насилие и др.
Федеральным законом также устанавливаются условия и правила
проведения медиации. Порядок проведения процедуры устанавливается
специальным соглашением, которое заключается в письменной форме и
содержит все необходимые сведения об организации, осуществляющую
проведение медиации, о предмете спора, об условиях сторон и др.
Положение о службе школьной медиации в муниципальном автономном общеобразовательном
учреждении «Средняя общеобразовательная школа № 5 Кувандыкского городского округа Оренбургской
области»
12
R17
Для проведения медиации стороны конфликта обращаются в
организацию, которая может рекомендовать им кандидатуру медиатора.
Медиатор назначается только по взаимному согласию обеих сторон.
Существует несколько требований к медиатору. Третей стороной
конфликта должно являться независимое физическое лицо, которое не имеет
право быть представителем одной из сторон, тем более находиться в
родственных отношениях с участниками конфликта. В отличии от школьных
служб примирения, медиатором имеют право быть только лица, достигшие
совершеннолетия. В процессе процедуры сторонами могут устанавливаться
дополнительные требования к медиатору.13
В школьных службах примирения для того, чтобы учащийся смог
стать медиатором он должен пройти дополнительное обучение у социального
педагога с целью формирования определенных навыков в оценке конфликтов,
выявлении причин конфликтов и формированию навыка и опыта
объективной оценки конфликтов, не применяя субъективные эмоции. При
этом во многих школах обучение проходит ежегодно для всех медиаторов,
что позволяет поддерживать квалификацию и опыт работников, а также
проводить анализ проблем, которые могут возникнуть у медиатора в
процессе работы и предупреждение новичков об этих проблемах с целью
снижения уровня ошибок медиаторов.
Медиатора нельзя назначить против его воли, ведь этот человек
должен быть заинтересован в развитии применения таких практик в школе.
Этот человек должен пользоваться авторитетом как перед учителями, так и
перед учениками, иначе доверительная беседа просто может не состояться.
Существует несколько принципов, которыми должен обладать медиатор.
Такой человек несёт ответственность за результаты переговоров и
непосредственно их процесс. Диалог участников – это основа данного
процесса, и правильная организация диалога напрямую зависит от медиатора.
Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013) "Об альтернативной процедуре
урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)".
13
R18
Также, возможно совместное ведение медиации взрослым и
учащимся, то есть, медиаторами могут быть: учащиеся, их родители или
работник образовательного учреждения.
Руководителем службы школьной медиации назначается куратор, это
взрослый человек, прошедший специальную подготовку в качестве
медиатора, готовый работать со службой на протяжении длительного времени
и который имеет доступ ко всей информации о конфликтных ситуациях,
происходящих внутри школы.
Работа медиатора делится на 4 основных этапа:
• На первом этапе медиатор работает с полученной информацией о
произошедшей ситуации. Выясняет, подходит ли эта ситуация для
проведения медиации. Связывается со сторонами и договаривается об
индивидуальной встрече. В случае, е сли участники
несовершеннолетние, то медиатор связывается сначала с их
официальными представителями. Этот этап называется
подготовительным.
• На втором этапе, когда проходит индивидуальные встречи со
сторонами, медиатору необходимо представить себя и ознакомить
участников с программой медиации, рассказать о правилах процедуры.
Необходимо обеспечить наиболее доверительную обстановку, чтобы
расположить стороны к себе. Задачей медиатора является понять
самому и помочь понять участникам важные для них и для медиации
аспекты конфликта. На этом этапе медиатор обсуждает с каждой из
сторон возможные выходы из сложившейся конфликтной ситуации и
подготавливает их ко встрече друг с другом.
• На третьем этапе происходит примирительная встреча участников
конфликта. Медиатору необходимо заранее подготовить наиболее
удобное для обеих сторон место встречи. Главной задачей является
R19
организовать наиболее доверительную беседу, в ходе которой стороны
могли чувствовать взаимопонимание. На этой встрече обсуждаются
взаимоприемлемые варианты разрешения конфликта и заключается
соглашение между сторонами.
• Последний этап – это аналитическая беседа, на которой выясняется
достигнуто ли сторонами соглашение и какую роль в их отношениях
сыграла медиация.14
На втором этапе медиатор знакомит участников с правилами
проведения процедуры. Сторонам необходимо соблюдать их, для того, чтобы
доверительная беседа состоялась. У каждого участника должна быть
возможность высказаться и быть услышанным, поэтому медиатору
необходимо следить за тем, чтобы стороны не перебивали друг друга. Для
создания подходящей атмосферы стороны должны чувствовать себя в
безопасности, поэтому медиация включает в себя такое правило, как
соблюдение конфиденциальности, то есть стороны и медиатор не должны
выносить за пределы встречи всю информацию, полученную в результате
переговоров. Если соблюдать все необходимые правила, то медиация может
пройти достаточно быстро и конструктивно.15
Существует множество трудно стей, с которыми медиатор
сталкивается в ходе своей работы. Нередко он сталкивается с тем, что
сторонам сложно избавиться от своей подозрительности и избавиться от
эмоционального напряжения, которое возникло из-за конфликта. Чтобы
избавиться от этих проблем, помочь сторонам понять друг друга и прийти к
конст руктивному выходу из ситуации, медиатору необходимо
придерживаться поставленных перед ним задач. Очень важным является
14
Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений.
Практическое руководство // Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Москва
– 2012. – 97с.
Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений.
Практическое руководство // Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Москва
– 2012. – 103с.
15
R20
создание всех необходимых условий для возникновения взаимопонимания
между сторонами, при котором стороны могут спокойно и конструктивно
выражать свои эмоции без какой-либо боязни. Очень важно, чтобы в
присутствии медиатора между сторонами состоялась доверительная беседа.
Только тогда можно выяснить все скрытые аспекты конфликта и прийти к
решению, которое устраивает всех сторон возникшей ситуации.16
Существует ряд юридических документов, которые являются
правовой основой организации служб школьной медиации:
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Семейный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об Образовании
в Российской Федерации»;
• Федеральный Закон от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях
прав ребенка Российской Федерации»;
• Федеральный Закон от 27.07.2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной
процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре
медиации)»;
• Письмо министерства образования и науки Российской Федерации
от 18.11.2013 г. № ВК-844/07 «О направлении методических
рекомендаций по организации служб школьной медиации»;
• Конвенция о правах ребенка.17
16
Коновалов А. Ю. Школьная служба примирения и восстановительная культура взаимоотношений.
Практическое руководство // Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Москва
– 2012. – 98с.
Пестова И. В., Дыненкова Е. Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБ ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ В
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ Методические рекомендации. 2014. - 7с.
17
R21
Данный перечень документов защищает законные права и интересы
обучающихся, создают правовые условия применения школьных служб
медиации в Российской Федерации, а также регулируют их деятельность.
R22
ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ РЕАЛИЗАЦИИ
ШКОЛЬНОЙ МЕДИАЦИИ
2. 1. Зарубежный опыт применения школьной медиации
В таких странах, как Дания, Германия и США присутствует такой
процесс, как процесс медиации. Этим процессом является включение в
конфликтную ситуацию третьей стороны, которая становится независимым
объективным арбитром и осуществляет работы по разбору конфликта,
выявлению его причин и факторов, повлиявших на возникновение и развитие
конфликта, а также поиска методов решения данного конфликта.
Медиация начала активно развиваться во второй половине 20-го века.
Первые попытки использования данной методики начали применяться при
разрешении семейных конфликтов, а в дальнейшем и при разрешении споров
широкого круга.
Первое применение данной методики именно в школе отмечается в
2004 году в Дании. Тогда на основании работающего в то время уже,
школьного ученического совета, в согласии с педагогами школы, была
сформирована группа медиации, что привело к снижению уровня
конфликтно сти, а также разработкам дополнительных методов,
направленных, в первую очередь, на предотвращение ситуации
возникновения конфликта, а не решение и разбор последствий уже
возникших конфликтов.
На сегодняшний день в школах США существует и активно
используется профессиональная медиация – Peer mediation. Эта программа
появилась в США в 1960-х годах. На русский язык слово «peer» переводится
как «сверстник», следовательно, главным принципом этого процесса является
то, что учащиеся одного возраста способствуют разрешению конфликтов,
которые возникли в их среде. Помимо этого, медиатор не принимает никаких
конкретных решений, а скорее способствует к беспроигрышному результату
R23
для обеих сторон, чтобы избежать дальнейшего развития конфликта. 18 Такой
процесс решения конфликтов доказал свою эффективность в школах по всей
Америке, изменяя отношения учащихся к конфликтам и способы их
разрешения. Такие изменения понесли за собой улучшения школьного
климата, приспособили учащихся к умению выслушивать других, снизили
количество применения дисциплинарных мер и множество других
положительных результатов.
«В США в нескольких школах города Нью-Йорк, которые приняли
участие в программах по альтернативному разрешению конфликтов,
наблюдалось снижение наказаний за драки на 45-70% в течение первого года
функционирования программы.
Оценка влияния программы по креативному разрешению конфликтов,
которая была реализована в четырёх многонациональных, разноэтнических
школьных округах города Нью-Йорк, установила, что 84% преподавателей,
принявших участие в опросе, сообщили об улучшении атмосферы в классах,
71% отметили значительное сокращение случаев физического насилия в
классах, а 66% рассказали о сократившимся количестве словесных
оскорблений. Более 98% респондентов признали, что программа медиации
стала важным инструментом для выхода из конфликтных ситуаций»19
Такой процесс, как peer mediation рассматривает ряд проблем, которые
возникают в школьной среде. Это, например, возникшие сложности в
общение между учащимися, издевательства или притеснения тех, кто слабее
в каком-то плане; всякого рода слухи или сплетни, которые понесли за собой
какого-либо рода неприятности, драки и другие неприятные ситуации,
которые способствуют повышению конфликтогенности в школьной среде.
18
Пинкевич А. Г., Сунами А. Н. ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНФЛИКТОЛОГИИ: PEER MEDIATION. 2014.- 184с.
http://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/ss5302a1.htm - Youth Risk Behavior Surveillance - United States,
2003 National Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion, CDC Опубликовано: 21 мая 2004 г.
19
R24
Более серьёзные проблемы, связанные с нарушением закона, требуют
профессионального вмешательства.
У этой программы есть ряд преимуществ перед другими способами
разрешения конфликтных ситуаций. Как альтернатива судебным
разбирательствам, которые в большинстве своих случаев предлагают
решение только в пользу одной стороны, peer mediation предусматривает
исход, который в равной степени будет устраивать обе стороны и направлен
на предотвращение разногласий между ними в будущем. Опытный медиатор
может раскрыть истинные причины конфликта и наладить отношения между
людьми. Одним из плюсов медиации специалисты также выделяют экономию
средств и времени, которые люди обычно тратят на судебные
разбирательства. Неформальная обстановка является менее стрессовой
нежели, если бы разбор ситуации происходил в суде. 20
В программе peer mediation учащиеся одной возрастной группы
способствуют решению возникших в школе конфликтных ситуаций. Для
участия в программе выбираются несколько старшеклассников, которые
должны работать с конфликтными ситуациями на протяжении года. Для этих
у ч а с т н и ко в у ч и т е л я , кото р ы е в с во ю оч е р ед ь б ы л и о бу ч е н ы
профессионалами, проводят специальную подготовку.21 Этот процесс доказал
свою эффективность в школах в Соединённых Штатах Америки и изменил
способ разрешения конфликтов учащимися. Помимо этого, применение такой
программы, как peer mediation показало отличные результаты в изменении
отношений между участниками образовательного процесса. Учащиеся
овладели таким умением, как слушать друг друга. Было замечено снижение
применения дисциплинарных мер по отношению к ученикам, а также в целом
улучшился школьный климат для обучения.
20
Hilary Cremin. Peer Mediation. Citizenship and social inclusion revisited // Open University Press. First
published 2007. – p.10.
Пинкевич А. Г., Сунами А. Н. ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНФЛИКТОЛОГИИ: PEER MEDIATION. 2014.- 185с.
21
R25
Этот процесс является полностью добровольным для всех сторон
конфликта. Медиаторы не принимают никаких решений, а помогают найти
беспроигрышный для обеих сторон вариант выхода из конфликтной
ситуации.
Успешное применение peer mediation достаточно эффективно влияет
на положительные изменения в школьной среде. Такая программа
предоставляет ученикам новые знания в разрешении конфликтных ситуаций
мирным путём, даёт подросткам возможность взять на себя ответственность
и почувствовать себя важным и необходимым в обществе.
Исследования, проводимые в США, показывают, что применение
программы peer mediation в образовательных учреждениях способствовало
тому, что учащиеся научились находить конструктивные решения
конфликтных ситуаций, улучшилась школьная дисциплина и в целом
увеличилось позитивное восприятие медиаторов в этой области. Успешное
решение возникших споров посредством переговоров помогает избежать
эскалации конфликта, что приводит к сокращению случаев насилия и
последующего исключения из школы.
Также, исследование показало, что программа peer mediation может
быть эффективно реализована во всех образовательных учреждениях.
Используя эту программу, учащиеся не только изучают все возможности
применения данной практики, но и учатся использовать её на практике, при
разрешении конфликтов не только в школе, но и за её пределами. Все, кто
участвовали в этой программе высказались положительно в её сторону и в
целом были довольны результатом.
Несмотря на то, что необходимо
постоянно проводить исследования о том, как такая процедура, как peer
mediation влияет на школьный климат, потенциал всё равно виден и
R26
использование этой практики способствует снижению уровня насилия и
деструктивного поведения в школах в Соединенных Штатах Америки.22
«Американские исследования программ peer mediation помогают
увидеть наиболее частые причины возникновения конфликтов в школах:
• сплетни или слухи и притеснения (27%);
• несовместимость жизненных позиций учеников (20%);
• поведение в классе (9%)».
До применения программы peer mediation в конфликтных
взаимодействиях подростками часто использовались стратегия ухода,
применение силы, запугивание. Реализация программ peer mediation
позволила научиться сторонам выяснять отношения с помощью переговоров,
что поспособствовало решению конфликтов, не мешая учебному процессу.23
В Великобритании также были проведены исследования, целью
которых было доказать успешное применение практики peer mediation. В
исследовании приняли участие 15 школ, в которых в течение нескольких лет
происходило обучение разрешения споров посредством переговоров. В ходе
исследования выяснили, что для достижения успеха школьной медиации
требуется поддержка всего школьного сообщества, особенно директора. Эта
поддержка включает в себя ежегодное финансирование координатора
школьной медиации, а также предоставление времени для гарантии того, что
медиация среди преподавательского и не преподавательского персонала
проходит на высоком уровне. Необходимо принять медиацию как
неотъемлемую часть школьной жизни. Поэтому, для долгосрочного развития
и введения медиации в школы необходима её постоянная поддержка, которая
должна основываться на расширении возможностей учащихся, и убеждении,
22
Daunic A. P., Smith S. W., Robinson R., Miller M. D., Landry K. L. School-wide conflict resolution and peer
mediation programs: experience in three middle schools // Intervention in School and Clinic. — 2000. — Vol. 36, №
2. — Р. 95
Пинкевич А. Г., Сунами А. Н. ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ
КОНФЛИКТОЛОГИИ: PEER MEDIATION. 2014.- 189с.)
23
R27
что школьная медиация лучше всего поможет участникам спора решить их
конфликты. Более того, такие убеждения должны быть подкреплены
ресурсами и стремлением исполнять работу по этой программе. Это требует
времени, денег и тренировки. Программа школьная медиация - это
разработка тщательной и четкой стратегии предоставления молодым людям
возможности взять на себя большую ответственность за свою собственную
жизнь и взаимоотношения, при полной поддержке специализированной
команды.24
Медиация – это фасилитационный процесс разрешения конфликтных
ситуаций, в котором основное внимание уделяется приоритетам самих
участников спора. Такая процедура заинтересована в том, как стороны будут
общаться в будущем, она способна переиначить конфликтующие отношения
и наладить долговременные позитивные отношения в обществе, которое в
настоящее время характеризуется индивидуализмом.
Hilary Cremin. Peer Mediation. Citizenship and social inclusion revisited // Open University Press. First
published 2007. – p.32.
24
R28
2. 2. Развитие программ школьной медиации в России
С 1997 года Общественный центр «Судебно-правовая реформа»
поддерживает в России службы примирения и развивает восстановительное
разрешение конфликтных ситуаций.
Восстановительное разрешение конфликтов необходимо в тех случаях,
когда отношения между людьми достигают стадии ненависти друг к другу,
когда единственной целью становится навредить друг другу и забывается про
то, каким на самом деле должен быть исход конфликта.
Такая восстановительная процедура помогает людям нормализовать
отношения друг с другом и самим осознать весь тот негатив, который
причинил им конфликт.
На основе разработок Общественного центра «Судебно-правовая
реформа» создана модель школьных служб примирения, которые работают с
конфликтами учащихся. Первая программа примирения прошла в московской
школе №464 в 2001 году, в дальнейшем за ней последовали и другие школы,
так как программа была пройдена успешно.
В настоящее время, путём создания школьных служб примирения, в
России интенсивно развивается восстановительная практика разрешения
конфликтов. Этот процесс развивается во многих регионах нашей страны,
с о зд а ют с я а с с о ц и а ц и и с п е ц и а л и с то в , р а з в и ва ют с я р а з л и ч н ы е
восстановительные программы, которые работают с несовершеннолетними и
их семьями. За эти годы по инициативе центра «Судебно-правовая реформа»
были созданы школьные службы примирения в различных регионах России:
в Москве, Пермском крае, Тюмени, Волгоградской области, Махачкале,
Красноярске, Урале, Череповце, Казани, Якутии, Новосибирске и др. Такие
сообщества направлены на работу с конфликтами, в которых участвуют
несовершеннолетние, а также способствуют созданию служб примирения в
школах по всей России.
R29
В марте 2009-го года была создана Всероссийская ассоциация
восстановительной медиации. Эта ассоциация представляет собой
сообщество людей, которые занимаются восстановительной процедурой в
России. Их деятельность направлена на развитие российских технологий
восстановительной медиации и поддержу школьных служб примирения, а
также этот центр анализирует практику мирного разрешения конфликтов в
России и за рубежом.25
После того, как Правительством РФ была принята «Национальная
стратегия действий в интересах детей на 2012–2017 годы» и «Рекомендации
по организации служб школьной медиации» многие регионы нашей страны
заинтересовались поддержкой и развитием школьных служб медиации.
Исходя из этого, можно сказать, что к настоящему времени накоплен
значительный опыт по проведению восстановительных программ и на
данный момент необходимо развивать сообщество восстановительной
медиации. Продвижение данной технологии способствует развитию
возможностей мирного урегулирования конфликтных ситуаций, что
содействует укреплению социальных связей в современном обществе.26
Рассмотрим поддержку служб примирения на примере московского
опыта. Лидером движения по поддержке является межрегиональная
общественная организация «Общественный центр «Судебно-правовая
реформа», который проводит семинары, конференции, различного рода
обучение, что в свою очередь способствует профессиональной
коммуникации. Совместно с этой организацией свою деятельность
осуществляет ассоциация кураторов и медиаторов Москвы, которая была
создана 17 марта 2009 года. Её главными задачами на сегодняшний день
являются: оценка деятельности служб примирения, проведение различного
рода мониторинга, развитие медиации, и другая деятельно сть,
25
http://sprc.ru/ «Общественный центр Судебно-Правовая Реформа». 2001-2012.
http://sprc.ru/ Стандарты восстановительной медиации. Разработаны и утверждены Всероссийской
ассоциацией восстановительной медиации 17 марта 2009 г.
26
R30
способствующая продвижению и развитию медиативного подхода к
конфликтным ситуациям. Деятельность ассоциации осуществляется в двух
форматах: открытые встречи, которые проводятся регулярно и электронная
рассылка, которая осуществляет обмен новостями и документами,
имеющими отношения к практике применения медиации.27
Практика показывает, что данная деятельность способствует
поддержке школьных служб примирения, а по результатам мониторинга с
каждым годом служб становится всё больше, что означает увеличение
участников мирного урегулирования споров.
Школьные службы примирения в России состоят из куратора и
нескольких старшеклассников. Куратор и старшеклассники проходят
специальную подготовку, чтобы стать медиаторами. Существует ряд
принципов, по которым ведется набор кураторов и школьников-медиаторов.
Куратора обычно выбирают среди работников образовательного учреждения.
Это может быть педагог, школьный психолог, заместитель директора по
воспитательной работе и др. Куратором должен быть назначен человек,
который:
• заинтересован в проведении восстановительных практик в школе, он
должен способствовать развитию службы, поэтому его нельзя
назначить против его воли;
• обладает информацией о вс ех конфликтных ситуациях в
образовательном учреждении, а для этого он должен состоять в
доверительных отношениях не только с учителями, но и учениками и
их родителями, а также пользоваться авторитетом во всей школе;
• должен уметь организовать группу учеников;
Коновалов А. Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов.
Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Всероссийская ассоциация
восстановительной медиации. Москва, 2014. – 32с.
27
R31
• имеет возможность на протяжении нескольких лет работать со
школьной службой примирения.
Отбор будущих школьников-медиаторов для специальной подготовки
проходит следующим образом: обычно куратор проводит анонимный опрос
среди старших классов, по итогам которого выясняется к кому из своих
одноклассников ученики чаще всего обращаются за советом по поводу
конфликтных ситуаций, с которыми они сталкиваются, и кто из учеников
заинтересован в такой программе, как восстановительная медиация. После
того как, предварительный список учеников составлен, его корректируют
администрация образовательного учреждения и сам куратор, ведь именно
ему в дальнейшем придётся работать с этими учениками. Таким образом,
выбор кандидатов на роль школьников-медиаторов осуществляется за счёт
мнения самих учеников школы, администрации и куратора.
П о с л е т о го , к а к ш ко л ь н а я с л у ж б а п р и м и р е н и я н ач а л а
функционировать, вся информация о конфликтах в школе поступает от
администрации и педагогов, в дальнейшем, когда появляются примеры
успешно - урегулированных ситуаций, в службу начинают обращаться сами
ученики и их родители. Внедрение работы службы примирение в
образовательное учреждение занимает около года.
Те ученики, которые прошли специальную подготовку медиаторов,
проводят переговоры под наблюдением куратора. Перед переговорами
медиаторы проводят индивидуальные встречи с конфликтующими сторонами
для выяснения всех необходимых подробностей конфликтной ситуации.
Службы примирения формируют в школах новый тип реагирования на
конфликты, прививают альтернативные силовым методам способы. Зачастую,
помимо открытых конфликтов, в школе существуют ситуации, которые
взрослым неизвестны. Примирительные программы помогают управлять и
R32
работать с такими ситуациями, так как подростки на равных со взрослыми
условиях могут обсуждать и разрешать свои конфликты. 28
Более сложные ситуации (связанные с насилием или криминалом)
рассматриваются районными службами примирения, которые поддерживаю
школьные службы примирения и координируют их работу. Эти же службы и
проводят подготовку школьников-медиаторов. Районные службы примирения
создаются по рекомендации Комиссии по делам несовершеннолетних,
которая в свою очередь обеспечивает все необходимые условия для работы
служб примирения в образовательных учреждениях.29
Главной целью школьной службы примирения является развитие у
подрастающего поколения способности к взаимопониманию и закрепить это
как культурную ценность. Служба примирения помогает сформировать
новый тип реагирования на конфликты. Этот тип заключает в себе мирное
урегулирование без применения насилия. Для того, чтобы научить
школьников как следует разрешать конфликты помимо медиаций в
образовательных учреждениях проходят специальные «Семейные и
школьные конференции» и множество других восстановительных программ.
Всё это помогает изменить сложившиеся установки по разрешению
конфликтных ситуаций у всех участников образовательного учреждения.30
«По данным мониторинга, в 2009 году в России действовали 554
школьные службы примирения, в 2010 году их стало 590, в 2011 году – 615. В
2012 году службы примирения появились уже в 15 регионах России, и их
общее число возросло до 748. В школьных службах примирения работают
Хананашвили Н. Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник
материалов / Сост. и отв. ред.— М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 35с.
28
29
Хананашвили Н. Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник
материалов / Сост. и отв. ред.— М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 54-56с.
Хананашвили Н. Л. Школьные службы примирения. Методы, исследования, процедуры. Сборник
материалов / Сост. и отв. ред.— М: Фонд «Новая Евразия», 2012. – 53с.
30
R33
1139 взрослых медиаторов и 3094 медиатора-сверстника.» 31 За 2012 год в эти
службы было передано 4212 конфликтных случаев, из которых более 90 %
разрешены успешно. За 2012 год в программах восстановительной медиации
приняли участие более 12 тысяч человек, из которых большую часть
составляли школьники.
Мониторинг, в котором с 2013 года стали учитывать только школьные
службы примирения, действующие в рамках Всероссийской ассоциации
восстановительной медиации, показал, что на 2013 год в России действуют
284 школьных служб примирения. В которых участвуют 1719 медиаторов, из
них 1234 медиаторов-сверстников.32 Результаты данного мониторинга
показывают привлечение непосредственно самих учащихся в разрешении
конфликтных ситуаций и поддержание мирного климата в образовательных
учреждениях.
Рассмотрим практику работы школьных служб примирения на
примере нескольких городов России.
В одной из школ города Краснокамск, Пермский край, школьная
служба примирения начала свою деятельность в 2008 году. Задачей этой
службы являет ся разрешение конфликтов между участниками
образовательного процесса. В качестве участников программы были выбраны
активисты из старших классов, чьё обучение было поддержано
администрацией школы. Служба примирения начала развиваться довольно
быстро и уже в первый год показывала хорошие результаты. На сегодняшний
день в этой школе решаются конфликты мирным способом посредством
программ примирения. В ходе работы службы было замечено, что, помимо
образовательного и воспитательного процесса, существуют и другие
31
Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов. Межрегиональный
общественный центр «Судебно-правовая реформа». Всероссийская ассоциация восстановительной
медиации. Москва, 2014. – 6с.
http://sprc.ru/ «Вестник восстановительной юстиции» № 11, МОО Центр «Судебно-правовая реформа»,
2014г.
32
R34
процессы, приводящие к конфликтам. Опыт работы службы показал, что
такой процесс, как медиация способен разрешать самые различные ситуации.
Помимо разрешения конфликтов, служба примирения регулирует еще
несколько процессов. В школе уважительно относятся ко всем ученикам и
позволяют им брать ответственность за разрешение конфликтных ситуаций
независимо от их статуса в школе. Все участники восстановительных
программ учатся рассматривать ситуацию с разных сторон и правильно
налаживать коммуникацию между собой.
Служба примирения поднимает престиж этой школы за счет успешно
проведённых восстановительных программ, а также оказывает благоприятное
воздействие на учеников, способствуя их успешной социализации.33
В городе Волгоград в 2006 году начала действовать служба
примирения в лицее №3. В качестве медиаторов в службе работают учащиеся
старших классов, которые проходят специальное обучение. Два раза в месяц
для них проходят специальные встречи для обсуждения насущных проблем
школы.
По результатам деятельности службы было установлено, что данная
служба примирения способствует снижению уровня конфликтности в лицее и
благоприятно действует на развитие всех участников данного процесса.
Участниками службы примирения разрешаются конфликты мирным путём,
развиваются навыки коммуникации и формируется новый тип отношений в
лицее.34
В 2012 году в ГБОУ СОШ № 2003 города Москва была сформирована
команда службы примирения. Информация о существующих конфликтах в
службу поступает от директора образовательного учреждения, родителей
33
Пирожкова О. Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов.
Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Всероссийская ассоциация
восстановительной медиации. Москва, 2014. – 69с.
Кондрашова О. Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов.
Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа». Всероссийская ассоциация
восстановительной медиации. Москва, 2014. – 93с.
34
R35
обучающихся, педагогов, либо от самих учеников. После получения заявки,
уже на следующий день медиатор проводит предварительные встречи со
сторонами, далее через пару дней, по согласию сторон, проводится
совместная встреча. Исходя из этого, можно сделать вывод, что служба
примирения работает достаточно быстро и способствует быстрому мирному
урегулированию конфликтных ситуаций.
В результате внедрения школьной службы примирения конфликтных
ситуаций в данном образовательном учреждении не стало намного меньше,
но учащиеся научились предотвращать появление споров, а также школа
получила большой опыт конструктивного разрешения конфликтов. 35
Анализируя опыт применения школьных служб медиации на примере
некоторых городов России, можно сказать, что деятельность служб в
образовательных учреждениях несёт за собой изменения в лучшую сторону.
Службы выполняют все поставленные перед собой задачи. Участие в
примирительных программах способствует изменению мировоззрения
учеников в лучшую сторону, помогает овладеть коммуникативной
грамотностью, которая зачастую помогает предотвратить конфликт и которая
необходима в дальнейшей жизни после окончания школы.
Робу И. Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник материалов. Межрегиональный
общественный центр «Судебно-правовая реформа». Всероссийская ассоциация восстановительной
медиации. Москва, 2014. – 141с.
35
R36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На сегодняшний день, пока присутствуют различные группы и
делении подростков, будут время от времени возникать противоречия в их
взаимодействиях. Вследствие этого проблема состоит в том, чтобы
обнаружить возникающие противоречия, не допустить внедрения насилия,
обнаружить действенные методы урегулирования неоднозначных вопросов.
Речь, по сути, идет об управлении возникающими конфликтами в обществе,
которое имеет большое количество разделений, иерархий и групп. Школа
является пространством, на котором образуются связи между группами и
соответственно конфликты между ними. Дав общую характеристику
конфликтам в школе, можно сказать, что причины их возникновения
являются абсолютно разными, как и разными являются субъекты
взаимодействия этих конфликтов.
Проанализировав понятие школьной медиации, было выяснено, что
такая процедура имеет множество преимуществ в разрешении конфликтных
ситуаций в школе за счёт особенностей своих принципов. Главной
особенностью такой программы является участие учащихся школы в службах
примирения. Эта методика способствует разбору конфликтов между
группами принадлежащих к различным иерархическим ступеням, что
позволяет провести объективную оценку конфликта. Также цель таких служб
заключается в том, чтобы не просто урегулировать конфликтную ситуацию, а
поспособствовать беспроигрышному результату для обеих сторон, чтобы
избежать дальнейшего развития конфликта.
В процессе обобщения зарубежного опыта применения школьной
медиации было доказано, что во многих странах данная программа активно
используется и достаточно стремительно развивается. На примере
нескольких исследований можно увидеть, как успешное применение такой
практики, как школьная медиация достаточно эффективно влияет на
положительные изменения в школьной среде.
R37
Рассматривая принципы снижения конфликтности в современной
школе, хочется обратить внимание, что применение зарубежного опыта в
современных учебных заведениях в небольшой степени, но всё же
присутствует.
Существует ряд проблем, которые могут препятствовать такой
программе, как медиация. Это прежде всего связано с авторитарностью
образовательной политики в учебных заведениях, когда директор школы по
большей части придерживается Устава и редко принимает во внимание
мнение остальных участников образовательного процесса.
Практически во всех школах должность штатного психолога является
номинальной, функции психолога по работе с учащимися и учителями по
предупреждению конфликтов не выполняется, а какие-либо иные меры, за
исключением формирования нормативных правил поведения, что чаще всего
придает только внешний эффект стабильности в школе, не приводят к
положительным результатам по снижению уровня конфликтности.
Оценивая возможность применения наблюдательного совета для
решения конфликтных ситуаций, представляется более реальным в
современном обществе, но выполнимо в первую очередь только при
соблюдении следующих условий:
На должность руководителя наблюдательного совета должен быть
приглашен сторонний квалифицированный психолог, не заинтересованный в
формальном исполнении своих обязанностей;
С целью повышения эффективности работы совета необходимо
ежегодно проводить оценку уровня конфликтности и фактов наступления
конфликтных случаев в учебном заведении с целью оценки работы совета;
Формирование в уставе школы четкого регламента того, что
образовательное учреждение является светской организацией, что позволит
предупредить о возникновении конфликтов и упростить решение
R38
конфликтов, связанных с вопросами в отношении различных религиозных и
малых этнических групп.
При решении поставленных задач, рассмотрев результаты развития
программ школьной медиации в России, можно прийти к выводу, что,
соблюдая, все необходимые вышеуказанные условия, формирование
программы медиации в настоящее время в российских школах
представляется возможным. Внедрение современных методов снижения
конфликтности, применяемые в развитых странах на сегодняшний день, в
Российских является действующим процессом.
R39
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баныкина С. В. Педагогическая конфликтология: состояние,
проблемы исследования и перспективы развития // Современная
конфликтология в контексте культуры мира. Москва, 2001
2. Дмитриев А.В. Конфликтология: учебник. – М: Альфа - М; ИНФРАМ, 2009.
3. Иванова Е.К., Чемерилова И.А. Конфликтологическая культура
учителя и ее проявление в профессиональной деятельности // Вестник
Башкирск. ун-та. 2015. №2. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/
konfliktologicheskaya-kultura-uchitelya-i-ee-proyavlenie-v-professionalnoydeyatelnosti
4 . Ко н о в а л о в А . Ю . Ш ко л ь н а я с л у ж б а п р и м и р е н и я и
восстановительная культура взаимоотношений. Практическое руководство //
Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая реформа».
Москва – 2012
5. Опыт работы школьных служб примирения в России. Сборник
материалов. Межрегиональный общественный центр «Судебно-правовая
реформа». Всероссийская ассоциация восстановительной медиации. Москва,
2014
6. Пестова И. В., Дыненкова Е. Н. ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С Л У Ж Б Ш К ОЛ Ь Н О Й М Е Д И А Ц И И В О Б РА З О ВАТ Е Л Ь Н Ы Х
ОРГАНИЗАЦИЯХ Методические рекомендации. 2014
7. Пинкевич А. Г., Сунами А. Н. ПРИКЛАДНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОНФЛИКТОЛОГИИ: PEER MEDIATION. 2014
8. Платонов Ю.В. Этнопсихология. - Москва: Академия, 2012
9. Положение о службе школьной медиации в муниципальном
автономном общеобразовательном учреждении «Средняя
R40
общеобразовательная школа № 5 Кувандыкского городского округа
Оренбургской области»
10. Федеральный закон от 27.07.2010 N 193-ФЗ (ред. от 23.07.2013)
"Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием
посредника (процедуре медиации)"
11. Хананашвили Н. Л. Школьные службы примирения. Методы,
исследования, процедуры. Сборник материалов / Сост. и отв. ред.— М: Фонд
«Новая Евразия», 2012
12. Цветков В.Л., Соловьева А.В. Этнопсихология. Учебное пособие –
М.: «Щит-М», 2009
13. Daunic A. P., Smith S. W., Robinson R., Miller M. D., Landry K. L.
School-wide conflict resolution and peer mediation programs: experience in three
middle schools // Intervention in School and Clinic. — 2000
14. Hilary Cremin. Peer Mediation. Citizenship and social inclusion
revisited // Open University Press. First published 2007
15. «Общественный центр Судебно-Правовая Реформа». 2001-2012:
http://sprc.ru/
16. Youth Risk Behavior Surveillance - United States, 2003 National
Center for Chronic Disease Prevention and Health Promotion, CDC
Опубликовано: 21 мая 2004 г.: http://www.cdc.gov/mmwr/preview/mmwrhtml/
ss5302a1.htm
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв