Мигулько Е. Д., Стрельникова С. В.
Уральский Государственный Экономический Университет
Организация деловой игры
Перспективная цель: создание организационных и содержательных
условий для формирования представлений о деловой игре.
Актуальная цель: создание условий для формирования представлений
о подготовки к деловой игре.
Интерес к познанию является одним из наиболее значимых факторов в
развитии человечества, и такие гуманитарные науки как психология и
педагогика предметно исследуют этот интерес на протяжении всего своего
существования.
Человек - это самое любопытное существо на Земле, обладающее
многофакторной системой ценностей и мотивации, а также избирательности,
что и обеспечивает качественно иной в сравнении с другими живыми
существами, населяющими планету, высокий уровень интеллекта и, как
следствие, существование огромного спектра научных дисциплин, в основе
которых
лежит
познавательный
интерес.
Сформировать
и
развить
познавательный интерес помогает деловая игра, в процессе которой любые
новые знания воспринимаются значительно легче.
Деловая игра направлена на групповое принятие решений для
выполнения искусственно созданной организационно-экономической или
иной
задачи,
которая
максимально
приближена
к
реальным
производственным условиям.
Как правило основными аспектами деловой игры являются имитация
реальной ситуации, в том числе с созданием внешних схожих атрибутов,
распределение ролей среди участников и, конечно, правила игры. Деловую
игру можно разделить на два основных этапа - это, во-первых, определение и
постановка целей и, во-вторых, сценарий игры.
Для
организации
игры
преподавателю
необходимо
выбрать
проблематику будущей деловой игры, установить правила игры и функции
участников. Основополагающим моментом в проведении любой игры
является ее цель, а именно понимание для чего вообще необходима данная
игра. Когда мы говорим о деловой игре то, разумеется, такие цели
многоплановы, например,
развитие творческого мышления, навыков
делового общения, умения работать в команде, а также выработка
индивидуальной стратегии игрока в условиях коллективного принятия
решений.
Если взять в качестве примера деловой игры некую абстрактную
универсальную модель, то можно представить ее следующим образом:
преподаватель избирает несколько ведущих игроков, которые в дальнейшем
будут координировать всю игру, распределять роли, следить за тем, чтобы не
нарушались правила.
Как правило, вся аудитория делится на разнофункциональные группы,
например, моделируется отдел логистики, маркетинга, дирекция и прочие,
максимально приближенные к реальной модели ролевые группы.
Сама деловая игра производится в несколько этапов. Самое первое, в
чем нужно определиться - это постановка актуальной задачи. Далее
распределяются роли, и группам предлагается обдумать задачу и предложить
план наиболее эффективного решения.
После того, как группы обдумают предложенные ситуации и
разработают собственные программы, они должны составить речь, в которой
будет освещена позиция группы по соответствующему вопросу, и будут
предложены наиболее оптимальные, по мнению участников данной группы,
варианты решения.
Один из самых важных этапов деловой игры - коллективное
обсуждение, дискуссия, отстаивание своей позиции и взвешенное принятие
позиции другой группы. Чем более вовлеченно участники ведут дискуссию,
тем они ближе к реальным условиям, которые имитирует игра.
После обсуждения между группами преподаватель начинает подводить
итоги, дает качественную оценку действиям участников, эффективности
предложенных ими вариантов решения задачи, обращает внимание на
ошибки, допущенные в этих вариантах.
Во время подведения итогов должно быть уделено особое внимание
полноте решения задачи, чтобы она была решена полностью, оценивается
логичность рассуждений, теоретическая грамотность, верность в подсчетах.
Важно оценить как работу целых групп так и поведение в игре и достижения
каждого отдельного ее участника.
Литература:
1.
Махнёва С.С., Мулаянова Ю.Р. Опыт организации
деловой игры в процессе обучения математике // Международный
студенческий
научный
вестник.
–
http://eduherald.ru/ru/article/view?id=13845
2015.
–
(дата
№
6.;
URL:
обращения:
23.05.2016).
2. Плешакова М.В. Деловые игры в экономике: методология и
практика: учебное пособие / М.В. Плешакова, Н.В. Чигиринская,
Л.С. Шаховская. – М.: КНОРУС, 2008. – 240 с. ISBN 978-5-85971579-4.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв