ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра теории, педагогики и методики начального образования
и изобразительного искусства
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В ПЯТОМ КЛАССЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.05 Педагогическое образование
Профиль Изобразительное искусство и мировая художественная культура
очной формы обучения, группы 02021208
Корякиной Кристины Дмитриевны
Научный руководитель
к.п.н., доцент
Даниленко А.П.
БЕЛГОРОД 2017
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………
3
ГЛАВА 1. МЕСТО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ...
6
1.1 Понятие проектная деятельность и еѐ виды. Цели и задачи
проектной деятельности…………………………………………………
6
1.2 Типология проектов и их содержание………………………………
12
1.3 Этапы работы над проектом и трудности при проектировании…..
16
ГЛАВА 2. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В
ХУДОЖЕСТВЕННОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ …….
19
2.1. Методика и организация проектной деятельности на уроках
изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной
школы…………………………………………………………………….
19
2.2. Теоретическое и экспериментальное обоснование содержания
занятий
по
организации
проектной
деятельности
на
уроках
изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной
школе……………………………………………………………………..
23
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ
РАБОТЫ ……………………………………………..
31
3.1 Художественно- творческое обоснование замысла изготовления
карты костюма Белгородской области………………………………….
31
3.2 Технологические приемы выполнения карты костюма
Белгородской области……………………………………………………
44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………... 49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………… 51
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………….. 53
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования состоит в том, что проектный метод
получает все большее распространение в системах образования разных стран
мира. Разрабатываются новые стандарты образования, появляются новые
предметы и специальности, новые требования не только к учителям,
образовательному процессу, но и к ученикам. Сейчас основная цель состоит в
том, чтобы учащиеся сами могли сформулировать цели и задачи урока, найти
материал и выполнить задание. Учитель же выступает своеобразным куратором
их действий.
Проектное обучение соединяет в себе практические и теоретические
составляющие деятельности человека, помогает развивать и раскрывать
творческие
способности
личности,
формирует
проектировочный
стиль
мышления, развивает коммуникативные способности учащихся и позволяет им
глубже взглянуть на проблему. Этот метод обучения только вводят в школах и,
как правило, только в качестве эксперимента или на факультативных занятиях.
К тому же, проектный метод применяется для таких предметов, как география,
история, литература и другие. На уроках изобразительного искусства
проектный метод практически не применяется. Хотя именно в этой сфере
проектное обучение могло бы принести наибольшую пользу, так как при
подготовке самого проекта задействовались все способности учащихся, и
повышался бы интерес к самому предмету.
Учитель же должен создать соответствующие условия для обучения,
чтобы ученик мог максимально использовать свои способности и современные
технологии, применяемые в обучении.
Н.В. Короткова положила различные виды учебной деятельности в основу
своей классификации форм учебных занятий:
3
-игры-реконструкции (предполагаемая ситуация на заданную тему с
распределением ролей);
игры-обсуждения
(наличие
ситуации,
которая
моделирует
различные формы обсуждения, создание конфликта мнений, анализ прошлого
экспертами с точки зрения современности);
игры-соревнования (наличие фиксированных правил, отсутствие
сюжета и ролей, первый план субъектно-объектных отношений).
На основе дискуссионной деятельности:
— семинары (индивидуальная работа);
— структурированные дискуссии (групповая работа);
—
проблемно-практические дискуссии
(коллективная
деятельность
класса).
На основе исследовательской деятельности:
— практические занятия (коллективная деятельность класса);
— проблемно-лабораторные занятия (групповая работа);
— исследовательские уроки (индивидуальная работа)(1,9).
Обоснование актуальности - имеющиеся противоречия образования
между необходимостью творческого использования классно-урочной системы и
еѐ
преимуществ
и
недостаточной
разработанностью
технологии
проектирования современного урока изобразительного искусства на основе
проектного метода.
Таким образом, перед нами встает проблема исследования: как
организовать проектную деятельность на уроках изобразительного искусства в
общеобразовательной школе.
Объект
проектной
исследования:
деятельности
в
педагогические
условия
общеобразовательной
по
школе
организации
на
уроках
изобразительного искусства в пятом классе.
Предмет исследования: специфика проектной деятельности на уроках
изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школы.
4
Цель исследования: раскрыть возможности педагогических условий
организации проектной деятельности учащихся на уроке изобразительного
искусства, осуществляемую в рамках школьного образовательного проекта.
Гипотеза - проектная деятельность на уроках изобразительного искусства
поможет учащимся получить коммуникативные и организационные навыки,
углубит их знания по изучаемому предмету.
Цель определила следующие задачи:
- Проанализировать имеющуюся литературу по проектной деятельности;
-Составить технологическую карту для урока с использованием методов
проекта.
Методология исследования основана на трудах ученых в области
методики обучения изобразительному искусству(Пахомова Н.Ю., Сумишова
Т.Н.), педагогики(Ростовцев Н.Н., Пьянкова Н.Н., Короткова М.В.)
психологии(
Матяш
педагогической
Н.В.,
науки,
Бандурка
раскрывающие
А.М.),
достижениях
деятельно-творческий
,
современной
подход
к
образованию.
Методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение, педагогический
эксперимент.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ "Северная средняя
общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области".
5
ГЛАВА 1. МЕСТО ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В
СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1.1. Понятие проектная деятельность и еѐ виды. Цели и задачи
проектной деятельности
Метод проектов в прошлом рассматривался как проблемный метод.
Основная задача этого метода состояла в том, чтобы учащиеся могли применять
свои знания на практике. Понимание «проекта» профессора Уильяма Херда
Килпатрика подходит и современному пониманию проекта. Он считал, что в
основе проектного обучения лежит решение проблемы, что только тогда, когда
ставится цель и есть стремление разрешить еѐ, проблема может стать проектом.
Проектная деятельность является актуальным методом обучения в наше
время. Она затрагивает все сферы (технологическую, информационную,
коммуникативную и другие) и таким образом развивает навыки учащихся,
готовит их к реальному миру.
Такая форма организации занятий, как образовательный проект помогает
за короткий срок (от одного урока и до нескольких месяцев) помочь учащимся
сформулировать суть проблемы, организовать деятельность таким образом,
чтобы получить не только теоретическую, но и практическую составляющую
знаний.
Каждый проект имеет свою структуру, необходимую для грамотного
изучения материала по теме. Структура была выведена исходя из литературы по
проектированию:
- название проекта;
- цитата, лозунг или иная форма представления проекта;
- общая характеристика проекта;
- замысел проекта;
- цели и задачи проекта;
- участники проекта;
6
- сроки реализации проекта;
- этапы проведения проекта;
- условия участия в проекте( организационные, технические, другие);
- особенности проведения проекта, виды деятельности участников;
- формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и
другими субъектами;
- критерии оценки работ отдельных участников проекта;
- результаты проекта, их оценка;
- возможное продолжение и развитие проекта.
По мнению доктора психологических наук, Натальи Викторовны
Матяш(12), методы реализации проектной деятельности способствуют более
продуктивной умственной деятельности, активизируют творческое мышление,
помогают учащимся самим искать способы решения поставленной перед ними
задачи,
систематизировать
и
преподносить
материал
в
поставленные
преподавателем сроки.
Проектная деятельность является актуальной на сегодняшний день, так
как позволяет учащимся на основе уже имеющихся способов решения проблем
найти свой собственный способ решения задачи, поставленной на уроке.
Проект позволяет углубить представления учащихся о явлении, предмете или
событии, а так же развивает навыки и помогает учащимся самоутвердиться и в
будущем применять полученные знания не только в условиях обучения, но так
же и в реальной жизни. Эта особенность проектной деятельности отвечает
поставленным критериям федерального государственного стандарта «научить
учиться».
Так же проектная деятельность прекрасный способ, чтобы «оживить»
уроки и придать им более интересную форму подачи материала. Учитель
становится при данном методе обучения для учащихся наставником, но при
этом лишь направляет их в нужное русло, предоставляя самим искать способы
решения поставленной задачи.
Учащиеся на собственном опыте могут узнать весь цикл создания проекта
и в будущем смогут
применять этот опыт и в других областях жизни.
7
Проектная
деятельность
технологическими,
позволяет
учащимся
аналитическими,
овладевать
управленческими
социальными,
функциями.
Для
успешного выполнения проекта должен быть определенный дефицит знаний,
умений (например, задание на опережение), чтобы учащиеся могли применять
не только теоретические знания в подходе к решению проблем, но и творческий
подход.
Проектная деятельность позволяет также повышать коммуникативные
навыки
учащихся, так
учащимися,
куратором
как
приходится
проекта
(чаще
взаимодействовать с другими
им
выступает
учитель)
и
целенаправленно обсуждать возникшие трудности или вопросы, связанные с
проектом.
Проектная деятельность помогает и с самоопределением учащихся,
выявляя наиболее сильные стороны личности каждого. Диагностика учащихся
является одной из важных целей проектной деятельности. Цели могут считаться
достигнутыми, если наблюдается увеличение знаний, учений, навыков
учащихся, представленных в таблице 1.
Таблица 1
8
Применение проектного метода способствует такому взаимодействию
учителя и ученика, которое способствует внутреннему росту и помогает
открыть в учениках новые грани, помогает достигать не только
запланированных результатов, но и обретению новых навыков. Также
проектный метод помогает приобщить учащихся к решению возникающих
проблем. Каждый этап проект должен координировать мысли и действия
учащихся, реализуя, таким образом, контроль на каждом этапе и выявляя
пробелы в знаниях и умениях и тут же их корректируя.
Задачи проектной деятельности:
- Обучение планированию (умение определять цель, составлять план по
достижению поставленной цели, концентрироваться на конечном результате до
окончания работы над проектом);
- Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов
(сбор и анализ информации по теме проекта, умение выделять главное);
- Умение анализировать (критически относиться к изучаемому материалу
и умение нестандартно его подать);
- Умение составлять письменный отчет;
10
- Формировать позитивное отношение к работе (проявление инициативы
учащихся в ходе работы над проектом, умение выполнить работу в срок,
заинтересованность выбранной темой).
Для реализации целей и задач проектной деятельности учитель должен
создать благоприятные условия для учащихся. Одним из главных критериев
является соответствие темы проекта и уровня его сложности соотносительно
способностям
и
возрасту
учащихся.
Также
необходимо
предоставить
литературу, визуальные материалы для успешного выполнения проекта.
Педагог является куратором проекта, и он должен оговорить с учащимися
выбранные ими темы для проектов, составить план работы и обговорить
контрольные
точки
для
сдачи
этапов
проекта.
Учителю
необходимо
задействовать уже имеющийся у учащихся опыт и задействовать их
эмоциональную сторону для выполнения проекта.
При выполнении группового проекта, каждый учащийся должен
осознавать вносимый им вклад в общий проект. Помимо общей оценки за
проект, каждый из учащихся также оценивается индивидуально. По окончании
выполнения проекта необходима презентация результатов работы по проекту.
К одним из главных факторов проектной деятельности относятся:
- повышение мотивации учащихся при решении задач;
- развитие творческих способностей;
- формирование чувства ответственности;
- создание условий для отношений сотрудничества между учителем и
учащимся.
Для учащихся проектное обучение интересно также и тем, что оно
является возможностью самоутвердиться и доказать не только себе, но и
окружающим правильность своего выбора. Проектное обучение дает
ощущение свободы выбора для учащихся и свободы самовыражения, что
особенно важно в подростковый период.
1.2 Типология проектов и их содержание
11
Проектная деятельность направлена на развитие способностей учащихся.
Она формирует универсальные учебные действия учеников в соответствии с их
возрастными особенностями. Существует несколько типологий проектной
деятельности. Наиболее актуальными для школьных проектов являются
следующие типологии проектной деятельности:
по
o
доминирующей
деятельности
(исследовательские,
информационные, творческие, игровые, практические);
по
o
предметно-содержательной
области
(монопредметные,
межпредметные, надпредметные);
по количеству участников (личностные, групповые, парные).
o
Рассмотрим типологии подробной деятельности более подробно в
таблице 2.
Таблица 2
Типология
Описание типологии проектной деятельности
проектной
деятельности и ее
автор
по
доминирующей
деятельности,
Е.С. Полат
Исследовательские проекты должны иметь
проработанную структуру, четкие цели, задачи. Также
они должны быть актуальны для учащихся и иметь
социальную значимость. Методы работы над проектом
и обработка результатов должны быть продуманными и
понятными для учащихся.
Информационные проекты направлены на сбор и
обработку информации. В ходе выполнения проекта
учащиеся должны научиться отбирать и анализировать
литературу по изучаемому предмету, обобщать факты и
возникающие мысли. Информацией для проекта могут
служить: литературные источники, базы данных,
интервью, анкетирование, средства массовой
12
информации (в том числе электронные). Результат
информационного проекта может быть представлен в
виде реферата, доклада, статьи, презентации и т.д.
Творческие проекты предполагают обговаривание
конечных результатов проекта, которые должны быть
достигнуты. Подход к разработке структуры работы над
проектом предполагается свободный, т.е. учащиеся
сами выбирают комфортный им способ работы над
проектом. Основной принцип творческих проектов жесткая структура оформления проекта и свободная
структура работы над проектом. Это помогает
учащимся раскрыть собственные способности.
Игровые проекты, как и творческие, не имеют
четкой структуры работы над ними. Но работа над
проектом строиться в соответствии с теми ролями,
которые были назначены в ходе обсуждения
проектного задания. Результаты проекта могут быть
известны лишь по его окончанию. Этот вид проекта
является самым творческим. Доминирующий вид
деятельности - ролевая игра.
Практические проекты имеют четко
обозначенную структуру, нацелены на определенный
результат. При выполнении проекта учащимся важно на
первоначальном этапе определиться не только с целями
и задачами, но также и с функциями учащихся на
каждом этапе проекта. Здесь особенно важно обсуждать
этапы работы над проектом, корректировать на каждом
из этапов индивидуальную и групповую работу.
Результаты такого проекта, как правило, внедряются в
учебную деятельность.
13
По
Личностные проекты выполняются одним
количеству учащимся. Структура работы над проектом
участников, отслеживается на каждом этапе работы, вносятся
А.С. Сиденко корректировки. С помощью данного вида проекта
учащийся учится рассчитывать на свои силы. Каждый
этап проекта «проходит» через учащегося, т.е. он знает
особенности каждого этапа проекта. В ходе выполнения
проекта формируются исследовательские навыки,
общие умения по организации проекта, умение
преподнести материал.
Парные проекты выполняются двумя учениками.
Работа может быть построена как на принципах
сотрудничества, так и на основе соревнования между
учащимися. В первом случае между учащимися
определяется лидер, который задает общий тон
выполнения проекта, предлагает идеи и способы
реализации проекта, конечный результат. Во втором
случае каждый из учащихся строит свою работу по
принципу индивидуального проекта, но на одну и ту же
тему, с одинаковыми целями и задачами. Различаются
они способами решения проблемы, самим подходом к
поиску информации. Такие проекты ,как правило,
интересны учащимся, т.к. присутствует
соревновательный момент. Это является мотивацией
выполнить проект качественно и развивает лидерские
способности, умение слушать и доказывать
собственные аргументы.
Групповые проекты выполняются группами
учащихся более двух человек. Особенности те же, что и
14
для парных проектов. Но соревновательный момент
предполагается не между учащимися внутри группы, а
между группами, на которые поделены учащиеся.
Групповой проект предполагает наличие лидера,
который объединяет предложения членов команды.
Решение остается за лидером, но участие принимают
все.
по
Монопредметный проект укладывается в классно-
предметно- урочную систему и выполняется в рамках учебного
содержательной предмета.
области
Межпредметный проект предполагает
взаимосвязь двух и более предметов. В основном
используется как дополнение к урочной деятельности.
Такие проекты в основном выполняются во внеурочное
время с преподавателями разных предметов.
Постановка целей, задач, проблемы требует детальной
проработки в самом начале работы над проектом.
Надпредметный проект - внепредметный проект,
который выходит за рамки школьных предметов и
стоит на стыке областей знаний. Как правило, такой
проект носит исследовательский характер.
1.3 Этапы работы над проектом и трудности проектирования
Вне зависимости от типа каждый проект проходит определенные этапы.
Они необходимы для того, чтобы учитель мог курировать процесс работы
учащихся над проектом и на каждом этапе продуктивно работать с ними,
15
направлять и координировать их действия. Основными этапами проектной
деятельности, выявляемыми большинством авторов, являются:
подготовительный:
-выбор темы проекта;
-определение проблемы исследования;
-постановка целей и задач исследования;
- составление плана работы над проектом;
исследовательский:
- анализ литературы по исследуемой теме;
- обсуждение промежуточных результатов в группе и с руководителем,
уточнение деталей проекта, корректировка собранного материала;
-подготовка презентации проекта;
представление проекта:
-защита проекта;
оценка результатов работы:
-анализ проведенной работы над проектом, который включает в себя
самоанализ, а также выставление оценок в традиционной форме или в форме
зачета.
Темы проекта, как правило, предлагает учитель в соответствии с
календарно-тематическим планом. Учащиеся могут вносить корректировки в
тему проекта, но не отклоняться от самой сути предложенной темы. Далее
определяются цели и задачи исследования. Учащиеся выбирают из всех
предложений наиболее актуальные и собирают и анализируют информацию.
После обработки собранного материала учащиеся выбирают оптимальный
способ представления проекта. В зависимости от предполагаемых результатов
проект может быть представлен в виде презентации и/или в виде творческого
задания. Учащиеся описывают методы и приемы, при помощи которых была
собрана и проанализирована информация, показывают приобретенные в ходе
работы над проектом знания и умения, рассказывают о проблемах, возникших в
ходе выполнения проекта, а также представляют полученные результаты и
выводы.
16
Оценивается проект по следующим критериям:
Актуальность
Обоснованность проекта в настоящее время
Научность
Умение работать с материалом и применять
имеющиеся знания в соответствии с темой проекта,
использование методов работы над проектами, знание
терминов
Самостоятельн
ость
Выполнение
учениками
самостоятельной
работы над проектом и координация действий
учителем
Системность
Умение
накопленный
обобщать
материал
и
в
систематизировать
рамках
проектного
исследования
Креативность
Коммуникативность
Умение творчески преподнести материал
Умение
взаимодействовать
с
учителем
и
учащимися, оперировать терминами по теме проекта
Представление
Результаты проекта могут быть в виде таблиц,
результатов проекта
графиков, докладов, фотографий и других способах
представления проекта, необходимых для того, чтобы
учащиеся раскрыли суть исследования.
Оформление
работы
Рефлексия
Аккуратность,
соблюдение
нормативных
сроков сдачи проекта
Самоанализ
учащихся
после
выполнения
проекта, включающий в себя оценку собственной
работы и выводы, полученные в ходе работы над
проектом.
В работе над проектом возникают определенные сложности. В первую
очередь сложность состоит в том, что учащимся не всегда легко определить
цели и задачи проекта. Это может быть из-за того, что они недостаточно
владеют материалом или задают неправильные вопросы при постановке целей
17
и задач проекта. Учитель должен с помощью наводящих вопросов помочь
учащимся самим прийти к целям и задачам, которые необходимо раскрыть в
ходе работы над проектом. Также учащиеся сталкиваются с тем, что ставят
невыполнимые задачи. Здесь задача учителя состоит в том, чтобы обозначить
конкретный итог, к которому учащиеся должны прийти, т.е. каждый проект
должен иметь конечный результат в виде графика, схемы, макета и
т.д..Затруднение у учащихся вызывает и составление плана работы над
проектом и коммуникация внутри группы или с людьми, способными помочь в
сборе информации для проекта. Для решения этой проблемы необходимо
помочь учащимся составить графика работы над проектом с контрольными
точками каждого этапа, а так же составлять группы из учеников с различным
темпераментом и умениями.
Выводы по первой главе
Проектная
деятельность
отвечает
требованиям
федерального
государственного стандарта. Она развивает универсальные учебные действия
учеников.
В
результате
работы
над
проектом
учащиеся
учатся
взаимодействовать с другими учениками, учителем, развиваются такие
качества, как целеустремленность, умение работать в команде( группе). Также
проект раскрывает творческий и интеллектуальный потенциал учеников,
повышает
их
самооценку
и
личностные
установки,
помогает
с
самоопределением и раскрытием сильных сторон личности. Методика
выполнения проекта развивает у учащихся алгоритм решения проблем не
только в рамках предмета, но и других областях жизни.
ГЛАВА II. НАУЧНО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ
ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
ИСКУССТВА В ПЯТОМ КЛАССЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ
ШКОЛЫ
2.1. Методика и организация проектной деятельности на уроках
изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школы
18
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства поможет
учащимся развить навыки коммуникации, организации рабочего процесса. Для
того чтобы они поняли всю важность своей работы им необходимо создать все
условия для выполнения учебной задачи.
Темой их проекта будет «Народный женский костюм». В начале учебного
года ученики уже познакомились с народными промыслами, орнаментом и
имеют представление о народном костюме. Акцент в проекте будет сделан на
умение учеников собирать информацию, творчески ее представлять.
Учащиеся должны понимать, что у каждого народа
есть свои
особенности в народном женском костюме, особая цветовая гамма и способы
отделки, что в совокупности создает неповторимый образ, с помощью которого
можно определить принадлежность человека к тому или иному сословию,
социальный статус.
В процессе занятий необходимо помочь школьникам не только постичь
особенности народного костюма, но и помочь им с освоением информации по
такому интересному и увлекательному миру народного творчества и традиций,
связанных с изготовлением и ношением костюма. Так же необходимо сочетать
принцип наглядности с демонстрацией изделий и интересным рассказом об
особенностях костюма.
Знания, полученные на уроке необходимо закрепить выполнением
проекта по изобразительному искусству. Учащиеся сами могут творчески
переработать полученный материал и преподнести в удобной для них форме.
На выбор им предлагается выполнить эскиз костюма или аппликацию. Выбор
цветовой гаммы, композиции и материалов обсуждается в коллективе и
согласовывается с учителем. Учитель выступает в данном случае куратором их
действий. В зависимости от объема и
сложности работы, а так же
индивидуальных особенностей и уровня подготовки школьников время для
выполнения творческого проекта варьируется.
В ходе выполнения проекта учащиеся расширяют и углубляют свои
знания, повышают свои умения и навыки, учатся отбирать и систематизировать
19
информацию, представлять ее. Учитель помогает разработать структуру
занятий. Предлагается включить в проект теоретическую часть и практическую.
Теоретическая часть включает в себя работу с литературными
источниками,
беседы
по
изучению
истории
народного
костюма
и
художественных особенностей народных мастеров.
Практическая часть включает в себя:
-исследовательскую работу учащихся, направленную на сбор информации
по
теме
проектного
исследования,
взаимодействие
иллюстрациями народных художественных
с
образцами
и
промыслов, изучение основ
построения композиции, характерной для народного декоративного искусства;
-
работу над творческими эскизами народного женского костюма;
-
выполнение проектного задания (эскиз костюма или аппликация).
При изучении особенностей изготовления народного женского костюма
учащиеся получают знания о порциях, симметрии и асимметрии, особенностях
составления народного орнамента и деталях костюма. Работа над творческими
эскизами народного костюма развивает творческие способности учащихся, их
умении анализировать и применять на практике полученную информацию.
Учащиеся
учатся
преподносить
творческую
составляющую
проекта
и
соотносить ее с той информацией, которую они предполагают применять при
защите проекта.
В
соответствии
с
пунктом
двадцать
четвертым
федерального
государственного стандарта школа должна предоставить учащимся условия для
выполнения проектного исследования.
В первую очередь необходимо обеспечить учащихся помещением и
материалами для выполнения задания. Помещение должно отвечать санитарноэпидемиологическим нормам. Оно должно иметь комфортную температуру и
освещение, соотноситься с количеством учащихся. Каждый ученик должен
иметь свое рабочее место. Оборудование для работы должно быть размещено в
соответствии с нормами безопасности и использоваться учениками только во
время урока и под присмотром учителя. Также должны соблюдаться требования
20
пожарной и электробезопасности. Учитель должен следить и за тем, чтобы
соблюдались нормы охраны труда и здоровья учеников.
Рабочее место учащихся должно быть в порядке, предметы, необходимые
для успешного выполнения проекта должны находиться под рукой и класться
на место сразу после использования. Это поможет сделать учебный процесс
более собранным и безопасным.
Учитель должен излагать материал по теме в доступной для учащихся
форме. Для объяснения он может использовать наглядные пособия (таблицы,
графики, репродукции картин, презентации, кинофильмы и др.), свои
собственные работы и работы учеников прежних лет по народному декоративно
- прикладному искусству. Это позволит учащимся конкретизировать конечный
результат проекта или на основе имеющихся, составить собственный.
Оформленные эстетически и технически грамотно учебные наглядные
пособия будут формировать у учащихся эстетический вкус и помогут лучше
усвоить знания, а также познакомят учащихся с основными принципами
декоративно-прикладного творчества.
В процессе работы над проектом важно делать перерывы, которые
предостерегут переутомление у школьников.
В силу определенных обстоятельств ученики имеют разную степень
подготовленности, различные умения и навыки, физические возможности.
Чтобы занятия проходили успешно как у более сильных детей, так и у более
слабых необходимо подготовить разный уровень заданий для каждого. Задания
должны быть посильны и интересны для учащихся. Также одним из
эффективных методов является разделение учащихся на группы, в которых
присутствуют учащиеся с разными уровнем подготовки и навыками. Так
учащиеся смогут эффективно задействовать способности каждого и научиться
распределять задания в группе, организовывать процесс работы над проектом.
Основной задачей руководителя в этом случае является помощь, напутствие на
планируемые результаты. Учитель выступает в роли куратора действий и
контролирует совместно с участниками группы этапы проекта, подсказывает
ошибки.
21
При объяснении задания учитель привлекает внимание учеников не
только к конечному результату работы. Важно так же проговорить основные
этапы работы над проектом, обсудить цели и задач, которые необходимо будет
выполнить школьникам самостоятельно в процессе работы над проектом. Такое
детальное обсуждение развивает чувство ответственности школьников и
помогает им понять последовательность выполнения этапов проекта от сбора
информации до эскиза и завершающих операций. Это позволит им научиться
опираться на собственные силы и рассчитывать действия заранее.
В процессе работы над проектным исследованием, чтобы
получили
учащиеся
эмоциональную опору, рекомендуется подводить промежуточные
итоги каждого этапа проектной деятельности, давать оценку творческой
составляющей их проекта, отмечать их положительные результаты и
корректировать
недостатки
и
неточности
в работе. При
выполнении
длительных или трудных проектных исследованиях необходимо учителю
проводить общий промежуточный просмотр работ учащихся. Так учитель
может не только помочь учащимся, но и при повторении одной и той же
ошибки, объяснить тонкости и особенности непонятного ученикам момента.
Учащиеся
во
время
предварительного
просмотра
обсуждают
работы,
высказывают свое мнение, учатся дискутировать и принимать точку зрения
других уважительно. Во время таких обсуждений у учащихся поднимается
эмоциональный настрой, и они с большим усердием работают над проектом.
Во время обсуждения проекта нередко возникают разногласия, в которых
оттачиваются эстетические взгляды и вкусы учащихся, развивается их
творческое мышление, речь. Учитель должен уметь направить учеников в
сторону
оптимальной
позиции.
Можно
предложить
учащимся
проанализировать идеи с точки зрения соответствия теме проектного
исследования. Большая роль в этом обсуждении при этом принадлежит
учителю, который курирует все обсуждение, тактично направляет учащихся в
сторону положительных и отрицательных аспектов выполненных работ,
подводит итог общего разговора.
22
В конце занятий и по завершении проекта необходимо устраивать
итоговую выставку. Умелая организация и проведение выставки творческих
работ учащихся могут стать одной из эффективных форм морального
поощрения, стимулирования творческой деятельности.
2.2. Теоретическое и экспериментальное обоснование содержания
занятий по организации проектной деятельности на уроках
изобразительного искусства в пятом классе общеобразовательной школе
Проектная деятельность на уроках изобразительного искусства помогает
раскрыть творческие способности учащихся, их склонности и интересы.
Проектная деятельность стимулирует учащихся к творчеству, развивает
чувство прекрасного, облагораживает личность, повышает коммуникативные
способности и умение анализировать и систематизировать материал.
Данная программа является частью комплексной системы работы школы
по формированию у учащихся эстетического воспитания, которое неразрывно
связано с нравственным, умственным, трудовым и физическим воспитанием;
позволяет проявить свои творческие способности, совершенствовать их при
выполнении задания проекта, дает возможность создать собственный эскиз
народного женского костюма.
Проектная
деятельность
на
уроках
изобразительного
искусства
подразумевает как итоговое задание выполнение эскиза или другого вида
изделия. Это позволяет формировать у учеников необходимые знания и умения,
расширять не только кругозор, но и творческий потенциал учащихся.
На уроках учащиеся познакомились с историей промыслов. Научились
самостоятельно проектировать и выполнять композиции для творческих работ.
Предполагаемая работа позволит расширить кругозор учащихся, углубит их
познания и творческую активность в области традиционной культуры родного
края.
В ходе эксперимента учащиеся должны уметь:
1.
находить необходимую информацию по культуре в книгах по
искусству;
23
2.
организовывать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность с учителем и сверстниками;
3.
Выполнять работу разными способами;
4.
Оформлять работу для выставки. Выполнять работу качественно;
5.
Соблюдать правила техники безопасности, гигиены и санитарии.
Учащиеся должны знать:
1.
Историю и традиции промысла;
2.
Соотносить особенности декора с мировосприятием наших предков.
Методика способствует:
o
повышению интереса к культурным традициям родного края;
o
развитию познавательной и творческой активности детей;
o
формированию нравственных ценностей;
При разработке методики исследования были определены его гипотеза,
задачи, методы и приемы. Формирования умений и навыков у учащихся школы
явилось
предметом
данного
исследования.
Основным
методом
исследовательской работы был эксперимент.
Были выдвинуты следующие практические цели и задачи данного
исследования:
Цель:
o
углубление знаний по декоративно-прикладному искусству;
o
систематизация знаний о народном костюме;
o
развитие творческого потенциала учащихся.
Задачи:
o
выполнение творческого проекта.
Экспериментальная работа проводилась на базе МОУ "Северная средняя
общеобразовательная школа №2 Белгородского района Белгородской области".
Работа проходила в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.
Учащимся были разделены на две группы: контрольная (детей этой группы мы
тестировали, но не проводили с ними упражнений) и экспериментальная (в
которой проводился формирующий эксперимент).
24
Работа проводилась в три этапа. На первом (констатирующем) этапе было
проведено тестирование знаний по теоретической части(см.приложение 1).
На первом этапе работа проводилась как в экспериментальном классе, так
и в контрольном классе. Контрольный класс был необходим для сравнения
результатов по завершении формирующей части эксперимента.
Целью констатирующего этапа эксперимента было определение базовых
знаний учащихся о народном костюме, его цветовых и стилистических
особенностях. Для этого мы провели в обеих группах тестирование по
теоретической части: понятия и история развития декоративно-прикладного
искусства, знакомство с видами народного творчества и его направлениями, а
так же особенностями народного костюма. Эти задания позволили выявить
степень развития у учащихся базовых знаний по народному костюму.
Нами были определены также уровни и параметры определения знаний
учащихся в области выполнения народного костюма и его особенностей:
Низкий – незнание теоретической части.
Средний
– знание теоретической части, умение выполнять работу с
помощью преподавателя.
Высокий – знание теоретическое части, умение самостоятельно выполнять
работу.
Результаты первого (констатирующего) этапа эксперимента позволили
сделать следующие выводы: дети не в полной мере знают о народном костюме,
могут назвать разнообразные детали народного костюма, которые можно
выполнить в различных техниках, проявляют достаточный интерес к занятиям
по изучению народного костюма.
Результаты констатирующего этапа эксперимента
25
Рис.1.2
Можно сделать заключение о том, что большая часть учащихся, как в
контрольном, так и в экспериментальном классе,
имеют низкий уровень
представлений о народном костюме, однако проявляют интерес к созданию и
изучению народного костюма и его особенностей.
Формирующий этап эксперимента представляет собой проведение
некоторых занятий. На данном этапе исследовательской работы было
разработано определѐнное число занятий. Они представляют собой систему
упражнений, направленных на формирование умений и навыков по проектной
деятельности
на
уроках
изобразительного
искусства
в
пятом
классе
общеобразовательной школы. Основная задача проводимых занятий –
подтверждение гипотезы.
Эксперимент показал, что учащиеся справляются с выполнением всех
заданий программы. Основные трудности возникали в практической работе в
связи с тем, что необходимо было соблюдать аккуратность и внимательность
при работе.
По окончании формирующей части экспериментальной работы нами был
проведен контрольный срез, который включал анализ работ учащихся. Срез
26
выявил, прежде всего, существенное появление стойкого интереса к занятиям
детей экспериментального класса.
Нами были определены также уровни и параметры определения знаний и
умений детей после формирующей части эксперимента:
Низкий
–
выполнение
художественных
приемов
с
помощью
преподавателя; стереотипные, примитивные образы.
Средний – умение выполнять художественные приемы с помощью
преподавателя; выполнение простых, стандартных образов с повторами
Высокий – умение самостоятельно и аккуратно выполнять технические
приемы; выполнять сложные, оригинальные образы.
Результат анализа детских работ контрольного и экспериментального
класса в ходе контрольного эксперимента были занесены в диаграмму
2(рис.2.2).
Результаты второго (формирующего) этапа эксперимента
Рис.2.2
В диаграммах 1 и 2(рис.1.2 ,рис.2.2) можно увидеть, что на начальном
этапе эксперимента ученики экспериментального и контрольного классов
имели примерно одинаковый уровень развития художественного восприятия.
27
Затем, на втором (формирующем) этапе исследования, со школьниками в
экспериментальном классе был проведен проект по декоративно-прикладному
искусству, на котором они изучали особенности народного костюма.
На третьем (контрольном) этапе исследования, после экспериментальной
работы был проведен повторный тест с целью выявления уровня развития
художественного восприятия. Данные были занесены в такую же таблицу
(рис.3.2).
28
Результаты третьего (контрольного) этапа эксперимента
Рис.3.2
В диаграмме 3 можно увидеть, что на третьем этапе эксперимента в
экспериментальном классе уровень развития художественного восприятия
повысился, а в контрольном классе уровень развития воображения практически
не изменился. Следовательно, можно говорить об эффективности проектной
деятельности на уроках изобразительного искусства в пятом классе в
общеобразовательной школе.
Выводы по второй главе
Использование проектного метода на уроках изобразительного
искусства в пятом классе общеобразовательной школы помогает сделать урок
более интересным для учащихся. Проектный метод задает более новый,
высокий уровень обучения. Он помогает в творческой самореализации
личности каждого ученика, развивает интеллектуальные и творческие
способностей. Проектный метод благодаря личной вовлеченности каждого
учащегося , повышает качество усвоения материала, развивает универсальные
учебные действия учащихся, помогает ориентироваться в информационном
29
пространстве, помогает развить исследовательские навыки, повышает интерес к
народному декоративно-прикладному искусству.
Проектный метод, применяемый в ходе эксперимента, показал, что уроки
изобразительного искусства становятся интереснее для учащихся и они лучше
усваивают знания по выбранной теме. Положительно на результатах обучения
сказался и тот факт, что ученики большую часть проекта выполняли
самостоятельно, а учитель выступал куратором их действий. Это позволило
ученикам почувствовать себя более уверенно и самостоятельно. Проектный
метод, применяемый на уроках изобразительного искусства способен развивать
чувство ответственности и собственной значимости учащихся, реализовывать
федеральные государственные стандарты, готовить учеников к более сложным
задачам и умению их творчески и аналитически решать.
30
ГЛАВА III. ОПИСАНИЕ ТВОРЧЕСКОЙ ЧАСТИ ДИПЛОМНОЙ
РАБОТЫ
3.1. Художественно- творческое обоснование замысла изготовления
карты костюма Белгородской области
В общеобразовательной школе учащиеся знакомятся с народным
костюмом, узорами поверхностно, что не дает познать им более глубоко
традиции и художественные возможности народных промыслов.
Более детально познакомиться с народными узорами и костюмом,
разобраться в особенностях костюма Белгородской области и служить, как
памятка может карта костюма Белгородской области.
Народный костюм Белгородской области это довольно обширная область
национальной
культуры.
Сам
костюм
отражает историю народа, его
представления о религии, системе ценностей, уровень материальной и духовной
культуры. Через костюм мы можем видеть отношение народа к жизни, семье,
любви, к своей земле. Изначально, костюм имел лишь практическую
утилитарную роль. Однако очень быстро родилась особая гармония формы и
содержания орнамента. Вышитые предметы способны переносить нас сквозь
века. Весь орнамент это символ единства человека с природой, с небом, с
землей. Стоит вспомнить хотя бы парящую птицу, Древо Жизни, Берегиню,
которых издревле воплощали в местном узорочье. В.В. Стасов писал о том, что
« у народов древнего мира орнамент никогда не заключал ни единой праздной
линии, каждая черточка имеет тут свое значение…это связная речь,
последовательная мелодия, имеющая
свою основную причину и не
предназначенная для одних только глаз, а так же для ума и чувства».
Народный традиционный костюм Белгородской области – один из самых
интересных и разнообразных в России. Аграрная ориентированность
экономики, характерная для всех южнорусских губерний вплоть до XX века,
послужила причиной долгого бытования старинных форм одежды. В
Белгородской области, образовавшейся в результате соединения юго-восточной
части Курской области и нескольких западных районов Воронежской области,
31
оказался практически весь спектр видов костюма, сложившегося в России.
Здесь четко просматриваются ареалы бытования сарафанного комплекса
(западные районы)(рис.6), юбочного комплекса (центральные районы) (рис.5),
понѐвного комплекса (восточные районы) (рис.4). Во многих районах области,
заселенных когда-то малороссами, бытовал украинский костюм.
Рис.4 Поневный комплекс
Рис.5 Юбочный комплекс
32
Рис. 6 Сарафанный комплекс
По народному костюму и манере его ношения, цветовой гамме, характере
украшений и покрою можно было определить губернию, уезд. Различия
проявлялись в разных элементах одежды.
Для народных костюмов было характерно деление на рабочие,
праздничные и повседневные костюмы. Общими же были названия элементов
одежды. В таблице 4 представлены элементы народного костюма и их
описание.
Таблица 4
Элемент одежды
Другие
Описание
названия
элемента
элемента
одежды
одежды
33
Женская рубаха
стан,
Длинная
станок,
льняная,
станушка,
конопляная или
станочек.
шерстяная
манежка,
рубаха,
манишка,
скроенная из
сорочица
одного
полотнища.
Украшалась в
зависимости от
возраста и
статуса.
Платок
хустка
Головной
убор из куска
ткани
Юбка
Глухая
понева
Сарафан
Сарафанец
Сшитые
куски ткани
Спереди-
, клиник,
два сшитых
косоклинный,
прямых
сорококлин,
полотнища,
лямошник,
сзади- одно
34
кумашник,
прямое
шелковик,
полотнище.
атласник,
Переднее и
гарнетурик,
заднее
ситцевик,
полотнища
достольник,
соединялись при
самотканник,
помощи клиньев
дубасник,
сандальник,
троекрасочник
Понева
дерга,
Два
плахта, запаска,
больших куска
распашная
несшитой
понева
клетчатой ткани
35
Кокошник
Бахатник,
сорока
Состоял
из кички, сороки
(кокошника),
позатыльника
(позатыльня),
иногда еще и
налобника.
Ученые выделяют ареалы различных видов одежды по территории края.
Они опираются на административное деление конца XIX- начала XXвека.
Основные распределения традиционного народного костюма:
o
Курско-Белгородский регион с преобладанием сарафана;
o
Приосколье( бассейн реки Оскол) с юбочным комплексом;
o
Воронежско-Белгородский регион с преобладанием поневного
комплекса.
36
Сарафанный комплекс включал в себя:
сарафан, рубаху, кокошник или чепец.
Одним из ярких примеров служит хорошо
сохранившийся сарафанный комплекс села
Сагайдачное,
Сарафаны
Прохоровский
украшались
по
район.
разному:
Т-
образное расположение лент (музейный
вариант), прямоугольное и горизонтальное
расположения под грудью. Основной узор
пояса был рельефным, ширина же была
немного шире ладони, цвет- красный, цвет
узоров- белый и черный. Пояса обычно
завязывали
Рис.7
Подол, село Сагайдачное
сзади.
Отличительной
особенностью сарафанного комплекса села
Сагайдачное был подол(рис.7). Он представлял
собой сшитую из четырех полотнищ холста
полотняную юбку, украшали ее вышивкой по
нижнему краю. Считалось, что такая вышивка носит защитный характер и так
же по ней определялся социальный статус женщины. Поверх сарафана надевали
короткий фартук из кисеи или шелка либо из конопляного холста, украшенного
вышивкой. Кисейные и шелковые фартуки считались праздничными, а
конопляные - будничными.
На смену сарафану пришел саян(рис.8). Сшит он был из дорогих
фабричных тканей - атласа, кашемира, стамеда, штофа синего или алого цвета.
Крой был простой - отрезная спинка по талии, перед с кокеткой до середины
груди. Украшением подола служили рюши («брылки») в один или несколько
рядов. Саяны носили без фартуков.
37
Рис.8
Саян
Рубахи кроились из четырех полотен, рукава иногда делали более
широкими и собирались в зигзагообразные сборки. В вышивке преобладал
растительный орнамент, выполненный крестом в черных или красных цветах.
На манжетах преобладал геометрический узор. Соединительные швы на
рукавах оформлялись волнообразным орнаментом. Праздничной считалась
льняная рубаха. Ворот рубахи украшался орнаментом и завязывался лентой.
Головным убором для девушек служил платок из черного шелка,
затканного золотыми цветами. Из- под платка свисала коса, перетянутая
шелковыми лентами у основания.
Женщины носили «чапец». Он представлял собой кокошник, в виде
высокого усеченного конуса, обшитого холстом и парчой. По нижней части
чепца пришивалась лента, украшенная бусами. Верхняя кромка украшалась
цветами красного или сиреневого цвета из шелковой ленты, сердцевину такого
цветка делали из бусины.
Юбочный комплекс представлял собой юбку, рубаху, карман-сумку
«гаман», головной убор, лапти.
38
Девушки
на
голове
носили
венец
который
(рис.9),
украшали
тканью красного цвета
для
праздников
бисером
и
бахромой
и
золотой
для
-
Рис.9 венчания. В косы
вплетали
ленты,
иногда на венцах незамужних девушек встречались помпоны - пушки по бокам.
Женщины носили платок. Праздничным считался платок из шерсти на
красном или зеленом фоне с узором, украшенный бахромой.
В качестве украшений использовались бусы и металлические цепочки.
Повседневные юбки шились из холста и ничем не украшались,
нарядными считались фабричные ткани. Праздничные юбки украшались
кружевом, плисом, лентами и бахромой в цвет, отличный от основной ткани.
В селе Бубново были отличительные особенности в одежде. На Троицу
женщины надевали разную одежду в течение трех дней. В первый день
одевалась однотонная юбка синего цвета, в третий - юбка из набивного ситца.
Второй день был самым значимым и в него женщины надевали «тяжкий»
(нарядный, яркий) костюм. Юбка и рубаха была из однотонного набивного
атласа. Поверх рубахи надевали безрукавник, а на голову повязывали красный
шелковый платок с цветочным узором и длинной бахромой. Особым способом
повязывался платок. На уложенные венцом косы надевали повойник – мягкую
шапочку из скатанного в рулик и замкнутого в кольцо ситцевого платка с
пришитой круглой макушкой. В рулик была вшита тесемка, которой затягивали
повойник на голове. Затем атласный или сизый платок обматывали вокруг
головы, спрятав концы сзади. В лобной части под платок подкладывали
прямоугольник из простеганного холста. Возле ушей убор «уряжали» цветами,
сделанными из шелковой ленты, прикалывая их булавками.
39
Комплекс одежды с понѐвой включал в себя рубаху, чаще всего с косыми
поликами, понѐву, пояс, передник, нагрудник, кичкообразный головной убор
типа сороки, украшения из птичьих перьев и бисера, обувь, плетенную из лыка
или кожаную.
Ранний
вариант поневы
(рис.10)
представлял
собой несколько
сшитых
шерстяных
полотен,
отходящих от
пояса. Со
временем у нее
появились
разновидности,
например глухая
понева,
Рис.10
распространенная на Белгородчине. Ее шили из четырех полотен — на заднее и
боковые шла шерстяная клетчатая материя, на переднее — черная прошва.
Понева символизировала готовность девушки к сватовству. Орнаменты на
поневе обозначали плодородие, жизнь, землю, материнство. Рубахи здесь
сохранили старинный крой с прямыми поликами, пришивающимися по основе
ткани, со скошенными к запястью рукавами, заканчивающимися кумачовыми
«чехлатками» — манжетами. Полики и рукава украшал красный тканый узор и
вышивка «в настѐлку» (то есть «в настил»).
Иногда край полика, примыкавший к рукаву, «строчили» — делали
мережку, которую здесь называли «форботами». «Форботы» вязались и
40
крючком. Под них иногда подкладывали красную ткань, чтобы был виден
рисунок. Узкая обшивка ворота — «передня» — была украшена вышивкой, на
подставе рубахи располагались вытканные полосы. Молодые женщины и
девушки носили «заграничные» рубахи, сшитые из набивного ситца. Иногда в
таких рубахах комбинировались разные по цвету и рисунку ткани, полики
выкраивались из кумача. Особо праздничными были рубахи с длинными
рукавами.
Будничные и старушечьи понѐвы декорировались более скромно —
утолщалась нить клетки, и пришивался к подолу красный поясок, вытканный на
бердышке в 6 ниток. В селе долго сохранялась старинная традиция надевать
понѐву девочке в момент полового созревания с 12-13 лет, сменив ею детскую
одежду — рубаху с пояском. В начале XX века наряду с понѐвами девочки
носили и юбки. Первые девичьи понѐвы были довольно простыми и никак не
украшались. Яркость,богатство отделки появлялись в 16-17 лет у девушек на
выданье. У девушек было по несколько понѐв, которые, как правило, готовила
мать (сами девушки к свадьбе готовили рушники, рубахи, после просватанья —
рубаху жениху). В этом же возрасте носили и юбки из красного сатина,
украшенные машинной выстрочкой; их, в отличие от понѐв, надевали с
фартуком. Фартук появился здесь в комплекте с юбкой и кофтой («парочкой»).
Шили фартуки из покупных тканей однотонной расцветки и украшали
атласными лентами. Понѐву подпоясывали традиционными полосатыми
домоткаными поясами различной ширины, а также покупными голубыми или
зелеными. Пояса завязывали спереди.
Дополняла костюм жилетка бордового (для молодежи) или черного
сатина на подкладке. На полочках и по низу располагались полосы яркой ткани
(желтой или синей), а также ряды зигзагообразной машинной строчки.
Завершал праздничный наряд головной убор «кичка»(рис.11), состоящий из
собственно кички, подзатыльника, налобника и «платка» (надевалась кичка
именно в такой последовательности). Кичка представляла собой полосу из
простеганного холста, свернутого в виде подковы с тесемками на концах. К
середине рулика подшивался прямоугольный кусок холста или ситца —
41
«волосник». Окручивая волосы, зачесанные ко лбу, кичкой, сверху их
прикрывали «волосником» и затягивали тесемками. Затем крепился налобник
— полоса ткани, вышитая геометрическим орнаментом. Кроме вышивки
налобники могли украшаться бисером, лентами, розетками из лент по краям
налобника. Трапециевидный народный костюм подзатыльник из ситца или
сатина окутывал голову сзади. По низу пришивались «махры» — короткая
густая бахрома из красного шелка ворсом вверх.
Подзатыльник(рис.12) также имел тесемки для закрепления на голове.
Сверху повязывали так называемый «платок», который больше напоминает
узкое полотенце из миткаля с лопастями на концах, украшенными рядами
разноцветных шелковых лент. «Платок» накручивали на голову так, чтобы
концы оказались надо лбом и сбоку. Их скрепляли булавкой или брошью. Перед
этим концы перекручивали впереди в виде узла, который назывался «пупух».
Для придания убору должной высоты спереди под этот своеобразный тюрбан
подкладывали твердую основу. Возле висков прикалывали «цветки» — круги
или полукруги из ткани или шерстяной бахромы с укрепленными на них
перьями селезня («косицы»). Вместо «платка» на кичку могла надеваться
сорока — круглая шапочка из красного шелка на твердой основе. Тогда весь
головной убор назывался сорока». Оба головных убора считались свадебнопраздничными и впервые надевались после венчания, в дальнейшем — на
годовые праздники. Девушки на девичник перед свадьбой подруги надевали
«махры» — обруч из картона около 6 сантиметров шириной, обшитый черным
сатином. По нижнему краю обруча пришивалась густая бахрома из красного
шелка ворсом вверх.
42
Рис.11
Рис.12
В качестве украшений сельчанки использовали бусы из дутого стекла с
рифленой поверхностью темно-зеленого или фиолетового цветов. На праздники
и карагоды обували кожаные черевики «размереженные» — украшенные по
43
носку и заднику аппликацией из кожи либо мелкими медными гвоздиками. На
ногах черевики закреплялись «обвязками» — шнурками из шерсти. Работали в
лаптях или чунях.
Народный костюм представляет собой неотъемлемую часть культуры и
открывает перед нами особенности и уклад жизни людей того времени. С
помощью мельчайших деталей определялись не только социальное положение,
но и район, где проживал человек, его запросы и состояние. И школьникам
необходимо более детально изучать народный костюм Белгородской области и
России в целом. На уроках изобразительного искусства есть прекрасная
возможность познакомиться им как можно ближе с деталями и образцами
культуры своего края.
3.2.Технологические приемы выполнения карты костюма
Белгородской области
Для выполнения дипломного задания было выполнено три стенда с
картой костюма белгородской области.
На начальном этапе подробно изучалась литература. За основу были
взяты труды Зотовой И.П., Милова Л.П., Артемьева Е.,Каршиновой Е.,
Климовой Я.М.. Были выявлены основные районы и тенденции развития
костюма. За основу была взята карта белгородской области и центральной
44
России(рис.13,рис.14).
рис.13
рис.14
Работа над творческой частью выпускной квалификационной работой
велась в программе Adobe Photoshop. Это многофункциональный графический
45
редактор, разработанный и распространяемый фирмой Adobe Systems. В
основном работает с растровыми изображениями. Растровое изображение —
изображение, представляющее собой сетку пикселей — цветных точек (обычно
прямоугольных) на мониторе, бумаге и других отображающих устройствах. Ее
преимуществом является возможность создать практически любой рисунок, вне
зависимости от сложности, в отличие, например, от векторной, где невозможно
точно передать эффект перехода от одного цвета к другому без потерь в размере
файла
Далее в программе Photoshop были созданы эскизы карт костюмов
Белгородской области
(рис.15,16,17).
ри
с.15
46
ри
с.17
Стенды имеют размер 70*60 см. На них представлены основные
распределения народного костюма опирающиеся на административное деление
конца XIX- начала XXвека с указанием костюма, присущего местности.
48
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Народный костюм - интересный и сложный компонент культуры. Для его
изучения на уроках изобразительного искусства проектный метод наиболее
актуален. Как показали исследования, знания учащихся повышаются, если они
более детально подходят к изучению предмета. Проектный метод позволяет им
окунуться не только в задание, которое необходимо выполнить на уроке, но и
углубить знания по изучаемому предмету.
Проектный метод на уроках изобразительного искусства позволяет
учащимся в соответствии с концепцией образования получить знания, умения и
навыки, которые им пригодятся в дальнейшем. Благодаря проектам
формируется и проектировочное мышление, которое в современном мире
является необходимым для успешной социализации.
В ходе исследования были раскрыты следующие задачи:
- организация проектной деятельности на уроках изобразительного
искусства;
-проект как способ повышения интереса учащихся к народному костюму.
Применение проектного метода на уроках изобразительного искусства
позволяет учащимся:
o
приобретать знания из различных источников;
o
умение их использовать в соответствии с заданием;
o
развивает коммуникативные навыки;
o
развивает исследовательские умения;
o
учит творчески подавать материал.
Подводя итог вышесказанному, следует сказать, что организация
проектного метода на уроках изобразительного искусства является
необходимым условием для успешного развития способностей учащихся.
Результаты, полученные в ходе исследования, являются примером того, как
можно применять проектный метод на уроках изобразительного искусства.
49
Основными критериями для подготовки к последующим занятиям такого рода
должны послужить:
o
соответствие возраста, способностей и умений обучающихся;
o
сопровождение педагогом всего процесса создания проекта;
o
создание всех условий для выполнения проекта;
o
наличие критериев оценки;
o
презентация проекта.
50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бандурка, А. М. Основы психологии и педагогики: учеб. пособие / А.
М. Бандурка, В. А. Тюрина, Е. И. Федоренко. – Ростов н/Д: Феникс,
2009. – 250 с.
2. Беспалая О.П. Художественное творчество как социальное явление:
история и современное состояние проблемы: дисс. Канд. Филос. Наук.
– Архангельск, 2005.
3. Блохина И. В. История костюма / И. В. Блохина. – Минск : Харвест,
2009. – 192 с. : ил.
4. Давыдова М.А. Поурочные разработки по изобразительному
искусству.4 класс-м. :«Вако»,2015.
5. Жирова О.Я.культурогенезис народной одежды Белгородчины:
социоэтнический аспект м.
6. Захаржевская Р. В. История костюма : от античности до современности
/ Р. В. Захаржевская. – Москва : РИПОЛ классик, 2007. – 288 с. : ил.
7. Зотова И. П. Белгородский народный костюм / И. П. Зотова. –
Белгород : Истоки, 2005. – 96 с.
8. Кирсанова Р. М. Русский костюм и быт XVIII – XIX веков /
Р. М. Кирсанова. – Москва : СЛОВО / SLOVO, 2002. – 224 с. : ил.
9. Короткова М.В. Методические разработки и сценарии уроков к курсу
отечественной и зарубежной истории XX века (11 класс): пособие для
учителей. — М.: цго "гуманитарное образование в россии", 1999. —
127 с. 12
10.Краевский В.В. Методология педагогики: новый этап: Учеб. пособие
для студентов высш. учеб. заведений / В.В. Краевский, Е.В. Бережнова.
– М.: Академия, 2009. – 654 с.
11.Лашко О. А. Развитие творческого потенциала младших школьников в
процессе занятий декоративно-прикладным искусством
12.Матяш Н.В. Психология проектной деятельности школьников.
Автореф. Дис. … докт. Психол. Наук. – м., 2000.
13.Митрофанова Г. Г. Трудности использования проектной деятельности
в обучении // молодой ученый. — 2011. — №5. Т.2. — с. 148-151.
14.Морева Н.А. Современная технология учебного занятия / Н.А.
Морева.- М.: Просвещение, 2007.- 158с.
51
15.Новые педагогические и информационные технологии в системе
образования. Под ред. Е.С. Полат. – м.: издательский центр
‖Академия‖, 2003
16.Осин А.В. Мультимедиа в образовании: контекст информатизации. М.:
Ритм, 2005.
17.Пахомова
Н.Ю.
Метод
учебного
проекта
в
образовательном
учреждении. – М.: Аркти, 2005
18.Пахомова Н.Ю. Проектное обучение – что это? Из опыта методической
работы: дайджест журнала ―методист‖ / сост. Е.М. Пахомова. Науч.
Ред. Э.М. Никишин. – М.: апк и про, 2004
19.Пьянкова, Н. И. Изобразительное искусство в современной школе /Н.
И. Пьянкова. – м.: просвещение, 2006. – 176 с. – (библиотека учителя.
Изобразительное искусство).
20.Ростовцев Н.Н. Методика преподавания изобразительного искусства в
школе.
М., 2010. – 43 с.
21.Суминова Т.Н. Информационные ресурсы художественной культуры
(артосферы). М.: академический проект, 2006.
22.Шатерникова. Н. И.
Женский
народный
костюм
как
часть
регионального компонента / Н. И. Шатерникова, О. А. Кравченко,
Л. В. Якубенко. – Белгород : Обл. тип. , 2008. – 96 с.
52
Приложение1
понятия и история развития декоративно-прикладного искусства, знакомство с
видами народного творчества и его направлениями, а так же особенностями
народного костюма
Выберите правильный ответ.
Когда возникло декоративно-прикладное искусство?
1. в первобытные времена
2. в средние века
3. в наше время
Чем вышивались самые старые вышивки на Руси?
нитками мулине
1. золотом
2. шелковыми лентами
Какие материалы и инструменты используются для вышивания?
1. пяльцы.
2. калька.
3. ткань.
Какие виды вышивки ты знаешь?
1. вышивка крестом.
2. гладь.
3. макраме
Основой женского народного костюма является:
1. Рубаха
2. Передник
3. Понева
Понева - это:
1. Домотканая клетчатая юбка из шерсти
2. Сарафан
3. Головной убор
4. пояс
Народная женская одежда в виде платья без рукавов:
1. Сарафан
54
2. Туника
3. Рубаха
4. сорочка
55
Приложение2
МБОУ СОШ № 49 углубленным изучением отдельных предметов
Технологическая карта урока по предмету «Изобразительное искусство».
Для учащихся 5 «Д,Е » классов.
Методист - Даниленко Кристина Сергеевна.
Практикант –Корякина Кристина Дмитриевна
Тема урока
Тип урока
Планируемые
результаты:
Народный праздничный костюм
Комбинированный
Метапредметные:– развитие фантазии, воображения. Умение
воспринимать культуру своего народа, умение организовывать
учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и
сверстниками
Предметные: умение находить необходимую информацию по
культуре в книгах по искусству. Развитие наблюдательности,
зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного
вкуса и творческого воображения
Личностные: воспитание художественного вкуса, эстетически
воспринимать народное творчество.
Ход урока
Этап урока
Деятельность
Деятельность
Формируемые УУД
учителя
учащихся
1.Самоопределение Организация
Занимают свои
Коммуникативные:
к деятельности.
местоположения
места, выполняют аргументировать свою позицию.
Орг. момент.
каждого ученика.
самооценку
Регулятивные: уметь организовать
Мотивирует
готовности к
место занятий.: правильность
учащихся на начало уроку,
выбора учебных принадлежностей
урока, высказывает приветствуют
Личностные: доброжелательность,
добрые пожелания присутствующих, эмоционально-нравственная
детям. Управляет
эмоционально
отзывчивость.
ситуацией
настраиваются на
самооценки
урок.
Актуализация
опорных знаний.
2. Актуализация
Подведение к теме Соотносить
Познавательные: определять
знаний, мотивация. и воспроизведение особенности
принадлежность на основе
необходимых
декора с
выделения существенных
знаний. активирует мировосприятием признаков.
знания учащихся,
наших предков.
Личностные:
создаѐт
Осознавать
- Уважительно относиться к
проблемную
значение
культуре народного искусства;
ситуацию,
народного
понимать роли культуры и
предлагает
костюма как
искусства в жизни человека;
ответить на
бесценное
Регулятивные: целеполагание,
вопросы, обращая
достояние
умение наблюдать, анализировать,
внимание на
культуры народа.
осуществлять сравнение
предметы
крестьянского быта
(из школьного
музея)
Для кого создавал
56
эти предметы
русский человек?
3. Постановка
учебной задачи.
Познакомить
учащихся с
особенностями
русского народного
костюма, его
художественной
ценностью.
мобилизирующее
начало урока,
постановка
проблемного
вопроса с
последующей
дискуссией
Понимать и
анализировать
образный строй
народного
костюма,
соотносить
особенности
костюма с
мировосприятием
и мировоззрением
наших предков.
Самостоятельное
формулирование
темы и цели
урока, выбор
материалов
планировать
пути достижения
цели.
Познавательные: самостоятельное
выделение и формулирование
познавательной цели;
Коммуникативные:
Формулировать собственное
мнение и позицию.
4. Решение
учебной задачи.
Познакомить детей
с особенностями
русского народного
праздничного
костюма, его
особенностями и
составляющими
элементами.
Мотивационным
приемом служит
использование
презентации по
теме «Русский
народный костюм»
для изложения
нового материала.
Сформировать
понимание связи
представлений
людей об
устройстве мира и
образного строя
одежды
Закрепляют
полученные
знания в игровой
и частично
исследовательской
форме.
Самостоятельно
проводить
исследование на
основе
применения
методов
наблюдения и
эксперимента.
Уметь понимать и
анализировать
образный строй
народного
костюма.
Понимать и
анализировать
образный строй
народного
костюма,
соотносить
особенности
костюма с
мировосприятием
и мировоззрением
наших предков.
Регулятивные - уметь планировать
и грамотно осуществлять учебные
действия в соответствии с
поставленной задачей,
Познавательные формирование
художественного вкуса как
способности чувствовать и
воспринимать народное искусство
во всем разнообразии,
Коммуникативные:сотрудничество с учителем и
одноклассниками уметь совместно
договариваться о правилах
поведения, общения на уроках и
следовать им
57
5. Самостоятельная
работа с
самопроверкой в
классе.
Развитие творческого
начала через умение
видеть и составлять
свой вариант народного
костюма. Воспитывать
нравственноэстетическое
отношение к миру и
искусству, любовь к
родному краю и его
культуре.
Учащиеся на
заготовленных
шаблонах рисуют
орнамент
народного
костюма. Затем
соотносят свою
часть орнамента с
изображением на
доске.
6. Оценка.
-Оцените
результаты своей
работы, способы их
достижения. (с
комментированием)
Выставка
рисунков.
(самооценивание).
Оценивать
собственную
художественную
деятельность с
точки зрения
выразительности
декоративной
формы. Просмотр
и обсуждение
выполненных
работ
7. Итог. Рефлексия
деятельности.
Сегодня я выступил Беседа по теме
(а) в роли…
урок а
- Я на уроке
научился(лась)…
- У меня
получилось…
- Делать своими
руками – это…
- Мне понравилось
Регулятивные:
Наблюдать объекты и явления
природы и окружающей
действительности; понимать их
образы в картине, музыке, поэзии.
Сопоставлять, объяснять,
высказывать суждения по теме
«Работа над композицией и работа
над колоритом».
Познавательные: Перерабатывать
полученную информацию: делать
выводы в результате творческой
работы.
Личностные: уметь сотрудничать с
товарищами в процессе
совместной деятельности,
соотносить свою часть работы с
общим замыслом; уметь
наблюдать и фантазировать при
создании образных форм
Коммуникативные: управление
поведением партнера – контроль,
коррекция, оценка действий
партнера;
Личностные:
уметь видеть и исправлять
ошибки; уметь самостоятельно
оценить свою работу.
Познавательные: овладеть
умением творческого видения с
позиций художника, т.е. умением
сравнивать, анализировать,
выделять главное, обобщать;
Регулятивные:: выделение и
осознание того, что уже усвоено
и что ещѐ подлежит усвоению,
осознание качества и уровня
усвоения
Познавательные:
стремиться к освоению новых
знаний и умений, к достижению
более высоких и оригинальных
творческих результатов.
Личностные: доброжелательность,
эмоционально-нравственная
58
…
8. Домашнее
задание.
найти материал о
русских народных
праздниках и
обрядах. Для
поисковой работы
дети используют не
только книги , но и
интернет-ресурсы.
Запись д/з в
дневник.
отзывчивость.
Коммуникативные: умение с
достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли
Личностные:
-ценностно-смысловые ориентиры;
Развивать творческую активность,
трудолюбие, аккуратность, а также
умение использовать полученные
знания об орнаменте
59
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв