МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М. В. ЛОМОНОСОВА
Факультет журналистики
Кафедра истории русской литературы и журналистики
Осмысление личности и деятельности Наполеона,
«наполеоновской легенды» и «наполеонического
корпуса» в творчестве А.С. Пушкина
Реферат студента 208 группы д/о
Макаровой М.А.
Преподаватель: доцент, кандидат филологических наук
Прохорова И. Е.
Москва 2016
Содержание
Введение…………………………………………………………………....3
Часть 1. Трансформация образа Наполеона в лирике Пушкина……..…3
1.1. Лицейские стихотворения…………………………………………….3
1.2. Развитие наполеоновской темы и её переосмысление. Стихотворения:
«Вольность» 1820г., «Наполеон» 1821г., «К морю» 1824г……………...6
1.3. Особая трактовка личности Наполеона в стихотворении «Герой»
1830г………………………………………………………………….……..8
Часть 2. «Наполеоновская легенда». Вклад Пушкина..….……...………9
Часть 3. «Наполеонический комплекс»….……………………………....11
Заключение………………………………………………………………...13
Список литературы………………………………………………………..14
2
Введение
«По меткому выражению Гоголя, он [Пушкин] явил в себе духовный тип
русского человека, каким последний осуществится, может быть, через 200
лет».1 Сам Пушкин на протяжении всей жизни находился в неустанном поиске,
обращаясь к истории, чтобы понять современность и поразмыслить о будущем,
он глубоко проникал в суть человеческих характеров и явлений. Образ
Наполеона и попытки осмыслить его деятельность и личность стали одним из
важных мотивов в творчестве Пушкина.
«Через полгода после рождения Пушкина … генерал Бонапарт,
неожиданно вернувшись из Египта, произвел государственный переворот»2,пишет Ю. М. Лотман, отмечая и формальную связь двух гениев –
политического и литературного.
«Гроза 1812 года»3 застала Пушкина ещё в лицее и послужила мощным
толчком к развитию наполеоновского образа в его дальнейшем творчестве.
Трансформация образа Наполеона в лирике Пушкина
Лицейские стихотворения
В своей книге «Пушкин и Франция» Б. В. Томашевский описывает
всестороннее влияние на мировоззрение Пушкина, с одной стороны,
французской культуры, с другой - политических отношений между Россией и
Францией: «В эти годы интересы политики и литературы были нераздельны …
Поэтому
политические
интересы
не
притупляли
восприятия
фактов
художественной литературы».4Лицейское воспитание заставляло юных поэтов
благоговеть перед французскими классиками, но в то же самое время набирало
1Франк С. Л. Этюды о Пушкине. – Paris: YMCA-PRESS, 1987. – С. 28.
2Лотман Ю. М. Пушкин. — СПб.: Искусство-СПБ, 2003. — С. 23.
3 Там же. – С.24.
4Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. – Л., 1960. – С. 68.
3
силы и национальное самосознание, сопровождаемое патриотическим пафосом
в лирике, ведь «почти все годы, проведенные в лицее, проходят в обстановке
войны 1812г. и последующих военных и дипломатических событий».5
В ранних стихотворениях Пушкина образ Наполеона рассматривается как
средоточие абсолютного зла. Молодой поэт, как и большинство его
соотечественников, видел в Наполеоне «зверя», «антихриста», «злодея».
Аналогичные
эпитеты
с
заметной
частотностью
обнаруживались
в
стихотворениях и статьях 1812 – 1815 г. г., посвященных фигуре Наполеона.
В своём стихотворении «Воспоминания в Царском Селе» (1814г.) Пушкин
называет Наполеона «бичом вселенной». Это убеждение в античеловеческой,
зверской природе личности французского полководца сблизило Пушкина с
традиционной
точкой
зрения
легитимистов,
считавших
Наполеона
«Робеспьером на коне» - бунтовщиком и угрозой всемирной гармонии.
«Поэт-лицеист верно уловил те возможности, какие давала русская
торжественная ода 18 века для воссоздания атмосферы подъёма национальных
чувств»6, - отмечает Ю. В. Стенник, анализируя отображение темы борьбы
России с нашествием французской армии. Тема Наполеона у Пушкина
раскрывается
в
первоначальном
сопоставлении
варианте
с
образами
стихотворения
национальных
тирану
героев.
Наполеону
В
поэт
противопоставляет императора Александра как спасителя Европы, однако в
последующей переработке [Часть лицейских стихотворений была переработана
и подготовлена для печати 1824-1829]7Пушкин освобождает произведение от
похвал русскому императору.
5Там же. – С. 67.
6 Стенник Ю. В. Традиции торжественной оды 18 века в лирике Пушкина периода южной ссылки
(«Наполеон») // Русская литература 18 века и ее международные связи. – Л.: Наука, 1975. – С. 107 –
112.
7 Воспроизводится по изданию: А.С. Пушкин. Собрание сочинений в 10 томах. Т. 1. – М.:
Государственное издательство художественной литературы, 1959.
4
Отношение Пушкина к Наполеону в «Воспоминаниях…» категоричное.
Он
безапелляционно
осуждает
завоевателя,
выстраивает
контрастные
параллели:
Утешься, мать градов России,
Воззри на гибель пришлеца.
Отяготела днесь на их надменны выи
Десница мстящая творца.8
(Воспоминания в Царском Селе, 1814 г.)
Томашевский комментирует ещё одно лицейское стихотворение поэта «Наполеон на Эльбе», 1915г., в котором «героем является Наполеон, ни в какой
мере не сливающийся с образом автора и произносящий самообличительные
речи, лишь по контрасту и по обнаженности «злодейской» аргументации
вскрывающий точку зрения автора». Заметным отличием этого стихотворения
является то, что автор здесь пытается дистанцироваться, придать своему
произведению больше историчности. «Эти лицейские опыты сюжетных элегий
в видоизмененной форме, - обобщает Томашевский, - имели свое продолжение
и вне лицея».9
В
стихотворении
«Принцу
Оранскому»
Пушкин
продолжает
«антитираническую» тему. В своём произведении он воздает хвалу герою,
низвергшему «ужас мира». Та же идея звучит и в стихотворении-посвящении
«Александру» 1817 г. («С небесной высоты, при звуке стройных лир, //На
землю мрачную нисходит светлый мир»).
Таким образом, в лицейский период отношение Пушкина к личности
Наполеона было подчинено распространённой общественной традиции.
Неприязненное
отношение
к
«корсиканскому
выскочке»
сочеталось
с
8 Здесь и далее ссылки на произведения Пушкина даются по изданию: Собрание сочинений в 10
томах. Т. 1. – М.: Государственное издательство художественной литературы, 1959 [Электронная
версия - РВБ, 2000—2016]URL:http://rvb.ru/pushkin/(дата обращения: 3.11.16).
9Томашевский Б. В. Пушкин. Материалы к монографии (1824—1837).– М.-Л.: АН, 1960. – С. 357-359.
5
убеждённостью в благодетельности правления Александра. Впоследствии в
своей монографии Лотман отметит, что «вся мощь национальной жизни
сосредоточилась в это время в литературе. Такова была эпоха Пушкина».
Развитие наполеоновской темы и её переосмысление. Стихотворения:
«Вольность» 1820г., «Наполеон» 1821г., «К морю» 1824г.
С 20-х годов 19 века в литературной жизни Пушкина начинается новый
период – романтический, «когда и в России и во Франции борьба классиков и
романтиков достигает особенной остроты».10
Начиная с оды «Вольность», Пушкин постепенно отходит от резких и
категоричных суждений. Определение «самовластный злодей» уже не звучит
как вызов. В художественном сознании Пушкина по отношению к образу
Наполеона происходит сдвиг: яростные обличения «злодея» становятся
абстрактными.
Не случайно Н. И. Скатов подчеркивает, что, кроме политического, эта
ода имеет и другой, не менее важный, — философский и нравственный аспект. 11
В «Вольности» важны не только грозные инвективы против тиранов —
Наполеона, Павла I и любых других «самовластительных злодеев», неизбежно
осужденных на смерть самой историей и ее незыблемыми законами, но и
впервые проявившееся здесь искусство Пушкина смотреть на историю
«глазами Шекспира», умение взглянуть на события с высоты нравственного
идеала гуманности и справедливости.12 Эти идеи в наибольшей степени найдут
отражение в поздних произведениях Пушкина. На момент Южной и Северной
ссылок в лирике Пушкина доминирующую позицию занимают вольнолюбивые
мотивы и романтические искания.
10Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. – Л., 1960. – С. 80.
11 Скатов Н. Н. Пушкин: очерк жизни и творчества. – Л., 1991. [Электронная версия]URL:
http://a4format.ru/pdf_files_bio2/4913ebc3.pdf(дата обращения: 3.11.16).
12Фридлендер Г.М. Пушкин. Достоевский. Серебряный век. – СПб.: Наука, 1995. – С. 5 – 196.
6
18 июля 1821 года Пушкин получил известие о смерти Наполеона и сразу
же набросал план посвящённого ему стихотворения. Так, поэтом была сделана
первая попытка осмыслить весь жизненный путь Наполеона и дать
комплексную оценку его исторической роли.
Интересна связь двух произведений. Две последние строфы «Наполеона»,
1821 г., были написаны позднее и предназначались для стихотворения «К
морю», 1824г. Эта связь
особенно ощутима в идейном наполнении
произведений: в более позднем стихотворении «мотивы личной судьбы поэта
переплетаются с откликами на смерть Наполеона и на смерть Байрона … В
этом стихотворении снова Пушкин обращается к синкретической теме,
объединяющей мотивы личной лирики с размышлениями историческими и
философскими».13
Наполеон действительно во многом соответствовал байроническому
герою с его культом индивидуализма и исключительности. Их роднил и
пылкий, страстный, но в то же время мрачный характер, читавшийся в
презрении к обществу и осознании собственного превосходства. В этих и
последующих произведениях Пушкин воспринимает Наполеона уже не только
героем истории, но и героем культуры, приравнивает его к идеалу
«романтического эгоиста».
Интересно, что черты наполеоновского характера, которые вызывали
тотальное неприятие в обществе, спустя десятилетие стали предметом
восхищения и подражания. «Кто жил и мыслил, тот не может // В душе не
презирать людей» («Евгений Онегин», Глава 1, XLVI) – убеждение, ставшее
подспорьем для возникновения нового символа эпохи. Наполеон, «презревший
человечество, стал одной из самых притягательных фигур, стал «властителем
дум».
13Томашевский Б. В. Пушкин. Материалы к монографии (1824—1837). –М.-Л.: АН, 1960. – С. 375 –
376.
7
Особая трактовка личности Наполеона в стихотворении «Герой»
1830г.
Стихотворение «Герой» было написано Пушкиным в его первую
Болдинскую осень и представляет совершенно новый в творчестве поэта взгляд
наличность Наполеона.
В своём исследовании болдинской лирики Пушкина, В.А. Грехнёв
отмечает, что «не философия истории занимает Пушкина в «Герое» и не
историческое содержание личности Наполеона служит здесь предметом
размышления», а именно «человеческая сущность этой личности, противоречия
её духовной природы – вот что выдвигается на первый план».14
Стихотворение построено в форме диалога между Другом и Поэтом. В
отличие от Друга, Поэта восхищает не военный талант Наполеона и громкая
слава, а его конкретный поступок: посещение чумных больных в Яффе. Такой
подход к пониманию личности Наполеона служит доказательством, что для
Пушкина основными качествами «великого человека» служит, прежде всего,
гуманность.
«Исторические вехи судьбы Наполеона, величавая панорама его взлётов и
падений – всё это входит в пушкинский стих. Однако входит не как
самоценный объект изображения …, а скорее как фон, призванный оттенить
главное: человеческое в гении, вечное в человеке, то, что не зависит от
перепадов славы, от чередования удач и поражений».15
Пушкин интерпретирует события, руководствуясь личным выбором. Известно,
что по одной версии, во время разгулявшейся в Яффе чумы Наполеон,
обеспокоенный угрозой эпидемии, предложил врачу дать всем больным
смертельную дозу опиума. По другой – французский полководец, пожимал
14 Грехнёв В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство,
1977. – С. 81.
15Там же. – С. 82.
8
солдатам руки, воодушевлял этим жестом отчаявшихся, демонстрируя героизм
и самоотверженность. «Показательно, - пишет О.В. Зырянов, - что в
стихотворении «Герой» Пушкин отдает предпочтение именно второй версии,
возвышающему душу “обману”».16
В «Герое» Пушкин впервые определил свой индивидуальный взгляд на
наполеоновскую тему. Возможно, поэт и впервые ощутил Наполеона своим
героем. Стихотворение «Герой» продемонстрировало уровень того духовного
совершенства, которого не достигали более ранние произведения Пушкина,
посвященные наполеоновской теме: «Исторически противоречивое содержание
личности героя уступает место глубоко затаенным в ней идеальным
человеческим возможностям».17
«Наполеоновская легенда». Вклад Пушкина
Интерпретация личности Наполеона и его судьбы в литературоведении
заведомо дистанцируется от его исторической оценки и определяется как
«наполеоновская легенда».
Обаяние исключительной личности вытесняло память о деспотичном монархе,
враге-завоевателе. «Герой» постепенно вытеснял «тирана». Этому во многом
способствовали и мученический ореол, который окутывал Наполеона в годы
изгнания, и, наконец, бесславная смерть, переключившая внимание общества
на трагические аспекты судьбы великого француза.
Культ Наполеона формировался в литературе усилиями многих поэтов и
писателей. Его поддерживали Байрон, Беранже, Гейне, Гюго и, несомненно,
Пушкин.
«Наполеоновская
легенда»
быстро
набирала
популярность.
16 Зырянов О. В. Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в русской литературе:
аксиологический аспект / И Вечной Памятью Двенадцатого Года…. / Материалы Всероссийской
Научной Конференции, Посвященной 200-Летию Отечественной Войны 1812 г. [Электронный ресурс]
URL: http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16).
17Грехнёв В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство,
1977. – С. 91.
9
Сместившиеся эстетические критерии допускали новые толкования. Образ
Наполеона идеализировался: великому человеку можно было простить многое.
Проследив, как изменялось отношение Пушкина к
личности и
деятельности Наполеона, можно заключить, как поиски поэта в целом повлияли
на формирование «наполеоновской легенды». О. С. Муравьёва в своем
исследовании отмечает, что «юный Пушкин, еще недостаточно хорошо
ориентирующийся
в
противоречиях
социальной
жизни
и
мыслящий
отвлеченными политическими формулами, присоединяется к общему хору,
решительно противопоставляя «законным царям» «мятежную власть»
«коварством, дерзостью венчанного царя» и обвиняя Наполеона в намерении
«мечом низвергнуть троны». С этих же позиций Пушкин оценивает период
«Ста дней» как «буйную измену» и приветствует падение «шаткого трона»
Наполеона».18 В след за этим каждый новый чувственный оттенок в восприятии
Наполеона Пушкиным в разное время расширял и углублял «наполеоновскую
легенду».
Муравьёва отмечает также, что процессы, происходившие в европейском
обществе после свержения Наполеона стали теми обстоятельствами, которые
«способствовали созданию ореола исключительности вокруг Наполеона —
человека, личное участие или неучастие которого в мировой политике имело
столь громадные последствия».19
Что же касается романтизации Наполеона, то эта тенденция внесла
существенные изменения в «наполеоновскую легенду», придав ей элементы
таинственности и мистичности. Тем не менее, сам Пушкин
«не просто
принимает как данность величие Наполеона и исключительность его судьбы; он
стремится определить своеобразие и историческую уникальность этого величия
18Муравьева О. С. Пушкин и Наполеон (Пушкинский вариант «наполеоновской легенды»). – 1991
(текст). – С. 8. [Электронный ресурс]URL: http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/ise/ise-0053.htm(дата
обращения: 3.11.16).
19 Там же. – С. 10.
10
и исключительности»20, тем самым доводя до совершенства романтический
образ героя, который и становится ядром набирающей популярность легенды.
Отметим также, что концепция фаталистического, особой миссии
Наполеона, окрашивалась то в романтические, то в мистические тона, но в то
же время в достаточной степени отражала историческую реальность. Толковать
историю
возвышения
и
падения
Наполеона,
принимая
во
внимание
исключительно личные качества, нельзя. «Его судьба, - развивает мысль
Муравьёва, - могла осуществиться только при уникальном совпадении этих
качеств и этой инициативы с теми историческими возможностями, которые
предоставила ему эпоха».21
Таким
образом,
пушкинский
вариант
«наполеоновской
легенды»
собирался из крупиц многоликих образов, которые возникали в постепенном
развертывании наполеоновской темы, явственно отражающей, какую роль
сыграл образ Наполеона в художественном мире самого Пушкина.
«Наполеонический комплекс»
Наряду с наполеоновской легендой, возникшей в эпоху романтизма,
выделяется ещё одно важное понятие - сформировавшийся в русской
литературе так называемый «наполеонический комплекс». Опыт пушкинской
поэзии как нельзя лучше показывает, что биография реального исторического
лица уже при жизни подверглась существенной мифологизации. О. В. Зырянов
в статье «Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в русской
литературе» пишет, что «наполеонический корпус» - это «все тот же образ
Наполеона, его концептуально осмысленная биография, но на этот раз уже
пропущенные через призму национального самосознания, отраженные в
зеркале этнопоэтики».22
20 Там же. – С. 12.
21 Там же. – С. 16.
11
Таким образом, важным представляется поиск ответа на вопрос, на каких
именно чертах характера Наполеона классическая русская литература делает
акцент.
Так,
феномен
Наполеона-антихриста,
воплощения
чрезмерного
индивидуализма и беспрецедентной в истории человечества гордыни, стал
базисом для развития всего «наполеонического комплекса».23
У Пушкина размышления на данную тему обнаруживаются во второй
главе «Евгения Онегина» и представляют собой некую развёрнутую
рефлексию:
Но дружбы нет и той меж нами.
Все предрассудки истребя,
Мы почитаем всех нулями,
А единицами – себя.
Мы все глядим в Наполеоны;
Двуногих тварей миллионы
Для нас орудие одно;
Нам чувство дико и смешно.
(«Евгений Онегин», Глава 2, XIV)
Понимая
под
«наполеоническим
комплексом»
особый
тип
мироощущения, можно прийти к выводу, что одной из центральных проблем
для Пушкина было непосредственное осмысление современного человека и
человеческой природы. Не стоит забывать и о духовных ценностях поэта и их
отражении в творчестве: «вполне возможно, что присущее Пушкину неприятие
индивидуалистической философии и пафоса безоглядного самоутверждения
личности поддерживается постоянным присутствием в его художественном
22Зырянов О. В. Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в русской литературе:
аксиологический аспект / И Вечной Памятью Двенадцатого Года…. / Материалы Всероссийской
Научной Конференции, Посвященной 200-Летию Отечественной Войны 1812 г. [Электронный ресурс]
URL:http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16).
23 Там же. – URL: http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16).
12
сознании образа Наполеона, подкрепляется – от противного – примером этого
обреченного героя-титана, своеобразного сверхчеловека».24
С «наполеоновским типом» мы встречаемся и в «Пиковой даме». Один из
героев повести, Томский, описывает главного героя словами: «Этот Германн …
лицо истинно романтическое: у него профиль Наполеона, а душа Мефистофеля.
Я думаю, что на его совести по крайней мере три злодейства». Образ Германа
порождает некую нравственно-философскую коллизию. Пушкин рисует борьбу
макро-
и
микрочеловека
в
душе
героя,
об
этой
составляющей
«наполеонического корпуса» подробно пишет Н. Я. Берковский.
«В свете поисков Абсолюта Германн по-своему велик и прекрасен, ибо
одно
только
стремление
«утроить,
усемерить»
не
могло
бы
дать
«колоссального» лица»25, - эта трактовка личности Германна служит прямым
доказательством определения его как героя «наполеоновского типа».
В
Германне
действительно
уживаются
противоположные
начала:
холодная расчётливость и эгоизм, порождающие стремление управлять
ситуацией, чувствами, жизнью и безотчётный страх потерять этот контроль,
оказаться жертвой независящих от него обстоятельств. Берковский даёт
глубокую характеристику этому явлению на основе связи мотивов: «первое:
подняться
над
строем
обыкновенных
человеческих
способностей
и
возможностей – три карты. Второе: употребить эти свои преимущества ради
власти над людьми. Власть над людьми – вот главное для Германна
“Наполеона”»26.
Заключение
Наполеон вызывал у Пушкина многосторонний интерес. В юношеские
годы он сконцентрировал свое внимание на осмыслении непосредственно
24Там же. – URL: http://www.rumvi.com/products/ebook(дата обращения: 3.11.16).
25Берковский Н. Я. О «Пиковой даме» (Заметки из архива). – Л.: Наука, 1987. – С. 69.
26Там же. – С. 69.
13
личностных качеств великого француза, перипетий его судьбы. По мере более
осознанной и детальной проработки наполеоновской легенды, Пушкин всё
глубже
погружался
в
историю,
искал
внутренние
и
внешние
связи
исключительного характера и судьбы.
Интерес Пушкина к фигуре Наполеона вовсе не случаен. Можно даже
провести некую психологическую параллель: то был интерес одного гения к
другому. Каждый из них олицетворял новое время, в том или ином смысле
создавая его собственными силами: Наполеон - на полях сражений и на
императорском троне, Пушкин – на страницах своих книг.
Проработка Пушкиным образа Наполеона, вклад, который поэт внёс в
создание «наполеоновской легенды» и оформление целого «наполеонического
корпуса» крайне важен как для исследования творчества самого поэта и
писателя, так и для понимания всего историко-литературного контекста первой
трети 19 века.
Библиографический список:
1.
Берковский Н. Я. О «Пиковой даме» (Заметки из архива). –Л.: Наука,
1987. – С. 69.
2.
Грехнёв В. А. Болдинская лирика А. С. Пушкина. – Горький: ВолгоВятское книжное издательство, 1977. – С.81 – 91.
3.
Зырянов О. В. Наполеоновская легенда и наполеонический комплекс в
русской литературе: аксиологический аспект / И Вечной Памятью
Двенадцатого
Года….
/
Материалы
Всероссийской
Научной
Конференции, Посвященной 200-Летию Отечественной Войны 1812 г.
[Электронный ресурс] URL: http://www.rumvi.com/products/ebook (дата
обращения: 3.11.16).
4.
Лотман Ю. М. Пушкин. – СПб.: Искусство-СПБ, 2003. – С.23 –24.
14
5.
Муравьева
О.
С.
Пушкин
и
Наполеон
(Пушкинский
вариант
«наполеоновской легенды»). – 1991 (текст). –С. 8 – 16. [Электронный
ресурс]
URL:
http://feb-web.ru/feb/pushkin/serial/ise/ise-0053.htm(дата
обращения: 3.11.16).
6.
Скатов Н. Н. Пушкин: очерк жизни и творчества. – Л., 1991. [Электронная
версия]
URL:
http://a4format.ru/pdf_files_bio2/4913ebc3.pdf(дата
обращения: 3.11.16).
7.
Стенник Ю. В. Традиции торжественной оды 18 века в лирике Пушкина
периода южной ссылки («Наполеон») // Русская литература 18 века и ее
международные связи. – Л.: Наука, 1975. – С. 107 – 112.
8.
Томашевский Б. В. Пушкин и Франция. – Л., 1960. – С. 68 – 80.
9.
Томашевский Б. В. Пушкин. Материалы к монографии (1824—1837). М.Л.: АН, 1960. – С. 357 – 376.
10. Франк
С. Л. Этюды о Пушкине. – Paris: YMCA-PRESS, 1987. – С. 28.
11. Фридлендер
Г.М. Пушкин. Достоевский. Серебряный век. – СПб.: Наука,
1995. – С. 5–196.
15
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв