Основания Практической философии Иммануила Канта: Рецепции и критика в современной философии

Более двухсот лет назад, немецким философом Иммануилом Кантом были написаны его знаменитые «три критики» - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». В данных трудах, им разрабатывалась философская система, одними из главных целей которой были: а) попытка формализации познавательной деятельности нашего разума; б) поиск и дедукция оснований для всех дисциплин, которые заключают в себе как раз-таки результаты познавательной деятельности разума. Одним из таких поисков оснований был связан с выявлением фундаментальных положений на которых строится этика и право, которые объединяются Кантом в так называемую «практическую философию». И несмотря на то, что этот «проект» трансцендентальной философии был осуществлен в 18 веке, многими мыслителями осуществляется попытка пересмотра, критики оснований практической философии. Стоит здесь указать, что под основаниями практической философии в данном исследовании будут пониматься фундаментальные и центральные понятия, которыми апеллирует Иммануил Кант, выстраивая свою систему трансцендентальной практической философии. С данными основаниями связаны решаемые Кантом философские проблемы, а также критика и рецепция их уже в современной философии. Таким образом целью данного исследования, будут главным образом реконструкция кантовских оснований практической философии, исходя из анализа трудов И. Канта, в которых разрабатывалась данная тематика, а также исследование некоторых современных рецепций и критики указанных оснований. Для осуществления указанных целей, в данном исследовании решаются следующие задачи: а) для понимания того, как представлены основания практической философии Канта и какое место в системе у самого Канта они занимают, рассматривается «путь» или предпосылки к репрезентации оснований; б) также, в рамках указанного исследования, рассматривается обоснование, или дедукция, как выражается Кант, указанных выше оснований, путь к формулированию и разработке Кантом оснований практической философии, для этого рассматриваются и анализируются некоторые произведения так называемого «критического периода» исследований Канта; в) исследуются оснований практической философии, касающихся «Права», в труде «Метафизика нравственности» и выявляется ряд особенностей, характерных для данной отрасли практической философии Канта; г) исследуется возможность рецепции кантовских идей на основании работы Джона Ролза «Теория справедливости»; д) подвергается оценке ряд критических исследований в современной философии, посвященных основаниям этики и права Канта; Основания практической философии Канта вызывают вопросы у исследователей начиная практически с публикации «Критики чистого разума». Основания практической философии критиковались Г.В.Ф. Гегелем, главным образом за её излишнюю формальность. Также вызывали затруднение понимания оснований ряд неоднозначных тезисов Канта. Например, тезис о том, что мы якобы «знаем нашу собственную свободу» (свобода – это одно из оснований кантовской практической философии). Также стоит упомянуть, что в современной философии, преимущественно, в англо-американской традиции, интерес к проблематике кантовской философии обуславливается тем, что многие крупнейшие современные философы и правоведы такие, как Р. Дворкин, Дж. Роулз, Ю. Хабермас, Р. Нозик, О. Хёффе, зачастую ссылаются в своих исследованиях на работы Канта, порой, как в случае с Роулзом, напрямую обозначая колоссальное влияние его идей на собственные философские построения. Из российских мыслителей, пожалуй, непосредственно проблемой критики и рецепций кантовской философии права не занимался. В свете указанной темы, объектом исследования является основания практической философии, описанные в трудах Иммануила Канта, начиная с «Критики чистого разума» и заканчивая «Метафизикой нравственности», в которых указанная ранее проблематика затрагивалась наиболее подробно. В качестве предмета исследования выступают критика и рецепции оснований практической философии Канта, а также её соответствие с кантовскими идеями и возможность критики и рецепции как таковых. К использованным методам в данном исследовании, относятся а) компаративный анализ – необходим для оценки тенденций в критике и рецепциях, путём обобщения результатов их исследования; б) интерпретирующий анализ - применяемые для анализа кантовских работ и работ, посвященных критике и рецепции; в) контекстуальный анализ – применяется для анализа понятий и концептов, характерных для рассматриваемых в данной работе теорий Поскольку, как было заявлено, похожего исследования, оценивающего релевантность и возможность критики и рецепций кантовских идей практической философии, нет, то данное исследование определённо предоставит неоднозначный взгляд по вышеуказанным проблемам и вероятно создаст новое «пространство» для дискуссии в современной этике и философии права, в кантоведении.

Философия
Дипломы

Вуз: Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)

ID: 5f4bf213cd3d3e00017f24a8
UUID: e156d050-cd1d-0138-25d6-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 75

11.5

Александр Цидзеневский

Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 746,2 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет