Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
выпускная бакалаврская работа по направлению подготовки : 38.03.01 - Экономика
Источник: Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет»
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 1,6 МБ
Enter the password to open this PDF file:
-
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Дальневосточный федеральный университет» ШКОЛА ЭКОНОМИКИ И МЕНЕДЖМЕНТА Кафедра «Финансы и кредит» Ратников Игорь Алексеевич ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВОГО УПРАВЛЕНИЯ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ НА ПРИМЕРЕ АО «Зара СНГ» ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА по образовательной программе подготовки бакалавров по направлению 38.03.01«Экономика» профиль «Финансы и кредит» г. Владивосток 2018
Введение На сегодняшний день развитие или функционирование любого хозяйствующего субъекта является предметом внимания для многих субъектов рыночных отношений, который имеют непосредственный интерес к результатам функционирования данной организации. Для осуществления успешной деятельности предприятия в современных условиях, управленческому персоналу необходимо уметь реально оценивать финансовое состояние своей организации, а так же действующих конкурентов на рынке. Финансовое управление организации является неотъемлемой частью всей системы функционирования предприятия. Ведь это совокупность приемов, методов, способов, которые используются для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности. Развитие организации в целом и получение наибольшей выгоды от ее функционирования – результат грамотных стратегический решений в области финансового управления. Одним из значимых условий высококачественного финансового управления организации является анализ ее денежного состояния. В современных условиях финансовое состояние организации отражает конечные результаты деятельности предприятия, которые интересны как работникам, так и его партнерам по экономической деятельности, государственным, финансовым, налоговым органам. Поэтому, для достижения наилучших показателей деятельности предприятия, необходимо рассматривать и анализировать динамику использования всех финансовых показателей и совершенствовать систему планирования в организации. Изучением вопросов в области финансового управления организации в России занимаются давно. Степень изученности и проработанности данной темы очень высока. Однако присутствует значительное количество методик в силу разных точек зрений авторов на данную тему, разной интерпретации зарубежных наработок в этой области. Разработкой основ финансового
управления занимались и занимаются такие ученные, как И. А. Лисовская, Н. Д. Эриашвили, И. М. Карасаева, Е. Н. Станиславчик, А. М. Литовских и другие. Несмотря на значительное количество работ в области финансового управления, исследования финансовых механизмов организации, вопросы по управлению финансовым состоянием организации, прогнозирование и развитие предприятия в целом, представляют собой огромный и практический интерес. Актуальность выбранной темы дипломной работы заключается в том, что в условиях современной экономики очень сильно возрастает значение финансовой устойчивости организации. Результаты финансового анализа необходимы для собственников, а также для кредиторов, поставщиков, инвесторов, менеджеров и налоговых служб. Результаты финансового анализа просто необходимы для эффективной деятельности организации. Целью выпускной квалификационной работы является совершенствование финансового управления торговой организации. Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи: – исследовать сущность финансового управления и его роль в деятельности торговой организации; – рассмотреть особенности финансового управления торговой организации; – изучить методы и показатели оценки эффективности финансового управления торговой организации; – ознакомиться с финансово-экономической характеристикой АО «Зара СНГ»; – провести анализ финансового управления в АО «Зара СНГ», выявить его преимущества и недостатки; – разработать рекомендации по совершенствованию финансового управления торговой организации. Объектом исследования являются финансовые показатели АО «Зара СНГ» .
Предмет работы – система управления финансами торговой организации. Работа выполнена на примере Акционерного общества «Зара СНГ» (АО «Зара СНГ»). Структура выпускной квалификационной работы определена в соответствии с поставленными целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и приложений. В ведении обозначена проблема и актуальность исследования, выявлены цель и задачи работы, объект и предмет исследования, структура работы, методы исследования, информационная база. В первом разделе дипломной работы рассмотрена сущность финансового управления и его роль в деятельности торговой организации, а также выявлены особенности финансового управления торговой организацией. Во втором разделе дана оценка эффективности и пути совершенствования финансового управления АО «Зара СНГ». Теоретической и методологической основой исследования послужили труды, отечественных и зарубежных ученых и практиков, в сфере финансовой отчетности, таких как И. А. Бланк, П. А. Фомин, Ю. Д. Батрина, В. В. Звягинцев, И. Е. Кобцев, Г. Н. Ронова, О. В. Рыбакова, А. Д. Шеремет, А. Е. Абрамов, Г. В. Савицкая и другие. Методами исследования являются: метод теоретического исследования, первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения, метод сравнения, коэффициентный анализ, метод обобщающих показателей. Информационная база исследования: нормативно-правовые акты, учебная и учебно-методическая литература, статьи по теме исследования, данные периодических изданий, отчетность АО «Зара СНГ» за 2015-2017 гг.
1. Теоретические аспекты финансового управления торговой организацией в современных условиях 1.1 Сущность финансового управления и его роль в деятельности торговой организации Организуя работу, любая торговая организация занимает конкретное пространство на рынке. Как правило, к реализации планируется некоторое количество целей, зависящих от стадии актуального цикла плана, а еще от наружных и внутренних критерий, влияющих на поведение хозяйствующего субъекта. Самостоятельность в оценке ситуаций и принятии хозяйственных заключений, обязанность за конечные итоги выдвигают особенные запросы к управлению в организации, которая стремится к достижению экономической результативности. Финансовый результат является не только индикатором эффективности деятельности организационных, производственных, сбытовых и других систем, но и определенным показателем возможностей организации с точки зрения привлекательности для инвесторов и собственников. Кроме того, финансовая результативность позволяет судить о качестве менеджмента на предприятии. Иными словами финансы организации представляют собой систему внутренних и внешних хозяйственных отношений, возникающих в процессе формирования и использования ее денежных ресурсов. Вся суть финансовой системы торговой организации определяется размером и структурой денежных средств, технологией основной деятельности, продолжительностью производственного цикла и темпом нарастания затрат в его рамках, природно-климатическими факторами, финансовыми условиями. Все эти условия влияют на значение, источники, структуру, особенности перемещения денежных средств, например скорость их оборота, вероятность получения прибыли [11]. Под управлением финансами любого предприятия понимается процесс создания финансового механизма организаций, финансовых отношений с
другими субъектами. В таблице 1 представлено управление финансами организации. Таблица 1 – Финансовое управление организации Управление финансами Управление финансовыми отношениями Управление денежными фондами Управление денежными потоками Финансовые отношения Другие предприятия и организации внутри объединений финансово-кредитной системы собственные средства; привлеченные средства; заменые средства; оперативные фонды. основная деятельность; инвестиционная деятельность; финансовая деятельность. Источник: [25] Финансовое управление – это совокупность приемов, методов и способов, которые используют предприятия для повышения доходности и минимизации риска неплатежеспособности. Основная цель финансового управления – получить наибольшую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников. Задачи финансового управления в деятельности торговой организации: – формирование достаточного объема финансовых ресурсов; – наиболее эффективное использование сформированного объема финансовых ресурсов в разрезе основных направлений деятельности торговой организации; – обеспечение финансового потока путем эффективного управления финансовыми потоками организации в процессе кругооборота ее финансовых ресурсов по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности; – доходность деятельности организации; – максимизация прибыли организации; – оптимизация структуры капитала; – разработка кредитной политики организации;
– моделирование финансовых процессов в торговой организации [13]. Управление финансами организации в условиях рынка является одним из основных направлений управленческой деятельности, обеспечивающих решение текущих вопросов финансирования производства и реализации продукции, а также задач выживания в конкурентной борьбе, стабилизации финансового положения, минимизации расходов и максимизации прибыли, рентабельной деятельности и увеличения объема продаж. Все это повышает стоимость самого предприятия с точки зрения инвестиционной привлекательности и перспектив развития. Финансовое управление любой организации достигается за счет финансового анализа и постоянной работой с финансовым состоянием организацией. Анализ производственных и экономических процессов на предприятии и за его пределами позволяет прогнозировать развитие ситуаций и на этой основе составлять производственные и финансовые планы. На рисунке 1 представлена схема управления финансами организации. Управление финансами организации Управление активами Внеоборотный капитал Управление пассивами Оборотный капитал Источники Собственные Резервный капитал Заемные Источник: [26] Рисунок 1 – Управление финансами организации Финансовое управление строится на основе отработанных и действующих норм в сфере финансов, ценных бумаг, управления, трудовых взаимоотношений, контрактных обязательств, договорной деятельности,
организационных структур, маркетинга. Построение системы финансового управления по мнению М. В. Романовского состоит из следующих этапов: – бизнес-цели; – бизнес-стратегия; – финансовая стратегия; – финансовые цели. Бизнес-цели должны определять какое именно положение хочет добиться организация на своих рынках товаров и услуг. Данное положение может выражаться полученной на рынке долей, удержанием клиентов или привлечение новых. Бизнес-стратегия – должна отвечать на вопрос: как организация будет достигать свои бизнес-цели – посредством предполагаемого ей объема товаров (услуг) или использования отличительной способности, дающей ей конкурентное преимущество. Финансовая стратегия – долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу и предполагающий решение крупномасштабных задач развития корпорации. В процессе ее разработки прогнозируются основные тенденции финансов, формируется концепция использования, намечаются принципы финансовых отношений с государством (налоговая политика) и партнерами (поставщиками, покупателями, кредиторами, инвесторами, страховщиками) Финансовые цели – цели, представленные финансовыми категориями, критерии достижения которых имеют финансовое выражение [27 c.256]. Организационная структура системы управления финансами хозяйствующего субъекта, а также ее кадровый состав могут быть построены различными способами в зависимости от размеров предприятия и вида его деятельности. На рисунке 2 представлена управления финансами организации. организационная структура
Совет директоров Исполнительный директор Зам. директора по производству Зам. директора по финансам Финансовый управляющий Зам. директора по сбыту Главный бухгалтер Источник: [30 c.656] Рисунок 2 – Организационная структура управления финансами организации Главное в работе бухгалтера – способность внимательно разобраться в первичных документах и в соответствии с инструкциями и циркулярами точно отразить их в бухгалтерских регистрах. Абсолютно другое требуется от финансового менеджера. Работа данной профессии связана с принятием решений в условиях неопределенности, собственно что выливается из многовариантности выполнения одной и что же финансовой операции. Работа финансиста требует гибкости и адаптивности ума, это должна быть натура творческая, способная рисковать и расценивать уровень риска, воспринимать новое в быстро меняющейся внешней среде. В таблице 2 представлены некоторые цели и критерии управления финансами организации. Таблица 2 – Цели и критерии управления финансами организации Цели организации по управлению финансами Повышение благосостояния собственников компании Закрепление на рынке, финансовое равновесие Максимизация текущей прибыли Критерии Повышение рыночной стоимости акций; повышение рентабельности собственного капитала. Положительная динамика и стабильность показателей ликвидности, финансовой устойчивости независимости. Рост показателей рентабельности оборота и активов; рост показателей деловой активности.
Окончание таблицы 2 Цели организации по управлению финансами Экономический рост Критерии Положительная динамика и стабильность темпов роста капитала, оборота и прибыли; рост экономической рентабельности; стабильность показателей финансовой устойчивости Источник: [28] Главное, что следует отметить в работе финансового менеджера, это то, что она либо составляет часть работы высшего звена управления фирмы, либо связана с предоставлением ему аналитической информации, необходимой и полезной для принятия управленческих решений финансового характера. Руководство в сфере управления финансов несет полную ответственность за обеспечение благосостояния организации. А это в свою очередь включает в себя следующие стратегические цели: 1. Исключить вероятность возникновения банкротства. В этом случае необходимо постоянно производить точный контроль между доходами и расходами. Учитывать экономическую ситуацию в стране в целом и чётко контролировать состояние бюджета и платежеспособности организации. 2. Увеличение объемов производства. Постоянное развитие, прогресс, чётко слаженная стратегия по развитию развития являются залогом стабильности и постоянного увеличения доходности организации. 3. Избегание финансовых потерь. Необходимо учитывать все возможные финансовые риски при заключении сделок. Анализировать исход всех неблагоприятных событий, которые могут повлечь за собой потери. 4. Конкурентоспособность. Способность выдерживать конкуренцию и занимать лидирующие позиции на рынке. 5. Увеличение стоимости организации. Рыночная цена организации представляет собой важное значение для его собственников, в особенности для акционеров , если это акционерное общество. Чем выше цена компании, тем выше стоимость ее акций. Рост прибыли для членов акционерного общества означает увеличение суммы денежных средств, которые они могут получить при продаже своей доли, ликвидации предприятия, либо слиянии. Увеличение
стоимости организации. Обеспечение максимальной прибыли за конкретный период. Чем выше прибыль, тем больше размер капитала собственников предприятия. При расчете прибыли определяется выгодное соответствие понесенных затрат на производство продукции ожидаемым доходам от ее реализации. Чем выше ожидаемая прибыль, тем больше степень материальной заинтересованности руководства организации. Важно понимать, что между размером ожидаемой прибыли и степенью финансового риска существует прямая взаимосвязь. Большая прибыль всегда достигается путем заключения сделок с высокой степенью риска. Поэтому, финансовые менеджеры предприятия должны четко оценивать допустимый размер финансового риска и его целесообразность. 6. Обеспечение платежеспособности. Соблюдение баланса между приходом денежных средств и их расходованием является способом обеспечения постоянной платежеспособности организации. Это достигается путем четкого соблюдения сроков дебиторской задолженности, анализа платежеспособности дебиторов, своевременного погашения долгов предприятия и т.д. 7. Формирование необходимых финансовых ресурсов. Данная цель подразумевает оценки потребности в ресурсах, максимальное использование внутренних ресурсов предприятия, применение ресурсов из внешних источников, привлечение финансовых средств заемщиков, формирование ресурсного потенциала организации. 8. Обеспечение финансовой стабильности организации. Стабильность предприятия проявляется в его финансовой устойчивости, платежеспособности, возможности самостоятельного финансирования [36]. Рассматривая в данном пункте сущность финансового управления в торговой организации, можно сделать вывод, что управление финансами организации в современных условиях является одним из основных направлений управленческой деятельности, обеспечивающих решение текущих вопросов финансирования производства и реализации продукции, а также задач
выживания в конкурентной борьбе, стабилизации финансового положения, минимизации расходов и максимизации прибыли, рентабельной деятельности и увеличения объема продаж. Все это повышает стоимость самого предприятия с точки зрения инвестиционной привлекательности и перспектив развития. 1.2 Особенности финансового управления торговой организацией Финансы торговой организации – это экономические взаимоотношения, возникающие в связи с образованием и расходованием необходимых денежных фондов для обеспечения бесперебойного процесса торговли. Управление финансами торговой организации – это процесс создания финансового механизма организации, ее финансовых отношений с другими субъектами [38]. Конкретные особенности финансового управления торговой организации определяются организационно-правовой формой их деятельности, технологиями и отраслевой принадлежностью. Например, для строительной отрасли характерны взаимоотношения дольщиков и подрядчиков, осуществление работ в строгом соответствии с проектом и документацией; долгосрочный цикл строительства требует огромных вложенных средств в незавершенное строительство; особенности расчетов за незаконченные объекты определяет порядок формирования прибыли, и работы с НДС; в составе основных средств высок удельный вес арендованного оборудования около 40% , а в составе оборотных активов нет средств, вложенных в готовую продукцию, однако выше вес средств в расчетах до 20%. Для торговой организации характерна высокая оборачиваемость средств, выручка поступает в налично-денежной форме; в структуре основных средств значительна доля арендованных зданий и оборудования около 40%, это требует особого внимания финансистов в правильности заключения договоров аренды, затраты на которую составляют значительную часть издержек. В оборотных средствах значительная часть вложена до 90% в товарные запасы,
незначительным удельным весом денежных средств – около 5% и расчетами – 5%. Имеются также свои особенности в формировании валового дохода – основного показателя деятельности в зависимости о формы реализации товаров, применения торговых надбавок [37]. Далее рассмотрим более подробно особенности финансового управления торговой организации по следующим пунктам: – особенности налогообложения, применение налоговых режимов; – особенности при инвестировании, – особенности длительности операционного и финансового циклов; – особенности в использовании схем и инструментов финансовых расчетов; – нормативные акты, регулирующие финансовое управление торговой организации; – особенности в ведении финансовой отчетности, бухгалтерского и налогового учета; – особенности в структуре капитала и активов; – финансовое планирование; – таможенные операции при поставке товаров из-за рубежа; – особенности в издержках обращения; – особенности в структуре оборотных средств; – особенности при формировании валового дохода. 1. Особенности налогообложения, применение налоговых режимов в торговой организации. Торговые организации в виду специфики деятельности – перепродажа материальных ценностей и принадлежность к малому бизнесу – могут применять общий или специальные налоговые режимы. При применении общего режима налогообложения организации уплачивают налог на прибыль, налог на имущество организаций, НДС, иные налоги, а также исполняют обязанности налогового агента [3]. В таблице 3 представлен объем налоговых обязательств для торговых организаций при разных налоговых режима
Таблица 3 – Объем налоговых обязательств торговых организаций при разных налоговых режимах. Общий режим налогообложения Налог на прибыль – 20% Налог на имущество организаций – максимально по ставке 2,2% НДС – 10, 18% Система налогообложения в виде единого налога на временный доход Единый налог на временный доход – 15% Налог на имущество организаций с административно-деловых и торговых центров – максимально по ставке 2% НДС, уплачиваемый при передаче товаров для собственного потребления, при выполнении СМР, уплачиваемый на таможне, - 10, 18% Упрощенная система налогообложения Единый налог при применении упрощенной системы налогообложения – 6% или 15% Налог на имущество организаций с административно-деловых и торговых центров – максимально по ставке 2% НДС, уплачиваемый на таможне, - 10, 18% Источник: [3] Добровольным с 2013 г. специальным режимом налогообложения является система налогообложения в виде единого налога на временный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД), регулируемая гл. 26.3 НК РФ. Организации торговли осуществляющие определенные виды предпринимательской деятельности, могут применять именно эту систему. Таблица 4 – Виды предпринимательской деятельности торговых организаций, облагаемых ЕНВД Виды предпринимательской деятельности Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, имеющие торговые залы Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющая торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места не превышает 5 м2 Розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети, не имеющая торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети, площадь торгового места в которых превышает 5 м2 Развозная и разносная розничная торговля Фактические показатели Базовая доходность в месяц, р. Площадь торгового зала, м2 1800 Торговое место 9000 Площадь торгового зала, м2 1800 Количество работников 4500 Источник: [3] Стоит также отметить, что данный режим налогообложения регулируется не только НК РФ, но также и местным нормативно-правовыми актами.
2. Особенности при инвестировании, длительности операционного и финансового циклов. Инвестиции в коммерции – долгосрочные вложения государственного или частного капитала в собственной стране или за рубежом с целью получения дохода в предприятия разных отраслей, в частности в торговую организацию. Объектами инвестирования могут быть основные фонды и оборотные средства, продукция, недвижимость, права на интеллектуальную и иную собственность, финансовые инструменты [12 c.518]. Инвестиции в торговой организации могут быть направлены на: – открытие нового магазина; – ремонт помещений; – расширение и техническое перевооружение действующих предприятий торговли сбыта; – замена оборудования. – инвестирование в рекламу. Стоит отметить, что важную роль в коммерческой деятельности играют также интеллектуальные инвестиции: – вложения капитала в подготовку кадров (тренинги, мастер-классы, переподготовка сотрудников, обучение); – передача опыта; – приобретение лицензий и ноу-хау; – научные разработки. Отдача от инвестиций данного рода выражается в форме выпуска высококвалифицированных рабочих, увеличения производительности труда за счет применения новых и эффективных торговых технологий, создания новых сфер торговосбытовой деятельности [12 c.516]. 3. Особенности длительности операционного и финансового циклов. Операционный цикл – это время между приобретениями материалов, используемых в производственным процессе, и их продажей в обмен на
денежные средства или инструменты, легко обратимые в денежные средства. Продолжительность операционного цикла находится по формуле: ПОЦ = ДМОА + ДГП + ДНЗП + ДДЗ , (1) где ПОЦ – продолжительность операционного циклы; ДМОА – длительность оборота материальных оборотных активов; ДГП – длительность оборота готовой продукции; ДНЗП – длительность незавершенного производства; ДДЗ – длительность оборота дебиторской задолженности [9]. Нормативным значением для операционного цикла является снижение показателя в течении исследования. При помощи баланса торговой организации, представленного в Приложении Г, был рассчитан операционный цикл организации. В 2017 г. период операционного цикла составил 73 дня. За 2016 г. период операционного цикла составил 84 дня. Делаем вывод, что в течении 2016-2017 гг. операционный цикл АО «Зара СНГ» уменьшился на 9 дней с 84 дней до 73 дней. Положительное влияние на эффективность операционного процесса имело постоянное снижение длительности производственного процесса. Для более эффективной работы предприятию стоит обратить внимание на управление дебиторской задолженностью. Финансовый цикл – это период полного оборота денежных средств, инвестированные в оборотные активы, начиная с оплаты за сырье, материалы и заканчивая получением денег за отгруженную продукцию. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: ФЦ = ПЦ + ПОДЗ + ПОКЗ − ПОА , где ФЦ – финансовый цикл; ПЦ – производственный цикл; (2)
ПОДЗ – период оборота дебиторской задолженности; ПОКЗ – период оборота кредиторской задолженности; ПОА – период оборота авансов. Положительной динамикой является снижение данного показателя. При помощи баланса торговой организации АО «Зара СНГ» был рассчитан финансовый цикл организации. В 2017 г. период финансового цикла составил 41 дня. За 2016 г. период финансовый цикл составил 43 дня. Делаем вывод, что в течении 2016-2017 гг. финансовый цикл АО «Зара СНГ» уменьшился на 2 дня с 43 дней до 41 дня. Причинами такой тенденции является увеличение производственного цикла и повышение оборачиваемости дебиторской задолженности. Для более наглядной картины были проанализированы среднестатистические показатели периода оборачиваемости в днях. Таблица 5 – Среднестатистические показатели оборачиваемости в днях Отрасль Автомобилестроение Космическая и оборонная индустрия Производство одежды Фармацевтика Бытовая химия Металлургия Промышленная химия Производство алкогольных напитков Горнодобывающая промышленность Пищевая промышленность Авиаперевозки Дебиторская задолженность 172 Запасы 47 Кредиторская задолженность 47 Оборотный капитал 172 96 52 64 58 54 65 76 95 49 58 73 54 59 40 26 30 42 38 113 106 87 86 85 81 52 50 60 51 3 39 80 62 39 38 33 45 36 8 30 14 Источник: [37] Из данных таблицы можно сделать следующие выводы: Для торговли характерна невысокая продолжительность финансового и операционного циклов, в следствие отсутствие большой значимости стадии производства; высокая оборотность вложенных средств.
Между поступлением и реализацией товаров существует определенный временной промежуток, что обусловливает необходимость создания товарных запасов. Валовый доход определяется уровнем цен на рынке поставщиков и цен на рынке реализации. Для усредненных расчетов в практике при разработке бизнес-планов применяют следующие нормы запасов: – по сырью и материалам – 90 дней; – по готовой продукции – 30 дней; – по товарам, реализуемые предприятиями торговли – 60 дней [38]. 4. Особенности в использовании схем и инструментов финансовых расчетов. Инкассо – одна из форм расчета между продавцом (производителем товара, поставщиком услуг) и покупателем, при котором расчет осуществляется не участниками сделки, а банками. Исходя из этого, участниками инкассовой операции являются: – взыскатель – клиент, который доверяет операцию по инкассовой системе своему банку; – банк-ремитент – банк, которому взыскатель поручает операцию по инкассированию; – инкассирующий банк – банк, на который возложено выполнение инкассового поручения; – плательщик – контрагент взыскателя, который должен расплатиться с ним в соответствие с инкассовым поручением. К преимуществам данной системы можно отнести высокую надежность платежа, а также надежность доставки документов импортеру. Аккредитив – обязательства банка, выпущенное по поручению покупателя, оплатить представленные продавцом документы, если соблюдены все условия контракта. Аккредитив представляет собой безналичную форму расчетов, а также
безотзывное банковское обязательство произвести платеж. Наиболее часто данный вид расчета применяется во внешнеторговой сделке и при осваивании нового рынка сбыта [14]. 5. Нормативные акты, регулирующие финансовое управление торговой организации. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2017 года № 698-р «Перечень непродовольственных товаров, при торговле которыми на розничных рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, организации и индивидуальные предприниматели обязаны осуществлять расчеты с применением контрольно-кассовой техники» Федеральный закон Российской Федерации от 22 мая 2003 года №54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 №290-ФЗ) Постановление Правительства Российской Федерации от 19 января 1998 года № 55 «Об утверждении Правил продажи отдельных видов товаров, перечня товаров длительного пользования, на которые не распространяется требование покупателя о безвозмездном предоставлении ему на период ремонта или замены аналогичного товара, и перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации» (в ред. постановления Правительства РФ от 23.12.2015 № 1406). Постановление Правительства РФ от 15 июля 2010 года № 530 «Об утверждении правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, перечня отдельных видов социально значимых продовольственных товаров первой необходимости, в отношении которых могут устанавливаться предельно допустимые розничные цены, и перечня
отдельных видов социально значимых продовольственных товаров, за приобретение определенного количества которых хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, не допускается выплата вознаграждения» Федеральный закон от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации» (в ред. Федерального закона Российской Федерации от 03.07.2016 № 273-ФЗ) Постановление Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 года №887 «О порядке создания и обеспечения функционирования системы государственного информационного обеспечения в области торговой деятельности в Российской Федерации» Постановление Правительства РФ от 09.04.2016 № 291 «Об утверждении Правил установления субъектами Российской Федерации нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов и методики расчета нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов, а также о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 24 сентября 2010 г. № 754» (ред. от 06.09.2016) и т.д. [4,5]. 6. Особенности в ведении финансовой отчетности, бухгалтерского и налогового учета. В целом финансовая отчетность, бухгалтерский и налоговый учет торговых организаций безусловно имеет ряд особенностей. Учетная политика торговой организации, также как и учетная политика других коммерческих организаций должна включать в себя определенные элементы. В соответствии с Законом № 129-ФЗ и ПБУ 1/98 в учетной политике торговой организации обязательно должны быть отражены такие элементы как: – рабочий план счетов бухгалтерского учета, включающий в себя синтетические и аналитические счета; – формы;
– первичных учетных документов, в случае если законодательством не предусмотрены типовые формы по таким документам, а также формы документов внутренней бухгалтерской отчетности; – порядок проведения инвентаризации активов и обязательств; – методы оценки активов и обязательств; – правила и график документооборота, а также – порядок обработки учетной информации; – порядок контроля за ведением учета хозяйственных операций; – прочие решения и способы отражения учетной информации, необходимые для организации бухгалтерского учета [6]. Особое значение для предприятий торговли является учет товаров, порядок организации которого также должен быть закреплен в учетной политике организации для целей бухгалтерского и налогового учета. Учет товаров регламентируется Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» (ПБУ 5/01). Согласно ПБУ 5/01 товары являются частью материально-производственных запасов, приобретенных или полученных от других юридических или физических лиц, и предназначенных для продажи. В соответствии с ПБУ 5/01 торговые организации имеют право затраты по заготовке и доставке товаров до центральных складов (баз), производимые до момента их передачи в продажу, включать в состав расходов на продажу. Товары, приобретенные организацией для продажи, оцениваются по стоимости их приобретения. При этом торговым организациям, осуществляющим розничную торговлю, разрешается производить оценку приобретенных товаров по продажной стоимости с отдельным учетом наценок (скидок). Торговые организации, как правило, применяют метод оценки товаров по стоимости каждой единицы (организации с относительно не большим ассортиментом товаров и ценностей) и метод оценки по средней стоимости. При формировании учетной политики в части учета товаров также необходимо отразить порядок проведения переоценки их стоимости [4].
Переоценка товаров торговыми организациями производится достаточно часто в связи с периодическими акциями и распродажами. Однако переоценка товаров может производиться не только в сторону снижения их цены, но и в сторону ее увеличения. Кроме того, отражение в учете и бухгалтерском балансе уцененных, но не реализованных до конца года товаров, также имеет ряд особенностей. Переоценка товаров может проводиться в связи с различными причинами: – изменением спроса на товары; – сезонными распродажами; – окончанием срока реализации; – потерей первоначальных качеств и пр. Одной из специфик торговой организации является использование тары, которая также полежит учету. Учет тары регламентируется Методическими указаниями по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов № 119н. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с установленным налоговым законодательством порядком. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Организация системы налогового учета осуществляется организацией самостоятельно, исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета, то есть применяется последовательно от одного налогового периода к другому.
Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу. Подтверждением данных налогового учета являются: – первичные учетные документы (включая справку бухгалтера); – аналитические регистры налогового учета; – расчет налоговой базы. Формирование данных налогового учета предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть организован так, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы. Регистры налогового учета ведутся в виде специальных форм на бумажных носителях, в электронном виде и (или) любых машинных носителях. При этом формы регистров налогового учета и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются организацией самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения [3]. 7. Особенности в структуре капитала и активов. Капитал в торговых организациях можно представить в виде обособленной части промышленного капитала, которая в свою очередь выполняет процесс реализации товаров, перепродажи товаров с торговой надбавкой к закупочной цене продукции с целью получения прибыли. НДС торговые организации также включают в продажную стоимость единицы продукции. Прибыль торговой организации формируется из разницы между закупочной ценой и продажной ценой. На сумму прибыли торговой
организации оказывают воздействие: – количество реализованной продукции; – маржинальность, установленная на единицу продукции; – издержки торговли. Рассмотрим, что включает в себя понятие «оборотные активы»? Под ним подразумевается вся масса денежных средств, авансируемых в создание фондов обращения и производственные оборотные фонды, которые обеспечивают непрерывный их кругооборот. В своем кругообороте оборотные активы последовательно проходят 3 стадии: денежную, производственных запасов, товарную. Первой стадией оборота является денежная, при которой осуществляется переход денежных средств в запасы, предназначенные для производства. Грубо говоря, предприятие приобретает предметы труда (материалы и сырье) и средства труда (срок службы до 1 года). Производительная стадия подразумевает авансирование стоимости создаваемой продукции, но не в полном объеме, а в объеме израсходованных производственных запасов. В этот момент формируется незавершенное производство и происходит авансирование затрат на оплату труда (заработная плата) и части основных фондов. На товарной стадии продолжается авансирование конечного продукта труда (готовая продукция). Одним из классических процессов экономики является оборот капитала. Он состоит из двух этапов: – нахождение стоимости предметов труда в составе запасов предприятия; – прохождение ею стадий незавершенного производства и затрат будущих периодов. Осуществляется этот оборот в процессе производства. Основной атрибут, который участвует в этом обороте – финансовые средства, которые предприятие или компания авансирует в оборотные фонды. Такие средства получили название в экономической теории - оборотные активы предприятия. Оборотный капитал включает в себя средства, потраченные на
приобретение предметов потребления, и расходы, связанные с оплатой труда работников. Соответственно и существует он в двух сферах – производства и обращения. Переходя в сферу обращения, он входит в состав капиталообращения, которое, в свою очередь, представлено также двумя видами капитала - товарного и денежного. После продажи произведенной продукции, средства расходуются на приобретение новой партии необходимых ресурсов для воспроизводства и зарплату [17]. Исходя из такого понимания структуры и генезиса процесса оборота, формулируем, что оборотные активы предприятия представляют собой собственно оборотный капитал и его обращение, представленные в денежной форме. Процесс их движения можно представить в виде следующего алгоритма: деньги – производственные запасы – незавершенное производство – готовая продукция – деньги. Из этой схемы видно, что к оборотным активам торговой организации относятся: – запасы сырья, комплектующих, энергоносителей, то есть все то, что может быть использовано в ходе производственного процесса; – предметы труда, используемые для запуска производственного процесса и его поддержания; – расходы будущих периодов – ресурсы, которые предприятие вкладывает в подготовку следующих производственных циклов; – те оборотные активы предприятия, которые оно предполагает для использования при освоении новой продукции. Все торговые компании ведут свою деятельность исключительно самостоятельно и полностью ответственны за результаты хозяйствования, итоговый финансовый результат, а также распределяют собственные средства. 8. Финансовое планирование. Для составления финансовых планов и прогнозов коммерческой организации применяются разнообразные методы:
– нормативный; – экономико-математического моделирования; – дисконтирования Нормативный метод может быть использован при оценке будущих налоговых обязательств и размеров амортизационных отчислений. Оптимизация источников финансовых ресурсов, оценка влияния разных факторов на возможный их рост осуществляется с помощью метода экономикоматематического моделирования. долгосрочного характера При принятии используется дальнейших метод решений дисконтирования, предусматривающий оценку предстоящей доходности вложений и влияния на нее инфляционных факторов. Спецификой финансового планирования торговой организации является отсутствие каких-либо обязательных форм финансовых планов и прогнозов. Требования к составу показателей финансовых планов и прогнозов могут быть определены: органами управления коммерческими организациями (например, собранием акционеров акционерного общества); органом, регулирующим рынок ценных бумаг и определяющим состав информации, представляемой в эмиссионном проспекте; кредитной организацией. Основными являются бюджеты: – денежных доходов и расходов организации (финансовые планы предприятий традиционно разрабатывались в форме баланса доходов и расходов); – активов и пассивов (прогноз бухгалтерского баланса, как правило, увязанный по сроками обязательства и вложений); – денежных потоков (в условиях централизованно плановой экономики такие финансовые планы назывались кассовым планом, где отражаются поступления наличной выручки и предстоящие расходы в наличной форме, и платежным календарем (оценка предстоящих поступлений и платежей в безналичной форме)). Баланс денежных доходов и расходов как основной финансовый план
торговой организации, как правило, содержит четыре раздела: – доходы; – расходы; – взаимоотношения с бюджетной системой; – расчеты с кредитными организациями. Прогнозы доходов и расходов, активов и пассивов, а также денежных потоков могут содержаться в бизнес-плане торговой организации. Бизнес-план отражает стратегию финансово-хозяйственной деятельности организации, на его основе кредиторы и инвесторы принимают решение о предоставлении ей средств. 9. Таможенные операции при поставке товаров из-за рубежа [33]. В качестве ключевых этапов таможенного оформления можно выделить следующие этапы: Этап 1. Регистрация и выпуск деклараций на товары. Очень важно, чтобы предоставленный комплект документов и сведений для подачи декларации на товары был полным и достоверным. Предоставление ложных сведений влечет за собой административную ответственность и наложение штрафов, а иногда – и изъятие товара. Этап 2. Проверка кода ТН ВЭД и соблюдения правил нетарифного регулирования. Классификация товаров применяется для осуществления мер таможенно-тарифного (исчисление таможенных пошлин, налогов и сборов) и нетарифного регулирования внешнеэкономической внешнеторговой деятельности, а также и иных соблюдения видов налогового законодательства (в случаях сокращения ставки НДС). Этап 3. Проверка правильности заявленной таможенной стоимости. Таможенные органы вправе потребовать документы, подтверждающие таможенную стоимость и ценообразование товара, а также проверить их достоверность путем запроса в контролирующие органы страны-экспортера. Этап 4. Таможенные платежи. Обязанность по уплате ввозных
таможенных пошлин и налогов возникает у владельца в момент пересечения товарами таможенной границы Таможенного союза. Этап 5. Валютный контроль заключается в соблюдении сроков перечисления валютной подписавших паспорта выручки сделки на по счета уполномоченных соответствующим банков, внешнеторговым контрактам [16]. 10. Особенности в издержках обращения. Издержки обращения – производственные затраты предприятий торговли. По своей экономической значимости затраты торговых предприятий могут подразделяться на две части: – издержки, связанные с продолжением процесса производства в сфере обращения: доработка товаров, упаковка, ассортиментный подбор, транспортировка товара, хранение и др; – расходы, связанные с превращением товарной формы продукции, принятой на реализацию, в денежную (заработная плата работникам с начислениями, административно-управленческие расходы, уплата процентов за кредит, реклама, естественная убыль товаров). Если затраты в сфере обращения увеличивают цену товара сверх установленной, то вторая группа издержек подлежит компенсации за счет соответствующих скидок с цены для торговых организаций, которые указываются в договоре. Издержки обращения, как один из главных показателей деятельности, учитываются и планируются в абсолютном и относительном выражении. Относительные показатели характеризуют «цену торговли» в процентах к объему товарооборота. Основные мероприятия по снижению удельного веса издержек в объеме товарооборота будут способствовать улучшению финансового результата. Для улучшения финансового результата деятельности предприятия необходимо: – увеличение товарооборота, объемов торговли; торгового
– сокращение времени товарного обращения; – повышение качества товара и расширение ассортимента реализуемых товаров. 11. Особенности при формировании валового дохода. Валовой доход торговой организации представляет собой сумму всех доходов, полученных как от реализации товаров, так и от оказания услуг по другим видам деятельности. Основная часть валового дохода формируется за счет разницы между розничной ценой без налога на добавленную стоимость и ценой приобретения товаров без налога на добавленную стоимость. Существуют два метода определения валового доход: – планируемый период – метод прямого счета; – аналитический. Исходными данными для прямого счета являются плановый объем товарооборота отдельных товаров (группы), величина надбавок и норм торговых скидок по отдельным видам товаров (групп). Исходными данными для аналитического метода являются результаты экономического анализа величины и состава доходов за период, предшествующий планируемому. На основе этого определятся средний уровень валового дохода в процентах к товарообороту за период, предшествующий планируемому. Для повышения точности расчетов на планируемый год базовую величину валового дохода корректируют на возможные сдвиги в структуре товарооборота, изменения цен, торговых скидок и надбавок. При определении валового дохода необходимо учитывать наряду с доходом от торговой деятельности доходы от других видов деятельности, а именно: – от выполнения ремонтно-строительных работ и оказания платных услуг в размере сметной стоимости; – доходы автотранспортных, сельскохозяйственных предприятий, а также коммунального хозяйства, тарных баз и других предприятий [25].
В данном подпункте были выявлены особенности финансового управления торговой организации. Ряд особенностей позволяет финансовым менеджерам эффективно принимать решения в ходе управления. Для эффективности финансового управления существуют методы и показатели оценки эффективности финансового управления. С ними более подробно познакомимся в следующем подпункте ВКР. 1.3 Методы и показатели оценки эффективности финансового управления торговой организацией В условиях рыночной экономики необходимо не только точно анализировать сложившуюся на рынке ситуацию, но и осуществлять прогнозирование ее дальнейшего развития. Результаты данного прогноза становятся наиболее точными, если они основываются на результатах оценки финансового состояния предприятия за прошлые периоды времени. Все это без исключения предприятия. подтверждает Оценка значимость состояния анализа предприятия финансового состояния осуществляется как в производственной, так и экономической направленности. Основной целью анализа финансового состояния является получение определенного числа основных (наиболее представительных) параметров, дающих объективную и обоснованную характеристику финансового состояния предприятия. Основным направлениями экономического анализа является: – оценка результатов деятельности предприятия на определенный момент времени; – сравнение деятельности предприятия с результатами работы конкурентов; – выработка управленческих решений, для повышения эффективности деятельности предприятия. Финансовый анализ направлен на оценку эффективности деятельности с целью привлечения инвестиционного капитала для обеспечения уровня
платежеспособности предприятия, повышения рентабельности деятельности и роста стоимости предприятия. Выделяют оперативный и стратегический анализ финансового состояния предприятия. В ходе проведения оперативного финансового анализа: – осуществляется мониторинг состояния дебиторской и кредиторской задолженности; – выявляются наиболее рациональные формы расчетов с поставщиками и покупателями; – проводится оценка оборачиваемости ресурсов предприятия; – контролируется операционный и финансовый цикл; – оценивается исполнения финансовых бюджетов. В рамках финансового анализа деятельности предприятия традиционно рекомендуется рассчитывать оценки: – ликвидности и платежеспособности; – деловой активности; – рентабельности; – финансовой устойчивости. Показатели ликвидности определяются наличием у организации ликвидных средств, к которым относятся наличные деньги, денежные средства на счетах в банках. Ликвидность отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы. Коэффициент текущей ликвидности отражает способность организации погашать текущие (краткосрочные) обязательства за счет только оборотных активов. Чем показатель больше, тем лучше платёжеспособность предприятия. Данный коэффициент характеризует платежеспособность не только на данный момент, но и в случае чрезвычайных ситуаций. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: Ктл = ОА⁄ТО , (3)
где Ктл – коэффициент текущей ликвидности; ОА – оборотные активы; ТО – текущие обязательства. Нормативное значение данного показателя от 1,5 до 2,5. Если значение ниже 1, это говорит о высоком финансовом риске. Это значит организация не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитал [21]. Как известно, важнейшей характеристикой стабильной работы предприятия является его платежеспособность. Общая платежеспособность определяется по формуле (4). Потеря платежеспособности свидетельствует не только о том, что у предприятия не хватает средств расплатиться по своим краткосрочным обязательствам, но и том, что оно не в состоянии продолжать свою деятельность. Коп = АП⁄ОП , где (4) Коп – коэффициент общей платежеспособности; АП – активы предприятия (за вычетом долгов учредителей и резервов); ОП – обязательства предприятия. Чем ниже уровень оборотного капитала, тем выше вероятность неплатежеспособности. С данной позиции цель управления оборотным капиталом в том, чтобы стремиться к наращиванию его объема, тем самым, снижая риск неплатежеспособности. Нормальным считается значением данного показателя от 1,5 до 2,5. Если значение ниже 1, это говорит о высоком финансовом риске. Это значит организация не в состоянии стабильно оплачивать текущие счета. Значение более 3 может свидетельствовать о нерациональной структуре капитала.
Коэффициент финансовой устойчивости показывает, какая часть актива финансируется за счет устойчивых источников, то есть долю тех источников финансирования, которые организация использует в своей деятельности больше 1 года. Данный коэффициент можно рассчитать по следующей формуле: Рекомендуемое значение данного показателя составляет 0,75. Если величина коэффициента колеблется в пределах 0,8-0,9 и есть тенденция к росту, то финансовое положение организации устойчиво. Если же значение ниже 0,75, то это вызывает тревогу за финансовую устойчивость компании [19]. Рентабельность продаж – показатель финансовой результативности деятельности организации, показывающий какую часть выручки организации составляет прибыль. Рассчитывается следующим образом: Рвп = Пв⁄В , (6) Рчп = Пч⁄В , (7) где Рвп – рентабельность продаж по валовой прибыли; Пв – валовая прибыль; В – выручка; Рчп – рентабельность продаж по чистой прибыли; Пч – прибыль чистая. Нормативное значение данного показателя должно быть (0<), если рентабельность продаж оказалось противоречивой нормативному значению, то предприятию стоит всерьез задуматься над эффективностью управлением предприятием. По данным статистики для розничной торговли данный показатель в России составляет 8% [19]. Насколько эффективно функционируют оборотные активы предприятия, зависит от характера соотношения размеров оборотного капитала и капитала обращения. Чем выше его доля, тем эффективность оборотных активов выше,
и, соответственно, наоборот. Кроме того, оценка оборотных активов предприятия включает в себя и другие показатели. Основными из них являются материалоемкость и оборачиваемость, которые характеризуются рядом коэффициентов: коэффициентом оборачиваемости; временной продолжительностью оборота; коэффициентом загрузки средств; коэффициентом отдачи; параметрами высвобождения. Анализ состояния и эффективности управления основными средствами проводится по следующим направлениям: – активов, для характеристики степени участия основных средств в общей сумме определяется удельный вес основных средств. Считается положительным увеличением в динамике. Данный показатель рассчитывается по следующей формуле: УВос = ОС⁄А , где (8) УВос – удельный вес основных средств; ОС – величина основных средств; А – все активы предприятия. определяется коэффициент прироста, который отражает увеличение основного капитала за рассматриваемый период и исчисляется как отношение вновь введенных основных фондов к их стоимости на начало периода. Считается положительным увеличение в динамике. Формула имеет следующий вид: Кпр = Фпр⁄Фнач , где Кпр – коэффициент прироста основных фондов; (9)
Фпр – сумма прироста основных производственных фондов; Фнач – стоимость основных производственных фондов на начало года. степень обновления производственного аппарата измеряется коэффициентом обновления – это отношение стоимости введенных основных фондов к их общей стоимости на конец рассматриваемого периода. Показатели прироста и обновления основного капитала – взаимосвязанные величины: чем выше доля прироста, тем выше уровень обновления, и наоборот. Считается положительным увеличение в динамике. Для расчета этого показателя используют формулу: Кобн = Фпост⁄Фкон , где (10) Кобн – коэффициент обновления основных фондов; Фпост – стоимость поступивших основных производственных фондов; Фкон – стоимость основных производственных фондов на конец года. существенные коррективы на предыдущую связь может внести коэффициент выбытия фондов, представляющий собой отношения выбывших из эксплуатации основных фондов в данном периоде к их стоимости на начало периода. Для данного показателя положительной тенденцией является снижение в динамике. Рассчитывается по следующей формуле: Квыб = Фвыб⁄Фнач , (11) где Квыб – коэффициент выбытия основных фондов; Фвыб – стоимость выбывших основных производственных фондов; Фнач – стоимость основных производственных фондов на начало года. одним из показателей технического состояния основных фондов является коэффициент годности, который рассчитывается как отношение остаточной стоимости основных фондов к их первоначальной
(восстановительной). Считается положительным увеличение в динамике. Нормативное значение для этого показателя составляет (>=50%). Рассчитывается по следующей формуле: Кгодн = 1 − Кизн , (12) где Кгодн – коэффициент годности основных фондов; Кизн – коэффициент износа основных фондов. коэффициент износа рассчитывается как отношение суммы износа основных производственных фондов на предприятии к первоначальной (восстановительной) стоимости. Для данного показателя характерно нормативное значение равное (<=50%). Коэффициент износа можно рассчитать по следующей формуле: Кизн = 𝛴изн⁄Фпервонач, (13) где Кизн – коэффициент износа; 𝛴изн – сумма износа основных фондов; Фпервонач – первоначальная стоимость основных производственных фондов на соответствующую дату. – для характеристики изменения основных фондов во времени, используется коэффициент экстенсивного использования оборудования (Кэ): Кэ = Тф⁄Тпл , где (14) Тф – фактическое время работы оборудования, час.; Тпл – время работы оборудования по плану, час. Фо = 𝑉пр⁄ОФ , где 𝑉пр – объем выпущенной продукции; (15)
ОФ – среднегодовая стоимость основных средств. Одной из главных причин, ухудшающих показатель фондоотдачи, является медленное освоение вводимых в действие основных средств. И напротив, сокращение сроков ввода в эксплуатацию новых объектов основных средств позволяет ускорить оборот производственных фондов и тем самым замедлить наступление морального износа основных средств предприятия, повысить эффективность его экономической деятельности. – обратной величиной фондоотдачи является показатель фондоемкости (Фе), который показывает долю стоимости основных средств на один рубль выпускаемой продукции. Данный показатель рассчитывается по формуле: Фе = ОФ⁄𝑉пр , (16) где ОФ – среднегодовая стоимость основных средств; 𝑉пр – объем выпущенной продукции. показатель фондооснащенности определяется как отношение среднегодовой стоимости основных фондов к среднесписочной численности работников на предприятии. Фоснащ = ОФ⁄Ч , где (17) Фоснащ – фондооснащенность; ОФ – среднегодовая стоимость основных средств; Ч – среднесписочная численность работников. рентабельность основных фондов рассчитывается как отношение чистой прибыли, полученной при использовании основных средств к среднегодовой стоимости основных фондов. При этом не учитывается
эффективность использования производственных фондов. Рентабельность рассчитывается по следующей формуле: Р = ЧПР⁄ОФ , где (18) Р – рентабельность; ЧПР – Производственный цикл – это время одного полного оборота материальных элементов оборотных активов. Его продолжительность ТПЦ = ТЗТМЦ + ТНП + ТГП , (19) рассчитывается по формуле: где ТПЦ – продолжительность производственного цикла, дни; ТЗТМЦ – период оборота запасов товарно-материальных ценностей, дни; ТНП – период оборота незавершенного производства, дни; ТГП – период оборота готовой продукции, дни. В области формирования оборотного капитала прогнозы базируются на данных о динамике объема реализации и их определенном соотношении с величиной оборотных средств. В большинстве случаев прогнозируется только общий объем оборотного капитала (его увеличение, уменьшение). Потребность в оборотных средствах определяется по формуле: ОБп = ОБб ∗ 𝑉п⁄𝑉б , (20) где ОБп – оборотные средства планируемого производства; ОБб – среднефактические остатки оборотных средств базового периода; 𝑉п – объем производства в планируемом периоде; 𝑉б – объем производства в базовом периоде. Планирование заключается в более конкретном обоснования текущих заданий; его целью выступает определение потребностей предприятия в
оборотных активах в конкретных периодах временя (в разрезе отдельных элементов). Управленческие действия финансовых работников главным образом направлены на оптимизацию объема оборотных активов, ускорение движения их отдельных элементов, ликвидацию излишних материальных ценностей и другие мероприятия, содействующие улучшению финансовых результатов предприятия. Вопрос управления дебиторской задолженностью требует тщательной проработки, поскольку, прежде всего, это вопрос финансовой устойчивости и, следовательно, безопасности бизнеса. Наличие просроченной дебиторской задолженности может повлечь негативные последствия для кредитора, начиная от возникновения кассовых разрывов, и заканчивая его неплатежеспособностью. Следует рассчитать оборачиваемость дебиторской задолженностью аналогично формулам расчеты оборачиваемости кредиторской задолженностью и ее средних остатков вычислив вместо средней кредиторской задолженностью по кварталам среднюю дебиторскую. Кдз = В⁄ДЗср , (21) ДЗср = (0,5ДЗнг + ДЗк1 + ДЗк2 + ДЗк3 + 0,5ДЗкг)/4 , (22) где Кдз – кредиторская задолженность; В – выручка; ДЗср – средний остаток дебиторской задолженности. Для предприятия нормально, когда коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженностью превышает кредиторской задолженностью. В аналогичный противном случае показатель предприятия предоставляет своим дебиторов большие отсрочки по платежам [19]. Необходимо выявлять потенциально неплатежеспособных клиентов еще на стадии переговоров. Для снижения дебиторской задолженности, а точнее, чтобы не допустить возникновения просроченных долгов, при проверке
контрагента, отсеивая компании, имеющие признаки «однодневки» (с «массовыми» учредителями и руководителями, созданные менее года назад, числящиеся в негативных реестрах ФНС, не имеющие достаточного количества штатных сотрудников, и т.п.) Для сохранения своей платежеспособности, предприятию необходимо предоставлять отсрочку только надежным контрагентам.
организации; – обеспечение финансового потока путем эффективного управления финансовыми потоками организации в процессе кругооборота ее финансовых ресурсов по отдельным периодам, поддержанием необходимой ликвидности; – доходность деятельности организации; – максимизация прибыли организации; – оптимизация структуры капитала; – разработка кредитной политики организации; – моделирование финансовых процессов в торговой организации [1]. Управление финансами организации в условиях рынка является одним из основных направлений управленческой деятельности, обеспечивающих решение текущих вопросов финансирования производства и реализации продукции, а также задач выживания в конкурентной борьбе, стабилизации финансового положения, минимизации расходов и максимизации прибыли, рентабельной деятельности и увеличения объема продаж. Все это повышает стоимость самого предприятия с точки зрения инвестиционной привлекательности и перспектив развития [5]. В рыночных условиях предприятие вправе наращивать собственные доходы как за счет основной деятельности, так и в результате участия в работе других предприятий и организаций, освоения смежных сфер, других не запрещенных законом возможностей увеличения совокупного финансового результата. Таким образом, можно сделать вывод, что основная цель финансового управления – получить наибольшую выгоду от функционирования предприятия в интересах его собственников. Финансовое управление любой организации достигается за счет финансового анализа и постоянной работой с финансовым состоянием организацией. Анализ производственных и экономических процессов на предприятии и за его пределами позволяет прогнозировать развитие ситуаций производственные и финансовые планы. и на этой основе составлять
Список использованных источников 1. Конституция Российской Федерации. – М.: Юрид. Лит., 2013. – 64 с. 2. Гражданский кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть первая : от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ : принят Гос. Думой 21.10.1994 г. : [ред. от 23.05.2016 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198259. 3. Налоговый кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : часть первая : от 31.07.1998 г. № 146-ФЗ : принят Гос.Думой 16.07.1998 г. : [ред. от 01.05.2016 г., c изм. и доп., вступ. в силу 02.06.2016]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=197589. 4. О бухгалтерском учёте [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ : принят Гос. Думой 22.11.2011 г. : [ред. от 23.05.2016 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.consultant.ru /cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=198265. 5. О защите прав потребителей [Электронный ресурс]: федер. Закон Рос. Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1-ФЗ : принят Гос. Думой 26.01.1992 г. : [ред. от 18.04.2018 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.consultant.ru /document/cont_doc_LAW_305/ 6. Бухгалтерская отчётность организации. Положение по
бухгалтерскому учёту ПБУ 4/99 [Электронный ресурс]: приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 6 июля 1999 г. № 43н: [ред. от 08.11.2010 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi? req=doc;base=LAW;n=107971 7. Бухгалтерская отчётность организации. Положение по бухгалтерскому учёту «Учёт материально-производственных запасов» ПБУ 5/01[Электронный ресурс]: приказ Министерства Финансов Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 44н: [ред. от 25.10.2010 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=LAW; n=107302 8. О формах бухгалтерской отчётности организаций [Электронный ресурс]: приказ Минфина РФ от 2 июля 2010 г. № 66н: [ред. от 06.04.2015 г.]. – Электрон. дан. – Режим доступа : http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc; base=LAW; n=179211 9. Абдукаримов, И. Т. Финансово-экономический анализ хозяйственной деятельности коммерческих организаций: учебное пособие / И. Т. Абдукаримов, М.В.Беспалов. – М.: ИНФРА-М, 2015. – 320 с. 10. Бариленко, В. И. Анализ финансовой отчетности: учебное пособие / В.И. Бариленко, О. В. Кайро. – 4-е изд., перераб. – М.:КНОРУС, 2014. – 240 с. 11. Биргхем, Ю. Финансовый менеджмент. Полный курс: в 2-х т. Т. 2. / Ю. Биргхем, Л. Гапенский; пер. c англ. под ред. В.В. Ковалёва. – 2-е изд., перераб. – Спб.: Издательство «Экономическая школа», 2014. – 669 с. 12. Брусов, П. Н. Современные корпоративные финансы и инвестиции / П. Н. Брусов, Т. В. Филатова, Н. П. Орехова. – М.: КНОРУС, 2015. – С. 516-518. 13. Вахрушина, М.А. Управленческий анализ: учебное пособие / М. А. Вахрушина. – 7-е изд. – М.: Издательство «Омега-Л», 2014. – 399 с. 14. Грибов, В. Д. Финансовая среда предпринимательства и предпринимательские риски: учебное пособие / В. Д. Грибов. – М.:КНОРУС, 2015. – 304 с.
15. Донцова, Л. В. Анализ финансовой отчетности / Л. В. Донцова, Н. А. Никифорова. – М.: Дело и Сервис, 2015. – 336 с. 16. Давыденко, И. Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия: учебное пособие / И. Г. Давыденко, В. А. Алёшин, А. И. Зотова. – М.: КНОРУС, 2016. – 376 с. 17. Ефимова, О. В. Финансовый анализ: современный инструментарий для принятия экономических решений: учебник / О. В. Ефимова. – М.: «ОмегаЛ», 2014. – 348 с. 18. Ефимова, О. В. Анализ финансовой отчётности: учебное пособие / О. В. Ефимова, М. В. Мельник, Е. И. Бородина, В. В. Бердников. – М.: «Омега-Л», 2013. – 388 л. 19. Жилкина, А. Н. Финансовый анализ: учебник / А. Н. Жилкина. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 286 с. 20. Жиляков, Д. И. Финансово-экономический анализ (предприятие, банк, страховая компания): учебное пособие / Д. И. Жиляков, В. Г. Зарецкая. – М.: КНОРУС, 2013. – 368 с. 21. Ендовицкий, Д. А. Финансовый анализ: учебник / Д. А. Ендовицкий, Н. П. Любушин, Н.Э. Бабичева. – М.: КНОРУС, 2016. – 300 с. 22. Ефимова, О. В. Анализ финансовой отчётности: учебное пособие / О. В. Ефимова, М. В. Мельник, Е. И. Бородина, В. В. Бердников. – М.: «Омега-Л», 2013. – 388 л. 23. Информационный портал бренда Zara [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://zara-sale.ru/franchisezara.php 24. История бренда Zara [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.brandreport.ru/zara/ 25. Ковалев, В. В. Управление денежными потоками, прибылью и рентабельностью: учебно-практическое пособие / В. В. Ковалев. – М.: Проспект, 2013. – 336 с. 26. Ковалёв, В. В. Финансы организаций (предприятий): учебник / В. В. Ковалёв, В. В. Ковалёв. – М.: «Проспект», 2015. – 356 с.
27. Кудина, М. Н. Финансовый менеджмент. Учебное пособие / М. В. Кудина. М.: Инфра – М, 2018. – 256 с. 28. Лукасевич, И. Я. Финансовый менеджмент: учебник / И. Я. Лукасевич. – 3-е изд., испр. – М.: Эксмо, 2016. – 768 с. 29. Львова, Н. А. Финансовая диагностика предприятия / Н. А. Львова. – М.: «Проспект», 2015. – 304 с. 30. МакЛейни, Э., Этрил, П. Финансовый менеджмент и управленческий учет для руководителей и бизнесменов / Э. МакЛейни, П. Этрил. – М.: Альпина Паблишер, 2017. – 648 с. 31. Морозко, Н. И. Финансовый менеджмент в торговли. Учебник / Н. И. Морозко, В. Ю. Диденко. – М.: Инфра-М, 2017 – 345 с. 32. Никитушкина, И. В. Корпоративные финансы / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 522 с. 33. Никитушкина, И. В. Корпоративные финансы / И. В. Никитушкина, С. Г. Макарова, С. С. Студников. – М.: Издательство «Юрайт», 2015. – 522 с. 34. Орлов, А. В. Финансовый менеджмент / А. В. Орлов. – М.: URSS, 2016. – 200 с. 35. Приходько, Е. А. Краткосрочная финансовая политика: учебное пособие. – М: ИНФРА-М, 2013. – 336 с. 36. Рогова, Е.М. Финансовый менеджмент / Е. М. Рогова, Е. А. Ткаченко. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Издательство «Юрайт», 2016. – 540 с. 37. Савицкая, Г. В. Экономический анализ / Г. В. Савицкая. – М.: ИнфраМ, 2016. – 649 с. 38. Салтыков М. А. Финансовый менеджмент: учеб. пособие: для студентов направления «Экономика» всех форм обучения / М. А. Салтыков, В. Е. Шибанов, – Владивосток : Дальневост. Федерал. ун-т, 2015.– 132 с. 39. Самсонов, Н. Ф. Управление финансами, Финансы предприятий / Н. Ф. Самсонов, Л. А. Бурмистрова. – М.: Инфра-М, 2015. – 364 с.
40. Солдатова, А. О. Факторинг и секьютеризация финансовых активов: учебное пособие / А. О. Солдатова. – М: Изд. Дом Высшей школы экономики, 2013. – 604 с. 41. Теплова, Т. В. Финансовый менеджмент: учебник / Т. В. Теплова. – М.: КНОРУС, 2014. – 656 с. 42. Трошин, А. Н. Финансовый менеджмент / Т. В. Филатова. – М.: Инфра-М, 2018. – 236 с. 43. Федеральная служба государственной статистики. Статистические отчеты. 2014-2014 гг. [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://www.gks.ru. 44. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. Н. И. Берзона, Т. В. Тепловой. – М.: КНОРУС, 2011. – 656 с. 45. Финансовый менеджмент: учебник / Под ред. Г. Б. Поляка. – 4 –е изд. перераб. и доп. – М.: Издательство «Юрайт», 2016. – 456 с. 46. Франшиза Zara [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http://ra-gb.ru/category/roznichnaya-torgovlya/zara.html 47. Чечевицына, Л. Н. Анализ финансово-хозяйственной деятельности / Л. Н. Чечевицына, К. В. Чечевицын. – 7 –е изд., переаб. и доп. – М.: Издательство «Феникс», 2015. – 368 с. 48. Шеремет, А. Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А. Д. Шеремет, Е. В. Негашев. – 2-е изд. перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 208 с.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв