ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(НИУ «БелГУ»)
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНССТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ДОШКОЛЬНОГО, НАЧАЛЬНОГО И СПЕЦИАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра дошкольного и специального (дефектологического)
образования
ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА
У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 44.03.03 Специальное
(дефектологическое) образование, профиль Логопедия
очной формы обучения, группы 02021306
Курчиной Екатерины Алексеевны
Научный руководитель
доцент
Российская Е.Н.
БЕЛГОРОД 2017
2
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ.......................................................................................................……..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСДЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры слова и ее развитие в онтогенезе...….6
1.2 Специфика слоговой структуры слова у детей старшего
дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.................................……...12
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и содержание изучения особенностей слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи.....….20
2.2 Анализ результатов исследования слоговой структуры слова у
старших дошкольников с общим недоразвитием речи..................................……25
2.3 Основные направления логопедической работы по развитию
слоговой структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием
речи.................................................…………………………………………………33
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.........................................................................................………..42
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ..........................................44
ПРИЛОЖЕНИЕ…………………………………………………………………...49
3
ВВЕДЕНИЕ
С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим
недоразвитием речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и
сохранным интеллектом представляет собой специфическое проявление
речевой аномалии, при которой нарушено или отстаѐт от нормы формирование
основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. У
большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение
слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в
структуре речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.
Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой
структуры слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с
дошкольниками, имеющими системные нарушения речи. О важности данной
проблемы свидетельствует и тот факт, что недостаточная степень коррекции
данного вида фонологической патологии в дошкольном возрасте впоследствии
приводит к возникновению у школьников дисграфии на почве нарушения
языкового анализа и синтеза слов и фонематической дислексии.
А.Н.
Гвоздев,
останавливается
на
рассматривая
усвоение
слогового
состава
слова,
особенности
слоговой
структуры
русских
слов,
заключающейся в том, что сила безударных слогов в ней неодинакова. При
овладении слоговой структурой ребенок учится воспроизводить слоги, слова в
порядке их сравнительной силы: сначала из всего слова передается только
ударный слог, затем появляется первый предударный и, наконец, слабые
безударные слоги.
Проблема исследования: каковы особенности формирования слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
Цель исследования: изучение особенностей формирования слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.
4
Объект исследования: система коррекционно—логопедической работы
по формирования слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста с ОНР.
Предмет исследования: процесс формирования слоговой структуры
слова у детей старшего дошкольного возраста с ОНР.
Гипотеза исследования: у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения слоговой структуры
слова, которые необходимо учитывать при организации коррекционно—
логопедического воздействия.
Исходя из цели, мы выделили задачи исследования:
1.Анализ психолого—педагогической литературы по проблеме исследования
нарушений слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста;
2.Охарактеризовать особенности формирования слоговой структуры слова у
детей дошкольного возраста;
3.Изучить
уровень
развития
слоговой
структуры
слова
у
старших
дошкольников с общим недоразвитием речи.
4.Выявить нарушения и провести коррекционно—логопедическую работу по
формированию слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи;
5.Разработать индивидуально—коррекционные упражнения по формированию
слоговой структуры слова у детей дошкольного возраста с общим
недоразвитием речи.
Теоретико—методологическая основа исследования включает в себя
концепцию закономерностей усвоения языка и речив единстве с различными
сторонами психического развития (Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, Н.И.
Жинкин,
А.Н.
Леонтьев),
многоаспектность
процесса
формирования
фонетической системы языка (Е.Н. Винарская, А.Н. Гвоздев, Н.С. Жукова, Р.Е.
Левина),
системность и последовательность в обучение дошкольников,
оптимизация процесса огбучения (Ю.К. Бабанский, Т.А. ладыженская, Л.Я.
5
Зорина), системный подход при коррекции общего недоразвития речи (Л.С.
Волкова, Р.И. Лалаева, Р.Е. Левина, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина)
Методы исследования:
—теоретические: изучение научной и методической литературы по теме
исследования; моделирование;
—констатирующий эксперимент: проведение методики, качественный анализ
результатов исследования.
База исследования:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №15 «Дружная семейка», г. Белгород.
Структура работы:
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав,
заключения, списка использованных источников и приложения.
6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ
ИЗУЧЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ СЛОВА У СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1 Понятие слоговой структуры слова и ее развитие в онтогенезе
Рассматривая язык со стороны его слоговой структуры, можно
утверждать, что способность говорящего образовывать слог – это выражение
основных правил слогосложения данного языка.
Под понятием «слоговая структура» слова принято подразумевать
взаиморасположение и связь слогов в слове. При нормальном развитии ребенка
овладение им слоговой структурой происходит постепенно через ряд
закономерно сменяющихся фаз. Е.Н. Винарская отмечает, что к трем годам все
трудности слогообразования оказываются преодоленными (5). В этом же
возрасте появляется так называемое языковое чутье, когда ребенок способен
оценить правильность и выявить дисгармонию не только своего, но и чужого
высказывания, по мнению Д.Б. Слобина (35).
Анализ литературы показывает, что определения сущности слоговой
структуры слова не существует. Согласно лингвистическому словарю слог
можно определить как фонетико–фонематическую единицу, которая находит
свое место между звуком и речевым тактом. В свою очередь, большинство
лингвистов называют слог минимальной единицей языка.
А.А. Леонтьев указывает, что слог является также и единицей
психолингвистики, которая выступает в модели языковой способности и
констатирует еѐ "слоговой уровень", который имеет множество коррелятов как
в языковом стандарте, так и вне его на разных уровнях физиологической
активности организма (28).
Слог – минимальный сегмент речи, а составляющие его элементы
обладают монолитностью и слитностью. А.А. Леонтьев указывает, что
основным критерием целостности слога является его слитность (28). М.В.
7
Гордина слог рассматривал как сочетание звуков «согласный—гласный» – (СГ)
(14).
А.К. Маркова определяет слоговую структуру слова как чередование
ударных и безударных слогов различной степени сложности. Слоговую
структуру слова характеризует четыре основных параметра (33):
ударность;
количество слогов;
линейная последовательность;
слоговая модель.
В настоящее время звукослоговая структура слова понимается как
характеристика слова с точки зрения количества, последовательности и видов
составляющих его звуков и слогов. Поэтому рассмотрение процесса усвоения
звукослоговой структуры слова следует рассматривать в двух направлениях:
овладение звукопроизношением и ритмико–слоговой структурой слова. Уже в
крике ребенка наблюдаются гласноподобные звуки, имеющие носовой оттенок.
Ребенок издает и звуки, приближенно напоминающие согласные (г, к, н).
По словам Н.И. Жинкина, все эти звуки носят рефлекторный характер и не
рассматриваются исследователями детской речи как предшественники фонем
(20). Предшественники фонем появляются на стадии гуления. Первоначально
на этой стадии появляются звуки среднезаднего ряда неверхнего подъема,
сопровождающиеся консонантными призвуками, т.е. наблюдается некоторая
усредненность вокалических элементов, говорит С.Н. Карпова (24).
Ребенок в этот период произносит звуки всех языков мира. В период
лепета претерпевают качественные изменения уже имеющиеся у ребенка
вокалические
элементы.
По
мнению
А.Н.
Гвоздева,
постепенно
гласноподобные звуки освобождаются от шумовых компонентов, происходит
их дифференциация путем изменения ряда, подъема, лабиализации. И в конце
периода лепета вокалические элементы переходят в гласные звуки, а у ребенка
появляется первая оппозиция: гласный – согласный (11).
8
Дальнейшее развитие получают и согласно—подобные звуки, которые
утрачивают назализованный призвук уже в начальной стадии лепета.
Происходит дифференциация звуков по типу носовой – ротовой. Помимо
смычных звуков появляются щелевые, затем ребенок начинает произносить
звуки разных мест образования, реализуя их в максимально контрастных
слогах, отмечает М.В. Гордина (14). В этот же период начинается
формирование артикуляторных противопоставлений по признакам щелевые —
смычные, глухие – звонкие и к концу лепета — твердые – мягкие.
Звуки
лепета
постепенно
приобретают
акустико—артикуляторную
определенность и приближаются к фонетическому строю родного языка. На
стадии
овладения
словесной
речью
начинает
формироваться
звукопроизношение.
А.Н. Гвоздев указал на связь фонематического слуха и процессов
артикуляции (11). В центральной нервной системе существует тесная
взаимосвязь между слоговым и двигательным образом слова. В конечном итоге
образуется связь между сформированностью слоговой структуры слова и
уровнем восприятия речи. Автор отмечал огромную роль слухового и
кинестетического контроля в речевой деятельности. А.Н. Гвоздев писал, что
синтез фонологического и фонетического аспектов может дать полное и ясное
представление о слоге (11). Он выявил, что в фонетике слогами принято
называть "отрезки" из тех, на которые распадается речевой поток. Более того,
он определила слог как структуру, элементы которой находятся в соотношении
друг с другом. Само же отношение этих элементов обусловлено структурой
данного языка. Если рассматривать определение с точки зрения фонологии, то
можно сделать выводы о его недостаточной полноте, в связи с тем, что нет
уточнения связи слога и единицы языка. В результате такой неточности слог
теряет свое качество – структурность.
Авторы отмечают на особенности, присущие только слогу и отличающие
его от фонемы. Так, фонема – это лингвистическая неделимая единица,
9
обладающая общей функцией образования звуковой оболочки слов и
отличающаяся крайне пѐстрыми неравноценными физико—акустическими
свойствами (9). Автор считает, что слоги представляют собой более сложные
фонетические образования. Г.В. Гуровец определяет слог, как наименьшую
часть ритмической структуры (15). В слоге центральным элементом является
гласный звук, согласный, в свою очередь, выполняет роль периферического
элемента.
Процесс усвоения слоговой структуры слова детьми с нарушениями речи
изучен недостаточно. Ряд авторов указывает на необходимость выделения
внутри фонетической стороны речи особого процесса усвоения слоговой
структуры слова наряду с усвоением отдельных звуков слова.
И.А.
Сикорский
свидетельствующие
о
в
своих
возможности
наблюдениях
усвоения
приводит
факты,
отдельными
детьми
преимущественно звуковой или слоговой характеристика речи(34). В его
примерах для детей так называемого звукового направления характерно
ошибочное воспроизведение одного или нескольких звуков слова. Дети же так
называемого слогового направления схватывают слоговой состав слова,
искажая его звуковой состав и используя при этом очень незначительное число
звуков.
Сведения
И.А.
Сикорского
свидетельствуют
об
известной
самостоятельности процесса усвоения слоговой структуры слова по отношению
к овладению отдельными звуками(34).
В некоторых работах затрагивается вопрос о факторах, определяющих
усвоение структуры слова у детей с нормальным речевым развитием. Так, А.Н.
Гвоздев, рассматривая усвоение слогового состава слова, останавливается на
особенности слоговой структуры русских слов, заключающейся в том, что сила
безударных слогов в ней неодинакова(12). При овладении слоговой структурой
ребенок учится воспроизводить слоги, слова в порядке их сравнительной силы;
сначала из всего слова передается только ударный слог, затем появляется
первый предударный и, наконец, слабые безударные слоги. Опускание слабых
10
безударных слогов препятствует усвоению входящих в них звуков, и поэтому
судьба разных звуков и звукосочетаний связана с усвоением слоговой
структуры. Сравнительную силу слогов А.Н. Гвоздев называет «главной
причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск
других»(12). Как известно, слова состоят из нескольких слогов, имея своим
центром ударный слог, характеризуемый наибольшей силой и четкостью
произношения, к нему примыкают безударные слоги, обладающие меньшей
силой. Для слоговой структуры русских слов характерно, что сила безударных
слогов
неодинакова:
среди
них
наиболее
сильным
является
первый
предударный слог. Эти особенности слоговой структуры слова очень отчетливо
сказываются на воспроизведении слов ребенком.
Ребенок не сразу овладевает умением воспроизводить все слоги слова: в
течение известного периода наблюдается пропуск (элизия) слогов. Главной
причиной, влияющей на сохранение одних слогов в слове и на пропуск других,
является их сравнительная сила. Поэтому ударный слог, как правило,
сохраняется. Это особенно отчетливо сказывается в том, как сокращаются
ребенком до одного слога двусложные и трехсложные слова.
Если сравнивать пути усвоения родного языка детьми с нормальной
речью и пути становления детской речи при нарушении ее развития, то нельзя
не заметить в них определенного сходства: какая бы форма патологии речи
(при сохранном интеллекте) ни была присуща ребенку, он не минует в своем
развитии тех трех основных периодов, которые выделены А.Н. Гвоздевым в его
исследовании «Вопросы изучения детской речи» (12).
Анализ первых отдельных слов при нормальном и нарушенном развитии
речи показывает, что первые 3 – 5 слов по своему звуковому составу очень
близки к словам взрослого: «мама», «папа», «баба», «дай», «ам», «бух». Набор
этих слов относительно одинаков у всех детей. Время появления первых слов у
детей в норме и условиях патологии также не имеет существенных различий
11
(исключение составляют дети–имбецилы и дети с тяжелыми нарушениями
артикуляционного аппарата).
Факты первых словесных проявлений ребенка, как в норме, так и в
условиях патологии показывают, что лепечущий ребенок первоначально
«отбирает» из обращенной к нему речи взрослого те слова, которые доступны
его артикулированию. Те звуковые проявления лепечущего ребенка, которые
совпадают по звукопроизношению со словами взрослого, закрепляются.
Многократно повторенные взрослым, они тем самым становятся для ребенка
физиологически
сильными
и
часто
повторяющимися
словесными
раздражителями. По мнению Кольцовой, первые речевые реакции связываются
с определенным кругом ситуаций или предметами и закрепляются за ними, т.е.
слово формируется в его специфической функции – звуковой единицы(25).
Исследователи детской речи в норме давно заметили, что начинающий
говорить ребенок не принимает трудных слов, что при усвоении детьми новых
слов легче схватываются такие, как «ам–ам», «би–би», что ребенок вместо
труднопроизносимого слова вставляет легкое.
Замечено, что как в норме, так и в патологии имеется момент, когда дети
повторяют только определенный набор «своих» слов, которыми активно
пользуются в обращении с родителями и другими лицами, но отказываются
повторять другие слова, которые им предлагаются, проявляя при этом упорный
негативизм. Эти первоначальные слова в своем звуковом оформлении близки к
словам взрослых, обращенных к ребенку («мама», «папа», «баба», «да», «мяу»
и т.п.). Однако в ходе дальнейшего развития несовершенство моторной
координации органов артикуляции заставляет ребенка отказаться от пути
точной передачи звукового состава слов и перейти к воспроизведению не
звуковых, а ритмико–слоговых и интонационных характеристик вновь
усваиваемого словесного материала, например: «тититики» (кирпичики).
Первые слова детей в онтогенезе и дизонтогенезе речи характеризуются
полисемантизмом: одно и то же звукосочетание в различных случаях служит
12
выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только
благодаря ситуации и интонации.
Согласно схеме системного развития нормальной детской речи, по
материалам
книги
А.Н.
Гвоздева «Вопросы
изучения
детской
речи»
формирование слоговой структуры слов проходит по следующим этапам (13),
которые представлены в виде одной таблицы 1.2.1:
Таблица 1.2.1
Вопросы изучения детской речи
Возраст
Этапы развития слоговой структуры слова
1 год 3 месяца — 1 год 8 Ребенок часто воспроизводит один слог услышанного слова
месяцев
(ударный) или два одинаковых слога: «га—га», «ту—ту»;
1 год 8 месяцев— 1 год 10 Воспроизводятся двусложные слова; в трехсложных словах
месяцев
часто опускается один из слогов: «мако» (молоко);
1 год 10 месяцев — 2 года В трехсложных словах иногда все еще опускается слог, чаще
1 месяц
предударный:
«кусу» (укушу); может сокращаться
количество слогов в четырехсложных словах;
2 года 1 месяц — 2 года 3 В многосложных словах чаще опускаются предударные
месяца
слоги, иногда приставки: «ципилась» (прицепилась);
2 года 3 месяца — 3 года
Слоговая структура нарушается редко,главным образом в
малознакомых словах.
Таким образом, в литературе в качестве синонимичных используются
термины слоговая структура слова и звукослоговая структура слова. В
онтогенетическом развитии данный феномен проходит ряд этапов, содержание
которых подробно изложено в тексте параграфа.
1.2 Специфика слоговой структуры слова у детей старшего дошкольного
возраста с общим недоразвитием речи
С развитием логопедической науки и практики, физиологии и психологии
речи стало ясно, что в случаях нарушения артикулярной интерпретации
слышимого звука может в разной степени ухудшаться и его восприятие. У
13
детей с общим недоразвитием речи отмечается незаконченность процессов
формирования артикулирования и восприятия звуков, отличающихся тонкими
акустико–артикуляционными
признаками.
Состояние
фонематического
развития детей влияет на овладение звуковым анализом.
В настоящее время в логопедической работе над произношением детей,
страдающих общим недоразвитием речи, на первое место выдвигается задача
коррекции отдельных звуков. Между тем в самом ходе обучения речи
постоянно обнаруживается, что овладение произношением слоговой структуры
слова представляет особенно большую трудность и требует специального
внимания учителя–логопеда.
Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста
одним из наиболее трудных для коррекции является нарушение слоговой
структуры слов. Этот дефект речевого развития характеризуется трудностями в
произношении слов сложного слогового состава, нарушение порядка слогов в
слове, пропуски либо добавление новых слогов или звуков. Нарушение
слоговой
структуры
слов
обычно
выявляется
при
логопедическом
обследовании детей с общим недоразвитием речи, но оно может быть также и у
детей, страдающих фонетико–фонематическим недоразвитием. Как правило,
диапазон данных нарушений широко варьируется, от незначительных
трудностей произношения слов сложной слоговой структуры в условиях
спонтанной речи до грубых нарушений при повторении ребѐнком двух и трѐх
сложных слов без стечения согласных даже с опорой на наглядность.
Следует отметить, что данный вид речевой патологии встречается у всех
детей с моторной алалией, у которых фонетические нарушения речи не
являются ведущими в синдроме, а только сопровождают нарушения лексики. В
анамнезе детей, страдающих нарушением слоговой структуры слов, отмечается
задержка речевого развития в раннем возрасте и появление первых слов в
усечѐнной
форме.
Первые
слова
классифицировать следующим образом:
аномальной
детской
речи
можно
14
– правильно произносимые слова: мама, дай;
– слова фрагменты, мако, молоко;
– слова звукоподражания, обозначающие предмет, ситуацию, действие, би – би;
– слова, которые совсем не напоминают слова родного языка.
Нарушение слоговой структуры слов сохраняется у детей с патологией
речевого развития на протяжении многих лет, обнаруживаясь всякий раз, как
только ребѐнок сталкивается с новой звукослоговой и морфологической
структурой слова. Например: мотоциклист, парикмахерская.
Исследования А.К. Марковой об особенностях усвоения слоговой
структуры слова детьми, показывают, что речь детей изобилует выраженными
отклонениями
в
воспроизведении
слогового
состава
слова,
которые
сохраняются даже в отраженной речи. Эти отклонения носят характер той или
иной деформации правильного звучания слова, отражающей трудности
воспроизведения слоговой структуры. Из этого следует, что в случаях речевой
патологии возрастные нарушения не исчезают из детской речи, а, наоборот,
приобретают ярко выраженный, стойкий характер. Ребѐнок с общим
недоразвитием речи не может самостоятельно овладеть произношением
слоговой структуры слова, так же как он не в состоянии самостоятельно
усвоить произношение отдельных звуков. Поэтому необходимо долгий процесс
стихийного
формирования
слоговой
структуры
слова
заменить
целенаправленным и сознательным процессом обучения этому умению (33).
А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры
слова, представленные в таблице 1.2.1
Таблица 1.2.1
Типы нарушений слоговой структуры слова
Тип нарушения
Пример нарушения
1
2
Усечение слогового контура слова за счет Весипед, сипед – велосипед;
выпадения целого слога или нескольких прасоник – поросенок;
слогов, или же слогообразующей гласной.
15
Продолжение таблицы 1.2.1
1
2
Инертное застревание на каком — либо
слоге. Оссобенно опасна персеверация
первого слога, так как может привести к
заиканию.
Ввввво–дичка; ва–ва–водичка;
Уподобление одного слова другому.
Мимидор вместо помидор;
Добавление лишней слогообразующей
гласной на стыке согласных, за счет этого
увеличивается количество слов.
Дупело вместо дупло;
Нарушение последовательности слогов в
слове.
Чимхистка вместо химчистка;
Слияние частей слов или слов в одно.
Персин — персик и апельсин; деволяет —
девочка гуляет.
Традиционно при исследовании слоговой структуры слова анализируются
возможности воспроизведения слоговой структуры слов разной структуры по
А.К. Марковой, которая выделяет 14 типов слоговой структуры слова по
возрастающей степени сложности. Усложнение заключается в наращивании
количества и использовании различных типов слогов (33), данные отображены
в таблице 1.2.2
Таблица 1.2.2
Типы слов (по А.К. Марковой)
Типы слов (классы)
Примеры слов
1
2
1 класс — двусложные слова из открытых
слогов
2 класс — трехсложные слова из открытых
слогов
3 класс — односложные слова
4 класс — двусложные слова с одним
закрытым слогом
5 класс — двусложные слова со стечением
согласных в середине слова
6 класс — двусложные слова с закрытым
слогом и стечением согласных
Ива, дети;
Охота, малина;
Дом, мак;
Диван, мебель;
Банка, ветка;
Компот, тюльпан;
16
Продолжение таблицы 1.2.2
1
7 класс — трехсложные слова с закрытым слогом
2
Бегемот, телефон;
8 класс — трехсложные слова со стечением согласных Комната, ботинки;
9 класс — трехсложные слова со стечением согласных Ягненок, половник;
и закрытым слогом
10 класс — трехсложные слова с двумя стечениями
согласных
Таблетки, матрешка;
11 класс — односложные слова со стечением
согласных в начале слова
Стол, шкаф;
12 класс — односложные слова со стечением
согласных в конце слова
Лифт, зонт;
13 класс — двусложные слова с двумя стечениями
согласных
Плетка, кнопка;
14 класс — четырехсложные слова из открытых слогов Черепаха, пианино.
Таким образом, в ходе обследования, логопед выявляет степень и уровень
нарушения слоговой структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее
типичные ошибки, которые допускает ребѐнок речи, выявляет те частотные
классы слогов, слоговая структура которых сохранна в речи ребѐнка, классы
слоговой структуры слов, которые грубо нарушены в речи ребѐнка, а также
определяет тип и вид нарушения слоговой структуры слова. Это позволяет
установить границы доступного для ребѐнка уровня, с которого следует
начинать коррекционные упражнения.
Наиболее распространенной формой нарушения является искаженное
произнесение звуков, при котором сохраняется некоторая сходность звучания с
нормативным звуком. Обычно при этом восприятие на слух и дифференциация
с близкими звуками не страдает. Такая форма нарушения, как отсутствие звука
или замена близким по артикуляции, создает условия для смешения
соответствующих фонем и осложнений при овладении грамотой.
При смешении близких звуков у ребенка формируется артикуляция, но
процесс фонемообразования еще не закончен. В таких случаях затрудняется
17
различение близких звуков из нескольких фонематических групп, происходит
смешение соответствующих букв(3).
Таблица 1.2.3
Виды нарушений слоговой структуры слова:
Нарушение
Виды нарушений
Примеры нарушений
1
2
количества
слогов:
элизия Моток — молоток;
(сокращение слогов), итерация (опускание Пинино — пианино;
гласной), увеличение числа слогов за счет Салава — Слава.
добавдения слогообразующей гласной в том
месте, где имеется стечение согласных.
Нарушение последовательности слогов в Деворе — дерево.
слове
Перестановка звуков соседних слогов
Гебемот — бегемот.
Искажение структуры отдельного слога Капута — капуста.
сокращение
стечения
согласных,
превращающее закрытый слог в открытый
Слог со стечение согласных в слог без Тул — стул.
стечения согласных
Вставка согласных в слог
Лимонт — лимон.
Антиципации — уподобление одного слога Пипитан
другому
—
капитан,
вевесипед
—
велосипед, нананасы — ананасы.
Персеверации — застревание на одном Пананама — панама, ввалабей — воробей.
слоге.
Наиболее
опасна
персеверация
первого слога, так как это может перерасти
в заикание.
Контаминации — соединение частей двух Холодильница — холодильник, хлебница.
слов.
18
Таким образом, преобладание ошибок, выражающихся в перестановке и
добавлении слогов, свидетельствует о первичном недоразвитии слухового
восприятия ребенка. Сокращение числа слогов, уподобление слогов друг другу,
сокращение стечений согласных указывают на нарушение артикуляционной
сферы.
Анализ литературы по вопросу причинной обусловленности нарушений
слоговой структуры слова свидетельствует о том, что существует зависимость
овладения
слоговой
структурой
слова
от
состояния
фонематического
восприятия, артикуляционных возможностей, семантической недостаточности,
мотивационной сферы ребенка, недостаточное развитие фонематического
восприятия и слуха.
1. Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР
приводит к тому, что у них самостоятельно не формируется готовность к
звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им
самостоятельно успешно овладеть грамотой в школе.
2. Недостаточность артикуляционных возможностей. У детей отмечается
ограниченная подвижность речевой и мимической мускулатуры. Речь такого
ребенка нечеткая, смазанная, вследствие того, что мышцы артикуляционного
аппарата не способны принимать определенные артикуляционные позы и
неспособны к переключению с одного артикуляционного уклада на другой.
У детей с общим недоразвитием речи наблюдается общая смазанность
речи, «сжатая» артикуляция, недостаточная выразительность и четкость речи.
Для них характерна неустойчивость внимания, отвлекаемость. Они хуже, чем
нормально говорящие дети, запоминают речевой материал, с большим
количеством ошибок выполняют задания, связанные с активной речевой
деятельностью. Логопедическая помощь этой категории детей дошкольного
возраста осуществляется в специальных садах, в поликлинике, а школьного —
на логопедических пунктах.
19
Таким образом, дети с ОНР имеют специфику формирования слоговой
структуры слова, что диктует необходимость глубокого ее изучения.
Выводы по первой главе
В первой главе нашего исследования были рассмотрены основные
положения теории и практики изучения, формирования и коррекции слоговой
структуры речи у дошкольников.
Закономерно, что у ребенка в процессе овладения слоговой структурой
слова встречаются различные ошибки, без которых невозможно полноценное
развитие речи. Эти ошибки специально изучали исследователи детской речи с
целью выявления закономерностей овладения слоговой структурой, механизма
и причин их нарушений.
Таким образом, на самых ранних этапах усвоения родного языка у детей
с нарушениями развития речи обнаруживается острый дефицит в тех элементах
языка, которые являются носителями не лексических, а грамматических
значений, что связано с дефектом функции общения и преобладанием
механизма имитации услышанных слов. Дети с общим недоразвитием речи
иногда используют в одном предложении до 3—5 и более аморфных
неизменяемых слов—корней. Но и тогда, когда в ходе дальнейшего речевого
развития дети овладевают словоизменением, они продолжают использовать
старые способы соединения слов, вставляя их в свои новые высказывания.
20
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО
ИССЛЕДОВАНИЮ ОСОБЕННОСТЕЙ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ
СЛОВА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ
НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
2.1 Организация и содержание изучения особенностей слоговой структуры
слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости слов
подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и
типами слогов, слова со стечением согласных в начале, середине и в конце
слова.
Для старших дошкольников предлагаются различные типы слов, дается
задание повторить за логопедом предложения. Таким образом, в ходе
обследования логопед выявляет степень и уровень нарушения слоговой
структуры слов в каждом конкретном случае и наиболее типичные ошибки,
которые допускает ребенок в устной и письменной речи (нарушение количества
и последовательности слогов, в словах со стечением согласных, замена слогов и
т.д.). Это позволяет установить границы доступного для ребенка уровня, с
которого следует начинать коррекционные упражнения.
Обследование состояния слоговой структуры слова включало два
направления.
В задачи первого направления входило:
1. Определение уровня сложности слоговой структуры слова, доступного для
изолированного
проговаривания;
характера
и
количества
возможных
искажений.
2. Изучение возможностей детей использовать слова простой и сложной
слоговой структуры в минимальном контексте, характера и количества
возможных искажений в различных употреблениях слов.
21
3. Выявление динамики овладения детьми структурного содержания слова в
процессе
отраженного,
сопряженного,
замедленного,
многократного
повторения слов, словосочетаний, предложений.
При подборе словесного материала было рассмотрено каждое слово с
точки зрения его известности детям, частоты использования и сложности его
звукослоговой структуры.
Основу содержания экспериментальных материалов составили незнакомые,
знакомые, часто и мало употребляемые слова различной слоговой сложности.
Первое направление исследования включало в себя четыре раздела,
каждый
из
которых
включал
конкретные
задания
определенной
диагностической направленности. Разработаны задания на основе принятых в
логопедической практике традиционных методов обследования слоговой
структуры слова (Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В.
Чиркиной), которые представлены в виде таблицы 2.1.1.
Таблица 2.1.1
Первое направление исследования по слоговой структуре слова
Раздел
1
№1: задания на
выявление
особенностей
произнесения
изолированных
слов различной
слоговой
сложности были
использованы
для
определения
уровня
сложности
слоговой
структуры
слова,
Задание
2
1 задание.
Произнесение
односложных
слов: а) без
стечения
согласных
звуков;
б) со стечениями
согласных
звуков.
2 задание.
Произнесение
двусложных
слов: а) без
стечения
Инструкция
3
Называние
предъявляенных
предметных
картинок по
инструкции:
«Скажи, что это
(кто это)?».
Речевой
Критерии
материал
оценки
4
Речевой
материал на
задание №1: а)
дом, дым, мак,
кот, бык, кит;
б) гном, хлеб,
стул,
танк, банк, зонт.
Речевой
материал на
задание №2: а)
мама, папа,
муха, банан,
диван, лимон; б)
банка,
5
4 балла — четко
воспроизводит
слоговую
структуру всех
слов.
3 балла —
воспроизводит
слоговую
структуру
правильно, но
напряженно,
замедленно.
2 балла —
произносит
замедленно, по
22
Продолжение таблицы 2.1.1
1
которые доступны для
самостоятельного
произнесения, а так же
установления характера и
особенностей искажений
слов.
2
согласных
звуков;
б) со
стечением
согласных
звуков.
№2:Задания на отраженное
и сопряженное
проговаривание трудных и
незнакомых слов.
Использовались для
установления характера
искажений слов в данном
варианте употребления,
определить, какое влияние
окажет стандарт
произнесения лексических
единиц на качество
произношения детей.
1задание.
Отраженное
(сопряженно
е)
произнесение
односложных
слов.
№3: задания для выявления
особенностей
многократного
отраженного
воспроизведения тех слов,
1
задание.
Многократно
е повторение
слова
с
опорой
на
3
Повторение слов
за
экспериментатор
ом (или вместе с
экспериментатор
ом) со зрительной
опорой
на
предметные или
2 задание.
сюжетные
картинки.
Отраженное Инструкции:
(сопряженно «Посмотри,
е)
послушай,
произнесение повтори»,
двусложных «Повторяй вместе
слов
со
без стечений. мной».
1) «Послушай,
повтори», 2)
«Еще раз
послушай,
повтори»
4
майка,
кофта,
знаки,
гномы,
столы.
Речевой
материал
на 1
задание:
мох, мех,
пух, бак,
так, дам,
нам, вам,
вот, Бим.
Речевой
материал
на 2
задание:
ноты,
боты,
дети, ива,
Инна,
кофе,
киты,
дома,
веди,
кати;
веник,
венок,
гамак,
газон,
дымок,
кабан,
салат,
табун,
новый,
синий.
Примерн
ый набор
слов:
лимон,
банан,
5
слогам,
некоторые
слова
искажает.
1 балл —
большинство
слов искажает,
искажает
звуконаполня
— емость
слов.
4 балла —
верно
повторяет
слова и
называет
картинки.
3 балла —
воспроизводит
слоговую
структуру
правильно, но
с запинками.
2 балла —
слоговая
структура
воспроизводит
ся в
замедленном
темпе.
1 балл —
искажается
слоговая
структура
большинства
слов.
4 балла —
верно
повторяет
слова и
называет
23
структура которых была
улучшена при отраженном
или
сопряженном
проговариваниииспользова
лись для определения
предъявляем
ый образец.
2
задание.
Многократно
е повторение
слова
без
опоры
на
эталон.
гамак,
гном,
винт,
медведь,
овца,
кактус,
магнит,
звезда,
пингвин,
памятник,
спутник,
панама,
голова,
воробей,
картинки.
3 балла —
воспроизводит
слоговую
структуру
правильно, но
с запинками.
2 балла —
слоговая
структура
воспроизводит
ся в
замедленном
Продолжение таблицы 2.1.1
1
возможностей
детей удерживать
программу
действия в
процессе
произнесения.
№4:задания для
выявления
особенностей
многократного
проговаривания
словосочетаний и
предложений
предлагались для
того, чтобы
выяснить
возможности детей
экспериментальной
группы удерживать
программу
речевого действия
в процессе
произнесения.
2
Задание.
Многократное
воспроизведе —
ние
синтаксической
конструкции
без постоянного
предъявления
эталона.
3
«Послушай,
повтори
несколько
раз».
4
самолет,
петушок,
молоток,
паровоз,
апельсин,
аптека,
футболист,
Буратино,
гусеница,
учительница.
Бим дома,
белый Бим,
Бим кусается,
дети бегают,
маленькие
дети, большой
вокзал, Катина
панама,
цветная
панама,
самолет
летает,
огромный
самолет,
желтый
цыпленок,
цыпленок
клюет;
5
темпе.
1 балл —
искажается
слоговая
структура
большинства
слов.
3 балла —
слоговая
структура
воспроизво —
дится, но
звуконаполняе —
мость
нарушается.
2 балла — слова
воспроизводятся
в замедленном
темпе,
скандировано, по
слогам, хуже по
картинкам, чем
отраженно.
1 балл —
искажается
слоговая
структура по
всем классам
слов и
нарушается
звуконаполняе —
24
мость.
В задачи второго направления входило:
1. Выявление возможностей восприятия и оценки длины слова, наличия или
отсутствия акцентных частей в слоговом ряду, определения искажений в
лексической единице.
2.
Исследование
способности
к
вероятностному
прогнозированию
и
посегментному анализу слова и определение специфики прогностических
операций на различном материале.
3. Выявление наличия зависимости уровня сформированности механизмов
вероятностного прогнозирования, посегментного анализа (при восприятии) от
степени
овладения
ребенком
слоговой
структурой
слова
в
процессе
произношения.
4. Возможность изучения динамики процессов обучения восприятия слова в
рамках экспериментального времени.
Таблица 2.1.2
Второе направление исследования слоговой структуры слова
Задания
1
Комплекс
А:
На
определение длины
слова или слоговой
цепочки.
Ребенку
предлагаются слова
односложной
и
двусложной СС для
прослушивания
и
символы
в
виде
длинной и короткой
полоски.
Инструкции
к
заданию
2
Назначение символов
(большая полоска —
для длинного слова,
маленькая — для
короткого
слова).«Послушай
слово.
Покажи
нужную полоску».
Речевой материал
Критерии оценок
3
бах,
пух,
стук,
пароход,
бегемот,
самосвал
4
3 балла — слоговая
структура
воспроизводится, но
звуконаполняемость
нарушается.
2 балла — слова
воспроизводятся
в
замедленном темпе,
скандировано,
по
слогам,
хуже
по
картинкам,
чем
отраженно.
1 балл — искажается
слоговая структура
по всем классам слов
и
нарушается
звуконаполняемость.
25
Комплекс
Б:На
определение
наличия/отсутствия
ритмических
и
структурных
искажений в слове.
Ребенку
предлагаются
для
прослушивания
нормативные слова и
квазислова:
а) с опорой на
предметные
картинки;
б) без опоры на
а) «Посмотри, скажи,
здесь есть машина?
амасина?
тамалок?
молоток?»
Нормативные слова
— машина, молоток,
самолет,
чемодан;
пуговица, тумбочка,
сковородка, капуста;
б)«Послушай, скажи,
есть такое слово — Квазислова
—
сковородка?
представлены
касавотка?»
вариантами
собственных
искажений
детей
(амасина,
тамалок,
амает, масалет, са—
карвотка.
3 балла — слоговая
структура
воспроизводится, но
звуконаполняемость
нарушается.
2 балла — слова
воспроизводятся
в
замедленном темпе,
скандировано,
по
слогам,
хуже
по
картинкам,
чем
отраженно.
1 балл — искажается
слоговая структура
по всем классам слов
Продолжение таблицы 2.1.2
1
3
предметные
картинки.
Комплекс В: Задания «Закончи мое слово»
на опознание слова.
Ребенку
предлагаются для
прослушивания
незаконченные
слова:
а) с опорой на
предметные
картинки;
б) без опоры на
предметные
картинки.
4
и нарушается
звуконаполняемость.
а) чере...(паха),
лисе...(нок),
поду.(шка),
раке...(та);
поми...(доры),
само...(леты),
мура...(вей),
вело...(сипед);
б) соба...(ка),
руба...(ха),
пана...(ма),
каран...(даш),
газе...(та),
мага.—.(зин).
3 балла — слоговая
структура
воспроизводится, но
звуконаполняемость
нарушается.
2 балла — слова
воспроизводятся в
замедленном темпе,
скандировано, по
слогам, хуже по
картинкам, чем
отраженно.
1 балл — искажается
слоговая структура
по всем классам слов
и нарушается
звуконаполняемость.
2.2 Анализ результатов исследования слоговой структуры слова у старших
дошкольников с общим недоразвитием речи
Изучив проблему формирования слоговой структуры слова у детей
старшего дошкольного возраста с ОНР, мы поставили цель изучить
26
особенности нарушений слоговой структуры слова у старших дошкольников с
общим недоразвитием речи.
Экспериментальное изучение проводилось нами на базе муниципального
бюджетного дошкольного учреждения детский сад комбинированного вида
№15 «Дружная семейка», г. Белгород, в группе№6. В исследовании участвовало
двенадцать детей: 6 девочек и 6 мальчиков, данные участников исследования
внесены в таблицу 2.2.1.
Таблица 2.2.1
Список детей:
№ п/п
ФИ ребенка
Диагноз
1
Алексей С.
Общее недоразвитие речи III уровень
2
Анастасия Г.
Общее недоразвитие речи III уровень
3
Арина К.
Общее недоразвитие речи III уровень
4
Данил Г.
Общее недоразвитие речи III уровень
5
Дарья Е.
Общее недоразвитие речи III уровень,
дизартрия
6
Евгений Ж.
Общее недоразвитие речи II уровень
7
Егор Д.
Общее недоразвитие речи III уровень
8
Игорь С.
Общее недоразвитие речи уровень
9
Маргарита Ш.
Общее недоразвитие речи III уровень
10
Марина В.
Общее недоразвитие речи III уровень
11
Роман О.
Общее недоразвитие речи III уровень
12
Яна К.
Общее недоразвитие речи II уровень
В ходе эксперимента для выявления уровня сформированности слоговой
структуры
слова у детей
старшего
дошкольного
возраста
с
общим
недоразвитием речи нами были использованы в модифицированном виде
методы описанные в работах Р.Е. Левиной, А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой,
Г.В. Чиркиной.
27
Направлением обследования было исследование состояния слоговой
структуры
слова.
Результаты
выполнения
первого
раздела
заданий
представлены в таблице 2.2.2.
Таблица 2.2.2
Результаты выполнения первого раздела заданий
№ п/п
ФИ ребенка
1
1
2
3
4
2
Алексей С.
Анастасия Г.
Арина К.
Данил Г.
Произнесение
односложных слов,
(баллы)
3
4
4
3
4
Произнесение
двусложных слов, (баллы)
4
4
4
3
4
Продолжение таблицы 2.2.2
1
2
3
4
5
Дарья Е.
4
4
6
Евгений Ж.
3
3
7
Егор Д.
4
4
8
Игорь С.
3
3
9
Маргарита Ш.
4
4
10
Марина В.
4
4
11
Роман О.
3
3
12
Яна К.
4
4
Результаты исследования по выявлению особенностей произнесения
изолированных слов различной слоговой сложности показали, что 67%
учащихся выполнили задание верно. Они самостоятельно четко воспроизвели
слоговую структуру все заданных слов — это 8 детей (4 балла). Четверо детей
справились с заданием на 3 балла, так как воспроизводили слова правильно, на
напряженно
или
замедленно
представлены на рисунке 2.2.1
—
это
33%.
Результаты
исследования
28
Рис. 2.2.1 Выявление особенностей произнесения изолированных слов
различной слоговой сложности.
Таблица 2.2.3
Результаты выполнения второго раздела заданий
№ п/п
ФИ ребенка
1
2
Отраженное
(сопряженное)
произнесение
односложных слов,
(баллы)
Отраженное (сопряженное)
произнесение двусложных
слов без стечений, (баллы)
3
4
1
Алексей С.
3
3
2
Анастасия Г.
4
4
3
Арина К.
2
2
4
Данил Г.
4
4
29
5
Дарья Е.
3
3
6
Евгений Ж.
4
4
7
Егор Д.
2
2
8
Игорь С.
3
3
9
Маргарита Ш.
2
2
10
Марина В.
3
3
11
Роман О.
4
4
12
Яна К.
3
3
Исследование на отраженное и сопряженное проговаривание трудных и
незнакомых слов показала, что четверо из детей верно повторяли слова и
называли картинки — это 33% (4 балла), пятеро учащихся воспроизводили
слоговую структуру правильно, но с запинками, как показано на диаграмме —
это 42% (3 балла), и 25% (2 балла), говорят о том, что трое детей выполняли
задание в замедленном темпе. Результаты диагностики приведены ниже на
рисунке 2.2.2.
Рис. 2.2.2 Отраженное и сопряженное проговаривание трудных и
незнакомых слов.
30
Таблица 2.2.4
Исследование выполнения третьего раздела заданий
№ п/п
ФИ ребенка
1
2
Многократное повторение Многократное повторение
слова с опорой на
слова без опоры на эталон,
предъявляемый образец, (баллы)
(баллы)
3
4
1
Алексей С.
3
3
2
Анастасия Г.
4
4
3
Арина К.
1
1
4
Данил Г.
4
4
5
Дарья Е.
3
3
6
Евгений Ж.
3
3
7
Егор Д.
2
2
8
Игорь С.
2
2
9
Маргарита Ш.
2
2
10
Марина В.
3
3
11
Роман О.
4
4
12
Яна К.
2
2
Результаты исследования на выявление особенностей многократного
отраженного воспроизведения тех слов, структура которых была улучшена при
отраженном или сопряженном проговаривании показали, что 25% учащихся
верно повторяли слова и называли картинки (4 балла) — это 3 человека.
Четверо учащихся воспроизводили слоговую структуру слова правильно, но с
запинками, что составило — 33% (3 балла), еще четверо детей справились с
заданием в замедленной форме — 33% (2 балла), и 8% составило искажение
слоговой структуры слова большинства слов — один ребенок (1 балл). Данные
исследования представлены ниже на рисунке 2.2.3
31
Рис.
2.2.3
Выявление
особенностей
многократного
отраженного
воспроизведения тех слов, структура которых была улучшена при
отраженном или сопряженном проговаривании.
Таблица 2.2.5
Результаты выполненного задания четвертого раздела
№ п/п
ФИ ребенка
1
1
2
3
4
5
6
Алексей С.
Анастасия Г.
Арина К.
Данил Г.
Дарья Е.
Евгений Ж.
2
Многократное воспроизведение синтаксической
конструкции без постоянного предъявления
эталона, (баллы)
3
3
3
1
3
2
3
Продолжение таблицы 2.2.5
1
2
3
7
Егор Д.
1
8
Игорь С.
2
9
Маргарита Ш.
1
10
Марина В.
2
11
Роман О.
3
12
Яна К.
2
32
Исследование на выявление особенностей многократного проговаривания
словосочетаний и предложений. Это предлагалось для того, чтобы выяснить
возможности
детей
экспериментальной
группы
удерживать
программу
речевого действия в процессе произнесения. Таким образом можно сделать
вывод , что 42 % — это пять детей (3 балла), слоговую структуру
воспроизводят правильно, но нарушается звуконаполняемость. Четверо детей
— это 33% воспроизводят слова в замедленном темпе, скандировано, по слогам
(2 балла), и 25% — это трое детей, у которых искажается слоговая структура по
всем классам и нарушается звуконаполняемость — это 1 балл. Данные
обследования приведены ниже на рисунке 2.2.4
Рис.
2.2.4
Выявление
особенностей
многократного
проговаривания
словосочетаний и предложений.
Таблица 2.2.6
Сводные данные по выполнению всех разделов заданий
№
п/п
1
ФИ ребенка
Результаты
по
выполнению
раздела №1
Результаты
по
выполнению
раздела №2
Результаты
по
выполнению
раздела №3
Результаты
по
выполнению
раздела №4
Средний
балл
выполнения
заданий
3
4
5
6
7
2
1
Алексей С.
4
3
3
3
3
2
Анастасия Г.
4
4
4
3
3,75
33
3
Арина К.
3
2
1
1
1,75
4
Данил Г.
4
4
4
3
3,75
5
Дарья Е.
4
3
3
2
3
6
Евгений Ж.
3
4
3
3
3
7
Егор Д.
4
2
2
1
2,25
8
Игорь С.
3
3
2
2
2,5
9
Маргарита Ш.
4
2
2
1
2,25
10
Марина В.
4
3
3
2
3
11
Роман О.
3
4
4
3
3,5
12
Яна К.
4
3
2
2
2,75
Наглядно данную информацию представим на рисунке 2.2.5
Рис. 2.2.5 Сводные данные по всем разделам заданий.
Таким образом, исходя из выше приведенных данных обследования, мы
видим, что преобладает средний уровень овладения слоговой структурой слова.
Анализ результатов исследования слоговой структуры слова у старших
дошкольников с ОНР и сравнение их с данными литературных источников о
состоянии данного феномена у детей аналогичной возрастной категории в
норме (А.Н. Гвоздев) свидетельствуют о явных различиях. К концу
дошкольного возраста у детей с нормативным речевым развитием состояние
слоговой структура (возможности ее воспроизведения) любой сложности
34
приближается к безошибочному, что позволяет обеспечить речевую базу для
обучения грамоте. Наше исследование показало, что у старших дошкольников с
ОНР имеет место недоразвитие слоговой структуры слова, которое является
компонентом в структуре их речевого дефекта. Очевидно, что данная проблема
является стойкой, т.е. не преодолевается самостоятельно, без специального
коррекционного воздействия, что обуславливает необходимость оптимизации
процесса формирования слоговой структуры слова у дошкольников с ОНР.
2.3 Основные направления логопедической работы по развитию слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
На первый план в логопедической работе с детьми выдвигается
преодоление недостатков звукопроизношения и значение развития слоговой
структуры слова. Затруднения в произнесении отдельных звуков, а также
акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не слог
становится единицей произношения. Это в некоторой степени противоречит
естественному процессу развития речи. Поэтому особую важность приобретает
определение правильного соотношения между развитием звукопроизношения и
овладением слоговой структурой слова. При этом следует учитывать
индивидуальный уровень развития речи каждого ребенка и вид речевой
патологии.
Коррекционная работа по преодолению нарушений слоговой структуры
слов складывается из развития речеслухового восприятия и речедвигательных
навыков. Можно выделить два этапа в коррекционной работе:
1. Подготовительный этап
На этом этапе ребенку предлагаются задания сначала на невербальном
материале, а затем на вербальном.
Работа на невербальном материале
35
Игры и упражнения, направленные на развитие концентрации слухового
внимания, слухового гнозиса (слуховой гнозис узнавание предмета по
характерному для него звуку) и слуховой памяти на материале неречевых
звуков (Где позвонили? Узнай музыкальный инструмент по звуку.
Сколько раз ударили в барабан?).
Работа над ритмом (сначала над простым, затем над сложным). Детям
предлагаются различные способы воспроизведения ритма: отхлопывание в
ладоши,
отстукивание
мячом
об
пол,
использование
музыкальных
инструментов барабана, бубна, металлофона.
Примеры заданий:
— Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько точек на кубике (сколько точек на
карточке);
— Сосчитать, сколько раз хлопнули в ладоши, и поднять карточку с
соответствующей цифрой (ритм сначала предлагается простой, а затем
сложный);
— Воспроизведение определенного ритма по образцу логопеда, по заданному
рисунку;
Формирование общей координации движений под ритмическую музыку:
маршировка, легкий бег, ходьба. Данные виды работ можно проводить и
на
музыкальных
осуществляется
занятиях,
в
и
условиях
на
логоритмике,
если
логопедического
коррекция
дошкольного
образовательного учреждения.
Упражнения на развитие динамического праксиса рук: выполнение
движений (левой, правой рукой, двумя руками) по образцу, по словесной
инструкции или под счет: кулак ребро, кулак ребро ладонь.
Упражнения на развитие реципрокной координации рук: выполнение
движений одновременно обеими руками (кулак левой руки ребро правой
руки и т.д.).
Графические упражнения на переключение (продолжи строчку). Такие
36
упражнения
подбираются
с
учетом
возраста,
речевого
и
интеллектуального развития.
Работа на вербальном материале
Игры
и
упражнения,
направленные
на
формирование
таких
пространственно—временных представлений, как начало, середина, конец;
перед, за, после; первый, последний. Данные понятия важны при усвоении
ребенком последовательности звукослогового ряда, звуконаполняемости слов
простой и сложной слоговой структуры.
В целях пропедевтики ознакомления детей со звукослоговым рядом
можно
рекомендовать
создание
дидактических
игровых
ситуаций
с
использованием, например, русской народной сказки «Репка». Этот вид работы
был предложен логопедом Э.В. Рыбиной.
В ходе игры, беседы с ребенком в его пассивном и активном словаре
уточняются и закрепляются понятия: первый — последний, начало — середина
— конец, между — за — перед — после. В ходе занятий дети знакомятся с
такими
простыми музыкальными инструментами, как
дудка, барабан,
погремушка, бубен, колокольчик. На данном этапе работы дети обучаются
различать громкую и шепотную речь, учатся прислушиваться к речи взрослого,
четко выполнять инструкции, предъявленные шепотом.
Задача формирования звуопроизношения на данном этапе не является
самостоятельной, так как она тесно связана с усвоение слов разной слоговой
структуры.
Воспроизведение
слова
сопровождается
отхлопыванием
с
соблюдением ритма. Проговариваются прямые одинаковые слоги (та—та, ба—
ба), слоги с разными звуками (па—ма, ма—ма), закрытые и обратные слоги
(пап—ап).
2.Коррекционный этап
Коррекционная работа состоит из трех уровней и проводится на
вербальном материале. На каждом уровне в работу входит помимо речевого
анализатора также зрительный, слуховой и тактильный.
37
1.Уровень гласных звуков
Произнести звук А столько раз, сколько точек на кубике, либо же
хлопнуть в ладоши столько раз, сколько логопед произнес данный звук;
Пропевание звуков, повторение за логопедом, чтение букв;
Логопед отстукивает ритм, а ребенок должен в соответствии с этим
ритмом произнести гласные звуки следующим образом: А—АА; АА—А;
ААА; ААА; ААА.
2.Уровень слогов
Данный
вид
работы
нужно
проводить
на
этапе
автоматизации
и
дифференциации отрабатываемых звуков. Примеры заданий:
— Составление всех возможных слогов из предложенных букв;
— Сосчитать, сколько слогов логопед произнес (слоги прямые, обратные, со
стечением согласных);
— Назвать ударный слог в цепочке услышанных слогов;
— Чтение или повторение за логопедом серии слогов:
— Запоминание и повторение цепочки слогов: са—со—со; со—са—са; са—
со—са; со—са—со; са—са—со; со—со—са;
— Повторение за логопедом, чтение серии слогов со стечением согласных:
ста—сто—сту—сты;
— Беглое чтение слоговых таблиц с прямыми и обратными слогами, слогами со
стечением согласных;
— Запись слогов различных типов под диктовку;
3.Уровень слова
при отработке данного раздела следует учитывать следующее:
структура изученных слов
усложняется и расширяется за счет уже
имеющихся в речи ребенка конструкций;
формирование
слоговой
структуры
слов
ведется
на
основе
определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так
и в составе фразы;
38
в тяжелых случаях работу следует начинать с закрепления имеющихся в
речи ребенка слов — звукоподражаний.
переход к двусложным словам может осуществляться с помощью уже
усвоенных
простых
слоговых
конструкций:
детям
предлагаются
двусложные слова с одинаковыми повторяющимися слогами (мама, баба).
На начальном этапе при низком уровне речевого развития основной
задачей логопедического воздействия является накопление элементарного
экспрессивного словаря путем вызывания у детей подражательной речевой
деятельности в форме любых звуковых проявлений, а также расширение
объема понимаемой речи.
После того, как у ребенка возникла потребность подражать слову
взрослого, необходимо добиваться от него воспроизведения ударного слога, а
затем и интонационно—ритмического рисунка одно, двух и трехсложных слов
(звуковой состав слова ребенок может воспринимать приближенно, на данном
этапе не рекомендуется исправлять звукопроизношение). Следует обратить
внимание на формирование связного высказывания объединение двух слов в
одно предложение (Дай би–би).
С детьми, которые имеют более высокий уровень речевого развития,
работу над слоговой структурой и звукопроизношением можно проводить
параллельно: овладение слоговой структурой идет на материале освоенных
ребенком звуков, а в отработанную структуру вводятся новые, еще не
освоенные звуки. Главное не упустить осмысление ребенком значения
усваиваемого слова. Усложняя работу над слоговой структурой слов, логопед
вводит слова со стечением согласных звуков, но только при условии, что звуки,
составляющие
эти
стечения,
уже
правильно
произносятся
детьми.
Артикуляционные упражнения можно в некоторых случаях заменить
упражнениями в проговаривании слогов со стечением согласных звуков
(например, мна—мно—мну—мны). Отработанные стечения согласных звуков
затем
отрабатываются
уже
в
составе
слов,
которые
обязательно
39
проговариваются детьми по слогам. На разных этапах усвоения родного языка
виды работы над слоговой структурой слов, усложняясь, варьируются.
Работа над формированием структуры слов подкрепляется наглядностью,
в том числе индивидуальным раздаточным материалом. Она сопровождается
обучением детей правильному образованию отдельных грамматических форм
слов,
например:
прилагательных),
мама
Вова
—
—
мамина
Вовочка
(образование
(образование
притяжательных
слов
с
помощью
уменьшительно — ласкательных суффиксов), белка — белки (единственное и
множественное число существительных), а также правильному построению
фразы.
Таким образом, характер логопедического воздействия при развитии
слоговой структуры слова определяется уровнем речевого развития речи
ребенка, а также индивидуальными трудностями при овладении элементами
речи. Как уже отмечалось, развитие слоговой структуры слов ведется на основе
определенных схем слов, которые закрепляются как изолированно, так и в
составе фраз.
Порядок отработки слов с различными типами слоговой структуры
предложен Е.С. Большаковой в пособии «Работа логопеда с дошкольниками».
Автор предлагает последовательность работы, способствующую уточнению
контура слова:
Таблица 2.3.1
Последовательность работы по типам слоговой структуры:
Типы слоговой структуры слова
Примеры слов
Двусложные слова из открытых слогов
Вата
Трехсложные слова из открытых слогов
Машина
Односложные слова, представляющие собой закрытый слог
Мак, бак
Двусложные слова с закрытым слогом
Лимон
Двусложные слова со стечением согласных в середине слова
Банка
Двусложные слова с закрытым слогом и стечением согласных
Чайник
Трехсложные слова с закрытым слогом
Теремок
Трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом
Автобус
40
Трехсложные слова с двумя стечениями согласных
Матрешка
Односложные слова со стечением согласных в начале и в конце Флаг, винт
слова
Двусложные слова с двумя стечениями согласных
Звезда
Четырехсложные слова из открытых слогов
Кукуруза, черепаха
В процессе отработки слов с различными типами слоговой структуры
можно использовать следующие виды игр и упражнений.
Фонематический и слоговой анализ слов
1. Игра «Телеграф»: «передать» слово, отстучав его ритмическую структуру
(количество слогов).
2. Игра с мячом: ударить мячом об пол столько раз, сколько слогов в слове;
удары сопровождаются четким произнесением слогов.
3. Деление слов на слоги, произнесение слогов с одновременным выполнением
механического действия (нанизывание колец на стержни); сравнить слова: где
колец больше, то слово и длиннее.
4. Ребенок записывает цифру, обозначающую количество слогов в слове (слова
диктует логопед).
5. Разбор слова с количественным и качественным анализом его звукослогового
состава.
6. Разбор слова по схеме: сколько слогов в слове, какой слог первый,
последний, какой слог стоит перед заданным слогом, после заданного слога,
между заданными слогами.
7. «Разрезные картинки»: разрезать картинки на столько равных частей,
сколько слогов в слове, подписать, назвать каждый слог.
8. «Рассели животных по домам»: одноэтажный дом — кот, двухэтажный —
лиса (каждый слог записать на отдельный «этаж» дома).
9. Игра с мячом: дети передают мяч друг другу и одновременно называют слог
какого—то слова; получивший мяч ребенок называет следующий слог, и т.д.
10. Объяснить значение слова пароход; из каких 2 слов оно образовано.
41
11. Назвать лишнее слово: мартышка, бегемот, жираф, крокодил.
Фонематический и слоговой синтез слов
1. Дополнить данные слоги одинаковым слогом ША: МА+, КА+
2. Из кубиков «построить» слово, соединив кубики стрелками: ЛЕТ СА МО
3. Из двух слов образовать одно: лед, колоть (ледокол).
4. Логопед медленно произносит слово по слогам: со—ба—ка, а ребенок
произносит это слово целиком.
5. «Разрезные картинки». Ребенку дается задание сложить картинку, которая
разрезана на столько частей, сколько слогов в слове. Ребенку объясняют, что
если сложить картинку не правильно, то слоги поменяются местами и слово
потеряет смысл.
6. Образовать слово по аналогии (упражнение на словообразование): дом
домик, кот. Уточнить, какое звукосочетание появляется во всех этих словах.
7. Из карточек, на которых написаны слоги, составить слова, прочитать их.
Смешанные упражнения на анализ и синтез слов
1. Поменять слоги местами, составить слово: рады дыра, сосна насос.
2. Образовать новое слово из первых слогов двух слов: чайник + капуста =
чайка малина + машина = мама
3. Логопед произносит слово медленно по слогам: пу—го—ви—ца, а ребенок
произносит это слово целиком.
В ходе отработки слов различной слоговой структуры необходимо
обращать внимание на смыслообразующую роль фонем и семантику слов.
Вывод по второй главе
Во второй главе была описана методика диагностики, разработанная на
основе
принятых
в
логопедической
практике
традиционных
методов
обследования слоговой структуры слова (А.К. Марковой, Л.Ф. Спировой, Г.В.
Чиркиной).
42
Результаты проведенного исследования показали, что дети с общим
недоразвитием речи старшего дошкольного возраста с нарушением слоговой
структуры слова имеют особенности в формировании слоговой структуры речи.
Если нарушение слоговой структуры слова не исправить вовремя, оно
может привести к негативным изменениям в развитии личности ребѐнка.
Преодоление нарушений слоговой структуры влияет на успешность овладения
грамматическим строем речи, усвоение звукового анализа, письмо и чтение.
Основной вывод, который можно сделать по результатам данной работы
следующий: результаты исследования позволяют подтвердить задачи нашего
исследования о том что: логопедическая работа по формированию слоговой
структуры слова будет эффективной в том случае, если в работе будут
использоваться специальные коррекционные упражнения.
43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Основной
задачей
логопедического
воздействия
при
общем
недоразвитием речи является обучение связного и последовательного,
грамматически и фонетически правильного изложения мыслей, рассказа о
событиях из окружающей жизни. Это имеет большое значение для обучения в
школе, общения со взрослыми и детьми, формирования личностных качеств.
Таким образом, у детей с общим недоразвитием речи активная речь может
служить средством общения лишь в условиях постоянной помощи в виде
дополнительных вопросов, оценочных суждений. Вне специального внимания к
речи, дети малоактивны, в редких случаях являются инициаторами общения, не
обращаются с вопросами к взрослым, не оречевляют игровые ситуации. Это
обусловливает недостаточную коммуникативную направленность их речи.
Преодоление нарушений звукослоговой структуры слов, затрудняет
овладение устной, а в дальнейшем и письменной речью. Эти нарушения
достаточно стойкие, а в силу того, что звукослоговая структура речи
формируется поэтапно, в течение длительного времени под влиянием все более
полного
овладения ребенком структурой родного языка, недостаточное
внимание к своевременному усвоению этого нарушения в дошкольном возрасте
приводит к значительным трудностям его коррекции в школе.
Как показала практика, для становления слоговой структуры достаточно
эффективными являются методы и приемы, используемые мной в работе и
описанные выше.
Коррекционная
работа
складывается
из
развития
речеслухового
восприятия и речедвигательных навыков. В ней можно выделить два этапа:
подготовительный (работа проводится на невербальном и вербальном
материале), и коррекционный (работа ведется на вербальном материале).
44
При
использовании
упражнений,
ярких
и
интересных
пособий,
присутствие компьютерных технологий, все это значительно облегчит процесс
обучения, и сделает занятия более интересными и результативными.
В своей работе мы проводили исследование детей, имеющих общее
недоразвитие речи, а именно изучали нарушения слоговой структуры слова.
45
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агранович, З.Е. Логопедическая работа по преодолению
нарушений слоговой структуры слов у детей.[Текст] – СПб.:
ДЕТСТВО—ПРЕСС, 2004. – 48 с.
2. Анищенкова,
Е.С.
Логопедическая
ритмика
для
развития
речи
дошкольников[Текст] — М.: АСТ, 2008. — 60 с.
3. Бабина, Г. В.. Слоговая структура слова: обследование и формирование у
детей с недоразвитием речи./Сафонкина, Н. Ю Учебно—методическое
пособие.
[Текст]
–
М.:
Книголюб,
2005.Серия
«Логопедические
технологии». – 96 с.
4. Ванюкова,
Л.С.,
Формирование
слоговой
структуры
слова:
логопедические задания / Курдвановская, Н.В., [Текст] — М.: ТЦ Сфера,
2007. — 87 с. К
5. Винарская, Е. Н. Нарушение пространственной организации движений
взора и конечностей при зрительной агнозии // Проблемы восприятия
пространства и времени. [Текст] – Л.: Изд—во ЛГУ им. А.А. Жданова,
1961 – С. 184 – 236.
6. Волкова, Г.А.. Учебное пособие по логопедии.[Текст] — М., 1995. —
52с.
7. Волкова, Г.А. Методика психолого — логопедического обследования
детей
с
нарушениями
речи.
Вопросы
дифференциальной
диагностики.[Текст] — С.— П.: "Детство — Пресс", 2008. – 144 с.
8. Волкова, Г.А., Илюк М.А. Методика динамического обследования детей с
нарушениями речи. [Текст] — С.— П. 2006. – 70 с.
9. Выготский, Л.С. Мышление и речь//[Текст] Собрание сочинений. – М.,
2006. – 208 с.
10.Выготский, Л.С. Развитие устной речи.// [Текст] Детская речь. — М.,
2006. Ч. 1. С. 51—78.
46
11.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи.[Текст] — М.: 2006.—
470с.
12.Гвоздев, А. Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка.
[Текст] — СПб., 1995. — 12 с.
13.Гвоздев, А. Н. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у
детей дошкольного и школьного возраста.[Текст] — СПб., 2008. — 89с.
14.Гордина, М.В. О различных функциональных единицах языка. —[Текст]
М.: Слово, 2000. — 218 с.
15.Гуровец, Г.В., Давидович, Л.Р., Медико—педагогическая характеристика
сложных форм патологии речи [Текст] . — СПб., 2002. — 58с.
16.Гуровец, Г. В. Маевская, С. И. Обучение и воспитание детей с
нарушениями речи [Текст] . — М., 2000. — 78с.
17.Есечко, Л.Б. Особенности овладения звуко—слоговым составом слова
учащихся с общим недоразвитием речи // [Текст] Современное состояние
исследований в изучении, обучении, воспитании и трудовой подготовке
детей с нарушением умственного и физического развития. — М.: Логос,
2007. — 217 с..
18.Есечко, Л. Б. Формирование правильного слогового состава слова в
произношении детей с общим недоразвитием речи в подготовительном
классе. [Текст] — М., 2005. — 3с.
19.Ефименкова, Л.Н. Формирование речи дошкольников. —[Текст]
М.:
Просвещение, 2006. — 213 с.
20.. Жинкин, Н. И. Нарушение речи у дошкольников. [Текст] — М., 1972. —
55с.
21.Жинкин, Н.И. Язык, речь и текст/Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Логопедия.
Заикание. Хрестоматия. [Текст] — М.: Эксмо—Пресс, 2001. — 564 с.
22.Иншакова, О.Б. Альбом для логопеда. [Текст] — М.:Просвещение, 2000.
— 546 с.
23.Карпова,
С.Н.
Развитие
речи
и
познавательных
способностей
47
дошкольников 6—7 лет [Текст] / Мамаева В.В.—— СПб.: Речь, 2007. —
144 с.
24.Карпова, С.Н. Осознание словесного состава речи дошкольниками.
[Текст] — М., 2000. — 87с.
25.Кольцова, М. М. Ребенок учится говорить [Текст] —— М.: «Сов. Россия»,
1973.
26.Курдвановская, Н.В.
Формирование слоговой структуры слова:
логопедические задания. [Текст] / Ванюкова, Л.С.– М.: ТЦ Сфера, 2007. –
96 с. – (Логопедия в ДОУ)
27.Левина, Р.Е. Нарушения речи у детей дошкольного возраста.[Текст] —
М.: Наука, 2004. — 234 с.
28.Леонтьев, А. А. Язык и речевая деятельность в общей и педагогической
психологии:
Избранные
психологические
труды.
[Текст]
—
М.:МПСИ,2004.—534 с.
29.Леонтьев, А. А. Основы психолингвистики. [Текст] — М., 2001. — 61с.
30.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред.
Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. [Текст] —— М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС, 1998. — 680 с.
31.Лурия, А.Р. Лекции по общей психологии.[Текст] — СПб.: Питер, 2004.
— 320 с.
32.Лурия, А.Р. Основы нейропсихологии. [Текст] — М.: Издательство
Московского университета, 2003. — 374 с.
33.Маркова, А.К. Особенности усвоения слоговой структуры слова у детей,
страдающих алалией.
[Текст] // Школа для детей с тяжелыми
нарушениями речи / Под ред. Р.Е. Левиной. — М., 1961. — С. 59—70
34.
Сазонова, С.Н. Развитие речи дошкольников с общим
недоразвитием речи. М.: Академия, 2005.
35.Селиверстов, В.И. Понятийно—терминологический словарь логопеда.
М.: Просвещение, 1997.
48
36.Сикорский, И.А. О заикании. (— СПб., 1889 —— С. 38—152)
//Хрестоматия по логопедии (извлечения и тексты). Учебное пособие для
студентов высших и средних учебных заведений: В 2 тт. Т.I / Под ред.
Л.С. Волковой и В.И. Селиверстова.[Текст] — М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОC, 1997
37.Слобин,
Д.Б.
Когнитивные
предпосылки
развития
грамматики.
Психолингвистика. – М.: Просвещение, 1984. – 168 с.
38.Сомкова, О.Н. Новые подходы к организации работы по развитию речи
детей дошкольного возраста [Текст] // Детский сад: теория и практика.
2012. №11. С. 458—459.
39.
Сохин, Ф.А., Подготовка детей к школе в детском саду. М.:
Педагогика, 1997.
40.
Тихеева, Е.И. Развитие речи детей (раннего и дошкольного
возраста). М.: Просвещение, 1981.
41..Ткаченко, Т.А. Если дошкольник плохо говорит. [Текст] — СПб., 2007.
42.Туманова, Т.В. Развитие словообразования у дошкольников и младших
школьников с ОНР
[Текст] // Воспитание и обучение детей с
нарушениями развития. 2003. №6. С. 54 —58.
43.
Ушинский, К.Д. Избранные педагогические произведения. М.:
Дрофа, 2005.
44.Федоренко, Л.П., Методика развития речи детей дошкольного возраста
[Текст] / Фомичева, / Г.А. Лотарев В.К.. М.: Академия, 2011.
45.Филичева, Т.Б.,
Психолого—педагогическая характеристика детей с
общим недоразвитием речи /Туманова Т.В./ Логопедия. 2006. №2. С. 57—
68.
46.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Устранение общего недоразвития речи у
детей дошкольного возраста.— [Текст] Практическое пособие. – М.:
Айрис Пресс, 2008.
47.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В., Миронова С.А., Лагутина
49
А.В. Коррекция нарушений речи. [Текст] Программы дошкольных
образовательных
учреждений
компенсирующего
вида
детей
с
нарушениями речи.— М.: Просвещение, 2008.
48. Эльконин Д.Б. Введение в психологию развития.[Текст] — М.: Тривола,
2001.
50
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
План - конспект индивидуального занятия по формированию слоговой
структуры слова у старших дошкольников с общим недоразвитием речи
51
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: «Формирование слоговой структуры слов в игре»
Цель:
1) Закрепить умение правильно произносить звук «р» в открытых слогах;
2) Учить произносить звук «р» в словах с открытыми слогами;
3) Продолжать формировать слоговую структуру 3-х сложных слов с
закрытым слогом;
4) Продолжать учить делать звуковой анализ односложных слов;
5) Закрепить умение делить слова на слоги (2-3 слога);
6)Закрепить умение согласовывать существительные с числительными;
7) Развивать память, внимание, логическое мышление.
Ход занятия:
1) Артикуляционная гимнастика:
«Почистим верхние зубки», «Качели», «Грибок», «Лошадки».
2) Введение в тему.
Игра «4 лишний» (на слух).
Назови лишнее слово: Маша, Оля, Люда, Рома.
Рубашка, плащ, пальто, шуба.
Велосипед, ракета, автомобиль, мотоцикл.
Баклажан, вишня, рыба, кабачок.
Итак, лишние слова – Рома, рубашка, ракета, рыба. Какой одинаковый
звук есть во всех этих словах? (р). Сегодня мы будем продолжать учиться
правильно произносить этот звук.
3) Игра «Произнеси слоги». Ребѐнок произносит 3 слога, а логопед
говорит слово и показывает картинку.
Ра – ра – ра – рак (ракета, рама, радуга, ранец)
Ро – ро – ро – рот (роза, робот, перо, ведро)
52
Ру – ру – ру – руки ( рубашка, рубанок, парус, кенгуру)
Ры – ры – ры – рыба (рысь, горы, куры, комары)
4) Игра «Эхо». Я назову слог, а ты повтори его несколько раз всѐ тише и
тише. (ра-ра-ра…)
5) Произнесение слогов с изменением ритмического рисунка (изменение
ударения).
Ра-ра-ра, ра-ра-ра, ра-ра-ра. Ру-ру-ру, ру-ру-ру, ру-ру-ру.
Ро-ро-ро, ро-ро-ро, ро-ро-ро. Ры-ры-ры, ры-ры-ры, ры-ры-ры.
6) Договаривание предложений с опорой на картинки.
«На снегу сидит большая, серая …. (картинка вороны).»
«Пете купили новый … (барабан)»
«У мамы новое, зелѐное …( ведро )».
«На голове у короля была золотая … (корона)».
7) Послушай слова (можно показать картинки): кукуруза, ромашка,
корыто, топор, носорог, корова.
Что здесь может само двигаться? Что не может?
Какие из слов относятся к животным? Какие к растениям?
8) Физминутка. Игра с мячом «Скажи ласково». (слоговая структура)
Ветер – (ветерок) сахар – (сахарок) вечер – (вечерок)
Ручей – (ручеѐк) катер – (катерок) веер – (веерок)
Город – (городок) пирог – (пирожок)
9) Работа с карточками.
Разложи карточки в столбик.
Назови слова в верхнем ряду слева направо;
Назови слова в нижнем ряду справа налево;
Выбери любые 2 карточки, запомни слова и назови их;
Найди слова с тремя слогами (частями), которые можно отхлопать 3
Найди предметы к которым подходит слово «мой».
раза.
53
10) Звуковой анализ слов: рак, рот (картинки и схема).
11) Игра «1,2,3,4,5».Согласование существительных с числительными.
(воробей, пирамида, баран)
12) Игры на формирование слоговой структуры слов.
«Подумай и ответь» - « Чем рубят дрова?» - (топором.)
«Где растѐт куст?» -( за забором)
«С чем пьют чай?» - ( с сахаром)
«За чем ухаживает моряк?» - (за катером)
«Чем доволен музыкант?» - (гитарой
«Чем бабушка угостила Нату?» - (кефиром)
«Чем дети угостили маму?» - (горохом)
«Чем мама обмахивается , когда ей жарко?» - (веером)
Игра «Слоговое лото».
13) Развитие мелкой моторики «Сложи ракету»
Повторение пройденного материала:
О чем мы сегодня говорили?
Какой звук повторяли?
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв