Санкт-Петербургский государственный университет
Факультет политологии
Кафедра российской политики
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ: Особенности
функционирования левого
движения в политической системе современной России
По основной образовательной программе высшего образования бакалавриата
«Политология» по направлению 030200 «Политология»
Студента (бакалавра)
Реброва Сергея Александровича
_________________________________________________________________
Ф. И. О.
Рецензент
Баранов Николай Алексеевич
_______________________________
Ф.И.О
д.полит.н., профессор
________________________________
уч. степень, уч. звание
Научный руководитель
Белоус Владимир Григорьевич
_______________________________
Ф.И.О.
д.филос.н., профессор
_______________________________
уч. степень, уч. звание
Наличие неправомерных заимствований (%) ____________________
Санкт-Петербург
2016
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ---------------------------------------------------------------------------------3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Политическая система современной
России сформировалась в результате коренного перелома общественнополитической жизни на протяжении периода конца восьмидесятых ˗ начала
девяностых годов. В качестве теоретического образца, были взяты
политические системы развитых западных стран, в частности США и
Франции. Изменения коснулись и партийной системы. Крах политической
монополии КПСС, открыл дорогу множеству иных политических сил ещё в
период последних лет Советского Союза. При формировании политической
системы новой независимой Российской Федерации произошло классическое
разделение на политические силы, желающие кардинальных изменений, то
есть левые, и на силы, желающие всеми способами сохранить устоявшуюся
систему, то есть правые.
Большинство новообразующих политических партий и движений заявили о
себе, как о политических силах, относящихся к правой части политического
спектра. Простое объяснение этого в том, что понятия, которыми
оперировали различные левые силы, нас елением т радиционно
отожествлялись с КПСС и на фоне кризиса доверия к правящей партии, идеи
левого толка оказались дискредитированы в принципе.
В условиях нескольких десятилетий цензуры и идеологического контроля,
политический дискурс в советском обществе развивался исключительно в
рамках марксистского учения. Даже самые минимальные отклонения от
марксизма-ленинизма воспринимались как “оппортунизм” и немедленно
сворачивались и запрещались. В результате, в рядах диссидентского
движения сформировалось левое крыло в составе различных идеологических
течений левой части политического спектра. То есть в момент
противостояния с политическими оппонентами на исходе существования
Советского Союза, левые силы не смогли выступить единым фронтом.
Степень разработанности темы. Отечественные левые политические
организации в силу своей специфики, не слишком популярная тема в
отечественной исследовательской литературе, и изучение особенностей
российского левого движения было бы полезно в научном плане. В
историческом контексте политический опыт левых партий в истории
российского государства чрезвычайно богатый и интерес к изучению
современных партий левого части политического спектра в России, с учётом
их разнообразности, весьма велик. С принятием закона о партиях 2012 года
изменилось и само российское партийное пространство, дав возможность,
появления многих новых левых политических структур. В отечественной
политической науке тематика российского левого движения раскрывается в
следующих работах и статьях: Б.Ю. Кагарлицкий “Политология революции”,
В. Шевченко “Левое измерение современного российского общества”, Е. Ю.
Емкова “Идейно-теоретические и социально-экономические основания и
структурирования левого движения в современной России” и др.
В данной работе подробно рассмотрены различные идеологические оттенки
современных российских левых, их сходства, различия, а так же их роль в
политической жизни государства. Произведён анализ их политических
программ и выявлены причины отсутствия единства в отечественном левом
движении.
Гипотеза исследования - левое движение постсоветской России, начиная с
начала девяностых годов,
коренным образом не изменилось. Жёсткое
разделение отечественных левых на крупных игроков, так или иначе
связанных с властью, и на небольшие маргинальные структуры и партии,
сохранилось и по сей день.
Объектом исследования являются политические процессы в современной
России и влияние политических партий и общественно-политических
движений на изменения политической системы общества.
Предметом исследования является современное российское левое движение,
программы и законодательные инициативы политических партий, движений
и группировок.
Целью данного исследования является структурирование современного
российского левого движения, которое с одной стороны происходит
объективно и независимо от сознания исследования, а с другой стороны
требует адекватного и точного научного анализа.
Задачами данной работы являются:
1)
Теоретическое осмысление различных подходов к пониманию
терминов “левые” и “правые”.
2)
Изучение особенностей формирования левого движения в
постсоветской России.
3)
Анализ структур левых политических партий и группировок в
современной России.
4)
Выделение и подробное изучение региональных особенностей
левого движения в России.
5)
Формулирование и рассмотрение базовых постулатов программ
левоцентристских партий и группировок.
6)
Формулирование и рассмотрение базовых постулатов программ
леворадикальных партий и группировок.
7)
Выявление причин отсутствия единства в российском левом
политическом движении.
Источниками настоящего исследования выступили работы различного
формата (статьи, законодательные акты, партийные программы и
монографии).
Теоретической и методологической основой исследования в первую
очередь, выступают методы и подходы, используемые классиками в
соответствующих областях знаний, и обнаруживаемые в различных
авторских работах.
Структура выпускной квалификационной работы. Работа состоит из
введения, трёх глав, объединяющие шесть параграфов, заключения и списка
литературы.
Глава 1 История формирования и функционирования левого
политического движения постсоветской России
1.1 Теоретико-методологический аспект исследования современного
левого движения
Под термином “левое движение” имеется в виду совокупность политических
организаций различного типа: политические партии и общественнополитические движения, относящиеся к левой части политического спектра
(с точки зрения различных подходов). Их политическая деятельность,
происходит либо совместно, либо в противовес друг другу.
В качестве ведущих коренных различий между политическими партиями и
общественно-политическими движениями выделяются следующие:
1)
В отличие от политических партий, у общественно-политических
движений более широкая социальная база.
2)
О б щ е с т в е н н о - п ол и т и ч е с к и е д в и же н и я , ка к п р а в и л о ,
придерживаются только одной политической концепции и добиваются
решения одной крупной политической проблемы, имеют одну цель, а не
комплекс целей, как партии (достигнув этой цели, движение
прекращает свое существование).
3)
Центром политической активности в общественно-политическом
движении выступает его ядро (авангард) — инициативные группы.
4)
Общественно-политические движения не так долговременны, как
политические партии.
5)
В отличие от партий, общественно-политические движения
стремятся воздействовать на власть при помощи различных методов. То
есть повернуть власть в свою сторону.
В современной политической науке общие критерии дифференциации
различных политических течений на “левых” и “правых” довольно различны
в зависимости от определённого теоретического подхода. Причина данной
неопределённости заключается в смешении идеологического и структурнофункционального подходов.
Идеологический подход закрепляет за каждой частью политического спектра
определённый набор идеологем, на столкновении которых и просходит
политические столкновения “левых” и “правых”. Согласно данному подходу,
критерием различия может служить известный революционный лозунг
“Свобода, Равенство и Братство!”1.
Левые концентрируются на таких понятии как “равенство”, даже если во имя
его придётся ограничить свободу. На основе идеологического подхода к
л е в ы м от н о с я т с о ц и а л - д е м о к р ат и ч е с к и е , с о ц и а л и с т и ч е с к и е и
коммунистические партии, ставящие перед собой цели стремления к
равенству влоть даже до достижения бесклассового общества. Правые же
делают упор на “иерархии”, полагая, что социально-экономическое
неравенство есть само по себе естественно-природное явление.
1 Лебедев С.В. Левые и правые в истории русской политической мысли // Россия: прошлое, настоящее и
будущее: материалы Всероссийской научно-практической конференции. СПБ. , 1996. С. 72.
Коллосальное влияние на содержание понятий “левые” и “правые” оказал
немецкий экономист и философ Карл Маркс. Основываясь на критике
капиталистического способа производства, диалектическом материализме и
теории классовой борьбы, Маркс разработал собственное учение,
получившее название “марксизм”2 .
Суть марксистской теории заключалась в материалистическом понимании
истории на о снове развития средств производства и борьбы
противоборствующих классов (раб-рабовладелец, крепостной-феодал,
пролетарий-капиталист). Марксизм и его разновидности стал идеологической
основой большинства левых партий своего времени, и даже сейчас
состовляет базис программных документов многих политических партий
левого спектра (в основном леворадикальных).
В дальнейшем на содержание понятия “левые” повлияло появление движения
“новые левые”. В противовес “старым левым”, делающим упор на поддержке
рабочего движения, новые выступали против обезличивания массовой
культуры, милитаризма и тд.
В современном мире с точки зрения идеологического подхода, левые
политические силы можно условно разделить на левоцентристские партии и
леворадикальные. Левоцентристы ставят перед собой главную задачу в
защите социальных гарантий в рамках рыночной экономики. Леворадикалы
же стремятся к кардинальных социалистическим преобразованиям.
2 Шубин А.В. Социализм. “Золотой век” теории. М.; Новое литературное обозрение, 2007. C. 138.
С точки зрения структурно-функционального подхода, идеологические темы
выведены “за рамки”, а в качестве критерия различия для типологизации взят
принцип отношения к существующему общественно-политическому и
экономическому строю. К “правым” в данном контексте относятся те
политические силы, которые выступают за сохранение существующего строя,
к “левым”- те, кто настаивают на его изменениях. Данный подход имеет
историческую природу, берущую своё начало со времён Великой
Французской революции, когда депутаты Французского Учредительного
собрания разделились по политическим позициям. Собрание разделилось на
правую сторону и левую сторону, сидящих по правую и левую руку от
председателя: правая сторона-консервативная, левая сторона- деструктивная,
центр-двухпалатный роялизм3.
В начале двадцатого века подобный подход признавался учёными, и
определялся как методологический подход к пониманию партийнополитического спектра и стратегических задач любой политической борьбы4.
Такого рода позиция основных политических координат предпологает, что
идеологическое начало не является самодостаточным, и его местоположение
в политическом спектре может измениться в зависимости от того, как она
настоена та или иная идеология, - революционно или защитно.
Идеолого-политические споры не раз велись на тему, в какой форме должна
проходить политическая борьба, той или иной политической силы.
3
Карлейль Т. Французская революция: История. СПб, 1907 С. 152.
4 Оппенгеймер Ф. Государство. М., 1912. C. 153-154.
Радикальные элементы считали,что “единство революционных масс” обязано
быть признанно в качестве основы политической борьбы. Политическая
партия же должна быть авангардом масс и приложить все усилия к
поддержки их борьбы. Охранительные элементы, наоборот, полагали, что
важнейшим условием политической борьбы является её легальность.
Со стороны структурно-функционального подхода, центром всего
политического спектра является государственная власть, осуществляемая в
обществе на каждый исторический момент. Позиционирование определённых
политических партий и идеологий по отношению к существующей власти
предпологает под собой три ключевых момента:
1)
Определённая политическая партия может осуществлять или же
поддерживать власть , и тогда данную политическую силу следует
именовать “центристской”.
2)
Партия может не соглашаться с властью, но при этом
осуществлять деятельность в рамках закона. В этом случаи, она
относится к “радикальным” структурам.
3)
Политические силы, чьи действия выходят за рамки правового
пространства, оказываются в рядах “экстремистских” сил.
Если мы проведём наложение одной системы координат (“правые” и “левые”)
на другую систему координат (“центристы”, “радикалы”,”’экстремисты”), то
такого рода система позволит структурно-функциональный подход с
историческими реалиями.
В научном мире существуют и иные взгляды и теории на содержание понятий
“левые” и “правые”. Некоторые исследователи вообще считают, что деление
политических сил на “левых” и “правых” является устаревшим.
Однако, при рассморении различных преемуществ того или иного подхода,
можно проследить определённую взаимосвязь.
1.2 Особенности становления левого движения в постсоветской России
Специфика отечественных политических процессов времён распада СССР
связана с крушением советской политической системы. В условиях кризиса
доверия КПСС, новоформирующимся партиям левого толка, не только
социал-демократиче ским, но и коммунистиче ским, повсеме стно
провозглашались принципы парламентаризма. Участие в борьбе за места в
парламенте обозначалось не ведением дисскуссии или какими-либо иными
обсуждениями среди теоретиков и идеологов, а как нечто само собой
разумеющееся5.
Одной из главных особенностей становления левых политических партий в
постсоветской России, является то, что на протяжении периода девяностых
годов, в стране так и не появилось влиятельной и конкурентноспособной
социал-демократической партии. Рассматривая большинство бывших
Восточно-Европейских социалистических государств, коммунистические и
социалистические партии, после распада мировой социалистической
системы, трансформировались в социал-демократические. Вместо
использования тезисов о “классовой борьбе”, эти партии стали отстаивать
демократиче ские свободы и социальные гарантии в условиях
капиталистической системы хозяйствования. В связи с подобными
изменениями, многие из бывших правящих коммунистических партий даже
5Кагарлицкий Б.Ю. Сборник статей и интервью 1995-2000 http://www.e-reading.club/bookreader.php/114054/
Kagarlickiii_-_Sbornik_stateii_i_interv%27yu_1995-2000.html (13.05.16)
стали членами Социалистического интернационала. И как показали
результаты первых свободных выборов в Восточной Европе, новые социалдемократы смогли прийти к власти в большинстве стран.
В России же в 1993 году была создана Коммунистическая партия Росийской
Федерации (КПРФ), которая позиционировала себя как прямая наследница
КПСС и КП Р СФСР 6 . В отличии от многих других ведущих
коммунистических партий мира, которые после распада мировой
социалистической системы стали социал-демократическими, КПРФ
продолжила политическую деятельность, согласно программе, в рамках
марксизма-леннинизма.
В условиях электоральной конкуренции за места в парламенте, КПРФ
принимала участие во всех избирательных компаниях в Государственную
Думу. В результате партия имела своих депутатов в парламенте в течении
всех созывов. Уровень электоральной поддержки КПРФ в разное время
состовлял от 11 до 22%. Политическим триумфом партии явились выборы
1995 года, когда Коммунистическая партия набрала 22% голосов и имела
самую большую депутатскую фракцию Государственной Думы второго
созыва.7
Условия идеологического становления левых в постсоветской России
существенно различались с тем же становлением левых в начале двадцатого
века в дореволюционной России. Включение Российской Федерации в
6
http://kprf.ru/party/ (13.05.16)
7 http://www.politika.su/fs/gd2rezv.html (13.05.16)
систему мировых рыночных отношений оказало существенное влияние и на
концепции политических идей левого спектра. Если в Российской империи
главной задачей левых партий было кардинально поменять или даже сломать
политическую систему российского государства того времени, то в
постсоветской России в рядах большинства левых партий и группировок
господствовала консервативная тенденция к реставрации старой советской
системы.
Ещё в последние годы существования Советского Союза в рядах КПСС,
сформировалась так называемая “русская платформа”, чьи взгляды строились
на синтезе коммунистических и националистических возрений8. Подобная
тенденция и определила вектор развития большинства левых сил, не только
на территории России, но и на всём постсоветском пространстве. Вместо
и с п о л ь з о в а н и я м а р к с и с т с ко г о к л а с с о в о г о п о д хо д а , б ы в ш и е
коммунистические силы переключились на национально-патриотическую
риторику. С точки зрения политической теории сочетание марксизма и
национализма невозможно, потому как одним из основных постулатов теории
Маркса является классовая борьба. Национализм же подразумевает единение
всех слоёв нации ради некой общей цели. Тем не менее такое сочетание
появилось и ещё в девяностые годы оно получило название “краснокоричневые”.
Популярность “красно-коричневого” политического дискурса в российской
левой среде была вызвана определёнными причинами:
8 Митрохин Н.А. Русская партия. Фрагменты исследования. Новое литературное обозрение 2001. № 2 (48)
1) Массовое падение уровня жизни в ходе радикально-буржуазных
реформ.
2) Множество межэтничестких и межнациональных конфликтов как на
территории России, так и на постсоветском пространстве.
3) Ностальгия по Советскому Союзу в связи с резким обострением
экономической ситуации.
4) Ослабление позиции государства на международной арене.
Самой известной партией, открыто относящей себя к красно-коричневым,
была основанная в 1993 году, Национал-большевистская партия (НБП).
Основателем данной политической структуры выступил бывший советский
диссидент-эмигрант Эдуард Лимонов. Главным идеологом партии стал А.Г.
Дугин, который впоследствии разошёлся во взглядах с Лимоновым.
Согласно программе 1994 года, НБП выступала за социальную
справедливость в экономике, жёсткую имперскую внешнеполитическую
доктрину и гражданские права и свободы. По мнению ряда исследователей,
ранняя идеология НБП была скорее откровенно фашистской, чем краснокоричневой9. Идеологию национал-большевиков можно описать как
трактовку русской революции с позиций консервативной геополитики,
консервативного цивилизационного подхода.
Учитывая, что формирование левого движения в постсоветской России
происходило в условиях открытой оппозиции к неолиберальному курсу
9 Малер А. Национал-большевизм: конец темы http://www.apn.ru/publications/print1286.htm (13.05.16)
правящей власти, требования росcийских левых во многом совпадали с
требованиями национал-патриотической оппозиции политике Б.Н. Ельцина.
Недовольство левых сил касалось массовой приватизации, ухудшения
условий труда, а так же коллосального различия дохов богатых и бедных.
Национал-патриоты же делали упор на массовую убыль населения, а так же
на ослабление позиции государства на международной арене.
Общей целью, как левых, так и национал-патриотов стало “возрождение
величия Отечества”. То есть яркая антиреформаторская риторика стала
обиходом и левых, и национал-патриотических сил, как и оперирование
традиционилистским подходом
Различные левые политические концепции того времени, складывались в
условиях традиционного идеологического наследия марксизма и влияния
внешнего идеологического фактора. В результате социалистические
концепции подверглись пересмотру с одной стороны с ознакомления с
трудами неортодокласльных марксистских теоретиков, а с другой в контексте
особенной политической культуры. В начале двадцатого века марксизм
находился в жёсткой конфронтации не только с либерализмом и его
направлениями, но и пребывал в оппозиции к консерватизму и национализму.
В постсоветской России при формировании партийных программ, из
марксистской теории выделялись наиболее приемлимые для политической
обстановки положения. Чаще всего игнорировалось материалистическое
отношение теории Маркса к религии.
Таким образом, формирование левого движения в постсоветской России
оказалось более ориентировано на национальную консолидацию, чем на
марксистский классовый подход. Перед российскими левыми силами стояла
практическая и теоритическая задача синтеза исторического опыта марксизма
в России и национально-освободительной борьбы с “вестернизацией”. То
есть один из базовых постулатов марксизма в виде классовой борьбы, был
заменён в программах определённых левых партий, в том числе КПРФ, на
“обьединение народно-патриотических сил”.
Согласно позиции, председателя ЦК КПРФ Г.А. Зюганова особенности
национальной идеи России состоят в исключительной духовности,
государственичестве и православном мироощущении10.
Большинство российских левых партий и группировок девяностых годов
оказались далеки от насильственных методов достижения власти, от идеи
социалистической революции, выступая с методов легальной политической
борьбы при помощи участия в выборах, проведения мирных демонстраций и
пикетов. Подобных возрений придерживалась не только КПРФ, но и другие
левые партии и движения.
В 1991 году была создана Социалистическая партия трудящихся (СПТ),
которая в отличие от иных левых структур не привязывала свою идеологию к
марксизму, позиционируя себя как партия лево-социал-демократической
ориентации11. Данная партия не продемонстрировала широкой политической
10 Зюганов Г.А. Россия – родина моя. Идеология государственного патриотизма. М.: Информпечать. 1996.С.
56.
11 http://old.nasledie.ru/oborg/2_18/0102/03.htm (13.05.16)
деятельности, в рамках избирательных кампаний девяностых годов.
Некоторые представители высшего руководства СПТ избирались депутатами
Государственной Думы, но баллотировались они лишь от различных
избирательных блоков. С конца девяностых партия фактически прекратила
свою деятельность, хотя официально распущена так и не была.
Другим примером является первая коммунистическая партия, созданная
после распада СССР, Всесоюзная коммунистическая партия большевиков
(ВКПБ). Истоки партия брала из Большевистской платформы КПСС, члены
которой, находились в оппозиции к политике генерального секретаря ЦК
КПСС М.С. Горбачёва. В отличие от многих иных левых структур ВКПБ,
придерживаясь ортодоксальных марксистских взглядов, никогда и не
пыталась участвовать в выборах. Согласно партийной программе, главной
целью партии является социалистическая революция12, однако до реализации
этого лозунга дело так и не дошло. Несмотря на отсутствие активной
политической деятельности, ВКПБ существует и поныне, сохраняя
численность в двадцать тысяч членов13.
Как мы видим, в постсоветской России не сложилась конкуренция левых
партий в избирательном процессе. С самого своего основания, партия КПРФ
стала крупнейшей левой партией в Российской Федерации. Иные левые силы
существовали в российском политическом пространстве, но никакую
реальную конкуренцию они ей составить не cмогли.
12
http://vkpb.ru/index.php/programma-vkpb (13.05.16)
13 http://www.aif.ru/politics/russia/41401 (13.05.16)
Глава 2 Типология современного российского левого политического
движения
2.1 Структура левых политических организаций
Структура различных левых политических партий и группировок в России во
многом зависит от определённого ряда факторов:
1)
Законодательный фактор.
2)
Исторический фактор.
3)
Численный фактор.
4)
Идеологический фактор.
Законодательство Российской Федерации имеет общие требования к
структуре политических партий, вне зависимости от их положения на
политическом спектре. В законодательстве современной России содержится
определённый ряд требований к структуре политических партий14:
1)
Коллегиальность и выборность всех партийных органов, сверху до
низу.
2)
Территориальный принцип организации партийных структур.
3)
Наличие контрольных и ревизионных органов.
4)
Проведение партийных съездов и сроки полномочий высших
партийных органов в определённый срок (4 года).
14 Гельман В. Я. Политические партии от конкуренции - к иерархии// Полис. 2008. № 5.
С точки зрения отечественного законодательства, российские политические
партии вправе в границах, отведённых федеральными законами,
самостоятельно определять определённые вопросы внутрипартийного
характера. При этом, по мнению ряда исследователей, внутренее устройстиво
любой политической партии есть её представление об устройстве
государственной власти в целом15.
С точки зрения политической истории, структура современных российских
левых партий во многом связана с историческим наследием партийной
системы Росийской империи и СССР. Связан исторический фактор, в
основном, с различными коммунистическими и социалистическими партями.
Ряд российских коммунистических партий (КПРФ, РОТ ФРОНТ, ОКП) имеет
внутрипартийную структуру, схожую с КПСС. Высший орган партий между
съездами называется “Центральный комитет” (ЦК) и по своей структуре
орган имеет те же принципы функционирования, что и ЦК КПСС16.
Исполнительные органы Центрального комитета также имеют те же названия
и функции, что исполнительные органы ЦК КПСС (Президиум или
Политбюро ЦК и Секретариат ЦК).
Должность главы ряда российских коммунистических партий отличается
различным уровнем полномочий, сохраняя при этом общее название
должности ( первый секретарь, генеральный секретарь или председатель ЦК).
15
https://www.lawmix.ru/comm/5206 (13.05.16)
16 https://kprf.ru/party/charter (13.05.16)
Уставы большинства российских левых партий по традиции с КПСС,
демонстрируют жёсткий уровень внутрипартийных отношений. Во многих
росийских левых партиях (КПРФ, “Справедливая Россия”) запрещены
фракции, закреплены правила непосредственного участия в одной из
партийных организаций и сами по себе партии имеют уставную модель
демократического централизма17.
Численность партийного актива оказывает существенное влияние на
структуру российских левых организаций в целом. В силу крайне низкой
численности, многие российские левые группировки не имеют районных
отделений в городах, концентрируясь исключительно на городских или
областных комитетах (“Левый фронт”, РСД).
Существование “координационного совета”, как высшего партийного органа,
с прикреплением одного координатора на субъект Российской Федерации
тоже связано с небольшой численностью многих левых политических
структур (РСД).
В зависимости от идеологической состовляющей, структура определённой
левой организации может существенно отличаться. В российском левом
движении помимо коммунистических партий, с непреклонным запретом
внутрипартийных фракций, существует ряд иных левых структур, где
суще ствования фракций разрешено. К примеру, в Ро ссийском
социалистическом движении (РСД) существует ряд партийных фракций,
предусмотренных уставом: “Рабочая платформа”, “Феминистская
17 http://www.spravedlivo.ru/5_48426.html (13.05.16)
пелатформа” и тд18. Наличие фракций, обусловлено широким спектром
идеологических постулатов, позволяющим сосуществование различных
социалистических течений в рамках одной организации.
18 http://anticapitalist.ru/dejstvie/rsd/v_sostave_rsd_sozdana_rabochaya_platforma.html (13.05.16)
2.2. Региональные особенности российского левого движения
Различные российские левые партии и группировки по разному подходят к
региональной специфике. Крупные левые структуры (КПРФ, “Справедливая
Ро ссия”) традиционно не имеют координационных советов на
межрегиональном уровне. Связана подобная практика с установками на
централизм, закреплённый в уставах данных партий, а также с их
численностью, за счёт которой, координационные советы просто не
требуются.
В плане активной деятельности различных региональных отделений крупных
левых структур играют решаюшую роль три фактора:
1)
Личностый фактор.
2)
Административный фактор.
3)
Фактор региона.
Роль личности в политической деятельности является неотемлемой чертой
российской политики в целом. Зачастую от личностых характеристик того
или иного регионального партийного руководителя зависит работа всего
регионального отделения, как в отрицательную, так и в положительную
сторону.
Административный ресурс во многом связан с личностным фактором. С
возвращением губернаторских выборов, в ряде регионов главами субъектов
стали кандидаты от крупных левых партий (КПРФ, “Справедливая Россия”).
Во многом за счёт поддержки новы-избранных губернаторов местные
региональные партийные отделения смогли усилить свои позиции в ряде
региональных парламентов ( город “Новосибирск”, Иркутская область).
Региональный фактор является объективным показателем политических
возможностей того или иного региона. Позиции определённой левой
политической организации в том или ином субъекте могут различаться за
счёт преобладания населения или экономического развития региона.
Политическая деятельность менее крупных левых партий и группировок
сосредоточена, как правило, в крупных городах.
Связана подобная практика с определённым рядов причин:
1)
Небольшая численность всей организации в целом.
2)
Отсутствие ресурсной базы из-за малого количества взносов.
3)
Отсутствие какой-либо агитационной работы с населением.
На примере региональной специфики города Санкт-Петербурга, можно
проследить определённые позиции левых партий в региональном аспекте. В
сравнении с большинством других субъектов Российской Федерации, СанктПетербург имеет гораздо большую численность населения (более 5
миллионов), что и отражается на позициях региональных партийных
отделений.
Наиболее крупные левые силы (КПРФ, “Справедливая Россия”) имеют в
Санкт-Петербурге городские отделения, обьединяющие районные отделения
партий в городе 19. В зависимости от кадровых характеристик того или иного
районного отделения, определяется влияние всей партии в том или ином
районе города. Проявлять себя местные районные отделения могут, главным
образом, за счёт участия в выборах в муниципальные образования,
проведения пикетов и митингов, а так же активного участия в общественной
жизни района. В связи с ограниченным числом ресурсов, районные
отделения, как правило, либо распологаются в приёмных депутатов
различного уровня, либо самостоятельно арендуют небольшие помещения.
Менее крупные левые партии и группировки в силу своей небольшой
численности и ограниченности ресурсов, не имеют районных отделений,
ограничиваясь городскими. В зависимости от определённой структуры,
определяется разная степень влияния в городе в целом.
Ряд левых группировок имеет связи с известными лицами различного уровня,
что зачастую, влияет на их влияние в городе. К примеру, малочисленная
Объединённая коммунистическая партия (ОКП) имеет тесный контакт с
депутатом Законодательного собрания Санкт-Петербурга Ириной Комоловой,
что по факту, обеспечивает городской комитет ОКП дополнительными
ресурсами и влиянием.
19 http://cprfspb.ru/177.html (13.05.16)
Глава 3 Особенности программных принципов левых политических
организаций современной России
3.1. Левоцентристские программы
В политической теории под “левоцентризмом” традиционно понимаются
левые политические силы, стремящиеся к изменениям политической
ситуации, не прибегая к радикальным реформам и демонтажу политической
системы в целом. Левоцентристы стремятся к продвижению собственных
программных политических принципов и экономических планов через
участие в избирательных кампаниях. Коренное отличие левоцентристов от
леворадикалов в том, что первые не стремятся к кардинальному изменению
политиче ской системы. Левоцент рист ские партии ст ремят ся к
эволюционным преобразованиям, за счёт большинства в парламенте и, по
возможности, формирования собственного правительства.
За счёт разных подходов к осуществлению политической деятельности,
левоцентристы исторически отожествлялись с социал-демократами, социаллибералами, зелёными и тд. В современных условиях относить
левоцентристов к определённым партиям и идеологиям лишь за счёт
исторического подхода не научно.
Главными критериями определения левых политических партий как
левоцентриских послужат программа определённой политической структуры,
а также законодательные инициативы.
Ещё с самого зарождения партийной системы постсоветской России, главной
левой политической силой в стране была Коммунистическая партия
Российской Федерации (КПРФ). Позицианируя себя, как прямого наследника
КПСС, КПРФ и по сей день является доминирующей левой политической
партией в России. Данная партия была представлена во всех шести созывах
Государственной Думы и по результатов думских выборов 2011 года, КПРФ
имеет вторую по численности фракцию в парламенте20.
В качестве идеологической основы, партия придерживается марксистсколенинсткого учения, творчески развивая его21. При этом, согласно своей же
программе, КПРФ выступает за обновлённый социализм, “социализм XXI
века”. Здесь можно проследить некоторое противоречие, потому как, что
имеется в виду под термином “социализм XXI века ” непонятно.
Впервые курс на социализм XXI века был провозглашен президентом
Венесуэлы Уго Чавесом. Под данным термином Чавес имел в виду
Латиноамериканскую версию социалистического учения, которая и легла в
основу идеологии Единой социалистической партии Венесуэлы. По мнению
ряда исследователей, социализм XXI века имеет сходства с марксистским
пониманием социализма, в частности в области экономики эквивалентности,
основанной на марксистской трудовой теории стоимости. При этом
социализм XXI века является скорее формой национального социализма, чем
20
http://www.duma.gov.ru/structure/factions/ (13.05.16)
21 https://kprf.ru/party/program (13.05.16)
марксистско-ленинского22. В общем виде, данная политика представляет
собой политику государственного капитализма с использованием
социалистических элементов.
Ряд коммунистических партий мира, в том числе, Коммунистическая партия
Греции считает социализм XXI века разновидностью “оппортунизма” с
целью замены научного социализма23
Анализируя партийную программу КПРФ, можно проследить довольно
противоречивые подходы к пониманию общественных отношений. С одной
стороны в отдельных параграфах прослеживается национальноцивилизационный подход, трактующий оппозиционность партии как защиту
российской цивилизации. С другой же в программе присутствуют
классические марксистские понятия “классовой борьбы” и рассуждения о
классовом подходе.
Подобные противоречия связаны с тем, что основные постулаты программы
КПРФ формировались на II чрезвычайном съезде коммунистов России (13—
14 февраля 1993 года), когда главным лозунгом партии была реставрация
советской политической системы. Учитывая, что по многим параметрам
требования партии совпадали с требованиями национал-патриотической
оппозиции действующей власти в девяностых годах, некоторые моменты
плавно перешли и в программу КПРФ.
22 «Социализм: ХХІ век» / под ред. И. И. Миговича. Киев, 2013. С. 33.
23 «Ризоспастис»: «Относительно 15-й Международной встречи коммунистических и рабочих партий,
прошедшей в Лиссабоне». 15.12.2013 http://ru.kke.gr/ru/articles/-15-.-00003/
Несмотря на программные тезисы о принадлежности к идеалам марксизмаленинизма, многие исследователи-политологи оспаривают связи КПРФ с
марксизмом или даже с левым политическим спектром.
Директор Института глобализации и социальных движений (ИГСО), Б.Ю.
Кагарлицкий характеризует КПРФ, как политиче скую партию,
использующую связи с марксизмом, исключительно в плане исторического
наследия. По его мнению, сама партия находится в оппозиции не к
капитализму, как таковому, а к засилью иностранного капитала и, к
“вестернизации” в области общественной жизни. Подобная идеология
опирается скорее на консервативную ностальгию о советских социальных
благах и нежизнеспособна в долгосрочной перспективе24.
Другие политологи, в том числе В.А Лихачёв полагают, что партия КПРФ
является скорее национал-патриотической, чем коммунистической. Лихачёв
видит весь корень национал-патриотизма партии исключительно в личности
её председателя, то есть Г.А. Зюганова. По мнению исследователя,
националистическая составляющая появилась в КПРФ с того момента, как
учредительный съезд избрал лидером Г.А. Зюганова, вместо В.А Купцова25.
При учёте всех различных оценок идеологии КПРФ, можно сделать вывод,
что при наличии различных внутрипартийных идеологических течений,
партия в целом относится к левому спектру. Националистические воззрения
24 Кагарлицкий Б.Ю. Управляемая демократия: Россия, которую нам навязали. — Екатеринбург:
Ультра.Культура, 2005. — С. 188-197. — 576 с
25 Лихачёв В.А. Политический антисемитизм в современной России. М.: Academia, 2003. — 240 с
во внутрипартийных рядах есть, но они следствие, ни одной лишь личности
Г.А. Зюганова или общепартийной идеологии в целом, а скорее результат
партийной фракционности, хотя и по уставу она в КПРФ запрещена26.
В настоящее время в рядах Коммунистической партии Российской Федерации
сосуществуют представители различных левых и правых идеологических
течений. По общему ряду вопросов, можно выделить два основных крыла
партии – “красно-коричневое” (правое крыло) и “интернациональносоциалистическое” (левое крыло). Идеология обоих фракций расходится, как
правило, по нескольким направлениям: национальный вопрос, классовый
вопрос, религиозный вопрос.
Идеология представителей “красно-коричневого” крыла имеет мало общего с
марксизмом и левым политическим спектром в принципе. Она представляет
собой разновидность национализма в сочетании c идеализацией
исторического российского государства. В плане подхода к общественным
отношениям, члены правого крыла редко прибегают к марксистскому
классовому подходу, чаще пользуясь национально-цивилизационным
подходом. Подобные взгляды представляются как единство классов в
национально-освободительном движении. Идеологи правого крыла КПРФ,
используют термин “русский социализм”, для оправдания сочетаний
коммунизма и национализма 27. Для борьбы с противниками данной
т е р м и н о л о г и и и с п о л ь зу е т с я т е р м и н “ н е о т р о ц к и з м ” , т о е с т ь
26
https://kprf.ru/party/charter (13.05.16)
27 В.С. Никитин. Заговор против человечества. — Псков, 2002. C. 10.
интернационализм и классовый подход объявляются исключительно
взглядами Л.Д.Троцкого и его сторонников. Сталинский период истории
СССР, в их рядах, в принципе, полностью идеализируется. А сама фигура
И.В. Сталина используется в пропагандистской работе даже чаще чем,
фигура В.И. Ленина.
В области религии представители правого крыла, как правило, сторонники
преемственности коммунистических идеалов от христианских. В частности,
согласно позиции Г.А. Зюганова первым коммунистом в мире был Иисус
Христос28.
Одной из главных особенностей “красно-коричневого крыла” КПРФ является
то, что объединителем его представителей выступает общественное
движение “Русский лад” 29, которое формально от самой партии независит.
Тем не менее, все ключевые руководители данного движения являются
членами Компартии, в особенности его лидером является член Президиума
ЦК КПРФ, главный идеолог “русского социализма” в самой партии, В.С.
Никитин.
Покинувшие ряды КПРФ, приверженцы ортодоксального марксизма
отмечали в качестве главной причины своего выхода из партии именно
идеологические позиции членов правого крыла, то есть национализм,
религиозность и этатизм.
28
http://joinfo.ua/politic/1124747_Gennadiy-Zyuganov-Pervim-kommunistom-Hristos.html (13.05.16)
29 http://forum-ruslad.ru (13.05.16)
Идеология представителей “интернационально-социалистического” крыла
отличается разнообразием. К нему относятся ортодоксальные марксисты,
неомарксисты, социал-демократы и тд. Главными идеологическими
постулатами фракции являются интернационализм, классовый подход и
светскость (в ряде случаем и атеистическая риторика). В отличие от правого,
левое крыло менее влиятельно в партии, хотя его представители и
представлены в Президиуме ЦК КПРФ (И.И Мельников, Д.Г. Новиков и
др.)30.
Суще ствование “интернационально-социалистиче ской” фракции
обусловлено оппозицией к национал-патриотическому курсу партии. При
этом, как правило, члены левого крыла не вступают в открытую полемику с
представителями правого, опасаясь исключения из партии. Их стратегия
поведения заключается в использовании марксистской риторики, при полном
игнорировании националистической со стороны однопартийцев. В отличие от
правого, левое крыло не обладает какими либо объединяющими
общественными организациями, и из-за этого оно не имеет такой чёткой
организационной структуры для внутрипартийной борьбы.
В историческом плане коммунисты относились к леворадикалам, однако
КПРФ относится к числу российских левоцентристских партий. В её
программе отсутствуют радикальные требования к демонтажу политической
системы и радикальным изменениям, лишь требования к постепенным
реформам за счёт увеличения мест в парламенте.
30 http://kprfnsk.ru/inform/news/12809/ (13.05.16)
Политическая партия “Справедливая Россия” была образована на
учредительном съезде 28 октября 2006 года. Данная политическая структура
стала первой парламентской социал-демократической партией в
политической истории постсоветской России. В отличие от КПРФ,
Справедливая Россия с самого своего основания декларировала себя как
левоцентристская партия демократического социализма31. При этом, согласно
программе, партия придерживается “нового социализма”, который отличается
как от Европейской социал-демократии, которая, по мнению Справедливой
России, основное внимание уделяет реализации демократических
альтернатив частной рыночной экономики, так и от Латиноамериканского
социализма.
Здесь можно обнаружить некоторое противоречие, учитывая, что основные
постулаты программы Справедливой России, разъясняющие особенности
“нового социализма”, не отличаются от идеологических основ большинства
Европейских социал-демократических партий. Заключаются они в
следующем:
1)
Социально-ориентированная рыночная экономика.
2)
Прогрессивная ставка налогообложения.
3)
Демократизация политической системы.
4)
Перераспределение доходов от богатых к бедным.
5)
Новая экологическая политика.
31 http://www.spravedlivo.ru/5_47421.html (13.05.16)
Анализируя программу политической партии “Справедливая Россия”, можно
сделать вывод, что основные составляющие её программы соответствуют
программным требованиям Европейских социал-демократических партий.
Исходя из этого, можно предположить, что тезисы о “новом социализме”
являются не более чем популистским ходом.
В 2007 года Справедливая Россия вступила в международную социалдемократическую организацию “Социалистический
интернационал” (Социнтерн), что подтверждает её социал-демократическую
составляющую.
По мнению ряда исследователей, основная проблема данной политической
партии заключается в чрезмерных различиях между её программой и её
практической деятельностью32 . Справедливая Россия изначально
формировалась как коалиция из различных политических сил и политических
лидеров, каждый из которых, имел свою партийную элиту. В результате в
самой партии на протяжении её истории не раз происходили расколы с
оттоком большого количества её членов33.
Справедливая Россия с самого основания позиционировала себя как
оппозиционная, левоцентристская партия, однако поводами для сомнений в
подобных утверждениях выступают следующие факты:
1)
32
Партиями о снователями Справедливой Ро ссии выступили
http://nsn.fm/policy/ekspert-spravedlivaya-rossiya-uzhe-ne-partiya-nadezhd-.php (13.05.16)
33 http://www.vesti.ru/doc.html?id=1055362 (13.05.16)
политические силы, большинство которых, не относили себя к левой
части политического спектра. Партия “Родина” придерживалась
правоцентристских позиций, декларируя себя как консервативная
партия 34. К правоцентристам относила себя и социал-консервативная
“ Р о с с и й с к а я п а р т и я п е н с и о н е р о в з а с п р а в е д л и в о с т ь ” 35 .
Левоцентристской называла себя лишь “Российская партия
жизни” (РПЖ), возглавляемая С.М. Мироновым, который впоследствии
и возглавил партию “Справедливая Россия”.
2)
Главного основателя и председателя партии С.М. Миронова крайне
трудно назвать оппозиционным политиком. С 2001-2011 год он занимал
пост председателя Совета Федерации, и на тот момент большинство его
законодательных инициатив не были направлены на оппозиционную
деятельность36.
34 http://www.rodina.ru/partiya/documentsForRead/20 (13.05.16)
35
http://www.ppzs.ru/2013-06-23-14-42-57/программа-партии (13.05.16)
36http://www.kommersant.ru/doc/928473 (13.05.16)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв