Конференция «Ломоносов 2020»
Секция «Коррекционная педагогика и инклюзивное образование»
Особенности предвосхищения ситуаций будущего у дошкольников с
нарушением слуха
Научный руководитель – Ахметзянова Анна Ивановна
Хакимуллина Римма Рафаилевна
Студент (бакалавр)
Казанский (Приволжский) федеральный университет, Институт психологии и
образования, Казань, Россия
E-mail: rimmaroo@mail.ru
Особая роль в процессе социально-психологической адаптации принадлежит механизмам предвосхищения развития событий, способности предвидеть развитие взаимодействия
с другими людьми. Неумение прогнозировать результаты деятельности ведет к нерациональному выбору средств достижения поставленных целей, неверной стратегии рассуждений и действий [1]. Ученые рассматривают дошкольный возраст в качестве сензитивного
период для развития отдельных видов антиципационной деятельности, например, таких,
как сенсомоторное, представленческое, речемыслительное, эмоциональное предвосхищение, прогнозирование сказочного сюжета [3]. Применительно к дизонтогенезу особенности
прогностических процессов у детей дошкольного возраста лишь в последнее время стали
предметом исследовательского внимания. Прогнозирование у дошкольников с различными нарушениями изучил ряд таких современных ученых, как А.И. Ахметзянова, Т.Ю.
Сироткина, О.Л. Леханова, Л.В. Черенкова, Л.В. Соколова.
Научные труды о прогнозировании у дошкольников с нарушением слуха встречаются
крайне редко, именно поэтому целью исследования стало изучение способности к предвосхищению ситуаций будущего у данной категории детей. В эксперименте, проводившемся
на базе нескольких дошкольных учреждений Республики Татарстан, принимало участие
25 детей с нарушениями слуха (глухие, слабослышащие, дети с кохлеарным имплантом)
в возрасте 5-7 лет, имеющие различный уровень владения устной или жестовой речью.
В основу диагностической процедуры были положены следующие методики: методика на
исследование прогностической деятельности «Угадайка» (Л.И. Переслени, В.Л. Подобед)
и методика, разработанная коллективом кафедры психологии и педагогики специального
образования института психологии и образования Казанского федерального университета.
Методика «Угадайка» позволила выявить качественно-количественные характеристики прогностической деятельности, определить её особенности по четырем показателям,
раскрывающим специфику долговременной и кратковременной памяти, мышления, устойчивости и переключаемости внимания [2]. По результатам методики «Угадайка» были
выделены группы детей с разными типами прогнозирования. Большая часть респондентов (36%) относится к IVa типу. IVб тип был присвоен 16% респондентов. При IVa и IVб
типах прогностической деятельности наблюдается использование нерациональных стратегий прогнозирования, большое количество отвлечений. IIIa тип прогнозирования был
выявлен у 24% респондентов. Для данного типа характерны отсутствие ошибок или их
минимальное количество, невоспроизведение порядков наборов, рациональные стратегии
прогнозирования. IIa тип, для которого характерны высокая скорость предсказания при
воспроизведении всех трех наборов карточек, рациональные стратегии прогнозирования,
был обнаружен у 16% респондентов. I и IIб типы прогностической деятельности не были
обнаружены ни у одного из респондентов. Успешное прогнозирование в рамках методики было продемонстрировано детьми с IIIа и IIа типами прогнозирования, что составило
1
Конференция «Ломоносов 2020»
40% детей. Таким образом, можно сделать вывод о том, что большее число респондентов (60 %) неуспешно в прогностической деятельности, демонстрирует низкие показатели концентрации внимания, непреднамеренного запоминания, нерациональные стратегии
прогнозирования.
Для изучения возможностей предвосхищения ситуаций будущего у дошкольников с
нарушением слуха в сферах отношений, значимых для социализации, была использована методика, разработанная коллективом кафедры психологии и педагогики специального
образования института психологии и образования Казанского федерального университета.
Процедура исследования представлена следующим образом: первоначально ребенку предлагается познакомиться с изображением медведя, а затем послушать истории, которые
происходили с героем. Каждая история проиллюстрирована двумя сюжетными картинками. После пояснения картинок, ребенку показывается чистый лист и задается вопрос:
«Как ты думаешь, что будет дальше? Расскажи, что будет потом». Методика позволяется
изучить структурные компоненты прогноза - прогнозирование действия, высказывания и
эмоций (чувств), а также оценить возможность возникновения девиаций, отклонений в
поведении при интерпретации функциональных (регулятивных и когнитивных) характеристик прогноза. Стоит отметить, что 56% детей, не владеют устной или жестовой речью,
в связи с этим им был предложен невербальный вариант методики, предполагающий выбор одной из двух картинок. В целом по выборке прогнозы действия были высказаны
44 % респондентов (без учета невербальных ответов). Прогноз высказывания продемонстрировали 36 % респондентов. Эмоциональный прогноз выразили 16 %. Так, детям с
нарушением слуха более доступен прогноз действий, по сравнению с прогнозом высказываний и эмоций. Полученные данные могут быть связаны с низким уровнем владения речи
и с трудностями дифференцирования эмоций. У респондентов, дававших невербальный
ответ, анализу подверглась только 1 характеристика, относящаяся к функциональному
критерию прогноза - социальное/асоциальное поведение. Только у одного ребенка из всей
выборки преобладают асоциальные ответы. По всей выборке значительно преобладает количество социальных ответов над асоциальными. Так, можно говорить о том, что у детей
с нарушением слуха в целом наблюдается благоприятное социальное поведение, но имеются явные трудности в понимании и прогнозировании определенных ситуаций. Например,
только 32 % детей усвоено правило о том, что нельзя брать подарки от незнакомцев на
улице.
По результатам исследования, мы сделали вывод, что дошкольникам с нарушениями слуха свойственны неэффективные типы прогностической деятельности, трудности в
речемыслительной и эмоциональной антиципационной деятельности. В связи с этим дети с нарушением слуха в системе образования определяются как категория, имеющая
трудности в обучении и воспитании в обычных условиях и предрасположенная к риску
возникновения дезадаптации и девиаций. Формирование прогностических способностей, у
данной категории детей является основой в освоении норм, требуемых обществом.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научно-исследовательского проекта № 19-013-00251 «Прогнозирование как ресурс социализации детей с
ограниченными возможностями здоровья: структурно-функциональная модель»
Источники и литература
1) Ахметзянова А.И., Артемьева Т.В. Моделирование прогностической компетентности как ресурса социализации младшего школьника с дефицитарным развитием //
Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология».2018. Т.11. №1. С.68-74.
2
Конференция «Ломоносов 2020»
2) Переслени Л. И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников: учебнометодическое пособие. Абакан: АГПИ, 1990.
3) Регуш Л.А. Психология прогнозирования: успехи в познании будущего. СПб.: Речь,
2003.
3
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв