Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
курсовая
Московский педагогический государственный университет (МПГУ)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 116,0 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
Оглавление Введение…………………………………………………………………………...2 1 Теоретические аспекты воспитания и социализации одаренных детей….…4 1.1 Способы выявления одаренных детей в начальных класса………………..4 1.2 Проблемы в работе с одаренными детьми…………………………………..8 2 Практические аспекты воспитания и социализации одаренных детей в начальной школе…………………………………………………………………15 2.1 Особенности работы с одаренными детьми в начальной школе…………15 2.2 Опыт работы с одаренными детьми испытывающими трудности в социализации…………………………………………………………………….25 Заключение……………………………………………………………………….31 Список литературы………………………………………………………………33
Введение Проблема работы со способными (одаренными) учащимися чрезвычайно актуальна для современного Российского общества. К школе предъявляются сегодня высокие требования. Сохранение и развитие одарённости детей важнейшая проблема нашего общества. Перед учителем стоит основная задача – способствовать развитию каждой личности. Поэтому важно установить уровень способностей и их разнообразие у наших детей, но не менее важно уметь правильно осуществлять их развитие. Работа по обучению одарённых детей задача, требующая совместных действий многих специалистов. В учебном процессе развитие одарённого ребёнка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала, способности быть автором, творцом, активным созидателем своей жизни, уметь ставить цель, искать способы её достижения, быть способным к свободному выбору и ответственности за него, максимально использовать свои способности. Важно направить одарённого ребёнка не на получение определённого объёма знаний, а на творческую его переработку, воспитать способность мыслить самостоятельно, на основе полученного материала. В работе с одаренными детьми я руководствуюсь следующими принципами педагогической предоставленных деятельности: принцип возможностей для максимального развития разнообразия личности; принцип индивидуализации и дифференциации обучения; принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя; принцип свободы выбора учащимися помощи, наставничества. принцип усиления внимания к проблеме межпредметных связей в индивидуальной работе с учащимися. Актуальность данной работы состоит в возможности раннего определения предпосылок развития одаренности ребенка и коррекции 2
педагогических воздействий, для развития способностей. В современной системе образования происходят позитивные изменения, направленные на всестороннее развитие способностей учащихся, в том числе и творческих. Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что раннее выявление одаренности ребенка, поступающего в школу и построение целенаправленной работы с ним способствует более эффективному развитию качеств личности одаренного ребенка. Объект исследования: процесс обучения одаренных детей в младшем школьном возрасте. Предмет исследования: психолого-педагогические условия развития творческой одаренности у детей в начальной школе. Целью работы является выявление психолого-педагогических условий эффективного обучения одаренных детей в начальной школе. Задачи работы: - Теоретический анализ исследований в области детской одаренности. - Определение подходов к выявлению одаренности у детей. - Определение методов диагностического исследования одаренности у детей младшего школьного возраста. - Выбор программы работы с одаренными детьми в начальной школе. 3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания и социализации одаренных детей 1.1 Способы выявления одаренных детей в начальных классах Современному миру требуются всесторонне развитые, умные люди. Выявление и развитие одарённых детей является актуальной проблемой для школы и, в первую очередь, для учителя начальных классов. Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности [11]. Задача учителя во-первых, увидеть способности у каждого учащегося, благодаря которым у него появляется потребность в их реализации, и, вовторых, умело их развивать и применять на практике. Одаренность может проявляться: 1. Как одаренность явная (проявленная), которая «у всех на виду». Специалисты утверждают, что число таких явно одаренных детей составляет примерно 1-3% процента от общего числа детей; 2. Как одаренность возрастная, т.е. в одном возрасте ребенок показывает явную одаренность, а потом, по истечении нескольких лет эта одаренность куда-то исчезает; 3. Как одаренность скрытая (не проявленная), т.е. одаренность, которая по каким-то причинам не проявила себя в учебной или иной деятельности данного ребенка. Детей со скрытой одаренностью примерно 20-25% от общего числа учащихся. Кого считают одаренным? Специалисты выделяют несколько категорий детей, называемых обычно одаренными. 1. Дети с высокими показателями по специальным тестам интеллекта; 2. Дети с высоким уровнем творческих способностей; 3.Дети, достигшие успехов в каких-либо областях деятельности 4
4. Дети, хорошо обучающиеся в школе 5. Дети, которые любят спорт, игры, хорошо развиты физически, энергичны Одаренность бывает: 1. Академической (способность учиться): у детей незаурядный интеллект, они обладают хорошей памятью легко и быстро схватывают школьный материал. 2. Интеллектуальной (умение анализировать, мыслить): задают много необычных вопросов, рассудительны не по годам, ясно мыслят, остро реагируют на все новое, неизведанное. 3. Художественной (музыкально-художественной): дети любят музыку, легко запоминают мелодии и ритмы, поют с большим чувством и удовольствием, пытаются научиться играть на музыкальном инструменте, любят рисовать и лепить умеют видеть прекрасное и необычное рядом, с помощью рисунками лепки пытаются выражать свои эмоции и чувства» с удовольствием рассматривают художественные произведения искусства 4. Творческой (не шаблонное мышление): дети интересуются разными механизмами и машинами, используют испорченные приборы для создания новых поделок, конструируют модели. 5. Психомоторной (спортивная): дети энергичны и все время хотят двигаться, любят спортивные игры, часто в них выигрывают, хорошо развиты физически, координированы в движениях, ловко управляются со скакалками и мячами. Портрет одаренного ребенка [15] 1. Проявляет любопытство ко многим вещам, постоянно задает вопросы. 2. Предлагает много идей, решений задач, ответов на вопросы. 3. Свободно высказывает свое мнение, настойчиво, энергично отстаивает его. 4. Склонен к рискованным действиям. 5
5. Обладает богатой фантазией, воображением. Часто озабочен преобразованием, улучшением общества, предметов. 6. Обладает хорошо развитым чувством юмора, видит юмор в ситуациях, которые могут не казаться другим смешными. 7. Чувствителен к красоте, внимателен к эстетике вещей. 8. Не конфликтен, не приспособленец, не боится отличиться от других. 9. Конструктивно критичен, не принимает авторитарных указаний без критического изучения 10. Стремится к самовыражению, творческому использованию предметов. Без организации индивидуальной развивающей работы, активного среды, участия планомерных занятий, родителей развития способностей ребенка невозможно. Для поддержки одаренных детей необходимо использовать: - индивидуальный подход на уроках; - дополнительные занятия с одаренными учащимися; - участие в школьных, районных,республиканских олимпиадах; - психологические консультации, тренинги, тестирование; - конкурсы, интеллектуальные игры, фестивали, спортивные соревнования: - посещение предметных и творческих кружков по способностям, а также спортивных секций по интересам; - использование современных средств информации; - создание детских портфолио. Если дети – национальное достояние любой страны, то одаренные дети – её интеллектуальный творческий потенциал. Чем раньше учитель обнаружит незаурядные способности в своих учениках и сумеет создать для них условия для обучения, тем больше надежд на то, что в будущем эти дети составят гордость и славу своего отечества. 6
При диагностике максимальной степени информацию, полученную учителей, родителей, ребенка, данные тестового обследования, главное дополнять данные обследованием , чтобы выяснить развития познавательной личностной сферы, и его только наличный возможности. С вышесказанного могут сформулированы следующие выявления одаренных (Д.Б. ): 1. Комплексный характер разных сторон и деятельности , что позволит различные источники и охватить можно более спектр его ; 2. Длительность идентификации ( во времени за поведением ребенка в ситуациях); 3. Анализ поведения в сферах деятельности, в максимальной соответствуют его и интересам ( ребенка в организованные предметнозанятия, вовлечение в различные соответствующей предметной и т..); 4. Использование тренинговых , в рамках можно организовывать развивающие влияния, типичные для ребенка психологические «» и т.. 5. Подключение к одаренного ребенка , специалистов высшей в соответствующей области деятельности (, филологов, шахматистов т. д.) этом следует в виду консерватизм мнения , особенно при продуктов подросткового юношеского творчества; 6. признаков одаренности не только отношению к уровню его развития, но с учетом ближайшего развития ( частности, на организации определенной среды с для данного индивидуальной траектории ); 7. Преимущественная психодиагностики, имеющие опора с оценкой экологически поведения ребенка валидные реальной ситуации, как: анализ деятельности. Наблюдение. , экспертные оценки и родителей, эксперимент. 8. При одаренных детей использовать комплексный . При этом быть задействован спектр разнообразных : различные варианты наблюдения за (в лабораторных , во внешкольной и т..); специальные психодиагностические ; экспертное оценивание детей учителями, , воспитателями; проведение «» 7
уроков по программам, а включение детей специальные игровые предметно-ориентированные ; экспертное оценивание продуктов творческой детей [8]. 1.2 Проблемы работе с детьми Проблема с одаренными чрезвычайно актуальна современного российского . Сегодня к предъявляются высокие . А что для родителей общества понятие “ школа”? Это , где хорошо по всем , по окончании дети легко в вузы. этой школе преподавать высококвалифицированные интеллигентные педагоги. школе должны свои традиции. должна давать образование. В школе уважают ребенка, с занимаются не на уроках, и в дополнительного образования. поэтому так определить основные и направления с одаренными в системе образования. Каждый педагоги работают такой проблемой, одаренный ребенок. программы, корректируются , ожидаются результаты. из ведущих в работе одаренными детьми олимпиады, научнопрактические . Участие детей олимпиадах, их рассматриваются как из критериев рейтинга образовательных , деятельности педагога прохождении им . Обычно на по предметам мотивированные дети. тот период, процветает ЕГЭ, в олимпиадах уровней и стало репетицией дополнительным шансом итоговой аттестацией . Ни для не секрет, один и же ученик свой «марафонский » по многим .Это является ошибкой. Ведь, , в спорте не может выступать в гимнаста или , с детьми такие эксперименты … А ведь очевидно, что за короткий обучить школьника приемам решения и биологических и олимпиадных , невозможно увеличить терминологический запас , растолковать ему слова и , которые могут в заданиях, владеть всеми по литературе биологии. Многое от эрудиции , его культурного . Но помочь найти нужную , объяснить темы, затруднения, организовать по подготовке, его – это реально, в 8 и состоит учителя. Нужно , что
предъявляя ученикам повышенные , учителя и должны быть , компетентнее, гибче [10]. как сканер ; распознавать признаки строить обучение соответствии с диагностики координировать действия с родителей консультировать и учащихся профессиональной зрелостью в работе детьми должен развивать следующие (будем использовать терминологию): Личностные: основных принципов; познавательных интересов; последствий своей . Метапредметные: умение проблему; выдвигать ; классифицировать; наблюдать; выводы; сравнивать точки зрения. : выделение существенных объектов; приведение ; сравнение; овладение науки. На этапах мы , что отводится роль для , однако учитель не столько , сколько создавать для расширения интересов детей. поэтому учителю прожить ряд в ходе с одаренными [15]: - энтузиаст (повышает учащихся, поддерживая, и направляя (к достижению ); - специалист (обладает и умениями нескольких (не всех!) – областях); - (организатор доступа ресурсам, в .ч. к специалистам); - руководитель ( в вопросах времени); - «человек, задает вопросы» ( Дж. Питу – , кто организует способов преодоления трудностей путем , наводящих вопросов; - , кто обнаруживает и вообще обратную связь); всего процесса; - (дает четкий результатов выполненной ). Еще одни момент. Всем нравятся организованные, , послушные дети, "на лету" слово педагога. и многие -психологи у до недавнего зачисляли в только тех, незаурядными опережал сверстников к обучению. умственном развитии, дети действительно . Но ведь одаренность никто хочет замечать, каждый день и в , и в . О чем ? 9 обладал и другие,
О самом качестве, о учителя много , но мало из них в учениках , а уже более мало , кто его своих учениках . Так о идет речь? творчестве. Почему , заурядные люди восстают против порядка вещей? это не с нешаблонным мира, у одаренности по- организована личность, умеющая приспосабливаться, . Конечно, обществу люди с одаренностью: и , и творческой. них невозможно и умножение опыта, невозможна общества, в мы все, периода бурь натиска, так . Субъективно в интеллектуалы в плане симпатичнее людей. Глубина четкость знаний, в мышлении часто в , благополучие социальное семейное очень , часто привлекательнее, странность, неприкаянность человека, его ... Такими Нелегкими общении были , Толстой, Лермонтов, -Шедрин, Мусоргский. [16] труднее всего в любом , именно творческим труднее всего школе. Одаренные всегда отличаются чувствительностью, ранимостью, . Как развить , как сохранить ? Современные психологи , что к 4 примерно интеллектуальных особенностей, возрасту будут характеризовать человека, уже . С 2 до 6-7 каждый ребенок гениальным лингвистом, легко на овладевает словарным и грамматическим речи. Град , которые обрушивают любознательности. на взрослых, – эту любознательность, необычайной интерес, способность и восхищаться, восприятия, силу , и вы предпосылки таланта. сохранить их? путем их , давая работу разуму и . Талант – это способностей и много пота. « меня нет таланта, уверял .Энштейн, а упрямство и любопытство!» С перекликается Ньютон: " моя гениальность том, что могу больше, другие, высидеть работой..." "Без Д..Менделеев. Тренировкой труда нет талантов, ни , подтверждал развить все способности: и , и слух, математическое" мышление, даже рисование. ли талант детстве? Конечно, много хрестоматийных . Приведем некоторые них. Рано музыкальная одаренность Моцарта, у -Корсакова. С 7 сочинял стихи .С.Пушкин, Рафаэль, , Серов, Суриков. раннем детстве рисовать и обратные . Ньютон, Дарвин, .Кюри, 10
Лобачевский в школе . Энштейна в годы считали к математике. в молодости приняли в , а Сурикову в приеме Академию художеств. карьера может в довольно возрасте. При некоторые выдающиеся в детстве юности ничем отличались от . Так, И..Крылов начал в 40лет, а .Т. Аксаков – 50 лет, Д .Руссо до 37 практически не на себя окружающих [7]. Нередки , когда будущая имела репутацию ученика. Вывод психологических исследований в том, творческие достижения не связаны учебной успеваемостью Шерждан, школе. Гегель, , Гумбольд, Вагнер, , Свифт, плохо успевали школе. Несмотря ( Ломоносова и .Лондона), таланты препятствия и в жизни себе дорогу. ( слову сказать, были отличниками школе и политические деятели : В. Путин, .Медведев, М., И.Метшин Р.Миннеханов). сколько талантов состоялось ... потому многие из людей не ни железным , ни пробивной . Наследуется ли ? Есть немало , когда выдающиеся в одной разной областях во многих одного рода- (Бахи). Тут значение не наследственность, но та творческая , в которой дети. Но и другие , и их больше. Даже такой есть: « отдыхает на гениев». Но упоминалось выше, есть практически всех детей, от здоровых . Сейчас исследователи к выводу пользе раннего для развития . Отражается это в общей к омоложению . В 18 веке грамоте с 14-15 , в 20-м – 8, а затем 7, теперь допускается в общеобразовательную с 6 лет. случаи, когда, начинали читать 3-4 лет. Главный к обучению воспитанию ребенка раннем детстве – препятствовать раскрытию возможностей психики, односторонности в , не лишать детских игр, , сказок, создавать для выхода энергии, подвижности, . А чему учить, а слишком рано? следует не , что ребенок может делать , а тому, ребенок осилит помощью взрослого, , показа. И , обучение должно интересным, проводиться игровой форме, ребенку радость. ли с угадать талант? прорезывания зубов. внешних признаков корейского мальчика 11 нет, за Юн Вана разве что 4 месяце жизни
появились 19 зубов! это или , но в 3 Ким бегло на З- языках, мастерски в шахматы. слово он в 4 месяца, начал в 6 . В начале года он говорил по-, спустя месяц – -немецки, а через пару по-китайски. же задачей не помещать голову ученика информации, а его управлять информацией и ее в .Заставить ребенка , можно добиться него хороших (особенно в классах), да что... Одаренным такого давления все равно станет. Мы по отношению природе: воде, , природным ископаемым [17]. отношение мы называем преступным. еще большая , еще большее – отношение к , особенно к . Одаренные дети – только духовное страны, но экономическое, политическое. не только ресурсы, невыполнима духовных ресурсов. каждый человек – целая Вселенная. наряду с природы должна экология одаренности. 12
Глава 2. аспекты воспитания социализации одаренных в начальной 2.1 Особенности работы одаренными детьми начальной школе одаренных детей наблюдения, начинаться уже начальной школе основе психологических особенностей, , памяти, логического . Одаренность - это , развивающееся в жизни качество , которое определяет достижения человеком высоких, незаурядных в одном нескольких видах по сравнению другими людьми. ребенок - это , который выделяется , очевидными, иногда достижениями (или внутренние предпосылки таких достижений) том или одаренных детей: способности, виде деятельности. , помогающие педагогу «» более высокие к учению, сравнению с интеллектуальные возможности и ; имеют доминирующую познавательную потребность; радость от знаний, от труда [4]. На день большинство характер развития задатков) признает, что , качественное своеобразие - это всегда сложного взаимодействия социокультурной среды, (природных деятельностью ребенка (, учебной, трудовой). этом особое имеют собственная ребенка, а психологические механизмы личности, лежащие основе формирования реализации индивидуального . Детский возраст - становления способностей личности. Это глубоких интегративных в психике на фоне дифференциации. Уровень широта интеграции особенности формирования одаренности. Поступательность развития . Одним из процесса, его дискуссионных вопросов, зрелость самого или регресс - динамику проблемы одаренных , является вопрос частоте проявления одаренности. Существуют крайние точки : «все дети одаренными» - «одаренные Сторонники одной них полагают, до уровня встречаются крайне ». можно развить любого здорового при условии благоприятных условий. других одаренность - явление, в случае основное уделяется поиску детей. Указанная снимается в следующей позиции: 13 предпосылки к в
разных деятельности присущи демонстрирует значительно детям, тогда часть детей. реальные незаурядные или иной может проявить успешность в широком спектре , поскольку его возможности чрезвычайно на разных возрастного развития. свою очередь, создает условия одаренности. Более , даже в своеобразие своего и том применительно к успешности деятельности, формирования различных виде деятельности ее аспектам. дети могут часто проявляется стихийный, самодеятельный . Например, увлеченный конструированием ребенок дома с строить свои , но при не проявлять активности ни школьной, ни специально организованной деятельности (кружке, , студии). Кроме , одаренные дети не всегда демонстрировать свои перед окру166 [6]. Так, ребенок, стихи или , может скрывать увлечение от . Таким образом, об одаренности следует не по его или внешкольным , но по им самим деятельности. В случаях причиной, становление одаренности, на потенциально уровень способностей, те или трудности развития : например, заикание, тревожность, конфликтный общения и .п. При требования такому ребенку поддержки эти могут быть . Основные психолого-педагогической одаренности: Обследование быть всесторонним, . Кроме уровня интеллектуальных, необходимо творческие способности, -социальное и способностей ребенка. развитие, охватить учитывать потенциальные можно больший ребенка, ориентируясь ''зону ближайшего развития''. значительно важнее то, что ребенок в момент, а , что следует от него будущем. Виды с одарёнными высокомотивированными детьми уроках [12]: - Обучение вопросов: “Задай учителю (однокласснику)”. - обучение. Вовлечение в ролевые . - Тренировка способности “ в уме” делать, потом делай”. 14 принципу “расскажи, будешь
- логических задач видов, которые прекрасной гимнастикой ума и смекалки. - Подбор , направленных на умения выделять и второстепенные , классифицировать, творческого , навыков смыслового логического запоминания, грамотно пользоваться запасом, сочинять , истории, сказки. - работы в группах, где ребёнок исполняет учителя. - Включение в проектную исследовательскую работы. и приемы рамках отдельного должны отличаться разнообразием и на дифференциацию индивидуализацию репродуктивными, необходимо работы. детям, продуктивные (творческие) , т.к. наряду в них приобретают опыт деятельности. Примеры заданий, которые активно использовать уроках математики начальной школе: - математических объектов (, геометрических фигур) какомулибо признаку; - математического объекта новый (например, простой арифметической в составную); - с недостающими лишними данными; задания разными , поиск наиболее способа решения; алгоритма определённого ; - самостоятельное составление , математических выражений, и др. выполнить творческое , ученик должен столько хорошо программный материал, , и это , – уметь делать на основе , обобщений, выявлять , уметь фантазировать. место в школе следует детского , именно драматизация театрализации. Являясь близко, действенно видом непосредственно связывает творчество с переживаниями. На можно инсценировать сказок, разыгрывать , составлять задачи. , чтобы задания всех уроках были однотипными, возможность учащимся себя в видах деятельности. из форм с одарёнными в начальной является их в олимпиадах, творческие и дают возможность можно большему способности, развивают 15 к учебе детей раскрыть уверенность в силах,
привлекают детей к учебным предметам, для одаренных атмосферу радости праздника. В Олимпиадную работу предмету обязательно входить несколько на проявление . Например, на Олимпиаде ученикам предложено объяснить, может случиться, 2+2=5? Дети подошли заданию творчески нашли следующий : если сложить 2 квадрата и 2 , то получится 5 (4 маленьких квадрата образуют еще “большой” квадрат). к исследованиям всем детям исключения, но характерна она одаренных детей. жажда новых , любознательность, постоянное экспериментировать, самостоятельно истину, традиционно как важнейшие детской одаренности. же организовать -исследовательскую деятельность начальной школы? [9] с первого , в работе использовать специальные активизировать исследовательскую ребёнка, помогающие и занятия, первичные навыки самостоятельных исследований. познакомить детей различными методами . Первоклассники должны , что получить например, задать самому себе, можно разными , одноклассникам, спросить взрослого человека, в книгах, , провести эксперимент, в интернете ... Начиная со класса, следует над формированием видеть проблемы, вопросы, выдвигать , давать определение , классифицировать наблюдения навыки проведения , делать выводы умозаключения, структурировать и др. из самых свойств в выявления проблем – изменять собственную зрения, смотреть объект исследования разных сторон. решения этой можно выполнять упражнения: продолжи рассказ; составь от имени персонажа (представьте, вы на -то время дневником в Маши, камешком дороге); найди можно больше нетрадиционного, но этом реального , например, кирпича, , мела). В выдвигать гипотезы , например, следующее : “Давайте вместе , почему летом в горах тает?”; “Почему дети любят игры?” и . д. Делая , обычно используем слова: предположим, , возможно, может и т. . Готовя детей тому, что всегда продолжается будущем, приучаем к дальнейшим : 16
что ещё интересовать тебя этой проблеме? ещё ты предложить или ? Эти вопросы любопытство, бросают воображению ребёнка. средством развития давать определения задания на и разгадывание и загадок. смотреть на не просто на забаву, как на , но, всё , вполне серьёзное . Отгадка загадки – её определяемая , а формулировка – определяющая часть. из условий с талантливыми является организация деятельности. Основная проектного обучения условий для умения школьников на собственном и на других в разработки учебного . Конечно, при учитывать возрастные проектной деятельности младшими школьниками психолого-физиологические . Проблема проекта исследования должна в области интересов младших и находиться зоне их развития. Организовывать обучения следует основе таких методов, как -поисковый и [10]. На всех работы с учащимися необходимо в виду, в данном мы имеем не с результатом, а, крайней мере, двумя. Первым считать то, создаёт ребёнок головой и макет, проект, и тому . Второй, самый – педагогический: бесценный воспитательном отношении работы, новые и умения, целый спектр самостоятельной, творческой, новообразований, отличающих творца от исполнителя. Детское неисчерпаемо. Успех нём достигается основе увлечённости. стимул творчества – радость, которую даёт и , и учителю. предлагает всем сочинить интересное предложение. Условие: произносит первое , дети добавляют одному слову образом, чтобы логически завершенное . Если кто – из учеников , что предложение , закончилось, он : «Стоп!». Все предложения начинаются одной буквы , «Пётр Петрович пошёл прогуляться парку». «Телеграмма» пишет на слово и учеников придумать , в которой слово соответствует букве. Например, буквы слова «». Пример телеграммы зоопарка: “Сегодня медведь! Караул! ». Неоценимую помощь интеграция, работе с способствует личностно 17 детьми может межпредметная и осмысленному знаний, росту
интереса школьников, представление мотивации. Интеграция окружающем мире; создать у целостное ученику те , которые отражают отдельных частей как системы, ребёнка с шагов обучения мир как целое, в все элементы . Например, на окружающего мира предложить детям и решить задачи, основываясь полученных на сведениях о образе жизни: «Набирает ли 4- Петя необходимый физической нагрузки (13 ), если на зарядку в и дома неделю он 1 час, на физкультуры в занимается 2 раза неделю по 40 , в спортивной после школы 3 раза в по 2 часа?» занимательного материала разнообразить уроки, их более , что способствует развитию школьника. в учебный регулярных развивающих , включение детей постоянную поисковую образование. Создаются для развития существенно гуманизируют детей познавательных , ребенок стремится размышлению и , появляется чувство в своих , в возможностях интеллекта. Во занятий происходит у детей форм самосознания самоконтроля, у исчезает боязнь шагов, снижаются и необоснованное . Тем самым познавательная и -поисковая активность, необходимые личностные интеллектуальные предпосылки успешного протекания обучения на этапах образования [13]. одаренности таких способствуют высокие интересы самих , которые, как , не только в сфере профессий, но имеют разного интеллектуальные «хобби». общении с они всегда за круг проблем, в общении очень представлена так совместная познавательная — общие игры, работа на , обсуждение сложных и проблем. родителей с объединяют общие интересы, на которых между школьному обучению возникают устойчивые родителей этих отношения. Отношение никогда не самодовлеющего характера. сторона развития для них более приоритетна, отметки сами себе. В семьях между и детьми значительно меньшая , сам факт которой может не только позитивные, но и негативные . Как бы ни рассматривали и вес 18
-обусловленных факторов влияние целенаправленного и воспитания () на развитие и одаренности , значение семьи решающим. Даже, бы, неблагоприятные (плохой быт, материальная обеспеченность, семья и .д.) оказываются безразличны для способностей. Особенно для становления одаренного ребенка всего повышенное родителей. Как , в семьях детей отчетливо высокая ценность , при этом весьма образованными и сами . Это обстоятельство ляется благоприятным , в значительной обусловливающим развитие способностей ребенка. , практически обязательная семьи любого одаренного ребенка - , необычно высокое к ребенку, вся жизнь сосредоточена на . Во многих такое внимание к симбиозу, .е. тесному познавательных и интересов родителей ребенка. Хотя внимание впоследствии стать тормозом его душевной , однако именно , несомненно, является из важнейших развития незаурядных . Часто родителями одаренных детей пожилые люди, которых ребенок - смысл жизни. чаще одаренные являются единственными в семье , по крайней , фактически единственными ( уже вырос направлено только этого ребенка. не требует ), и внимание многих случаях родители начинают одаренного ребенка, этом часто, и не , кто-нибудь них на годы становится наставником в разной деятельности: художественно-эстетической, , том или виде научного [16]. Это обстоятельство одной из закрепления тех иных познавательных каких-либо явление. интересов ребенка. множество подходов талантливость сложное многоаспектное определению таланта, зрения на талантливых детей. острая необходимость особых, научно методах работы детьми с видами талантов. талантливых детей осуществляться в комплексной и программы идентификации ребенка. Подобного программа предполагает множества различных информации, анализ развития ребенка достаточно длительном времени, а 19
применение валидных психодиагностики. В , диагностика талантливости служить не отбора, а для наиболее обучения и одаренного ребенка. того, предъявляются соответствующие формы требования к , работающим с этих специалистов. дети проявляют детьми, и степень одаренности в одной -либо сфере, в нескольких. утверждают, что талантлив как в одной . А способности любой другой можно и развивать, не при этом и веря себя. 2.2 Опыт с одаренными испытывающими трудности социализации Все - индивидуумы с потребностями в . Каждый ребенок основное право образование, ведь имеет уникальные , интересы, способности учебные потребности. разрабатывать системы и выполнять программы так, принимать во широкое разнообразие особенностей и . Многообразие и детей друг друга – это проблема, требующая , а важнейший , который можно в образовательном [20]. Таким образом, – это процесс предельно доступного для каждого с целью раскрытия его . Л.С. в самом 30-х годов положение о значении обучения умственного развития школьного возраста. обучения оценивается тому воздействию, оно оказывает интеллектуальное развитие . Учебная деятельность младшего школьного , т.е. деятельность, в которой происходит новых знаний управление которой основную задачу , является ведущей в этот . В процессе осуществления ребенком интенсивное формирование интеллектуальных и сил. Ведущее учебной деятельности также тем, через нее вся система ребенка с взрослыми, вплоть личностного общения семье. Через деятельность и общение складываются детей друг другом. Но ли дети высоким интеллектуальным развития могут общаться с их сверстниками взрослыми? Практика за такими показывает, что раз им трудно найти с окружением. тому могут несколько причин: к однообразию процесса и ; желание самоутвердиться 20 фоне основной
одноклассников, которые, их мнению, соответствуют нужного ; недостаток внимания стороны взрослых; недостаточно комфортные проживания в ; неспокойный и характер. Каждый по своему неоднородный: есть «сильные» дети, называемые вундеркинды ( дети), так слабоуспевающие. Каждому хочется иметь классе таких , которые сразу новый материал, слушать и учителя. С легко работать том смысле, от них отдача, виден . Но есть другая сторона. с ними всегда легкое. известно высказывание .Н. Толстого юных дарованиях: «, эти мне «»! Сколько я встречал и раз обманулся! они часто праздными и ракетами! Полетит, светло и , а там лопнет в и исчезнет! ! Я уже никому и между ними верю! Пускай вырастут, и , и докажут, они не фейерверк!..» Действительно, проблема. Если дети – достаточно психологическая и всю гамму , которые испытывает , кто сталкивался высокоодаренными детьми, это может так: сначала , сменяемое умилением, приходит черед , неизбежно порождающим убедиться, проверить ребенка. Получив подтверждения его , появляются тревога опасение по его здоровья, , будущего. Этот одаренные неизменным. мыслей и (вундеркинды) были ребенку – а является стереотипным. , что все времена, каким-то интерес к остается – даются исключительные интеллектуального, художественного физического развития. уже не , что дети в начальной элементы алгебры, успехом снимаются кино, демонстрируют мастерство на снарядах, что учат плавать. , телевидение, интернет ребенку эшелоны информации. От все дети и находятся относительно одинаковых . Но в основной массе на переработку требуется значительное , а способные тратят на же информацию действия меньше . Так же в учебной . Казалось бы, хорошо. Учится отлично, все , везде участвует. порой учитель , что такой держится в от основной детей. Он в свои , редко вступает игры с , не задерживается уроков. 21
Придя , такой ребенок, словам родителей, особо не к общению. как бы « в себя», лучший друг него – компьютер, редком случае – (проблема современного ). И это . Ребенок остается , его психика младшем школьном неустойчива и . Возникает -эмоциональной сферами. противоречие интеллектуальной сверстников в , вундеркинд отстает и них в . Например, вступая игру с , такие дети в нее сумбур, ссоры разлад. Затем , выходят из и замыкаются себе. Конфликт . Ученик 4 класса П., будучи способным мальчиком, ссорится с во время . Так как действия зачастую грубый характер, его сторонятся не имеют с ним . А сам нервничает, не понимает, так происходит. его становится , он близок раздражается, слезам. Учителю приложить достаточно , чтобы его , объяснить ситуацию ему самому, детям, т.. уладить конфликт. , в силу природного ума понимает логику . Но сам еще справиться может. Это не математическая , а эмоциональнонравственная. в этом него и противоречие. Другой , Игорь М., оказывается в ситуации. Будучи ребенком, творческим очень эмоциональным природы, он одноклассникам массу . Он просто идеями. Но нетерпимость к других переходит границы. Возникает (порой на месте), доводящий эмоционального срыва. его успокоить, не один . По словам и наблюдениям , Игорь уходит себя как раковину. Он , но безразличен замкнут. Все в такие сказывается на . Задача учителя – не допускать срывов и ребенка всегда поле зрения. , подобные описанным , страдают от неумения общаться сверстниками. Им сосуществовать в . Поэтому в необходимо создать для комфортной учебной деятельности для этих детей, так для всего коллектива в . А самое условие для развития одаренных – эмоциональный покой коллективе. Есть группа детей – , талантливых – которые помощниками учителя уроках. Павел . и Диана . – надежные, потому их знания , крепкие, полные. на уроках отличаются тем, часто показывают превосходство над . Это 22
обычно в подсказках, , насмешках, неумении при неправильном стоящего у . Опасность такого кроется в своей исключительности, пренебрежении к « людям». В это может к чересчур требованиям к , и, в , к разочарованию одиночеству. Среди такие одаренные «» не находят . Как правило, детей сторонятся -за боязни в неловкое от их . Задача учителя в том, довести до такого умного, ребенка мысль: большие способности дают ему на повышенные к окружающим. , окружающие могут повышенные требования нему самому. его талант не столько права, сколько обязанности. Решать задачу следует и систематически. тогда есть , что ребенок : его талант применение в , его творческий будет реализован. показывает практика, одаренные дети обделены вниманием ни в , ни дома. для них. должен суметь скорректировать поведение уроке, и, самым, помочь сохранить расположение и успешно в социуме. еще одна способных детей, имеют талант, не находят в семье. и непонимание незаурядности их , и неумение во внутренний ребенка и переживаний, и материальные условия. К. и С. живут неполных семьях. -за материальных родителей дети самим себе. от учителя получают возможность реализации своих способностей. Эти с большим учатся, стараются участвовать в и конкурсах уровня, успешно спортом, посещают кружки. Но многие конкурсы творческие кружки , они не имеют возможность свои знания. семьях этих равнодушно относятся их желаниям потребностям. Только школе они возможность проявить таланты. Школа них – источник , творческих успехов побед. Задача – найти возможность участия таким в бесплатных и олимпиадах. ни с не сравнится , которую мы в глазах , если он выполнил конкурсное и получил это заслуженную . Несмотря на в эмоциональном, , нравственном развитии, одаренный ребенок получать необходимую его повышенной в деятельности работу и для ее . В этом ущемлять нельзя. 23
нельзя и , искусственно подталкивать формирование в этом потребностями умственной деятельности умственное развитие. осложняется противоречиями что повышенными практическими умениями, .е. между и действительным. дело с ребенком, надо акцент на его личности, которой способности – один из . Реальная опасность в том, уйдя из детства, одаренный в связи незрелостью моральной эмоциональной сферы найдет себе в мире и взрослых. возможны конфликты взрывы. Задача педагога в , чтобы создать условия таким творческий , при обязательном – оставаться детьми. 24 и помочь их
Методы и работы с учащимися, прежде , органически сочетаются методами и работы со учащимися класса в то время отличаются своеобразием. Используются, частности, тематические проблемные мини-, «мозговые штурмы» всех вариантах, тренинги, способствующие исследовательских умений. формой организации процесса в остаётся урок. и приёмы рамках отдельного отличаются значительным и направленностью дифференциацию и работы. Широкое получили групповые работы, различного творческие задания, формы вовлечения в самостоятельную деятельность, дискуссии, проблемных задач, . . Наряду с деятельностью, способствуют и развитию учащихся различные , кружки, конкурсы, викторины, участие самых различных и конкурсах школы и, , система внеурочной работы учащихся. , что современный рассматривается с идеи развивающего . На уроках быть сделан на процессе самостоятельности учащихся овладению новыми с учетом уровней усвоения (простое воспроизводство, воспроизводство и знаний в условиях). Дети , способности их как в , так и физическом плане. создать психолого- условия для познавательной деятельности , развивать их , самостоятельность, умение свою точку . Только так добиться желаемого . К структурам мышления, без которых оно , относят перенос усвоенных знаний умений в ситуацию, видение проблем в ситуации, новой объекта, альтернативы проблемы; комбинирование способов решения. того, важно учащихся моделированию, аргументации др. Для сочетание некоторых гипотез, принятию , построению усвоения совокупного образования необходимо методов обучения: -рецептивного, конструктивно-, проблемного изложения, , исследовательского и..д. В этих методов приоритет принадлежит прочности усвоения прямого и повторения, неизменно деятельности учителя ученика, преобладанию 25
проблемного обучения, вниманию к окрашенности всего учения и каждым своей ценностей. Данный предполагает, индивидуализированную одновременно достаточную каждой группы трудности. Каждый в меру способности. В непременного условия указанных целей методов обучения разнообразие организационных , предполагающее проникающее обучение , групповую и широкий все формы самостоятельной , предоставляющий для свободы , творческой активности диалоге, дискуссии, решении проблем. образом, идет и параллельная как с в целом, и с учащихся повышенного обучаемости, т.. с одаренными . 26
Список 1. Эфроимсон В.. Гениальность и . / Гениальность - М.: мир, 2002 - 376 с. 2. Ф. Наследственность ./ Генетика поведения: анализ психологических психофизиологических признаков онтогенезе. / Под . С.Б. М.: СПб, 1996 - 272 . 3. Ричардсон М. ребенок. Научно- журнал. // Выявление детей в странах мира. .: Связь - Принт, 2015 - №2 112 . 4. Головин С.. Словарь практического - практика./С.. Головин. МН.: , 2014 - 976 с. 5. Основные Богоявленская .Б. Одаренный . Научно-практический . // современные творчества и . «Рабочая концепция » Минобразование РФ 2015 . М.: Связь - , 2015 - №4. 6. Практическая психология : Учебник для высших и учебных заведений. / ред. И.. Дубровиной - М.: «Сфера», 2015 - 528 с. 7. диагностика в . Методическое пособие. РК Республиканский практический центр 12-летнего образования. /: Н.В. - Астана: РАДиАЛ 2015 - 71 . 8. Популярные беседы психологии. В. ., М.: Педагогика, 2014 - 208 . 9. Лейтес Н.. Возрастная одаренность : Учебное пособие вузов./Н.. Лейтес. М.: , 2015 - 318 с. 10. Жексенбаева .Б. Теория практика работы одаренными детьми. .-Алматы: Таугуль - , 2015 – 380 с. 11. Щебланова .И. Одаренный . Научно-практический . // Зачем определять школьников? М.: - Принт, 2016 - №2, С 32-46 12. И.Э. и дифференциация . М.: Педагогика, 2015 - 192 . 13. Карли Лассинг. ребенок Научно- журнал. // Отношение к интеллектуально детям и обучению одаренных. .: Связь - Принт 2014 - №2 67-80 27
14. Синягина Н. , Чирковская Е.. Одаренный ребенок. -практический журнал. // личности и педагога в одаренности. М.: - Принт, 2015 - №1 С 4360 15. В.И. ребенок Научно- журнал. // Образовательные работы с детьми. М.: - Принт 2015. - №3. С 33-49 16. В.И. Научно-практический // Одаренные дети: - обучение - развитие. .: 2016 - №4. С 33-48 17. Пекелис .Д. Твои человек. / Что гениальность. М.: , 2015 – 271 с. 18. Яковлева .Л. Психология творческого потенциала ./ Московский психолого - институт. М.: , 2015 – 223 с. 19. Байтукова .У. Экспериментальное творческой одаренности младших классов / Каз НУ. психологии и , 2016 - №1. с. 73-76 20. Дворецки . Одаренный ребенок -практический журнал. // и креативность. .: Связь - Принт, 2016 - №3, 41 21. Шумакова Н.. Одаренный ребенок: обучения. Москва: , 2015 – 22. Матюшкин .М. Развитие 238 с. Матюшкина М.: , 2015 – 160 с. 28 активности школьника / ред. А..
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв