ОСОБЕННОСТИ ВЫБОРА МАТРИМОНИАЛЬНОГО ПАРТНЕРА
МУЖЧИНАМИ С РАЗЛИЧНЫМ ТИПОМ ЛИЧНОСТНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
Яковлева Д.А., Сытько Т.И.
СПБГУ, ВЕИП
Аннотация
По данным РОСТАТа у 40% пар, которые приняли решение развестись,
период знакомства длился меньше полугода. В России распадается почти
80% браков. Каждый второй брак в мире распадается. По статистике в
России на 1000 браков приходится 700 разводов. Приведенная статистика
еще раз обращает внимание на сложность выбора партнера для
долговременных отношений.
Статья посвящена анализу взаимосвязей образа матримониального
партнера с образом родительских фигур и образом «Я». Представлены
результаты эмпирического исследования, полученные на выборке мужчин,
разделенной на пять групп, по критерию статуса личностной идентичности.
Взаимосвязь образов значимых других с особенностями выбора партнера
для долговременным отношений у мужчин исследуется впервые.
Работа имеет значение для психологического консультирования по
проблеме
межличностных
отношений
в
паре
и
индивидуальном
консультировании.
Ключевые слова: родительские фигуры, проекция, матримониальный
партнер, идентичность, образ.
1.Постановка проблемы
Актуальность темы исследования обусловлена стремлением многих
специалистов разных направлений психологической практики к более
эффективной диагностике, как в личном, так и семейном анализе по
вопросам межличностных отношений. Первым этапом на пути создания
собственной
семьи
является
выбор
партера
для
долговременных
отношений. Довольно сложно определить механизм, лежащий в основе
этого выбора. Он включает множество факторов как психологического и
социального характера, так и биологической составляющей. Первое
находится в тесной взаимосвязи со вторым и третьим, что значительно
усложняет задачу для исследователей.
Образ матери и отца по праву считаются особыми в иерархической
системе человека (Д.Б. Эльконин, Л.С Выготский, Л.И. Божович и др.),
поэтому его изучение важно для формирования представления о
механизме выбора матримониального партнера.
Идентичность (лат. Identitas, англ. Identity) -
свойство психики,
результат активного рефлексивного процесса, отражающее представления
субъекта о себе, собственном пути развития,
ощущением
собственной
принадлежности,
и сопровождающееся
непрерывности.
Такое
отражение дает субъекту возможность воспринимать свою жизнь как
единый опыт знаний, состоящий из единства повседневных поступков и
жизненных целей. Все это помогает субъекту действовать последовательно
(Э.Эриксон, Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн, И. С.Кон и др.)[1, с.16].
Такие авторы как Х. Тешфел и Дж.Тернер выделяют два аспекта
идентичности: личностный и социальный. Ученые отмечают, что
личностная
идентичность
формируется
на
базе
идентификаций
интеллектуальных, физических и нравственных качеств. В то время как
социальная идентичность это набор идентификаций с определенной
общностью (пол, социальная группа, раса и тд.). Х. Теджфел опирается на
понятие «межличностный — межгрупповой континуум». Данное понятие
содержит все поведенческие реакции человека. С одной стороны находятся
варианты социального поведения человека, которые детерминируются
фактом принадлежности к группе. С другой -стороны индивидуальные
поведенческие реакции, которые являются проявлением собственных
характеристик
человека.
Х.Теджфел
рассматривает
социальную
идентичность и личностную идентичность как переход от одного полюса к
другому, притом человек ощущает свою целостность находясь как с одной
стороны, так и с другой. Ученый, благодаря такому рассмотрению
континуума, решил вопрос о противоречивости и соотношению двух начал
в человека. Личностный аспект и социальный аспект являются двумя
сторонами одной медали, учитывая тот факт, что личностная идентичность
имеет социальную природу [3, с.32]. Х. Теджфел, писал о том, что в
социальном окружении мы можем создавать «положительный» и
«отрицательный» образ, поэтому можно говорить о позитивной и
негативной
идентичности.
идентичности,
которая
Наблюдается
будет
выражать
динамика
в
социальной
стремлении
сохранить
позитивную социальную идентичность [7, с.21].
«Проекция» как термин широко используется как в психологии, так
и
психоанализе.
В
широком
смысле
слова
—
это
смещение
психологического, неврологического явления вовне, переход либо от
субъекта к объекту, либо от центра к периферии. В психологическом
дискурсе
это понятие отражает такие процессы как: восприятие
окружающего мира и ответ на стимуляцию согласно своим сложившимся
поведенческим актам, интересам, способностям и пр. Субъект уподобляет
одного другому, когда он говорит о том, что «проецирует» образ мамы на
своего учителя, например. [2, с.135]
2. Цель исследования
Проведенное эмпирическое исследование выявляет взаимосвязи
между
характеристиками
фигуры
матери,
отца,
образа
себя
и
матримониального партнера у мужчин с различным типом личностной
идентичности. При интерпретации результатов можно говорить о степени
проекции у обследуемых.
3. Методы исследования
Выборку составили мужчины в возрасте от 18-32 лет, проживающих
в Санкт-Петербурге, общее количество 57 человек не состоящих в браке.
Использовались следующие методики: Гиссенский личностный
опросник и методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) (Л. Б.
Шнейдер).
Методика изучения личностной идентичности (МИЛИ) состоит из
ряда слов и строится по принципу прямого и цепного ассоциативного теста.
Каждое слово относиться к определенной категории «живой/мертвый».
Для получения результата необходимо выявить соотношение слов
относящихся к «живому» к словам категории «мертвый». Методика
позволяет установить один из пяти типов личностной идентичности:
I.
Преждевременная идентичность как один из вариантов
навязанной идентичности. Данный тип идентичности не осознается
испытуемым и характеризуется высокой авторитарностью и низкой
самостоятельностью.
II.
Диффузная (размытая) идентичность. Испытуемый не имеет
прочных целей, убеждений, он не предпринимает на данный момент
активных попыток к их формированию. Данный тип идентичности
предполагает не только переход на более зрелые уровни идентичности, но
и «уход» на более низкий уровень преждевременной идентичности.
III.
кризиса
Мораторий. На этом уровне человек находится в состоянии
идентичности,
который
он
активно
пытается
разрешить.
Отмечается повышенная тревожность.
IV.
Достигнутая
сформированными
позитивная
значимыми
идентичность
целями,
ценностями,
характеризуется
убеждениями,
стабильными связями с социумом и позитивным отношением к себе.
IV.
Псевдоидентичность. Свойственно стабильное отрицание
своей значимости и уникальности, ригидность Я-концепции, болезненное
неприятие критики в свой адрес. В некоторых случаях про людей с данным
типом идентичности можно говорить об их тотальном поглощении
статусом, ролью, работой и т. д. [4, с.45]
4. Результаты исследования и их обсуждение
Все испытуемые были разделены на пять групп, согласно их статусу
личностной идентичности (по методике МИЛИ).
Мужчины
с
Преждевременной
личностной
идентичностью
составили 12% от выборки, с Диффузной идентичностью 28%, с
идентичностью
Мораторий
идентичностью
14%,
с
34%,
с
Достигнутой
Псевдопозитивной
позитивной
идентичностью
12%.
Наибольший процент мужчин с идентичностью Мораторий объясняется
тем, что
средний возраст
испытуемых - 21,2 года,
многие из них
находятся на возрастной стадии кризиса идентичности (по Эрику
Эриксону), который проходит с 12-20 лет. Человек, обладающий
идентичностью типа «Мораторий» находиться в ситуации активного
поиска решения проблем. На данном этапе решение еще не принято и
рассматриваются альтернативы. Происходит формирование идентичности:
переход от отсутствия чувства идентичности или от предрешенной
идентичности, сформированной в детском возрасте, к достигнутой
идентичности, когда человек будет принимать самостоятельные решения
через поиск и пробы альтернатив.
В каждой группе испытуемых был проведен корреляционный анализ
данных результатов Гиссенского личностного опросника. Использовался
критерий Спирмена (rs).
Как мужчины согласно типу личностной идентичности проецируют
качества значимых других на образ женщины? Ниже описаны наиболее
интересные взаимосвязи.
Мужчины с преждевременной идентичностью:
Выбирают популярного в социуме партнера, если мать педантична и
усердна
(0,77),
отец
необщителен
(0,89),
сами
испытуемые
депрессивны (0,79).
Непопулярного в социуме партнера , если мать неаккуратна,
непостоянна (0,77), отец социально сильный, активный (0,89), а сами
испытуемые не склонны к рефлексии и самокритике(0,79).
Выбирают
необщительного
партнера,
если
отец
социально
сильный, активный (-0,78), не склонен к рефлексии и самокритике (0,77).
Выбирают социально сильного и общительно партнера, если отец
необщительный (-0,78) и депрессивный (-0,77).
Мужчины с диффузным типом идентичности:
Выбирают
педантичного,
усердного
партнера,
если
отец
неаккуратен, непостоянен (-0,65) а сами испытуемые доверчивы и
открыты (-0,64)
Выбирают неаккуратного, непостоянного партнера, если отец
педантичен и усерден (-0,65), а сами испытуемые замкнуты и
недоверчивы (-0,64)
Выбирают депрессивного партнера, если мать доверчива, открыта (0,66)
Выбирают не склонного к рефлексии и самокритике партнера, если
мать замкнута и недоверчива (-0,66)
Выбирают замкнутого, недоверчивого партнера, если отец такой же
(0,64)
Выбирают доверчивого, открытого партнера, если отец такой же
(0,64)
Мужчины с идентичностью мораторий:
Выбирают необщительного партнера, если мать послушна и
уступчива (0,59), а сами испытуемые необщительны
(0,69),
педантичны и усердны (0,64)
Выбирают социально сильного, активного партнера, если мать
властолюбива, нетерпелива(0,59), а сами испытуемые социально
сильные (0,69), активные, неаккуратны и непостоянны (0,64)
Мужчины с достигнутой позитивной идентичностью:
Выбирают партнера с положительной социальной репутацией, если
отец уверен в своей положительной социальной репутации (0,91)
Выбирают
партнера
непопулярного
в
социуме,
если
отец
если
сами
непопулярен с социуме (0,91)
Мужчины с псевдопозитивной идентичностью:
Выбирают
послушного,
уступчивого
партнера,
испытуемые замкнуты и недоверчивы (0,97)
Выбирают властолюбивого и нетерпеливого партнера, если сами
испытуемые доверчивы и открыты (0,97)
5.Выводы
Результаты по тесту «МИЛИ» позволили распределить испытуемых
на группы в соответствии со статусами идентичности: «Преждевременная
идентичность», «Диффузная идентичность», «Мораторий», «Достигнутая
позитивная
идентичность»,
«Псевдопозитивная
идентичность»,
где
идентичность «Мораторий» встречается у мужчин чаще всего.
С помощью корреляционного анализа были выявлены достоверные
взаимосвязи между показателями Гиссенского личностного опросника
Образа «Матери», Образа «Отца», Образа «Я» и Образа «Партнера» во
всех группах идентичностей на уровне значимости p<0,01.
6.Заключение
Гипотеза о том, что существуют взаимосвязи
между типом
личностной идентичности мужчин и проекцией образа матери, отца, себя
на образ матримониального партнера, подтвердилась. Во всех группах
обнаружены
достоверные
взаимосвязи.
Можно
говорить,
что
у
испытуемых в исследовании качества значимых фигур проецируются на
образ женщины для длительных отношений в зависимости от типа
личностной идентичности.
Список литературы
1. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность М.: Московский
открытый социальный университет, 2001. 233c.
2. Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. Московская
«Высшая школа», 1996. 751c.
3. Иванова Н.Л., Румянцева Т.В. Социальная идентичность: теория и
практика. М.: СГУ, 2009. 465с.
4. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная
идентичность: теория и методы диагностики. М.: Московский психологосоциальный институт, 2007. 348c.
5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: «Прогресс», 2006. 352c.
6. Яковлева Д. А. Особенности выбора матримониального партнера
мужчинами с различной личностной идентичность // ВЕИП. 2016. С. 152157.
7. Tajfel H. Social identity & intergroup relations. Cambridge, Paris, 1982.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв