В статье исследуется проблема памяти и забвения на примере трагических событий XX века, связанных с Освенцимом и ГУЛАГом. Выбор для анализа именно этой проблематики обусловлен ее актуальностью, поскольку в современной общественной жизни дискуссии о сталинских репрессиях и о политике нацизма не теряют своей остроты. Критический анализ и непредвзятая оценка этих событий сталкиваются сегодня с феноменом «постправды», порождающим соответствующий нарратив, в котором конкретные факты и аналитические выводы обладают меньшей убеждающей силой, чем готовые интерпретации. В статье рассматривается вопрос, насколько данная проблематика вписывается в целом в общемировую повестку, и не является ли она особенно актуальной именно для России в силу ее исторических и культурных особенностей. На основе работ современных философов, в частности, В.А. Подороги «Время после. Освенцим и ГУЛАГ: мыслить абсолютное зло», делается попытка определить главные разломы человеческой субъективности и точки расщепления индивида. Разрушительная трансформация человека, прошедшего испытание концлагерем, проявляется через психологическое состояние субъекта, рефлекторную работу организма и в результате телесных манипуляций. Однако не выживание в античеловеческих условиях, а продолжение жизни после лагерного опыта В.А. Подорога считает главной проблемой. Если выживание — это преодоление физиологическое; то жизнь после выживания — экзистенциальная борьба с пережитым прошлым, которое преследует и пытается постоянно напоминать о себе. Зло минувших дней не растворилось в прошлом, не было полностью осмыслено. Причины его происхождения не были преодолены и сохраняются в настоящем. Пока трагические ошибки прошлого не будут проработаны, общество не обретет стимул нравственного развития. Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что необходимо стремиться к распознанию Абсолютного зла в различных обличьях и не допустить новых гуманитарных катастроф, восстанавливая память и историческую справедливость путем осознания и переживания вины в собственной истории, поскольку память является одной из главных основ культуры.
Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (РАНХиГС)
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв