МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
имени М. В. ЛОМОНОСОВА
ФАКУЛЬТЕТ ЖУРНАЛИСТИКИ
Кафедра зарубежной журналистики и литературы
Освещение пандемии коронавируса в немецких массмедиа
(на примере Süddeutsche Zeitung, февраль – март 2020 г.)
Курсовая работа
студентки III курса
дневного отделения
ПОЛЯНСКОЙ Ю. К.
Научный руководитель:
кандидат филологических
доцент
ЯКОВА Т. С.
Москва 2020
наук,
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ......……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теория освещения кризисной ситуации
1.1 История пандемии коронавируса 2020 года…...………………... 6
1.2 Методология контент-анализа ……...…………………………… 8
1.3 Анализ по критериям теории мирной журналистики ………… 10
1.4 Издание Süddeutsche Zeitung …………………………………… 12
Глава 2. Освещение пандемии коронавируса в Süddeutsche Zeitung
2.1
Контент-анализ издания Süddeutsche Zeitung ..……….............. 14
2.2 Анализ по критериям мирной журналистики ….……………… 22
Заключение ……...……………………………………………………………… 26
Библиографический список …………...…………………………………...….. 28
Приложения …..………………………………………………………………....31
2
ВВЕДЕНИЕ
Информационные потоки стали неотъемлемой частью современного
мира. Знание приобретает большую ценность, чем материальные блага, а
осведомленность дает силу и власть. Социолог и журналист Дэниел Белл в
1999 году 1 обозначил коммуникацию как главную инфраструктуру нового
постиндустриального
общества.
Коммуникация
же
невозможна
без
медиапространства и определяющей в нем личности – журналиста.
Поэтому необходимо уделять внимание роли контента в событиях
мировой важности и анализировать степень вовлеченности в них медиа.
Доктор филологических наук, профессор МГУ им. М. В. Ломоносова Ирина
Дмитриевна
Фомичева
в
книге
«Социология
СМИ»
указывает
на
определяющую функцию журналистской работы: «Контент является ядром
процесса коммуникации, вокруг которого строятся отношения между его
участниками»2.
В рамках повестки 2020 года нужно отметить, что регуляция жизни, то
есть обеспечение четкой организации общественных отношений, во время
эпидемии коронавируса естественным образом стала прямой обязанностью
медиа. Пандемию COVID-19 весной 2020 года можно действительно считать
чрезвычайной ситуацией, которая стала причиной многочисленных кризисов
и конфликтов по всему миру. Журналисты не могли не оказаться в такое время
в центре событий, так как одна из функций профессионального медиа –
миротворческая деятельность, то есть нацеленность на конструктивное
завершение кризиса.
1 Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования –
М.: Academia, 2004 .- 944 с.;
2 Фомичева И. Д. Социология СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2012 – С. 266.
3
В
качестве
примера
для
остальных
выступают
качественные
общественно-политические издания с миллионными аудиториями. Одно из
них – крупнейшая ежедневная газета Германии Süddeutsche Zeitung (SZ). Ее
политика во время корона-кризиса взята как объект исследования.
Эмпирической базой является выборка из 8 статей этого медиа.
Анализ возросшего влияния СМИ на фоне мировой нестабильности
из- за эпидемии вируса имеет важное значение для истории и будущего
медиаисследований. Хронологические рамки данной работы: февраль – март
2020 года, так как он передает момент образования кризисной ситуации и
последующей активизации журналистского сообщества. А также закрепляет
актуальность и объективность этого исследования, в связи с тем что во второй
половине 2020 года в мире все еще держатся условия карантина, но уже
возможно взглянуть отвлеченно на его начальную стадию.
Цель работы – оценить стратегию и профессионализм немецкого
издания Süddeutsche Zeitung во время освещения пандемии коронавируса.
Для ее достижения были выполнены такие задачи, как изучение
теоретических данных, контроль всех материалов газеты за выбранный период
и наблюдение за реакцией аудитории, выборка медиатекстов в соответствии с
темой исследования, обработка полученных данных по критериям контентанализа и определение тенденций в деятельности редакции немецкого
издания, в том числе насколько поведение сотрудников газеты в данной
конфликтной ситуации соответствует нормам журналистики мира.
Используются такие методы, как теоретический (изучение имеющихся
российских научных трудов по теме и сравнение их выводов с иностранными
ресурсами), эмпирический (наблюдение за поведением редакции газеты и ее
аудитории, сравнение выборочного контента в этой тематической нише) и
4
аналитико-статистический (сведение полученных данных для наглядного
выведения следствия).
В ходе исследования был изучен корпус научных работ, в частности
различные подходы к контент-анализу в теоретических трудах российских
медиаисследователей «Крылья хаоса. Массмедиа, мировая политика и
безопасность государства» Игоря Александровича Николайчука, Тамары
Сергеевны Яковой и Марины Михайловны Янгляевой и «Социология СМИ»
Ирины Дмитриевны Фомичевой, а также в учебных пособиях «Mediatext und
Medienprodukte: auf Deutsch gesagt» Алексея Георгиевича Слесарева (контентанализ конкретно текстов на немецком языке) и «Глобальные, региональные и
национальные модели СМИ» Тамары Сергеевны Яковой. К тому же, анализ
текстов
основывался
журналистики,
на
иностранных
утвержденным
школой
TRANSCEND Media Service.
5
стандартах
миротворческой
медиаисследований
компании
ГЛАВА 1. Теория освещения кризисной ситуации
1.1.
История пандемии коронавируса 2020 года
COVID-19 стал главной темой повестки дня всего 2020 года. Разговор о
болезни, оказавшейся смертельной для более миллиона людей по всему миру,
до сих пор вызывает у людей чувства страха и незащищенности. Замедлить
скорость распространения инфекции помог повсеместный карантин: границы
стран были закрыты, транспортные связи между регионами ограничены, меры
безопасности активированы. Но одновременно с этим изоляция вызвала у
людей многочисленные психологические проблемы из-за вынужденного
продолжительного одиночества, а государства столкнулись с экономическими
и политическими кризисами.
Более того, коронавирус задал новый вектор для повседневной
деятельности каждого. Цифровизация стала главной мировой тенденцией 2020
года, повлиявшей как на бизнес, так и на частную жизнь. Нельзя не заметить
увеличение в геометрической прогрессии числа интернет-пользователей всех
возрастов.
Первые новости о зараженных «новой инфекцией» пришли из Китая в
декабре 2019 года, природа болезни стала известна только через две недели, 9
января. Количество случаев увеличивалось, но мировой сообщество
оставалось спокойным еще два месяца. Как быстро ухудшалось положение в
Центральной Европе видно в «Диаграмме 1. Подтвержденное число
инфицированных в Германии (по ежедневным отчетам) по данным Института
Роберта Коха от 10 мая 2020 г.» (см. Приложение 1).
Лишь в конце февраля 2020 года повсеместно, и в том числе в
Европейском союзе, Правительства стали принимать чрезвычайные меры.
Первый официальный отчет о коронавирусе в Германии появился 4 марта 2020
6
года на официальном сайте Института Роберта Коха3, центрального научного
учреждения Правительства ФРГ в области биомедицины. Тогда числилось 262
инфицированных и еще ни одного погибшего. 11 марта Всемирная
организация здравоохранения признала коронавирус пандемией, то есть
глобальным, всеобъемлющим заболеванием с тяжелым, как правило,
течением.
Одной из самых респектабельных организаций мира, занимающихся
урегулированием конфликтов за счет влияния медиа, образования и
профессиональной
подготовки
специализированных
кадров
является
TRANSCEND International. Компания была основана в августе 1993 года
профессором наук по урегулированию конфликтов, норвежским социологом
Иоганном Гальтунгом как конфликтная посредническая организация. Его
метод заключается не в поиске виноватых, а в создании условий для
коммуникации всех участников конфликта. К настоящему времени в
TRANSCEND состоят более 400 ученых-практиков из более чем 60 стран. Их
статьи с анализом мировых проблем еженедельно выкладываются на сайте
организации, в том числе о кризисе COVID-19.
Еще в марте 2020 года, когда пандемия только начиналась на территории
Европы и все ожидали скорого решения проблемы, TRANSCEND International
уже сравнили коронавирус по уровню конфликтности с войной. В статье
Руберта Рубенштейна «Борьба с коронавирусом: мы на "войне"? Как это
изменит мир?» 4 . говорится: «аналогия с военным временем, тем не менее,
имеет некоторое значение. Как и в тотальной войне-своего рода беспощадной
Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) Daily Situation Report of the Robert Koch Institute //
Robert
Koch
Institute
–
04.03.2020
–
[Электронный
ресурс]
–
URL: https://www.rki.de/DE/Content/InfAZ/N/Neuartiges_Coronavirus/Situationsberichte/2020
-03-04-en.pdf?__blob=publicationFile (дата обращения: 01.10.2020).
3
4 Rubenstein R.E. The Struggle against Coronavirus: Are We at “War”? How Will It Change the
World? // TRANSCEND Media Service – 30.03.2020. – [Электронный ресурс] – URL:
https://www.transcend.org/tms/2020/03/the-struggle-against-coronavirus-are-we-at-war-howwill-it-change-the-world/ (дата обращения: 03.12.2020).
7
схватке, представленной двумя мировыми войнами 20–ого века, все население
мобилизуется и вынуждено идти на жертвы, в то время как правительственные
полномочия
расширяются,
а
промышленность
переоснащается
для
обеспечения нужд фронтовых сил. Опять же, как и в большой войне, люди,
чувствующие себя осажденными, обращаются к политическим лидерам за
защитой, организацией и вдохновением, и борьба считается высшим
испытанием их лидерства».
Если состояние общества и власти во время пандемии коронавируса
2020 года сравнимо с военным временем, то и журналистика должна менять
свою тактику, четко позиционировать себя как миротворца, удерживающего
мир от паники или агрессии.
1.2.
Методология контент-анализа
Исследуется процесс массовой коммуникации между медиа как
коммуникатором, то есть передающим сообщение, и адресатом, реципиентом
в лице властных структур, бизнеса и общества.
Согласно пособию Фомичевой Ирины Дмитриевны «Социология
СМИ»
5
, контент-анализ проводится по социальным показателям –
характеристикам объекта и внутренних процессов. В их числе два вида
показателей. Количественные демонстрируют меру присутствия у объектов
того или другого свойства, и среди них – статистические числовые показатели
степени проявления во всем множестве текстов. К примеру, периодичность
выхода
публикаций
того
или
иного
вида.
Регулярность,
причем
фиксированная, является для аудитории СМИ важной и специфической
характеристикой, так как читатель будет ожидать информацию в известный
ему заранее период и, не получив контент вовремя, может обратиться к
другому медиаресурсу. Качественные характеристики в исследовании
5 Фомичева И. Д. Социология СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2012 – С. 13-39, 189-238.
8
отражают наличие или отсутствие определенных характеристик и относятся к
каждому отдельному материалу. Например, наличие и вид тональности, то
есть субъективности, мнения. Оно может быть непосредственное (авторское)
и экспертное, позитивное или негативное. В журналистике наличие
тональности в большинстве случаев зависит от жанра публикации. Вследствие
употребления и количественных, и качественных показателей результаты
исследования
характерны
для
смешенного
типа,
качественно-
количественного контент-анализа.
В связи с тем что перед отбором публикаций для работы была изучена
генеральная совокупность материалов издания Süddeutsche Zeitung за февраль
и март 2020 года, в исследовании используется метод не случайной, а
многоступенчатой выборки. Восемь текстов – из разных категорий по времени
публикации, по объему, по жанру. При этом в выборке сохранено
пропорциональное соотношение видов контента, характерное для генеральной
совокупности газеты. Также соблюден принцип отбора по периодичности:
тексты взяты из разных рубрик за разные дни. Таким образом, исключается
ситуация неполного охвата и случайного углубления в один раздел или выпуск
одного дня. Многоступенчатый метод позволяет в срезе контента наблюдать
различные стороны работы редакции.
Эмпирическая база исследования собрана на основе выборочной
совокупности публикаций, по характеристикам которых мы можем судить о
процессе в медиапространстве качественной прессы Германии в целом,
происходившем в начале мирового кризиса из-за эпидемии COVID-19.
Выборка репрезентативна в отношении взятых хронологических рамок, так
как демонстрирует поведение редакции изучаемого издания в динамике, от
условий спокойного общественного состояния до конфликтного, и в контексте
различных журналистских жанров, от новостной заметки до аналитического
репортажа.
9
1.3.
Анализ по критериям теории мирной журналистики
Определим
терминологию
миротворческой
журналистики,
предложенную Международной организацией по мирной трансформации
конфликтов и развитию TRANSCEND International и в частности ее
основателем Иоганном Гальтунгом. Мир как процесс – это способность
трансформировать конфликты с помощью эмпатии, творчества и без насилия.
Под
трансформацией
конфликтов
понимается
возможность
сторон
взаимодействовать самостоятельно, приемлемым и долговременным образом.
Эмпатия в конфликтологии – это понимание участниками не только своей
точки зрения, но и как их оппоненты видят проблему. Под творчеством здесь
подразумевается
направление
приспособление
сторон
и
энергии
конфликта
удовлетворение
на новые
основных
реалии,
человеческих
потребностей.
Пандемия коронавируса создала в современном мире уникальную
конфликтную ситуацию. Ориентируясь на теорию социолога и исследователя
дисциплины
мира
и
конфликтов
Иоганна
Гальтунга
«Треугольник
конфликта», можно выделить таких участников кризиса 2020 года:
государство, бизнес и гражданское общество. В рамках нашего анализа это
Правительство Германии как главный деятель, немецкие экономические
институты как пострадавшие от карантинных мер, введенных властями, и
среднестатистический читатель немецкой прессы как объект деятельности
первых двух участников и одновременно субъект, реагирующий на
ограничения.
СМИ являются посредником между тремя элементами треугольника. Их
главные функции в данной ситуации, по мнению авторов книги «Крылья
10
хаоса.
Массмедиа,
мировая
политика
и
безопасность
государства»,
заключаются6 в:
•
исследовании
фона
и
контекста
формирования
конфликта,
выявлении причин и вариантов его развития с каждой стороны (не
только с «двух сторон»),
•
предоставлении
возможности
высказаться
всем
конфликта,
развития,
противоборствующим сторонам,
•
моделировании
идей
для
разрешения
миротворчества и поддержания мира,
•
разоблачении лжи, попыток утаить правду,
•
обнародовании списка виновных, самого преступления и его
последствий.
Особое внимание журналисты должны уделять мирным сценариям
разрешения конфликтов и последующему развитию. Для корректного
выполнения роли миротворца медиа следует ориентироваться в первую
очередь на мир, правду и людей в целом, а не на влиятельную элиту или
пропаганду. Выбор каждого человека между журналистикой мира и
журналистикой войны основывается на этический принципах и социальной
ответственности профессионала перед обществом за благополучие и
ценности, формируемые в сознании аудитории.
Согласно прагматическому дифференциальному подходу исследования
СМИ Роже Блюма, немецкие медиа строятся по общественной модели
северного европейского обслуживания, то есть они отличаются высоким
уровнем профессионализма и критичности, в связи с тем, что практически
отделены от политики и ориентируются в основном на свою аудиторию как
Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М., Крылья хаоса. Массмедиа, мировая
политика и безопасность государства. – М.: ИКАР, 2018. – С. 316–318.
6
11
главный источник дохода. Следовательно, контент немецкого издания
соответствует цели данного исследования, которой является анализ
профессионализма журналистов в ходе освещения кризисной ситуации.
Поэтому
в
качестве
примера
СМИ
выбрана
общепризнанно
качественная ежедневная газета Süddeutsche Zeitung.
1.4.
Издание Süddeutsche Zeitung
Общенациональная качественная ежедневная газета Süddeutsche Zeitung
является объектом исследования не только как характерный представитель
медиапространства Германии, но и благодаря длительному процессу ее
развития. Süddeutsche Zeitung – одно из старейших немецких медиа: оно было
создано сразу после реформирования законов о СМИ в 1945 году. Издание
делает акцент на независимую аналитическую журналистику и сохраняет в
течение последних
десятилетий
ведущую позицию среди немецких
ежедневных газет.
Направление – общественно-политическое с выраженным акцентом на
региональную повестку дня. Целевой аудиторией Süddeutsche Zeitung
являются в основном жители Германии, большая часть которых проживает на
территории земли Бавария, где и находится главный офис газеты. Также
медиапродукты
издания
потребляют
за
границами
страны
люди,
интересующиеся немецким информационным пространством или точкой
зрения данного уважаемого в мире издания на ту или иную проблему.
Тираж печатной версии Süddeutsche Zeitung – более 338 тысяч
экземпляров, по данным официального сайта издания7. Однако, большая часть
аудитории пользуется цифровой версией – 1,25 миллиона читателей. Это
можно объяснить с точки зрения не только удобства прочтения и скидки на
Die Süddeutsche Zeitung. Актуальное & Профиль // Süddeutsche Zeitung Media –
[Электронный ресурс] – URL: https://sz-media.sueddeutsche.de/de/sz/sz-aktuelles-profil.html
(дата обращения: 10.11.2020).
7
12
электронный формат, но и модернизации, ведь на сайте доступны
мультимедийные журналистские материалы, в том числе инфографики и
репортажи. Также увеличение интернет-аудитории издания в последнее время
можно обосновать с позиции исторического явления весны 2020 года –
массовое обращение к онлайн-ресурсам из-за вынужденной домашней
изоляции во всем мире в период коронавирусной инфекции.
Для большей доступности и простоты потребления медиапродукты
холдинга Süddeutsche Zeitung представлены во всех актуальных социальных
сетях: Twitter, Instagram, Facebook. Статьи ежедневной газеты SZ можно
встретить также на российских платформах Telegram и «ВКонтакте», однако
этот контент является копией (репостом) оригинального и подготовлен
фанатами-непрофессионалами.
Издание Süddeutsche Zeitung имеет многолетний опыт освещения
конфликтов, кризисов и чрезвычайных ситуаций, вследствие чего поведение
редакции данного медиахолдинга во время эпидемии коронавируса весной
2020
года
представляет
научный
журналистского сообщества.
13
интерес
для
профессионального
ГЛАВА 2. Освещение пандемии коронавируса в Süddeutsche Zeitung
2.1
Контент-анализ издания Süddeutsche Zeitung
По общему поведению редакции издания с начала кризиса в феврале –
марте 2020 года можно понять, что команда не первый раз столкнулась с
неоднозначной конфликтной ситуацией, которая может надолго задержаться
в новостной повестке. Для информирования аудитории по каждой из тем или
рубрик была использована определенная стратегия, отраженная в таблице №1
«Анализ рубрикации выборки публикаций издания Süddeutsche Zeitung
(февраль – март 2020 г.)». При подсчете учитывает погрешность за счет
нахождения некоторых публикаций в нескольких рубриках.
Рубрика
№ Название публикации
«Первый
1
Значимость
Средняя
периодичность =
(всего
публикаций в
хронологических рамках
исследования)
(доля рубрики
количество
ко всем
публикаций рубрики
публикациям
в день (число
за период в
материалов/ число
%)
дней)
«Здоровье»
52/5000
52/60 = 0,87
=1%
(недостаток)
случай
заражения
коронавирусом
в
(52)
области»8 от 04.02.20
2
«Это все сюрприз»9 от
04.03.20
«Мюнхен»
3480/5000
(3480)
=69,6%
3480/60 = 58
8 Erster Corona-Fall im Landkreis // Süddeutsche Zeitung – 04.02.2020. – [Электронный ресурс]
– URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/gesundheit-erster-coronafall-im-landkreis-1.4785156 (дата обращения: 03.12.2020).
9 Hochkeppel O. Alles eine Frage der Überraschung // Süddeutsche Zeitung – 04.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/vorschlag-hammeralles-eine-frage-der-ueberraschung-1.4831021 (дата обращения: 03.12.2020).
14
Рубрика
№ Название публикации
(всего
публикаций в
хронологических рамках
исследования)
Значимость
Средняя
периодичность =
(доля рубрики
количество
ко всем
публикаций рубрики
публикациям
в день (число
за период в
материалов/ число
%)
дней)
«Сохраняйте
3 спокойствие даже в
то же
то же
то же
стрессе»10 от 08.03.20
4
«Вирус
занимает
районы»11 от 09.03.20
«Жизнь в карантине.
5 Вместе
против
короны»12 от 12.03.20
«Хорошие
вещи
6 случаются в каждом
кризисе»13 от 23.03.20
«Мюнхен.
Коронавирус»
(88)
88/5000
=1,76%
«Коронавирус»
521/5000
(521)
=10,42%
«Мюнхен»
то же
(3480)
(см. №2)
88/60 = 1,47
521/60 = 8,68
то же (см. №2)
10 Allenstein S. Auch unter Stress ruhig bleiben // Süddeutsche Zeitung – 08.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/meine-woche-auchunter-stress-ruhig-bleiben-1.4836371 (дата обращения: 03.12.2020).
11 Hilberth I., Seeburg C. Das Virus zieht seine Kreise // Süddeutsche Zeitung – 09.03.2020. –
[Электронный
ресурс]
–
URL:
https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/corona-schulen-geschlossen1.4837835 (дата обращения: 03.12.2020).
12 Fuchs I. Leben in Quarantäne. Gemeinsam gegen Corona // Süddeutsche Zeitung – 12.03.2020.
– [Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/muenchen-heuteleben-in-quarantaene-gemeinsam-gegen-corona-1.4843313 (дата обращения: 03.12.2020).
13 Kister K. In jeder Krise passiert auch Gutes // Süddeutsche Zeitung – 23.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/panorama/solidaritaet-coronaviruscorona-deutschland-ausgangssperre-1.4853381 (дата обращения: 03.12.2020).
15
Рубрика
№ Название публикации
«Слово,
потерявшее
7 безгрешность»
14
от
24.03.20
8
«Ограниченный
выход»15 от 29.03.20
Значимость
Средняя
периодичность =
(всего
публикаций в
хронологических рамках
исследования)
(доля рубрики
количество
ко всем
публикаций рубрики
публикациям
в день (число
за период в
материалов/ число
%)
дней)
«Культура»
891/5000 =
(891)
17,82%
«Здоровье в
Мюнхене»
(8)
891/60 = 14,85
8/5000 =
8/60 = 0,13
0,16%
(недостаток)
В начале кризиса редакция работает по жанровой системе мирного
времени. Рубрики «Здоровье» и «Здоровье в Мюнхене» еще имеют малый вес,
но будут приобретать большую значимость с развитием эпидемии. Уже
появляются и активно расширяются рубрики «Мюнхен. Коронавирус» и
«Коронавирус», последняя из которых, набирая долю больше 10%, за два
месяца приобретает статус одной из основных наравне с «Культурой», к
примеру. Также через анализ рубрикации явно подтверждается региональная
специализация издания Süddeutsche Zeitung, почти 70% публикаций которого
посвящены столице области, городу Мюнхен, где находится главная редакция
газеты. «Мюнхен» - абсолютный лидер по периодичности, 58 публикаций в
среднем на эту тему в день за февраль и март 2020 года.
14 Das Wort, das seine Unschuld verlor // Süddeutsche Zeitung – 24.03.2020. – [Электронный
ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/kultur/corona-andere-bedeutung-1.4853423 (дата
обращения: 03.12.2020).
15 Hummel T. Beschränkter Ausgang // Süddeutsche Zeitung – 29.03.2020. – [Электронный
ресурс]
–
URL:
https://www.sueddeutsche.de/muenchen/coronavirus-muenchenausgangsbeschraenkungen-wochenende-fruehlingswetter-1.4860560
(дата
обращения:
03.12.2020).
16
В рамках исследуемого периода выделятся несколько характеристик
действий сотрудников Süddeutsche Zeitung. Журналисты работали в
чрезвычайной ситуации спокойно, то есть информировали аудиторию в
объективной манере без излишней экспрессии, также уверенно, доверяя своим
источникам, и с определенной стратегией развития темы, которая видна в
хронологии восьми публикаций, представленной в таблице «Мониторинг
публикаций издания Süddeutsche Zeitung (февраль – март 2020 г.)» (см.
Приложение 3).
В начале кризиса газета не обращала особое внимание аудитории на
быстро распространяющуюся инфекцию. О новом вирусе сообщалось только
в контексте новостей из Китая и Америки и в паре статей о том, насколько в
Европе безопасно. Об этом говорят даже заголовки статей того периода: «Риск
коронавируса для Германии очень низкий» 16 или «Не в режиме паники» 17 .
Редакция до последнего не давала оснований аудитории для волнения. Так
продолжалось до первого случая массового заражения именно в земле
Бавария, в столице которой издается Süddeutsche Zeitung. Это также говорит о
том, что издание в чрезвычайной ситуации сохраняет свою региональную
ориентированность, что характерно для всего немецкого медиапространства.
В день массового заражения в ФРГ Süddeutsche Zeitung занимает
позицию независимого информатора, которому нужно верить. Поэтому в
первом материале из исследуемой выборки - «Первый случай заражения
коронавирусом в области» от 04 февраля 2020 года, автор сразу ссылается на
Федеральное министерство здравоохранения. Редакция предупреждает
возможную паническую реакцию общества на сообщение о смертельной
Reuß A. Gefahr durch Coronavirus für Deutschland "sehr gering"// Süddeutsche Zeitung –
22.01.2020. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/politik/coronavirusdeutschland-1.4765606?reduced=true (дата обращения: 05.12.2020);
16
17 Fries С. "Nicht im Panikmodus" // Süddeutsche Zeitung – 28.01.2020. – [Электронный
ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/starnberg/coronavirus-bei-webastonicht-im-panikmodus-1.4775074?reduced=true (дата обращения: 05.12.2020).
17
инфекции и снимает с себя ответственность за сведения или их отсутствие в
первой заметке: «В ведомстве не предоставили никакой информации».
Информационный материал построен по принципу жесткой новости: только
один абзац с главными сведениями, 900 слов.
В течение февраля – начала марта газета регулярно упоминает о
коронавирусе в статьях и новостных сводках, но еще не придает эпидемии
официальный статус. Хотя в стране быстро увеличивается количество случаев
заражения и уже первых смертей, государство не решается вводить строгие
ограничения на федеральном уровне, и СМИ соответственно придерживаются
взгляда властей. За неделю до полного карантина в утренних новостных
сводках перед абзацами о погоде и экономике появляются предисловия с
советами, как себя обезопасить и что делать, если Вы уже заразились
коронавирусом.
Пример такой тактики – 5-ый материал из выборки, статья Ингрид Фукс
«Жизнь в карантине. Вместе против короны», вышедшая 12 марта 2020 года
на сайте Süddeutsche Zeitung. Она относится к рубрике «Мюнхен сегодня».
Статья начинается с весьма показательных слов: «О первом случае
коронавируса в Баварии стало известно 45 дней назад. Тогда люди думали, что
этот вирус нас не коснется. Сегодня мы знаем, никто не будет избавлен от
последствий корона-кризиса, он изменит нашу повседневную жизнь».
Относительно структуры публикация состоит из нескольких частей,
обозначенных подзаголовками. После вступительной части об эпидемии,
состоящей из 4 абзацев, идут блоки «День в Мюнхене», «Мюнхенское чтение»
и «Мюнхенский опыт», в которых друг за другом указывают ссылки на
опубликованные в этот день крупные материалы для долгого чтения с кратким
предисловием о содержании.
Федеральный канцлер Германии Ангела Меркель объявила «локдаун»
вечером 16 марта 2020 года, и эпидемия прочно укрепила за собой первое
место в повестке дня на месяцы вперед. Редакция исследуемой газеты
18
закрепила за этими публикациями отдельную, первую в списке рубрику
Coronavirus на сайте и в печатной версии.
Краткий, информационный характер материалов об эпидемии сменяется
аналитическим. Аудитория уже осознала происходящее и теперь ждет от
СМИ-«посредника» инструкции, объяснения и прогнозы. Многие жители
оказываются в непростой жизненной ситуации по социальным или
экономическим причинам, вызванным карантином, и нуждаются в поддержке.
Для этого запускается колонка «Всего Вам хорошего», где «редакторы SZ
ежедневно пишут о красивых, утешительных и даже любопытных историях
этого пораженного коронавирусом времени». К примеру, 6-ой материал из
выборки - «Хорошие вещи случаются в каждом кризисе». Автор Курт Кистер
23 марта 2020 года поделился трогательной историей 60-летия, которое из-за
эпидемии прошло не в ресторане, а в узком кругу близких. Герои не названы
по именам или гендерным признакам; изображена абстрактная, типичная
семья. Причем автор лишь очерчивает ход событий, чтобы главным образом
подчеркнуть, какую новую важность приобрели семейные ценности во время
кризиса. Само издание Süddeutsche Zeitung обозначает текст как авторскую
колонку, что подтверждает и объем – 2320 слов. Но по содержанию можно
определить жанр как публицистическое эссе, в котором история используется
как причина для рассуждений.
Во время общественных волнений периода эпидемии журналисты
Süddeutsche Zeitung придерживались стандартов, характерных и для
спокойного режима работы. Во время количественно-качественного контентанализа эмпирической базы не было выявлено значимых отклонений. Это
видно в таблице №2 «Анализ тональности публикаций издания Süddeutsche
Zeitung (февраль – март 2020 г.)»:
19
№
Название
публикации
«Первый случай
заражения
1 коронавирусом в
области»18 от
04.02.20
«Это все
2 сюрприз»19 от
04.03.20
«Сохраняйте
спокойствие
3
даже в стрессе»20
от 08.03.20
Тональность
Комментарии
Характерно для
информационной заметки
Нет
Журналист как автор колонки
позволяет себе субъективное
отражение события (автор
переживает, что культурное
мероприятие отменится из-за
надвигающейся из Китая
Непосредственная,
эпидемии коронавируса). В
негативная
издании еще позволяется
негативная тональность, так как
еще не предчувствуется кризис,
что общество может увидеть в
этом толчок к конфликту с
властью из-за ограничений
Экспертная,
позитивная
Через эксперта – медика дается
позитивная тональность, чтобы
успокоить аудиторию, убедить в
готовности структур к
возможной эпидемии
18 Erster Corona-Fall im Landkreis // Süddeutsche Zeitung – 04.02.2020. – [Электронный
ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/gesundheit-erstercorona-fall-im-landkreis-1.4785156 (дата обращения: 03.12.2020).
19 Hochkeppel O. Alles eine Frage der Überraschung // Süddeutsche Zeitung – 04.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/vorschlag-hammeralles-eine-frage-der-ueberraschung-1.4831021 (дата обращения: 03.12.2020).
20 Allenstein S. Auch unter Stress ruhig bleiben // Süddeutsche Zeitung – 08.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/meine-woche-auchunter-stress-ruhig-bleiben-1.4836371 (дата обращения: 03.12.2020).
20
№
Название
публикации
«Вирус занимает
4 районы»21 от
09.03.20
«Жизнь в
карантине.
5 Вместе против
короны»22 от
12.03.20
«Хорошие вещи
случаются в
6 каждом
кризисе»23 от
23.03.20
«Слово,
потерявшее
7
безгрешность»24
от 24.03.20
Тональность
Комментарии
Характерно для
информационного жанра
Нет
Экспертная,
позитивная и
негативная
Сравнение мнений людей,
пострадавших от эпидемии в
социальном плане
Журналист как автор колонки
позволяет себе субъективное
Непосредственная, отражение события. Но видна
позитивная
общая политика редакции,
направленная на успокоение
общественности
Нет
Аналитический материал
21 Hilberth I., Seeburg C. Das Virus zieht seine Kreise // Süddeutsche Zeitung – 09.03.2020. –
[Электронный
ресурс]
–
URL:
https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/corona-schulen-geschlossen1.4837835 (дата обращения: 03.12.2020).
22 Fuchs I. Leben in Quarantäne. Gemeinsam gegen Corona // Süddeutsche Zeitung – 12.03.2020.
– [Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/muenchen-heuteleben-in-quarantaene-gemeinsam-gegen-corona-1.4843313 (дата обращения: 03.12.2020).
23 Kister K. In jeder Krise passiert auch Gutes // Süddeutsche Zeitung – 23.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/panorama/solidaritaet-coronaviruscorona-deutschland-ausgangssperre-1.4853381 (дата обращения: 03.12.2020).
24 Das Wort, das seine Unschuld verlor // Süddeutsche Zeitung – 24.03.2020. – [Электронный
ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/kultur/corona-andere-bedeutung-1.4853423 (дата
обращения: 03.12.2020).
21
Название
публикации
№
Тональность
«Ограниченный
8 выход»25 от
29.03.20
Комментарии
Аналитический материал, где
рассказывают о соблюдении
ограничений. Нет тональности,
чтобы общество восприняло
ситуацию нейтрально
Нет
В публикациях сохраняются тональности, характерные для жанров.
Дополнительные оттенки субъективности с целью воздействия на аудиторию
не выявлены.
2.2
Анализ по критериям мирной журналистики
По теории мирной журналистики, медиа оцениваются как «посредник»,
коммуникационный канал между государством, гражданским обществом и
бизнес-средой. Во время эпидемии коронавируса в Германии эти стороны
вступили в конфликт из-за разного отношения к ограничительным мерам.
Правительство
ограничило
свободу
передвижения
из-за
статистики
заражения, что ударило по экономической и социальной жизни страны.
Прежде всего, стоит отметить активную деятельность Süddeutsche
Zeitung
по
урегулированию
коммуникационных
связей
конфликта,
между
то
сторонами
есть
для
по
налаживанию
избегания
ими
недопонимания и развития конфронтации. К примеру, Süddeutsche Zeitung
предлагает бесплатную подписку на почтовую рассылку новостей о коронакризисе, что является в своем роде благотворительным жестом, так как все
остальные варианты подписок на издание исключительно платные. Это дает
доступ ко всей информации по теме, включая возможность ознакомиться с
25 Hummel T. Beschränkter Ausgang // Süddeutsche Zeitung – 29.03.2020. – [Электронный
ресурс]
–
URL:
https://www.sueddeutsche.de/muenchen/coronavirus-muenchenausgangsbeschraenkungen-wochenende-fruehlingswetter-1.4860560
(дата
обращения: 03.12.2020).
22
точкой зрения государственных деятелей, ученых и медиков. Так общество
может понять, почему временные запреты необходимы.
В то же время государство имеет прямой канал коммуникации с
населением и платформу для получения обратной связи благодаря почтовым
и онлайн-ресурсам Süddeutsche Zeitung для общения с аудиторией. Деятели
бизнес-сферы также могут заявить о своих требованиях с помощью СМИ.
Например, летом 2020 года газета объективно освещала протесты
предпринимателей, которые понесли убытки из-за новых, противовирусных
правил обслуживания клиентов.
Контент-анализ всего комплекса выбранных материалов издания
Süddeutsche Zeitung, в частности под номерами 1 – «Первый случай заражения
коронавирусом в области» от 04.02.20., 2 – «Это все сюрприз» от 04.03.20., 3 –
«Сохраняйте спокойствие даже в стрессе» от 08.03.20., 4 – «Вирус занимает
районы» от 09.03.20., 5 – «Жизнь в карантине. Вместе против короны» от
12.03.20., 6 – «Хорошие вещи случаются в каждом кризисе» от 23.03.20., 7 –
«Слово, потерявшее безгрешность» от 24.03.20., 8 – «Ограниченный выход»
от 29.03.20., по критериям теории мирной журналистики, представлен в
таблице №3 ниже.
Номер публикации
1
2
3
4
5
6
7
8
Наличие или отсутствие
позитивных или негативных
маркеров
-
-
+
(+)
-
-
+
(+)
-
-
Ангажированность массмедиа
какой-либо стороной
-
-
-
+
-
-
-
-
Многопартийная ориентация
-
-
-
-
+
+
+
+
23
Номер публикации
1
2
3
4
5
6
7
8
Использование эмоционально
окрашенной лексики
-
-
-
-
-
+
-
-
Нацеленность на построение
доверия между сторонами
(возможного) конфликта
+
+
-
+
+
-
-
+
Фокус на поиск решений
урегулирования или
предотвращения конфликтов
+
+
+
+
+
+
-
+
В большинстве материалов выборки исследования авторы сохраняют
объективность и передают в своих текстах различные позиции. 88%
публикаций издания нацелены на урегулирование конфликта и достижение
взаимопонимания между сторонами. Они неэмоциональны и безоценочны.
Ориентация на все стороны конфронтации появляется в политике редакции не
сразу, только с развитием напряженности. Дело в том что в начале эпидемии
ограничительные меры были приняты не повсеместно, и большая часть
общества находилась в смятении и не понимала, что будет дальше. Только
после введения полного карантина все стороны назревающего конфликта
осознали, чем для них обернулся коронавирус. Поэтому с пятой публикации
журналисты Süddeutsche Zeitung соблюдают 100% субординацию как
«посредник» и информатор всех участников.
Однако, интересно отметить такую особенность редакции Süddeutsche
Zeitung. Некоторые журналисты газеты позволяли себе нарушать принцип
неангажированности массмедиа какой-либо стороной. Характер их статей об
эпидемии коронавируса не совсем объективный. В них ощущается сочувствие
частному читателю, в том числе присутствует образ автора, оказавшегося в
24
той же сложной социальной ситуации, как и аудитория. Журналисты
позволяют себе в большеразмерных материалах субъективные советы. Хотя во
время
потенциального
образования
«треугольника
конфликта»
профессионалу следовало бы сохранять нейтралитет вместо того, чтобы
подтверждать правоту одной из сторон.
25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Коронавирус действительно сравним с мировой войной. Он нарушил
мирный ход жизни большинства стран, принес обществу беспокойство,
сомнение и даже депрессию, заставил людей бояться друг друга. В такой
взрывоопасной для сторон «треугольника конфликта» ситуации как никогда
важным оказалось положение СМИ.
В данной работе освещено время возникновения проблемы, волнующей
мир до настоящего момента, и выявлены достоинства и недостатки
информационной миротворческой стратегии, выбранной редакцией газеты
Süddeutsche Zeitung.
Как можно заключить из контент-анализа комплекса выбранных
материалов издания стратегия редакции вырабатывалась постепенно, начиная
с первых случаев заражения на территории страны, и была применена в
полном объеме только после открытого неприятия сторонами действий друг
друга из-за введения карантина.
Миротворческая политика редакции издания не сильно повлияла на
стандарты ее работы. Результаты контент-анализа показали, что журналисты
по возможности поддерживают в текстах нейтралитет по отношению к
сторонам конфликта благодаря сохранению тех же характеристик публикаций
в кризисный период, что и в мирное время, в том числе соотношения жанров,
тональности и периодичности. Публикации так же, как и до пандемии,
распределяются по основным рубрикам, включая «Мюнхен», «Культура» и
«Здоровье», однако к ним добавляется и быстро набирает значимость рубрика
«Коронавирус» и сопутствующая «Мюнхен. Коронавирус».
Относительно критериев теории мирной журналистики обозреваемое
издание по большей части успешно придерживалось правил нейтралитета,
исполняло роль информатора, освещая тему эпидемии, и ставило своей целью
урегулирование отношений сторон. В большинстве материалов выборки
26
исследования авторы сохраняют объективность и передают в текстах
различные позиции.
Хотя
периодически
прослеживается
сочувствие
журналистов
общественному мнению о чрезмерном ограничении свободы граждан и
предпринимательства
правительством.
Такую
ситуацию
допускает
региональный характер издания, что подразумевает большую ориентацию в
SZ на мнение населения, чем в надрегиональных и федеральных СМИ
Германии. Однако в конфликтной ситуации благосклонность журналиста к
одному из участников является профессиональной ошибкой, которая,
возможно, послужила катализатором для усиления напряжения между
сторонами, которое через некоторое время превратилось в многочисленные
протесты против мер по борьбе с пандемией в крупных городах страны.
Актуальные сведения, собранные в этом исследовании, могут лечь в
основу дальнейшего теоретического изучения миротворческой журналистики
в контексте корона-кризиса 2020 года, а также применены на практике
редакциями СМИ в случае сохранения конфликтного состояния мировой
общественности из-за продолжительной эпидемии COVID-19.
27
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
Комарова А. Коронавирус. Хроника распространения // Интернетпортал «Российская газета» – 26.03.2020. – [Электронный ресурс].–
URL: https://rg.ru/2020/03/03/koronavirus-hronika-rasprostraneniia.html
(дата
обращения: 01.10.2020).
Николайчук И.А., Якова Т.С., Янгляева М.М. Крылья хаоса. Массмедиа,
мировая политика и безопасность государства. – М.: ИКАР, 2018. – 352 с.
Осьминог 2.0. Мониторинг зарубежных СМИ по теме «Коронавирус в
России» // МИА «Россия сегодня» – 14.06.2020. – [Электронный ресурс].–
URL: Rossiya_Segodnya_research_2_2020.pdf (xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai)
(дата обращения: 16.11.2020).
Слесарев А.Г. Пособие «Mediatext und Medienprodukte: auf Deutsch
gesagt» – М.: Фак. журн.. МГУ, 2020. – 116 с.
Статистика распространения коронавируса в мире // CoronavirusMonitor.info
–
[Электронный
ресурс].–
URL: https://coronavirus-
monitor.info/#stats (дата обращения: 01.10.2020).
Фомичева И. Д. Социология СМИ. – М.: Аспект Пресс, 2012 – 360 с.
Якова Т. С. Глобальные, региональные и национальные модели СМИ:
учебная программа для студентов факультетов и отделений журналистики –
М.: Фак. журн. МГУ, 2018 – 66 с.
Якова Т. С. Теория мирной журналистики в практике зарубежных СМИ:
медиагеографический фокус (на примере The Guardian, The Independent, The
Washington Times) // Медиаальманах, 2019, № 2 – С. 104-117.
Allenstein S. Auch unter Stress ruhig bleiben // Süddeutsche Zeitung –
08.03.2020.
–
[Электронный ресурс]
URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/meine-woche-auch-unter-stressruhig-bleiben-1.4836371 (дата обращения: 03.12.2020).
28
–
Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) - Daily Situation Report of the Robert
Koch Institute // Robert Koch Institute
– [Электронный ресурс] –
URL: https://www.rki.de/EN/Content/infections/epidemiology/outbreaks/COVID1
9/Situationsberichte_Tab.html;jsessionid=2D86C37CE504D8D91CB3632A0B158
B15.internet121?cms_gtp=14466884_list%253D9 (дата обращения: 01.10.2020).
Coronavirus Disease 2019 (COVID-19) Daily Situation Report of the Robert
Koch Institute // Robert Koch Institute – 04.03.2020 – [Электронный ресурс] –
URL: https://www.rki.de/DE/Content/InfAZ/N/Neuartiges_Coronavirus/Situations
berichte/2020-03-04-en.pdf?__blob=publicationFile
(дата
обращения:
01.10.2020).
COVID-19-Pandemie in Deutschland // Wikipedia project – [Электронный
ресурс]
–
URL: https://de.wikipedia.org/wiki/COVID-19-
Pandemie_in_Deutschland (дата обращения: 01.10.2020).
Das Wort, das seine Unschuld verlor // Süddeutsche Zeitung – 24.03.2020. –
[Электронный
ресурс]
–
URL: https://www.sueddeutsche.de/kultur/corona-
andere-bedeutung-1.4853423 (дата обращения: 03.12.2020).
Erster Corona-Fall im Landkreis // Süddeutsche Zeitung – 04.02.2020. –
[Электронный ресурс]
–
URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/gesundheiterster-corona-fall-im-landkreis-1.4785156 (дата обращения: 03.12.2020).
Fuchs I. Leben in Quarantäne. Gemeinsam gegen Corona // Süddeutsche
Zeitung – 12.03.2020. – [Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsch
e.de/muenchen/muenchen-heute-leben-in-quarantaene-gemeinsam-gegen-corona1.4843313 (дата обращения: 03.12.2020).
Hilberth I., Seeburg C. Das Virus zieht seine Kreise // Süddeutsche Zeitung –
09.03.2020.
–
[Электронный ресурс]
URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/coronaschulen-geschlossen-1.4837835 (дата обращения: 03.12.2020).
29
–
Hochkeppel O. Alles eine Frage der Überraschung // Süddeutsche Zeitung –
04.03.2020.
–
[Электронный
ресурс]
–
URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/vorschlag-hammer-alles-eine-frageder-ueberraschung-1.4831021 (дата обращения: 03.12.2020).
Hummel T. Beschränkter Ausgang // Süddeutsche Zeitung – 29.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/coronavir
us-muenchen-ausgangsbeschraenkungen-wochenende-fruehlingswetter-1.4860560
(дата обращения: 03.12.2020).
Kister K. In jeder Krise passiert auch Gutes // Süddeutsche Zeitung –
23.03.2020.
–
[Электронный
ресурс] –
URL: https://www.sueddeutsche.de/panorama/solidaritaet-coronavirus-coronadeutschland-ausgangssperre-1.4853381 (дата обращения: 03.12.2020).
Our Mission Statement // TRANSCEND Media Service – [Электронный
ресурс] – URL: https://www.transcend.org/#about (дата обращения: 03.12.2020).
Rubenstein R. E. The Struggle against Coronavirus: Are We at “War”? How
Will It Change the World? // TRANSCEND Media Service – 30.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.transcend.org/tms/2020/03/thestruggle-against-coronavirus-are-we-at-war-how-will-it-change-the-world/
обращения: 03.12.2020).
30
(дата
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1. Диаграммы
Диаграмма 1. Подтвержденное число инфицированных в Германии (по ежедневным
отчетам) по данным Института Роберта Коха от 10 мая 2020 г.
Источник: Распространение COVID-19 в Германии // Википедия – [Электронный ресурс]
–
URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%B0%D1%81%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%8
2%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5_COVID19_%D0%B2_%D0%93%D0%B5%D1%80%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D0%B8#cite_noterkiarchiv-8 (дата обращения: 18.11.2020)
31
Приложение 2. Фотографии
Фотография 1. Распространение ежедневной газеты Süddeutsche Zeitung
в городе Мюнхен, Германия
Источник: личный архив автора.
32
Приложение 3. Таблицы
Таблица №4. Мониторинг публикаций издания Süddeutsche Zeitung
(февраль – март 2020 г.)
№
Название
публикации
«Первый
случай
заражения
1 коронавирусом в
области»26
от 04.02.20
Автор
–
Жанр
Краткое
содержание
Комментарии
Заметка
Первая
публикация
в
исследуемом
издании (SZ) о
массовом
заражении
коронавирусом
на территории
федеральной
земли Бавария,
Германия,
где
находится
редакция газеты
Еще
не
выделены
отдельные
рубрики
и
подборки.
Заметка
выпущена
в
общей рубрике
«Здоровье»
26 Erster Corona-Fall im Landkreis // Süddeutsche Zeitung – 04.02.2020. – [Электронный
ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/gesundheit-erstercorona-fall-im-landkreis-1.4785156 (дата обращения: 03.12.2020).
33
№
Название
публикации
2
Коронавирус
упоминается
один раз, уже во
втором
абзаце
текста
в
словосочетании
«оплот
«Это все
Оливер
европейского
сюрприз»27
Колонка
Хохкеппел
коронавируса»,
от 04.03.20
но только как
причина
новостной
повестки
–
отмены
массового
мероприятия
Автор
Краткое
содержание
Жанр
Комментарии
Эпидемия
коронавируса
еще не выделена
как
проблема
или
самостоятельное
событие
27 Hochkeppel O. Alles eine Frage der Überraschung // Süddeutsche Zeitung – 04.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/vorschlag-hammeralles-eine-frage-der-ueberraschung-1.4831021 (дата обращения: 03.12.2020).
34
№
Название
публикации
Автор
Краткое
содержание
Жанр
Комментарии
Работе врачей
во
время
эпидемии
посвящен
отдельный
Портрет врача, абзац,
но
практикующего коронавирус все
«Сохраняйте
в основном на еще одна из
спокойствие
массовых
второстепенных
София
3
даже в
Интервью мероприятиях;
тем.
Однако
Алленстайн
28
стрессе» от
подробное
общий
посыл
08.03.20
изображение его материала
–
обычного
наша медицина
рабочего дня
надежна
не
случаен, так как
в обществе уже
начинается
паника в начале
марта
28 Allenstein S. Auch unter Stress ruhig bleiben // Süddeutsche Zeitung – 08.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/meine-woche-auchunter-stress-ruhig-bleiben-1.4836371 (дата обращения: 03.12.2020).
35
№
4
Название
публикации
Автор
Краткое
содержание
Жанр
В
материале
описано
закрытие
учебных
заведений, также
есть
«Вирус
Ирис
комментарий о
Информазанимает Хилберт и
самочувствии
ционный
29
районы»
Карина
заболевшей
репортаж
от 09.03.20
Зеебург
девочки
и
инструкция,
куда
звонить,
если
проявляются
похожие
симптомы.
Комментарии
Дни закрытия
страны
на
карантин.
Эпидемия
становится
главной темой
повестки
дня.
Причина
–
острая
потребность
общества
в
информации,
необходимость у
СМИ выступить
в
качестве
посредника
между
участниками
«Треугольника
конфликта»
29 Hilberth I., Seeburg C. Das Virus zieht seine Kreise // Süddeutsche Zeitung – 09.03.2020. –
[Электронный
ресурс]
–
URL:
https://www.sueddeutsche.de/muenchen/landkreismuenchen/corona-schulen-geschlossen1.4837835 (дата обращения: 03.12.2020).
36
№
5
Название
публикации
«Жизнь в
карантине.
Вместе
против
короны»30
от 12.03.20
Автор
Ингрид
Фукс
Краткое
содержание
Жанр
Комментарии
Проблема
вынужденного
одиночества
в
немецких медиа
История
впервые
девушки,
появляется
в
которая
10- х
числах
оказалась
Информамарта 2020 года
закрыта одна в
ционный
через
истории
маленькой
репортаж
конкретных
квартире из-за
героев.
подозрения на
Всеобщий
заражение
карантин пока не
коронавирусом
введен, но газета
уже дает понять,
как он будет
ощущаться
30 Fuchs I. Leben in Quarantäne. Gemeinsam gegen Corona // Süddeutsche Zeitung – 12.03.2020.
– [Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/muenchen/muenchen-heuteleben-in-quarantaene-gemeinsam-gegen-corona-1.4843313 (дата обращения: 03.12.2020).
37
№
Название
публикации
«Хорошие
вещи
случаются в
6
каждом
кризисе»31
от 23.03.20
Автор
Курт
Кистер
Краткое
содержание
Жанр
Трогательная
история 60-летия
человека,
чье
имя
не
называется
(истории
придается
Колонка типический
характер),
которое
из-за
эпидемии
прошло не в
ресторане, а в
узком
кругу
близких
Комментарии
Одна
из
публикаций
редакторской
колонки «Всего
Вам хорошего»,
в
которой
регулярно
публикуются
милые, добрые
частные истории
о жизни во время
эпидемии
для
того,
чтобы
обратить
внимание
аудитории
на
хорошие
стороны даже в
период кризиса
31 Kister K. In jeder Krise passiert auch Gutes // Süddeutsche Zeitung – 23.03.2020. –
[Электронный ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/panorama/solidaritaet-coronaviruscorona-deutschland-ausgangssperre-1.4853381 (дата обращения: 03.12.2020).
38
№
7
Название
публикации
«Слово,
потерявшее
безгрешность»32 от
24.03.20
Автор
–
Краткое
содержание
Жанр
Семантический
анализ
слова
«корона»
в
контексте
кризиса
2020
года в сравнении
со
всеми
предыдущими
значениями
в
культуре,
экономике
и
политике
Обзор
Комментарии
Пример
актуальной
публикации,
инфоповодом
для
которой
служит
эпидемия
вируса, но при
этом
главный
смысл
не
сосредоточен на
проблемной
стороне вопроса
(общество
обеспокоено в
это
время
вынужденным
ограничением
своей свободы)
32 Das Wort, das seine Unschuld verlor // Süddeutsche Zeitung – 24.03.2020. – [Электронный
ресурс] – URL: https://www.sueddeutsche.de/kultur/corona-andere-bedeutung-1.4853423 (дата
обращения: 03.12.2020).
39
№
Название
публикации
«Ограниченный
8
выход»33 от
29.03.20
Автор
Томас
Хумель
Краткое
содержание
Жанр
Комментарии
Большая
по
объему (около
6,5 тыс. знаков)
Статья создана
аналитическая
статья
об для
исполнении мер поддержания
спокойствия на
карантина.
всех
уровнях
Начинается с общественной
репортажной
системы, так как
Аналити- зарисовки
автор освещает
ческий работы
мнение
всех
репортаж полицейских в сторон
парке
(они конфликта
и
следят
за косвенно
дистанцией
призывает
к
между людьми), взаимопонимазатем
нию, показывая,
передаются
что
сейчас
приказы
сложно всем
Правительства и
рекомендации
вирусологов
33 Hummel T. Beschränkter Ausgang // Süddeutsche Zeitung – 29.03.2020. – [Электронный
ресурс]
–
URL:
https://www.sueddeutsche.de/muenchen/coronavirus-muenchenausgangsbeschraenkungen-wochenende-fruehlingswetter-1.4860560
(дата
обращения: 03.12.2020).
40
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв