Московский психолого-социальный институт
Кафедра психологии
Отчет по производственной практики
студентки ___5__ курса __514__ группы
Глухих Любови Сергеевны
Челябинск–2007
2
Описание цели и задач производственной практики:
Цель производственной практики:
Формирование целостного представления о структуре и содержании
профессиональной деятельности социального психолога;
Совершенствование навыков ведения психологической диагностики,
психологического консультирования;
Совершенствование
навыков
коррекционной
работы,
профилактической (диагностики, составления плана коррекционного
или
профилактического
воздействия,
подбора
коррекционно-
развивающих упражнений, проведения коррекционно-развивающих
занятий, отслеживание результатов эффективности психологической
работы.
Задачи производственной практики:
1. Ознакомиться с функциональными обязанностями педагога-психолога
МУСО социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних
Курчатовского района;
2. Изучить основные направления работы педагога-психолога центра;
3. Выявить
основные
направления
работы
самого
социально-
реабилитационного центра для несовершеннолетних;
4. Провести
под
руководством
опытного
руководителя
практики
психодиагностическое исследование, психологическую консультацию,
коррекционно-развивающее
или
профилактическое
занятие,
тренинговое занятие.
5. Описать полученный опыт с качественными и количественными
характеристиками.
Сроки проведения производственной практики – 12 марта по 22 апреля
2007 года.
3
Содержание и виды деятельности студентов психологопедагогического факультета ЧФ МПСИ:
1. Знакомство с различными направлениями деятельности социального
психолога;
2. Проведение психодиагностического исследования по плану работы
психолога;
3. Проведение
индивидуальной
или
групповой
консультации
по
результатам психодиагностического обследования;
4. Разработка и реализация коррекционного или профилактического
мероприятия по плану работы психолога;
5. Посещение и анализ различных форм работы психолога.
Общая характеристика организации (учреждения) – базы
производственной практики и описание направлений деятельности
психолога в данной организации
Муниципальное учреждение социального обслуживания социальнореабилитационный центр для несовершеннолетних Курчатовского района
появился в 1999.
Основная
обслуживания
задача
муниципального
учреждения
социально-реабилитационного
социального
центра
для
несовершеннолетних Курчатовского района – профилактика и медикопсихолого-педагогическая работа с детьми.
Данный
центр
принимает
детей
и
подростков:
наркоманов,
алкоголиков, токсикоманов, биологических и социальных сирот в возрасте с
3 до 18 лет.
В данном социально-реабилитационном центре дети находятся от 3 до
6 месяцев, но некоторые воспитанники центра находятся в центре и до 5 лет.
В центре работают около 90 сотрудников.
Попадая в центр, ребенок получает следующие виды помощи:
1. Социально-бытовая помощь – это содержание ребенка или подростка в
4
учреждении (предоставление питания, одежды, образовательных
услуг).
В учреждении работают педагоги-психологи, воспитатели, логопед,
педагоги дополнительного образования, инструктор физической культуры
социальные педагоги и другие специалисты.
2. Социально-правовая помощь – это оформление документов, которые
отсутствуют у ребенка или подростка, оформление пенсий, пособий,
медицинских документов, защита и представительство жилищных прав
несовершеннолетних центре, оформление документов на лишение
родительских прав.
3. Медицинские услуги – это предоставление медицинской помощи детям
и подросткам врачами центра;
4. Психологические услуги – это оказание различного рода помощи
воспитанникам центра.
Основными
направлениями
работы
педагогов-психологов
данного
учреждения являются:
Психодиагностика;
Психокоррекция;
Психопрофилактика;
Психологическое просвещение;
Психологическое консультирование.
Функциональные обязанности педагога-психолога социальнореабилитационного центра
Педагог-психолог центра подчиняется директору.
Педагог-психолог
работает
в
тесном
контакте
с
врачами,
воспитателями, социальными педагогами и с другими специалистами
центра;
Проводит психологическое обследование детей и подростков центра в
специально отведенном кабинете;
5
Соблюдает график работы педагога-психолога, согласованного со
специалистами центра и директора;
Ведет журнал учета проделанной работы;
Участвует в мероприятиях, проводимых в центре;
Выполняет правила внутреннего трудового распорядка учреждения.
Отчетная документация педагога-психолога образовательного
учреждения, с которым были ознакомлены студенты:
План работы педагога-психолога (или психологической службы) на
учебный год;
Отчеты по результатам диагностического исследования (годовой и
после каждого исследования);
Заключение по результатам проведенного психодиагностического
исследования:
1. Причина исследования;
2. Разработка плана исследования, построение гипотезы исследования,
обоснование выбранных методик;
3. Диагносты (Ф.И.О., должность);
4. Сроки проведения диагностики:
5. Методики:
№
Название
Автор теста,
Исследуемая
Фактор,
шкалы
название теска
функция
влияющий на
результат
1
2
3
4
6. Название оценочных шкал:
7. Результат исследования:
количественные данные,
обобщенная интерпретация данных,
рекомендации по результатам исследования.
5
6
Журнал консультаций педагога-психолога:
№
Дата,
Характер
Данные
Заяв-
Выяв-
Алгоритм
Приме-
п/п время
консуль-
о
ленная
ленная
работы
чания
таций
клиенте
пробле-
проб-
ма
лема
5
6
7
8
1
2
3
4
Журнал учета запросов, видов и форм работы
Дата, время
Ф.И.О.,
От кого
Характер
Примечания и
возраст
поступил
диагностики
рекомендации
4
5
запрос
1
2
3
Журнал работы педагога-психолога с детьми группы риска
№
Список детей
группы риска
1
2
Мониторинг
Диагностика
индивидуальных
занятий
3
4
Программно-методическое оснащение кабинета педагога-психолога:
Исследование сенсомоторной сферы и внимания:
Зрительно-моторная координация;
Слуховые восприятия;
Корректурная проба;
Отыскивание чисел;
7
Счет по Крепелину;
Отсчитывание;
Исследование навыков;
Доски Сегена;
Методика Кооса;
Куб Линка;
Таблицы Шульте.
Исследование мышления:
Классификация предметов;
Исключение предметов;
Методика Выготского-Сахарова;
Существенные признаки;
Простые аналогии;
Сложные аналогии;
Сравнение понятий;
Соотношение пословиц, понятий и фраз;
Объяснение сюжетных картин;
Установление последовательности событий.
Исследование ассоциаций:
Название 60 слов;
Ответные ассоциации;
Противоположности.
Исследование памяти:
Заучивание десяти слов;
Опосредованное воспоминание (по Леонтьеву);
Пиктограмма;
Воспроизведение рассказов.
Исследование эмоционально-волевой сферы:
Вариант ТАТ;
Выбор ценностей;
8
Уровень притязаний;
Исследование самооценки.
Исследование акцентуаций характера
Опросник ПДО Личко.
Многофакторные личностные опросники
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела 16PF – версия А;
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттела 16PF – версия С;
Сокращенный вариант личностного опросника Р. Кэттела 13PF;
Многофакторный личностный опросник FPI;
Многомерные личностные опросники
Миннесотский многоаспектный личностный опросник MMPI;
Личностный опросник «Мини-мульт».
Методики диагностики нервно-психического напряжения
Методики определения уровня тревожности
Используются и другие психодиагностические методики: «Матрицы
Равена», «Дом–Дерево–Человек», методика Розенцвейга, методика Люшера,
метод наблюдения, беседа.
Все
методики
для
психолого-педагогического
обследования
отбираются в связи с целями и задачами работы педагога-психолога
учреждения.
Результаты
обследования
используются
как
самим
педагогом-
психологом для составления группы риска и написания рекомендаций,
заключений, так и другими специалистами учреждения.
Методики, которые используются педагогом-психологом, прописаны в
годовом плане работы (приложение).
Были выполнены следующие меропирятия: ознакомление с картой
развития и психологическим паспортом ребенка перед проведение
психодиагностики:
9
Ф.И.О. ребенка – П.С.В
Дата рождения – 04.02.2000
Дата поступления в центр – 20.04.2006
Характеристика семьи воспитанника центра – тяжелое материальное
положение,
отсутствие
средств
к
существованию,
многодетная
малообеспеченная семья, у девочки есть брат и сестра.
Данные диагностики:
Самооценка адекватная, соответствует возрасту;
Высокий уровень тревожности;
Высокий уровень восприятия;
Высокий уровень развития мелкой и общей моторики;
Уровень развития памяти – выше среднего;
Уровень развития мышления – высокий;
Высокий уровень развития общей осведомленности;
Игровая деятельность соответствует возрасту;
Уровень развития внимания – выше среднего;
Средний уровень развития эмоционально-волевой сферы;
Отсутствует агрессивность;
Контактность развита ниже среднего уровня;
Культура общения соответствует возрасту.
Отчет по результатам психодиагностического
исследования:
1.
Основание (приказ, запрос, по результатам, по плану)
Психодиагностика была проведена в соответствии с запросом.
2.
Цель,
задачи
исследования:
выявить
особенности
межличностных отношений в семье в восприятии ребенка.
3.
Теоретическое
обоснование
исследования
–
возможно
нарушение межличностных нарушений в семье (для этого используется
психодиагностика).
10
4.
Сроки проведения исследования – март 2007 г.
5.
Характер обследуемой группы – диагностика проводиться
индивидуально с ребенком (девочка, 6 лет).
6.
Этапы исследования – лист бумаги кладут перед ребенком
горизонтально и говорят: «Нарисуй на этом листе свою семью». Если
обследуемый задает вопросы: «А кого рисовать?»,
«А бабушку
рисовать?», «А можно я нарисую своего друга?», «Мою - это значит
мою собственную или родительскую, в которой я воспитывался?»
(последний вопрос иногда задают взрослые, имеющие собственную
семью), - то проверяющий отвечает: «Я не знаю, кто входит в нашу
семью. Вы знаете это лучше меня».
7.
Методы исследования – проективная методика «Рисунок семьи»
Метод используется преимущественно при обследовании детей,
начиная с четырехлетнего возраста, но может быть с успехом применен
и для выяснения отношения к семейной сфере у взрослого человека.
8.
Результаты исследования:
Девочка сначала нарисовала себя, затем стала изображать маму и
папу. На рисунке отсутствует некоторые члены семьи – брат и сестра.
Это говорит о том, что видимо, они имеют малое значение для ребенка;
между ними возможен конфликт. Штриховка всех членов семьи говорит
о
том,
что,
по-видимому,
в
семье
преобладает
напряженная
эмоциональная атмосфера.
На рисунке подчеркнуты уши (они выделены зеленым цветом) –
это говорит о том, что у ребенка имеется подозрительность и
настороженность.
Первоначально на рисунке все фигуры были изображены без
одежды, был выделен пупок на каждом изображенном члене семьи. Это
говорит об интересе к сексуальной сфере. На вопрос студента практики
«Почему ты изобразила всех членов своей семь без одежды?», света
ответила, что она просто не умеет рисовать одежду.
11
План протокола консультации
1. Время проведения – 9.00
2. Консультируемый: имя (в целях конфиденциальности проведения
Ф.И.О. полностью не указывается) – И.К., пол – женский, возраст –
конфиденциальная информация;
3. Повод обращения – индивидуальная семейная консультация;
4. Проблема – неблагополучные социально-экономические условия в
семье, нарушение детско-родительских отношений в семье.
Требования к составлению развивающего и профилактического
занятия:
1. Введение
При составлении коррекционного, развивающего занятия, необходимо
учитывать
индивидуальные
особенности
детей,
выявить
показатели,
необходимые для развития и коррекции (психодиагностика), установить
положительный контакт и ребенком при проведении занятия.
Проводимое занятие называется «Мое настроение», метод – арттерапия.
1.1.
Актуальность занятия зависит от потребностей ребенка
В данном случае, данное занятие актуально, т.к. у ребенка имеются
нарушения эмоционально-волевой сферы, тревожность.
Место
1.2.
данного
занятия
в
системе
развивающей
и
профилактической работы педагога-психолога: данное занятие занимает не
последнее место в курсе проводимой коррекционно-развивающей работы с
ребенком, т.к. оно ему необходимо для выражения своих чувств.
1.3. Цели и задачи занятия: научить ребенка выражать свои мысли и
чувства
на
переживаниях.
бумаге,
учить
ребенка
рассказывать
о
свих
эмоциях
12
2. Организационно-методические требования к проведению занятия:
индивидуальный кабинет педагога-психолога, стул, стол, бумага, цветные
карандаши.
2.1. Описание категорий учащихся, для которых предназначено занятие
или программа: воспитанники центра возраста 6 – 7 лет, имеющие
повышенную тревожность.
2.2. Условия формирования группы, ее численность: группа до 6
человек
(т.к.
занятие
развивающее),
дети,
имеющие
повышенную
тревожность.
2.3. Требования к создания материально-предметной среды:
2.4. Методы и приемы, используемые на занятии: метод занятия – арттерапия.
2.5. Конспект занятия (ход занятия):
Психолог (студент) говорит детям: «Здравствуйте, ребята. Сегодня у
нас с вами будет интересное занятие. Я предлагаю вам сейчас взять
карандаши, бумагу и нарисовать свое настроение, с чем оно у вас
ассоциируется. Рисовать можно, что угодно».
Дети выполняют задание. После того, как все ребята выполнили свои
рисунки, психолог говорит: «А теперь, ребята, покажите свои рисунки и
расскажите, что вы нарисовали». Дети по-очереди рассказывают и
показывают то, что они нарисовали. Затем психолог и воспитанники
обсуждают выполненное задание.
После окончания выполнения задания психолог говорит: «Молодцы,
ребята».
В конце занятия психолог (студент) хвалит каждого участника в
отдельности.
3. Самоанализ занятия: Света выполнила задание с интересом. Рисунок
«Мое настроение» был аналогичен рисунку «Рисунок семьи».
Света на рисунке изобразила себя и сою сестру, нарисовала солнышко,
чаек, голубое (синее) небо, траву.
13
Можно судить о том, что настроение на момент проведения
развивающего занятия благоприятное.
Схема анализа тренингового занятия
1. Тема занятия и время проведения – релаксация, время проведения –
утренние часы (10 часов дня).
2. План занятия (проводимые упражнения) включает в себя: введение,
ход и итог занятия.
Введение: студент знакомиться с воспитанниками центра (участниками
тренингового занятия).
Ход занятия:
Психолог (студент) говорит: «Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с
вами будет необычное занятие. Устройтесь поудобнее, расслабьтесь,
закройте глаза и слушаете музыку».
Психолог
(студент)
устанавливает
специальную
музыку
для
проведения релаксации.
Участники тренингового занятия выполняют инструкцию психолога
(студента). При проведении занятия психолог (студент) внимательно
наблюдает за каждым из участников тренинга, по возможности фиксирует
увиденное в протоколе.
Итог занятия проводиться в конце. Выделяются положительные и
отрицательные стороны проведенного тренинга, каждый из участников
тренинга высказывает свои мысли по поводу тренинга, что им понравилось в
проведенном занятии, а что нет, что удалось сделать, а что нет.
4. Запланированный – сюда относиться запланированный ход занятия.
5.
Реально
проведенное
–
проведенный
тренинг
полностью
соответствует плану занятия.
6. Наиболее удачные упражнения и техники – таких нет, тренинг весь
удачный.
7. Неудачные упражнения и техники отсутствуют.
14
8. Интересный случай на занятии – одна участница группы при
проведении релаксации легла под стул.
9. Особенности поведения участников: участники тренинга не могли
расслабляться и сидеть при релаксации на стульях, переместились на пол и
лежали на коврах. Многие собирались в группы.
10. Ошибки, которые следует учесть – таких ошибок нет.
11. Важные достижения, методические находки: я научилась проводить
релаксацию для детей группы риска и проблемных детей.
Дневник производственной практики
Дата
12. 03.2007
Вид деятельности
Ознакомление со спецификой работы
центра;
Ознакомление с работой педагогапсихолога центра.
13. 03.2007
Ознакомление с циклограммой работы
педагога-психолога;
Ознакомление с документацией,
заполняемой педагогом-психологом
центра (годовой план работы педагогапсихолога, журнал работы педагогапсихолога с детьми группы риска,
журнал учета запросов, видов и форм
работы, журнал консультаций педагогапсихолога).
14. 03.2007
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом
(коррекционно-
развивающие занятия, психодиагностика
воспитанников центра)
15. 03.2007
Ознакомление
с
особенностями
Подпись
15
проведения
различных
педагога-психолога
диагностика,
лактика,
форм
центра
коррекция,
работы
(психо-
психопрофи-
психопросвящение,
консуль-
тирование).
16. 03.2007
Ознакомление с различными
психодиагностическими методиками,
используемыми педагогом-психологом в
своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
19. 03.2007
Ознакомление с различными
психодиагностическими методиками,
используемыми педагогом-психологом в
своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
20. 03.2007
Ознакомление с различными
психодиагностическими методиками,
используемыми педагогом-психологом в
своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
21. 03.2007
Ознакомление с различными
психодиагностическими методиками,
используемыми педагогом-психологом в
своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
22. 03.2007
Ознакомление с различными
16
коррекционно-развивающими
методиками, используемыми педагогомпсихологом в своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
23. 03.2007
Ознакомление с различными
коррекционно-развивающими
методиками, используемыми педагогомпсихологом в своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
26. 03.2007
Ознакомление с различными
коррекционно-развивающими
методиками, используемыми педагогомпсихологом в своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
27. 03.2007
Ознакомление с различными
просветительскими и
профилактическими методиками,
используемыми педагогом-психологом в
своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
28. 03.2007
Ознакомление с различными
просветительскими и
профилактическими методиками,
используемыми педагогом-психологом в
своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
17
педагогом-психологом.
29. 03.2007
Ознакомление с различными
просветительскими и
профилактическими методиками,
используемыми педагогом-психологом в
своей работе;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
30. 03.2007
Ознакомление с особенностями
проведения консультирования;
Посещение мероприятий, проводимых
педагогом-психологом.
02. 04.2007
Посещение мероприятий, проводимых
воспитателями центра.
03. 04.2007
Ознакомление с картами развития
воспитанников центра, нуждающихся в
помощи.
04. 04.2007
Ознакомление с картами развития
воспитанников центра, нуждающихся в
помощи.
05. 04.2007
Ознакомление с картами развития
воспитанников центра, нуждающихся в
помощи.
06. 04.2007
Ознакомление с картами развития
воспитанников центра, нуждающихся в
помощи.
09. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками центра (психодиагностика, наблюдение за детьми).
18
10. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками
центра
(психодиаг-
ностика, наблюдение за детьми).
11. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками центра (психодиагностика, наблюдение за детьми).
12. 04.2007
Проведение индивидуальной и с
воспитанниками центра (наблюдение за
детьми).
13. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками центра (наблюдение за
детьми).
16. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками центра (развивающее и
профилактическое занятие)
17. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками центра (развивающее и
профилактическое занятие)
18. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками центра (тренинговое
занятие)
19. 04.2007
Проведение индивидуальной работы с
воспитанниками центра (тренинговое
занятие)
20. 04.2007
Проведение индивидуальной
консультации
19
Анкета по результатам производственной практики
1. Какие трудности возникли в процессе практики?
При прохождении производственной практики никаких затруднений у меня
не возникло.
2. Каковы причины затруднений?
Недостаток знаний;
Недостаток практических умений;
недостаточная помощь педагогического персонала;
недостаточная помощь руководителя практики;
другое
3. Готовы ли вы к работе в качестве педагог, педагога-психолога?
Да;
Не вполне;
Нет.
4. Если нет, назовите причины
5. В чем вы видите положительное влияние практики?
В возможности применять знания, полученные у ВУЗе;
В получении практических умений;
В возможности проверить правильность выбора профессии отдельных
педагогов (работников).
6. В чем вы видите недостаток практики?
В плане практики;
В коротком отрезке времени, отведенном для практики;
В руководстве практикой со стороны преподавателей ВУЗа.
Другое (напишите)
7. Довольны ли вы практикой?
Вполне;
Скорее доволен, чем нет;
Скорее нет, чем да;
Недоволен;
20
Затрудняюсь ответить.
8. Ваши предложения по совершенствованию практики: отсутствуют.
21
Приложения
Приложение 1
Годовой план работы педагога-психолога
30
Приложение 2
Бланк индивидуальной карты
психологической реабилитации
32
Приложение 3
Бланки рисунка
воспитанницы центра
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв