Инновационные технологии
Открытый доступ как нативная
реклама научного журнала
АВТОРЫ
Дмитрий СЕМЯЧКИН,
директор ассоциации
«Открытая наука»,
руководитель проекта
«КиберЛенинка»
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП:
ИСТОКИ, ПОНЯТИЕ, ПРЕИМУЩЕСТВА
С
огласно Будапештской инициативе открытый доступ
определяется как не имеющий никаких ограничений, кроме доступа к самому Интернету. Выделим
ключевые моменты этого определения:
речь идёт о полных текстах научных публикаций;
доступ к текстам не должен ничем специально ограМихаил СЕРГЕЕВ,
ничиваться, например обязательной регистрацией
директор
на сайте;
по развитию
ООО «ИТЕОС»
доступ должен предусматривать возможность индексирования поисковыми машинами и получения текстов публикаций в виде машиночитаемых данных;
Тим БЕРНЕРС-ЛИ,
британский учёный,
должен быть указан тип открыизобретатель URI, URL,
Евгений КИСЛЯК,
той лицензии.
HTTP, HTML, создатель
директор
С момента появления определеВсемирной паутины:
по технологиям
ния
открытого доступа прошли
и разработке
14 лет.
За это время появились реООО «ИТЕОС»
«Вся концепция WWW строится
зультаты
исследований влияния
на философии свободного обмена
открытого
доступа на развитие нанаучными знаниями» [1].
учных журналов.
Первый доказанный факт: открытый доступ повышает видимость публикации и увеличивает её охват [3]. Это
1991 г. на основании философии свободне только способствует росту числа читателей издания, но и привлекает новых авторов, поиск котоного обмена научными данными возникрых проблематичен для большинства журналов.
ла глобальная сеть Интернет. Её создатель,
Второй факт — увеличение цитируемости —
Тим Бернерс-Ли, хорошо понимая важность
обычно вызывает много споров. Однако и по
доступности информации для дальнейших
данному вопросу существует достаточное число
достижений в науке, пытался придумать то,
исследований [4] в различных предметных облачто было нужно прежде всего ему самому
стях, доказывающих прирост цитируемости в
два — пять раз.
как учёному-исследователю. Со временем в
В
Сети появились закрытые информационные
островки и целые проприетарные острова, недоступные широкой аудитории, что нарушило
изначальную концепцию. Ограничения затронули самую разную информацию, в том числе
и научную, так необходимую для эффективной коммуникации учёных. Именно поэтому
в 2002 г. появилась Будапештская инициатива [2], в рамках которой впервые было сформулировано понятие открытого доступа.
66
www.unkniga.ru
Маттиас АЙХЕР,
официальный представитель
Springer Nature в России:
«Преимущество открытого доступа в
более широкой, глобальной заметности
статей. Подсчитано, что их цитируемость
при Open Access повышается в пять раз! Потому что
если публикация вышла в этом формате, то доступ
к ней есть абсолютно у любого человека, независимо от подписки» [5].
Университетская КНИГА | сентябрь | 2016
Рис. 1
География Sci-Hub (иллюстрация из статьи "Who’s downloading pirated papers? Everyone" [7])
мненно, было бы правильнее, если
бы научные издательства приступили к переориентации своих биз«Прецедент с Sci-Hub поднимает важный вопрос: ждёт ли научные
нес-моделей на открытый доступ.
журналы та же участь, что и медиаиндустрию? Если да, то научные
Однако в естественном, иниздательства стоят на пороге серьёзных изменений.
стинктивном стремлении к знаниЛибо мы создаём новую публикационную культуру с новыми
ям — мощнейшему природному
бизнес-моделями и возглавляем рынок, либо оставляем всё как есть и позволядвигателю эволюции — человечеем возможностям пройти мимо нас. Как я понимаю, наш успех теперь зависит
ство способно обойти любые преот того, насколько быстро мы будем делиться знанием, потому что дни "публиграды на своём пути.
куй или погибни" сочтены. Настают дни открытой науки!» [8]
О Sci-Hub в апреле текущего
года говорили и в Еврокомиссии.
В своём докладе [8] еврокомиссар
по науке и инновациям Карлуш
ТЕНДЕНЦИИ В ОБЛАСТИ ОТКРЫТОГО
Моедаш высказал сомнение в том, что европейцы успеДОСТУПА И ОТКРЫТОЙ НАУКИ
ют в последний вагон уходящего поезда конкурентных
возможностей. По его мнению, сегодня успех страны,
За последний год мир научной информации изменился, издателя, наконец, учёного зависит от того, как быстро
и он никогда не станет прежним с появлением проекта они делятся знаниями. К. Моедаш определяет ключевые
Sci-Hub [6]. Стало очевидно, что проблема с доступом вопросы, которые должны быть решены в ближайшее
к научной информации действительно глобальна. Ста- время, — это проблемы открытого доступа, копирайта
тистика использования проекта, приведённая в журна- и единой инфраструктуры.
ле Science [7], говорит о том, что
статьи скачивают не только в странах третьего мира (как неоднократОлег УТКИН,
но утверждалось ранее), но и в
руководитель подразделения Thomson Reuters IP & Science в России и СНГ:
Европе, США и других странах
«Open Access не лучше и не хуже традиционного подписного фор(рис. 1). Отдельные наиболее восмата. Всё зависит от того, как журнал отбирает публикации для свотребованные статьи за последние
ей аудитории. Если есть два рецензента, то минимальный уровень
шесть месяцев были загружены
качества обеспечен. Если рецензирование не слепое или рецензент
тысячи раз, а всего Sci-Hub выдал
один, то гарантировать ничего нельзя. Важно руководствоваться мнением про28 млн публикаций. Такая активфессионального сообщества, т.е. научным, а не коммерческим интересом. А планость, безусловно, является кататит автор за статью или нет, абсолютно неважно.
лизатором открытого доступа и
Поскольку исторически мы идём от подписных журналов к журналам открыраспространения знаний во всём
того доступа, люди традиционно считают, что первые лучше последних. В этом
смысле мы всегда выступали за журналы открытого доступа, поскольку мы не
мире. Вызывает сомнение лишь
издательство» [9].
легальность способа, которым открытость была достигнута. НесоКарлуш МОЕДАШ,
еврокомиссар по науке и инновациям:
www.unkniga.ru
67
Инновационные технологии
Всё чаще можно слышать слова поддержки открытого доступа и от коммерческих компаний, заметных
игроков в области научной информации. Олег Уткин
из Thomson Reuters уверен: открытый доступ не уступает подписному формату, как это часто утверждается.
Достаточно обеспечить рецензирование как у традиционных изданий и руководствоваться интересами учёных, а не бизнеса [9].
ОТКРЫТЫЙ ДОСТУП КАК НАТИВНАЯ РЕКЛАМА
В
последние годы эффективность традиционной интернет-рекламы неизменно снижается. Большинство пользователей устанавливают программы-бло
кировщики или просто не обращают внимание на
назойливые баннеры и контекст. Способность интернет-пользователей намеренно или неосознанно игнорировать баннерную рекламу или информацию, содержащуюся в объявлениях, психологи назвали «рекламной слепотой». Поэтому в последнее время набирает
обороты нативная реклама — способ привлечения
внимания пользователя, не идентифицируемый им как
реклама. Контакт с брендом воспринимается частью
просматриваемого сайта, учитывает особенности площадки, не вызывает отторжения.
Работая над «КиберЛенинкой» [10], мы столкнулись
с тем, что некоторые научные издательства не до конца
осознают преимущества размещения их журналов в
открытом доступе. При этом почти все заявляют о
стоящих перед ними задачах по продвижению бренда
издания или выпускающей организации (вуза, научного института и др.), в том числе по повышению позиций
в различных рейтингах; по увеличению охвата и цитируемости, а коммерческие — ещё и по росту продаж.
Опираясь на собственный опыт, мы предлагаем решать
эти задачи с помощью открытого доступа как нативной
рекламы.
«КиберЛенинка» (http://cyberleninka.ru) — научная
электронная библиотека открытого доступа, крупнейший легальный научно-образовательный ресурс российского сегмента сети Интернет (по данным
LiveInternet и Рамблер Топ100). За всё время работы
проекта безвозмездные лицензионные договоры заключены на более чем 1 тыс. научных изданий. С «КиберЛенинкой» работают 14 вузов из проекта «5-100» и
более половины вузов из первой сотни (по рейтингу
«Интерфакса»). Проект входит в десятку мировых репозиториев научных публикаций, является третьим в
мире по степени видимости в Google Scholar (по данным
Webometrics). За 2015 год «КиберЛенинку» посетили
22 млн человек, которые просмотрели около 60 млн
научных статей из почти 1 тыс. научных изданий, в том
числе издаваемых ведущими федеральными университетами из проекта «5-100» (МГУ имени М.В. Ломоносова, СПбГУ, Высшей школой экономики и др.). «КиберЛенинка» официально признана медийным сооб-
68
www.unkniga.ru
ществом (премия «Серебряный Лучник») и
интернет-сообществом (Премия Рунета).
В последнем докладе ЮНЕСКО [11], посвящённом
открытому образованию в России, говорится: «Примером инициативы использования открытого лицензирования научных и образовательных ресурсов, предпринятой после внесения поправок в законодательство
РФ, является публикация полнотекстовых статей из
сотен научных журналов, лицензированных под наиболее разрешительной лицензией Creative Commons
Attribution (CC BY) в научной электронной библиотеке
"КиберЛенинка"».
Для анализа эффективности предлагаемого подхода
мы выбрали два показателя:
1) посещаемость (в визитах) страниц изданий на
сайте вуза и страниц тех же изданий в «КиберЛенинке»
(цифры брались по SimilarWeb [12] и по «КиберЛенинке»);
2) количество публикаций, проиндексированных
в Google Scholar [13].
Выбор первого критерия очевиден и вопросов не
вызывает. Второй же — индексирование именно в
Google Scholar — обусловлен высочайшей популярностью этой поисковой системы в научном мире. По
данным голландского проекта 101 Innovations in
Scholarly Communications [14], 89% учёных всего мира
используют Google Scholar в качестве основного инструмента поиска. Для сравнения: только 40% учёных
предпочитают Web of Science [15].
ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
Томский государственный университет был одним из
первых вузов из проекта «5-100», начавших сотрудничать с нами. Более двух лет назад университет разместил
в «КиберЛенинке» 30 научных изданий, из которых
16 входят в перечень ВАК, пять — в RSCI, два — в
Scopus [16]. Эти же журналы размещаются вузом на
отдельном сайте собственной разработки [17].
Рисунок 2 наглядно демонстрирует увеличение «КиберЛенинкой» посещаемости журналов ТГУ примерно
в четыре раза.
Второй показатель иллюстрирует рис. 3. Статьи ТГУ
в Google Scholar проиндексированы в основном из
«КиберЛенинки», что также значительно увеличивает
охват и усиливает позиции журналов вуза. Отметим,
что через «КиберЛенинку» проиндексирован почти
весь массив научных публикаций ТГУ, включающий
15 тыс. наименований.
БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
БелГУ сотрудничает с нами около полутора лет: размещены 18 журналов, из которых восемь входят в перечень ВАК [18]. Этот вуз был выбран в качестве примера из-за использования DSpace [19] для организации
институтского репозитория [20], в который попадают
в том числе журналы БелГУ. Мы предполагали, что
рассматриваемые показатели окажутся лучше, чем у
Университетская КНИГА | сентябрь | 2016
сайта собственной разработки, тем более что университет занимает четвёртую позицию по Webometrics
среди российских вузовских репозиториев [21]. Оказалось, что «КиберЛенинка» увеличивает посещаемость
журналов университета почти в пять раз (рис. 4). А анализ рис. 5 позволяет сделать однозначный вывод о том,
что даже использование грамотно настроенного DSpace
существенно проигрывает в качестве индексации инструментарию «КиберЛенинки».
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ
НИУ ВШЭ сотрудничает с нами чуть более года. На
данный момент размещены 19 журналов, из которых
14 входят в перечень ВАК, восемь — в RSCI, один —
в Scopus [22]. К сожалению, мы не смогли получить
сведения о посещаемости, так как у каждого сайта она
невысока и по этой причине в SimilarWeb не отображается. Поэтому мы проанализировали лишь параметр
индексируемости изданий в Google Scholar (рис. 6).
Ситуация с НИУ ВШЭ оказалась несколько лучше,
чем в предыдущих примерах. Однако и здесь вклад
«КиберЛенинки» в существенное увеличение числа
публикаций, проиндексированных в Google Scholar, и
охвата изданий трудно переоценить.
Рис. 2
Посещаемость страниц изданий ТГУ
на сайте вуза и в «КиберЛенинке»
ТГУ
«КиберЛенинка»
161 441
145 821
146 974
40 000
2015
ноябрь
221 884
30 000
135 009
124 040
35 000
30 000
2016
декабрь
январь
февраль
50 000
март
70 000
апрель
Рис. 3
Количество статей в Google Scholar
с сайтов ТГУ и из «КиберЛенинки»
ТГУ
«КиберЛенинка»
411
14 452
Рис. 4
НОВЫЕ СЕРВИСЫ
GOOGLE SCHOLAR METRICS
В конце июля в результате сотрудничества Google
Scholar с «КиберЛенинкой» был запущен рейтинг
научных изданий на русском языке Scholar Metrics
2016 [23, 24]. 880 российских научных журналов, размещённых на платформе «КиберЛенинки», приняли
участие в рейтинге. Вторым крупным источником стал
портал Math-Net [25] с 60 журналами. Минимальные
требования вхождения в рейтинг — наличие 100 статей хотя бы с одним цитированием за последние пять
лет. Для каждого журнала были посчитаны две метрики: h5-индекс — индекс Хирша за последние пять лет
и h5-медиана — среднее количество цитат для статей,
вошедших в h5-индекс. В дополнение к этим метрикам
Scholar Metrics отображает топ наиболее цитируемых
статей журнала.
ЭКСПОРТ ЖУРНАЛОВ В EBSCO
В начале текущего года был подписан договор между
«КиберЛенинкой» и EBSCO, и теперь все размещённые
в библиотеке журналы автоматически попадают не
только в каталог A to Z, но и в Discovery Service [26].
Более 85% университетов США имеют доступ к базам
EBSCO, а 83,3% академических библиотек США считают EBSCO основным средством поиска научной информации. Поэтому экспорт российский научных изданий в эти базы так важен для повышения их популярности и востребованности за рубежом.
Посещаемость страниц изданий БелГУ
на сайте вуза и в «КиберЛенинке»
БелГУ
«КиберЛенинка»
85 951
72 786
74 357
70 487
61 378
25 000
20 000
2015
ноябрь
112 807
25 000
20 000
2016
декабрь
январь
февраль
25 000
март
30 000
апрель
Рис. 5
Количество статей в Google Scholar
с сайтов БелГУ и из «КиберЛенинки»
БелГУ
«КиберЛенина»
10
6 741
Рис. 6
Количество статей в Google Scholar
с сайтов НИУ ВШЭ и из «КиберЛенинки»
968
НИУ ВШЭ
«КиберЛенинка»
4 652
www.unkniga.ru
69
Инновационные технологии
УЧЁТ СТАТИСТИКИ ДЛЯ ОТЧЁТНОСТИ
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
В мае 2016 г. Минобрнауки России официально признало статистику реальной востребованности изданий,
размещённых в «КиберЛенинке» [27]. С этого момента
количество обращений к страницам журналов в системе может учитываться при оценке результативности
деятельности научных организаций в отчётности для
профильного ведомства. Этим шагом министерство
подтвердило заинтересованность государства в поддержке репозиториев открытого доступа и собираемых
в них показателях востребованности научных публикаций, а также определило вектор развития научно-образовательных организаций в направлении открытого
доступа и поддержки инфраструктуры открытой науки.
Аналитическая работа библиотеки будет продолжена. Мы планируем представить самостоятельный продукт, позволяющий организациям в удобном для них
виде получать достоверную статистику по своим изданиям.
Список источников:
1. Moral dimensions of Open, part 4: «on
the shoulders of giants» // Sauropod
Vertebra Picture of the Week. – 12 April
2016. – Режим доступа: https://svpow.
com/2016/04/12/moral-dimensions-ofopen-part-4-on-the-shoulders-of-giants.
2. Budapest Open Access Initiative. –
Режим доступа: http://www.
budapestopenaccessinitiative.org.
3. Davis P. M. Open access, readership, citations:
a randomized controlled trial of scientific journal
publishing // The FASEB Journal. – 2011. –
V. 25. – №. 7. – P. 2129–2134. – Режим доступа:
http://www.fasebj.org/content/25/7/2129.full.
4. Craig I. D. et al. Do open access articles
have greater citation impact?: А critical review
of the literature // Journal of Informetrics. –
2007. – V. 1. – №. 3. – P. 239–248. – DOI:
10.1016/j.joi.2007.04.001. – Режим доступа: http://www.sciencedirect.com/science/
article/pii/S1751157707000466.
5. Мало не покажется. Число российских научных публикаций планируют удвоить // Газета
«Поиск». – 2016. – № 16. – Режим доступа: http://
www.poisknews.ru/theme/international/18558.
6. Sci-Hub. – Режим доступа: http://sci-hub.cc.
7. Bohannon J. Who's downloading pirated
papers? Everyone // Science. – 28 April 2016. –
DOI: 10.1126/science.aaf5664. – Режим доступа:
http://www.sciencemag.org/news/2016/04/
whos-downloading-pirated-papers-everyone.
8. Speech by Commissioner Carlos Moedas
in Amsterdam, NL: «Open science: share and
succeed» // Amsterdam. – 4 April 2016. –
Режим доступа: http://europa.eu/rapid/
press-release_SPEECH-16-1225_en.htm.
70
www.unkniga.ru
Размещение научных изданий в «КиберЛенинке»
позволит издателям эффективно решить две фундаментальные задачи:
добиться увеличения посещаемости журнала и существенного продвижения бренда;
значительно улучшить показатели отчётности для
Минобрнауки России .
Рейтинг Google Scholar Metrics по русскоязычным
изданиям наглядно показал, что преимущественно
читают и цитируют то, что наиболее доступно. По
этому многим отечественным научным изданиям
стоит обратить внимание на их представление в Сети:
видимость, охват, индексацию в поисковых системах,
в том числе в Google Scholar. Мы же в свою очередь
готовы помочь всем издателям, заинтересованным в
появлении в нашей стране всё большего числа качественных научных изданий, востребованных не только российской, но и международной аудиторией.
9. Нам далеко до Nature или Science // LENTA.
RU. – 29 декабря 2015 г. –
Режим доступа: https://lenta.ru/
articles/2015/12/29/thomsonreuters.
10. Научная электронная библиотека открытого
доступа «КиберЛенинка». –
Режим доступа: http://cyberleninka.ru.
11. Fengchun Miao, Sanjaya Mishra, Rory McGreal.
Open Educational Resources: Policy, Costs and
Transformation // UNESCO and Commonwealth
of Learning. – 2016. –
Режим доступа: http://unesdoc.unesco.
org/images/0024/002443/244365e.pdf.
12. SimilarWeb. – Режим доступа:
https://www.similarweb.com.
13. Google Scholar. – Режим доступа:
http://scholar.google.ru.
14. 101 Innovations in Scholarly
Communications. – Режим доступа: http://
dashboard101innovations.silk.co/page/Search.
15. Web of Science. – Режим доступа:
https://webofknowledge.com.
16. Страница Томского государственного
университета на «КиберЛенинке». –
Режим доступа: http://cyberleninka.ru/
publisher/n/federalnoe-gosudarstvennoebyudzhetnoe-obrazovatelnoeuchrezhdenie-vysshego-professionalnogoobrazovaniya-natsionalnyy-1.
17. Журналы Томского государственного университета. – Режим
доступа: http://journals.tsu.ru.
18. Страница Белгородского государственного университета на «КиберЛенинке». – Режим доступа: http://cyberleninka.
ru/publisher/n/federalnoe-gosudarstvennoe-
avtonomnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenievysshego-obrazovaniya-belgorodskiygosudarstvennyy-natsionalnyy.
19. DSpace. – Режим доступа:
http://www.dspace.org.
20. Электронный архив открытого доступа
НИУ «БелГУ». – Режим доступа:
http://dspace.bsu.edu.ru.
21. Ranking Web of Repositories. – Режим
доступа: http://repositories.webometrics.
info/en/Europe/Russian%20Federation.
22. Страница Высшей школы экономики на
«КиберЛенинке». – Режим доступа: http://
cyberleninka.ru/publisher/n/federalnoegosudarstvennoe-avtonomnoe-obrazovatelnoeuchrezhdenie-vysshego-obrazovaniyanatsionalnyy-issledovatelskiy-universitet.
23. Русскоязычные научные журналы вошли
в проект Google Scholar Metrics // ТАСС. –
26 июля 2016 г. – Режим доступа:
http://tass.ru/nauka/3487327.
24. Google Scholar Metrics 2016. –
Режим доступа: https://scholar.google.ru/
citations?view_op=top_venues&hl=ru&vq=ru.
25. Math-Net. – Режим доступа:
http://www.mathnet.ru.
26. Пользователи EBSCO получили возможность находить статьи из «КиберЛенинки» // Открытая наука. – 24 апреля
2016 г. – Режим доступа: http://open-science.
ru/2016/04/cyberleninka-meets-ebsco.html.
27. Министерство образования и науки
поддерживает открытый доступ //
Открытая наука. – 14 апреля 2016 г. –
Режим доступа: http://open-science.
ru/2016/04/cyberleninka-meets-mon.html.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв