ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра теории и методики физической культуры
ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ФЕСТИВАЛЯ –
МАРАФОНА «МИР РАВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ»
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки
44.03.01 Педагогическое образование
профиль Физическая культура
заочной формы обучения, группы 02011453
Белых Галины Сергеевны
Научный руководитель
к.б.н., доцент Климова В.К.
БЕЛГОРОД 2018
2
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................. 3
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ К СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ..................................................... 6
1.2 Характеристика развития адаптивного спорта в России и Белгородской
области .................................................................................................................. 7
1.3 Содержание проекта фестиваля-марафона физической культуры,
спорта,
туризма,
творчества
и
социальной
адаптации
людей
с
ограниченными возможностями здоровья «Мир равных возможностей
2016» и «Мир равных возможностей 2017».................................................... 11
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .................. 17
2.1 Методы исследования .................................................................................. 17
2.2 Организация исследования ......................................................................... 21
2.3 Этапы проведения фестиваль – марафона «Мир равных возможностей»
.............................................................................................................................. 21
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ................. 25
3.1 Анализ результатов анкетирования участников исследования .............. 25
3.2 Анализ количества участников фестиваль-марафона «Мир равных
возможностей 2016 и 2017 года» ..................................................................... 29
3.2. Трудности организации и проведения фестиваля-марафона «Мир
равных возможностей»...................................................................................... 32
Выводы .................................................................................................................. 34
Практические рекомендации............................................................................ 36
Литература............................................................................................................ 37
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
исследования.
За
последнее
десятилетие
в
общественном сознании происходит постепенное изменение отношения к
проблеме инвалидности.
Отмечается смещение акцента с подчеркивания
ограниченности возможностей инвалидов к осознанию необходимости
использования и увеличения имеющегося значительного потенциала для
максимального проявления индивидуальных возможностей этих людей. В
связи с этим в 80 - 90-е гг. в России было разработано и применено на
практике большое число реабилитационных моделей и различного рода
проектов (Гаврилов Д.Н., 2014).
Наиболее актуальными задачами социальной политики в отношении
инвалидов являются обеспечение им равных со всеми другими гражданами
Российской Федерации возможностей в реализации прав и свобод,
устранение ограничений их жизнедеятельности, а так же создание
благоприятных условий, позволяющих инвалидам вести полноценный образ
жизни, активно участвовать в экономической, социальной и политической
жизни общества, выполнять свои гражданские обязанности, заниматься
спортом (Зозуля, Т. В., Свистунова Е. Г., Чешихина В.В., 2005).
В настоящий момент в центре внимания находятся скорее физические
и психологические основы здоровья и физического состояния, уровня
физической подготовленности и качества жизни, нежели выявление
ограничений, непригодности, патологии. В развитых странах акцент
изучения постепенно смещается с того, что «не могут инвалиды», на то, что
«могут люди с особыми нуждами». Переход к такой позиции вызвал и смену
терминологии.
непригодность,
Слово
«инвалид»,
постепенно
как
выходит
обозначающее
из
ущербность
употребления,
и
вытесняясь
выражениями типа: «люди с особыми нуждами» или «люди с ограничениями
отдельных функций» (Дмитриев В.С., Сахно А.В., 2007).
4
Физическое воспитание и спорт – важные составляющие социальной
интеграции и адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов различных нозологических групп. В каждом виде спорта (спорт
лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, спорт среди лиц с
ментальными нарушениями, с нарушением зрения и слуха) проводятся
соревнования по различным спортивным дисциплинам. Занятия спортом и
физической культурой помогают такой категории граждан почувствовать
свою востребованность в современном обществе, некоторым достичь
высоких побед в паралимпийском спорте (Евсеев С.П., 2005).
Объект – организационная деятельность по привлечению инвалидов к
занятиям физической культурой и спортом.
Предмет – процесс организации и проведения фестиваля-марафона
«Мир равных возможностей».
Цель исследования – определить эффективность реализации проекта
фестиваль-марафона физической культуры, спорта, туризма, творчества и
социальной адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья
«Мир равных возможностей», проведенного в Белгородской области
Задачи исследования:
1.
Провести
анализ
литературных
источников,
методических
материалов и источников сети ИНТЕРНЕТ по проблеме адаптации и
интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья;
2. Провести анкетирование участников фестиваль-марафона «Мир
равных возможностей»;
3.
Оценить
эффективность
фестиваль-марафона
«Мир
равных
возможностей».
4. Разработать практические рекомендации
Гипотеза. Предполагалось, что реализация фестиваля-марафона «Мир
равных возможностей» приведет к увеличению числа лиц с отклонениями в
состоянии здоровья, вовлеченных в спортивную деятельность.
5
Методы исследования:
1.теоретический анализ научно-методической литературы;
2. анализ протоколов результатов соревнований;
3. педагогическое наблюдение
4. анкетирование
5. методы математической статистики;
Элементы
новизны
-
фестиваль-марафон
«Мир
равных
возможностей» стал первым и единственным в своем роде проектом,
который включил в себя многогранность направлений, многоэтапность,
позволил объединить людей с ограниченными возможностями здоровья и
здоровых людей.
Практическая
значимость
состоит
в
том,
что
результаты
исследования позволят в дальнейшем улучшить организацию и проведение
фестиваля – марафона «Мир равных возможностей», как в Белгородской
области, так и в других регионах России.
Список работ, опубликованных по теме исследования:
Материалы исследования представлены на секционном заседании
«Научные исследования и практика формирования системы подготовки
спортивного резерва» конференции «Развитие физической культуры и спорта в
контексте самореализации человека в современных социально-экономических
условиях» г.Липецк, 23-24 ноября 2017 года.
6
Глава 1. ПРОБЛЕМЫ ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВАЛИДОВ К СПОРТИВНООЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1 Особенности и периоды развития адаптивной физической культуры
и спорта в мире
Адаптивная физкультура – это социальный феномен, целью которого
является налаживание и укрепление социальных связей человека, ранее
имевшего ограниченный доступ или вообще не включенного в социальный
процесс, приобщение его к полноценной жизни, наполненной новым
смыслом и эмоциями. Таким образом, адаптивная физкультура – это, скорее,
не метод лечения, а способ переключения внимания инвалидов с болезни на
общение, активный отдых и развлечение (Гаврилов Д.Н., 2014).
Адаптивный спорт (спорт инвалидов) является разновидностью
адаптивной физической культуры. Его цель – реализация способностей
человека и сравнение их со способностями других людей, имеющих
аналогичные проблемы в развитии. Адаптивный спорт ориентирован на
соревнование, на достижение максимальных результатов, то есть ключевой
является установка на рекорд – это и есть главное отличие адаптивного
спорта от всех остальных видов адаптивной физкультуры. В настоящее время
наибольшее распространение получили три направления спорта инвалидов:
паралимпийское, сурдлимпийское и специальное олимпийское (Евсеев С.П.,
2010).
Развитие адаптивного спорта имеет более чем столетнюю историю.
Еще в XVIII-XIX вв. было установлено, что двигательная активность
является одним из основных факторов реабилитации инвалидов.
Попытки приобщения инвалидов к спорту были предприняты еще в
XIX столетии, когда в 1888 году в Берлине формировался первый
спортивный клуб для глухих. Впервые Всемирные игры глухих прошли в
Париже 10-17 августа 1924 г. В них участвовали спортсмены —
7
представители
официальных
национальных
федераций
Бельгии,
Великобритании, Голландии, Польши, Франции и Чехословакии. На Игры
прибыли спортсмены из Италии, Румынии и Венгрии, в которых таких
федераций не было. Программа Игр включала соревнования по легкой
атлетике, велоспорту, футболу, стрельбе и плаванию.
В 1960 году под эгидой Всемирной федерации военнослужащих
создается Международная рабочая группа, которая изучала проблемы спорта
для инвалидов. В том же году в Риме были проведены первые
Международные
соревнования
инвалидов,
фактически
первые
Паралимпийские игры. В них приняли участие 400 спортсменов-инвалидов
из 23 стран. (Евсеев С.П., 2006)
В 1982 году появился орган, который способствовал расширению
Паралимпийских
игр,
–
Международный
координационный
комитет
Всемирной организации спорта инвалидов. Через 10 лет, в 1992 году, его
правопреемником стал Международный паралимпийский комитет (МПК).
Адаптивный
спорт
получил
всемирное
значение.
Достижения
спортсменов с ограниченными возможностями поражают воображение.
Иногда они приближаются к олимпийским рекордам. Фактически не
осталось ни одного вида спорта из известных и популярных, в которых не
принимали бы участие спортсмены-инвалиды. Неуклонно расширяется
количество параолимпийских дисциплин (Колобков П.А., Евсеев С.П.,
Томилова М.В., Малиц В.Н., 2014).
1.2 Характеристика развития адаптивного спорта в России и
Белгородской области
В 90-е годы внесли серьезные изменения в отношение общества к
инвалидам в России. В последние годы и в нашей стране адаптивный спорт
выходит на новый уровень развития, и связано это с тем, что растет внимание
государства к людям с ограниченными возможностями. Заметно выросло
8
число спортивно-массовых мероприятий, у инвалидов появляется больше
возможностей участвовать в различных соревнованиях, а набор спортивных
дисциплин с каждым годом отличается все большим разнообразием
(Николаев Ю.Д., 2004).
В настоящее время в России насчитывается более 10 миллионов людей
с ограниченными возможностями, и очень многие нуждаются в проведении
реабилитационных мероприятий именно средствами физкультуры и спорта
(Шапков Л.В., 2008).
На сегодняшний день в России работает около 1200 физкультурноспортивных клубов инвалидов. Количество занимающихся адаптивной
физической культурой и спортом достигает 95,8 тысячи человек. Создано 8
детско-юношеских спортивно-оздоровительных школ для инвалидов.
Наиболее активно развивается адаптивная физкультура и спорт в
Башкирии, Татарстане, Коми, а также в Красноярском крае, Волгоградской,
Воронежской, Московской, Омской, Пермской, Ростовской, Саратовской,
Свердловской, Челябинской областях, в Москве и Санкт-Петербурге.
Российские спортсмены участвуют в чемпионатах Европы, мира, зимних и
летних Параолимпийских играх (Евсеев, С.П., 2006).
Ежегодно
в
Едином
календарном
плане
всероссийских
и
международных соревнований предусматривается раздел, в который входит
около 100 всероссийских и 60 международных спортивных мероприятий
среди спортсменов с нарушением слуха, зрения, интеллекта, с поражением
опорно-двигательного аппарата.
Благодаря активному развитию системы управления адаптивной
физической культурой и спортом на федеральном, региональном, и
муниципальном уровнях, количество инвалидов, занимающихся физической
культурой и спортом за последние годы увеличилось более, чем в 2 раза с
224 тысяч человек в 2009 году до 458 тысяч человек в 2013 году, что
составляет 3,52 % от общего числа инвалидов в стране (Федеральная служба
государственной статистики http://www.gks.ru).
9
Одной из основных задач современного общества по отношению к
инвалидам является их максимальная адаптация к самостоятельной жизни,
трудовой деятельности, овладению профессией. Активизация работы с
инвалидами средствами адаптивной физической культуры и спорта имеет
большое социальное значение. В соответствии со Стратегией развития
физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020
года и Государственной программой "Развитие физической культуры и
спорта в Белгородской области на 2014-2020 г.» планируется увеличить долю
лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, систематически
занимающихся физической культурой и спортом.
Процесс привлечения инвалидов к занятиям физической культурой и
спортом
становится
сознательной
и
целенаправленной
работой
в
Белгородской области. Прежде всего, изменилось отношение общества к
людям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.
Анализируя,
годовую
форму
федерального
статистического
наблюдения № 3-АФК «Сведения об адаптивной физической культуре и
спорте» за 2015 и 2016гг., (http://www.minsport.gov.ru/) можно отметить, что
показатель, характеризующий число лиц с отклонениями в состоянии
здоровья, занимающихся физической культурой по Белгородской области
значительно увеличился. В 2015 году число занимающихся составляло 9962
человека, а в 2016 году увеличилось до 28209 человек. Показатель
численности
занимающихся
в
сфере
всероссийских
общественных
организаций увеличился на 894 человека. В сфере образования количество
занимающихся увеличилось с 1158 человек до 1503 человек, т.е. на 345
человек (www.minsport.gov.ru).
В настоящее время в Белгородской области уделяется большое
внимание адаптивному спорту. В июле 2013 года создано государственное
бюджетное учреждение «Центр адаптивного спорта и физической культуры
Белгородской области», в котором занимается 736 человек различных
нозологических групп, из них дети от 7 лет до 18 лет - 429 человек, что
10
составляет 58,2%, от 18 и старше – 307 человек, что составляет 41,7%. В
городе Белгороде количество занимающихся – 389 человек, что составляет
52,8%
от
общего
числа.
В
муниципальных
образованиях
области
организованы тренировочные занятия для групп спортивно-оздоровительной
направленности в которых занимаются 347 человек, что составляет 47,1%.
Тренировочный процесс в государственном бюджетном учреждение
«Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области»
осуществляется по четырем видам спорта: спорт глухих, спорт слепых, спорт
лиц с ПОДА, спорт лиц с ментальными нарушениями в десяти спортивных
дисциплинах: шашки, шахматы, стрельба из лука, пулевая стрельба, легкая
атлетика, баскетбол, футбол, настольный теннис, плавание, армспорт (Сайт
учреждения www.adaptsport.ru).
Ведется
большая
работа
по
увеличению
доли
инвалидов
трудоспособного возраста старше 18 лет, занимающихся адаптивной
физической
культурой
и
спортом.
Адаптивная
физкультурно-
оздоровительная работа с лицами, имеющими ограниченные возможности
здоровья
направлена
на
увеличение
числа
занимающихся
без
предварительного отбора и для всех возрастных групп. Главная задача
адаптивной физкультурно-оздоровительной деятельности - стимулировать
стремление людей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов к
ежедневным
мотивировать
физкультурно-спортивным
и
вовлекать
их
в
занятиям,
а
в
дальнейшем
соревновательную
и
спортивную
деятельность.
Адаптивной физической культурой и спортом начинают заниматься
дети и взрослые не только в городе Белгороде, но и в муниципальных
образованиях области.
11
1.3 Содержание проекта фестиваля-марафона физической культуры,
спорта, туризма, творчества и социальной адаптации людей с
ограниченными возможностями здоровья «Мир равных возможностей
2016» и «Мир равных возможностей 2017»
В декабре 2015 года Государственным бюджетным учреждением
«Центр адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области»
было предложено проведение социально-значимого мероприятия для лиц с
ограниченными возможностями здоровья на территории Белгородской
области.
Проект фестиваль-марафон физической культуры, спорта, туризма,
творчества и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями
здоровья «Мир равных возможностей» создан в рамках государственных
программ Белгородской области: «Социальная поддержка граждан в
Белгородской области на 2014-2020 годы», «Развитие физической культуры и
спорта Белгородской области на 2014-2020 годы»
Основная цель проекта к февралю 2017 года вовлечь не менее 200 лиц с
ограниченными возможностями в культурно-спортивные мероприятия.
Целями фестиваля-марафона являются:
-формирование чуткого отношения общества к лицам с ограниченными
возможностями здоровья;
-социальная реабилитация инвалидов всех возрастных категорий
Белгородской области;
-демонстрация силы воли и физических возможностей лиц с
ограниченными
возможностями
здоровья
(совершенствование
связи
здоровых людей и лиц с ограниченными возможностями здоровья при
проведении спортивных мероприятий).
Основными задачами фестиваль-марафона являются:
12
-укрепление здоровья и физического развития людей с ограниченными
возможностями здоровья;
-привлечение их к систематическим занятия спортом и физической
культурой;
-взаимодействие между организациями муниципальных районов и
городских округов Белгородской области;
-формирование интереса к систематическим занятиям физической
культурой и развитие творческих способностей;
-участие в «мастер – классах» известных спортсменов области как
здоровых спортсменов, так и спортсменов с ограниченными возможностями.
Общее руководство подготовкой и проведением фестиваля-марафона
осуществляли:
- управление физической культуры и спорта Белгородской области;
- Федерация спортивного туризма Белгородской области;
- Управление социальной защиты населения Белгородской области;
- Государственное бюджетное учреждение «Центр адаптивного спорта и
физической культуры Белгородской области»;
-Автономная некоммерческая организация «СПОРТ 31».
В Фестивале – марафоне «Мир равных возможностей» принимают
участие команды, сформированные по 5 человек. Состав команды: 3
участника -
лица с ограниченными возможностями здоровья различных
нозологических групп и возрастной категории не моложе 2002 года
рождения, 2 участника без физических и психических отклонений здоровья
не моложе 18 лет по дате рождения на момент проведения этапа.
Для того чтобы достичь поставленного результата в проекте фестивальмарафона «Мир равных возможностей» была предложена следующая
структура проведения. Фестиваль-марафон проводился в 7 этапов с февраля
2016 г. по декабрь 2016 года. Мероприятия, проводимые в рамках фестиваля
не только спортивной направленности, но и патриотической. Место и график
проведения фестиваля-марафона определяются регламентом по каждому
13
этапу фестиваля не позднее, чем за 14 дней до начала проведения этапа. План
проведения фестиваль – марафона 2016 года:
1 этап 20 февраля 2016 г. проводился под девизом «Мы равны»:
спортивные соревнования;
эстафеты;
подведение итогов, торжественное награждение победителей и
призеров;
сладкие призы всем участникам соревнований.
«Мастер-класс»
с
участием
спортсменов
ГБУ
«Центр
адаптивного спорта и физической культуры»
2
этап
тематической
(туризм,
творчество)
экскурсионной
апрель-май
поездки
«Духовное
2016
г.
проведение
наследие
Святого
Белогорья». «Домашнее задание» - отчет об этапе (по образцу в
соответствии с Регламентом этапа).
3 этап 25 июня 2016 - проведение соревнований
в рамках
Всероссийского олимпийского дня под девизом «Сильные духом»:
спортивные соревнования, эстафеты, показательные выступления
лучших спортсменов области;
подведение итогов, награждение победителей и призеров.
4 этап (туризм, творчество) июль 2016 - проведение тематической
экскурсионной поездки «Никто не забыт, ничто не забыто!». «Домашнее
задание» - отчет об этапе (по образцу в соответствии с Регламентом этапа).
5 этап 13-14 августа в «День физкультурника» (2 дня), под девизом «Равные возможности». Палаточный лагерь парка регионального значения
«Ключи», Прохоровский район.
автопробег (авто-ориентирование);
соревнования по любительской рыбалке (индивидуальный и
командный зачет);
соревнования по спортивному туризму;
14
эстафеты;
соревнования на воде (катамараны);
творческие конкурсы, «Кулинарный поединок» и др.;
подведение итогов, награждение победителей и призеров;
6 этап (туризм, творчество) сентябрь-октябрь 2016 г. Проведение
тематической экскурсионной поездки «Культурное наследие Белогорья».
«Домашнее задание» - отчет об этапе (по образцу в соответствии с
Регламентом этапа).
7 этап (итоговый) 03 декабря 2016 г. «День инвалидов». Проводился
под девизом «Мы вместе»:
показательные
выступления
спортсменов
и
творческих
коллективов области;
подведение итогов конкурса «Домашнее задание» по 2,4 и 6
этапу;
представление «визитки команды» (до 5 мин.);
конкурс стенгазет;
подведение итогов и награждение команд;
торжественное закрытие Фестиваля - марафона «Мир равных
возможностей».
В 2016 году фестиваль – марафон прошел успешно, в нем приняли
участие 705 человек. В 2017 году было решено провести второй этап
фестиваль – марафона «Мир равных возможностей 2017», а также отделить
детские команды от взрослых, тем самым ввести отдельный зачет для
взрослых и детских команд.
План проведения фестиваль – марафона 2017 года:
1 этап — Открытие (спорт — взрослые и дети), 11 марта 2017 г.
Проводился под девизом «Мы равны».
Место проведения – Спортивный комплекс им.С.В.Хоркиной НИУ БелГУ:
15
торжественное открытие Фестиваля – марафона физической
культуры, спорта, туризма, творчества и социальной адаптации людей с
ограниченными возможностями здоровья «Мир равных возможностей —
2017»;
спортивные соревнования и эстафеты;
подведение итогов, торжественное награждение победителей и
призеров.
2
этап —
(туризм,
творчество — дети)
«Народные
традиции
Белогорья», 22 апреля 2017 г.
«Народное гуляние на Красную горку «Фомина Яишня» — тематическая
экскурсионная поездка в Новооскольский район, туристская рекреационная
зона «Казачий стан «Сосновое».
«Домашнее задание» — отчет об этапе (по образцу в соответствии с
Регламентом)
3 этап — май 2017 г. IV Спартакиада Белгородской области среди лиц
с ограниченными возможностями здоровья.
Проводлся по отдельному Положению.
Место проведения – спортсооружения БГТУ им В.Г. Шухова.
спортивные соревнования, эстафеты, показательные выступления
лучших спортсменов области;
подведение итогов, награждение победителей и призеров.
4 этап — (спорт — дети) май — июнь 2017 г. «Праздник спорта».
Проводился под девизом «Мы вместе». Место проведения — Яковлевский
район,
г.
Строитель,
спортивные
площадки
и
спортсооружения.
Торжественное открытие 4-го этапа Фестиваля – марафона физической
культуры, спорта, туризма, творчества и социальной адаптации людей с
ограниченными возможностями здоровья «Мир равных возможностей —
2017»;
спортивные соревнования и эстафеты;
16
«Мастер-класс»
с
участием
спортсменов
ГБУ
«Центр
адаптивного спорта и физической культуры»;
подведение итогов, торжественное награждение победителей и
призеров.
5 этап — (туризм, творчество — взрослые) «Культурное наследие
Белогорья», 28 июля 2017г. Участие в Фестивале русской усадебной культуры
«Юсуповские
собрания» —
тематическая
экскурсионная
поездка
в
Ракитянский район.
«Домашнее задание» — отчет об этапе (по образцу в соответствии с
Регламентом)
6
этап —
(спорт —
Фестиваль и «КУБОК
взрослые)
ПАМЯТИ
август
им.
2017
г. Авиационный
Алексея
Петровича
Маресьева» (посвящается 101-летию со дня рождения Героя Советского
Союза, летчика — инвалида Маресьева Алексея Петровича).
Проводится по отдельному Положению.
Девиз Авиационного Фестиваля «Небо для каждого!»
7 этап — (спорт — взрослые) 9 сентября 2017 г.
Проводился под девизом «Равные возможности». Место проведения – г.
Белгород, «Пикник — парк»
открытие 7-го этап Фестиваля «Мир равных возможностей —
2017»;
спортивные соревнования и эстафеты;
подведение итогов, торжественное награждение победителей и
призеров.
Октябрь 2017 г.
Торжественная
церемония
закрытия
Фестиваля-марафона
физической
культуры, спорта, туризма, творчества и социальной адаптации людей с
ограниченными возможностями здоровья «Мир равных возможностей —
2017».
17
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Методы исследования
1. Анализ научно-методической литературы, учебной и периодической
литературы, нормативных документов и информационных сайтов сети
ИНТЕРНЕТ был проведен для получения информации по вопросам
социальной адаптации и интеграции лиц с ограниченными возможностями
здоровья.
2. Анализ протоколов результатов соревнований. Проводился автором
анализ проколов результатов, с целью выявления количества команд,
участников в каждой нозологической группе.
3.
Педагогическое
непосредственное
и
наблюдение
открытое.
Оно
характеризовалось
выполнялось
автором
как
работы
(инструктором- методистом по адаптивной физической культуре ГБУ «Центр
адаптивного спорта и физической культуре Белгородской области») во время
проведения различных этапов фестиваля.
4.
Анкетирование.
Проведение
анкетирования
предусматривает
получение информации от респондентов путем письменного ответа на
систему стандартизированных вопросов и заблаговременно подготовленных
анкет. В отличие от беседы в анкете существует жесткая логическая
конструкция (Ю.Д. Железняк, П.К. Петров, 2001).
Участникам фестиваля было предложено 10 вопросов, касающихся как
образа жизни, так и оценки проведения фестиваля. Вопросы анкеты были
составлены на основании данных литературы и личного взгляда автора.
Анкетирование
проходило
в
условиях
анонимности
в
дружеской
доверительной атмосфере. Некоторым участникам анкеты были направлены
по электронной почте в муниципальные образования области.
Пример анкеты
1. Нравится ли Вам заниматься спортом и физической культурой?
18
а) да
б) нет
в) иногда
2. Участвовали Вы в фестивале-марафоне физической культуры, спорта,
туризма, творчества и социальной адаптации людей с ограниченными
возможностями здоровья «Мир равных возможностей» ранее?
а) участвовал(а), в 2016 году
б) участвовал(а), в 2017 году
в) не учувствовал(а), но собираюсь принять участие
3. Понравился ли Вам фестиваль-марафон?
а) да
б) нет
в) частично
4. Какие из этап фестиваля Вам понравился больше всего?
Фестиваль-марафон 2016 год:
а) 1 этап 20 февраля 2016 г. проводится под девизом «Мы равны».
Спортивный комплекс им.С.В.Хоркиной НИУ БелГУ
б) 2 этап (туризм, творчество) апрель-май 2016 г. проведение тематической
экскурсионной поездки «Духовное наследие Святого Белогорья».
в) 3 этап 25 июня 2016 - проведение соревнований в рамках Всероссийского
олимпийского дня под девизом «Сильные духом»:
г) 4 этап (туризм, творчество) июль 2016 - проведение тематической
экскурсионной поездки «Никто не забыт, ничто не забыто!».
д) 5 этап 13-14 августа в «День физкультурника» (2 дня), под девизом «Равные возможности». Палаточный лагерь парка регионального значения
«Ключи», Прохоровский район.
е) 6 этап (туризм, творчество) сентябрь-октябрь 2016 г., «Культурное
наследие Белогорья».
ж) 7 этап (итоговый) 03 декабря 2016 г. «День инвалидов». «Мы вместе»:
19
Фестиваль-марафон 2017 год:
а) 1 этап 11 марта 2017 г., «Мы равны». Спортивный комплекс
им.С.В.Хоркиной НИУ БелГУ
б) 2 этап — (туризм, творчество — дети) «Народные традиции Белогорья».
22 апреля 2017 г., «Фомина Яишня
в) 3 этап — май 2017 г. IV Спартакиада Белгородской области среди лиц с
ограниченными возможностями здоровья, БГТУ им В.Г. Шухова.
г) 4 этап — (спорт — дети) май — июнь 2017 г. «Праздник спорта».
Яковлевский район.
д) 5 этап — (туризм, творчество — взрослые) «Культурное наследие
Белогорья», 28 июля 2017г. Участие в Фестивале русской усадебной
культуры «Юсуповские собрания» — тематическая экскурсионная поездка в
Ракитянский район.
е)
6
этап —
(спорт —
Фестиваль и «КУБОК
взрослые) август
ПАМЯТИ
им.
2017
Алексея
г. Авиационный
Петровича
Маресьева» (посвящается 101-летию со дня рождения Героя Советского
Союза, летчика — инвалида Маресьева Алексея Петровича).
ж) 7 этап — (спорт — взрослые) 9 сентября 2017г., Белгород, «Пикник —
парк»
5. В составе какой команды Вы принимали участие?
а) в составе детской команды
б) в составе взрослой команды
6. Как Вы узнали о фестивале-марафоне?
а) из интернета
б) от друзей, коллег
в) от преподавателей
7. Будете ли Вы в дальнейшем принимать участие в фестивальмарафоне?
а) да
б) нет
20
в) возможно
8. Какие на Ваш взгляд были недостатки в организации фестивальмарафона?
а) организация питания
б) не интересные этапы
в) ваш вариант _____________
9. Чтобы Вы хотели улучшить в дальнейшем в проведении фестивалямарафона?
_______________________________________________________________
10. Что дал Вам фестиваль-марафон?
_________________________________________________________________
4. Анализ протоколов результатов соревнований. Проводился автором
анализ проколов результатов, с целью выявления количества команд,
участников в каждой нозологической группе
5. Методы математической статистики. При анализе данных были
использованы методы статистической обработки, для доказательства того,
что закономерности носят не случайный характер (Железняк Ю.Д., Петров
П.К., 2001) .
В процессе статистической обработки были получены следующие
показатели:
х - значение отдельного признака; Х - средняя арифметическая величина;п
- общее число наблюдений (случаев);б - среднее квадратическое отклонение; t критерий достоверности различий Стьюдента; m - ошибка средней.
Средние величины Х были найдены по формуле
Х=Σ xi/п, где Σ - символ суммы; х ь х2 - значения отдельных измерений; п
-общее число случаев.
Получив средние величины и квадратические отклонения, определили
достоверность различий между двумя обследованными группами по критерию
Стьюдента. ( t – критерий). При определении t - вероятности ошибочного
21
принятия «нулевой» гипотезы - считалось, что если t не превышало
0,05, то наблюдаемые различия неслучайны. Коэффициент достоверности
различий рассчитывался по таблице вероятностей распределения Стьюдента.
2.2 Организация исследования
Исследование было проведено в рамках проекта фестиваля - марафона
«Мир равных возможностей» который проходил в течении 2 лет. В
исследовании участвовали 25 участников фестиваля с ограниченными
возможностями здоровья. Исследование проходило с январь 2017 по декабрь
2017.
Выполнение выпускной квалификационной работы проходило в три
этапа.
Первый этап (январь 2017 – март 2017). Изучение и анализ
литературных источников по теме исследования, обобщение данных научнометодической литературы.
Второй этап (апрель 2017). Анкетирование участников фестиваля марафона «Мир равных возможностей», обобщение данных по количеству
участников.
Третий
этап
(сентябрь-декабрь
2017).
Обобщение
и
анализ
анкетирования, обработка полученных данных методом математической
статистики, оформление результатов в виде дипломной работы.
2.3 Этапы проведения фестиваль – марафона «Мир равных
возможностей»
Фестиваль – марафона «Мир равных возможностей 2016 года»:
Первый этап – организован и проведен в феврале 2016 года на базе
спортивного комплекса НИУ БелГУ, в нем приняли участие 26 команд (130
человек) и 26 представителей из 22 муниципальных образований области, в
22
мероприятии были задействованы 40 волонтеров - студентов НИУ БелГУ, 20
членов судейской бригады, 18 сотрудников Центра адаптивного спорта и
физической культуры Белгородской области.
Второй этап – организован в апреле 2016 года в виде тематической
экскурсии «Духовное наследие Святого Белогорья». Конкурсная программа
проведена на территории Борисовского, Валуйского, Корочанского и
Чернянского районов области, в которой приняли участие 20 команд (100
человек), сотрудники Центра адаптивного спорта и физической культуры
Белгородской области.
Третий этап – организован и проведен в июне 2016 года в рамках
Всероссийского олимпийского дня под девизом «Сильные духом», участие
приняли - 28 команд (140 человек), 40 судей, 40 волонтеров, 20 сотрудников
Центра адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области.
Четвертый
этап
–
организована
тематическая
конкурсная
экскурсионная программа «НИКТО НЕ ЗАБЫТ, НИЧТО НЕ ЗАБЫТО!»,
участники посетили Прохоровский район (музей Прохоровское поле,
Танкодром, Звонница) приняли участие 105 человек, в составе 21 команды.
Пятый этап - проведен в августе 2016 года под девизом «Равные
возможности» Этап был запланирован и проведен в два дня с обеспечением
питания и проживания участников на территории этно-парка «Ключи» в
поселке Прохоровка Белгородской области. На данном этапе количество
команд увеличилось до 32, количество участников до 160 человек, число
привлеченных волонтеров - 45 человек, судей - 40 человек, 20 сотрудников
Центра адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области.
Шестой этап – в сентябре 2016 года организована конкурсная
экскурсионная программа «Культурное наследие Белогорья» на территории
Грайворонского и Новооскольского районов области. Участвовали 20 команд
(100 человек), привлечено 10 волонтеров.
23
Седьмой этап – заключительный, проведено масштабное мероприятие
в МКЦ НИУ БелГУ, участие приняли 30 команд, количество участников 150 человек.
Фестиваль – марафона «Мир равных возможностей 2017 года»:
Первый этап – организован и проведен в марте 2017 года на базе
спортивного комплекса НИУ БелГУ, в нем приняли участие 34 взрослых
команд (198 человек) и 13 детских команд (78 человек). 47 представителей из
22 муниципальных образований области, в мероприятии были задействованы
50 волонтеров - студентов НИУ БелГУ, 25 членов судейской бригады, 18
сотрудников
Центра
адаптивного
спорта
и
физической
культуры
Белгородской области.
Второй этап – организован в апреле 2017 года в виде тематической
экскурсии «Народные традиции Белогорья». Конкурсная программа Фестиваль «Фомина Яишня» проводится в Новооскольском
районе
Белгородской области на территории туристского комплекса «Казачий стан
«Сосновое», в которой приняли участие 17 команд (102 человека),
сотрудники
Центра
адаптивного
спорта
и
физической
культуры
Белгородской области.
Третий этап – организован и проведен в мае 2017 года в рамках
IV Спартакиада Белгородской
области
среди
лиц
с
ограниченными
возможностями здоровья, участие приняли - 23 команды (170 человек), 40
судей, 40 волонтеров, 20 сотрудников Центра адаптивного спорта и
физической культуры Белгородской области.
Четвертый этап – организован Праздник спорта», под девизом «Мы
вместе». Участие приняли - 18 команды (138 человек), 20 судей, 20
волонтеров, 20 сотрудников Центра адаптивного спорта и физической
культуры Белгородской области.
Пятый этап - организована тематическая конкурсная экскурсионная
программа «Культурное наследие Белогорья», участие в Фестивале русской
усадебной культуры «Юсуповские собрания» — тематическая экскурсионная
24
поездка в Ракитянский район. Приняли участие 138 человек, в составе 18
команд.
Шестой этап - проведен в августе 2017 года под девизом Авиационный
Фестиваль и «КУБОК
ПАМЯТИ
им.
Алексея
Петровича
Маресьева» (посвящается 101-летию со дня рождения Героя Советского
Союза, летчика — инвалида Маресьева Алексея Петровича). На данном этапе
количество команд составило 12, количество участников 49 человек, число
привлеченных волонтеров - 15 человек, судей - 15 человек, 10 сотрудников
Центра адаптивного спорта и физической культуры Белгородской области.
Седьмой этап – заключительный, проведен масштабный спортивный
праздник в Пикник-Парке, участие приняли 39 команд, количество
участников - 225человек, волонтеров – 30, судей – 45.
25
ГЛАВА 3. ОБСУЖДЕНИЕ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ
3.1 Анализ результатов анкетирования участников исследования
Для того чтобы оценить эффективность проведения фестиваля-марафона
«Мир
равных
возможностей
2016
и
2017
года»
было
проведено
анкетирование участников. Анализ результатов анкетирования представлен в
таблице 1.1.
26
Таблица 1.1.
Анализ результатов анкетирования участников фестиваля-марафона «Мир равных возможностей 2016 и 2017 года»
1. Нравится ли Вам заниматься спортом?
2.
Участвовали
Вы
в
да
фестивале-марафоне участвовал(а),
100%
нет
-
иногда
80%
участвовал(
84%
не
-
физической культуры, спорта, туризма, творчества в 2016 году
а), в 2017
учувствовал(а),
и социальной адаптации людей с ограниченными
году
но собираюсь
возможностями
здоровья
«Мир
равных
принять
возможностей» ранее?
участие
3. Понравился ли Вам фестиваль-марафон?
да
нет
96%
иногда
-
4%
4. Какие из этап фестиваля Вам понравился больше всего?
25%
20%
15%
10%
5%
0%
17%
13%
17%
15%
23%
20%
17%
17%
17%
12%
9%
4%
2016
2%
2017
1 этап
2 этап
3 этап
4 этап
5 этап
6 этап
7 этап
17%
27
5. В составе какой команды Вы принимали
в составе
участие?
детской
взрослой
команды
команды
6. Как Вы узнали о фестивале-марафоне?
из интернета
12%
16%
в составе
от друзей,
88%
36%
коллег
7. Будете ли Вы в дальнейшем принимать участие в
да
96%
8. Какие на Ваш взгляд были недостатки в
организация
12%
организации фестиваля-марафона?
питания
нет
от
48%
преподавателей
-
возможно
4%
фестиваль-марафоне?
не интересные этапы
Ваш вариант
1. не все этапы были организованы для людей с инвалидностью по зрению – 6%
2. конкурсы были мало адаптированные для инвалидов-колясочников – 8%
3. все понравилось – 68%
9. Чтобы Вы хотели улучшить в дальнейшем в
1. включить этап по спортивному туризму – 6%
проведении фестиваля-марафона?
2. организовать новые конкурсы – 16%
3. уменьшить официальную часть – 6%
4. проводить соревнования в будние дни – 6%
5. проводить больше экскурсий – 8%
6%
28
6. все хорошо – 58%
10. Что дал Вам фестиваль-марафон?
1. общение с друзьями – 24%
2. опыт в работе – 8%
3. новые знакомства – 12%
4. хорошее настроение – 16%
5. желание учувствовать в соревнованиях – 12%
6. желание больше заниматься спортом – 8%
7. уверенность в себе – 8%
8. новые знакомства – 12%
29
1. При анализе полученных сведений установлено что, всем участники
фестиваля-марафона нравится заниматься спортом.
2. Большинство (88%) принимали участие в составе взрослой команды.
3. Подавляющее большинство (23%) выделили 7 этап фестивалямарафона 2017 года, который проходил в Пикник-парке.
4. Следует отметить, что стоит обратить внимание на организацию
этапов для слабовидящих и инвалидов – колясочников, а также включать
новые и разнообразные этапы в будущем при организации спортивных
праздников.
5. Подавляющие большинство участников (24%) самое важное, что дал
фестиваль – общение с друзьями и единомышленниками.
3.2 Анализ количества участников фестиваль-марафона «Мир равных
возможностей 2016 и 2017 года»
Для определение количества участников фестиваль-марафона «Мир
равных возможностей» в 2016 и 2017 годах был проведен сравнительный
анализ протоколов этапов соревнований. Оценивалось число представителей
различных нозологических групп данные представлены в таблице 1.2.
Таблица 1.2
Сравнительный анализ различных нозологических групп участников
фестиваля-марафона «Мир равных возможностей» 2016 и 2017 г.г.
30
Этапы
Слабослыша
Слабовидящие
щие
Лица с
Лица с
поражением
интеллектуал
опорно-
ьными
двигательного
нарушениями
аппарат
2016
2017
2016
2017
2016
2017
2016
2017
год
год
год
год
год
год
год
год
М+m
М+m
М+m
М+m
М+m
М+m
М+m
М+m
1 этап
15
8
19
25
14
35
38
42
2 этап
19
8
15
3
12
19
15
11
3 этап
19
24
17
34
24
35
34
59
4 этап
16
2
18
2
9
23
12
15
5 этап
12
-
19
9
15
23
11
24
6 этап
18
-
15
16
8
11
6
-
7 этап
15
3
20
27
15
28
16
16
Общее
114
45
123
116
97
174
132
167
16+1
6+3
18+1
17+5
14+2
25+3
19+5
24+7
кол-во
X+m
(кол-во
участников)
P
t = 2,8
t = 0,2
t = 2,5
t = 0,6
<0,05
<0,05
<0,05
<0,05
Установлено, что в 2017 году произошло резкое уменьшение
числа
слабослышащих участников (в 2016 году – 114 человек, в 2017 году – 45
человек). Это можно объяснить тем, что в начале 2017 года приостановлена
аккредитация «Федерации спорта глухих» и данная категория лиц не
привлекалась к участию. Выросло количество участников с поражением
опорно-двигательного аппарата и лиц с интеллектуальными нарушениями,
что мы склонны объяснить активным распространением информации среди
31
данной категории.
На рис. 3.1 и 3.2. приведены данные по количеству
участников в фестивале – марафоне 2016 и 2017 года.
Количество участников в фестиваля-марафона
"Мир равных возможностей 2016 год"
38
34
24
19
19
15
14
15
12
1 ЭТАП
19
17
19
18
16
12
9
2 ЭТАП
3 ЭТАП
18
15
15
12
11
8
6
4 ЭТАП
5 ЭТАП
6 ЭТАП
Слабослыщащие
Слабовидящие
Лица с нарушением ОДА
Лица с интеллектуальными нарушениями
Рис.3.1. Количество участников в фестивале – марафоне «Мир равных
возможностей в 2016 году»
Количество участников фестиваля-марафона
"Мир равных возможностей 2017 год"
59
42
35
35
34
25
24
19
8
1 ЭТАП
3 ЭТАП
28
27
24
23
15
11
8
3
2 ЭТАП
23
2,8
2
9
3
4 ЭТАП
5 ЭТАП
16
11
0
6 ЭТАП
16
3
7 ЭТАП
Слабослыщащие
Слабовидящие
Лица с нарушением ОДА
Лица с интеллектуальными нарушениями
Рис.3.2. Количество участников в фестивале – марафоне «Мир равных
возможностей в 2017 году»
Количество участников с ограниченными возможностями в 2016 году
(детей и взрослых слабослышащих и слабовидящих) примерно одинаково.
32
Среди лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата наибольшее
количество участников было в 3 этапе (59 человек), который был
организован в рамках Олимпийского дня проведение данного этапа было в
центре города, на улице что объясняется - хорошей доступностью и удобным
передвижения между этапами.
Среди лиц с нарушениям интеллекта наибольшее количество человек
приняли участие в 1 этапе (42 человека) и 3 этапе (59 человек). Эти этапы
проводились в г.Белгороде и основными участниками данной категории
стали учащиеся коррекционной школы №30.
Количество участников с ограниченными возможностями в 2017 году за
весь период проведения фестиваля-марафона изменялось таким образом:
среди слабослышащих, слабовидящих и лиц с нарушением интеллекта
большее количество людей всего приняло участие в 3 этапе (24 человека, 34
человека и 59 человек). Большинство участников данного этапа представляли
обучающиеся коррекционных школ. В 1 и 3 этапах приняло больше всего
лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата (35 человек в каждом), это
объясняется хорошей доступностью места проведения этапов.
3.2. Трудности организации и проведения фестиваля-марафона «Мир
равных возможностей»
В процессе организации и проведения фестиваль-марафона «Мир
равных возможностей 2016 и 2017 года» были выявлены следующие
проблемы:
1.
У
муниципальных
образований
возникали
затруднения
транспортировкой участников к месту проведения соревнований;
с
33
2. Адаптация спортивных состязаний для всех нозологических групп (все
спортивные состязания должны одинаково быть доступны для всех
нозологических групп).
3. Не достаточное освещение мероприятия в СМИ (средства массовой
информации не всегда считаю приоритетным данные мероприятия);
4. В связи с небольшим количеством сурдопереводчиков не всегда
представляется возможность привлечения их на мероприятия;
5.
Низкий
уровень
заинтересованности
лиц
с
ограничениями
возможностями здоровья и сложность их привлечения к участию (лица с
ограниченными возможностями здоровья иногда не хотят общаться и
привлечь их для участие в спортивном мероприятие становится сложно и
иногда не возможным);
Несмотря
на
ряд
организационных
трудностей,
связанных
с
масштабностью и сложностью проекта, эффективность его проведения
доказана повышением числа участников марафона.
Таким образом, реализация целей и задач данного проекта привела к
увеличению массовости лиц с ограниченными возможностями здоровья и
инвалидов к спортивной деятельности.
34
ВЫВОДЫ
1.
Анализ
научно-методической
литературы
и
нормативной
документации позволил установить, что занятия адаптивной физической
культурой являются важной частью адаптации и интеграции лиц с
ограниченными возможностями здоровья. Однако
в настоящий момент
недостаточно разработаны организационные основы проведения массовых
физкультурно-оздоровительных и спортивных
мероприятий для данной
категории населения.
2. Проект фестиваль-марафон физической культуры, спорта, туризма,
творчества и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями
здоровья «Мир равных возможностей» является социально значимым
проектом, направленным на привлечение внимания общества к проблемам
адаптации людей с ограниченными возможностями здоровья. Уникальность
данного проекта состоит в том, что в одной команде участвуют здоровые
люди и люди с ограниченными возможностями здоровья. Фестиваль дал
возможность лицам с ОВЗ почувствовать себя частью большой команды,
раскрыл их потенциал.
3.
При
анкетировании
участников
фестиваль-марафона
лиц
с
ограниченными возможностями здоровья установлено, что в проведение
такого
рода
массовых
физкультурно-оздоровительных
мероприятий
заинтересованы все участники.
4. Важной проблемой в организации и проведения фестиваля-марафона
стало привлечение людей с ограниченными возможностями разных
нозологических групп к участию в мероприятии. Увеличение количества
участников по отдельным нозологическим группам не произошло, потому
что не все этапы были одинаково доступны для них. Слабослышащим трудно
принимать участие в экскурсиях и даже порой не интересно из-за проблем с
сурдопереводчиками.
Инвалидам-колясочникам
сложны
экскурсии,
связанные с перемещением от объекта к объекту и их транспортировкой.
35
5. Количество участников в фестивале-марафоне «Мир равных
возможностей» в 2017 года (1020 человек увеличилось на 15,25%.) по
сравнению с 2016 года (885 человек), что доказывает эффективность
возросшую популярность данного проекта. В связи с его востребованностью
появляется и необходимость проводить его ежегодно.
36
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
На основе результатов, полученных в ходе, проведенного нами
исследования, были составлены рекомендации для дальнейшего успешного
проведения фестиваля – марафона физической культуры, спорта, туризма,
творчества и социальной адаптации людей с ограниченными возможностями
здоровья «Мир равных возможностей»:
1. Усилить работу
по информационному сопровождению
освещению мероприятий подобного рода.
Организовать
и
рекламу
мероприятий в СМИ, Интернете и тд.
2. Разработать новые конкурсные программы, включающие в себя
различные виды адаптивного спорта;
3. Адаптировать для лиц с ограниченными возможностями здоровья не
только места проведения, но и спортивные соревнования, конкурсы;
4.
Привлекать
больше
сурдопереводчиков
для
слабослышащих
участников фестиваля – марафона. Необходимо подготовить больше
сурдопереводчиков, которые смогут работать на фестивале-марафоне.
5. Организовать подготовку волонтеров в обязанности которых входит
встреча и сопровождение участников фестиваля, помощь на спортивных
этапах, а также содействие судейской коллегии.
6. Усилить работу среди занимающихся в ГБУ «Центр адаптивного
спорта и физической культуры Белгородской области» по поляризации
марафона, привлечению новых участников фестиваля.
7. Организовать взаимодействие с участниками марафона для
получения информации о корректировке проводимых мероприятий.
37
ЛИТЕРАТУРА
1.
Айшервуд
М.М.
Полноценная
жизнь
инвалида
[Текст].
М.:-
Педагогика, 2001. - 250 с.
2.
Добровольская, Т.А., Шабалина Н.Б. Инвалид и общество: социально-
психологическая интеграция [Текст]. Социологические исследования, 2011 65 с.
3.
Долгалев Б.А., Ладикова В.Н. Социально- психологические проблемы
инвалидов / Человек: его сущность, развитие и проблемы. Вып. 1/Под ред.
В.С. Кукушина, Ростов н [Текст]. -Д., 2000 - 284 с.
4.
Дмитриев В.С., Сахно А.В. Сборник материалов к лекциям по
физической культуре и спорту инвалидов. Т I и II. [Текст] - М.: МОГИФК,
ВНИИФК, 2007. Т I. - 272 с, Т. II. - 292 с.
5.
Д.Н.
Гаврилов Д.Н., Антипова Е.В., Савенко М.А., Малинин А.В., Пухов
Физкультурно-оздоровительный
клуб
для
занятий
адаптивной
физической культурой// Адаптивная физическая культура. [Текст] - 2014. № 4 (60). – С.31.
6.
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда»
на 2011 - 2015 годы. (http://base.garant.ru)
7.
Евсеев С. П., Курдыбайло С. Ф., Сусляев В. Г.
Материально-
техническое обеспечение адаптивной физической культуры. [Текст]— М.:
Советский спорт, 2000. — 152 с.
8.
Евсеев С.П. Теория и организация адаптивной физкультуры. Учебное
пособие Том 1. [Текст] - Москва, Советский Спорт, 2005. - 296 с.
9.
Евсеев
С.П.,
Бриский,
Адаптивный
спорт
/
С.П. Евсеев,
Ю.А.
А.В. Передерий. Учебное пособие [Текст] – М.: Сов.
спорт, 2010. – 316 с.
10.
Евсеев С.П. Мировое паралимпийское движение и социальные
процессы.// Адаптивная физическая культура, №4, [Текст] 2006. С 3-6.
38
11.
Евсеев
С.
СолодковА.С.
П.,
Адаптивная
Курдыбайло
физическая
С.
Ф.,
культура
Морозова
и
О.В.,
функциональное
состояние инвалидов: Учебное пособие / Под ред. С. П. Евсеева и А. С.
Солодкова / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. [Текст] - СПб., 1996. - 95 с.
12.
Зозуля Т. В., Свистунова Е. Г., Чешихина В.В. Федеральный закон от
04.12.2007 № 329-ФЗ «О Физической культуре и спорте в Российской
Федерации». Комплексная реабилитация инвалидов, Учебное пособие для
студ. высш. учеб. Заведений / Т.В. Зозуля, Е.Г., Свистунова, В.В. Чешихина и
др.: Под ред. Т.В. Зозули. [Текст] — М.: Издательский Центр «Академия»,
2005. – 304 с.
13.
Ирхин В. Н., Миронова Т. А.; рец.: Никулин И.Н., Сердюков О.Э..
История развития видов спорта на Белгородчине : учебное пособие. [Текст] Белгород : Белгород, 2013. - 243 с.
14.
Колобков П.А., Евсеев С.П., Томилова М.В., Малиц В.Н.// Адаптивная
физическая культура. [Текст] – 2014. - № 4 (60). С 15-20.
15.
Колобков П.А. О создании условий для занятий физической культурой
и спортом для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов
[Текст]- СПб., 2014. С 2-8.
16.
Конвенция
о
правах
инвалидов:
равные
среди
равных.
Представительство ООН в РФ, Информационный центр ООН в Москве,
Региональная общественная организация инвалидов «Перспектива». - М.:
«Алекс», 2008. С 15.
17.
Комплексная реабилитация инвалидов: Учеб.пособие для студ. высш.
учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия». [Текст]-2005.- 304с.
18.
Рубцова И.О. Адаптивное физкультурно- спортивное движение, как
фактор
социальной
адаптации
инвалидов
различных
категорий
/
И.О. Рубцова.// Теория и практика физической культуры. [Текст] - 1998. -№5,
44-46 с.
19.
Социально-биологические аспекты оздоровительной и адаптивной
физической культуры. - Новосибирск : НИПКиПРО. [Текст] 2007. - 120 с.
39
20.
Указ Президента Российской Федерации от 6 мая 2008 № 685 «О
некоторых
мерах
социальной
поддержки
инвалидов»
//Собрание
законодательства РФ. - 12.05.2008. - № 19. С - 2.
21.
Указ Президента Российской Федерации от 17 декабря 2008 №1792 «О
Совете при Президенте Российской Федерации по делам инвалидов» (вместе
с «Положением о Совете при Президенте Российской Федерации по делам
инвалидов») //Собрание законодательства РФ. - 22.12.2008.- № 51
22.
Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ "О социальной защите
инвалидов в Российской Федерации" (в ред. от 02.07.2013).
23.
Федеральная
служба
государственной
статистики.
Режим
доступа:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/pop
ulation/disabilities/.
24.
Физическая
реабилитация
инвалидов
с
поражением
опорно-
двигательной системы. [Текст] - М.: Советский спорт, 2010 -487 с.
25.
Шапкова Л. В. Частные методики адаптивной физической культуры.
[Текст]- Москва. Советский спорт, 2008 - 462 с.
26.
Шапкова
Методические
Л.
В. Средства
рекомендации
по
адаптивной
физической
культуры:
физкультурно-оздоровительным
и
развивающим занятиям детей с отклонениями в интеллектуальном развитии /
Под ред. проф. С. П. Евсеева. [Текст] — М.: Советский спорт, 2001. - 152 с.
27. Сайт государственного бюджетного учреждения «Центр адаптивного
спорта и физической культуры Белгородской области». Режим доступа:
https://www.adaptsport.ru/
28. Сайт Министерства спорта Российской Федерации. Режим доступа:
http://www.minsport.gov.ru/
29. Информационный бюллетень «Спорт 31» № 3. «Мир равных
возможностей» - 2017. С 1-11.
40
30. Журнал-буклет фестиваль-марафон физической культуры, спорта,
туризма, творчества и социальной адаптации людей с ограниченными
возможностями здоровья «Мир равных возможностей» - 2016. С 1-15.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв