МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего образования
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра Океанологии
ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
(бакалаврская работа)
На тему
Оценка ледовых условий на Северном морском пути по данным
спутниковых наблюдении
Исполнитель
Терентьева Ксения Сергеевна
(фамилия, имя, отчество)
Руководитель
кандидат физико-математических наук
(ученая степень, ученое звание)
Фролова Наталия Сергеевна
(фамилия, имя, отчество)
Научный консультант
доктор физико-математических наук
(ученая степень, ученое звание)
Заболотских Елизавета Валериановна
(фамилия, имя, отчество)
«К защите допускаю»
Заведующий кафедрой __________________________________________
(подпись)
кандидат физико-математических наук, доцент
(ученая степень, ученое звание)
Лукьянов Сергей Васильевич
(фамилия, имя, отчество)
«___»__________20__г.
Санкт-Петербург
2020
СОДЕРЖАНИЕ
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ ........................................... 3
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................... 4
1
ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
ОПИСАНИЕ
ИССЛЕДУЕМОГО
РАЙОНА ................................................................................................................... 6
1.1 Климат Арктического региона ............................................................. 7
1.2 Моря Северного морского пути ........................................................... 8
1.3 Влияющие факторы на выбор маршрута плавания .......................... 13
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ .................................... 17
2.1 Исходные данные ............................................................................... 17
2.2 Методы ................................................................................................ 18
3 ОЦЕНКА ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ В ПЕРИОД МИНИМАЛЬНОЙ И
МАКСИМАЛЬНОЙ ЛЕДОВИТОСТИ ................................................................. 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ............................................................................................ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.......................................... 40
2
СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ И ОБОЗНАЧЕНИЙ
ПР – Поляризационная разница;
СЛО – Северный Ледовитый океан;
СМП, Севморпуть – Северный морской путь;
AMSR - Advanced Microwave Scanning Radiometer;
ASI – ARTIST Sea Ice;
C – Сплочённость морского льда;
L – Длина пути;
S – Площадь льда.
3
ВВЕДЕНИЕ
Арктический регион – особая область Российской Федерации, с одной
стороны, весьма важная с точки зрения потенциальных запасов углеводородов,
минерального сырья и других полезных ископаемых, а, с другой стороны,
труднодоступная из-за малой развитости транспортных сетей. Освоение
природных запасов, занимающих значимое место в перспективной структуре
экономики государства, напрямую связано с уровнем использования Северного
морского пути (СМП или Севморпуть), проходящего через моря Российской
Арктики [1].
В последние годы Северный морской путь становится всё более
востребованным,
наблюдается
рост
интенсивности
судоходства
в
его
акватории.
Не подлежит сомнению важность Севморпути, которая возрастает с
продолжающимся освоением месторождений нефти и газа, расположенным на
Севере России и шельфах арктических морей. Также в акватории СМП
появляются новые объекты: подводные трубопроводы, кабели, стационарные и
плавучие
нефтегазовые
установки.
Модернизируются
существующие
и
строятся новые порты. Поэтому задача развития судоходных трасс акватории
Северного морского пути является актуальной.
Севморпуть
интересен
для
многих
судоходных
компаний
и
грузовладельцев возможностью сокращения дистанции и времени доставки, а
сокращение расстояния в свою очередь позволяет существенно экономить на
топливе. В том числе СМП считается альтернативой транспортным артериям,
проходящим через Суэцкий и Панамский каналы, прохождение через которые
занимает почти вдвое больше времени. К примеру, от Петербурга до
Владивостока по Северному морскому пути расстояние около 14 тыс. км, через
Суэцкий канал – 23 тыс. км, вокруг Африки – примерно 30 тыс. км.
4
Несмотря на огромный потенциал развития судоходной магистрали и её
востребованность, главной сложностью осуществления навигации по СМП
являются тяжёлые ледовые условия арктического региона. Ледяной покров
практически в течение всего года сохраняется в акватории, поэтому
круглогодичная
навигация
возможна
при
обеспечении
её
атомными
ледоколами. И именно изменение ледовой обстановки играет ключевую роль
при планировании маршрута плавания.
Целью работы является исследование ледовых условий на трассе
Северного морского пути в год с минимальной ледовитостью за последние
5 лет – 2016, и в год с максимальной ледовитостью – 2009.
В задачи работы входит:
- описание физико-географических и климатических особенностей района
исследования;
- описание факторов, оказывающих влияние на выбор маршрута плавания
по трассе Севморпути;
- описание используемых исходных данных и методов исследования;
- оценка ледовых условий в период максимальной и минимальной
ледовитости акватории.
Объектом данного исследования является акватория Северного морского
пути бассейна Северного Ледовитого океана (СЛО).
Предмет исследования – сплочённость морского льда по трассе СМП.
5
1 ФИЗИКО-ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ ИССЛЕДУЕМОГО РАЙОНА
Районом исследования является акватория Северного морского пути
бассейна Северного Ледовитого океана. Северный морской путь – главная
судоходная магистраль в Арктике, кратчайший водный путь от стран Северной
Европы до государств Азиатско-Тихоокеанского региона. Пролегает через 4
моря российского сектора Арктики (Карское, Лаптевых, Восточно-Сибирское и
Чукотское, рисунок 1.1). Протяжённость всей трассы составляет около 5600 км,
навигация длится от 2 до 4 месяцев, а на отдельных маршрутах (где
используются ледоколы) навигация может длиться значительно дольше.
СМП имеет длительную многовековую историю, но не имеет единого
общепринятого маршрута. В судоходстве Северный морской путь определяется
как «навигационно-рекомендованная трасса от Новой Земли до Берингова
пролива», а Законодательством Российской Федерации — как «исторически
сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в
Арктике» [2]. Таким образом, границы Севморпути на западе обозначены
входами в новоземельские проливы, меридианом от мыса Желания на севере, а
на востоке Беринговым проливом.
Одной из сложностей передвижения по СМП являются больше массивы
льда, поэтому на некоторых участках прохождение судов возможно при
помощи ледоколов. В связи с этим обслуживание грузовых судов ледоколами
происходит по принципу деления трассы на два сектора: западный арктический
сектор (от Мурманска до Дудинки), где ходят ледоколы Мурманского морского
пароходства, и восточный сектор (от Дудинки до Чукотки), по которому ходят
ледоколы Дальневосточного морского пароходства.
6
Рисунок 1.1 – Акватория и трасса (красным) Северного морского пути.
1.1 Климат Арктического региона
Как уже отмечалось ранее, трасса СМП проходит по арктическим морям,
следовательно, целесообразно рассмотреть климатические условия Арктики.
Климат
Арктики
достаточно
суров.
Для
него
характерна
продолжительная, холодная зима (температура воздуха может опускаться до
минус 40 °С и ниже) и короткое, мягкое лето (с температурой воздуха до 10 °С).
Во время наступления полярной ночи регион не получает достаточное
количества тепла и света, температура воздуха над регионом постоянно
понижается. С наступлением полярного дня поступающее тепло рассеивается
облаками, снежным покровом и ледниками.
Атмосферные осадки в целом нечастое явление для Арктики, выпадают
почти всегда в форме снега, дождь встречается крайне редко. Иллюзия
постоянного снегопада создаётся постоянными ветрами, выметающими уже
выпавший снег.
7
Зимой в регионе усиливается действие циклонов со стороны Атлантики,
наблюдаются сильные ветра и высокая облачность, выпадает максимальное
количество осадков. В сибирской части Арктики действуют антициклоны, здесь
ветра незначительные, очень низкие показатели температур воздуха и мало
осадков. Подо льдом температура воды в поверхностном слое близка к точке
замерзания.
Летом в Арктике очень влажно, осадки в виде дождя, частые туманы.
Существенного прогрева поверхностных вод не происходит. Температура подо
льдом повышается лишь на десятые доли градуса, а на открытой поверхности
морей вода может прогреваться до 2-8 °С.
1.2 Моря Северного морского пути
К морям Севморпути относятся: Карское море, море Лаптевых, ВосточноСибирское море и Чукотское море. Баренцево море не принадлежит акватории
СМП, так как оно полностью не замерзает, однако в данной работе море
рассматривается. Моря являются окраинными и отделены друг от друга
архипелагами островов, которые являются природными границами, а где
отсутствует четкая граница между морями, она проводится условно (Рис. 1.2).
Рисунок 1.2 - Границы и акватории морей российского сектора Арктики.
8
Баренцево море - самое западное море в российском секторе СЛО, его
площадь – 1424 тыс. км2, объём – 316 тыс. км3, средняя глубина – 222 м,
наибольшая глубина – 600 м. Расположено на Северо-Европейском шельфе,
подводный рельеф сложен, большая часть глубин составляет 300-400 м [3].
Речной сток невелик, но существенно отражается на гидрологических
условиях в юго-восточной части моря, которую поэтому иногда именуют
«Печорское море». Температура воздуха зимой может достигать минус 22 °С,
летом до 9 °С. Море одно из самых тёплых морей СЛО. Температура воды
зимой 0÷5 °С и летом 3÷9 °С. Солёность воды зимой по всему морю около
35 ‰, лишь в юго-восточной части 33 ‰, летом солёность снижается до 32 ‰,
на юго-востоке до 29 ‰.
Баренцево море никогда полностью не замерзает, свободной ото льда
остаётся
юго-западная
часть,
что
объясняется
притоком
с
тёплых
атлантических вод. Даже в самые суровые зимы море не покрывается
устойчивым ледяным покровом. Льдообразование начинается в сентябре,
наибольшего распространения ледяной покров достигает в апреле, в конце
августа количество льдов минимально. Припай развит слабо, льды встречаются
разных видов, на юго-востоке однолетние и на северо-востоке многолетние,
толщиной 1.5 м, можно встретить айсберги.
Карское море занимает площадь равную 883 тыс. км2, его объём –
98 тыс. км3, средняя глубина – 111 м, наибольшая глубина – 620 м. Дно моря
неровное, преобладают глубины около 100 метров, большие глубины находятся
на северо-западе [4]. Основные порты: Амдерма, Диксон, Салехард, Дудинка,
Игарка.
Климат моря смягчается воздействием Атлантического океана, но
препятствием на пути тёплых атлантических вод и воздуха служит Новая
Земля, поэтому море более сурово климатически, чем Баренцево. Около 55 %
из общего речного стока в моря сибирской Арктики приходится на Карское
9
море. Температура воздуха зимой на м. Желания минус 20 °С, а в море может
понизиться до минус 50 °С, летом температура составляет 1÷6 °С, у побережья
может повыситься до 18 °С. Температура воды зимой в подлёдном слое близка
к точке замерзания (минус 1.5-1.7 °С), летом составляет 3÷6 °С. Солёность
меняется в пределах от 3÷5 ‰ в южной части моря, до 33÷34 ‰ на севере.
Лёд начинает образовываться в сентябре, с октября по май практически
вся акватория покрыта льдами разных возрастных и видовых характеристик,
таяние начинается в июне. К концу июля отчищается половина юго-западной
части моря, на севере лед сохраняется. По окончанию периода таяния
практически половина моря остается занятой остаточными льдами. На
открытых районах моря распространены плавающие льды, среди них
преобладают однолетние местного происхождения с максимальной толщиной
льда до двух метров. Более легкие ледовые условия в среднем наблюдаются в
юго-западной части моря.
В Карском море выделяются три крупных ледяных массива [5]: на югозападе - Новоземельский, в северо-восточной части - Североземельский и
Карский Северный. Такие массивы в море определяют наличие многолетних
льдов.
Море Лаптевых одно из самых суровых морей Арктики, его
площадь -662 тыс. км2, объём – 353 тыс. км3, средняя глубина – 533 м,
наибольшая глубина – 3385 м. По большей части моря глубины незначительные
(около 50 метров), на севере они резко возрастают и переходят в котловину
Нансена [6]. Подводный рельеф выражен равниной, с крутым обрывом на
севере. Основные порты: Тикси, Хатанга.
Море лишено отепляющего воздействия Атлантического и Тихого
океанов за счёт значительного удаления от них, большую часть года основное
влияние оказывает Сибирский антициклон. У моря большой материковый сток,
обусловленный
несколькими
крупными
и
множеством
мелких
рек.
Температура воздуха зимой понижается до минус 26÷29 °С, летом достигает
10
5 °С. Зимой температура воды минус 0.8÷1.7 °С, летом вода может прогреваться
до 10 °С. Солёность варьируется в диапазоне 20÷30 ‰, зимой показатель выше.
Море Лаптевых большую часть года покрыто льдом, льдообразование
начинается в конце сентября и происходит одновременно по всей площади.
Таяние льда начинается в июне – июле. Припаем занято около 30 % площади
моря, с севера находятся дрейфующие льды, представленные разными
возрастными характеристиками и толщиной. Более сложные условия ледового
плавания наблюдаются в западной части моря, на севере встречается
Таймырский ледовый массив, сохраняющийся до нового льдообразования.
Восточно-Сибирское море одно из самых холодных морей России.
Занимает площадь равную 913 тыс. км2, его объём – 49 тыс. км3, средняя
глубина – 54 м, наибольшая глубина – 915 м [7]. Море мелководно,
расположено в пределах сибирской материковой отмели.
представляет
собой
равнину,
без
особо
выделяющихся
Рельеф дна
впадин
и
возвышенностей. Преобладают глубины порядка 20-25 м, в северо-восточной
части моря глубина моря растёт. К основным портам относятся: Певек,
Чокурдах и Зеленый Мыс.
Море находится в зоне соприкосновения атмосферного воздействия
Атлантического и Тихого океанов, в западную и восточную части моря
проникают атлантические (редко) и тихоокеанские циклоны соответственно.
Это характеризует климат моря как полярный морской, но с весомым влиянием
континента. Материковый сток невелик, основной вклад вносят реки Колыма и
Индигирка. Зимой температура воздуха опускается до минус 30 °С, летом
доходит до 3 °С. Температура воды зимой близка к точке замерзания (минус
1.7-1.8 °С), летом – 0÷8 °С. Солёность воды в зимой у устьев рек 5 ‰, в
центральных и северных районах 28÷32 ‰, летом - 24÷26 ‰ у кромки тающих
льдов.
Восточно-Сибирское море - самое ледовитое из морей Российской
Арктики. Акватория полностью покрыта льдом с октября - ноября по июнь –
11
июль. На севере лёд присутствует всегда. Припай развивается зимой и к концу
холодного периода его толщина достигает двух метров. Толщина льдов одно- и
двухлетнего возраста 2-3 м. В море наблюдаются Новосибирский и Айонский
ледяные массивы, состоящие из многолетних льдов, встречаются на юго-западе
и востоке моря соответственно.
Наиболее сложные для плавания ледовые условия наблюдаются в
восточной части моря, на западе между припаем и дрейфующими льдами
образовывается полынья, по которой проходит Севморпуть. Однако, к концу
летнего периода эта часть моря становится одним из особо бурных участков
трассы Северного морского пути.
Чукотское море - самое восточное море в российском секторе СЛО. Его
площадь – 595 тыс. км2, объём – 42 тыс. км3, средняя глубина – 71 м,
наибольшая глубина – 1256 м [8]. Море мелководное, почти полностью
расположено на материковой отмели севера Азии и Америки, омывает берега
России и США. Здесь расположен крупный порт восточной Арктики – мыс
Шмидта. Рельеф дна довольно ровный, в центральной части моря и в проливе
Лонга преобладают глубины порядка 50 м; к северу глубины увеличиваются до
200 метров.
Речной сток весьма мал, что является отличительной чертой Чукотского
моря от вышеописанных морей. Температура воздуха в холодное время года
достигает минус 28 °С, летом до 3-6 °С. Поступающие через Берингов пролив
Тихоокеанские воды повышают температуру и соленость моря. Более
распресненные и холодные воды привносятся из Восточно-Сибирского моря,
арктического бассейна и моря Бофорта. Зимой температура воды составляет от
–1.6 до –1.8 °С, солёность варьируется в диапазоне 31.0÷33.5 ‰, летом
соответственно 0÷8 °С и 24.0÷32.5 ‰, причём на устьевых участках акватории
солёность составляет 3-5 ‰.
Морские льды в море существуют круглый год, лёдообразование
начинается с конца сентября, с ноября по июнь льдом покрыта вся акватория:
12
неподвижным у берегов и дрейфующим вдали от него. Летом море
освобождается ото льда частично, кромка отступает на север, а вблизи острова
Врангель сохраняется Врангелевский ледяной массив. В Чукотском море
льдины преимущественно одно- и двухлетнего возраста, толщиной 1.5-1.8 м, в
северных районах встречаются многолетние льды толщиной трёх метров. Во
время действия затяжных ветров между припаем и дрейфующим льдом
формируются заприпайные полыньи, в Чукотском море регулярно возникает
стационарная Аляскинская полынья.
1.3 Влияющие факторы на выбор маршрута плавания
Ранее отмечалось, что Северный морской путь не имеет единого
общепринятого маршрута. При прокладке судоходных трасс учитывается ряд
факторов, связанных с характеристиками акватории плавания и судов.
К
характеристикам
картографическое
акватории
обеспечение
акватории,
относятся:
гидрография
лимитирующие
глубины
и
в
прибрежной зоне, ледовая обстановка (особенности состояния и распределения
ледяного покрова); протяжённость трассы и связанные с ней показатели
эффективности. Характеристики судов: категория ледового усиления, осадка,
ширина безопасной полосы маневрирования, способ ледового плавания
(самостоятельное плавание или плавание под проводкой ледокола) [9].
Особенности состояния и распределения морских льдов на пути
движения оказываются решающим фактором в определении маршрута
плавания по СМП. Информация о характеристике и распределении морских
льдов на пути движения должна быть качественной и полной, она включает
большое число показателей. Эти показатели подразделяются на категории:
возраст и толщина льда, сплочённость, рельеф поверхности (торосистость),
формы льда и степень разрушенности, положение ледяных массивов.
Возраст и толщина льда. По возрастному признаку льды подразделяют
на: начальные виды льда (ледяные иглы и сало, снежура, шуга); ниласовый лёд
13
толщиной до 10 см; молодые льды (толщина до 30 см); однолетний лёд
(толщина может достигать двух метров), старые льды толщиной до 2 м и более
(остаточные однолетние, двухлетние и многолетние).
Сплочённость - характеристика распределения льда по некоторой
акватории. Определяется отношением общей площади льдин на территории,
где они распределены более или менее равномерно, к общей площади этой
территории. Сплочённость выражается в долях единицы или округляется до
десятков процентов, которые называются баллами сплоченности, и меняется от
0 (при отсутствии льда, 0 %) до 10 (для сплошного ледяного покрова, 100 %).
При сплоченности 1-3/10 лёд классифицируется как редкий, 4-6/10 разряженный, 8/10 –сплоченный, очень сплоченный при 9-10/10 и смерзшийся
— 10/10. Лёд сплоченностью 7-10 баллов дает наибольшее сопротивление
движению судов.
Именно
толщина
и
сплочённость
льда
являются
основными
характеристиками для выбора самого оптимального маршрута плавания. Для
начала определяется район с наименьшей сплочённостью, а потом в этом
районе выбирается участок с минимальной толщиной льда. При одинаковых
значениях сплочённости и толщины льда на всей рассматриваемой акватории
положение трассы зависит от формы ледяных образований.
Формы льда и его разрушенность. По морфологическому признаку лёд
подразделяется на ледяные поля и битый лёд. Ледяные поля – плоские льдины
размером более 20 м в поперечном сечении, выделяют ледяные поля размером
более 2 км (обширные), большие размером 500 м в поперечнике и их обломки
размером 100÷500 м, крупнобитый лёд размером 20÷100 м. Битый лёд –
совокупность льдин размером менее 20 м в поперечном сечении. Делятся на
мелкобитый лед и тертый (размеры его льдин менее 2 м).
При таянии лёд начинает разрушаться, степень его разрушенности
оценивается визуально. При выборе пути предпочтение отдают участкам с
наибольшим разрушением льда.
14
Торосистость - степень покрытия поверхности льда торосами всех
видов, выраженная в десятых долях (или средним числом гряд торосов на
морскую милю). Торос представляет собой беспорядочное нагромождение
взломанного льда, образовавшегося в результате сжатия. Торосы могут стать
огромной проблемой даже для самого мощного ледокола.
Потенциальным препятствием и опасностью для навигации служит
сжатие льдов. Окружающие льдины могут с силой прижиматься к судну,
создавая затруднения его движению или делая его невозможным. Сжатия
особенно опасны, когда в подветренном от судна направлении находятся берег
или острова.
Ледяные
массивы
представлены
скоплением
сплочённых
льдов,
значительны по размерам и занимают сотни квадратных километров,
встречаются в одном и том же районе. Они разделяются на: припайные
(местного
происхождения,
Новоземельский,
Североземельский,
Янский,
Новосибирский, Врангелевский) и отроговые (отроги океанского массива
арктического
бассейна,
Карский
Северный,
Таймырский,
Айонский
и
Чукотский Северный). В арктических морях сибирского шельфа выделено 9
ледяных массивов (рис. 1.3).
Ледяные массивы также являются важным показателем ледовых условий.
В течение всего навигационного периода препятствуют прохождению судов
Таймырский и Айонский ледяные массивы, они часто вынуждают суда
отклоняться от рекомендованного маршрута (уходить далеко в море или,
наоборот,
идти
вдоль
побережья,
где
малые
глубины
ограничивают
возможность маневрирования морских судов).
15
Рисунок 1.3 – Схема расположения ледяных массивов в Арктике. 1 —
Новоземельский; 2 — Карский северный; 3 — Североземельский; 4 —
Таймырский; 5 — Янский, 6 — Новосибирский; 7 — Айонский, 8 —
Врангелевский; 9 — Чукотский северный.
16
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1 Исходные данные
Для выполнения исследования в качестве исходных используются данные
о сплочённости морского льда (%) спутниковых микроволновых радиометров
серии
Advanced
(AMSR):
AMSR-E
(https://seaice.uni-bremen.de/data/amsre/asi_daygrid_swath/n6250/)
и
AMSR2
(https://seaice.uni-bremen.de/data/amsr2/asi_daygrid_swath/n6250/),
университета
Бремена.
Microwave
Выбранные
6.25х6.25 км.
Scanning
данные
Временные
имеют
периоды
Radiometer
пространственное
разрешение
01.10.2008-31.05.2009 гг.
и
01.10.2015-31.05.2016 гг.
AMSR-E
и
AMSR2
–
усовершенствованные
микроволновые
сканирующие радиометры (Рис. 2.1), обладающие сравнительно высоким для
данного типа инструментов пространственным разрешением. Отличительной
особенностью
микроволновых
измерений
является
возможность
восстанавливать геофизические параметры в условиях облачности. Поэтому
данные
микроволновых
радиометров
позволяют
строить
глобальные
регулярные карты параметров океана, суши и атмосферы. Среди этих
параметров: температура поверхности моря, сплоченность морского льда,
интегральная влажность атмосферы, скорость приземного ветра, влажность
почвы и другие.
Радиометр AMSR-E работал на борту спутника AQUA с мая 2002 г. по
декабрь 2011 г., временной охват данных с 01.06.2002 по 04.10.2011 гг. AMSR2
на спутнике GCOM-W1 функционирует с мая 2012 года, временной охват
данных с 02.07.2012 по настоящее время.
17
Рисунок 2.1 – Внешний вид радиометров AMSR-E (слева) на спутнике AQUA и
AMSR2 (справа) на спутнике GCOM-W1.
Приборы обладают схожими характеристиками: измерения проводятся на
линейной поляризации (горизонтальной H и вертикальной V), при коническом
сканировании со скоростью вращения барабана 40 об/мин под углом падения
55° в ширине полосы обзора 1450 км на частотах от 6.9 до 89.0 ГГц. AMSR2
обладает парой дополнительных каналов на частоте 7.3 ГГц и повышенным
пространственным разрешением.
Измерения радиометров позволяют рассчитать сплочённость ледяного
покрова с использованием специальных методов и алгоритмов.
2.2 Методы
Радиометры AMSR-E и AMSR2 измеряют радиояркостную температуру
излучения Земли. Разные методы позволяют использовать измерения каналов
на частотах – 18.7, 23.8, 36.5 и 89.0 ГГц, каналы 89 ГГц, для определения
сплоченности ледяного покрова [10–12]. Преимущество методов, основанных
на использовании каналов измерений на 89.0 ГГц [12], заключается в том, что
эти измерения имеют самое высокое разрешение среди всех каналов
радиометров.
В
данной
работе
использовались
среднесуточные
данные
по
сплочённости морского льда, полученные с помощью применения алгоритма
18
ARTIST Sea Ice (ASI) [12] в университете Бремена. Данный алгоритм основан
на конвертации поляризационной разницы (ПР) между радиояркостными
температурами на 89.0 ГГц (разницы между измерениями на V и H
поляризации). ПР преобразуется в сплоченность морского льда с помощью
точек привязки, т. е. фиксированных значений ПР для морской воды и 100%
льда. Данные университета Бремена представляют собой среднесуточный
продукт
по
сплоченности
на
географической
сетке
в
полярной
стереографической проекции с разрешением 6.25х6.25 км.
В данной работе маршрут Севморпути прокладывался с использованием
карт сплоченности SIC (от англ. Sea ice concentration), построенных для региона
российской Арктики в среде Матлаб. Маршрут строился по пути наименьшей
сплоченности, определяемой визуально.
Для всего маршрута плавания рассчитывается средняя сплочённость за
каждый день с октября по май (считаем это зимним периодом) для выбранных
сезонов (2008/2009 и 2015/2016):
𝐶
𝐶̅ = ,
(2.1)
𝑁
где C – значение сплочённости в каждой точке на пути, расстояние между
точками 100 км, N – количество точек. Длина всего пути L (в км) считается как
расстояние
между
начальной
и
конечной
точками
маршрута.
Также
производится расчёт площади льда (в км 2) на всей длине пути:
𝑆 = 𝐶̅ ∗ 𝐿 ∗ 6.25,
(2.2)
где 6.25 – пространственное разрешение (в км).
19
3 ОЦЕНКА ЛЕДОВЫХ УСЛОВИЙ В ПЕРИОД МИНИМАЛЬНОЙ И
МАКСИМАЛЬНОЙ ЛЕДОВИТОСТИ
По данным о межгодовой изменчивости площади морского льда в СЛО
Мирового центра данных по снегу и льду [14] для исследования выбраны года с
максимальной (2009 г.) и минимальной (2016 г.) ледовитостью арктических
морей.
Маршрут
плавания
прокладывался
от
Мурманска
(69°21'50"N
33°37'38"Е, выход из Кольского залива) до мыса Дежнёва (66°04'45"N
169°39'07"W, вход в Берингов пролив) в зависимости от ледовой обстановки.
Для всех построенных маршрутов рассчитаны значения средней
сплочённости (C), длина пути (L) и площадь льда (S) на пути за каждые сутки
сезонов 2008/2009 гг. и 2015/2016 гг. с октября по май включительно.
Результаты представлены на рисунках 3.1-3.3 соответственно.
Изменение ледового покрова имеет хорошо выраженный сезонный ход,
что прослеживается в характере изменчивости средней сплочённости. С
октября по декабрь процесс интенсивного льдообразования отражается на
увеличении
средней
сплочённости
по
маршруту плавания.
В
год
с
минимальной ледовитостью эти процессы начинаются немного позднее (с
середины октября), чем в год с максимальной ледовитостью.
С января по апрель наступает период, когда ледовый покров развивается
уже не так интенсивно. Показатель средней сплочённости на СМП не сильно
меняется за этот промежуток времени. В мае количество сплочённого льда на
акватории начинает уменьшаться за счёт процессов таяния и разрушения.
Причём в год, когда наблюдается минимум ледяного покрова, это происходит
на пару суток раньше, чем в год с максимальной ледовитостью.
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2008/2009 гг. составляет 65 %,
максимальная – 81 %, в основном максимумы значений средней сплочённости
достигаются
во вторую половину рассматриваемого
зимнего периода.
Минимальное значение сплочённости на пути равно 2 %.
20
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2015/2016 гг. составляет 60 %,
минимальная – 1 %, что говорит о практически полном отсутствии льдов по
маршруту плавания, максимальная – 79 %.
Некоторые локальные понижения средней С объясняются заприпайными
полыньями, которые создают возможность легкого и менее опасного прохода
судам.
Рисунок 3.1 – Средняя сплочённость морского льда по СМП.
Как можно заметить по рисунку 3.2 протяжённость Северного морского
пути обладает сильной изменчивостью во времени, что в первую очередь
зависит от ледовой обстановки на акватории плавания. Численно длина пути в
периоды ледообразования и таяния льда намного больше длины пути в период,
когда развитие льда незначительно.
Также отмечается следующее: длина пути в более сплоченных льдах
короче, чем в менее сплочённых льдах. Это можно объяснить тем, что если
большая часть акватории покрыта преимущественно сплоченными льдами (то
есть льдами общей сплоченностью 8 и более баллов), то судну не придётся
21
маневрировать от ледяных массивов к разреженному льду или полыньям,
совершать обходные пути и проч., а будет идти строго по курсу. Но следует
понимать, что при движении во льдах самый короткий путь не всегда является
самым быстрым. При проходе следует избегать ледовых повреждений судна.
Средняя протяжённость СМП за сезон 2008/2009 гг. составляет 5531.5 км,
минимальная длина пути – 5259.3 км (при C = 76 %), максимальная длина пути
равна 6117.1 км (C = 62 %). За сезон 2015/2016 гг. средняя протяжённость СМП
составляет 5497.7 км, минимальная длина – 5202.9 км (C = 72 %), максимальная
длина пути составляет 5985.7 км (C = 65 %).
Рисунок 3.2 –Длина Северного морского пути.
Изменение
площади
льда
S
на
всём
маршруте
Севморпути
в
рассматриваемые сезоны схоже с изменчивостью средней сплочённости C. В
октябре-декабре
нарастание
площади
ледяного
покрова
происходит
интенсивно, в это время разница значений S между рассматриваемыми
сезонами наиболее заметна. С января по апрель S колеблется в небольшом
разбросе значений. В мае начинается сокращение площади льда за счёт
22
процессов таяния, а также в результате выноса льдов из морей, главным
образом через проливы.
Средняя площадь льда на СМП за сезон 2008/2009 гг. составляет
2.2 млн. км2, минимальная площадь – 6.3 тыс. км2 соответствует периоду, когда
лёд только начинает образовываться на акватории, максимальная площадь льда
приходится на переход от интенсивного льдообразования к установившемуся
ледяному покрову и равна 2.9 млн. км2. Средняя площадь льда на СМП за сезон
2015/2016 гг. составляет 2.1 млн. км2, минимальная площадь – 785.5 км2,
максимальная площадь льда на пути 2.7 млн. км2 соответствует периоду
незначительного зимнего нарастания площади.
Рисунок 3.3 – Площадь льда на всей длине пути.
В ходе работы трассы Северного морского пути прокладывались по пути
наименьшей сплочённости, которая определялась визуально. В связи с этим не
было единого маршрута для выбранных периодов исследования.
На начало сезонов 2008/2009 гг. и 2015/2016 гг. акватория СМП была
свободна ото льда (Рис. 3.4-3.5), лишь остаточные льды присутствовали в юго23
западной части моря Лаптевых в год с максимальной ледовитостью. Поэтому
при построении маршрута за основу брались стандартные и рекомендованные
трассы представленные Институтом Арктики и Антарктики [15].
Рисунок 3.4 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(01.10.2008 г.).
Рисунок 3.5 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(01.10.2015 г.).
24
В течение октября шло интенсивное нарастание льда, и к началу ноября
(Рис. 3.6-3.7), в сезоне 2008/2009 гг. полностью покрылись льдом моря
Лаптевых и Северо-Восточное и вся восточная часть Карского моря, небольшое
количество льда заполнило запад Чукотского моря, Баренцево море свободно
ото льда. Средняя сплочённость льда на маршруте к концу месяца составила
60 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц С = 27 %, средняя длина
пути за месяц L = 5830 км.
В сезон 2015/2016 гг. полностью покрыто льдом лишь море Лаптевых,
также лёд образовался в юго-западной части Восточно-Сибирского моря и в
восточной части Карского моря, причём лёд более разрежён, чем в других
морях, Баренцево и Чукотское моря свободны ото льда. Средняя сплочённость
льда на маршруте к концу месяца составила 38 %, средняя сплочённость на
маршруте за месяц С = 13 %, средняя длина пути за месяц L = 5641 км.
В ноябре лед продолжает нарастать, распространяясь в зональном
направлении.
Рисунок 3.6 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(31.10.2008 г.).
25
Рисунок 3.7 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(31.10.2015 г.).
К концу ноября в сезон 2008/2009 гг. (Рис. 3.8) практически все моря
Севморпути полностью покрыты льдом, исключением является Баренцево море
и пространство чистой воды в западной части Карского моря.
Рисунок 3.8 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(30.11.2008 г.).
26
Рисунок 3.9 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(30.11.2015 г.).
За ноябрь в сезон 2015/2016 гг. (Рис. 3.9) лёд полностью заполнил
Восточно-Сибирское море, постепенно затягивается припай в Чукотском море.
В большей части Карского моря сплочённость льдов стала выше, построение
маршрута осуществлялось с 24.11.2015 г. вокруг мыса Желания.
В год максимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 76 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц
С = 64 %, средняя длина пути за месяц L = 5924 км.
В год минимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 59 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц
С = 55 %, средняя длина пути за месяц L = 5560 км.
За
декабрь
на
акватории
СМП
лёд
стал
более
сплочённым
(Рис. 3.10-3.11), в отдельные дни в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском
открываются
заприпайные
полыньи.
В
сезон
2008/2009 гг.
средняя
сплочённость льда на маршруте к концу месяца составила 71 %, столько же
составляет средняя сплочённость на маршруте за месяц, средняя длина пути за
27
месяц L = 5492 км. В сезон 2015/2016 гг. средняя сплочённость льда на
маршруте к концу месяца составила 69 %, столько же составляет средняя
сплочённость на маршруте за месяц, средняя длина пути за месяц L = 5399 км.
Рисунок 3.10 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(31.12.2008 г.).
Рисунок 3.11 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(31.12.2015 г.).
28
Наиболее свободными то льда в год минимальной и максимальной
ледовитости были участки трасс в Баренцевом море, на юго-западе Карского
моря, в том числе весь период был открыт пролив Карские ворота. Это
объясняется притоком тёплых атлантических вод в эти моря. Наибольшая
сплочённость льда отмечалась в Восточно-Сибирском и Лаптевых морях, а
также на юге Чукотского моря.
Граница ледяного покрова в Баренцевом море подошла на юг, однако это
не создало препятствия на трассе СМП. Льды перекрыли проливы Вилькицкого
и Санникова с третьей декады октября, этот период одинаков для года с
минимальной и с максимальной ледовитостью.
Далее наступает период относительной устойчивости ледового покрова.
В первые две декады января 2009 года открывались участки чистой воды на
юго-западе моря Лаптевых, что являлось благоприятным условием для
прокладки трассы. Такого явления в январе 2016 г. не наблюдалось (Рис. 3.13),
в третью декаду месяца лёд перекрыл пролив Карские Ворота и отошёл в
проливе Вилькицкого.
Рисунок 3.12 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(31.01.2009 г.).
29
Рисунок 3.13 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(31.01.2016 г.).
В год максимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 72 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц
С = 71 %, средняя длина пути за месяц L = 5416 км. В год минимальной
ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте к концу месяца составила
70 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц С = 68 %, средняя длина
пути за месяц L = 5370 км.
С февраля 2009 г. льдом перекрывается пролив Карские Ворота и
ледовый покров распространяется в юго-восточной части Баренцева моря
(Рис. 3.14). На остальной части акватории СМП ледовые условия морей не
меняется. В конце этого месяца 2016 г. (Рис. 3.15) между припаем и
дрейфующим льдом формируются полыньи в Карском и Лаптевых морях,
сильно изменяется ледовая обстановка в проливе Карские Ворота и
близлежащих акваториях.
В год максимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 73 %, столько же составляет средняя сплочённость на
маршруте за месяц, средняя длина пути за месяц L = 5379 км. В год
30
минимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте к концу
месяца составила 75 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц С = 72 %,
средняя длина пути за месяц L = 5392 км.
Рисунок 3.14 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(28.02.2009 г.).
Рисунок 3.15 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(29.02.2016 г.).
31
В течение марта (Рис. 3.16) в сезоне 2008/2009 гг. в некоторые дни
появлялись слабовыраженные полыньи, которые также называют прогалинами.
В целом ледовая обстановка мало менялась. Средняя сплочённость льда на
маршруте к концу месяца составила 75 %, средняя сплочённость на маршруте
за месяц С = 76 %, средняя длина пути за месяц L = 5349 км.
За март сезона 2015/2016 гг. (Рис. 3.17) полыньи были чётко выражены в
море Лаптевых, прогалины отмечались в центральной части ВосточноСибирского моря. В конце месяца льды стали более сплочёнными. Средняя
сплочённость льда на маршруте к концу месяца составила 70 %, средняя
сплочённость на маршруте за месяц С = 72 %, средняя длина пути за месяц
L = 5428 км.
Рисунок 3.16 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(31.03.2009 г.).
32
Рисунок 3.17 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(31.03.2016 г.).
В начале апреля нарастание ледяного покрова достигло своего
максимума. В течение месяца наблюдалось уменьшение ледовитости на СМП в
оба рассматриваемых сезона (Рис. 3.18-3.19). Полыньи открывались севернее
Новосибирских островов, в эти периоды путь прокладывался именно через эту
область. В сезон 2015/2016 гг. открылся пролив между Баренцевым и Карским
морями.
В год максимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 77 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц
С = 75 %, средняя длина пути за месяц L = 5380 км.
В год минимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 69 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц
С = 70 %, средняя длина пути за месяц L = 5385 км.
33
Рисунок 3.18 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(30.04.2009 г.).
Рисунок 3.19 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(30.04.2016 г.).
34
В последний месяц зимнего сезона началось постепенное таяние льда, в
Чукотском море граница льда отступила на север (Рис. 3.20-3.21). Стало больше
открытых проходов для судов. Частично открылись проливы Карские Ворота и
Вилькицкого, пролив Санникова так и остался «запертым» льдами. Наибольшая
сплочённость льда сохраняется в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском.
В год максимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 50 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц
С = 67 %, средняя длина пути за месяц L = 5501 км.
В год минимальной ледовитости средняя сплочённость льда на маршруте
к концу месяца составила 44 %, средняя сплочённость на маршруте за месяц
С = 62 %, средняя длина пути за месяц L = 5799 км.
Рисунок 3.20 – Акватория и маршрут СМП в год с максимальной ледовитостью
(31.05.2009 г.).
35
Рисунок 3.21 – Акватория и маршрут СМП в год с минимальной ледовитостью
(31.05.2016 г.).
В целом отмечается невысокая изменчивость сплоченности льда на
разных участках СМП. Однако, в Карском море изменчивость величины льда
достаточно высокая, что объясняется новоземельской полыньёй, которая то
открывается, то затягивается в море. За весь рассматриваемый период с октября
по май наиболее свободным ото льда в год минимальной и максимальной
ледовитости было Баренцево море. Наибольшая сплоченность льда в этот
период наблюдалась в морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, а также на югозападе Чукотского моря.
Пролив Карские ворота в сезон 2008/2009 гг. полностью перекрывается
льдами с начала февраля и до конца мая, а с третьей декады января по начало
апреля в сезон 2015/2016 гг. Проливы Вилькицкого и Санникова считаются
труднопроходимыми, они перекрыты льдами с третьей декады октября по
конец мая. Этот период одинаков для года с минимальной и с максимальной
ледовитостью, в отдельные дни проливы открывались ото льда.
36
К
концу
зимнего
периода
количество
льдов
начало
медленно
уменьшаться, моря постепенно освобождались ото льда, создавая возможность
более свободный проход судну.
На протяжении всего сезона 2008/2009 гг. путь прокладывался через
пролив Санникова, но в последние дни апреля и мая путь проходил севернее
Новосибирских островов, за счёт открытия заприпайных полыней.
В сезон 2015/2016 гг. путь прокладывался примерно одинаковое
количество раз как через пролив Карские Ворота, так и вокруг мыса Желания.
Весь май путь прокладывался севернее Новосибирских островов.
37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе производилась оценка ледовых условий на Северном
морском пути в год с максимальной ледовитостью (2009 г.) и в год с
минимальной ледовитостью (2016 г.) по спутниковым данным.
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2008/2009 гг. составляет 65 %,
максимальная – 81 %, в основном максимумы значений средней сплочённости
достигаются
во вторую половину рассматриваемого зимнего периода.
Минимальное значение сплочённости на пути равно 2 %.
Средняя сплочённость на СМП за сезон 2015/2016 гг. составляет 60 %,
минимальная – 1 %, что говорит о практически полном отсутствии льдов по
маршруту плавания, максимальная – 79 %.
Некоторые локальные понижения средней сплочённость на СМП
объясняются заприпайными полыньями, которые создают возможность легкого
и менее опасного прохода судам.
В целом отмечается невысокая изменчивость сплоченности льда на
разных участках СМП. Однако, достаточно высокая изменчивость величины
льда в Карском море объясняется новоземельской полыньёй, которая то
открывается, то затягивается в море. За весь период с октября по май наиболее
свободным ото льда в год минимальной и максимальной ледовитости было
Баренцево море. Наибольшая сплоченность льда в этот период наблюдалась в
морях Лаптевых и Восточно-Сибирском, а также на юго-западе Чукотского
моря.
Изменение площади льда S на всём маршруте Севморпути схоже с
изменчивостью средней сплочённости C. Максимальная площадь льда
приходится на переход от интенсивного льдообразования к установившемуся
ледяному покрову в год максимальной сплочённости и соответствует периоду
незначительного
зимнего
нарастания
площади
в
год
с
минимальной
сплочённостью.
38
Также отмечается следующая особенность: длина пути в более
сплоченных льдах короче, чем в менее сплочённых льдах. Но следует
понимать, что при движении во льдах самый короткий путь не всегда является
самым быстрым. При навигации следует избегать ледовых повреждений судна.
В результате проделанной работы выполнены все поставленные задачи
исследования, на основе этого можно сказать, что цель данной работы
выполнена.
Практическое применение работы. Результаты исследования могут быть
использованы при поиске оптимальных маршрутов плавания судов в различных
ледовых условиях, а также в развитии перспективной сети судоходных
маршрутов в арктических морях.
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Шалина Е. В. Изменение ледовитости северных морей России и
повышение доступности Северного морского пути по данным спутникового
мониторинга // Исследование Земли из космоса. 2015. № 4. С. 67–78.
2. СМП – главная транспортная артерия России [Электронный ресурс]. –
URL:
https://xn----8sbbmfaxaqb7dzafb4g.xn--p1ai/severnyj-morskoj-put-glavnaya-
transportnaya-arteriya-rossii/ Дата обращения: 11.05.2020
3. Деев М. Г. БАРЕНЦЕВО МОРЕ // Большая российская энциклопедия.
Электронная
версия
(2016);
https://bigenc.ru/geography/text/862483
Дата
обращения: 13.05.2020
4. Деев М.Г. КАРСКОЕ МОРЕ // Большая российская энциклопедия.
Электронная
версия
(2016);
https://bigenc.ru/geography/text/2049073
Дата
обращения: 13.05.2020
5. Карклин В.П., Юлин А.В., Шаратунова М.В., Молчанова Л.П.
Климатическая изменчивость ледяных массивов Карского моря // Проблемы
Арктики и Антарктики, 2017. №4 (114). С. 37-47.
6. Деев М.Г. ЛАПТЕВЫХ МОРЕ // Большая российская энциклопедия.
Электронная
версия
(2016);
https://bigenc.ru/geography/text/2133445
Дата
обращения: 13.05.2020
7. Чернякова А. М. ВОСТОЧНО-СИБИРСКОЕ МОРЕ // Большая
российская
энциклопедия.
Электронная
версия
(2018);
https://bigenc.ru/geography/text/5287994 Дата обращения: 13.05.2020
8. Деев М.Г., Мирлин Е.Г. ЧУКОТСКОЕ МОРЕ // Большая российская
энциклопедия.
Электронная
версия
(2017);
https://bigenc.ru/geography/text/4688745 Дата обращения: 13.05.2020
9. Афонин А.Б., Тезиков А.Л. Концепция развития судоходных трасс
акватории Северного морского пути // Вестник государственного университета
морского и речного флота им. адмирала С.О. Макарова. 2017. №1 (41). URL:
40
https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptsiya-razvitiya-sudohodnyh-trass-akvatoriisevernogo-morskogo-puti Дата обращения: 14.05.2020
10. Cavalieri D. J. [и др.]. Sea Ice Concentrations from Nimbus-7 SMMR and
DMSP SSM/I-SSMIS Passive Microwave Data, Version 1. Boulder, Colorado USA.
NASA National Snow and Ice Data Center Distributed Active Archive Center. doi:
http://dx.doi.org/10.5067/8GQ8LZQVL0VL // 1996.
11. Comiso J. C. [и др.]. Passive microwave algorithms for sea ice
concentration: A comparison of two techniques // Remote sensing of Environment.
1997. № 3 (60). C. 357–384.
12. Spreen G., Kaleschke L., Heygster G. Sea ice remote sensing using AMSRE 89-GHz channels // Journal of Geophysical Research: Oceans (1978–2012). 2008.
№ C2 (113).
14. National snow and ice data center [Электронный ресурс]. –URL:
https://nsidc.org/
15.
Общие
сведения
об
СМП
[Электронный
ресурс].
–URL:
http://www.aari.ru/projects/ECIMOt/Docs/reports/21/html/page_1.html
16. Бушуев А.В., Волков Н.А., Лощилов В. С. Атлас ледовых
образований. Л ., Гидрометеоиздат, 1974. -140 с.
17. Добровольский А.Д., Залогин Б.С. Моря СССР. М., Изд. МГУ, 1982.192 с.
18. Доронин Ю.П. Региональная океанология. – Л.: Гидрометеоиздат,
1986. – 304 с.
19. Котляков В.М. СЕВЕРНЫЙ МОРСКОЙ ПУТЬ // Большая российская
энциклопедия.
Электронная
версия
(2017);
https://bigenc.ru/geography/text/3543982 Дата обращения: 11.05.2020
20. Руководство для сквозного плавания судов по Северному морскому
пути. – С.П-б: Изд. ГУНИО МО РФ, 1995. – 415 с.
21. About AMSR2 // GCOM-W@EORC [Электронный ресурс]. –URL:
https://suzaku.eorc.jaxa.jp/GCOM_W/w_amsr2/whats_amsr2.html Дата обращения:
18.05.2020
41
22. AMSR2/ AMSR-E // Remote Sensing System [Электронный ресурс]. –
URL: http://www.remss.com/missions/amsr/ Дата обращения: 18.05.2020
23.
AMSR-E
//
Aqua
project
science
[Электронный
ресурс].
–
URL:https://aqua.nasa.gov/amsr-e Дата обращения: 18.05.2020
24. Melsheimer C. ASI sea ice concentration user guide. V0.9.2, August 4,
2019
[Электронная
версия].
–
URL:
https://seaice.uni-
bremen.de/fileadmin/user_upload/ASIuserguide.pdf Дата обращения: 17.05.2020
42
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв