Министерство образования и науки РФ
ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет»
Факультет географии и геоэкологии
Направление «Экология и природопользование»
Профиль «Геоэкология»
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА БАКАЛАВРА
«Оценка шумового загрязнения пгт. Оленино Тверской области»
Автор:
Красавин Сергей Сергеевич
Научный руководитель:
к.г.н., доцент
Жеренков Александр Григорьевич
Допущен к защите:
Руководитель ООП:
_________________ д.г.н. О.А.Тихомиров
(подпись, дата)
Заведующий кафедрой физической географии и экологии:
_________________ д.г.н. О.А.Тихомиров
(подпись, дата)
Тверь 2015
Содержание
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. Основные параметры шума…………………..………………………6
§ 1.1. Физические аспекты шума, основные термины и определения………6
§ 1.2. Факторы, влияющие на уровень шума в городах……………….……10
§ 1.3. Причины и источники шумового загрязнения………………………….11
Глава 2. Методы измерения шума и используемая аппаратура……………..15
§ 2.1. Аппаратура………………………………………………………………15
§ 2.2. Условия измерения………………………………………………………17
§ 2.3. Проведение измерения…………………………………………………..20
Глава 3. Измерение шумового поля пгт. Оленино…………………...………..22
§ 3.1. Географическое положение……………………………………………...22
§ 3.2. Рельеф………………..…………………………………………………..23
§ 3.3. Характеристика транспортного потока пгт. Оленино………………..24
§ 3.4. Оценка состояния шумового загрязнения территории………………25
§ 3.4.1. Шумовое поле пгт. Оленино………………………………………….25
§ 3.4.2. Шумовое поле пгт. Оленино в момент прохождения через его территорию железнодорожного состава……………………………………………29
Глава 4. Возможные методы ограничения шумового воздействия на население……………………………………………………………………………….32
§ 4.1. Особая застройка территории………………………………………….32
§ 4.2. Зеленые насаждения…....……………………………………………….34
§ 4.3. Шумозащитные экраны…………………………………………………35
Заключение……………………………………………………………………….41
Список литературы………………………………………………………………43
2
Введение
В последние годы классифицированы источники вредного антропогенного воздействия на окружающую среду. Среди них транспорт играет главную роль. Наряду с такой проблемой, связанной с интенсивной транспортизацией, как загрязнение воздушного бассейна выхлопными газами, стоит серьезная проблема шумового загрязнения, вызываемого работой некоторых
инженерных сооружений и, в первую очередь, транспортными средствами
[30].
Шумовое загрязнение в городах чаще всего имеет локальный характер.
Уже сейчас на главных магистралях крупных городов уровни шумов превышают 90 дБ, что на 10 дБ выше максимального значения шума, не наносящего вреда человеческому организму и на 35 дБ превышает санитарные нормы,
и имеют тенденцию к усилению ежегодно на 0,5 дБ, что представляет большую опасность для окружающей среды и здоровья людей в районах оживленных транспортных магистралей [30].
Данная проблема в пгт. Оленино Тверской области вызвана расположением железнодорожной линии Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки в непосредственной близости к жилым зонам и местам отдыха. На протяжении многих лет население, проживающее в районах, расположенных вдоль
железной дороги испытывают на себе негативное влияние, оказываемое проходящими по линии железнодорожными составами. Главным образом, шум
создается при колебании вагонов состава на стыках элементов полотна и неровностях его поверхности.
Также железная дорога вызывает неудобства в плане перемещения жителей поселка, разделенного ей на две практически равные части, с одной
стороны на другую, обусловленные частым простоем многовагонных составов на станции Оленино с целью сцепки – расцепки и ремонта элементов состава, а также разгрузки вагонов. Во время прохождения через территорию
пгт. железнодорожного состава, на переезде (ул. Союзная) по обе стороны от
3
ж/д путей возникает скопление автомобилей, что усиливает интенсивность
шума в данном районе на момент начала их движения.
Целью работы является оценка шумового загрязнения пгт. Оленино
Тверской области.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Составление общей характеристики шума.
2. Освоение используемой аппаратуры и методов измерения шума.
3. Проведение измерений шумового поля исследуемой территории.
4. Составление картосхем шумового поля в программе MapInfo.
5. Поиск и предложение возможных методов ограничения шумового воздействия на население.
Объектом исследования является пгт. Оленино и его главные транспортные узлы. Предметом исследования является шумовой фон исследуемой территории и влияние транспорта на его характеристики.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Наблюдение.
2. Описание.
3. Метод натурных измерений.
4. Аналитический.
5. Картографический.
Теоретической и методологической основой данной работы послужили
ГОСТы (4 шт.), учебники (5 шт.), учебные пособия (15 шт.), интернет – ресурсы (4 шт.), схема территориального планирования, руководство по использованию шумомера Testo 816, государственный доклад о состоянии и об
охране окружающей среды в Тверской области и журналы (3 шт.) по исследуемой теме.
Научная новизна работы заключается в том, что на территории пгт. Оленино не проводилось современных исследований в данной области. Измерения для данной работы проводились с использованием современного оборудования, внесенного в Государственный реестр средств измерений, каме4
ральная работа велась с использованием современного программного обеспечения.
Практическая значимость исследования объясняется, что данная работа
рассматривает интересы многих жителей пгт. Оленино, а именно, затрагивает
угрозу для их здоровья и спокойствия.
Структура работы. Данная работа включает в себя введение, 4 главы, состоящих из нескольких параграфов, заключение и список литературы. Работа
содержит 45 страниц текста, 9 рисунков и 3 таблицы.
5
Глава 1. Основные параметры шума
§ 1.1. Физические аспекты шума, основные термины и определения
Шум — беспорядочное сочетание звуков различной частоты и
интенсивности (силы), возникающих при механических колебаниях в
твердых, жидких и газообразных средах [16].
Органы слуха человека воспринимают звуковые волны с частотой от 16
до 20000 Гц (звук). Колебания с частотой ниже 20 Гц (инфразвук) и выше
20000 1ц (до 109) (ультразвук) не вызывают слуховых ощущений, но оказывают
биологическое воздействие на организм. При звуковых колебаниях частиц
среды в ней возникает переменное давление, которое называют звуковым
давлением Р. Распространение звуковых волн связано с переносом энергии.
Средний поток звуковой энергии, проходящий в единицу времени через
единицу поверхности, называется интенсивностью звука I (Вт/м). Звуковое
давление
или
интенсивность
звука
(первый
показатель
шумового
воздействия) являются характеристиками звукового поля в определённой
точке пространства. Силой звука называется количество энергии, приносимое
звуковой волной ежесекундно через площадь в 1 см2, перпендикулярную
направлению волны [17].
В различной среде скорость звука различна. Скорость звука в воздухе,
например, при 15 градусах по Цельсию составляет около 340 м /сек., а в воде
при той же температуре - около 1500 м /сек.
Общее количество
звуковой энергии, Вт, излучаемой источником в
единицу времени, называется звуковой мощностью М [17].
Для
измерения
уровня
звукового
давления
установлена
логарифмическая шкала, каждая ступень которой соответствует изменению
интенсивности шума в 10 раз или на 1 бел (Б). Так, если интенсивность
одного звука больше интенсивности другого в 10 раз, то считают, что второй
6
звук больше первого на один бел, если в 100 раз — на 2 бела т. д. Диапазон
слышимых звуков для человека составляет от 0 до 170 дБ [5].
Дыхание человека создаёт шум 10 дБА. Большинство людей начинают
воспринимать звук с этой отметки, поэтому его и считают порогом
слышимости.
1. Шёпот имеет интенсивность в 20 дБА;
2. В жилых помещениях допустимым считается шум 40 дБА днём и 30 дБА
ночью;
3. Разговор людей на близком расстоянии – 65 дБА;
4. Звон механического будильника на расстоянии 1 метр – 80 дБА;
5. Работа оборудования в производственных помещениях – 70-80 дБа [5].
Минимальное звуковое давление Р0 и минимальная интенсивность
звука Iо, различаемые ухом человека, называются пороговыми [16].
Минимальная величина звуковой энергии, которая воспринимается
человеческим ухом как звук, называется слуховым порогом и составляет 1000
Гц (или 10-12 вт/м2); звуковое давление, соответствующее этой величине,
равно
2*10-5 н/м2.
Высший
предел,
при
котором
воспринимаемый
человеческим ухом звук вызывает болевое ощущение, соответствует силе
звука 102 н/м2.
Измеряемые таким образом величины называются уровнями
(L) интенсивности шума или звука:
L = lg I/I0 [17].
Единицей измерения уровня звукового давления является децибел (дБ)
— десятая часть десятичного логарифма отношения интенсивности звуковой
энергии к ее пороговому значению. Уровень интенсивности звука,
выражаемый в децибелах, определяется по формуле:
L = 10 lg I/I0 дБ [15].
В зависимости от физической природы шумы могут быть:
- механического происхождения, возникающие при вибрации техники,
одиночных или периодических ударах;
7
- аэродинамического происхождения, возникающие вследствие вихревых,
колебательных, пульсационных процессов в газах, при истечении сжатого
воздуха, пара и др.;
- электромагнитного происхождения, возникающие вследствие колебания
элементов электромеханических устройств под действием переменных
электромагнитных полей;
-
гидродинамического
происхождения,
возникающие
вследствие
гидравлических ударов, кавитации, турбулентного течения жидкости и др.
По частоте шумы подразделяются:
- низкочастотные (максимум звук. давления в диапазоне частот ниже 400
Гц);
- среднечастотные (400-1000 Гц);
- высокочастотные (свыше 1000 Гц) [17].
По характеру спектра шум подразделяется на широкополосный с
непрерывным спектром шириной более одной октавы и тональный, в спектре
которого
имеются
характеристикам
выраженные
шум
дискретные
подразделяется
тона.
на
По
временным
постоянный
и
непостоянный (колеблющийся во времени, прерывистый, импульсивный)
[16].
Высота звука – второй показатель воздействия шума, определяется
частотой колебаний среды и измеряется в герцах (Гц). 1 Гц равен 1
колебанию в секунду.
В зависимости от частоты звуковые колебания
подразделяются на:
1. инфразвуковые (низкочастотные) с частотами менее 20 Гц;
2. акустические (слышимые) с частотами от 16-20 до 20000 Гц;
3. ультразвуковые (высокочастотные) с частотами от 20000 до 109 Гц;
4. гиперзвуковые (сверхвысокочастотные) с частотами от 109 - 1013Гц [17].
В
зависимости
от
происхождения
различают
шум
бытовой,
производственный, промышленный, транспортный, авиационный, уличного
движения и др.[16].
8
- Бытовой шум возникает в жилых помещениях от работы теле- и
радиоаппаратуры, бытовых приборов, поведения людей.
- Производственный шум создаётся в производственных помещениях
работающими механизмами и машинам.
-
Транспортный
шум
создается
моторами,
колесами,
тормозами,
аэродинамическими особенностями транспортных средств. Уровень шума,
создаваемый работой автомобильного транспорта (автобусы легковые и
грузовые автомобили), составляет 75-85 дБ. Железнодорожный транспорт
способен повышать уровень шума до 90-100 дБ. Наиболее сильный шум авиационный
-
создается
работой
двигателя
и
аэродинамическими
характеристиками самолета - до 100-105 дБ над трассой воздушного
транспорта.
Авиационный шум ведет также к увеличению числа
психических расстройств. Максимальный допустимый уровень этого шума у
поверхности земли определяется в 50 дБ.
- Шум уличного движения представляет собой совокупность транспортного
шума (см. прил.) и
всех
звуков
улицы (свистков,
регулировщиков
дорожного движения, шуршания шагов пешеходов и т. д. ) Транспортный
шум, возникающий за счет движения автотранспорта, составляет 80% всего
городского шума [17].
Продолжительность шумового воздействия – третий показатель влияния шума. В условиях сильного шума возникает опасность ухудшения и потери слуха, которая во многом зависит от индивидуальных особенностей человека. Некоторые люди лишаются слуха даже после короткого периода воздействия шума сравнительно умеренной интенсивности, у других даже сильный шум при продолжительном воздействии не приводит к потере слуха.
Длительное шумовое воздействие рассматривается как один из факторов,
влияющих на повышение заболеваемости. С действием шума связаны рост
нервных и сердечно-сосудистых заболеваний, развитие язвенной болезни и
тугоухости у городского населения [17].
9
§ 1.2. Факторы, влияющие на уровень шума в городах
Главным источником шума в городах является транспорт, и его шумовое
воздействие постоянно растёт. На уровень шума влияет ряд факторов:
1. Интенсивность транспортного потока (наибольшие уровни шума
регистрируются
на
магистральных
улицах
больших
городов
при
интенсивности движения 2-3 тыс. авт. /ч);
2. Скорость транспортного потока (при увеличении скорости
транспортных средств происходит возрастание шума двигателей, шума от
качения колес по дороге и преодоления сопротивления воздуха);
3. Состав транспортного потока (грузовой транспорт создаёт
большее шумовое воздействие по сравнению с пассажирским, поэтому
возрастание доли грузового подвижного состава в транспортном потоке
приводит к общему возрастанию шума);
4. Тип двигателя (сравнение двигателей соизмеримой мощности
позволяет провести их ранжирование по возрастанию уровня шума –
электродвигатель, бензиновый двигатель, дизель, паровой, газотурбинный
двигатель);
5. Тип и качество дорожного покрытия (наименьший шум создает
асфальтовое покрытие, затем по возрастающей – бетонное, брусчатое,
каменное и гравийное);
6. Планировочные решения территорий (продольный профиль и
извилистость улиц, наличие разноуровневых транспортных развязок и
светофоров влияют на характер работы двигателей, а, следовательно, на
создаваемый шум. Высота и плотность застройки определяют дальность
распространения шума от магистралей. Так, ширина зон акустического
дискомфорта вдоль магистралей в дневные часы может достигать 700-1000 м
в зависимости от типа прилегающей застройки);
7. Наличие зелёных насаждений (вдоль магистралей с обеих сторон
предусматривают санитарно-защитные зоны, в которых высаживают деревья.
10
Лесопосадки препятствуют распространению шума на близлежайщие
территории) [16].
§ 1.3. Причины и источники шумового загрязнения
Некоторые люди уверены, что производственный и бытовой шумы их не
беспокоят, однако вегетативная нервная система человека на любой шум
реагирует отрицательно. Адаптация человека к шуму не происходит. Шум
свыше
80
дБ(А)
вреден
для
человеческого
организма.
Персонал
транспортных организаций, непосредственно занятый в перевозочном
процессе и ремонте подвижного состава, работает в условиях повышенной
интенсивности шума. Значения интенсивности шума, дБА, возникающего
при движении транспортных средств, которому подвергаются водители и
пассажиры, оказавшиеся поблизости от движущегося транспорта:
Табл. 1. Интенсивность шума различных транспортных средств
Транспортное средство
Инт. шума дБ(А)
Пассажирское судно (в 25 м от борта) 68 - 72
Грузовое судно (в 25 м от борта)
70 - 74
Буксир и толкач
74 - 78
Легковой автомобиль
70 - 80
Автобус
80 - 85
Грузовой автомобиль
80 - 90
Поезд метрополитена
90 - 95
Железнодорожный состав (в 7 м от 95 - 100
колеи)
Железнодорожный состав (у колёс)
125 - 130
Реактивный самолёт на взлёте
130 - 160
[17].
11
Повышение скорости движения поездов также приводит к значительному росту уровня шума в жилых зонах, расположенных вдоль железнодорожных путей или близ сортировочных станций. Максимальный уровень звукового давления на расстоянии 7,5 м от движущегося электропоезда достигает
93 дБ А, от пассажирского - 91, от товарного состава - 92 дБ А. При скорости
330 35 км/ч электропоезд создает шум в 82 дБ А; 43 км/ч - 84; при 55 км/ч
уровень звука увеличивается до 89 дБ А. Максимальные уровни шума на
границе жилой застройки при разрывах 50-100 м, допускаемых СНиП 11-6075, составляют 62- 72 дБ А и вызывают жалобы населения в 70-90% случаев.
Уровни шума при движении поездов на открытых линиях метрополитена при
интенсивности 20-30 пар/ч достигают 70 дБ А, при 40 пар/ч и более -75-80 дБ
А (Карагодина И. Л., 1979). Шум, возникающий при прохождении электропоездов, легко распространяется на открытой территории. Наиболее значительно звуковая энергия снижается на расстоянии первых 100 м от источника
(в среднем на 10 дБ А). На расстоянии 100-200 м снижение шума равно 8 дБ
А, а на расстоянии от 200 до 300 м - всего на 2-3 дБ А. При удалении на 300 м
от железнодорожных путей уровень шума лишь приближается к фоновым.
Основной источник железнодорожного шума - удары вагонов при движении
на стыках и неровностях рельсов. Движение тепловозов, товарных составов,
диспетчерская связь, сигналы локомотивов также могут быть причиной
нарушения акустического режима на территории жилых кварталов.
Наиболее частыми причинами повышенного уровня шумового фона
являются:
— недостаточный территориальный разрыв для обеспечения шумозащиты
населенных пунктов, территорий массового отдыха, курортов, лечебных
центров;
— нарушение нормативных документов или отсутствие учета санитарных
норм при застройке и проектировании магистральных автодорожных и
железнодорожных трасс, мест размещения аэропортов;
12
— возрастание уровня шума из года в год по причине отсутствия новых
бесшумных видов транспорта, увеличения мощности реактивных двигателей;
— высокая стоимость шумозащитных сооружений, отсутствие разработок
технико-экономического характера в этой области.
Огромный вклад в повышение шумового фона вкладывают вибрации и
электромагнитное излучение [16].
Вибрация — движение точки или механической системы под
воздействием какой-либо внешней силы, при котором происходят колебания
характеризующих ее скалярных величин (виброперемещение, виброскорость,
виброускорение).
Колебания в механических системах передаются от дорожной
поверхности как через элементы конструкции на находящихся в салоне
водителя и пассажиров, а также через грунт, оказывая воздействие на биоту и
инженерные сооружения.
Транспортные средства относятся к основным источникам вибрации.
Вибрации
распространяются
по
грунту
и
достигают
фундаментов
общественных и жилых зданий, чаще всего вызывая и звуковые колебания,
которые разрушают конструкции и сооружения. Они затихают в грунте с
темпом примерно 1 дБ/м и на расстоянии 50— 60 м от транспортной
магистрали уже не ощущаются [16].
Электромагнитное излучение. Устройства, создающие, передающие и
использующие
электрическую
генерируют
окружающей
в
энергию
среде
в
транспортном
электромагнитные
комплексе,
поля
(ЭМП).
Электромагнитное поле распространяется в окружающей среде со скоростью,
приближающейся к скорости света, и характеризуется напряженностью
электрической и магнитной составляющих поля.
Итак, основными видами воздействия автомобильного транспорта на
окружающую среду являются:
- изъятие природных минеральных, водных, энергетических ресурсов;
13
- технологическое и транспортное загрязнение вредными веществами,
шумом, вибрациями, теплотой, электромагнитными и ионизирующими
излучениями окружающей среды (воздуха, воды, почвы, биоты) [16].
Шумовое воздействие транспортного средства во многом определяет
его экологичность. В настоящее время шум воздушного, автомобильного,
железнодорожного транспорта
очень велик и
оказывает негативное
воздействие на работников транспорта, пассажиров и население, особенно в
городах. Около 35 млн. городского населения России проживает в условиях
акустического дискомфорта, вызванного шумовым воздействием транспорта.
Шум
создают
также
механическое
оборудование,
вентиляционные
установки, теплоэнергетические системы, используемые в эксплутационных
и ремонтных предприятиях транспорта. Также от транспорта поступает
электромагнитное и тепловое излучение [16].
14
Глава 2. Методика измерения шума и используемая аппаратура
§ 2.1. Аппаратура
Измерение
уровней
звука
следует
проводить
шумомерами,
комбинированными измерительными системами или автоматическими
устройствами, соответствующими классам точности 0; 1 или 2 по ГОСТ
17187-81.
Измерение октавных уровней звукового давления следует проводить
шумомерами 0; 1 или 2 классов точности по ГОСТ 17187-81 с октавными
полосовыми фильтрами по ГОСТ 17168-82 или комбинированными
измерительными системами соответствующего класса точности.
Аппаратура, предназначенная для измерения шума, должна иметь
действующее свидетельство о государственной или ведомственной поверке
[13].
Калибровку аппаратуры следует проводить до и после проведения
измерения шума в соответствии с заводскими инструкциями по эксплуатации
приборов. Предпочтительными являются такие способы калибровки, которые
включают
поверку
всей
измерительной
системы
с
измерительным
микрофоном.
Измеритель
уровня
шума
Testo
816
предназначен
для
оценки
интенсивности шума на рабочих местах в офисах, промышленных
помещениях и шума окружающей среды [34].
Профессиональный шумомер Testo 816 имеет 2 класс точности. Во
время
проведения
измерений
в
приборе
доступна
функция
для
автоматического изменения диапазона измерений. Прибор обладает двумя
режимами усреднения по времени, двумя режимами частотной коррекции,
функцией определения максимума/минимума. Для проведения измерений
при плохом освещении можно включить подсветку экрана. Прибор имеет
встроенный аналоговый выход (AC/DC), пропорциональный сигналу со
15
встроенного датчика и может быть подключен к записывающему устройству,
усилителю или регистратору данных. Testo 816 внесен в Государственный
реестр средств измерений [34].
Рис. 1. Шумомер Testo 816
Отличительные
особенности
шумомера
Testo
816:
Доступны временные характеристики с временной константой 1с –
«Slow» (медленно) или с 125мс – «Fast» (быстро). При включении режима
«Fast»
частота
обновления
отображаемого
значения
увеличивается
приблизительно до 5-6 измерений в секунду, предназначен для измерения
внезапно меняющихся уровней звука (например, от автомобилей или
строительных машин). Режим временного усреднения «Slow» выбирается для
шумов, сигналы которых изменяются медленно, например – шумы машин
[34].
Доступны два вида частотной коррекции – «A» и «C». Частотная
коррекция «А» используется для стандартных измерений звука. Этот вид
16
коррекции соответствует чувствительности человеческого уха к звуковому
давлению. Когда необходимо оценить уровень звука в низкочастотном
диапазоне, используется частотная коррекция «С». В подавляющем
большинстве практических измерений необходимо использовать коррекцию
А.
Шумомер Testo перекрывает диапазон от 30 до 130 дБ. Поддиапазоны
30-80 дБ, 50-100 дБ и 80-130 дБ могут быть установлены как вручную, так и в
режиме автоматического выбора диапазона (Testo 816). При первом
включении шумомер по умолчанию устанавливает диапазон 50-100 дБ.
Диапазон измерений переключается каждый раз при нажатии кнопки «Level»
в следующем порядке: 50…100 дБ --> 80…130 дБ --> AUTO RANGE
(автоматический выбор). Вы можете переключиться из автоматического
режима в диапазон 30…80 дБ [34].
§ 2.2. Условия измерения
Результаты измерений шума подразделяются на два класса точности:
1 - точные измерения;
2 - ориентировочные измерения.
Постоянный
шум
следует
оценивать
уровнем
звука L А ,
дБА.
Допускается дополнять оценку постоянного шума уровнями звукового
давления L , дБ, в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 63,
125, 250, 500, 1000, 2000, 4000 и 8000 Гц (октавными уровнями звукового
давления).
Непостоянный (колеблющийся во времени, прерывистый и импульсный)
шум следует оценивать эквивалентным уровнем звука L Аэкв , дБА.
Непостоянный шум на селитебной территории, а также шум в
помещениях жилых и общественных зданий
от источников шума,
находящихся в зданиях (например инженерного, санитарно-технического
17
оборудования и т.д.), следует дополнительно оценивать максимальным
уровнем звука L А max ,дБА.
Время оценки шума Т в помещениях жилых и общественных зданий и
на селитебной территории следует принимать днем - непрерывно в течение 8
ч, ночью - непрерывно в течение 0,5 ч (в наиболее шумные периоды суток).
Продолжительность измерения шума Т m , следует устанавливать в
зависимости от характера шума.
Продолжительность измерения постоянного шума должна составлять не
менее 3 мин. В каждой точке должно быть произведено не менее 3 отсчетов
уровней звука (октавных уровней звукового давления).
Измерение непостоянного шума следует проводить в периоды времени
оценки шума Т, которые охватывают все типичные изменения шумового
режима
в
точке
оценки.
Продолжительность
каждого
измерения
непостоянного шума Т m в каждой точке должна составлять не менее 30 мин.
Измерение прерывистого шума, уровни звука которого остаются
постоянными в интервалах длительностью 30 мин и более, следует
проводить в течение полного цикла характерного действия прерывистого
шума в дневное или ночное время.
Отсчет уровней звука прерывистого шума, уровни звука которого
остаются постоянными в интервалах длительностью менее чем 0,5 мин, а
также колеблющегося во времени и импульсного шума следует производить
с интервалами от 5 до 6 с. В каждой точке за период измерения шума Т m
должно быть произведено 360 отсчетов уровней звука.
Отсчет уровней звука прерывистого шума, уровни звука которого
остаются постоянными в интервалах длительностью 0,5 мин и более, следует
производить в каждом из этих интервалов, а также в паузах между ними.
Длительность интервалов, в течение которых уровни звука прерывистого
шума остаются постоянными, и пауз между ними следует хронометрировать
с точностью до 0,1 мин.
18
Измерение шума в помещениях жилых и общественных зданий следует
проводить не менее чем в трех точках, равномерно распределенных по
помещениям не ближе 1 м от стен и не ближе 1,5 м от окон помещений на
высоте 1,2 - 1,5 м от уровня пола.
При измерении шума в помещениях зданий с целью определения
соответствия уровней шума допустимым уровням шума по ГОСТ 12.1.036-82
окна и двери должны быть закрыты. В случае, когда необходимый
гигиенический воздухообмен обеспечивается через форточки или фрамуги и
источники шума располагаются вне зданий, окна и двери должны быть
закрыты, а форточки и фрамуги – открыты.
Во время измерения шума в помещениях должен находиться только
персонал, занятый измерением шума.
Измерение шума следует проводить в помещениях, оборудованных в
соответствии со своим назначением.
Измерение шума на селитебной территории следует проводить: на
площадках отдыха микрорайонов и групп жилых домов, площадках детских
дошкольных учреждений и участках школ, территориях больниц и
санаториев - не менее чем в трех точках, расположенных на ближайшей к
источнику шума границе площадок (вне звуковой тени) на высоте 1,2 - 1,5 м
от
уровня
поверхности
площадок;
на
территории,
непосредственно
прилегающей к жилым домам и зданиям больниц, санаториев, детских
дошкольных учреждений и школ - не менее чем в трех точках,
расположенных на расстоянии 2 м от ограждающих конструкций зданий на
высоте 1,2 - 1,5 м от уровня поверхности территории и, при необходимости,
на уровне середины окон. Окна зданий в этом случае должны быть закрыты
[13].
В случае, когда источники шума находятся в помещении внутри здания
(например
промышленного
цеха),
форточки,
фрамуги
и
другие
вентиляционные проемы этого помещения должны быть при измерении
19
шума на селитебной территории открыты, если это предусматривается
условиями эксплуатации.
Измерение уровней звука (октавных уровней звукового давления) помех
(шумов, которые не подлежат измерению) должно производиться в тех же
точках и в то же время, что и уровней звука (октавных уровней звукового
давления) измеряемого шума. Поправки на влияние помех следует
определять в соответствии с п. 5.10.
При проведении измерения шума аппаратура не должна подвергаться
воздействию вибрации, магнитных и электрических полей, радиоактивного
излучения и других неблагоприятных факторов, влияющих на результаты
измерения.
Измерение шума на селитебной территории не должно проводиться во
время выпадения атмосферных осадков и при скорости ветра более 5 м/с.
При скорости ветра свыше 1 до 5 м/с следует применять экран для защиты
измерительного микрофона от ветра [13].
§ 2.3. Проведение измерения
Измерительный микрофон должен быть направлен и сторону основного
источника шума и удален не менее, чем на 0,5 м от оператора, проводящего
измерение. В случае, если в помещении невозможно определить основной
источник шума, ось микрофона должна быть направлена перпендикулярно
поверхности пола.
Переключатель частотной характеристики измерительной аппаратуры
при проведении измерения уровней звука должен быть установлен в
положение «А», а при проведении измерения октавных уровней звукового
давления - в соответствии с инструкциями к этим приборам.
Переключатель временной характеристики измерительной аппаратуры
следует устанавливать в положение «медленно» при измерении постоянного
и прерывистого шума, в положение «быстро» при измерении колеблющегося
20
во времени шума и в положение «импульс» при измерении импульсного
шума.
Значения уровней звука (октавных уровней звукового давления)
постоянного и прерывистого шума следует принимать по средним
показаниям при колебании стрелки прибора.
Значения уровней звука колеблющегося по времени и импульсного шума
следует принимать по показаниям стрелки прибора в момент отсчета.
Значения уровней звука (октавных уровней звукового давления) следует
считывать со шкалы прибора с точностью до 1 дБА (дБ) [13].
21
Глава 3. Измерение шумового поля пгт. Оленино
§ 3.1. Географическое положение
Рис. 2. Положение Оленинского района на карте Тверской области
Оленино
–
поселок
городского
типа,
административный
центр
Оленинского района Тверской области. Население – 4870 человек.
Оленинский район находится на юго-западе Тверской области. На югозападе граничит с Бельским районом, на западе – с Нелидовским, на севере –
с Селижаровским и на востоке – с Ржевским районом.
Пгт. Оленино расположен в центре Оленинского района. Жилая
застройка в виде 1 – 2 этажных деревянных и 2 - 5 этажных кирпичных
домов.
22
Через
территорию
поселка
с
востока
на
запад
проходит
железнодорожная линия Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки, по
которой через станцию Оленино ежедневно проходят такие составы как:
Местные (кроме скорых)
Межобластные экспрессы повышенной комфортности
Межобластные экспрессы без доп.услуг
Грузовые
Грузо-пассажирские
Локомотивы с вагонами пригородных поездов
Хозяйственные поезда
Пригородные
Скорые пригородные
Пригородные служебного назначения
§ 3.2. Рельеф
Пгт. Оленино расположен на северо-западе Восточно-Европейской
(Русской) равнины с характерным для неё чередованием низменностей и
возвышенностей. Входит в западную часть области, которая является
главным водоразделом бассейнов Каспийского и Балтийского морей.
На
процессы
рельефообразования
оказывают
влияние
оползни,
поверхностный смыв, карстовые процессы и оврагообразование.
Территория пгт Оленино представлена плоской ровной поверхностью с
незначительными перепадами высот 250-275 метров над уровнем моря. Такие
гипсометрические особенности способствуют свободному распространению
шума по территории.
23
§ 3.3. Характеристика транспортного потока пгт. Оленино
Наиболее эксплуатируемой автомобильной дорогой в пгт. Оленино
является ул. Союзная – ул. Кузьмина – ул. Карла Маркса, по которой в час
проходит 50 – 60 легковых и 10 – 15 грузовых автомобилей с примерной
скоростью 40 км/ч.
Грузовые
17%
Легковые
83%
Рис. 3. Процентное соотношение грузовых и легковых автомобилей на
дорожном участке ул. Союзная – ул. Кузьмина – ул. Карла Маркса
Данные были собраны посредством наблюдений, проводимых на
исследуемой территории.
24
§ 3.4. Оценка состояния шумового загрязнения территории
§ 3.4.1. Шумовое поле пгт. Оленино
Измерения проводились 17.12.2014 14:00 – 17:00 длительностью 3 мин.
на каждой точке.
Использовался шумомер Testo 816 при частотной коррекции “А
Рис. 4. Точки замеров
25
Табл. 2. Показания шумомера на точках замеров
НОМЕР
ТОЧКИ
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
ПОКАЗАНИЯ
ШУМОМЕРА
(дБ(А))
40.2
40.7
41.3
39.8
42.5
40.4
40.8
44.5
47.3
50.4
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
50.5
53.6
59.0
58.4
63.2
65.4
67.5
64.2
62.7
41.9
40.1
41.3
45.4
26
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
39.1
44.2
38.1
39.3
40.2
44.9
45.7
48.3
43.5
62.4
69.3
58.2
Рис. 5. Шумовое поле пгт. Оленино
Исходя из произведенных измерений и составленной схеме (рис. 6) на
исследуемой
территории
можно
выделить
несколько
зон
шумового
воздействия:
1. Зоны слабого воздействия (до 45 дБ(А)): расположены по краям
территории.
Малое
шумовое
воздействие
обусловлено
редким
автомобильным потоком и достаточным количеством зеленых насаждений.
2. Зона среднего воздействия (45 – 55 дБ(А)): расположена вдоль
главной автомобильной дороги (ул. Союзная – ул. Кузьмина – ул. Карла
Маркса), а в центральной части поселка охватывает и примыкающие к ней
автомобильные дороги и близлежащие территории. Даный уровень шумового
воздействия
вызван
умеренным потоком автомобильного
транспорта
движущегося со стороны трассы М9 и в обратном направлении по главной
автомобильной дороге и более интенсивным использованием примыкающих
к ней дорог чем в зоне 1.
3. Зоны ощутимого воздействия (55 – 65 дБ(А)): расположены в районе
пересечения ул. Кузьмина с ул. Ленина и в районе хлебокомбината на ул.
Чехова. В этой зоне шумовое воздействие оказывается разгрузочными
работами на железнодорожных путях, и движением автомобильного
транспорта.
4. Зоны акустического дискомфорта (выше 65 дБ(А)):
расположены
вдоль ул. Кузьмина в центре поселка и в южной части территории.
Воздействие шума на население обусловлено оживленным автомобильным
движением и работой ремонтных гаражей в южной части исследуемой
территории.
Большая часть пгт. Оленино лежит в зонах слабого шумового
воздействия, и лишь отдельные его территории подвергаются сильному
воздействию шума, образуя зоны акустического дискомфорта.
28
§ 3.4.2. Шумовое поле пгт. Оленино в момент прохождения через его
территорию железнодорожного состава
Измерения проводились 04.05.2015, 16:30-21:00
Использовался шумомер Testo 816 при частотной коррекции “А”.
Табл. 3. Показания шумомера на точках замеров в момент прохождения
через пгт. Оленино железнодорожного состава
НОМЕР
ПОКАЗАНИЯ
12
67.6
26
44.1
ТОЧКИ
ШУМОМЕРА
13
70.0
27
58.3
(дБ(А))
14
75.4
28
87.2
1
42.2
15
92.2
29
49.9
2
44.7
16
93.4
30
49.7
3
44.3
17
74.5
31
50.3
4
45.8
18
95.2
32
98.5
5
50.5
19
78.7
33
102.4
6
51.4
20
75.9
34
73.3
7
51.8
21
50.1
35
97.2
8
49.5
22
49.3
9
89.3
23
95.4
10
97.4
24
65.1
11
96.5
25
67.2
29
Рис. 6. Шумовое поле пгт. Оленино в момент прохождения через его
территорию железнодорожного состава
Не смотря на то, что шумовой фон в пгт. Оленино Тверской области не
превышает
норму,
в
момент
прохождения
30
через
его
территорию
железнодорожного состава, фон значительно возрастает, превышая не только
санитарные нормы (55 дБ), но и максимальное значение шума, не наносящее
вреда человеческому организму (80 дБ).
120
100
Показания шумомера (дБ(А))
80
60
Показания шумомера в
момент прохождения через
территорию пгт Оленино ж/д
состава (дБ(А))
40
20
0
5 6 7 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 23 24 25 28 32 33 35
Рис. 7. Разница между показаниями шумомера при разных условиях
измерения
Для создания данной гистограммы (Рис. 7.) были отобраны точки, на
которых проводилось измерение интенсивности шума, расположенные на
прилегающих к ж/д путям территориях. На ней можно увидеть большую
разницу между показаниями шумомера при двух разных условиях измерения.
Шум, создаваемый железнодорожным составом, распространяется по
территории на юг и север перпендикулярно проходящей с востока на запад
линии, достигая 85 – 102 дБ(А) вдоль линии и понижаясь каждые 120-150 м
на 10 дБ. Разница дальностей распространения шума на север и юг
обуславливается различным количеством зеленых насаждений и густотой
застройки. Ощутимый шум расходится на расстояние до 500 м.
Шум также создают сигналы и громкоговорители железнодорожного
вокзала.
31
Глава 4. Возможные методы ограничения шумового воздействия на
население
§ 4.1. Особая застройка территории
Защитный эффект достигается при размещении жилой застройки на
расстоянии не менее 25-30 м от магистралей и зоны разрыва озеленения.
Значительный эффект достигается при замкнутом типе застройки. Однако
защищенными оказываются только внутриквартальные пространства, а
внешние фасады домов попадают в крайне неблагоприятные условия,
поэтому подобная застройка автомагистралей нежелательна. Наиболее
целесообразна свободная застройка, защищенная со стороны улицы
зелеными
насаждениями
и
экранирующими
зданиями
временного
пребывания людей (магазины, столовые, рестораны, ателье и др.).
Расположение магистрали на насыпи или в выемке также снижает на
близлежащей территории уровень загрязнения воздуха и шума. При
разработке проектов детальной планировки и застройки автомагистралей
защитный эффект может быть достигнут с помощью зонирования. В зоне,
непосредственно
примыкающей
к
магистрали,
следует
располагать
невысокие здания нежилого назначения, в следующей зоне - малоэтажную
жилую застройку, далее жилую застройку повышенной этажности и в
наиболее удаленной зоне от магистрали-. детские учреждения, школы,
поликлиники, больницы и др. Автомобильные дороги I и II категорий и
железнодорожные линии не должны пересекать территории пригородной
зоны, где размещаются лесопарки, дома отдыха, пансионаты, детские дачи и
лесные школы, лечебные учреждения и санатории, вузы и НИИ. Дома отдыха
необходимо размещать на расстоянии не меньше 500 м от автомобильных
дорог, промышленных предприятий и в 1 км от железной дороги. Территория
разрыва должна быть максимально озеленена. Промышленные предприятия,
районы или производственные зоны, являющиеся источниками шума
32
повышенных уровней (70-80 дБ(А)), следует отделять от жилой застройки
защитными зонами и размещать их с учетом господствующего направления
ветра. При этом учитываются и другие факторы, отрицательно влияющие на
окружающую среду. Промышленные предприятия, эквивалентные уровни
шума которых составляют 60 дБ(А), можно размещать в производственножилых районах, если они не служат источниками других вредностей.
Шумозащитные свойства домов-экранов достаточно высоки. Особенно
эффективны протяженные здания типа торговых рядов. Они снижают
транспортный шум на 20-30 дБ(А) и надежно защищают внутриквартальную
территорию. В зданиях-экранах можно располагать гаражи, мастерские,
приемные пункты предприятий бытового обслуживания, столовые, кафе,
рестораны
и
другие
предприятия
общественного
питания,
ателье,
парикмахерские и т. д., в которых, согласно СН № 3077-84, допускается
уровень шума 55-60 дБ(А). Снизить уровень шума до этой величины помогут
хорошая звукоизоляция ограждающих конструкций, звукопоглощающие
материалы. Не следует размещать в этой зоне аптеки, библиотеки, читальни
и другие учреждения, в которых уровень шума не должен превышать 40
дБ(А).
При
реконструкции
сложившихся
промышленных
районов
необходимо внедрять более совершенные технологические процессы,
функциональное зонирование и улучшать планировку района, транспортные
связи, внешнее благоустройство и озеленение. Вдоль магистральных улиц
преимущественно
с
общественным
(пассажирским)
и
легковым
автотранспортом можно размещать зоны торговых, коммунально-бытовых и
общественных зданий. В условиях реконструкции городов одним из
основных градостроительных мероприятий по улучшению санитарногигиенических условий жизни на примагистральных территориях является
перенос на специально создаваемые автомобильные городские дороги всего
транзитного
внегородского
и
общегородского,
особенно
грузового,
движения. Такие трассы следует создавать, например, вдоль полос отвода
железных дорог или в их пределах. Для защиты от шума в этом случае можно
33
использовать выемки, земляные кавальеры и другие экранирующие
сооружения, а также специальные полосы шумозащитного озеленения.
§ 4.2. Зеленые насаждения
Зеленые
насаждения,
располагаемые
между
источниками
шума
(транспортные магистрали, электропоезда и т. д.) и жилыми домами,
участками для отдыха и спортивными площадками, снижают уровень шума
на 5—10%. Кроны лиственных деревьев поглощают 26% падающей на них
звуковой энергии. Хорошо развитые кустарниковые и древесные породы с
густой кроной на участке шириной в 30—40 м могут снижать уровни шума
на 17 - 23 Дб, небольшие скверы и внутриквартальные посадки с редкими
деревьями — на 4—7 Дб. Крупные лесные массивы снижают уровни шума
авиационных моторов на 22—56% по сравнению с открытым местом [23].
Однако при неправильном расположении зеленых насаждений по
отношению к источникам звука можно получить противоположный эффект,
т. е. усилить уровень шума там, где требуется его снижение. Это может
произойти при посадке деревьев с плотной кроной по оси улицы с
оживленным транспортным движением. В этом случае зеленые насаждения
будут играть роль экрана, отражающего звуковые волны по направлению к
жилым домам и участкам отдыха и спорта. Для снижения уровней шума на
15-18 дБ А рекомендуется сочетать двух- и трехрядные зеленые полосы с
экранирующими барьерами. В замкнутых дворах и на узких улицах
целесообразно использовать вертикальное озеленение для уменьшения
площади поверхностей, отражающих звук. Для достижения существенного
(на 60-70%) звукозащитного эффекта на линии жилой застройки зеленые
насаждения должны состоять из четырех - пятирядных плотных полос
деревьев и кустарников. В зимнее время защитная функция зеленых
насаждений снижается в 3-4 раза по сравнению с летним [23].
34
§ 4.3. Шумозащитные экраны
Шумозащитный экран — конструкция, возводимая вдоль крупных
проспектов, автомагистралей, железнодорожных путей, которые защищают
от шума близлежащие дома, а также места скопления людей (остановки
общественного транспорта, парки) [6]. Конструкция шумозащитных экранов
очень проста (рис.8).
Рис. 8. Конструкция шумозащитного экрана
Установка
таких
конструкций
экономически
обоснована
в
густонаселенных районах, где трассирование дороги на расстоянии от жилых
и
офисных
зданий
невозможно.
Шумозащитные
экраны
снижают
транспортный шум за счет поглощения, изменения длины волны, отражения,
или дифракции, как правило, на 8—20 дБ(А).
Помимо этой функции, экраны в разной степени защищают прохожих и
проживающих рядом от дорожной пыли и грязи в осенне-весенний период и
от ослепления фарами (в случае с непрозрачными экранами). При
возникновении ДТП защищает прохожих от обломков. Таким образом, даже
при прохождении в непосредственной близости от оживленной трассы —
есть возможность создать тихий жилой район, что дает возможность более
эффективно расходовать городскую землю.
35
Также шумозащитный экран может ограничить видимость частной
собственности за экраном или неэстетичные пейзажи (свалки, промзоны,
железнодорожные пути и депо, неблагополучные районы).
Экраны делятся на несколько видов:
по типу защиты от шума:
шумопоглощающие;
шумотражающие;
комбинированные;
по светопроницаемости:
прозрачные;
тонированные;
непрозрачные;
с прозрачными вставками.
Главное отличие шумопоглощающего экрана состоит в том, что в его
составе применяются специальные шумопоглощающие акустические панели
с перфорацией. Шумопоглощающие панели, принимая на себя звуковую
волну, пропускают её внутрь панели через отверстия в фасадной стороне, где
кинетическая
энергия
звуковой
волны
поглощается
специальным
акустическим материалом, очень распространённым в настоящее время.
Шумопоглощающие экраны в основном используются там, где
необходима защита от шума без ущерба для противоположной от экрана
стороны. Например, при возведении экрана вдоль автомобильной или
железной дороги, чтобы отражённая звуковая волна не возвращалась к
автомобилям
или поездам. Тоже можно
шумопоглощающих
панелей
при
сказать и
шумозащите
о
применении
спортивных
объектов,
стадионов, промышленных помещений, цехов с шумными производствами,
при защите от шума строек. Мы рекомендуем применять шумозащитные
экраны высотой не менее 3м, так как при более низких высотах экрана часть
звуковых волн может не задерживаться.
36
Шумоотражающий экран в отличие от звукопоглощающего звуковую
волну не поглощает, а, отражая большую её часть, возвращает в сторону
источника шума. Поэтому источник шума и в целом противоположная от
защищаемого объекта сторона испытывает повышенную звуковую нагрузку.
Для защищаемого объекта коэффициент звукоизоляции этих экранов
существенно не отличается.
Шумоотражающий экран может быть непрозрачным, тогда он будет
состоять из сплошных шумоотражающих панелей, или прозрачным, тогда он
будет
выполнен
из
шумоотражающих
панелей
на
основе
полиметилметакрилатного стекла или поликарбоната.
Шумоотражающие экраны на основе сплошных металлических панелей
в основном применяются для защиты населённых территорий от шума
трансформаторов, компрессорных установок (компрессоров), насосных
станций, промышленных кондиционеров, драйкуллеров (сухих охладителей),
чиллеров, промышленных вентиляторов.
Шумоотражающие экраны из светопрозрачных панелей в основном
используются вдоль автомобильных и железных дорог, в случаях, когда
необходимо добиться снижения не только шумовой нагрузки, но и построить
визуально лёгкую конструкцию, которая не будет закрывать различного вида
пейзажи прилегающей местности или нарушать окружающий архитектурный
облик.
Отличительной
особенностью
комбинированных
шумозащитных
экранов от шумопоглощающего и шумоотражающего является наличие в нём
двух
или
более
видов
панелей.
Наиболее
частое
сочетание
–
шумопоглощающие панели с перфорацией и прозрачные шумоотражающие
панели на основе поликарбоната.
При
строительстве
шумопоглощающих
шумозащитных
панелей,
вдоль
экранов
с
использованием
автомобильных
дорог
и
железнодорожных путей рекомендуется добавлять в конструкцию экрана
прозрачные панели. Они нужны для того, чтобы улучшить безопасность
37
дорожного движения, там, где непрозрачные стены шумозащитного экрана
неблагоприятно воздействуют на видимость и равномерность освещённости
дороги. А также для того, чтобы предотвратить препятствие обзору для
пользователей дороги, местных жителей, снизить ощущение замкнутости
пространства, утомляемость водителей и пассажиров. Также мы рекомендуем
в
качестве
нижней
панели
использовать
сплошную
металлическую
звукоизолирующую панель, так как она наиболее защищена от загрязнений и
механических повреждений. Сфера применения комбинированных экранов
аналогична шумопоглощающим и шумоотражающим экранам.
В зависимости от типа экрана используемые материалы могут сильно
различаться. Для прозрачных и тонированных экранов используется в
основном
оргстекло.
многослойное
стекло
Для
звукопоглощающих
или
перфорированный
экранов
используется
металлический
лист
с
звукопоглощающей задней стенкой. Таким образом, кинетическая энергия
звука гасится между двумя слоями материала.
Прозрачные барьеры позволяют не нарушать облик города, а также
повысить безопасность движения за счет большего угла обзора, лучшей
освещенности трассы; водители и пешеходы могут визуально наблюдать
известные
им
городские
ориентиры.
Комбинированные
экраны
с
прозрачными вставками уменьшают усталость, так как однотонность трассы
негативно сказывается на реакции водителей, более того, водитель может
уснуть за рулем или не ощущать реальной скорости движения.
Барьеры обычно выполнены в виде панелей с несущими балками слева и
справа, есть возможность выполнения проемов для проезда автотранспорта
или прохода пешеходов. Обычно вверху панели загнуты в сторону источника
шума или наклонены в сторону источника. Таким образом, уменьшается угол
под которым шум выходит в окружающую среду.
Ограждение возможно двумя способами:
38
1. Изолировать источник шума — экран со стороны жилых домов или при
необходимости с обеих сторон вдоль автодороги или железнодорожных
путей;
2. Изолировать объект зашумления — со стороны трассы (с 2—3 сторон)
или при необходимости построить замкнутый (со всех сторон) барьер
[11].
Минимальная высота шумозащитных экранов - 1 м, максимальная, с
точки зрения лучшего вписывания в ландшафт, - не более 3 м. Оптимальное
расстояние от оси ближайшей полосы движения до экрана составляет 9-11 м.
Длина шумозащитного экрана должна обеспечивать снижение шума до
расчётных значений. Минимальная длина зависит от удаления оси
ближайшей полосы движения до защищаемого объекта при обеспечении
прогнозируемой величины снижения эквивалентного уровня шума.
При проектировании экранов следует учитывать, что расположение их
только с одной стороны дороги вызывает некоторое повышение уровня шума
на противоположной стороне за счёт отражённых от экрана звуковых волн.
Для повышения эффективности экранов целесообразно предусматривать
облицовку
их
поверхности,
обращённой
к
транспортному
потоку,
звукопоглощающими материалами. Эти материалы должны быть стойкими
по отношению к природно-климатическим факторам в течение всего периода
эксплуатации, непригодными в пищу грызунам и термитам, безвредными для
окружающей среды.
На величину снижения уровня шума оказывает влияние поперечный
профиль экрана; наиболее предпочтительным является экран Г-образного
сечения с оптимальной шириной верхней полки, равной 0,6 м. Наклон экрана
в сторону дороги не повышает его шумозащитную эффективность.
Размещение
шумозашитных
экранов
не
должно
способствовать
снегозаносимости земляного полотна автомобильной дороги, не затруднять
уборку снега с проезжей части и обочин , органично вписываться в
39
ландшафт, не создавать опасности возникновения дорожно-транспортных
происшествий, занимать возможно меньшую ширину полосы отвода [28].
Рис. 9. Шумозащитный экран на железнодорожных путях
40
Заключение
Для достижения поставленной цели в ходе выполнения работы давалась
общая характеристика основных параметров шума с рассмотрением причин,
источников и физических аспектов шума, факторов, влияющих на уровень
шума в городах, а также основных терминов и определений.
Осваивались методы измерения шума по ГОСТам с учетом общих положений и условий измерения. Проходило ознакомление с аппаратурой, проведением её калибровки, видами частотной коррекции, применяемыми при
различных условиях измерения.
Описывалось географическое положение исследуемой территории по
отношению к крупным транспортным узлам. Анализировался рельеф территории для определения его влияния на характер распространения шума. Выявлялись главные источники шумового загрязнения поселка. Давалась характеристика транспортного потока на наиболее эксплуатируемом дорожном
участке пгт. Оленино.
Производились натурные измерения шумового поля пгт. Оленино Тверской области с помощью шумомера testo 816 при частотной коррекции (А) на
заранее установленных точках по всей исследуемой территории. Осуществлялась обработка практических материалов с целью создания картосхем шумового поля пгт. Оленино (2 шт. Масштаб 1: 20 450).
Давалась оценка состояния шумового загрязнения территории и условий
при которых оно возникает.
Проводился поиск возможных методов ограничения шумового воздействия на население пгт. Оленино, в процессе которого были предложены такие как:
1. Осуществление особой застройки территории в районах, прилегающих к ж/д путям, для обеспечения благоприятной акустической обстановки.
А именно постройка экранирующих зданий между жилыми зонами и ж/д путями, в которых можно располагать торговые ряды, кафе и др.
41
2. Организация зеленых насаждений вдоль железнодорожных путей и
главных автомобильных дорог для ограничения распространения шума по
территории.
3. Установка шумозащитных экранов на железнодорожные пути. Экраны желательно устанавливать в виде замкнутого барьера с разрывами для
снегоуборочных мероприятий и беспрепятственного перемещения жителей
поселка через ж/д пути.
Основными источниками шумового загрязнения в пгт. Оленино являются дорожный участок ул. Союзная – ул. Кузьмина – ул. Карла Маркса и линия Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки Октябрьской железной
дороги.
Шумовой фон в пгт. Оленино представлен 4 зонами в зависимости от
интенсивности шумового воздействия на определенные районы территории
поселка. Негативное воздействие оказывается лишь на 15% территории,
остальные 85% практически не подвержены вредному воздействию шума.
Не смотря на это, состояние шумового фона сильно меняется на время
прохождения через поселок железнодорожного состава, оказывающее сильное шумовое воздействие на работников ж/д вокзала и население, проживающее на близлежащих территориях. В этот период времени интенсивность
шума на расстоянии 7 -10 м от колеи колеблется от 85 до 102 дБ(А), распространяясь на северную и южную части пгт. Оленино с уже меньшими, но тем
не менее превышающими норму значениями.
Из предложенных решений по снижению шума, в Оленино используются только зеленые насаждения, но не в полной мере, так как непосредственно
у железнодорожной линии Москва – Волоколамск – Ржев – Великие Луки и у
главной автомобильной дороги ул. Союзная – ул. Кузьмина – ул. Карла
Маркса они представлены в очень малом количестве. Вдоль ж/д линии расположено 2 экранирующих здания, одним из которых является ж/д вокзал, но
должного эффекта на распространение шума они не оказывают. Шумозащитные экраны отсутствуют полностью.
42
Список литературы
1. Аксёнов И.Я., Аксёнов В.И. Транспорт и охрана окружающей среды. –
М.: Транспорт, 1986.
2. Александровская З.И. и др. Благоустройство городов. – М., 1984.–341
с.
3. Аникеев В.А., Копп И.З., Скалкин Ф.В. Технологические аспекты
охраны окружающей среды. - Л.: Гидрометеоиздат, 1982. - 255 с.
4. Бессаид А., Бечар Х., Феллах М.К. Анализ изображений и
распознавание образов как инструмент для представления картографической
информации. Электронный журнал "Техническая акустика", http://ejta.org,
2003.
5. Борьба с шумом в городах. - М.: Стройиздат, 1997.
6. Воронцов А.И., Харитонова Н.3. Охрана природы. - М., 1981. – 348 c.
7. ГЕОЦЕНТР МОСКВА [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://geocentr-msk.ru/, свободный. – Загл. с экрана. (29. 11. 2014)
8. Голубев И.Р., Новиков Ю.В. Окружающая среда и транспорт.- М.:
Транспорт, 1997. - 207 с.
9. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОКЛАД о состоянии и об охране
окружающей среды в Тверской области в 2013 году, Министерство
природных ресурсов и экологии Тверской области.
10. ГОСТ 17.5.3.01-78. Охрана природы Земли. Состав и размер зеленых
зон городов.
11. ГОСТ 20444-85 Группа Т34 Шум «Транспортные потоки. Методы
измерения шумовой характеристики» ОКП 57 6200. Дата введения 1986-0101
12.
ГОСТ
23337-78
(СТ
СЭВ
2600-80)
Группа
Ж25
УДК
534.835/.836.08:006.354 ШУМ «Методы измерения шума на селитебной
территории и в помещениях жилых и общественных зданий».
43
13. ГОСТ 23337-78 Шум. Методы измерения шума на селитебной
территории и в помещениях жилых и общественных зданий [Электронный
ресурс]. Режим доступа: http://www.znaytovar.ru/, свободный. – Загл. с экрана.
(17. 12. 2014)
14. Денисов В. В., Курбатова А.С., Денисова И. А., Бондаренко В. Л.,
Грачев В. А., Гутенёв В. В. Экология города: Учебное пособие / под ред.
проф. В. В. Денисова. – М.: ИКЦ «МарТ», Ростов н/Д: Издательский центр
«МарТ», 2008. – 832 с.
15. Дунаевский Л. В. О связи рыночной цены на жилье и шумового
фактора (на примере г. Москвы). Электронный журнал "Техническая
акустика", http://ejta.org, 2002, №4.
16. Зарубин Г.П. Гигиена города. – … 1996.
17. Затуранов Ю.Н., Антипова Т.Н. / Оценка шумового загрязнения
городской среды: модели и методы повышения экологической безопасности.
- Статья. - Журнал "экономика и экологический менеджмент"(март 2013). УДК 628.517.2.001.
18. Игнатович Н.И., Рыбальский Н.Г. Чем опасен транспорт для людей,
животных и растений? Библиотечка для населения, серия „Экологическая
безопасность в быту ”. - М.: РЭФИА, 1996. - 82 с.
19. Коробкин В.И., Передельский Л.В. Экология, 12-е изд., доп. и
перераб. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 602 с.
20. Короновский Н.В., Якушева А.Ф. Основы геологии: Учеб. для
географ. спец. вузов. – М.: Высш.шк., 1991 – 416 с., ил.
21. Луканин В.Н., Трофименко Ю.В. Промышленно-транспортная
экология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш. шк., 2001. —
273 с.
22. Луканин В.Н., Гудцов В.Н., Бочаров Н.Ф. Снижение шума
автомобиля. – М.: Машиностроение, 1981.
23. Новиков Г. В. и др., 1981
44
24. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ГЕОПОРТАЛ ТВЕРСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА [Электронный ресурс]. – Режим доступа:
http://geoportal.tversu.ru, свободный. – Загл. с экрана. (12. 12. 2014)
25. Осипов Г. Л. Город, промышленность, шум / Г. Л. Осипов, канд.
техн. наук. – М.: «Знание», 1992. – 48 с.: ил.
26. Осипов Г.Л. Защита зданий от шума. М., «Стройиздат», 1990. – 216
с.: ил.
27. Павлова Е. И. Экология транспорта: Учеб. для вузов / Е. И. Павлова –
М.: Высшая школа, 2006. – 344 с.: ил.
28. Подольский, В.П. Автотранспортное загрязнение придорожных
территорий / В.П. Подольский, В.Г. Артюхов, B.C. Турбин, А.Н. Канишев
Воронеж: Изд-во Воронежского государственного университета, 1999.-264 с.
29. Прохоров Б. Б. Экология человека: Учеб. для студентов высш.
учеб.заведений / Б. Б. Прохоров. – М.: Изд. центр «Академия», 2003. – 320 с.
30. Руководство по использованию шумомера Testo 816.
31. Схема территориального планирования
Том 2., Материалы по
обоснованию проекта схемы территориального планирования, Научнопроектный институт пространственного планирования "ЭНКО", СанктПетербург – Тверь 2012.
32. Транспорт, 1982.
33.
Google
Maps
[Электронный
ресурс].
–
Режим
доступа:
https://www.google.ru/maps/@56.8905963,35.8882682,14z?hl=ru, свободный. –
Загл. с экрана. (18.12.2014).
34. Rion-Rassia [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://rionrussia.ru/catalog/sound-level-meter, свободный. – Загл. с экрана. (17.12.2014).
45
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв