1
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У « Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кафедра спортивных дисциплин
ОЦЕНКА ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ В НАПАДЕНИИ
ЖЕНСКОЙ БАСКЕТБОЛЬНОЙ КОМАНДЫ
НИУ «БелГУ» В СЕЗОНЕ 2015-2016 гг.
Выпускная квалификационная работа
обучающейся по направлению подготовки
49.03.01 Физическая культура
очной формы обучения, группы 02011301
Скачковой Алины Вячеславовна
Научный руководитель:
кандидат педагогических наук,
доцент Воронин И.Ю.
БЕЛГОРОД 2017
2
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………...3
Глава
1.
ОБОСНОВАНИЕ
ПРОБЛЕМЫ,
ЦЕЛИ
И
ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ ..……................................................................................6
1.1. Теоретическое обоснование тактических действий в баскетболе ……….6
1.2. Характеристика групповых тактических действий в нападении в
баскетболе………………………………………………………………………... 9
1.3. Особенности методики обучения тактическим действиям в баскетболе 15
Глава 2. МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ……………....28
2.1. Методы исследования……………………………………………….……28
2.2. Организация исследования……………………………………………….29
Глава
3.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ТАКТИЧЕСКИХ
ДЕЙСТВИЙ
БАСКЕТБОЛИСТОК В НАПАДЕНИИ ………………………………….....30
3.1. Индивидуальные действия баскетболисток в нападении ………...…....30
3.2. Групповые действия баскетболисток в нападении …………………….32
3.3. Командные тактические действия баскетболисток в нападении ……….34
ВЫВОДЫ…………………………………………………………………….....37
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ………………………………………39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………………...40
3
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность.
Возрастающая массовость женского баскетбола,
высокие физические и психические нагрузки, предъявляемые к спортсменкам
в тренировках и на соревнованиях, выдвигают на первый план проблему
научного обоснования процесса подготовки [5].
Анализ результатов соревновательной деятельности баскетболисток
различной квалификации показал, что современная игра предъявляет
высочайшие требования к уровню тактической подготовки. Так как для того,
чтобы забросить мяч в корзину необходимо преодолеть сопротивление не
только с помощью изменения направления и быстрых перемещений, но и
умело сочетать отработанные тактические схемы с нестандартными
решениями.
Тактическая подготовленность в теории и практике баскетбола
понимается, как умение спортсменки грамотно построить ход борьбы с
учетом своих индивидуальных способностей, возможностей соперников и
создавшихся внешних условий. В баскетболе специалистами выделяются
индивидуальные и командные тактические действия в нападении.
Анализ специальной литературы, изучение и обобщение опыта
передовой спортивной практики позволяют говорить об отсутствии научнообоснованной системы тактических действий в баскетболе на разных этапах
многолетней подготовки, что делает этот вопрос одним из наиболее
актуальных
в
современной
системе
тренировки
баскетболистов.
В
специальной литературе, программах тренировок баскетболистов не всегда
учитывается такой важный фактор, как тактические действия в баскетболе,
поэтому выбранная тема является актуальной.
Цель исследования: изучить эффективность тактических действий в
нападении у баскетболисток студенческой команды.
Объект исследования: тактические действия в баскетболе.
4
Предметом исследования: оценка эффективности процесса ведения
тактических действий в женской баскетбольной команде НИУ «БелГУ».
Задачи исследования:
1.
Проанализировать особенности индивидуальных, групповых и
командных тактических действий в нападении в баскетболе.
2.
Изучить особенности и результативность тактических действий
женской студенческой баскетбольной команды в сезоне 2015-2016 годов.
3.
Разработать
практические
рекомендации
по
повышению
эффективности тактических действий в нападении женской баскетбольной
команды НИУ «БелГУ».
Гипотеза исследования состояла в том, что проведенный анализ
тактических
действий
в
ходе
соревнований
будет
способствовать
повышению эффективности тренировочного и соревновательного процесса
студенток-баскетболисток в нападении.
Новизна исследования: состоит в том, что обоснована оценка
индивидуальных,
групповых
и
командных
тактических
действия
баскетболисток в нападении в соревновательном процессе.
Практическая значимость: результаты проведѐнных исследований
могут быть использованы для контроля тактических действий в нападении у
баскетболистов различных амплуа в условиях ДЮСШ.
Методы исследования:
1. Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы;
2. Педагогическое наблюдение;
3. Видеосъѐмка.
5
Глава 1. ОБОСНОВАНИЕ ПРОБЛЕМЫ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ
ИССЛЕДОВАНИЯ
1.1. Тактические действия в баскетболе
Тактика – часть стратегии. Она подчинена ей. Одна из главных задач
стратегии – изучение условий и характера предстоящих соревнований,
выработка способов и форм подготовки и ведения борьбы. Исходя из этого
стратегия должна определить силы и средства, необходимые для достижения
цели, а, следовательно, и общее стратегическое направление подготовки
команды к соревнованиям. Все эти вопросы стратегия изучает в соответствии
с закономерностями развития процесса игры, опытом соревновательной
борьбы, взглядами и возможностями основных соперников и возможностями
команды [12].
Концепция стратегии развития в мировом баскетболе в настоящее время,
описывается так, что можно охарактеризовать следующими положениями:
-
скорость
деятельности
(систематическое
использование
всех
благоприятных ситуаций для быстрого, быстрые действия в нападении и
защите);
-
гибкой,
активной
(постоянной,
бескомпромиссной
борьбе
за
инициативу, переход от одних систем и вариантов к другим ,тактических
сюрпризов и ответы на них, регуляции темпо-ритм, структура действий);
- постоянное силовое давление на соперника (элементы давления,
жесткая опека игрока с мячом, бескомпромиссная борьба за "место", "для
приема мяча," борьба за отскок трех игроков, острые передачи в щит);
-
усовершенствование
самодисциплина,
тщательные
игровых
варианты
ситуаций
взаимодействия
(рациональная
в
типичных
ситуациях в условиях дефицита времени, пространства, информации, умелая
игра на "стыках" тактические системы и внутри них по фазам);
6
- верный баланс между атакой и обороной (соответствующие
организации и структуры атакующих действий со страховой, организация
команды, защитных действий с переходом в быстрое контрнаступление,
оптимальное соотношение атаки корзины с различных расстояний);
- умный инновационной (творческой самостоятельности игрока и его
самосовершенствования);
При подготовке к соревнованиям в круг вопросов, изучаемых в
стратегиях включает:
1) закономерности и тенденции в развитии игры;
2) опыт участия в соревнованиях;
3) основы подготовки управленческих команд к соревнованиям;
4) подготовка резервов;
5) условия и особенности конкуренции;
6) взгляды и возможности соперников;
7) основные стратегические направления подготовки и принципы
планирования;
8) средства, методы и формы внедрения борьбу.
9) материально - техническое, научно-методическое и медицинское
обеспечение команды.
В период участия в соревнованиях основными вопросами стратегии
являются:
1) Основы соревновательных режимов;
2) распределение средств и усилий на приоритетных направлениях;
3) методы оперативного управления [3].
Стратегия представляет собой систему знаний о законах конкурентной
борьбы. Знание этих моделей позволяет тренеру предвидеть характер и
условия предстоящих соревнований и вести команду.
Тактика-это раздел теории и практики, изучающий закономерности
развития игры, средства, способы и формы ведения спортивной борьбы и их
рациональное применение против конкретного соперника.
7
Современная тактика баскетбола имеет большой Арсенал средств,
методов и форм ведения игры. Их лучшее использование возможно только с
учетом основных факторов, которые реально влияют на этот конкретный
матч. Они основаны на всесторонней оценке возможностей своей команды и
команды соперника (команда, уровень тренированности игроков, их
моральное состояние, техническая и тактическая оснащенность и т. д.) и
конкретные внешние условия, в которых происходит встреча (погода,
оснащенность и состояние поверхности следа, особенности оборудования,
реакция зрителей и т. д.). Без учета этих факторов команда не может
добиться максимального результата.
Средствами борьбы являются приемы.
Не владея техникой, играть практически невозможно. Однако, если
техническая подготовка направлена на изучение структуры движений
техника, тактическая подготовка вооружает игроков, обладающих знаниями
и навыками правильного применения усвоенных приемов в борьбе между
двумя командами.
Тактическая подготовка направлена на изучение различных комбинаций
слот. Под сочетание означает, изучал заранее и скоординированного
взаимодействия группы или всех игроков в определенную систему,
направленную на создание одного из игроков условия для атаки кольца.
Кроме того, комбинация может быть творчески созданы и внедрены игроков
на основе модели взаимодействия, их химия и приобрел низким оценкам.
В ходе предварительного исследования изучая сочетание предполагает
логическое развитие и завершение в зависимости от складывающейся
конкурентной среде. Комбинации могут применяться как в динамике матча,
так и в статические моменты введения или введения мяча в игру (в начальной
и противоречивые метания при вбрасывании из-за боковой линии или
базовой линии или в штрафной).
Форма игры называется внешнее проявление действий команды,
связанных с решением определенных тактических задач. Он может быть
8
активным или пассивным. В зависимости от применения активных или
пассивных форм тактика наступательного или оборонительного характера. И
оборонительная тактика может быть как пассивно, так и активно
обороняться. Ту или иную форму игры выбирается тренером, исходя из
ситуации конкуренции и реальных возможностей коллектива [14].
В соответствии с основным содержанием игры тактика делится на
тактику нападения и обороны. Каждый раздел делится на группы в
зависимости от принципа организации действий игроков: индивидуальные,
групповые и командные. В свою очередь, каждая из групп в зависимости от
формы игры, делятся на типы (например, индивидуальные действия в
нападении могут быть действия игрока без мяча и действия игрока с мячом).
В зависимости от конкретного содержания действий типы игры делятся на
методы. Методов, имеющих различные функции выполняются, приводят к
возникновению вариантов [1]. Например, один из способов позиционного
нападения является система нападения через центр игрока. На основе
количества центров одновременно работающих в поле, эта система может
иметь три варианта: атака через центр, через два или через три поворота [16].
1.2 Характеристика групповых тактических действий в нападении
в баскетболе
Суть нападения заключается в следующем: игрок становится вблизи
защитника, охраняющего его партнера, выбирая место, поэтому он может
преследовать уходящего подопечного [19]. Игрок задерживает продвижение
защитника или вынуждает последнего двигаться по более длинному пути,
чем путь партнера. Этот маневр позволяет партнеру за короткое время
освободиться от опеки и атаковать корзину. Игрок, который сделал барьер,
не
остается
неизменным:
чтобы
встретиться
с
защитником,
он
поворачивается и идет к поддержке щит атаки. Игрок с мячом всегда должны
иметь в виду, что партнер участвует в атаку сразу после размещения барьера,
9
часто более опасны для противника.
Все
тактические
взаимодействия
действия
небольшой
команды
решаются
из
или
группы
двух
посредством
трех
человек.
Взаимодействие малых групп базируется на использовании территории,
взаиморасположение игроков или партнеров взаимной помощи. Эти
принципы взаимодействия часто выступают в комплексах.
Взаимодействие двух игроков. Есть два типа взаимодействий: "дай и
получи" и помощи партнеров - "заслонов".
"заслон
использовании
и
наступление"
территории
и
-
взаимодействие,
относительное
основанное
положение
на
игроков
относительно друг друга и направления сайта. Передать мяч, нужно
вернуться назад, чтобы получить мяч в наиболее выгодном положении. Это
возможно потому, что после того, как игрок был освобожден от мяча,
внимание защитника к нему в какой-то уменьшает точки. Для успешного
вывода используется для подхода противника, с последующим прыжком в
правильном направлении: предварительно "растянуть" фронт защиты;
удвоение защитников в одну линию (в затылок друг другу), что не позволяет
им оказывать друг другу помощь. Из себя будет решена с помощью
индивидуальных действий.
При взаимодействии "пройдет и наступит" могут быть ситуации, в
которых
необходимо
применить
наиболее
оптимальные
тактические
решения. Так, если перед тем, как взаимодействовать с игроками на их пути
щит находится в оппозиции одного защитника, тактика должна быть
основана на следующем: если защитник отступает и не мешает передачи с
мячом, должны использовать ведущие, стремясь сделать активный проход к
щиту. Это вызовет выход защитника на него, в результате чего партнер будет
в хорошем положении и он должен следить за переводом. Если подопечного
не выходить на мяч надо атаковать корзину [8,19].
Если вы против двух игроков, и один из них борется за мяч, второй
должен стремиться занять такую позицию, которая позволит отвлечь
10
внимание заключение под стражу и лишить его возможности для оказания
помощи партнеру по защите. В то же время нужно выбирать такое
расположение по отношению к своему партнеру, чтобы создать наиболее
удобное положение для выполнения передачи. В зависимости от области
взаимодействия направления выход для получения мяча должна быть разной.
Если взаимодействие осуществляется в середине площадки, то лучше
применять бег по диагонали, оставив опекуна за спиной, и имея возможность
получить мяч. Если взаимодействие происходит рядом со щитом, то лучше
использовать дугу выхода идет к задней части опекунского и заставляя его
тем самым на время потерять из виду подопечного или мяч.
Заслон. Это взаимодействие опирается на помощь партнера. На
тактических экранах выделяются задачи, для которых они применяются. Так,
"барьер кинуть" освобождает партнера от активной оппозиции к броску.
"заслон для ухода" — оказание помощи партнеру с мячом, чтобы
уклониться от опекуна противника в наиболее "острых" направление.
"заслон для выхода" — помощь в освобождении из-под стражи для
беспрепятственного выхода для получения мяча. Различие между барьерами:
1. Внутренний - игрок стоящий на месте. Чаще всего он используется
для выполнения броска.
2. Наружный - игрок стоящий на месте. Покрытия расположен на
стороне-сзади или сбоку-спереди, таким образом, чтобы преградить путь
радетель за уходящего игрока. Использовать "релиз" и "ухаживать".
3. Пересечение - барьера, инициатива в формировании которых
принадлежит игроку, который хочет быть освобожден из-под стражи. Могут
быть сделаны в отношении игрока, стоящего на месте, а игрок в движении
навстречу.
4. Пересечение барьера, при котором оба партнера взаимодействуют
друг с другом, находятся в движении, пересекая пути друг к другу под углом.
На
перекрестке
их
пути,
освобожденным из-под опеки.
защитников
лица,
и
возможность
быть
11
Предпосылкой для формулирования этих заслонов является разворот
ставит барьер или продвижение через барьер. Это позволяет увеличить
больше времени, чтобы отпустить партнера из-под опеки и в то же время
быть готовы взаимодействовать с ним.
Барьер имеет несколько вариантов: наружный, внутренний и в
движении.
Если блокирующий игрок находится в стороне или сзади защитника,
который опекает партнера, это внешний барьер [20]. Его цель состоит в том,
чтобы освободить товарища по команде с мячом или без мяча для прохода с
ведением или идет в правильном направлении.
Если блокирующий игрок между партнером и задержания лица его
защитника или спине до последнего, он создает внутренний заслон-барьер,
цель которого освободить партнера с мячом для броска в корзину [7].
Заслон в движении заключается в том, что игрок попадает в
пространство между его напарником и помогает его защитник, затем оба
нападающих продолжают совместное движение к щиту противника. Первый
игрок формирует подвижный "экран", защищающий партнер, ведущий мяч
от оппозиции противников. Все это позволяет игроку с мячом, чтобы
выбрать удобное время для плавного броска в корзину с дальней дистанции.
Очевидно, что положения внутреннего барьера очень удобно быстро
переходить к проведению барьер в движении. Эффективность экранов
зависит от понимания их выполнении игроками. К барьеру достиг цели, надо
ставить на стороне противника, где партнер наиболее целесообразно
двигаться. Действия игрока, которому ставится заслон, должны быть
согласованы с действиями партнера, который является скрининг. Первые не
должны отходить от врага, поставлен заслон. Но нельзя отложить отъезд,
иначе противник успеет восстановить защиту [17].
Применять заслоны для игрока без мяча, иногда тактически более
оправданными,
чем
для
игрока
покровительствовать менее тщательно.
с
мячом,
а
игрок
без
мяча
12
Во время выполнения барьер может применяться для отвлечения или
развлечения. Например, злоумышленник начинает проход с ведением в
сторону
поставить
барьер
для
него.
Защитники
отступили,
перегруппировались, чтобы нейтрализовать надвигающуюся атаку , но
нападающий неожиданно для противника, резко меняя направление отсчета
переходит на другую сторону и бросает в корзину с дальней дистанции.
Передача и рывок к корзине с изменением направления движения
используется, чтобы ввести защитника в заблуждение. Нападающий делает
два или три шага в сторону одноклубника с мячом, а затем прорывается к
корзине, готов к приему мяча.
Рывок за спиной защитника. Когда защитника, сместился к линии
передач и
делает его трудно получить мяч, нападающий должен делать
прыжок за спину в корзину. Партнер с мячом всегда должен быть готов
передать мяч.
Эти взаимодействия основаны на первых возможного движения
нападающего без мяча в корзину [18].
Вторая возможного движения нападающего после передачи партнера с
мячом - положение, используя барьеры. В этом случае злоумышленник
может обойти партнера на внешнем, делая его защитник (щит восстановить),
или между партнером и корзины, приложив к нему барьер (стационарные
перегородки),
Передача и бросок из-за
заслона, указывая. Игрок передает мяч
партнеру и тире после передачи, минуя партнера снаружи и наложении на
него своего защитника. Получив ответный пас, он может стрелять из-за
барьера.
Передача и переход от барьера, указывая. Получив пас от партнера,
игрок может попасть в корзину, ведение мяча от стены.
Передачи после прохода от барьера, нападения. Если защитник
переключается на игрока, оставляя ремонт из-за барьера, его партнер должен
сделать рывок к корзине и получите мяч у дриблера.
13
Нетрудно убедиться, что те же три возможности реализации в
ситуациях барьера возникнуть при движение игрока без мяча внутри и
установив их неподвижной преградой к партнеру с мячом, и, когда движения
игрока с мячом (дриблинг) партнер без мяча (снаружи или внутри) [19].
Взаимодействие трех игроков. Большинство способов взаимодействия
трех игроков построено на основе взаимодействия с рассмотренными выше
двумя игроками, Подсоедините плеер для промежуточных тактических
маневров и передач мяча.
"Треугольника". Лучшее игровое положений в атаке могут быть
созданы, используя относительно простые взаимодействия в треугольнике. В
этом случае злоумышленник с мячом, образуя вершину треугольника должна
быть дальше от щита противника, чем два других партнера, которые
выходами вперед угрожают корзине. Дополнительно по краю игрок, получив
мяч, отдает его обратно партнеру в центр (вершина треугольника), а
следовательно, и мяч немедленно направляется на другой фланг, где атака
завершается. Взаимодействие "треугольник" требует быстрых передач мяча,
вы можете запустить и менять местами. Это взаимодействие особенно
эффективно при реализации численного преимущества нападающих над
защитниками (3х2) в ходе быстрого прорыва [23].
В позиционном нападении, треугольника целесообразно проводить в
одном из флангов атаки для атакующих центре плеера.
"Малая
восьмерка".
Три
игрока,
используя
последовательное
пересечение с ведением, могут взаимодействовать в так называемой малой
"восьмерке", где линии передвижения участников напоминают цифру "8".
Небольшой восемь циклична и может быть повторен в игре 4-5 раз подряд,
пока вы не создадите благоприятные условия для атаки корзины.
Есть несколько вариантов для завершения атаки из небольшой группы
восьми.
14
Игрока с мячом:
А) вместо того, чтобы передавать партнер выполняет передачу в щит
противника;
Б) вместо того, чтобы двигаться к перекрестку выполняет финт после
неожиданного прорыва противника к щиту на краю площади и получает мяч
для броска в корзину;
C) непосредственно после начала отсчета передает мяч партнеру, делает
рывок по центру поля к щиту
Г) не раздумывая бросает мяч в корзину, прыгать с Ближнего и Дальнего
расстояния, если защитников отступить на щит, чтобы закрыть проходы к
нему [14, 25].
"Скрестный выход ". Это взаимодействие трех игроков-это пересечение
осуществляется двумя игроками в непосредственной близости от третьего
партнера( обычно в центре), стоя спиной к щиту противника [5].
Двойной
выход
экрана
может
осуществляться
не
только
непосредственно в щит противника, но также от боковой линии [15].
Сдвоенный заслон. В формулировке двойной барьер одновременно
участвуют два игрока, которые в дальнейшем способствовать изоляции его
партнера из-под опеки его защитника и выход на удобную позицию для атаки
корзины [8].
Указывая на двух игроков. По аналогии с двойным барьером в это
взаимодействие
трех
игроков
прицеливание
осуществляется
злоумышленники на двух партнеров, которые стоят (или стояли в начале
руководства) рядом друг с другом [6].
1.3. Особенности методики обучения тактическим действиям в
баскетболе
Основные задачи преподавателя в обучении баскетбол тактические
действия:
15
- развитие внимания, способности ориентироваться в игровых
ситуациях;
- обучение основным индивидуальным и групповым тактическим
действиям;
-
ознакомление
с
основными
системами
игры
и
действия,
используемые в этих системах, для творческого решения конкретной
тактической проблемы, которые возникают во время игры.
Тактика игры - это рациональное, целенаправленное использование
способов и форм ведения спортивной борьбы с учетом особенностей
конкретного соперника и складывающихся игра противостояние.
Процесс
обучения
тактике
игры
должны
быть
специально
организованы. Если в процессе обучения методике работы по освоению
структуры движений, игр и навыков, в развитии тактики игры, они
приобретают знания и навыки применения этих навыков в конкретных
ситуациях с целью достижения победы над потенциальным или конкретным
соперником.
Уровень тактической изощренности игроков создает условия для
максимального использования их технических возможностей. В то же время,
более совершенную технику игрок, тем больше возможностей для
расширения своей тактической подготовки, а также развивать разнообразную
тактику команды.
Существование такого близкого и взаимосвязи между техникой и
тактикой в баскетбол давая характеристику деятельности отдельных игроков
ввести специальное понятие технико-тактических действий [19].
Взаимно скоординированных и согласованных в пространстве и во
времени технико-тактические действия нескольких игроков одной команды
определяются как тактические взаимодействия.
И при характеристике целостного работа в команде использует термин
система игры, подразумевающие конкретные взаимное расположение и
взаимодействие всех игроков, объединенных одной целью (например,
16
система игры в нападении с одним центровым; личная система игры в защите
и т. д.). Подчеркивает взаимосвязь и согласованность действий всех игроков
в рамках той же концепции игры.
Структура командные действия подразделения в атаке - это сочетание
изучается и целенаправленного взаимодействия нескольких или всех игроков
в рамках определенной игровой системы, направленной на создание
благоприятных условий для завершения атаки.
Существует также термин форма игры - это внешнее проявление
действий команды в рамках решения определенных тактических задач.
Форма игры может быть активной или пассивной, которая проявляется
в наступательном или оборонительном характере действий команды.
Примером активных форм защиты могут служить агрессивные действия на
всей территории или на отдельных участках (личный или зонный прессинг) с
постоянным "давлением" на мяч, толкая соперника с мячом в нужном
направлении и в определенное место с последующей организацией
группового отбора. Нападение быстрым переходом в наступление, овладев
мячом с последующей организацией атаки высокой скорости. Пассивные
формы игры в защите команда дает свободу, противники действий после
возможного прицельно броска мяча, и в атаке он предпочитает долгие
розыгрыши с использованием многоходовой комбинации [20].
Бесконечное разнообразие возможных игровых ситуаций в баскетболе
соответствует наличию многочисленных адекватных тактических действий
отдельных игроков, групп игроков и команды в целом. Они могут быть
классифицированы по общим признакам тактика нападение.
Ориентация деятельности существуют два раздела: тактику нападения
и тактику защиты. Особенности организации каждый раздел делится на
группы действий: индивидуальные, групповые и командные.
Индивидуальных
действий
независимо
от
действий
игрока,
направленных на решение тактической задачи без непосредственной помощи
партнера.
17
Инициативная группа – это взаимодействие двух или трех игроков в
командной задачи.
Командная работа предполагает взаимодействие всех игроков команды,
направленные на решение проблемы игорного бизнеса. В свою очередь,
каждая группа объединяет несколько видов, методов и их вариантов, которые
определяются игровой формы, конкретного содержания игровых действий и
особенностями выполнения.
Необходимость
требует
эффективной
распределения
ролей
организации
между
игроками.
инициативная
Сделал
группа
следующее
распределение игроков по функциям (роли): защитники, нападающие, центр.
Основные обязанности защитников - четкое руководство действиями
партнеров в нападении, а также готовность завершить атаку броском
положении или быстрого прохода к корзине; в обороне — сдерживание
быструю контратаку соперников в случае потери мяча, действия на передней
линии защиты из Вашей корзины.
Нападающие должны иметь хорошую ловкость, умение эффективно
атаковать с дальней и средней позиции, чтобы обострить игру около корзины
соперников за счет своей высокой скорости пройти или цель перевода. Кроме
того, они необходимы для правильного осуществления защитных действий в
свои позиции и обеспечить совместно с центром подборов на обоих щитах.
Центровые
-
высокорослые
и
мощные
игроки
в
команде,
разработанный, чтобы таранить защиту соперников на подступах к своей
щит, а также "цементировать" оборону своей корзины, которую они играют
ключевую роль в борьбе за отскок, когда отскок мяча и, накрыв броски
соперников.
Количество функций игроков на площадке во время игры может
меняться в зависимости от выбранной командной игры и преобладающих в
матче.
Изучение тактики игры
нападения и защиты [15].
начинается
освоение работы, приемы
18
Основу успешных тактических действий игроков в игре-это уровень
развития специальных качеств и способностей (быстроты простой и сложной
реакции, ориентировку в пространстве; скорость тактического мышления и
реагирования, и т. д.); степень владения основными приемами и умение
гибко использовать их в меняющихся условиях; диапазон теоретических
знаний по тактике игры. Действия отдельных игроков служат структурными
элементами тактического взаимодействия группы игроков и команды в
целом.
Здесь
производительность
обеспечивает
взаимопонимание
и
согласованность действий всех партнеров.
В процессе изучения каждого раздела тактика в игре есть несколько
этапов.
На первом этапе работы по развитию определенных качеств и
способностей, которые лежат в основе успешных тактических действий.
Ведущая роль здесь-это подготовительные упражнения для развития
быстроты реакции и ориентации; упражнения на переключение с одного
двигательного акта на другой, подвижные и спортивные игры, специальные
эстафеты.
На втором этапе в совершенствовании методов целенаправленно
формируются тактические умения, т. е. изучать индивидуальные тактические
действия.
Студенты рассказали о целях и возможных условий для выполнения
изучаемых приемов. Как вы изучите основы движения в упрощенных
условиях, прием проводится в различных ситуациях: в ответ на звуковые или
зрительные сигналы; в ответ на изменения в соперники или партнеры, в
ситуации выбора действий и ответ на определенные сигналы и т. д. условия
усложняются за счет введения различного рода помехи. Сначала пассивных,
а затем с постепенным увеличением сопротивления. Поиск рациональных
путей преодоления этих препятствий и повторение правильно выбранный
курс действий, являются основой для формирования индивидуальных
тактических навыков. Затем они фиксируются в плане игр.
19
Следующий, третий этап обучения тактике игры направлена на
усвоение тактических взаимодействий нескольких игроков [28].
Любых
игроков
действий
группы
забыл
в
следующей
последовательности:
- историю и показать на схеме, или демонстративная доска
взаимодействий нескольких игроков;
- изучение природы движения и содержания действий каждого игрока
прямо на сайте в режиме пассивного противодействия соперника и в
замедленном темпе;
- воспроизведение взаимодействия на контролируемой скорости и с
ограниченной активностью соперника, задаваемой педагогом;
- то же самое, но с активным противодействием в условиях
ограниченной площади участка;
- реализация обучения сотрудничества на двусторонней учебной игре
без каких-либо ограничений активности нападающих и защитников.
Изучение взаимодействий между всеми игроками на площадке,
четвертый этап обучения тактике баскетбола.
Командные действия изучаются в той же последовательности, как
группа. Во время тренировки игроки должны освоить основные трассы на
суд. Затем они подробно знакомятся со всей схемой маневра и содержание
действий. Далее описывается цепочка взаимодействий и, наконец, действия
всех игроков снова вместе.
Следует подчеркнуть, что тактика команды не изучал, с участием
большого количества игроков и в плане двустороннего противостояния, что
создает определенные трудности на различных этапах обучения. Для
преодоления возможных трудностей способствует внедрению планирования
ограничений в действиях защитников или нападающих в пространстве и во
времени. Наиболее распространенными из них являются: регулирование
участков площади, где разрешено или запрещено, и определенных
технических и тактических действий; жесткое ограничение количества
20
повторений отдельных приемов и их сочетаний в одной игровой фазе;
временный запрет на некоторые действия; уменьшение или увеличение
времени владения мячом и т. д.
Пятый
этап
обучения
тактике
игры
этап
всестороннего
совершенствования изученных тактических действий. Она характеризуется
множественными воспроизведение в различной последовательности и в
различных комбинациях в игровой среде.
Это может быть двусторонняя обучающая игра с различными
численный состав команд: в то время как количественное равенство (2х2,
3х3, 4х4, 5х5) или неравенство (2х1, 3х2, 4х3, 5х4, и т. д.). игроков. Для
стимулирования внедрения систем игра может быть награда в виде
начисления дополнительных баллов для успешного воспроизводства набор
технико-тактических действий и наказания в виде наложения "штрафных"
санкций путем лишения уже указывает на отсутствие попыток их
применения.
Наиболее объективным критерием усвоения тактики игры и в то же
время эффективное средство для ее совершенствования является участие
занимающихся в соревнованиях различного уровня: чемпионатах класса,
школы, города, области и т. д.
При обучении тактике, соблюдайте следующую последовательность:
во-первых, изучение индивидуальных тактических действий, а затем
взаимодействуя в группе из двух или трех игроков и командные действия, в
котором разъясняются наиболее типичные индивидуальные и групповые
занятия для этой игровой системы. При подготовке тактики необходимо
изучать те или иные методы для двустороннего взаимодействия в обороне и
атаке.
Методика обучения тактике нападения
Действия группы. Во-первых, мы изучаем взаимодействие двух
игроков, то три, без оппозиции и в условной борьбе с меньшим числом
защитников, чем нападающих, то активное противостояние, с равным
21
количеством защитников.
Во-первых, мы изучаем взаимодействия двух игроков по принципу "дай
и иди". Для этого упражнения проводятся в парах и, наступая вдоль площади
щита к щиту. Затем в упражнение двух защитников. Работать, двигаться и
передовая мяч друг другу, должны идти, чтобы получить мяч. Здесь
необходимо научиться применять ранее усвоенные отдельные действия:
прохождение игроком и за его спиной. Например, посылая друг другу мяч с
помощью дриблинга, должны стремиться к тому, чтобы "растянуть" фронт
обороны, а затем один из них в нужный момент должен войти между двух
защитников принял мяч. Это же упражнение делается ближе к щиту с
выходом игрока за спины защитника. В последующих исследованиях
взаимодействия барьеры: для ухода игрока с мячом, прием мяча для броска,
указывая, пересечения.
Взаимодействие
трех
игроков
изучаются
в
таком
порядке:
"треугольник", "тройка", "малая восьмерка", "двойной экран выход" и т. д.
Методологическая последовательность наблюдается такой же, как и в
исследовании взаимодействия между двумя игроками.
"Передай мяч и выходи" — простое и эффективное взаимодействие
игроков типа "стенка" в футболе. Это взаимодействие может быть разные
роли атакующих игроков: защитника и нападающего, защитника и
Центрального нападающего и центр, разыгрывающий и атакующий
защитник, и т. д. Может быть изменен и занимают И. п. эти игроки.
Неизменным остается основной принцип взаимодействия: дали мяч - под
опеки защитника и получить обратную передачу с дальнейшей угрозы
завершить результативным броском.
Следует подчеркнуть необходимость своевременного использования
уловок для успешного осуществления этого взаимодействия. Игрок с мячом
перед передачей может выполнить финт выбросить, передать или передает
мяч в противоположную сторону от намеченного направления, и вышел из
тесной опеки после чего должны сделать использование обманных движений
22
вышагиванием, двойной шагом или поворотом. Избран соответственно финт
и направление маневра может быть использован один вид продукции: Vобразный, s-образный, петлеобразные или круговые. Выход должен быть
быстрым и решительным, и обратная передача - фокусированной и
скоростной.
Заслон как часть современной игры в баскетбол в нападении. Без их
использования
не
обходится
практически
ни
одна
атака
против
организованной обороны. Цель - освободить партнера, преграждая путь под
стражу его адвоката. Существует несколько разновидностей экранов. При
установке экрана, чтобы игрок стоял на месте, применить передней, задней
или боковой барьер. Они отличаются в зависимости от того, где по
отношению к сопернику, вы установите нападающий экраны. Если заслон
ставится в присутствии защитника, то есть передней барьер. Это наиболее
часто используется для выполнения позиционных выстрелов. При установке
на экран сбоку или сзади защитника, соответственно, боковой или задний
барьер. Они эффективны в основном на выход или проход-бросок. Для
"отсечения" соперника нападающий, экраны часто занимает позицию лицом
к защитнику, но не менее эффективное расположение к нему.
Существуют некоторые общие правила производства основных экранов,
обеспечивающих их эффективность:
- действия нападающих должны быть последовательными и неожиданно
для защитников;
- игрок, который вышел на барьер, обязан отвлечь внимание от
мошеннических действий с его опекуном на движение в противоположном
направлении прохода, а в случае получения мяча финты на бросок, проход
или проход с дриблингом;
- при постановке заслона - нужно быстро и тайно от личности партнера;
- при установке заслона должны встать рядом с защитником, в сильную
позицию на пути его перемещения и быть готовым к столкновению, лежа
23
лицом к сопернику, чтобы стоять перед грудью, как щит, согнуты в локтях
[27].
уход под заслон должна быть своевременной — не начинать движение,
пока не поставлен заслон, но не опаздывать; для прохождения вам нужно
быстро и тесно с положить "препятствие";
- игрок, который сделал заслон, сразу после прохода партнера и
отсечения его главного обязан обратиться к целевой корзины в готовности
получить мяч вперед действий.
Типичный взаимодействия между двумя игроками с фиксированной
неподвижного заслона является "двойка". Для его осуществления атакующий
игрок передает мяч партнеру и ставит его к барьеру. Нападающий, получив
мяч, использует финт на проход. Как только заслон поставлен, он быстро
устремляется в сторону заслона и завершает проход броском из-под щита.
Игрок, который заслон блокирует защитник в случае расположения перед
ним оказывается на уровне, близком к корзине ноге для поддержки
атакующего игрока . Если защитники переключатель, вы должны передать
поддержку игроку, который сделал поворот, и он свободно атакует броском
из-под кольца.
Взаимодействие "двух" дает эффективный результат при выполнении им
различных функций и игроков с разных позиций.
Заслон может быть установлен в движение, когда злоумышленник без
мяча перемещается параллельно движению партнеру с мячом, проходящая
между ним и опеки его защитника. Тем самым оно образует подвижный
барьер перед дриблера. Такой барьер образно называется "экран". Это
позволяет игроку с мячом, чтобы свободно маневрировать и свободно
атаковать корзину соперников со средней и дальней дистанции.
Конкретные типы заслона указывают и пересечения.
Особенностью
руководства
является
то,
что
инициатива
здесь
принадлежит нападающему, освобождается от опеки защитника. Он,
используя ложные движения и маневрирования по площадке без мяча или с
24
мячом, "предлагает" ваш хранитель к неподвижным в определенной позиции
партнера, принуждая их к лицу (или ищет столкновения двух защитников).
Чтобы достичь намеченной цели, нужно пройти рядом с партнером или
противником как можно быстрее.
Статический барьер, когда мышь используется для приготовления на
расстояние броска, и добраться без мяча или прохода с ведением к щиту
противника.
Суть пересечение предполагает такое взаимодействие, в ходе которого
нападавшие двигались навстречу друг другу в целях достижения протекторы
столкновения в момент пересечения ее маршрута и тем самым избавиться от
их помощи [30].
Пересечение можно рассматривать как своего рода руководство для
движущегося партнера. Он эффективен без мяча и владении одного из
игроков (дриблера). В более выгодном положении всегда тот игрок, оставив
позади партнера, то есть, минуя вторую ("задержка"). Соответственно, когда
эмансипация дриблера, что игрок должен быть нападающий с мячом. Но не
менее успешной переправы, когда в момент встречи партнеров игрок,
владеющий мячом, передает его из рук в руки товарищу по команде. В этом
случае, игрок без мяча бежит за дриблера. После приема мяча и
освобождение защитником, он имеет возможность свободно пройти к
корзине, используя, в свою очередь, вести мяч.
Групповое обучение тактическому взаимодействию в нападении с
участием двух игроков "передай мяч и выходи".
Объяснение
и
демонстрация
изучение
взаимодействия
на
демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
Исполнения взаимодействие при осуществлении производства, 2х1
пассивным сопротивлением защитника. То же, но с атакой со средней
дистанции.
25
Выполнение разновидностей взаимодействия в условиях активного
защитника в игровом упражнении "1x1 с" промежуточными": - бой без
ограничения в деятельности защитника;
- средний игрок берет стационарном положении на данном сайте, и его
можно использовать на атакующего игрока, чтобы передать мяч и получите
пропуск.
Выполнение взаимодействия в игре противостояние 2 x 2 с атакой в
одну корзину.
Воспроизведение изученных видов тактического взаимодействия в
двусторонних учебных играх с установкой педагога.
Групповое обучение тактическим взаимодействиям в нападении с двумя
игроками в "двойку".
1.
Объяснение
и
демонстрация
изучение
взаимодействия
на
демонстрационной доске и в конкретной игровой ситуации на площадке.
2. Проведение подвижной игры "третий лишний":
игры расположены парами по кругу;
- вне круга, можно найти его и сбежать, и в И. п. они находятся на
расстоянии 5 - 6 м друг от друга;
- задача водящего-чтобы преследовать и чтобы пометить его, и в этом
случае они меняются ролями;
- убегающий игрок может в любой момент занять позицию впереди
любой пары, предварительно потрогав рукой за спиной стоял напарник,
который был сигнал к бегству от него.
3. Последовательное выполнение боковой заслона условного протектор
при осуществлении производства, изначально игроки располагаются по
кругу на расстоянии 2 - 3 перед каждым из них установлен портативный стол
или стул, что означает защитник [22].
- внутри круга чуть позади - на стороне одного из игроков занимает
позицию,
свободную
от
условных
упражнение по сигналу учителя;
нападающего, который
начинает
26
- он бежит вперед, а задает партнеру барьер на обратной стороне
условного защитника;
- партнер после финта двойной шаг и шаг проводится под заслон и, в
свою очередь, освобождает преграду, стоящую перед злоумышленником и т.
д.; каждый из первых поставивший заслон из игроков занимает место,
освобожденное партнера.
4. Освобождение нападающего без мяча с с помощью бокового заслона
в этом упражнении, преодолевает пассивное сопротивления защитника:
после каждого взаимодействия, игроки меняются ролями, двигаясь против
часовой стрелки [24].
27
Глава 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
2.1. Методы исследования
Анализ и обобщение специальной научно-методической литературы
был произведен отбор литературных источников по изучаемой теме. В
процессе исследования изучалась специальная научно-методическая
литература, раскрывающая вопросы тактических действий в нападении в
баскетболе, что позволило составить объективное представление о степени
разработки проблемы. Полученные сведения позволили
определить
рабочую гипотезу, цель исследования, задачи, методы.
Педагогическое наблюдение.
Задачей педагогического наблюдения
являлось определение тактических действий в нападении у баскетболисток с
занесением их в таблицы. Так же наблюдение производилось за отношением
участников к соревнованиям, за выполнением отдельных игроков и команды
тактического плана игры и эффективность их действий.
Видеосъѐмка. Данный вид исследования проводился для комплексной
оценке определение тактических действий в нападении, оценки по каждому
ее компоненту, для фиксирования эффективности действий в нападении, а
так же за качество выступления баскетболиста в календарной встрече сезона
2015-2016 г.
Исследование проводилось с участием девушек сборной команды НИУ
БелГУ г. Белгорода. Эксперимент проводился в период с сентября 2016 по
март 2017 года автором работы.
В исследовании принимали участия
баскетболистки
и
разного
возраста
квалификации
соревнованиях АСБ «Дивизион Саакяна» 2015-2016 г.
участвующие
в
28
2.2. Организация исследования
На первом этапе (сентябрь 2015 г.) проводился анализ и обобщение
источников научной и методической литературы по исследуемой проблеме.
На основе анализа были сформулированы цель и гипотеза исследования.
Были определенны задачи и методы исследования. На данном этапе
исследования
был
разработан
план
подготовки
экспериментального
процесса, направленный изучение тактических действий в нападении
у
баскетболистов.
На втором этапе исследования (сентябрь 2015 – февраль 2016 г.) были
проведены соревнования АСБ «Дивизион Саакяна» 2015-2016 г, из них 8 на
начальном этапе между командами БелГУ-БПК-БУКЭП, а также полуфинале
между командами
БелГУ-БелГАУ и финал, где участвовали БелГУ 2 –
БелГУ.
На данном этапе также были определены методы исследования и
просматривались тактические действия в нападении у баскетболисток.
На третьем этапе исследования (март 2016- апрель 2017
г.)
проводился анализ видеосъемки игр женской баскетбольной команды НИУ
«БелГУ» в «Дивизионе Саакяна». Были разработаны таблицы, в которые
заносились данные, полученные в результате видеоанализа каждой игры.
На четвертом этапе (май 2017 г.) результаты исследования были
представлены в виде выпускной квалификационной работы.
29
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ТАКТИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ
БАСКЕТБОЛИСТОК В НАПАДЕНИИ
3.1. Индивидуальные действия баскетболисток в нападении
Результаты исследования индивидуальных действий баскетболисток в
нападении представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1
Индивидуальные действия баскетболисток в нападении, (кол-во раз)
Реализация бросков
Попадания
Промахи
Дивизион Полуфинал Финал Дивизион Полуфинал Финал
Простой
бросок
Ведение бросок
Передачабросок
Финт на
бросок
Бросок в
движении
14
10
9
6
6
5
4
4
2
5
4
5
7
9
10
13
11
14
2
1
1
4
2
2
7
5
6
9
8
5
Как видно из таб. 3.1 при игре в дивизионе удачных бросков было 14
раз, в полуфинале 10 и к финалу они составили 9 раз. Это говорит о том, что
эффективность попаданий бросков составила 27,3 %.
Представим полученные результаты в виде рисунка 3.1. и 3.2., где
отражены количество промахов и попаданий в индивидуальных действиях
баскетболисток в нападении.
30
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Дивизион
Полуфинал
Финал
Рис. 3.1. Индивидуальные действия баскетболисток в нападении, (колво попаданий)
При
сравнении
действий
«ведение-бросок»
данные
показатели
составили всего 10 бросков, а эффективность 20%, при действии «передачабросок» всего попаданий стало 26 раз, при этом эффективность составила
26,9%, при действии
«финт на бросок» их оказалось всего 4 и
соответственно эффективность ее 25%, и «бросок в движении» составляет в
сумме 18 раз, а эффективность -27,8% .
16
14
12
10
8
6
4
2
0
Дивизион
Полуфинал
Финал
Рис. 3.2. Индивидуальные действия баскетболисток в нападении, (колво промахов)
31
Анализируя общее количество промахов у баскетболисток в течении
соревновательной
деятельности,
можно
определить,
что
процентное
соотношение при сравнении действий: «бросок» составляет 29,4%, «ведениебросок» - 28,5%, «передача-бросок» - 29%, «финт на бросок» - 25%, и
«бросок в движении» - 22,7%.
3.2. Групповые действия баскетболистов в нападении
При проведении анализа групповых действий в нападении можно
увидеть следующие изменения (таб. 3.2).
Таблица 3.2
Групповые действия баскетболисток в нападении
Реализация бросков
Попадания
Промахи
Дивизион
Полуфинал
Финал
Дивизион
Полуфинал
Финал
Взаимодействие
двух игроков
5
7
5
6
16
17
Взаимодействие
трех игроков
4
4
1
3
6
1
Из таблицы 3.2 видно, что в групповых действиях при взаимодействии
двух игроков попаданий в дивизионе и в финале составило по 5 раз, в
полуфинале 7раз. При
сравнении взаимодействий трех игроков данные
показатели в сумме составили 9 бросков, а эффективность - 11,1%.
Представим полученные результаты в виде рисунка 3.3. и 3.4., где
отражены
количество
промахов
баскетболисток в нападении.
и
попаданий
групповых
действий
32
100
80
60
Восток
Запад
40
Север
20
0
1 кв
2 кв
3 кв
4 кв
Рис. 3.3 Групповые действия баскетболисток в нападении (кол-во
попаданий)
Из рисунка 3.3
можно увидеть, что лучше всего тактика была в
полуфинале при взаимодействии 2-х игроков и эффективность при этом
составила 29,4%.
Рис. 3.4 Групповые действия баскетболисток в нападении (кол-во
промахов)
Анализ групповых действий показал, что общее количество промахов у
баскетболисток при взаимодействии двух игроков составило 15,4%, а при
взаимодействии трех игроков - 10%.
33
3.3. Командные тактические действия баскетболистов в нападении
При проведении анализа командных тактических действий в нападении
можно увидеть следующие изменения (таб. 3.3).
Таблица 3.3
Командные тактические действия баскетболистов в нападении
Реализация бросков
Попадания
Стремительное
нападение
Позиционное
нападение
Промахи
Дивизион
Полуфинал
Финал
Дивизион
Полуфинал
Финал
5
7
6
1
1
5
16
11
12
22
27
36
Представим полученные результаты в виде рисунка 3.5. и 3.6., где
отражены количество промахов и попаданий в групповых действиях
баскетболисток в нападении.
Рис. 3.5 Командные тактические действия баскетболистов в нападении
(кол-во раз)
34
Анализируя таблицу 3.3 при командных действиях «стремительное
нападение» попаданий в дивизионе - 5 раз, в полуфинале 7 и к финалу они
составили 6 раз. Эффективность при этом составила 33,3 %. При сравнении
действий «позиционное нападение (более 3х игроков)» данные показатели в
сумме составили 39 бросков, а эффективность при этом 28,2%.
Рис. 3.6 Командные тактические действия баскетболистов в нападении
(кол-во раз)
Анализируя
общее
количество
промахов
у
баскетболисток
в
командных действиях в течение соревновательной деятельности, можно
определить, что эффективность действий «стремительное нападение»
составило 14,3%, а «позиционное нападение (более 3х игроков)» - 85%.
На основании проведенного выше корреляционного анализа, можно
сказать, что эффективными показателями структуры тактических действий в
нападении у баскетболисток в период соревнований являются попадание
бросков в командных тактических действиях при «позиционном нападении»,
и в индивидуальных действиях. При этом большое количество промахов
происходит при групповых действиях «при взаимодействии трех игроков».
35
Таким образом, полученные в ходе педагогического эксперимента
данные, дают основания сделать заключение о том, что проведенный
сравнительный
анализ
тактических
способствовать
эффективному
действий
управлению
подготовки баскетболисток к соревнованиям.
в
нападении
процессом
будет
тактической
36
ВЫВОДЫ
1. По данным литературных источников, выявлено, чтобы добиться
высших спортивных результатов спортсмен обязан владеть значительным
арсеналом разнообразных приемов техники и тактики, а так же рационально
применять их в игровой обстановке. При этом качественная тактическая
подготовка баскетболистов значительно влияет на благоприятное окончание
поединка и является одним из главнейших этапов в формировании высокого
мастерства спортсмена.
2. Анализ статистических показателей игр баскетбольной команды
НИУ «БелГУ» в сезоне 2015-2016 г. «Дивизион Саакяна» показал, что в
индивидуальных и командных тактических действиях в нападении выявлено
улучшение качества выполнения тактических действий к окончанию
Первенства.
3. При сравнении индивидуальных действий в нападении у студентокбаскетболисток выявлено, что результативность бросков с игры в момент
реализации точных бросков составило 27,3 %. Выявлено незначительное
понижение эффективности
индивидуальной игры баскетболисток
при
использовании обманных движений, что проявилось в следующих оценках:
«ведение-бросок» - составляет 20%, при «передаче-бросок» - 26,9%, при
действии
«финт на бросок» - 25%.
При анализе действия «бросок в
движении» его суммарный показатель составил 18 раз, а эффективность 27,8%. Процентное соотношение неудачного выполнения броска при
сравнении действий «бросок» составляет 29,4%, «ведение-бросок» - 28,5%,
«передача-бросок» - 29%, «финт на бросок – бросок» - 25%, и «бросок в
движении после 2х шагов» - 22,7%.
4. В командных тактических действиях анализ показал, что в
«стремительном нападении» эффективность составила
сравнении
действий
эффективность - 28,2%.
«позиционное
нападение
(более
33,3 %.
3х
При
игроков)»
37
5. Анализируя общее количество промахов у баскетболисток в
командных действиях можно определить, что процентное соотношение
действий ««стремительное нападение»» составляет 14,3%, а «позиционное
нападение (более 3х игроков)» - 85%.
6. Анализ групповых действий показал, что при взаимодействии двух
игроков
эффективность попаданий
бросков составила
29,4%.
При
сравнении взаимодействий трех игроков данные показатели в сумме
составили 11,1%. Однако общее количество промахов у баскетболисток в
групповых действиях при взаимодействии двух игроков составило 15,4%, а
при взаимодействии трех игроков - 10%.
38
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Анализ литературных источников по проблеме тактических действий в
нападении в баскетболе, показал, что без определенных взаимодействий
баскетболистов в игре результата не будет.
Рассмотрев особенности групповых, индивидуальных и командных
тактических действий у баскетболисток в нападении, были рассмотрены
разновидности взаимодействий двух и трех
игроков в тактических
действиях, а так же их разновидности в дивизионе, полуфинале и финале.
При этом были выявлены как положительные моменты, так и ошибки и
промахи в бросках.
Раскрыв особенности различных тактических действий в баскетболе,
нами были выделены основные задачи при определении эффективности
баскетболисток индивидуальным, групповым и командным действиям.
Таким образом, можно рекомендовать периодически проводить
сравнительный анализ тактических действий в нападении, и результаты
использовать
для
контроля
тактических
действий
баскетболистов различных амплуа в условиях ДЮСШ.
в
нападении
у
39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ананьев, В.А. Биосоциальные основы физической культуры: учебметодическое пособие [Текст] /В.А. Ананьев, Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов и
др. - Самара: СГПУ, 2009. - 400с.
2. Балабасов, Н.О. Баскетбол в школе/ М.: Издательство «Эксмо», 2011.- 212
с.
3. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория,
практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений [Текст]/ И.С.
Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2010. -528с.
4. Барчуков, И.С. Физическая культура и спорт: методология, теория,
практика: учеб. пособие для студ.высш. учеб.заведений [Текст] / И.С.
Барчуков, А.А. Нестеров; под общ. ред. Н.Н. Маликова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2010. -528с.
5. Безмылов,
С.
Обоснование
значимости
показателей,
которые
характеризуют морфологические и психофизиологические особенности
баскетболистов во время отбора в команду [Текст] / С. Безмылов, О.
Шинкарук // Теория и методика физ. воспитания и спорта. - 2010. - № 1. - С.
3-6.
6. Вальтин, А.И. Проблемы современного баскетбола [Текст]/ А.И. Вальтин.
- К.: Здоровья, 2013. - 150 с.
7. Василега,
Д.С.
Тактическая
подготовка
в
баскетболе
в контексте тактического мышления как системообразующего компонента
[Текст] / Д. С. Василега, Н. О. Балабасов // Психология и педагогика XXI
века: теория, практика и перспективы : материалы IV Междунар. науч. –
практ. конф. (Чебоксары, 22 янв. 2016 г.) / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. —
Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2016. - С. 347-349.
40
8. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность баскетболистов. Методический
конструктор: [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов/ пособие для учителя. –
М.: Просвещение, 2011. -114 с.
9. Давиденко, Д.Н. Здоровый образ жизни и здоровье студентов: [Текст]
Учебное пособие / Д.Н. Давиденко, В.Ю. Карпов.- Самара: СГПУ, 2004. –
112с.
10. Джим, Кэррол. Дневники баскетболиста [Текст] / Джим Кэррол.- М.
Издательство: «АСТ»,2014.- 309 с.
11. Дорошенко, Э.Ю. Моделирование технико-тактических действий как
фактор
управления
соревновательным
процессом
и
подготовкой
баскетболисток высокой квалификации [Текст]/ Э.Ю. Дорошенко //
Педагогика, психология медико-биол. проблемы физ. вочпитания и спорта. –
2013. – № 10. – С. 29–34..
12.Евсеев, Ю.И. Физическая культура. Серия «Учебники, учебные пособия»
[Текст] / Ю.И. Евсеев - Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 384с.
13. Егорова, Н.Е. Общеобразовательная программа баскетбол [Текст]/ СПб.
СпортАкадемПресс, 2015. – 30 с.
14. Корягин, В.М. Система контроля в подготовке баскетболистов [Текст]/
В.М. Корягин // Педагогіка, психологія и медико-біол. проблеми фіз.
виховання і спорту. – 2012. – № 27. – С. 92–97.
15. Кулибаба, В.Д. Баскетбол: своя философия игры [Текст] / В.Д. Кулибаба,
А.А. Тиняков, ТД. Арабаджи, А.И. Золотоус – М.: Точка, 2011. – 240 с.
16. Леонтьева,
патриотического
Т.Н.
Физическая
воспитания
культура
и
спорт
как
инструмент
[Текст] /Дополнительное образование и
воспитание. М. -№1, 2014.- 38 с.
17. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры:
[Текст]/ Учеб.пособие для студ. вузов.- М.: 4-й филиал Воениздата, 2010. 319с.
41
18. Максименко, A.M. Основы теории и методики физической культуры:
[Текст] Учеб. пособие для студ. вузов.- М.: 5-й филиал Воениздата, 2011. 309с.
19. Маликов, М. В. Способ оценивания технико-тактического мастерства в
баскетболе: [Текст]/
Е.Ю. Дорошенко, Р.О. Кириченко, М.О. Хабарова//
Декларационный патент на полезную модель. – № 9345. – Бюл. № 9 от
15.09.2013.
20.Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры (общие основы
теории и методики физического воспитания; теоретико-методические
аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры):
[Текст]/ Л.П. Матвеев./Учеб. для ин-тов физ. культуры. - М.: Физкультура и
спорт, 2001. -543с.
21. Нестеровский,
пособие.-
Д.И.
Баскетбол [Текст]/ Д.И. Нестеровский/ учебное
М. Издательство: Академия, 2010.- 334 с.
22. Оленева, Н.Б. Использование круговой тренировки на уроках физической
культуры (на примере баскетбола) [Текст] //Наука и практика воспитания и
дополнительного образования, №2. – М.: Центр «Педагогический поиск»,
2013.
23. Петленко В.П. Этюды валеологии: Здоровье как человеческая ценность
[Текст]/ В.П. Петленко, Д.Н. Давиденко.– СПб.: Балтийская педагогическая
академия, 2010. – 120 с.
24.Спортивні ігри: навч. посіб. для вищих навч. закладів[Текст] / Ж.Л.
Козіна, Ю.М. Поярков, О.В. Церковна, В.О. Воробйова; за ред. Ж.Л. Козіної.
у 2 т. – Х., 2011. – Т. 1. Загальні основи теорії і методики спортивних ігор. –
200 с.
25. Спортивные игры: техника, тактика, методика обучения : учеб. для
студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст]/ Ю. Д. Железняк [и др.] – М. :
Академия, 2010. – 520 с.
26. Степанов,
А.Я.
Обучение
тактике
баскетбола
студентов,
специализирующихся по модулю «Баскетбол» : [Текст]/ учеб.-метод. пособие
42
/ А. Я. Степанов, А. В. Лебедев; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г.
Столетовых. – Владимир : Изд-во ВлГУ, 2016. – 131с.
27.Сушко, Р.О. Аналіз виступу жіночих збірних команд України по
баскетболу у чемпіонаті Європи 2012 року [Текст]/ Р.О. Сушко, Л.Й.Тещук //
Науково-педагог. пробл. фіз. культури (фізична культура і спорт). –2013. – №
1 (27). – С. 69–74.
28.Сушко, Р.О. Експериментальна перевірка ефективності способу оцінки і
моделювання техніко-тактичних дій висококваліфікованих баскетболісток
[Текст]/ Р.О. Сушко // Педагогіка, психологія та медико-біол. проблеми фіз.
виховання і спорту. – 2011. – № 10. – С. 89–97.
29.Теория и методика физического воспитания: Учеб. для студ. фак. физ.
культуры псд. ин-тов по специальности 0303 «Физическая культура» [Текст]
/ Под ред. Б.А. Ашмарина. - М.: Просвещение, 2000. - 36с.
30. Теория и методика физической культуры (курс лекций): Учеб. пособие
[Текст]/ Под ред. Ю.Ф. Курамшина, В.И. Попова: СПб ГАФК им. П.Ф.
Лесгафта. - СПб., 2011.-324с.
31. Тимушкин, А.В. Физическая культура и здоровье: учеб.пособие [Текст]/
А.В. Тимушкин, Н.Н. Чесноков, С.С. Чернов. – М.: СпортАкадем Пресс,
2013. – 139с.
32. Физическая культура студента: Учебник [Текст] / Под ред. В.И. Ильина. –
М.: Гардарики.-М., 2008. – 448с.
33. Физическое воспитание студентов: учеб. пособие [Текст] /Л.С. Дворкин,
К.Д. Чермит, О.Ю. Давыдов / Под общ. ред. Л.С. Дворкина. – Ростов н/Д:
Феникс; Краснодар: Неоглория,-М., 2008. – 700с.
34. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта:
учеб. пособие для студ. высш.учеб.заведений [Текст]/ Ж.К. Холодов, В.С.
Кузнецов. – М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 480с.
35. Хромаев, З.М. Говорят тренеры по баскетболу [Текст]/ З.М. Хромаев,
Л.Ю. Поплавский, Е.В. Мурзин, А.В. Обухов; под ред. Л.Ю. Поплавского. –
К., 2005. –160 с.
43
36. Ульянов, В.А. Баскетбол. Первые шаги. [Текст]/ В.А. Ульянов.Физкультура в школе.-2000.- №1- с 37-40.
37.
Федосеев,
В.В.
На
уроках
баскетбола[Текст]/
В.В.
Федосеев.-
Физкультура в школе, 2000.- №2-с.26-27.
38. Шерстюк, А.А. Баскетбол: основные технические приемы, методика
обучения в группах начальной подготовки: [Текст]/ А.А. Шерстюк.-Учебное
пособие, - Омск, 2010.-60с.
39. Хмелик, Н.А. Постарайся попасть в кольцо [Текст]/ Н.А. Хмелик.– М.:
Физкультура и спорт, 2005.-70с.
40. Яхонтов, Е.Р.
Баскетбол
Физкультура и спорт, 2000.-45с.
[Текст]/ Е.Р. Яхонтов, В.А. Генкин/ – М.:
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв