МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра юриспруденции
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
РЕФЕРАТ
По учебной дисциплине
«АВТОРСКОЕ ПРАВО»
на тему: «Оцифровка сиротских произведений: правовые особенности в настоящее время,
пробелы в нормативно-правовом регулировании, возможные новеллы в законодательстве»
Группа / курс __13ЮР11.2, 3_курс
Студент
__________________
(подпись)
Сапунцова В.Ю.
Научный руководитель ________________
(подпись)
Дата защиты «___» _____________ 2016 года
Оценка
________________
Москва 2016
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ ............................................................................................................................................3
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................................4
ГЛАВА 1. ОЦИФРОВКА СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
И В МИРЕ ..................................................................................................................................................6
1.1.ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ, ОСОБЕННОСТИ И ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЯ СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ........................................................................................................................6
1.2. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ПРОЦЕДУРЫ ОЦИФРОВКИ СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ.............................8
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ВОПРОСОВ
РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОЦИФРОВКЕ «СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В
РОССИИ» НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ ...................................................10
2.1. ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ ДИРЕКТИВЫ ЕВРОПЕЙСКОГО ПАРЛАМЕНТА И СОВЕТА ОТ 25 ОКТЯБРЯ 2012
ГОДА « ОБ ОПРЕДЕЛЕННЫХ СЛУЧАЯХ РАЗРЕШЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ»
10
2.2. ПРАВОВАЯ ОЦЕНКА ВЛИЯНИЯ ПРОЕКТА «GOOGLE BOOKS» НА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ
ВОПРОСОВ СВЯЗАННЫХ С РЕГЛАМЕНТАЦИЕЙ ПОЛОЖЕНИЙ О СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ..............14
2.3. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОЦИФРОВКЕ
СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ....................................................................16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ .......................................................................................................................................18
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ ...............................................20
[2
АННОТАЦИЯ
Реферат на тему «Оцифровка сиротских произведений: правовые особенности в
настоящее время, пробелы в нормативно-правовом регулировании, возможные новеллы в
законодательстве» выполнен студенткой Московского городского университета
управления Правительства Москвы, направления «юриспруденция», Сапунцовой
Владиславой Юрьевной. Работа посвящена отрасли авторского права в Российской
Федерации, предметом исследования являются нормы российского, европейского и
американского законодательства.
The theme of this essay, "Digitization of orphan works: legal features of currently gaps in
the legal regulation, the possible short story in the law" made student of Moscow City
Government University of Management, specialization "Jurisprudence", Vladislava Sapuntsovoy
Jurevna. The work is devoted to the copyright industry in the Russian Federation, the subject of
the study are the norms of Russian, European and American legislation.
[3
ВВЕДЕНИЕ
Данное научное исследование посвящается изучению вопросов процедуры
оцифровки сиротских произведений. Сиротское произведение- это работа, которая
охраняется авторским правом, для законного использования которой требуется
добровольное согласие автора произведения (правообладателя), но идентификация автора
в данном случае невозможна, в связи с чем отсутствует возможность для получения
лицензии на использование. С учетом развития научно-технического прогресса,
расширения сегмента электронного контента необходимо выработать единые стандарты
по порядку учета, правила проведения процедуры оцифровки и добросовестного
использования подобного рода произведений.
Актуальность данной темы выражена в том, что на сегодняшний день
произведения, авторы которых не известны, или другими словами «сиротские
произведения»,
являются закрытыми для использования. А для того, чтобы данная
ситуация была исправлена, система управления авторскими правами должна претерпеть
некоторые реформы. Актуальность так же выражена необходимостью принятия
нормативных правовых актов, регулирующих оборот сиротских произведений.
Определением типов произведений, указанных в законодательстве о сиротских работах. А
так же определением категорий пользователей и вариантов использования контента в
законодательстве о сиротских произведениях.
Объектом научного исследования является правовое регулирование
правоотношений возникающих при оцифровке, использовании и защите «сиротских
произведений».
Предметом являются нормативные правовые акты российского и международного
законодательства, которые регулируют вопросы связанные с оцифровкой сиротских
произведений.
Цель данной работы – изучение вопросов возникающих при оцифровке сиротских
произведений, разработка путей решения проблем возникающих при проведении данной
процедуры.
Для реализации поставленной цели, в процессе работы был поставлен ряд задач:
1.
Изучение понятия, сущности, особенностей и причины появления сиротских
произведений.
2.
Подробно рассмотреть процедуру оцифровки сиротских произведений.
[4
3.
Провести правовой анализ Директивы Европейского Парламента и Совета от 25
октября 2012
года « Об определенных случаях разрешенного использования
сиротских произведений».
4.
Оценить с правовой точки зрения влияние проекта «Google Books» на
усовершенствование вопросов связанных с регламентацией положений о сиротских
произведениях
5.
Предложить пути решения выявленных проблем законодательства по вопросам
оцифровки сиротских произведений и оценить перспективы развития
законодательного закрепления положений об оцифровке сиротских произведений в
Российской Федерации.
[5
ГЛАВА 1. ОЦИФРОВКА СИРОТСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ И В МИРЕ
1.1.Понятие, сущность, особенности и причины появления сиротских произведений в
Российской Федерации
Сиротское произведение – это защищенное законодательством об авторском праве
произведение, обладатель прав на которое не может быть установлен или локализован.
Аналогичное определение, но с незначительным отличием в формулировке
принимается в «Отчете по сиротским произведениям и массовой оцифровке» Бюро
авторского права США от 25 июня 2015 года. Данный отчет является основой для
разработки национальной стратегии США в области регулирования правоотношений
по сиротским произведениям. В системе права РФ термин «сиротские произведения»
не определен.
Международные нормы в области авторского права требуют получения лицензии
— разрешения правообладателя (автора, издателя, вещательной компании и пр.) на
копирование произведения и его публикацию в печатном или цифровом виде.
Существующее правовое противоречие заключается в том, что сиротские
произведения технически невозможно использовать на законных основаниях. Между
тем, количество сиротских произведений, хранящихся в различных библиотеках,
архивах и других учреждениях культуры, огромно.1
По оценке Британской библиотеки, в целом защищенных авторским правом в ее
коллекции – 150 миллионов произведений, 40% из них являются сиротскими.
Большинство из них, не имеют коммерческой ценности, однако имеют культурную и
образовательную ценность. Прежде всего это дневники, карты, научные тексты.
Основополагающими причинами появления сиротских произведений является
утрата информации об авторе не по воле самого автора. Существует несколько
обстоятельств, вызывающие утрату подобного рода информации:
•
Речь идет о тех случаях, когда произведение было выпущено давно, и в
единственном экземпляре, а информация об авторе стерлась.
•
Произведение скопировано без указания автора, а оригинал произведения
утерян. С принятием законодательства об авторском праве издание копий без
1
Близнец И.А. Авторское право смежные права. Учебник. – М.: Проспект, 2015, -С. 234.
[6
указания авторства незаконно, однако возможны случаи халатного
отношения издателя к своим обязанностям по защите авторских прав вплоть
до потери самих данных об авторе.
•
Отсутствуют площадки обнародования результатов творческого труда, при
котором возможна защита прав автора.
Второй причиной появления сиротских произведений является то, что произведение
может являться результатом творческого труда множества авторов, которые не знают друг
о друге. В интернете у граждан есть возможность копировать чужие произведения
полностью или частично, перекраивать их содержание и форму на свое усмотрение, а так
же объединять несколько старых в одно новое. В таком случае не просто трудно узнать
автора, но так же очень трудно определить критерии авторства.1
Еще одной причиной можно считать безответственное отношение авторов к своим
правам. Безразличие, проявляемое авторским сообществом к результатам своего труда,
имеет негативные последствия для пользователей и свободного, законного культурного
оборота результатов интеллектуального труда в целом. Безразличие автора к судьбе своего
творения оборачивается юридической незащищенностью и риском для пользователя.
Пользователь подвергается чрезмерному риску стать правонарушителем, если не
предпримет мер для поиска автора, однако автору защита его авторских прав может быть
неинтересна. Автор же не несет никакой ответственности за подобное отношение к своему
труду, поскольку его в любом случае защищает закон, принудительно наделяющий автора
абсолютной монополией на распоряжение своим произведением.
В качестве последней причины можно назвать усиленный контроль государства за
пространством сети интернет. Естественно, государство следит за контентом,
циркулирующим в сети, так как в Российской Федерации запрещено разжигание
ненависти по религиозным, гендерным, национальным и иным признакам. Существует
запрет на рекламу и пропаганду наркотиков, психотропных веществ, оружия,
нетрадиционных отношений среди несовершеннолетних. Однако данный запрет не
останавливает многих авторов от создания произведений, нарушающих закон. Очевидно,
что таких авторов государство имеет право привлекать к административной или уголовной
1
Ленский В. П. Книжный рынок России. Отраслевой доклад ФАПМК / В. П. Ленский. — М.: Федеральное
агентство по печати и массовым
коммуникациям, 2015, -С. 15.
[7
ответственности в случае же доказанности их деяния и признания судом их вины, но
найти таких авторов — зачастую задача не самая простая.1 Попытки уйти от юридической
ответственности в рамках действующего законодательства толкают недобросовестных
авторов на создание произведений со спорным или незаконным содержанием. Опасаясь
преследования или блокировки аккаунта в сети, они выкладывают свои произведения
анонимно, не снабжая их сопроводительными данными для последующей связи
пользователя с автором (авторами). В то же время автор не лишен и не должен быть лишен
права на анонимное опубликование своего произведения, если это не нарушает закон.
Более того, законодательство должно осуществлять защиту прав добросовестного
анонимного автора, если в том есть необходимость.
1.2. Понятие и сущность процедуры оцифровки сиротских произведений
Во всем мире культура выходит на новый, цифровой формат хранения, использования
и представления информации, и постепенно ее институты начинают адаптироваться под
нее. Сиротские произведения так же начинают свой переход из бумажного в цифровой
формат существования.
В мире оцифровке подлежат следующие категории произведений:
•
произведения относящиеся к общественному достоянию;
•
«сиротские произведения» или произведения, для которых автор или правообладатель
не установлен;
•
произведения, которые не переиздаются.
Наиболее большим количеством непреодолимых трудностей в связи с пробелами в
законодательстве, при оцифровке, обладают произведения, для которых не установлен
автор или правообладатель («сиротские произведения»). Например в Российской
Федерации проблемы связаны с вопросами авторского права. Ведь если произведение
проходит процесс оцифровки, то оно становится общественным достоянием. В
соответствии с гражданским кодексом Российской Федерации,2 произведения могут
1
Левова И.Ю. Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы. Как открыть доступ к
произведениям, авторов или законных равообладателей которых установить невозможно, - М.:, 2016, - С. 14.
2
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред. от 23.05.2016) //
Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
[8
приобрести этот статус в том случае, если есть соответствующий договор с
правообладателем, а правообладателем не всегда является автор произведения.
Особенность регулирования процесса оцифровки сиротских произведений связана с
тем, что отсутствует возможность идентифицировать правообладателя или связаться с ним
для получения лицензии.
Оцифровка преследует собой одновременно несколько целей. Первой целью является
сохранение культурного наследия и предоставление возможности доступа к нему
широкого круга лиц. Проводимая на национальном уровне оцифровка становится не
только инструментом влияние на образованность собственных граждан, а так же является
важным инструментом для межкультурного обмена.
Оцифровка является довольно дорогостоящим процессом, который требует
значительных инвестиций. Такой объем инвестиций является непосильным для
учреждений, которые занимаются хранением информации. Стоимость данной процедуры
включает в себя ряд производственных процедур:
•
предварительный отбор материала;
•
уточнение вопросов касающихся правового статуса документа;
•
стоимость непосредственно оцифровки;
•
создание метаданных;
•
обеспечение доступа к оцифрованному документу;
•
контроль качества и его гарантии;
•
хранение оцифрованных материалов.
Вопросы оцифровки сиротских произведений в ЕС регламентируются Директивой ЕС
2012/28/EU «Об определенных случаях разрешенного использования сиротских
произведений».
[9
ГЛАВА 2. РАССМОТРЕНИЕ И ОЦЕНКА ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ВОПРОСОВ
РЕГЛАМЕНТАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ОБ ОЦИФРОВКЕ «СИРОТСКИХ
ПРОИЗВЕДЕНИЙ В РОССИИ» НА ПРИМЕРЕ ЗАРУБЕЖНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
2.1. Правовой анализ Директивы Европейского Парламента и Совета от 25 октября
2012 года « Об определенных случаях разрешенного использования сиротских
произведений»
В Директиве ЕС 2012/28/EU подробно изложены общие правила оцифровки и
размещения сиротских произведений. К данным произведениям относятся книги,
газетные/журнальные статьи, фотографии и т.д., на которые авторское право по-прежнему
распространяется, но при этом их авторы или правообладатели являются неизвестными,
не могут быть установлены или не могут быть найдены, что бы получить от них
разрешение с целью использования тех или иных произведений.1
Данный документ включает в себя 13 статей. Непосредственной целью Директивы
является - обеспечение правовой определенности в отношении использования сиротских
произведений. Она не наносит ущерб
соответствующим договоренностям государств-
членов Европейского союза об управлении правами, к примеру о расширенных
коллективных лицензиях, о правовых презумпциях представительства, о массовой
оцифровке и т.д.
Данный документ посвящен определенным видам использования сиротских
произведений и распространяется на:
•
произведения опубликованные в виде книг, периодических изданий, газет, журналов
или иных сочинений находящиеся в собраниях общедоступных библиотек,
образовательных учреждений или музеев, а также в собраниях архивов, фильмо/
аудиофондов;
•
кинематографические или аудиовизуальные произведения и фонограммы,
находящиеся в собраниях общедоступных библиотек, образовательных учреждений
или музеев, а также в собраниях архивов, фильмо/аудиофондов;
•
кинематографические или аудиовизуальные произведения и фонограммы,
созданные организациями общественного вещания до 31 декабря 2002 года
1
Левова И.Ю. Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы. Как открыть доступ к
произведениям, авторов или законных равообладателей которых установить невозможно, - М.:, 2016, - С. 20.
[10
включительно и размещенные в их архивах;
которые охраняются авторским или смежным правом и которые были впервые
опубликованы в государстве-члене ЕС или, при отсутствии опубликования, первая
трансляция которых произошла в государстве-члене ЕС.
Вторая статья Директивы дает понятие «сиротских произведений». Произведение или
фонограмма признается сиротским произведением, если ни один обладатель прав на такое
произведение или фонограмму не установлен или ,если один или несколько из них
установлены, но не могут быть обнаружены, вне зависимости от проведения должного
поиска правообладателя, которых был осуществлен и зафиксирован в установленном
законом порядке.
Согласно данному документу закрепляется, что в целях выяснения, является ли
произведение или фонограмма сиротским произведением, должно быть обеспечено
добросовестное проведение должного поиска в отношении каждого произведения или
иного охраняемого объекта путем исследования источников, которые соответствуют
конкретной категории произведений или иных охраняемых объектов. Должный поиск
должен осуществляться до начала использования произведения. Источники определяются
каждым государством – членом ЕС и должны включать в себя:
1. в отношении опубликованных книг:
•
база информационного органа, депонирующего произведения, библиотечные
каталоги и реестры авторов, которые ведут библиотеки и иные учреждения;
•
ассоциации издателей и авторов в соответствующей стране;
•
существующие базы данных и реестры, WATCH (Писатели, Художники/Артисты и
Владельцы Прав), ISBN (Международный Стандартный Книжный Номер) и базы
данных издаваемых книг;
•
базы данных соответствующих обществ по сбору вознаграждений, в частности,
организаций по правам на воспроизведение;
•
источники, объединяющие разнообразные базы данных и реестры, включая VIAF
(Виртуальная Международная Картотека Авторства) и ARROW (Общедоступные
Реестры Информации о Правах и Произведения-Сиротах);
2. в отношении газет, журналов, ежедневных и периодических изданий:
•
ISSN (Международный Стандартный Серийный Номер) для периодических
изданий;
[11
•
индексы и каталоги библиотечных фондов и собраний;
•
база информационного органа, депонирующего произведения;
•
ассоциации издателей, а также ассоциации авторов и журналистов в
соответствующей стране;
•
базы данных соответствующих обществ по сбору вознаграждений, включая
организации по правам на воспроизведение;
3. в отношении визуальных произведений, включая изобразительное искусство,
фотографию, иллюстрирование, дизайн, архитектуру, эскизов названных работ и
другие произведения, содержащиеся в книгах, периодических изданиях, газетах и
журналах или в иных произведениях:
•
источники, указанные в пунктах (1) и (2);
•
базы данных соответствующих обществ по сбору вознаграждений, в особенности в
отношении визуальных искусств, а также организаций по правам на
воспроизведение;
•
базы данных художественных агентств, если применимо;
4. в отношении аудиовизуальных произведений и фонограмм:
•
база информационного органа, депонирующего произведения;
•
ассоциации изготовителей (продюсеров) в соответствующей стране;
•
базы данных фильмо/аудиофондов и национальных библиотек;
•
базы данных соответствующих стандартов и идентификаторов, таких как ISAN
(Международный Стандартный Аудиовизуальный Номер) для аудиовизуальных
материалов, ISWC (Международный Стандартный Код Музыкальных
Произведений) для музыкальных произведений и ISRC (Международный
Стандартный Код Звукозаписи) для фонограмм;
•
базы данных соответствующих обществ по сбору вознаграждений, в особенности
для авторов, исполнителей, изготовителей фонограмм и продюсеров
аудиовизуальных произведений;
•
состав исполнителей и иные сведения, размещаемые на упаковке произведений;
•
базы данных иных соответствующих ассоциаций, представляющих особые
категории правообладателей.
Производится данная процедура в государстве – члене ЕС, в котором было
зафиксировано первое опубликование/ трансляция за следующим исключением: если
[12
головной офис или постоянное местонахождение изготовителя кинематографического или
аудиовизуального произведения находится в государстве-члене ЕС, должны поиск
производится в государстве-члене ЕС, где расположен головной офис или постоянное
местонахождение такого изготовителя.
В том случае, если есть основания полагать, что соответствующая информация о
правообладателе могут быть найдены в другом государстве, должны быть исследованы
доступные источники в таком государстве.1
Государства-члены ЕС обеспечат, чтобы организации вели записи о произведенном ими
должном поиске и предоставляли уполномоченным национальным органам
соответствующую информацию:
•
о результатах произведенного ими должного поиска, давшего основание признать
произведение или фонограмму сиротским произведением;
•
об использовании сиротских произведений в соответствии с настоящей
Директивой;
•
о любых изменениях, согласно Статье 5, в правовом статусе сиротских
произведений и фонограмм, используемых организацией;
•
надлежащую контактную информацию такой организации.
Произведения, которые признаются сиротскими произведениями в государстве члене –
ЕС, будут признаваться «сиротскими» во всех государствах – членах ЕС.
Очень важным является то6 что данная Директива не наносит ущерба применению
правовых норм касающихся патентных прав, торговых марок, промышленных образцов,
полезных моделей, топографий полупроводниковых изделий, типографских шрифтов,
условного доступа, доступа к кабелю вещательных сервисов, защиты государственной
казны, требований о депонировании в информационном органе, законов об
ограничительной практике и недобросовестной конкуренции, производственных секретов,
конфиденциальности, защиты данных и частной жизни, доступа к официальным
документам, договорного права, а также норм о свободе печати и свободе выражения в
средствах массовой информации.
1
Директива Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2012
года « Об определенных случаях
разрешенного использования сиротских произведений» // URL: http://lexdigital.ru/2012/070/ (дата обращения
26.05.2016).
[13
Благодаря данному документу, любой гражданин ЕС может на законных
основаниях оцифровывать и использовать электронные копии «сиротских произведений»
без необходимости получения соответствующей лицензии.
2.2. Правовая оценка влияния проекта «Google Books» на усовершенствование
вопросов связанных с регламентацией положений о сиротских произведениях
Компанией Google с 2004 года реализуется проект Goodle Books Search, суть
которого заключается в оцифровке бумажных книг по соглашению с библиотеками
университетов.
Основным элементом, инициировавшим развитие проекта, стала
Доктрина «добросовестного использования», которая существовала в праве США. Она
примечательна тем6 что позволяет свободно использовать охраняемые произведения даже
в тех случаях, которые специально не предусмотрены законодательством, если подобное
использование осуществляется в социально-полезных целях. Именно это обстоятельство
является надежной опорой для всего цифрового проекта.
Данный проект сопровождался рядом судебных споров, с 2005 года
рассматриваемыми в США по искам правообладателей. Вопросы которые поднимались в
ходе заседаний могли бы затронуть права авторов по всему миру, в том числе и в России.
Наиболее важными из них были: : Кому принадлежит право на создание
электронных копий книг, если текст договора между автором и издателем утрачен или не
позволяет сделать однозначный вывод? Допустима ли оцифровка книг в социальнополезных целях (образование, научные исследования и т.п.) без согласия
правообладателей? Может ли конкретная ассоциация правообладателей представлять
интересы неограниченного круга лиц, особенно если учесть, что эти интересы зачастую
противопоставлены? Допустимо ли установление фактической монополии на
определенные действия с цифровыми копиями произведений на основании судебного
решения? И наконец самый важный вопрос для данной научной работы, вопрос о том, кто
вправе определять порядок использования собранного вознаграждения за использование
сиротских произведений?
Проблема сиротских произведений заслуживает особого внимания. Точное
количество этих произведений подсчитать невозможно, но их огромное количество. В
соответствии со статистическими данными некоторых исследователей не менее 15% книг
можно отнести к категории сиротских произведений. А это в свою очередь означает, что с
точки зрения действующего законодательства, запрещающего распространять контент без
[14
согласия авторов, доступ пользователей к данным произведения ограничен. В эпоху
информации это не является рациональным.
В Российской Федерации данного вопроса касаются крайне редко, однако в
зарубежных странах процесс развития данного института очень хорошо прослеживается.
В 2005 года Бюро охраны авторских прав США подготовило доклад для Конгресса с
рекомендациями повысить доступность произведений-сирот однако, с тех пор
законопроект хотя и был подготовлен, но все еще не принят.1
Не смотря на все прогрессивные течения по данному вопросу неизменной остается
сложность поиска авторов. Хотя процедуры поиска, достаточные для признания его
должным и достаточным, довольно подробно прописаны, необходимость проводить их в
отношении каждого произведения требует времени, сил и средств. Да и последующие
варианты коммерциализации сиротских произведений пока не снимают всех вопросов:
Как должно рассчитываться вознаграждение за использование таких работ, кто и какой
период должен хранить собранные средства, на какие цели разумно тратить
невостребованное вознаграждение? 2
Первоначальный вариант проекта Google критикуют за недостаточность усилий по
поиску правообладателей. Соглашение прямо не касается конкретных процедур
установления авторов и просто перекладывает обязанность их проведения на
специализированный фонд, аккумулирующий собранное вознаграждение. Этот вариант
весьма выгоден для библиотек, получающих доступ к наиболее полной базе данных
произведений ISD, содержащей и сиротские произведения; выгоден и для компании
Google, освобожденной от бремени поиска и наделенной правом получать прибыль от
продажи подписки на доступ к ISD (37% от собранных сумм), от размещения рекламы на
странице поисковика с отрывками из произведений-сирот и от продажи электронных
копий книг; выгоден он и правообладателям, получающим дополнительный доход от
безжизненного прежде источника. Но возникают серьезные сомнения конкурентного
свойства.
1
Copyright Term and the Public Domain in the United States // URL: http://copyright.cornell.edu/resources/
publicdomain.cfm (По состоянию на 1 января 2016 года.) (дата обращения 26.05.2016).
2
Title 17 of the United States Code, section 107 // URL: http://www.copyright.gov/title17/92chap1.html (дата
обращения 26.05.2016).
[15
По сути, от использования сиротских произведений отсекаются все иные компании,
желающие параллельно создавать и распространять свои цифровые копии. Им
потребуется выпрашивать согласие фонда BRR, который вряд ли будет заинтересован в
новых игроках, уже получая свою награду. Существуют опасения, что устанавливаемая
компанией Google по согласованию с BRR цена за электронные копии сиротских
произведений будет завышена в сравнении с остальными охраняемыми произведениями,
чтобы недобросовестно стимулировать потребителей приобретать именно их копии. Да и
сама плата за доступ к сиротским произведениям представляется экономически не
обоснованной, тогда как она неоправданно ограничивает доступ к культурному наследию.
2.3. Перспективы развития законодательного закрепления положений об оцифровке
сиротских произведений в Российской Федерации
Существующие в России правила регулирования авторских прав, в вопросах
связанных с сиротскими произведениями не отвечают интересам ни авторов, ни
пользователей, а действующее законодательство необходимо модернизировать опираясь на
опыт зарубежных стран.
Сравнительно недавно был представлен проект под названием «Общественное
достояние», его основной задачей является разработка концепции новой государственной
политики касаемо открытия максимального возможного доступа к знаниям и культурным
ценностям для граждан Российской Федерации.
Расширению доступа пользователей к информации будет способствовать создание
«Федеральной резервной системы банков знаний», ее концепция была представлена
раньше. Данная система должна сделать привлекательной для авторов идею о размещении
своих произведений в открытом доступе. В обмен на раскрытие произведения для
общественности автор получит возможность бесплатно хранить его на серверах в трёх
резервных копиях. Таким образом, произведению будет обеспечено вечное существование,
оно никогда не будет утеряно и не пострадает во время стихийных бедствий. Технически
действующая модель такой системы может появиться в начале лета.
Согласно данным опубликованным Ассоциацией интернет-издателей, в Российской
Федерации около сорока процентов всех произведений, которые охраняются копирайтом
являются «сиротскими». Целесообразной является идея, согласно которой книги, которые
не нуждаются в охране, пора сделать доступными. Но для реализации данной инициативы
предполагается предусмотрение реестра произведений-сирот.
[16
Недавно стало известно о законопроекте Минкомсвязи, который направлен на
создание реестра сиротских произведений и определение доступа к ним. Так же данный
законопроект направлен на проведение реформы системы коллективного управления
правами. Данный законопроект предполагает отмену бездоговорного коллективного
управления авторскими правами и возможность создания определённого количества
обществ по коллективному управлению, с которыми правообладатель мог бы заключать
договор по его собственному желанию.
Так же закон Минкомсвязи устраняет противоречие между подходом к охране
принадлежащих неустановленным лицам прав и денег. По российскому законодательству
«сиротские произведения» охраняются 70 лет, а собранные РАО (Российским авторским
обществом) нераспределенные
средства , распределяются уже по истечению трех лет,
иными словами по истечению срока исковой давности. А в законопроекте изложена идея6
согласно которой будет установлен срок давности, по истечении которого произведение
будет переходить в общественное достояние или под действие открытых лицензий.
С необходимостью реформирования системы управления авторскими правами и
раскрытия доступа к «сиротским» произведениям и общественному достоянию согласны и
в Российской книжной палате, в которой хранятся экземпляры всех печатных изданий, в
том числе и периодики — около 80 миллионов единиц хранения.
«Мы считаем, что вопрос создания реестров общественного достояния и
"сиротских" произведений давно назрел. У нас огромное количество изданий, хранящихся
в национальном книгохранилище и не используемых. Мы говорим, что это память нации,
история, это всё хорошо. Но многие вещи можно было бы использовать, а прав таких нет,
потому что нет реестра "сиротских" изданий. В то же время обращений поступает очень
много, какие-то вещи надо переиздавать, распространять», — сказала Елена Ногина,
директор Российской книжной палаты.
[17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В данной работе был рассмотрен вопрос, который является крайне актуальным на
сегодняшний день, вопрос правового регулирования оцифровки сиротских произведений.
Во всем мире культура выходит на новый, цифровой формат хранения, использования и
представления информации, и постепенно ее институты начинают адаптироваться под нее.
Сиротские произведения так же начинают свой переход из бумажного в цифровой формат
существования.
При изучении данных поросов были поставлены и реализованы такие задачи как:
1. Изучение понятия, сущности, особенностей и причины появления сиротских
произведений.
2. Подробно рассмотреть процедуру оцифровки сиротских произведений.
3. Провести правовой анализ Директивы Европейского Парламента и Совета от 25
октября 2012 года « Об определенных случаях разрешенного использования сиротских
произведений».
4. Оценить с правовой точки зрения влияние проекта «Google Books» на
усовершенствование вопросов связанных с регламентацией положений о сиротских
произведениях
5. Предложить пути решения выявленных проблем законодательства по вопросам
оцифровки сирот ских произведений и оценить перспективы развития
законодательного закрепления положений об оцифровке сиротских произведений в
Российской Федерации.
Процедура оцифровки, не смотря на сегодняшнюю актуальность все равно является
крайне неразработанной, запутанной и спорной темой. Чтобы соответствовать нормам
права интеллектуальной собственности, оцифровка требует оформления каждого и всякого
авторского и смежного права. Поэтому необходимо разработать механизмы, которые бы
признавали права и интересы правообладателей, но в то же время облегчали оцифровку,
которая, в свою очередь, будет способствовать инновациям и творчеству. Учитывая
стоимость оформления прав, интересам европейского общества, как публичным, так и
частным, соответствует справедливое и сбалансированное упрощение оформления прав.
В Европе и США проблема сиротских произведений была осознана почти
десятилетие назад, и сегодня достигнуты значительные успехи по урегулированию их
[18
правового статуса. В России же сиротскими произведениями начали интересоваться лишь
недавно и в основном по инициативе представителей интернет-сообщества.
Очевидно, что российская система права в данной области требует кардинальных
изменений. Требуется создание абсолютно нового рычага правового регулирования в
сфере оцифровки сиротских произведений, а именно внесение поправок в
70 главу
Гражданского Кодекса Российской Федерации и разработка, а в дальнейшем создание
отдельного закона, который будет закреплять положения, регламентирующие вопросы
оцифровки сиротских произведений в Российской Федерации.
[19
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ
Нормативные правовые акты:
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993)
(с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к
Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ,
от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательства
Российской Федерации, 04.08.2014, № 31. Ст. 4398.
2.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред.
от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
3.Федеральный закон от 27.07.2006 N 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) "Об информации,
информационных технологиях и о защите информации"//Собрание законодательства
РФ, 31.07.2006, N 31 (1 ч.), ст. 3448.
Научная литература:
1. Близнец И.А. Авторское право смежные права. Учебник. – М.: Проспект, 2015, 416 с.
2. Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник/ М.М. Богуславский. 6-е изд., перераб. и доп. - Москва: НОРМА; Москва: ИНФРА-М, 2015. - 565 с.
3. Левова И.Ю. Сиротские произведения в России: статус, пути решения проблемы.
Как открыть доступ к произведениям, авторов или законных равообладателей
которых установить невозможно, - М.:, 2016, - 56 с.
4. Ленский В. П. Книжный рынок России. Отраслевой доклад ФАПМК /
В. П. Ленский. — М.: Федеральное агентство по печати и массовым
коммуникациям, 2015. — 92 с.
5. Трансформация авторского права в интернете: зарубежные тенденции, бизнесмодели, рекомендации для России / Под ред. И. Засурского и В. Харитонова. М.:
НП «Ассоциация интернет-издателей»; Кабинетный учёный, 2013. –356 с.
Электронные ресурсы:
1. Директива Европейского Парламента и Совета от 25 октября 2012 года « Об
о п р ед е л е н н ы х с л у ч а я х р а з р е ш е н н о го и с п ол ь з о ва н и я с и р от с к и х
произведений» // URL: http://lexdigital.ru/2012/070/ (дата обращения 26.05.2016).
2. Copyright Term and the Public Domain in the United States // URL: http://
copyright.cornell.edu/resources/publicdomain.cfm (По состоянию на 1 января 2016
[20
года.) (дата обращения 26.05.2016).
3. Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works. http://
www.wipo.int/treaties/en/notifications/berne/treaty_berne_162.html (дата
обращения 26.05.2016).
4. The State of Recorded Sound Preservation in the United States: A National Legacy at
Risk in the Digital Age // URL: http://www.clir.org/pubs/reports/pub148/reports/
pub148/pub148.pdf (дата обращения 26.05.2016).
5. Title 17 of the United States Code, section 107 // URL: http://www.copyright.gov/
title17/92chap1.html (дата обращения 26.05.2016).
[21
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв