Министерство образования и науки Хабаровского края
Краевое государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение «Хабаровский педагогический колледж
имени Героя Советского Союза Д.Л. Калараша»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ НА УРОКАХ
ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ) В НАЧАЛЬНОЙ
ШКОЛЕ
Выпускная квалификационная работа
Выполнил:
Исаев Степан Максимович
студент
______3______курса
группы____ПНК-31______
___очной____ форма обучения
специальность 44.02.02
Преподавание в начальных
классах
Научный руководитель:
Чикишева Анастасия Сергеевна,
преподаватель
ВКР защищена
«____»____________ 202__ г.
Оценка ____________________
Хабаровск, 2021
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1
3
Теоретические
аспекты
пространственных
формирования
представлений
младших
школьников
1.1
5
Курс обществознания и его роль в формировании
пространственных
представлениях
младших
школьников
1.2
5
Возрастные особенности процесса формирования
пространственных
представлений
у
младших
школьников на уроках начального обществознания
1.3
Методические
особенности
пространственных
формирования
представлений
младших
школьников на уроках окружающего мира
ГЛАВА 2
Практика
формирования
18
пространственных
представлений младших школьников
2.1
Диагностика
12
уровня
26
сформированности
пространственных представлений учащихся начальной
школы
2.2
26
Организация системы работы по формированию
пространственных
представлений
младших
школьников на уроках Окружающего мира
2.3
Педагогические
условия
27
формирования
пространственных представлений учащихся начальных
классов
на
уроках
Окружающего
(обществознание)
мира
31
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
34
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
37
ПРИЛОЖЕНИЕ
42
ВВЕДЕНИЕ
Пространственные представления играют важную роль не только в
учебной деятельности, но и в жизни – это и ориентации в пространстве, и оценка
расстояний, размеров, формы, взаимного положения предметов и их положения
относительно других объектов, и знание таких пространственных отношений,
как «ближе-дальше», «выше-ниже», знание сторон направления движения,
сторон
горизонта.
Отсутствие
пространственных
представлений
и
их
сформированность на низком уровне в значительной степени осложняет
приоритетные направления ФГОС НОО: достижение новых образовательных
результатов, соответствующих современным запросам личности, общества и
государства.
Эта проблема связана с низким уровнем внимания со стороны
современных учебно-методической комплексов. К тому же, важно отметить, что
для формирования рассматриваемых представлений, младший школьный
возраст
является
сенситивным
периодом,
что
делает
формирование
пространственных представлений учащихся начальных классов не только
насущной необходимостью, но и разумным шагом с точки зрения возрастной
психологии. При этом традиционно принято считать, что процесс формирования
представлений учащихся о пространстве происходит в начальной школе только
на уроках математики. Однако большим потенциалом в данном процессе
обладает и Окружающий мир. В этой связи научное обоснование важности
формирования пространственных представлений и определение педагогических
условий данного процесса в начальной школе является значимой педагогической
задачей.
Цель
исследования
–
это
определение
педагогических
условий,
необходимых для формирования пространственных представлений учащихся
младшего школьного возраста на уроках Окружающего мира (обществознание).
Задачи:
1. Описать особенности формирования пространственных представлений
учащихся начальных классов.
3
2. Разработать систему заданий, направленную на формирование
пространственных представлений на уроках Окружающего мира.
3. Выявить педагогические условия формирования рассматриваемых
представлений на уроках Окружающего мира в обществоведческой предметной
области.
Объект – формирование пространственных представлений.
Предмет
исследования
–
педагогические
условия
формирования
пространственных представлений учащихся младшего школьного возраста на
уроках Окружающего мира (обществознание).
Гипотезу
исследования
составляет
предположение
о
том,
что
педагогическими условиями формирования пространственных представлений на
уроках Окружающего мира (обществознание) в начальной школе являются:
разработка и использование серии заданий, направленных на формирование
пространственных представлений, объединённых во фрагмент рабочей тетради;
применение заданий на уроке и в процессе выполнения домашнего задания;
использование заданий на различных этапах урока.
В выпускной квалификационной работе применяются такие методы
исследований, как: анализ методической литературы и нормативно-правовой
документации, анкетирование, обобщение и анализ результатов.
База практики – Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 39» г. Хабаровска.
Практическая значимость исследования заключается в разработке
фрагмента рабочей тетради, позволяющий сделать процесс формирование
пространственных представлений наиболее результативным.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка
используемых источников.
4
Глава 1
Теоретические аспекты формирования пространственных
представлений младших школьников
1.1 Курс обществознания и его роль в формировании пространственных
представлениях младших школьников
Историческое сознание, обладая сложной структурой, не остается
неизменным на пути развития человека и общества. Если к первому уровню
можно отнести элементарную форму исторического сознания, присущую
каждому человеку, независимо от его образования и воспитания, и которое
выражается
в эмоционально окрашенных
представлениях о
прошлом,
полученных благодаря соприкосновению с историческими памятниками и
символами, художественной литературой, театром и другими путями, то
следующий уровень исторического сознания формируется уже на основе
собственно исторических знаний, образующих в своей совокупности систему
знаний о прошлом, и приобретаются такие знания в результате систематического
изучения истории в школе.
В связи с этим понятна озабоченность российского общества состоянием
школьного
исторического
формировании
у
образования,
подрастающего
играющего
поколения
большую
исторического
роль
в
сознания.
Недостаточный уровень школьного исторического образования влечет за собой,
как правило, низкий уровень исторического сознания, что проявляется не только
в отсутствии четкого представления об историческом прошлом своего народа,
но и, как следствие, в непонимании его настоящего и будущего. Это выливается
в неспособность человека понять свою собственную роль и роль своего
поколения в истории.
Важным аспектом исторического сознания являются картографические
умения. Эти умения невозможно сформировать, если учащийся не обладает
пространственными представлениями. Пространственные представления, в свою
очередь, – это сложная психическая структура, обеспечивающая такие функции,
как ориентация в схеме собственного тела, понимание логико-грамматических
конструкций, правильное употребление предлогов, согласование слов в
5
предложении, чувство ритма и времени, математические способности и
окружающем пространстве. При этом важно сделать уточнение, что под
пространством следует понимать не конкретные окружающие предметы, а
способ существования объективного мира, неразрывно связанных со временем.
[20]
Что касается значения формирования пространственных представлений, то
в начальной школе необходимо создание образов, адекватные времени, в
котором живут учащиеся. Здесь должна быть максимальная степень детализации
при
формировании
исторических
и
обществоведческих
представлений,
возникающих в результате воображения, воссоздающего из элементов знаний
исторические картины и образы. Негативным последствием отсутствия
детализации при обучении учащихся истории и обществознанию в рамках
изучения Окружающего мира является искажение исторических событий и
фактов. Предметная область обществознания, в свою очередь, представлена как
система интегрированных знаний, включающих первоначальные знания по
истории, экономике, праву, политике, краеведению, основам безопасности
жизни.
Исходя из Примерной основной образовательной программы начального
общего образования, пространственные представления в рамках Окружающего
мира формируются при изучении таких тематических блоков, как:
– глобус как модель Земли;
– географическая карта и план;
– важнейшие природные объекты своей страны, района;
– ориентирование на местности;
– компас;
– Россия на карте, государственная граница России;
– дорога от дома до школы;
– наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни
страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство,
Российская империя, СССР, Российская Федерация. [1]
6
Пространственные
представления
играют
определяющую
роль
в
картографических умениях учащихся. При этом важно отметить, что на основе
пространственных представлений формируется понятийный аппарат младших
школьников, без которого картографические умения не могут существовать.
С целью подтверждения значимости формирования пространственных
представлений на уроках Окружающего мира в межпредметной области
«обществознание» повторно обратимся к Федеральному государственному
образовательному стандарту начального общего образования. При анализе
раздела II. Требованиям к результатам освоения основной образовательном
программы начального общего образования обнаружены следующие аргументы
в пользу подтверждения значимости данной области:
–
овладение начальными сведениями о сущности и особенностях
объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных,
культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного
учебного предмета. [2]
Данный аргумент не является столь очевидным, поскольку относится к
требованиям к метапредметным результатам освоения образовательной
программы начального общего образования. Тем не менее, что следует из
предыдущего параграфа, именно рассматриваемая предметная область даёт
возможность
для
овладения
учащимися
информацией,
первичными
представлениями о социальных и культурных процессах, объектах и явлениях.
Ведь содержание области «обществознание» в начальной школе на примере
учебно-методического
комплекса
«Школа
России»
свидетельствует
о
выполнении данного требования. Содержание включает в себя такие темы, как
«Мы – граждане России», «Где мы живём?», «Жизнь города и села»,
«Путешествие по городам и странам», «Родной край - часть большой страны»,
«Страницы истории Отечества», «Экономика родного края» (проект) и другие. А
любой иной УМК, входящий в Федеральный перечень учебников, допущенных
к реализации в учебных заведениях, должен соответствовать требованиям ФГОС
НОО. [25]
7
Темы
выше
свидетельствуют
об
учёте
важности
формирования
пространственных представлений таким распространённым и рекомендованным
к учебной деятельности УМК «Школа России». Формирование представлений
происходит в области экономики, экологии, социологии.
Далее необходимо рассмотреть конкретно предметные требования к
результатам освоения ООП НОО по обществознанию (Окружающему миру).
Например:
понимание особой роли России в мировой истории, воспитание
чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
– сформированность уважительного отношения к России, родному краю,
своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
–
осознание
целостности
окружающего
мира,
освоение
основ
экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в
мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и
социальной среде;
– освоение доступных способов изучения природы и общества
(наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с
получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в
открытом информационном пространстве);
– развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные
связи в окружающем мире.
Все перечисленные планируемые предметные результаты так или иначе
имеют отношение к формированию пространственных представлений по
определению и конкретно к предметной области «обществознание».
При более конкретном рассмотрении данной предметной области можно
выявить ещё несколько предметных результатов, имеющих прямое отношение к
пространственным представлениям:
– работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания
о природе и городах страны, занятиях жителей;
8
– использовать глобус для знакомства с формой нашей планеты;
– моделировать форму Земли;
– различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
– находить линию горизонта;
– знакомиться с устройством компаса и правилами работы с ним, осваивать
приёмы ориентирования по компасу;
– сравнивать изображение России на глобусе и карте;
– осваивать приёмы чтения карты (определение сторон горизонта, форм
земной поверхности, других объектов с помощью условных знаков);
– находить Москву на карте России;
– знакомиться с планом Москвы, находить на нём достопримечательности
столицы;
– находить Санкт-Петербург на карте России;
– сравнивать глобус и карту мира; находить, называть и показывать на
глобусе и карте мира океаны и материки;
– сравнивать физическую и политическую карты мира;
– находить и показывать на политической карте мира территорию России,
других стран;
– с помощью карты приводить примеры стран, расположенных на разных
материках;
– прослеживать маршрут путешествия по карте в учебнике и настенной
карте России;
– показывать на карте России её границы и пограничные государства, их
столицы, в том числе страны, граничащие только с Калининградской областью
или имеющие с Россией только морские границы;
– самостоятельно изучить материал учебника о странах севера Европы
(каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или распределять материал на несколько
сообщений;
9
– работать в группе: самостоятельно изучить материал о странах
Бенилюкса (каждой группе по одной стране), подготовить сообщения с показом
местоположения страны и её столицы на политической карте Европы; выступать
одному из представителей группы или распределять материал на несколько
сообщений;
– самостоятельно изучить материал о странах центра Европы (каждой
группе по одной стране), подготовить сообщения с показом местоположения
страны и её столицы на политической карте Европы; выступать одному из
представителей группы или распределять материал на несколько сообщений;
– аналогичная работа с Францией, Грецией, Италией и Великобританией;
– сравнивать глобус и карту полушарий;
– находить условные знаки на карте полушарий;
– обсуждать значение глобуса и карт в жизни человечества;
– составлять рассказ о географических объектах с помощью глобуса и
карты полушарий;
–
анализировать
историческую
карту,
рассказывать
по
ней
об
исторических событиях;
– знакомиться по карте-схеме с наиболее значимыми объектами
Всемирного наследия, определять их по фотографиям;
– находить и показывать на физической карте России изучаемые
географические объекты, рассказывать о них по карте;
– находить и показывать на физической карте России изучаемые моря,
озёра, реки, рассказывать о них по карте;
– различать моря Северного Ледовитого, Тихого и Атлантического
океанов;
– знакомиться с картой природных зон России, сравнивать её с физической
картой России; определять по карте природные зоны России, высказывать
предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку;
– находить на карте природных зон области высотной поясности;
10
– знакомиться с политико-административной картой России; находить на
политико-административной карте России свой регион; знакомиться с картой
своего региона, рассказывать по ней о родном крае;
– находить на карте местоположение древних государств;
– находить на карте местоположение крупных городов, возникших в
Средневековье;
– прослеживать по карте маршруты Великих географических открытий;
– анализировать карту расселения племён древних славян;
– прослеживать по карте Древней Руси путь «из варяг в греки» и
расширение территории государства в IX—XI веках;
–
анализировать
карты
древнего
Киева
и
древнего
Новгорода,
характеризовать их местоположение, оборонительные сооружения, занятия
горожан, систему правления, находки берестяных грамот в Новгороде, готовить
сообщения, презентовать их на уроке;
– прослеживать по карте нашествие Батыя на Русь;
– прослеживать по карте объединение русских земель вокруг Москвы;
– прослеживать по карте передвижения русских и ордынских войск
(Куликовская битва);
– работать с историческими картами, находить на карте Транссибирскую
магистраль;
– знакомиться по карте СССР с административно- территориальным
устройством страны;
– находить на политико-административной карте РФ края, области,
республики, автономные округа, автономные области, города федерального
значения. [25]
Таким образом, предметная область обществознание имеет большое
значение
в
формировании
пространственных
представлений
учащихся
начальных классов, исходя из планируемых предметных результатов обучения
Окружающему миру.
11
Анализ стандартов и образовательных программ при изучении данной
темы является необходимым для наиболее точного определения содержания
пространственных представлений.
При этом для учителя начальных классов важно не только организовать
процесс формирования представлений, но и создать условия для дальнейшего
формирования понятий на основе уже имеющихся представлений. Таким
образом, степень успешности обучения учащихся напрямую зависит от той
основы, от тех образов действительности, которыми они уже обладают. Также
необходимо уточнить, что по мере обучения, возрастают требования к
понятийному аппарату учащихся, начиная лёгкими для понимания терминами,
такими как: семья, природа, дом и заканчивая умелым оперированием
экономической терминологией. Как, например, при изучении темы «Наши
соседи», учащийся должен чётко различать территорию Российской Федерации
и стран, с ней граничащих.
Так в параграфе были приведены аргументы, доказывающие роль
предметной области «обществознание» в формировании пространственных
представлений учащихся начальных классов. Для этого были проанализированы
такие документы, как Федеральный государственный образовательный стандарт
начального общего образования – требования к метапредметным результатам
освоения и предметным результатам по обществознанию и естествознанию,
примерная образовательная программа начального общего образования по
Окружающему миру и рабочая программа учебно-методического комплекса
«Школа России». В ходе анализа было определено Окружающий мир имеет
большое значение в формировании рассматриваемых представлений.
1.2 Возрастные особенности процесса формирования пространственных
представлений у младших школьников на уроках начального обществознания
В
формировании
пространственных
представлений
используются
различные приёмы, как работы с глобусом, контурными картами, компасом.
Однако ведущая роль в формировании рассматриваемых представлений на
12
уроках Окружающего мира в начальной школе принадлежит историческим
картам.
Использование исторических карт имеет огромное значение при изучении
истории, так как карта формирует у учеников знания, умения и навыки, которые
помогут им при самостоятельной работе. Кроме того, наглядный материал, в
качестве которого выступает историческая карта, упрощает усвоение учеником
устного материала и впоследствии помогает ему и при его воспроизведении, то
есть при ответе. [35]
В младшем школьном возрасте у ребенка утрачивается детская
непосредственность в поведении, появляется другая логика мышления. Учение
для семилетнего человека – значимая деятельность. В школе он приобретает не
только новые знания и умения, но и определенный социальный статус. Меняются
интересы, ценности ребенка, весь уклад его жизни. Вступая в этот возраст,
ребенок приобретает внутреннюю позицию школьника, учебную мотивацию.
Учебная деятельность становится для него ведущей. Успешная работа,
осознание своих способностей и умений качественно выполнять различные
задания приводят к становлению чувства компетентности – нового аспекта
самосознания, который можно считать центральным новообразованием
младшего школьного возраста. [12]
К концу дошкольного возраста ребенок имеет навыки самообладания,
умеет подчинить себя обстоятельствам, быть непреклонным в своих желаниях.
Он понимает, что оценка его поступков и мотивов определяется не столько его
собственным отношением к самому себе, но и окружающими. В 7 лет хорошо
развиты рефлексивные способности. В этом возрасте существенным достижение
в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «я должен» над
мотивом «я хочу».
Ребенок в начальной школе усваивает специальные психофизические и
психические действия, которые должны обслуживать все учебные предметы. На
основе учебной деятельности при благоприятных условиях обучения и
13
достаточном уровне умственного развития ребенка возникают предпосылки к
теоретическому сознанию и мышлению. [36]
В основе первоначальных пространственных представлений лежит
чувственный опыт учащихся. Пространственные понятия определяются как
первоначальный момент мысли, когда младший школьник на основе имеющихся
знаний о пространстве начинает абстрагировать те существенные признаки,
которые впервые вводят его во внутреннее строение Окружающего мира, в её
сущность и закономерности.
По теории отражения первоначальная форма познания пространства
находится на уровне образования чувственно-наглядных образов, в основе чего
лежат ощущения и восприятия. Для выяснения роли представлений в процессе
усвоения
первоначальных
компетенций
важен
процесс
образования
чувственных образов. На основе ощущений строятся все другие, более сложные
психические процессы. Отражение отдельных свойств в ощущениях неизбежно
приводит к отражению предмета в целом как носителя этих свойств. Поэтому
вслед за ощущениями или вместе с ними, формируется другой психический
процесс - восприятие. В этом процессе человек отражает совокупность свойств,
характерных для географической карты, «строит» чувственный образ её. Кризис
7-ми лет – период рождения социального «я» ребенка, изменения самосознания,
переоценки ценностей. Старые интересы теряют свою побудительную силу, на
смену им приходят новые.
В младшем школьном возрасте учебная деятельность становится ведущей,
её компонентами являются:
1)
Мотивация, которая побуждает и направляет учебные мотивы/ В их
основе лежат познавательная потребность младшего школьника, мотив
собственного
роста,
самосовершенствования,
развития
собственных
способностей.
2)
Учебная задача – система заданий, при выполнении которых ребенок
осваивает наиболее общие способы действия.
3)
Учебные операции – способы выполнения учебного действия.
14
4)
Контроль, осуществляемый первоначально учителем, а потом самим
учеником. Без самоконтроля невозможно полноценное развертывание учебной
деятельности, поэтому задача учителя - научить ребёнка контролировать процесс
своей учебной работы.
5)
Оценка школьником собственной деятельности.
Самой ранней ступенью в развитии мышления ребенка – наглядно-
действенное мышление. Это форма «мышления руками» не исчезает с развитием
более высоких форм логического мышления. Мышление ребенка в 6-7 лет
характеризуется «центрацией» или восприятием мира вещей и их свойств с
единственно возможной для ребенка реально занимаемой им позиции.
С развитием речи и накоплением опыта ребенок приходит к нагляднообразному мышлению - мыслит образами, а слово помогает ему делать
обобщения. По мере овладения учебной деятельностью и усвоения основ
научных знаний школьник постепенно приобщается к системе научных понятий,
его умственные операции становятся менее связанными с конкретной
практической деятельностью и наглядной опорой. В начальной школе дети
овладевают приемами мыслительной деятельности, приобретают способность
действовать в уме и анализировать процесс собственных рассуждений. С
развитием мышления связано возникновение новообразований - анализ,
внутренний план действий, рефлексия. [11]
По результатам исследований установлено, что в процессе учебной
деятельности большую роль играет уровень развития мышления школьников. С
началом школьного обучения мышление выдвигается в центр психического
развития ребенка и становится определяющим в системе других психических
функций, которые под его влиянием интеллектуализируются и приобретают
произвольный характер. Абстрактно-логическое мышление – мышление с
опорой на понятия, которые отражают общее, сущность предметов и
выражаются в словах или других знаках. Наглядно-образное и абстрактнологическое мышления тесно взаимосвязаны и часто переходят друг в друга.
Ребенок не может мыслить только понятиями без представлений, в отрыве от
15
чувственной наглядности, он не может также мыслить одними лишь чувственнонаглядными образами, без понятий. Мысль обогащает образ, а образ обогащает
мысль. Основными формами мышления являются понятия, суждения и
умозаключения. Абстрактные понятия отражают те или иные свойства
предметов, мыслимые в их отвлечении от предметов, которым они принадлежат.
Суждения раскрывают содержание понятий и представляют собой мысль о связи
явлений в развернутой форме. [17]
Что касается основных психологических новообразований младшего
школьного возраста, то они следующие:
– произвольность и осознанность всех психических процессов;
– интеллектуализация всех психических процессов;
–
внутреннее
опосредование
процессов,
происходящее
благодаря
усвоению системы научных понятий. [21]
Воспроизведение
чувственных
образов
восприятия
приводит
к
возникновению новых своеобразных психических образований – представлений.
Это не механическая репродукция восприятия, а изменчивое динамическое
образование. Лабораторией психолога И.С. Якиманской изучалось развитие
образного (пространственного) мышления младших школьников. Создание
образов и оперирование ими – это уровни развития пространственного
мышления. Деятельность представления, по И.С. Якиманской, характеризуется
особыми условиями создания образа, содержанием деятельности, уровнем
сложности, качественным своеобразием способов преобразования образов тремя
типами:
1) изменение положения воображаемого объекта на плоскости, в
пространстве по отношению к другим объектам;
2) изменение его структуры;
3)
комбинация этих преобразований. Развитие пространственного
мышления проявляется в работе с картой на уроках Окружающего мира.
Мышление в образах – сложный психический процесс, в котором
представлены
результаты
непосредственного
16
чувственного
восприятия
реального мира (его наглядного изображения), их понятийной обработки и
мысленного преобразования этих результатов под влиянием требований задачи,
субъективных установок личности, особенностей прошлого опыта. В образном
мышлении
движение
мысли,
поиски
и
нахождения
решения
задачи
осуществляется в виде чередования образов, их преобразования, получения
новых. На этом основании в ряде исследований предлагают логику
мыслительного процесса разделять на два вида: вербальную и образную. Для
вербальной логики характерны смены одних суждений другими, определенные
законы пространственного умозаключения. Для образной логики характерны
опора на наглядный материал, поиск и нахождение стратегии решения ведутся в
различных
направлениях.
Научный
тип
мышления,
который
ребенок
приобретает в школе, ориентирует его на общекультурные образцы, нормы,
эталоны, закономерности взаимодействия с окружающим миром Развитие у
детей логического мышления является одной из задач работы с картой, усвоении
элементов картографического языка. Если в первые два года обучения дети
много работают с наглядными образцами, то в последующих классах объем
такого рода занятий сокращается. [15]
Одним из эффективных способов развития наглядно-действенного
мышления является включение ребенка в предметно-орудийную деятельность,
которая наиболее полно воплощается в конструировании (чтение карты,
описание по ней географических объектов, кубики, «Лего», оригами, различные
конструкторы и пр.). Развитию наглядно-образного мышления способствует
работа с географической картой, конструкторами, но не по наглядному образцу,
а по словесной инструкции или по собственному замыслу ребенка. Неоценимую
помощь в развитии образно-логического мышления оказывают задания и
упражнения на поиск закономерностей в окружающем мире, логические задачи,
игры с картой.
Таким образом, на протяжении младшего школьного возраста у
обучающихся происходят значительные многофункциональные изменения:
совершенствуется деятельность вегетативных систем, психофизиологические
17
функции становятся произвольными, все действия приобретают осознанный,
целенаправленный характер. Указанные изменения происходят не сами по себе.
Важная роль в развитии высших психических функций отводится учителю
начальных классов. Важно, используя потенциальные возможности мозга
ребенка, формировать у него учебно-познавательные мотивации и потребности,
оказывать целенаправленные педагогические воздействия, способствующие
развитию произвольного внимания, восприятия, памяти, представлений,
первоначальных пространственных представлений.
1.3
Методические
особенности
формирования
пространственных
представлений младших школьников на уроках Окружающего мира.
Поскольку период младшего школьного возраста (период второго детства)
является
сенситивным
периодом
для
формирования
пространственных
представлений, то целесообразным будет как раз-таки разнообразие предмета
Окружающий
мир
заданиями,
направленными
на
формирование
рассматриваемых представлений. [14]
По мнению Черновой Г. А., одним из ключевых способов формирования
представлений учащихся о пространстве в рамках изучения предметной области
«обществознание» является работа с картой. При этом происходит локализация
исторических фактов в пространстве, рассматривается их взаимосвязь и
отношения друг с другом в природе и социальной обстановке. Поэтому важным
является изучение условий и правил работ с картой в начальной школе. [7]
Важнейшее свойство карт – возможность с их помощью моделирования
явлений, недоступных непосредственному наблюдению, скрытых в недрах
Земли или происходящих в атмосфере. Включению в учебный процесс новых, не
знакомых для учащихся карт, должна предшествовать работа по установлению
особенностей их построения, содержания и использования. Для изучения карт
школьники должны предварительно усвоить знания об особенностях строения
земной поверхности. Только хорошо изучив особенности карт, учащиеся могут
успешно использовать их как средство наглядности и источник знаний.
18
Схематические средства обучения используют для формирования общих
понятий и закономерностей.
Карты для начальной школы более генерализованы, упрощены, красочны,
в них увеличена наглядность, подчеркнута характерность объектов, информация
сокращена до программного минимума. В целом количество дополнительных
объектов и названий для карт начальной школы не должно превышать 20-30%
основного
требования
(поэтому
необходимо
иметь
дополнительные
справочники - крупномасштабные карты) В настенных географических картах
для начальных классов имеются визуальные специфические несоответствия:
рельефность, береговая линия изображается толще; упрощены очертания
объектов, передача характерного рельефа; упразднены детали; применена
качественная контрастная раскраска. [30]
Усвоению пространственной локализации отдельных частей сложного
исторического явления и формированию о нем представления помогает
графический план. Он может быть выполнен по ходу изложения нового
материала учителем на доске, а детьми — в тетрадях.
Е.Е. Вяземский пишет: «Следствием повышенного внимания методистов и
учителей к вопросам формирования картографических знаний и умений
школьников в обучении истории во второй половине XX века стали: уточнение
понятия “школьная историческая карта” и формулирование четких научнометодических требований к ней; разработка типологии карт и создание
дополнительных
картографических
пособий
по
всем
курсам
истории;
методические рекомендации по использованию разнообразных приемов работы
с картон на занятиях и дома». [31]
Историческая карта — это создаваемое на точной географической основе
уменьшенное условное изображение определенного пространства в то или иное
историческое время, с указанием отдельных событий данного времени.
Традиционно применяется следующая классификация карт:
– общие, отражающие исторические события в одной стране или в группе
стран, их положение, состояние и основные события на достаточно большом
19
промежутке времени, например, «Российская империя в первой четверти XVIII
в.»;
– обзорные, отражающие ряд последовательных моментов в развитии
определенного явления в истории отдельной страны или целого региона на
протяжении длительного периода времени, например, «Российская империя с
начала XIX в. по 1861 г.»;
– тематические, посвященные отдельным событиям или сторонам
исторического процесса, например, «План нападения Барбаросса». [30]
Помимо названной ранее классификации, существуют и иные:):
Карты по охвату территории разделяются на:
– карта полушарий,
– карта мира (или мировая),
– карты отдельных государств и их частей;
– крупных районов конкретного государства.
Карты по содержанию:
– физические (их относят к общегеографическим картам) и
– тематические, например, политические карты, на которых разным цветом
обозначаются территории государств, их границы, а также столицы и крупные
города.
По масштабу карты, с которыми работают ученики начальных классов,
относятся к мелкомасштабным. Их масштаб – 1:1 000 000 (в 1 см 10 км) и мельче,
т.е. 1 см на карте соответствует расстоянию в 10 км и более на местности.
Например, часто встречающиеся масштабы карты полушарий – 1:100 000 000 (в
1 см 1000 км), карты России 1:25 000 000 (в 1 см 250 км). [30]
Достаточно часто для того, чтобы не загружать учеников новыми
терминами, политическим картам дают собственные названия: «Страны мира»,
«Россия и страны мира» и т.п. Тематической являются карта природных зон,
которая может быть мировой или картой России по охвату территории, карты
«Удивительные растения и животные», «Культурные растения» и т.д.
20
На уроках истории в начальных классах начинается формирование
элементарных умений работы с картой. В методической литературе разработаны
приемы показа, которые необходимо помнить при организации работы с картой:
при показе нельзя заслонять карту, учитель подходит к карте справа и
обязательно встает лицом к классу.
При показе объекта необходимо учитывать следующее:
– границы страны обводят указкой по замкнутой кривой;
– города отмечают прикосновением к условному кружку, а не к названию
города на карте;
– реки показывают по течению от истока к устью;
– направление военных походов и передвижений — по имеющимся на
карте стрелкам.
Карта может сыграть важную роль в обучении истории, если соблюдаются
следующие условия:
– работа с ней ведется систематически как в процессе изучения нового
материала, так и в ходе дальнейшего усовершенствования и применения
приобретенных знаний, умений и навыков;
– учитель учит школьников приемам работы с исторической картой;
– требования к самостоятельности учащихся в работе с картами возрастают
постепенно в связи с общим повышением их самостоятельности в обучении.
Знакомя учеников с новым типом учебного пособия — исторической
картой, учитель объясняет, как правильно понимать, что на ней изображено.
Иными словами, объясняет не только соотношение масштаба действительности
и картографического изображения, но и условные обозначения.
В учебнике Е. В.Саплиной и А.Н.Саплина «Введение в историю»
учашимся предлагаются следующие правила чтения исторических карт:
«1) территория показана в строго определенное время;
2)
цвета
используются
для
обозначения
присоединенных территорий;
21
границ
государства
и
3) условными знаками показаны перемещения войск (стрелки), места
сражений (скрещенные мечи), завоеванные территории (штриховка). Бывают
также изображены кораблики, пушки, солдатики и много других рисунков,
которые вы не встретите на географической карте;
4) названия городов и стран соответствует тому времени, которое
изображено на карте». [28]
Для закрепления знаний о карте и правил работы с ней авторы учебника в
рабочей тетради предлагают различные задания, например:
– создание истории вымышленного государства путем изображения
отдельных элементов на карте в соответствии с заданием и правилами;
– составление рассказа от имени героя о своих приключениях с
использованием карты.
Можно предложить и другие методы использования карты на уроках для
формирования элементарных пространственных представлений младших
школьников:
– показ учителем в ходе изложения материала рек, городов, маршрутов,
мест сражений;
– сочетание фронтальной работы с настенной и настольной картами, а при
необходимости и работа с фрагментами контурной карты. Контурная карта –
одно из средств практического обучения истории. Работа с контурной картой
носит оттенок творчества, которое чаше всего проявляется в оформлении карты,
она побуждает учащихся работать с картами учебника или атласом. На
контурных картах дети учатся обводить границы государства, подписывать
названия, указывать города и основные даты. К этой работе предъявляются
общеучебные требования: не должно быть небрежности, мятых страниц,
неясных исправлений и т.д.
На уроке можно использовать различные приемы работы с картой:
– повторение действий учителя (особенно на начальном этапе знакомства
с исторической картой);
– самостоятельный поиск на карте объекта по заданию учителя;
22
– самостоятельное словесное описание местоположения показанного на
карте и названного учителем объекта;
– показ одного и того же объекта на разных картах;
– показ учителем объекта на настенной карте и определение его названия
учениками по настольной карте;
– чтение карты под руководством учителя;
– «оживление карты» с помощью аппликаций (силуэтов воинов. кораблей,
торговых повозок, цветных стрелок и т.д.);
– составление «легенды карты»;
– использование игровых моментов, например: «Собери картинку» (по
типу разрезных картинок), «Четвертый лишний», «Загадочное путешествие»
(учитель придумывает сюжет исторического путешествия и подготавливает
фрагменты карт – как настольных, так и контурных, а ученик должен
восстановить путь исторического героя, используя эти фрагменты);
– задания на соотнесение: показать объект на настенной, настольной и
обозначить на контурной карте;
– на обороте карты пишется название исторического события, затем карта
разрезается, и ученики получают задание: восстановить карту и узнать, какое
событие произошло в этом месте, и т.д.
На уроках для развития навыка работы с картой можно использовать
меловые
картосхемы,
которые
позволяют
постепенно
воспроизвести
необходимую для ребенка пространственную информацию.
Необходимо отметить, что содержание карт для начальной школы –
количество указанных на них природных объектов, например, гор, равнин, рек,
а также количество географических названий – должно существенно отличаться
от количества таковых на учебных картах для учащихся средней школы. Карты
для младших школьников должны быть более легкими по содержанию. (На
Физической карте полушарий для начальной школы, как правило, обозначено
существенно меньше объектов, чем на аналогичной карте для начинающих
изучать географию шестиклассников2.) Нельзя, однако, впасть и в другую
23
крайность – оставить на Физической карте России лишь 5–10 названий. Наша
страна велика, и те названия, которые могут показаться лишними и
перегружающими карту жителю европейской части, окажутся необходимыми
для жителей другой ее части.
На
примере
учебно-методического
комплекса
«Школа
России»
исторические карты целесообразно рассматривать при изучении таких тем, как:
«Необъятная Россия», «Золотое кольцо России», «Наши ближайшие соседи»,
«На юге Европы», «По Франции и Великобритании» и др.
Для
наиболее
прочного
усвоения
учащимися
пространственных
представлений важно не только соблюдение вышеперечисленных условий и
рекомендаций, но и рассмотрение названных тем в сравнении карт другого
периода. Так целесообразным будет сравнение карты России при изучении темы
«Необъятная Россия» с картой Советского Союза. При подобном сравнении,
безусловно, учащиеся могут прийти к выводу, что СССР занимал большую
территорию, но важно отметить, что и на данный момент Россия является самым
большим государством, поэтому и в настоящее время её можно назвать
необъятной.
Вывод по главе 1. Таким образом, в первой главе рассмотрены следующие
теоретические
аспекты
процесса
формирования
пространственных
представлений на уроках Окружающего мира (предметная область –
обществознание):
роль
непосредственно
самого
курса
начального
обществознания в рассматриваемом процессе через призму Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерную
основную
образовательную
программу
начального
общего
образования и программу учебно-методического комплекса «Школа России»
А.А. Плешакова.
Что
касается
возрастных
особенностей
процесса
формирования
пространственных представлений, то это изменения ведущей деятельности – от
игровой к учебной, формирование чувства компетентности – аспекта
самосознания, формирующегося при успешном выполнении работы, осознания
24
собственных способностей и умения качественно их применять, переход от
наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Ключевым является
следующий факт: младший школьный возраст является сенситивным периодом
для формирования пространственных представлений.
Что касается психических новообразований, то это произвольность и
осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация и внутреннее
опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных
понятий.
В
последнем
формирования
параграфе
рассматриваемых
приведены
методические
представлений
на
особенности
ступени
начального
образования в предметной области обществознания. В начальной школе
существуют такие особенности, как упрощение содержания путём сокращения
числа
объектов,
особое
внимание
к
сторонам
горизонта,
условным
обозначением, пропедевтическая направленность в содержательном аспекте.
Поскольку ведущая роль в данном аспекте принадлежит историческим
картам, то речь идёт преимущественно о них, о требованиях к их применению в
начальной школе: уменьшение числа объектов, использование упрощённых
условных обозначений, о порядке использования исторических карт на уроках
Окружающего мира, среди которых нахождение педагога справа от карты во
время педагогического показа, указание на условное обозначение города, а не
его название, и др. А также интересные приёмы, применяемые при работе с
картой: создание истории вымышленного государства, составление рассказа от
имени героя о своих приключениях с использованием карты.
25
Глава 2. Практика формирования пространственных представлений
младших школьников
2.1
Диагностика
уровня
сформированности
пространственных
представлений учащихся начальной школы
Теоретическое
исследование
проблемы формирования
первоначальных пространственных представлений младших школьников в
рамках Окружающего мира позволил предположить, что данный процесс будет
осуществляться
более
эффективно,
если
изучен
опыт
по
внедрению
современных педагогических технологий в практику работы с исторической
картой,
учтены
возрастные
и
психологические
особенности
младших
школьников; если указанное умение формируется в рамках проблемного
обучения на основе развития пространственного восприятия, воображения и
логического мышления.
Для подтверждения гипотезы в качестве исследования были выбраны
учащиеся 4-В класса муниципального бюджетного общеобразовательного
учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39» города Хабаровск
Хабаровского края в количестве 24 человек.
План проведения исследования представлен этапами: теоретический,
экспериментальный, аналитический и методический. Целью теоретического
этапа
явился
анализ
уровня
сформированности
пространственных
представлений учеников 4-В класса.
На теоретическом этапе исследования было проведено анкетирование
детей с целью определения уровня сформированности пространственных
представлений учащихся [Приложение 1]. Анкета включала в себя вопросы,
направленные на определение знаний учащихся сторон горизонта, условных
обозначений, применяемых в картах и планах местности, масштаба, знание
определений ключевых понятий – карта, глобус, план местности и другие.
Анкетирование выявило, что 12,5% учащихся имеют высокий уровень
сформированности пространственных представлений, 45,8% - средний уровень
и 41,6%, соответственно, низкий. Данные теоретического этапа исследования
26
подтвердили
проблему
слабой
сформированности
рассматриваемых
представлений. Результаты анкетирования представлены рисунке 1.
Рисунок 1 – Результаты анкетирования до организации системы работы
Так было принято решение о целесообразности проведения работы по
формированию пространственных представлений младших школьников на
уроках Окружающего мира. Целью педагогической деятельности было
повышение
уровня
сформированности
рассматриваемых
представлений.
Практика будет описана в следующем параграфе.
2.2 Организация системы работы по формированию пространственных
представлений младших школьников на уроках Окружающего мира
В УМК «Школа России» при изучении Окружающего мира не уделяется
так много внимания формированию пространственных представлений. Ранее
уже было доказано, что данные представления не только играют весомую роль в
успешности обучения учащихся, но и имеют важное значение в повседневной
жизни.
Работа по формированию пространственных представлений нужно
уделить дополнительное внимание при изучении таких тем, например, как:
– «Что такое Родина» в первом классе – важно, чтобы учащиеся усвоили
не только лидирующее положение Российской Федерации по площади, но и
27
знали нахождение России на карте, поэтому уже на данном этапе обучения
целесообразно объяснить учащимся, что такое карта, что обозначает масштаб,
кратко охарактеризовать условные обозначения.
– «На что похожа наша планета?» в первом классе – здесь было бы уместно
провести ознакомительную работу с глобусом: проанализировать его форму,
расположение полюсов, в совместной деятельности найти Евразию, Российскую
Федерацию, Дальний Восток, Хабаровский Край, г. Хабаровск и др.
– «Родная страна» во втором классе – если учитель уделил должное
внимание изучению темы «Что такое Родина», то предположительно, что урок
будет направленным на актуализацию знаний, полученных в первом классе. Вне
всякого сомнения, на этом уроке не обойтись без географической карты.
– «Город и село» также является темой, при изучении которой стоит
уделить внимание формированию пространственных представлений. Это можно
организовать путём поиска Хабаровска на физической карте, также если в классе
есть учащиеся иногородние или инофоны целесообразно организовать поиск их
родных городов или сёл на карте, если они присутствуют.
– «Ориентирование на местности» во втором классе – тема, удачно
подходящая для чертежа учащимися плана похода в школу, в магазин или в
любое другое место (на выбор учащихся) с использованием условных
обозначений, изучаемых в рамках данной темы.
– «Жизнь древних славян», четвёртый класс. При изучении данной темы
также целесообразно применить историческую карту. Важно, чтобы учащиеся
понимали разницу между картой географической – уменьшено-обобщённого
изображение поверхности Земли и исторической – уменьшенное и обобщенное
образно-знаковые изображение исторических событий и периодов. [33]
Для
повышения
уровня
сформированности
пространственных
представлений на экспериментальном этапе исследования был разработана
система упражнений и апробирована в форме фрагмента рабочей тетради для
учащихся 4-х классов. Разработка фрагмента проведена с учётом возрастных
особенностей учащихся младших классов, дидактических принципов –
28
целостности, научности, доступности, системности, а также с применением
мультимедийных средств таких, как: генератор кроссвордов Crossgen, генератор
ребусов Rebus-1 и сервиса Learningapps.org. [22, 24, 23]
Задания в фрагменте рабочей тетради подобраны в соответствии с
материалом, изучаемым учащимися 4-го класса по УМК «Школа России», но
также данные задания могут использоваться и при изучении подобных тем в
других учебно-методических комплексах.
Рабочая тетрадь состоит из 2 комплексных проверочных работ и 13
заданий, среди которых:
– задания, направленные на актуализацию знаний, необходимых для
работы с картой: повторение понятий глобус, карта, сторон горизонта – ребусы,
кроссворды, дополнение недостающих элементов в изображении.
– задания на установление соответствия;
– исторические карты с вопросами для анализа;
– задания на поиск лишнего элемента с последующим объяснением;
– задания на исправление ошибок в исторических текстах;
– сравнение изображений, связанных культурой одного государства или
временного периода;
– анализ плакатов;
– поиск верных утверждений и др.
Также стоит отметить, что фрагмент рабочей тетради можно использовать
на различных уроках: от уроков открытия новых знаний до уроков
систематизации и обобщения знаний по конкретной теме.
При работе с данной фрагментом тетради учащиеся проявляли высокий
познавательный интерес, к выполнению заданий относились ответственно и
добросовестно.
По завершению применения в педагогической практике фрагмента
рабочей тетради к учебнику Окружающего мира было проведено повторное
анкетирование
с
сформированности
использованием
методики
определения
пространственных
представлений
29
(на
уровня
основе
диагностической методики Л.В. Моисеевой). Результаты методики были
следующие:
25%
учащихся
продемонстрировали
высокий
уровень
сформированности пространственных представлений, 71% - средний уровень и
4% - низкий уровень сформированности пространственных представлений, что
является
доказательством
эффективности
применения
разработанного
фрагмента рабочей тетради для формирования рассматриваемых представлений.
Результаты анкетирования после проведённой системы работы представлены на
рисунке 2. Получение результатов анкетирование ознаменовало окончание
аналитического этапа исследования. [27]
Рисунок 2 – Результаты анкетирования по завершению работы
Исходя из результатов исследования, можно сделать вывод, что
разработанный фрагмент рабочей тетради способствовал повышению уровня
формирования
пространственных
представлений
следующим
образом:
процентное отношение учащихся с высоким уровнем пространственных
представлений увеличилось вдвое, показатель среднего уровня изменился с
45,8% до 71%, а низкий уровень резко сократился с 41% до 4%, что
свидетельствует об эффективности методической разработки.
30
2.3
Педагогические
условия
формирования
пространственных
представлений учащихся начальных классов на уроках Окружающего мира
(обществознание)
На последнем, методическом этапе педагогического исследования
целесообразно
определить
педагогические
условия,
необходимые
для
формирования пространственных представлений учащихся начальных классов
на
уроках
Окружающего
мира
при
изучении
предметной
области
Обществознание.
1. Разработка и использование серии заданий, направленных на
формирование пространственных представлений, объединённых во фрагмент
рабочей тетради.
Педагогу при формировании пространственных представлений учащихся
младшего школьного возраста необходимо самостоятельно подбирать задания с
учётом возрастных особенностей учащихся, общего уровня класса, результатов
диагностики. Составление фрагмента рабочей тетради, составление системы
упражнений, направленных на формирование пространственных представлений
– это оптимальный способ. Поскольку, как было сказано раньше, в учебнометодическом комплексе «Школа России» не уделяется достаточно внимания
процессу формирования пространственных представлений.
2. Применение заданий на уроке и в процессе выполнения домашнего
задания.
Другим, не менее важным условием формирования пространственных
представлений является применение заданий не только на уроке, но и в процессе
выполнения домашнего задания, поскольку домашнее задание – это форма
самостоятельной работы учащихся с целью повторения, закрепления и
углубления знаний, полученных на уроке, а также для подготовки к восприятию
нового учебного материала, а иногда и для самостоятельного решения посильной
познавательной задачи. Таким образом, выполнение учащимися заданий,
направленных на формирование пространственных представлений, на дому, в
большей степени способствует данному процессу.
31
3. Использование заданий на различных этапах урока.
Так, например, в моей педагогической практике я применял задания 4, 5 на
с. 2 на этапе актуализации опорных знаний при изучении темы «Жизнь древних
славян», т.к. предполагалась работа с исторической картой. Для начала
необходимо было актуализировать знания об исторической карте в целом, а
затем уже переходить к работе над конкретной картой в частности. Карта
изображала расселение древних славян в IX веке. Упражнения к этой карте
представлены в заданиях 13 и 15.
Рисунок 3 – фрагмент рабочей тетради, с. 2
Данные упражнения я применял на этапе первичного закрепления после
прочтения текста параграфа и первичного ознакомления с картой в учебнике.
Учащиеся отвечали на вопросы к карте, связанные с пространственными
представлениями.
32
При изучении темы «Средние века: время рыцарей и замков» фрагмент
рабочей тетради применялся на этапе первичного понимания изученного, здесь
учащиеся анализировали карту «Германские королевства в 576 г.». При
прохождении темы «Пётр Великий» учащиеся выбирали верные утверждения,
связанные с содержанием карты территории России при Петре I (задание 12, с.7)
и др.
Рисунок 4 – фрагмент рабочей тетради, с. 4
При выполнении заданий в разработанном фрагменте рабочей тетради
учащиеся демонстрировали высокий познавательный интерес и желание
работать коллективно, акцентируя внимания на задания повышенной сложности.
Вывод по Главе 2. Таким образом, во второй главе представлено описание
этапов педагогического исследования, а именно: теоретического – определение
уровня
сформированности
пространственных
33
представлений
учащихся:
первичное анкетирование показало следующие процентные показатели 12%,
46% и 41% при 24 участниках высокого, среднего и низкого уровня
сформированности
пространственных
представлений
соответственно.
Результаты в целом можно считать низкими за счёт практически половины
анкетируемых, обладающих пространственными представлениями на низком
уровне.
На практическом этапе была разработан и применён фрагмента рабочей
тетради по Окружающему миру к УМК «Школа России» (Приложение 2),
направленного на формирование рассматриваемых представлений. После, на
аналитическом этапе было проведено повторное анкетирование с целью
определения изменений в уровне сформированности
пространственных
представлений. Результаты были следующими: 25%, 71% и 4% высокого,
среднего и низкого уровня соответственно, что выступает в роли свидетельства
эффективности разработанной системы заданий.
Последним этапом является методический. На данном этапе был
проанализирован педагогический опыт применения фрагмента рабочей тетради
с целью определения педагогических условий формирования пространственных
представлений обучающихся начальных классов. Были выявление такие
условия, разработка и использование серии заданий, направленных на
формирование пространственных представлений, объединённых во фрагмент
рабочей тетради; применение заданий на уроке и в процессе выполнения
домашнего задания; использование заданий на различных этапах урока.
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, в первой главе рассмотрены следующие теоретические
аспекты процесса формирования пространственных представлений на уроках
Окружающего
мира
(предметная
область
–
обществознание):
роль
непосредственно самого курса начального обществознания в рассматриваемом
процессе через призму Федерального государственного образовательного
стандарта
начального
общего
образования,
примерную
основную
образовательную программу начального общего образования и программу
учебно-методического комплекса «Школа России» А.А. Плешакова.
Что
касается
возрастных
особенностей
процесса
формирования
пространственных представлений, то это изменения ведущей деятельности – от
игровой к учебной, формирование чувства компетентности – аспекта
самосознания, формирующегося при успешном выполнении работы, осознания
собственных способностей и умения качественно их применять, переход от
наглядно-образного мышления к словесно-логическому. Ключевым является
следующий факт: младший школьный возраст является сенситивным периодом
для формирования пространственных представлений.
Что касается психических новообразований, то это произвольность и
осознанность всех психических процессов, их интеллектуализация и внутреннее
опосредование процессов, происходящее благодаря усвоению системы научных
понятий.
В
последнем
формирования
параграфе
рассматриваемых
приведены
методические
представлений
на
особенности
ступени
начального
образования в предметной области обществознания. В начальной школе
существуют такие особенности, как упрощение содержания путём сокращения
числа
объектов,
особое
внимание
к
сторонам
горизонта,
условным
обозначением, пропедевтическая направленность в содержательном аспекте.
Поскольку ведущая роль в данном аспекте принадлежит историческим
картам, то речь идёт преимущественно о них, о требованиях к их применению в
начальной школе: уменьшение числа объектов, использование упрощённых
35
условных обозначений, о порядке использования исторических карт на уроках
Окружающего мира, среди которых нахождение педагога справа от карты во
время педагогического показа, указание на условное обозначение города, а не
его название, и др. А также интересные приёмы, применяемые при работе с
картой: создание истории вымышленного государства, составление рассказа от
имени героя о своих приключениях с использованием карты. Так первая задача
исследования
является
выполненной,
поскольку
особенности
процесса
формирования пространственных представлений описаны.
Во второй главе представлено описание этапов педагогического
исследования,
а
именно:
теоретического
–
определение
уровня
сформированности пространственных представлений учащихся: первичное
анкетирование показало следующие процентные показатели 12%, 46% и 41% при
24 участниках высокого, среднего и низкого уровня сформированности
пространственных представлений соответственно. Результаты в целом можно
считать низкими за счёт практически половины анкетируемых, обладающих
пространственными представлениями на низком уровне.
На практическом этапе была разработан и применён фрагмента рабочей
тетради по Окружающему миру к УМК «Школа России» (Приложение 2),
направленного на формирование рассматриваемых представлений. После, на
аналитическом этапе было проведено повторное анкетирование с целью
определения изменений в уровне сформированности пространственных
представлений. Результаты были следующими: 25%, 71% и 4% высокого,
среднего и низкого уровня соответственно, что выступает в роли свидетельства
эффективности разработанной системы заданий. Так можно констатировать, что
вторая задача, связанная с разработкой системы упражнений, направленных на
формирование пространственных представлений на уроках Окружающего мира,
решена.
Последним этапом является методический. На данном этапе был
проанализирован педагогический опыт применения фрагмента рабочей тетради
с целью определения педагогических условий формирования пространственных
36
представлений обучающихся начальных классов. Были выявление такие
условия, разработка и использование серии заданий, направленных на
формирование пространственных представлений, объединённых во фрагмент
рабочей тетради; применение заданий на уроке и в процессе выполнения
домашнего задания; использование заданий на различных этапах урока.
Таким образом, все задачи исследования завершены. Теперь можно
заключить:
цель
выпускной
квалификационной
работы,
определение
педагогических условий формирования пространственных представлений
учащихся младшего школьного возраста при изучении Окружающего мира
предметной области Обществознание, достигнута.
В ходе выпускной квалификационной работы был разработан фрагмент
рабочей тетради по «Окружающему миру» к учебнику А. А. Плешакова УМК
«Школа России» с системой заданий, направленных на формирование
рассматриваемых представлений, готовый к применению на практике и
доказавший в ходе исследования эффективность применения посредством
анкетирования.
Так, система заданий, разработанная в ходе исследования, будет дополнена
и в будущем может лечь в основу сборника упражнений, направленных на
формирование пространственных представлений младших школьников.
37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1.
Примерная основная образовательная программа начального общего
образования : национальный стандарт Российской Федерации : дата введения
2015-08-04 / федеральное учебно-методическое объединения по общему
образованию. Изд. официальное. – Москва : Стандартинформ, 2018. – 337 с.
2.
Федеральный
государственный
образовательный
стандарт
начального общего образования. : национальный стандарт Российской
Федерации : дата введения 2009-06-09 / Министерство образования и науки
Российской Федерации. Изд. официальное. – Москва : Просвещение. 2010. – 41
с.
3.
Александрова, О. А. Пространственные представления / О. А.
Александрова. Текст : электронный // emberint.ru [сайт] – 2019 г. – 28 окт. – URL:
https://emberint.ru/s/articles/prostranstvo_predstavleniya/
(дата
обращения:
18.11.2020 г.).
4.
Аппаратова, М. А. Дети и пространственные представления / М. А.
Аппаратова. Текст : электронный // b17.ru [сайт] – 2018 г. – 5 авг. – URL:
https://b17.ru/article/deti_i_prostranstvennie_predstavleniya/
(дата
обращения: 15.11.2020 г.).
5.
Аристова И. Л., Есипенко Е. А., Шарафиева К. Р., Масленникова Е.
П., Чипеева Н. А., Фекличева И. В., Солдатова Е. Л., Фенин А. Ю., Исматуллина
В. И., Малых С. Б., Ковас Ю. В. Пространственные способности: структура и
этиология. // «Вопросы психологии», № 1, 2018, с.118-126.
6.
Барышникова, И. В. Историческая карта как средство формирования
пространственных представлений учащихся / И. В. Барышникова. Текст :
электронный // urok.1sept.ru [сайт] – 2016 г. – 17 июля – URL: https://urok-1septru.turbopages.org/urok.1sdept.ru/s/articles/639052 (дата обращения: 25.11.2020).
7.
Бахмутова, Л. С. Методика преподавания обществознания : учебник
и практикум для вузов / Л. С. Бахмутова, Е. К. Калуцкая. – Москва : Издательство
Юрайт, 2020. – 274 с. – (Высшее образование) – Текст : электронный // ЭБС
Юрайт [сайт]. – URL: https://uraiut.ru/bcode/469170 (дата обращения: 13.11.2020).
38
8.
Бурачевская, О. В. Пространственные и пространственно-временные
представления как базовая составляющая психического развития ребенка / О. В.
Бурачевская. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2016. —
№ 1 (4). — С. 21-24. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/19/590/ (дата
обращения: 02.02.2021).
9.
Бурачевская, О. В. Пространственные функции как базовые
составляющие психического развития / О. В. Бурачевская. — Текст :
непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 18-21. —
URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2059/ (дата обращения: 19.01.2021).
10.
Василяка, Л. А. Формирование пространственных представлений у
учащихся начальных классов / Л. А. Василяка. Текст : электронный // znanio.ru
–
[сайт]
г.
2018
–
4
авг.
–
URL:
https://znanio.ru/media/formirovanie_prostrastvennyh_predstavlenij_u_uchaschihsya
_nachalnyh_klassov-270240 (дата обращения: 22.11.2020).
11.
Водяха, Ю.Е. Психология младшего школьника [Электронный
ресурс] : учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т ; авт.-сост. Ю. Е.
Водяха, С. А. Водяха. – Электрон. дан. – Екатеринбург : [б. и.], 2018 – 1 электрон.
опт. диск (CD-ROM).
12.
Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С.
Выготский. – М.: Перспектива, 2020. – 125 с.
13.
Герасимов Т.П. Уроки географии в школе / Т.П.
Герасимов. - М.:
Просвещение, 2017. - 263 с.
14.
Калашникова, Н. В. Пространственные представления как базовая
составляющая психического развития ребёнка / Н. В. Калашникова. Текст :
электронный
//
infourok.ru
[сайт]
–
2020
–
5
янв.
–
URL:
https://infourok.ru/prostranstvennie-predstavleniya-kak-bazovaya-sostavlyayuschayapsihicheskogo-razvitiya-rebenka-3737228.html (дата обращения: 30.11.2020).
15.
учебник
Кулагина, И. Ю. Психология детей младшего школьного возраста :
и
практикум
для
среднего профессионального
39
образования /
И. Ю. Кулагина. —
Москва :
Издательство
Юрайт,
2021. —
291 с. —
(Профессиональное образование). — Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт].
— URL: https://urait.ru/bcode/472347 (дата обращения: 12.01.2021).
16.
Курганова, М. Ю. Особенности развития пространственных
представлений / М. Ю. Курганова. Текст : электронный // nsportal.ru [сайт] – 2020
г. – 7 апр. – URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2020/04/07/osobennostirazvitiya-prostranstvennyh-predstavleniy-v-doshkolnom
(дата
обращения:
13.11.2020).
17.
Михайличенко В. Е. Психология развития личности : Монография /
В. Е. Михайличенко – Х. : НТУ «ХПИ», 2016. – 388 с. – На рус. яз.
18.
Мускинова, Н. А., Развитие пространственных представлений у
младших школьников на уроках обществознания / Н. А. Мускинова. – Текст :
непосредственный // Молодой ученый. – 2020 – № 11 (352). – с. 200-204. – URL:
https://moluch.ru/archive/352/79030/ (дата обращения: 13.11.2020).
19.
Наговицына, Н.И. Формирование пространственных представлений
у младших школьников / Н.И. Наговицына – Издательство «Симферополь»,
2016. – 18 с.
20.
Новая философская энциклопедия: В 4 тт.: Мысль. Под редакцией В.
С. Стёпина. 2016.
21.
Обухова, Л. Ф. Возрастная психология : учебник для среднего
профессионального образования / Л. Ф. Обухова. — Москва : Издательство
Юрайт, 2021. — 460 с. — (Профессиональное образование). — Текст :
электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/469858 (дата
обращения: 03.04.2021).
22.
Онлайн-сервис. Создание кроссвордов онлайн [Электронный ресурс]
/ https://biouroki.ru/workshop/crossgen.html
23.
Онлайн-сервис.
Создание
мультимедийных
интерактивных
упражнений [Электронный ресурс] / https://learningapps.org
24.
Онлайн сервис. Создание ребусов онлайн [Электронный ресурс] /
http://rebus1.com/index.php?item=rebus_generator
40
25.
Плешаков,
А.
А.
Окружающий
мир.
Рабочие
программы.
Предметная линия учебников системы «Школа России». 1—4 классы : пособие
для учителей общеобразоват. организаций / А. А. Плешаков. — М. :
Просвещение, 2014. — 205 с.
26.
Раманкулов, М. Э. Развитие пространственных представлений / М. Э.
Рахманкулов. Текст : электронный // multiurok.ru [сайт] – 2020 г. – 27 мая – URL:
https://multiurok.ru/files/razvitie-prostranstvennykh-predstavlenii-uchashchi.html
(дата обращения 19.11.2020).
27.
Рогов, Е. И. Настольная книга практического психолога : учеб.
пособие: В 2 кн. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Гуманнит. изд. центр ВЛАДОС,
2016. – Кн. 1: Система работы психолога с детьми разного возраста. – 384 с.
28.
Саплина Е. А. Введение в историю. 3 класс. : учебное пособие /
Саплина Е. А., Саплин А. И. – М. : Дрофа, 2017. – 104 с.
29.
Соболева, О. Б. Методика обучения обществознанию : учебник и
практикум для вузов / О. Б. Соболева [и др.] ; под редакцией О. Б. Соболевой, Д.
В. Кузина. – Москва : Издательсто Юрайт, 2020. – 474 с. – (Высшее
обращование). – Текст : электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. – URL:
https://urait.ru/bcode/469633 (дата обращения: 25.11.2020)
30.
Таможняя, Е. А. Методика обучения географии : учебник и
практикум для вузов / Е. А. Таможняя, М. С. Смирнова, И. В. Душина ; под
общей редакцией Е. А. Таможней. — Москва : Издательство Юрайт, 2021. —
321 с. — (Высшее образование)
31.
Чернова, Г. А. Методика преподавания обществознания в начальной
школе : учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Г. А. Чернова, Л. Г.
Жукова, И. В. Митюкова. – М. : Издательский центр «Академия», 2017. – 240 с.
32.
Чистякова, В. В. Историческая карта как средство формирования
пространственных представлений / В. В. Чистякова. Текст : электронный //
infourok.ru [сайт]. – 2019 г. – 15 янв. – URL: https://infourok.ru/istoricheskaya-kartakak-sredstvo-formirovaniya-prostranstvennih-predstavleniy
22.11.2020).
41
(дата
обращения:
33.
Уржумцева, М. М. Географическая и историческая карта / М. М.
Уржумцева. Текст : электронный // infourok.ru [сайт]. – 2016 г. – 7 июля. – URL:
https://infourok.ru/material.html?mid=149759 (дата обращения: 30.11.2020).
Шоган, В. В. Методика преподавания истории в школе / В. В.
34.
Шоган. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 475 с.
35.
Щуринова, И. А. Использование электронных исторических карт при
изучении школьниками истории: возможности и риски / И. А. Щуринова. —
Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 3 (8). —
С. 27-30. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/35/1042/ (дата обращения:
02.02.2021).
36.
Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология :
учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и
доп. —
Москва :
образование).
—
Издательство
Текст
:
Юрайт,
электронный
2021. —
457 с. —
//
Юрайт
ЭБС
URL: https://urait.ru/bcode/468606 (дата обращения: 07.01.2021).
42
(Высшее
[сайт].
—
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Анкета, направленная на определения уровня сформированности
пространственных представлений (на основе диагностической методики Л.В.
Моисеевой)
1.
Вверх. Укажите противоположное направление:
а) вниз;
б) вправо;
в) влево;
г) затрудняюсь ответить.
2.
Влево. Укажите противоположное направление:
а) вниз;
б) вверх;
в) вправо;
г) затрудняюсь ответить.
3.
Сколько сторон горизонта существует?
а) 3;
б) 4;
в) 2;
г) 5.
4.
Какой стороне горизонта на карте соответствует направление
вправо?
а) юг;
б) запад;
в) север
г) восток.
5.
Стрелке компаса на карте, указывающей на юг, соответствует
направление:
а) вверх;
б) вниз;
43
в) вправо;
г) влево.
6.
Запад. Назовите противоположную сторону света:
а) юг;
б) север;
в) восток;
г) затрудняюсь ответить.
7.
Уменьшенная модель Земного шара - это…
а) глобус;
б) шар;
в) карта;
г) затрудняюсь ответить.
8.
Что означает масштаб карты 1:200'000?
а) карта показывает изображение в 200 тыс. раз больше изначального;
б) карта показывает изображение в 200 тыс. раз меньше изначального;
в) затрудняюсь ответить.
9.
В какой части России мы проживаем?
а) в северной;
б) в южной;
в) в восточной;
г) в западной.
10.
Установите
соответствие
между
направлением на компасе:
44
сторонами
горизонта
и
1) юг
а) влево;
2) север
б) вправо;
3) запад
в) вверх;
4) восток
г) вниз.
11.Установите соответствие между определением и его описанием:
1) карта
а) уменьшенная модель Земли;
б) уменьшенное изображение
2) план местности
земной поверхности на плоскости с
помощью условных обозначений;
в)
3) глобус
чертёж,
условными
на
знаками
котором
подробно
показана небольшая территория в
уменьшенном виде
12. Замени в рассказе условные обозначения словами:
_______________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
__________________________________________________________.
Количество баллов:
45
Приложение 2
Фрагмент рабочей тетради к учебнику А. А. Плешакова, Е. А. Крючковой
46
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв