МИНИCТЕРCТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕCПУБЛИКИ
ТАДЖИКИCТАН ПОЛИТЕХНИЧЕCКИЙ ИНCТИТУТ ТАДЖИКCКОГО
ТЕХНИЧЕCКОГО УНИВЕРCТИТЕТА
имени академика М.C. Оcими
Факультет инженерное – экономический
КАФЕДРА ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ И УПРАВЛЕНИЕ
Допустить к защите
зав. кафедрой
______ Баходурова C.А.
«_____»________2016 г.
ВЫПУCКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА
Специальность: мировая экономика.
Cтепень учебы: бакалавр
работа на тему: «ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО
СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН УЧАСТНИЦ ЕВРОАЗИАТСКОГО
ЭКОНОМИЧЕСКОГО САЮЗА»
Выполнил:
Научный руководитель:
________________
Шодмонов А.А
_______________
Саидшоева С.С.
ХУДЖАНД-2016
1
СОДЕРЖАНИЕ
СТР.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………... 7
1.
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И
РАЗВИТИЯ ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ………....
1.1. Формирование
и
развитие
интеграционных
объединений как формы международного экономического
сотрудничества............................................................................................ 11
1.2.
Формы международных экономических объединений
и эффекты их влияния на экономический рост……………….........
2.
16
ХАРАКТЕРИСТИКА АВРАЗЭС КАК СОВРЕМЕННОЙ
ФОРМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
В
РАМКАХ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ……………………………
2.1.
Цели создания и этапы развития ЕврАзЭС……………. 24
2.2. Анализ торгово-экономического сотрудничества стран
участниц на пространстве ЕврАзЭС……………………….......
3.
ПРИОРИТЕТНЫЕ
СОТРУДНИЧЕСТВА
31
НАПРАВЛЕНИЯ
СТРАН
УЧАСТНИЦ
НА
ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗЭС……………………………………………
3.1. Совершенствование
межстрановой
миграционной
политики стран участниц на пространстве ЕврАзЭС……………... 39
3.2. Перспективные
направления
совместного
использования ресурсного потенциала стран участниц на
пространстве ЕврАзЭС……….................................................................. 47
2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………... 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ЛИТЕРАТУР………...…….. 62
ПРИЛОЖЕНИЕ ………………………………………..................... 64
3
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ
ТАДЖИКИСТАН ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ ТАДЖИКСКОГО
ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСТИТЕТА
имени академика М.С. Осими
Инженерно – экономический факультет
Кафедра «Экономическая теория и управление»
Допустить к защите
зав. кафедрой
______________ Баходурова С.А.
«_____»_____________ 201_____ г.
ЗАДАНИЕ
к выполнению выпускной квалификационной работы
Специальность: 250103 – мировая экономика.
Ф.И.О. студента: Шодмонов Акмалджон Ахмадович
Название темы выпускной квалификационной работы:
«ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН
УЧАСТНИЦ ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО САЮЗА»
Утверждено приказом директора ХПИТТУ имени академика М.С.
Осими № ____ХТ от «____» __________ 2015г.
Срок сдачи выпускной квалификационной работы: «____»
__________ 2015г.
Исходные данные в выпускной квалификационной работе:
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
____________________________________________________________________
4
Содержание выпускной квалификационной работы:
№
Название разделов и подразделов
СОСТАВЛЕНИЕ
ЗАДАНИЯ
И
Срок
%
выполнения
УТВЕРЖДЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.
Объем
7
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ОСНОВЫ
ФОРМИРОВАНИЯ
И
РАЗВИТИЯ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1 Формирование и развитие интеграционных
объединений как формы международного
экономического сотрудничества
1.2 Формы международных экономических
объединений и эффекты их влияния на
экономический рост
АВРАЗЭС
КАК
2 ХАРАКТЕРИСТИКА
СОВРЕМЕННОЙ
ФОРМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА
В
РАМКАХ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
2.1 Цели создания и этапы развития ЕврАзЭС
2.2 Анализ
торгово-экономического
сотрудничества
стран
участниц
на
пространстве ЕврАзЭС
НАПРАВЛЕНИЯ
3 ПРИОРИТЕТНЫЕ
СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН УЧАСТНИЦ
НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗЭС
3.1 Совершенствование межстрановой
миграционной политики стран участниц
на пространстве ЕврАзЭС
3.2 Перспективные направления совместного
использования ресурсного потенциала
стран участниц на пространстве ЕврАзЭС
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ
ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЯ
5
1. Срок выполнения процентовки:
1–ая процентовка –
2–ая процентовка –
3–ая процентовка –
4–ая процентовка –
2. Срок сдачи задания«____» __________ 2016 года.
Научный руководитель:
________д.э.н. Авезова М.М.
__________ Саидшоева С.А.
(подпись)
Задание получила
«____»
_____________2015г
____________ Шодмонов А.А.
(подпись)
6
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью
изучение и анализ состояния экономического сотрудничества стран
участниц евроазиатского экономического союза. Определения путей
развития и совершенствования торгово-экономических отношений в
рамках
ЕАЭС,
совершенствование
межстрановой
миграционной
политики стран участниц ЕАЭС, поскольку Россия, Армения, Беларусь и
Казахстан и Киргизия обязались обеспечить к 2015 году условия для
практического выполнения всех подписанных ими соглашений.
Евразийский экономический союз - международная организация
региональной экономической интеграции, обладающая международной
правосубъектностью
и
учрежденная
Договором
о
Евразийском
экономическом союзе.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и
рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной
или единой политики в отраслях экономики.
Государствами-членами
Евразийского
экономического
союза
являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика КазахПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН УЧАСТНИЦ
Из Лис
м
т
Разраб.
Шодмонов
Провер.
Авезова М.М.
Руков.
Саидшоева
Н.конт.р
Авезова
М.М.
С.С.
Баходурова
Утверд.
№.докум
Подпис
ь
Дат
а
ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО САЮЗА
Лист
7
Лист
67
ВВЕДЕНИЕ
4 курс, гр. 25.01.03.ра
ПИТТУ
С.А.
7
стан и Российская Федерация. В настоящее время Евразийский
экономический союз является одной из наиболее перспективных
международных интеграционных экономических объединений и имеет
многозначительные перспективы.
Вступление
в
силу
с
2015
году
Договора
о
Евразийском
экономическом союзе стало началом нового этапа экономической
интеграции евразийских стран. Интеграционное объединение, где
должны отсутствовать преграды для движения товаров, капиталов и
рабочей силы, а также для валютно-финансовых операций между
резидентами стран группировки.
Основной
целью
модернизация,
создания
кооперация
и
ЕАЭС
является
повышение
«всесторонняя
конкурентоспособности
национальных экономик и создание условий для стабильного развития в
интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов».
Дипломная работа состоит из введения, 3 параграфов, заключения,
список использований литературы и приложений.
Во ведении дипломной работа приведена цель, актуальность, и
коротко раскрыто содержание разделов.
Первая глава «Теоретические основы формирования и развития
интеграционных объединений» рассматривает «Формирование и
развитие
интеграционных
международного
раскрывается
экономической
объединений
экономического
краткое
основой
понятие
как
сотрудничества»
интеграционных
международной
формы
интеграции
здесь
объединений,
и
процесс
интеграции национальных экономик. А также «Формы международных
8
экономических объединений и эффекты их влияния на экономический
рост» где, переведены все виды формы международной интеграции.
Вторая глава «Характеристика ЕврАзЭС как современной формы
сотрудничества в рамках интеграционных объединений» и состоит
из двух подглав. Здесь рассматривается цели создания и этапы развитии
Евроазиатского экономического союза и её роль в развитии экономики
стран
участниц.
А
также
“Анализ
торгово-экономического
сотрудничества стран участниц на пространстве ЕврАзЭС” в этом
подглаве рассматриваются основной направление сотрудничество в
области
торговли
и
привлечение
инвестиции
и
преимущество
вступление стран участниц в Евроазиатский экономический союз.
Третья глава «Приоритетные направления сотрудничества стран
участниц
на
пространстве
ЕврАзЭС»
рассматривает
“Совершенствование межстрановой миграционной политики стран
участниц на пространстве ЕврАзЭС” здесь рассматривается краткое
понятие трудовой миграции и миграционной политики стран участниц
и совместное решение межстрановой миграционной политики. А также
“Перспективные
направления
совместного
использования
ресурсного потенциала стран участниц на пространстве ЕврАзЭС”
рассматриваются
актуальность
задач
наращивание
объемов
двусторонней торговли, анализ структуры товарооборота между стран
участниц и совместного использования ресурсного потенциала стран
участниц.
В заключении приведены общие выводы по написанию выпускной
квалификационной работы.
9
В списке использованной литературы приведено перечень книг,
статей и сайтов, которые использовались при написании выпускной
квалификационной работы.
Выпускная квалификационная работа состоит из 66 страниц, 3
таблиц, 5 рисунков и 8 приложений.
10
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ
ИНТЕГРАЦИОННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ
1.1. Формирование и развитие интеграционных объединений
как формы международного экономического сотрудничества
Международная
экономическая
интеграция
—
это
процесс
хозяйственного и политического объединения стран на основе развития
глубоких
устойчивых
национальными
взаимосвязей
хозяйствами,
и
разделения
взаимодействия
их
труда
между
экономик
на
различных уровнях и в различных формах. На микроуровне этот процесс
идет через взаимодействие отдельных фирм близлежащих стран на
основе формирования разнообразных экономических отношений между
ними,
в
том
числе
межгосударственном
создания
уровне
филиалов
интеграция
за
границей.
происходит
на
На
основе
формирования экономических объединений государств и согласования
национальных политик.
Процесс интеграции обычно начинается с либерализации взаимной
торговли, устранения ограничений в движении товаров, затем услуг,
капиталов
и
постепенно
при
соответствующих
условиях
и
заинтересованности стран - партнеров ведет к единому экономическому,
правовому,
информационному
пространству
в
рамках
региона.1
Интеграция" происходит от латинского "integratio" - объединение.
1
Международная экономика Киреев А.П_Ч 1_1997 -416с
11
Применительно к сфере межгосударственных отношений она
означает добровольное и взаимовыгодное объединение отдельных частей
(субъектов) в некую самостоятельность, целостность (общность).
Бурное развитие межфирменных связей порождает необходимость
межгосударственного
(а
в
ряде
случаев
надгосударственного)
регулирования, направленного на обеспечение свободного движения
товаров, услуг, капитала и рабочей силы между странами в рамках
данного
региона,
на
согласование
и
проведение
совместной
экономической, валютно-финансовой, научно-технической, социальной,
внешней и оборонной политики. В результате создаются целостные
региональные
хозяйственные
комплексы
с
единой
валютой,
инфраструктурой, общими экономическими задачами, финансовыми
фондами, общими наднациональными или межгосударственными
органами управления.
При этом последняя представляет собой не просто арифметическую
сумму составляющих ее частей. Интеграция позволяет получить такие
материальные, интеллектуальные и иные средства, каких ни один из
участников не имел бы, действуй он автономно.
Интеграция представляет собой реальную возможность обеспечить
мирное сосуществование государства, что может быть достигнуто
посредством
таких
мер,
как
расширение
торговли.
Свободный
регионализм, упрощая экономические связи между странами одной
2
группы, не должен приводить к их усложнению со всеми остальными
2
http://www.eaeunion.org/#about - Официальный сайт ЕврАзЭС
12
странами. До тех пор пока регионализм, по крайней мере, не ухудшает
условия для торговли с остальным миром, он может считаться
положительным фактором развития международной экономики.
Предпосылки интеграции следующие:
1. Близость уровней экономического развития и степени рыночной
зрелости
интегрирующийся
межгосударственная
стран.
интеграция
За
редким
развивается
исключением
либо
между
индустриальными странами, либо между развивающимися странами.
Даже в рамках индустриальных и в рамках развивающихся стран
интеграционные процессы идут наиболее активно между государствами,
находящимися на примерно одинаковом уровне экономического
развития.
Попытки
объединений
интеграционного
типа
между
индустриальными и развивающимися государствами, хотя и имеют
место, находятся на раннем этапе становления, не позволяют пока сделать
однозначные выводы о степени их эффективности. В этом случае из-за
изначальной несовместимости хозяйственных механизмов они обычно
начинаются с различного рода переходных соглашений об ассоциации,
специальном партнерстве, торговых преференциях и т.п., срок действия
которых растягивается на многие годы до тех пор, пока в менее развитой
стране не будут созданы рыночные механизмы, сопоставимые по степени
зрелости с механизмами более развитых стран.3
2. Географическая близость интернирующихся стран, наличие в
большинстве случаев общей границы и исторически сложившихся
3
Международная экономика Киреев А.П_Ч 1_1997 -416с
13
экономических связей. Большинство интеграционных объединений мира
начинались с нескольких соседних стран, расположенных на одном
континенте, в непосредственной4 географической близости друг от друга,
имеющих транспортные коммуникации и нередко говорящих на одном
языке. К изначальной группе стран — интеграционному ядру, ставших
инициаторами интеграционного объединения, подключались другие
соседние государства.
3. Общность экономических и иных проблем, стоящих перед
странами
экономики,
в
области
развития,
политического
финансирования,
сотрудничества
и
т.д.
регулирования
Экономическая
интеграция призвана решить набор конкретных проблем, которые
реально стоят перед интегрирующийся странами. Очевидно поэтому,
что, например, страны, главная проблема которых — создание основ
рыночной экономики, не могут интегрироваться с государствами, в
которых развитость рынка достигла такого уровня, что требует введения
общей валюты. Также и страны, у которых главной является проблема
обеспечения населения водой и пищей, не могут сочетаться с
государствами, обсуждающими проблемы свободы межгосударственного
движения капитала.
Многочисленные интеграционные объединения, возникающие и
развивающиеся в современной международной экономике, имеют
следующие цели:
4
Международная экономика Киреев А.П_Ч 1_1997 -416с
14
1. Использование преимуществ экономики масштаба. Обеспечить
расширение размеров рынка, сокращение транзакционных издержек и
извлечения других преимуществ на основе теории экономики масштаба.
Это, в свою очередь, позволит привлечь прямые иностранные
инвестиции, которые с большей охотой приходят на рынки значительных
размеров,
на
которых
имеет
смысл
создавать
самостоятельные
производства, удовлетворяющие их потребности.
2.
Важнейшей целью большинства интеграционных объединений
является укрепление взаимопонимания и сотрудничества участвующих
стран в политической, военной, социальной, культурной и других
неэкономических областях. Для стран, расположенных географически
близко друг от друга и имеющих схожие проблемы в области развития,
наличие добрых отношений с соседями, подкрепленных взаимными
экономическими обязательствами, является важнейшим политическим
приоритетом. Страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока,
создавая интеграционные объединения, ясно ставили перед собой
именно эту цель.
3. Региональная интеграция нередко рассматривается как способ
укрепить
переговорные
многосторонних
позиции
торговых
участвующих
переговоров
в
ВТО.
стран
в
рамках
Считается,
что
согласованные выступления от лица блока стран более весомы и ведут к
более желательным последствиям в области торговой политики. Более
того, региональные блоки позволяют создать более стабильную и
предсказуемую среду для взаимной торговли, чем многосторонние
15
торговые переговоры, интересы участников которых очень сильно5
разнятся. Интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской
Америке и Юго-Восточной Азии возлагают особые надежды на
коллективные усилия в рамках многосторонних торговых переговоров.
Содействие структурной перестройке экономики. Подключение
стран, создающих рыночную экономику или осуществляющих глубокие
экономические реформы, к региональным торговым соглашениям стран
с более высоким уровнем рыночного развития рассматривается как
важнейший канал передачи рыночного опыта, гарантия неизменности
избранного курса на рынок. Более развитые страны, подключая своих
соседей к процессам интеграции, также заинтересованы в ускорении их
рыночных реформ и создании там полноценных и емких рынков.
1.2. Формы международных экономических объединений и
эффекты их влияния на экономический рост
Интеграция также определяется как "процесс, посредством которого
отдельные государства передают часть своих суверенных прав в пользу
создаваемой и единой для них всех институциональной структуры с тем,
чтобы обеспечить учет и реализацию их общих интересов".
На первом уровне, когда страны еще только делают первые шаги к
взаимному сближению, между ними заключаются преференциальные
торговые соглашения Такие соглашения могут подписываться либо на
5
Международная экономика Киреев А.П_Ч 1_1997 -416с
16
двусторонней основе между отдельными государствами, либо между уже
существующей интеграционной группировкой и отдельной страной или
группой стран. В соответствии с ними страны предоставляют более
благоприятный режим друг другу, чем они предоставляют третьим
странам. В известном смысле это отход от принципа наибольшего
благоприятствования, который санкционирован ГАТТ/ВТО в рамках так
называемых
временных
соглашений,
ведущих
к
образованию
таможенного союза. Существует несколько форм международной
экономической интеграции.
1.
Создание зоны свободной торговли;
2.
Таможенный союз;
3.
Общий рынок;
4.
Экономический и валютный союз.
Ниже
в
таблице
1
переведены
формы
международной
экономической интеграции.
Таблица 1 – Формы международной экономической интеграции
I.Зона свободной
торговли
II.Таможенный
союз
Отмена
Единое
тарифных
и тарифное
и
нетарифных
нетарифное
барьеров
во регулирование
взаимной торговле
в отношении
Свобода
третьих стран
межстраннового
Межгосудвижение товаров и дарственный
услуг
совет на уровне
министров и
III.Общий
IV.Экономический
рынок
союз
Свобода
движения
факторов
производства
Встречи
глав государств,
Совет
министров,
и секретариат
Гармонизация
Экономический
политики
Межгосударственвенный орган с
функциями
наднационального
регулирования
17
секретариат
Источник: Международная экономика Киреев А.П
Исходя из таблицы как мы видим на первом уровне международной
интеграции страны переходят к созданию зоны свободной торговли,
предусматривающей уже не простое сокращение, а полную отмену
таможенных
тарифов
во
взаимной
торговле
при6
сохранении
национальных таможенных тарифов в отношениях третьими странами. В
большинстве
случаев
условия
зоны
свободной
торговли
распространяются на все товары, кроме продуктов сельского хозяйства.
Зона свободной торговли может координироваться небольшим
межгосударственным секретариатом, расположенным в одной из странчленов, но зачастую обходится без него, согласовывая основные
параметры
своего
развития
на
периодических
совещаниях
руководителей соответствующих ведомств.
6
Международная экономика Киреев А.П_Ч 1_1997 -416с
18
Отмена тарифных и
нетарифных барьеров
Свобода межстранового
движения товаров и услуг
Снижение тарифных и иных
барьеров во свободной
торговле
Сохранение национальных
тарифов в отношениии
третьих стран
Рисунок 1 – Основные задачи Зоны свободной торговли
Второй уровень интеграции связан с образованием таможенного
союза
(ТС)
—
согласованной
отменой
группой
национальных
таможенных тарифов и введением общего таможенного тарифа и единой
системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих
стран.
Таможенный
союз
предусматривает беспошлинную внутри интеграционную торговлю
товарами и услугами и полную свободу их перемещения внутри региона.
19
Введением общего таможенного тарифа и
единой системы нетарифного
регулирование
Отменой группой нац.
таможенных тарифов
Полная свобода
перемещение товаров и
услуг внутры региона
Единое тарифное и нетарифное
рег. в отношение третых стран
Межгосударственный совет на
уровне министров и
секратариат
Беспошленный внутриинтеграционный
торговля товарами и услугами
Рисунок 2 – Основные задачи Таможенного союза
Обычно таможенный союз требует создания уже более развитой
системы межгосударственных органов, координирующих проведение
согласованной внешнеторговой политики.
Чаще всего они принимают форму периодических совещаний
министров, руководящих соответствующими ведомствами, которые в
своей
работе
опираются
на
постоянно
действующий
межгосударственный секретариат.
Когда интеграционный процесс достигает третий уровня — общего
рынка (ОР) — интегрирующие страны договариваются о свободе
движения не только товаров и услуг, но и факторов производства —
капитала и рабочей силы. Свобода межгосударственного передвижения,
под защитой единого внешнего тарифа, факторов производства требует
20
организационно
значительно
более
высокого
уровня
межгосударственной координации экономической политики.
Свободна движение факторов производства
Встречи глав государст, совет министров, секретариат
Количественные ограничение на таварооборот внутри
общего рынка
Позитивная интеграция - проведение общих политик
Денежный рынок и рынок капитала
Рисунок 3 – Главные функции Общего рынка
Такая координация осуществляется на периодических совещаниях
(обычно один-два раза в год) глав государств и правительств участвующих
стран, значительно более частых встречах руководителей министерств
финансов, центральных банков и других экономических ведомств,
опирающихся на постоянно действующий секретариат. В рамках ЕС —
это Европейский Совет глав государств и правительств. Совет министров
ЕС и Секретариат ЕС.
Наконец, на четвёртом, самом высоком, уровне интеграция
превращается в экономический союз (ЭС), который предусматривает
наряду с общим таможенным тарифом и свободой движения товаров и
21
факторов производства также и координацию макроэкономической
политики и унификацию законодательств в ключевых областях —
валютной, бюджетной, денежной. На этом этапе возникает потребность
в органах, наделенных уже не просто способностью координировать
действия и наблюдать за экономическим развитием, но и принимать
оперативные решения от лица группировки в целом.
Объединение государств на основе сознадия экономического
пространва
Проведение общый политики
Общие внешние таможенные тарифы
Межгосударственный органс функции наднационального
регулирование
Гармонизация экономической политики
Рисунок 4 – Основные задачи Общего рынка
Правительства согласованно отказываются от части своих функций и
тем самым уступают часть государственного суверенитета в пользу
надгосударственных органов. Такие межгосударственные органы с
надгосударственными функциями наделены правом принимать решения
22
по
вопросам,
касающимся
организации,
без
согласования
с
правительствами стран-членов.
Принципиально
возможно
существование
и
пятого
уровня
интеграции — политического союза (ПС), который предусматривал бы
передачу национальными правительствами большей части своих
функций в отношениях с третьими странами надгосударственным
органам. Это фактически означало бы создание международной
конфедерации и потерю суверенности отдельными государствами.
Однако ни одна интеграционная группировка не только не достигла
такого уровня развития, но даже и не ставит перед собой подобных задач.
Развитие
экономической
интеграции
несомненно
имеет
положительные эффекты для участвующих сторон и определенные
негативные последствия. Так, формирование интеграционных блоков
значительно усиливает их экономический потенциал, способствует
расширению товарооборота и кооперационно-производственных связей.
Кроме того, экономическое сближение стран в региональных рамках
создает
благоприятные
условия
для
фирм
стран
—
участниц
экономической интеграции, защищая их в определенной степени от
конкуренции со стороны фирм третьих стран.
Интеграционное
взаимодействие
позволяет
его
участникам
совместно решать наиболее острые социальные проблемы, такие, как
выравнивание условий развития наиболее отсталых регионов, смягчение
положения на рынке труда, проводить научно-техническую политику.
Однако взаимодействие национальных хозяйств происходит с разной
23
степенью интенсивности, в разных масштабах, проявляясь более четко в
отдельных регионах.
2. ХАРАКТЕРИСТИКА АВРАЗЭС КАК СОВРЕМЕННОЙ ФОРМЫ
СОТРУДНИЧЕСТВА В РАМКАХ ИНТЕГРАЦИОННЫХ
ОБЪЕДИНЕНИЙ
24
2.2. Цели и задачи ЕврАзЭС
8 декабря 1991 года было создано Содружество Независимых
Государств. Последующее становление экономических отношений на
постсоветском пространстве нашло свое отражение и в создании других
интеграционных объединений, таких как ЕврАзЭС и Таможенный союз.
Евразийский
экономический
союз
—
международная
организация региональной экономической интеграции, обладающая
международной правосубъектностью и учреждённая Договором о
Евразийском экономическом союзе. В ЕАЭС обеспечивается свобода
движения товаров, а также услуг, капитала и рабочей силы, и проведение
скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях
экономики.
Евразийский
экономический
союз
-
международная
организация региональной экономической интеграции, обладающая
международной правосубъектностью и учрежденная Договором о
Евразийском экономическом союзе.
В ЕАЭС обеспечивается свобода движения товаров, услуг, капитала и
рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной
или единой политики в отраслях экономики.
Государствами
членами
Евразийского
экономического
союза
являются Республика Армения, Республика Беларусь, Республика
Казахстан и Российская Федерация.
ЕАЭС создан в целях всесторонней модернизации, кооперации и
повышения конкурентоспособности национальных экономик и создания
25
условий для стабильного развития в интересах повышения жизненного
уровня населения государств-членов.
В рамках формирования Евразийского экономического союза
предполагается унифицировать подходы к налогообложению налоговых
резидентов граждан государств — членов ЕАЭС, с тем чтобы в случае
заключения долгосрочных трудовых договоров гражданами стран7 ЕАЭС
налогообложение их доходов от работы по найму в Российской
Федерации осуществлялось на условиях не менее благоприятных, чем
налогообложение налоговых резидентов Российской Федерации.
В ноябре 2014 года процесс присоединения Киргизии к ТС и
Евразийскому Экономическому Союзу активизировался. Парламент
Кыргызстана принял ряд необходимых для скорого вступления в союз,
законов.
23
декабря
2014
года
на
заседании
Высшего
Евразийского
экономического совета был подписан договор о присоединении
Киргизии к ЕАЭС. Подписаны Соглашение о единых принципах и
правилах обращения лекарственных средств в рамках Евразийского
экономического союза и Соглашение о единых принципах и правилах
обращения медицинских изделий (изделий медицинского назначений и
медицинской техники) в рамках Евразийского экономического союза.
Общий макроэкономический эффект от интеграции постсоветских
стран разделяют на несколько пунктов:
7
Википедия - энциклопедический словарь
26
1. Снижение цены на товары благодаря уменьшению издержек
перевозки необходимого сырья/экспорта своего готового товара;
2. Стимулируется «здоровая» конкуренция на общем рынке ЕАЭС за
счёт равного уровня экономического развития;
3. Увеличение
конкуренции
на
общем
рынке
стран-членов
Евразийского экономического союза благодаря вхождению на рынок
новых игроков из общего пространства;
4. Увеличение средней заработной платы благодаря уменьшению
издержек и повышению производительности;
5. Наращивание производства благодаря увеличению спроса на
товары;
6. Увеличение благосостояния народов стран ЕАЭС благодаря
снижению цен на продукты и увеличению занятости населения в
экспансирующихся производствах импорто ориентированных экспорто
ориентированных фирм;
7. Повышается окупаемость новых технологий и товаров благодаря
увеличенному объёму рынка;
8. Увеличение объёма ВВП стран ЕАЭС минимум на 25 %.
При экспорте товаров применяется нулевая ставка НДС и (или)
освобождение от уплаты (возмещение уплаченной суммы) акцизов при
условии документального подтверждения факта экспорта.
При импорте товаров на территорию Российской Федерации с
территории Республики Беларусь или Республики Казахстан НДС и
акцизы взимаются российскими налоговыми органами.
27
При оказании работ и услуг на территории РФ налоговая база,
ставки, порядок взимания и налоговые льготы (освобождение от
налогообложения) определяются в соответствии с законодательством
Российской Федерации.
В соответствии с международными обязательствами в рамках
Таможенного союза и Единого экономического пространства, от сумм
ввозных таможенных пошлин в бюджет России перечисляется 85,33 %,
Казахстана — 7,11 %, Белоруссии — 4,55 %, Киргизии — 1,9 %, Армении —
1,11 %.8
В целях создания единого экономического пространства в рамках
ЕАЭС предлагается создание наднациональных структур:
1.
Комиссия по экономике;
2.
Комиссия по сырьевым ресурсам (устанавливает цены и квоты на
сырьевые товары и энергоносители, координирует политику в области
добычи, продажи золота и других драгоценных металлов, и др.);
3.
Фонд
сотрудничества,
по
делам
экономического
формирующийся
за
счёт
и
научно-технического
вкладов
стран
ЕАЭС
(финансирует перспективные наукоёмкие экономические и научнотехнические программы, оказывает помощь в решении круга задач, в том
числе правовых, налоговых, финансовых, экологических и т. д.);
4.
Комиссия по межгосударственным финансово-промышленным
группам и совместным предприятиям;
5.
8
Международный инвестиционный банк ЕАЭС;
http://www.tsouz.ru/Docs/IntAgrmnts/Pages/Dogovor_EvrAzES.aspx
28
6.
Международный арбитраж ЕАЭС;
7.
Комиссия по вводу расчётной денежной единицы;
8.
Комиссия по экологии.
В то же время, подписанная версия договора о создании союза носила
компромиссный характер, и потому ряд задуманных мер не был
осуществлён в полном объёме. В частности, Евразийская экономическая
комиссия и Евразийский экономический суд не получили широких
полномочий для контроля за соблюдением принятых договорённостей.
Если
постановления
ЕЭК
не
выполняются,
спорный
вопрос
рассматривает Евразийский экономический суд, решения которого
имеют лишь рекомендательный характер, а окончательно вопрос
решается на уровне совета глав государств. Кроме того, актуальные
вопросы по созданию единого финансового регулятора, по политике в
области
торговли
энергоносителями,
а
также
по
проблеме
существования изъятий и ограничений в торговле между участниками
союза были не решены, а отложены до 2025 года или на неопределённый
срок.
Члены Евразийского экономического союза не смогут применять
друг к другу защитные меры в торговле - меры нетарифного
регулирования,
специальные
защитные,
антидемпинговые
и
компенсационные меры. Исключение составят случаи, когда защитные
меры необходимы для обеспечения обороны и безопасности, охраны
жизни и здоровья человека и защиты природы. По правилам договора,
такие
меры
не
должны
являться
средством
неоправданной
дискриминации или скрытым ограничением торговли.
29
Ранее условия Таможенного союза позволяли его участникам
использовать взаимные защитные меры, хотя на практике они
фактически не применялись. Право вводить санитарные, ветеринарносанитарные
и
карантинные
фитосанитарные
меры
за
членами
Евразийского экономического союза сохраняется. С начала 2015 года
гражданам
не
придется
получать
разрешения
на
работу
для
трудоустройства в любой из стран ЕАЭС. Внутренней трудовой миграции
в союзе будет способствовать и взаимное признание дипломов об
образовании, за исключением дипломов юристов, педагогов, медиков и
фармацевтов.
В рамках ЕАЭС функционирует внутренний рынок товаров, в
котором обеспечивается свободное передвижение товаров, лиц, услуг и
капиталов. Взаимная торговля товарами осуществляется, без применения
ввозных
и
вывозных
регулирования,
таможенных
специальных
компенсационных мер,
за
пошлин,
защитных,
исключением
мер
нетарифного
антидемпинговых
очень
и
ограниченного и
зафиксированного перечня изъятий.
В исключительных случаях, когда необходимо осуществить: охрану
жизни
и
здоровья
человека;
защиту
общественной
морали
и
правопорядка; охрану окружающей среды; охрану животных и растений,
культурных
ценностей;
обеспечение
обороны
выполнение
страны
и
международных
безопасности
обязательств;
государства-члена,
государства-члены имеют право ввести ограничительные меры, в том
числе
санитарные,
ветеринарно-санитарные
и
карантинные
фитосанитарные.
30
В торговле с третьими странами Союзом применяются единые меры
нетарифного регулирования: запрет/количественные ограничения ввоза
и (или) вывоза товаров; исключительное право на экспорт и (или)
импорт; автоматическое лицензирование (наблюдение) экспорта и (или)
импорта; разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза.
Ключевой целью вступления в Евразийский экономический союз
является развитие благосостояния народа.
Главные цели евроазиатского экономического союза заключается в
формирование более емкого общего рынка за счет объединения
национальных рынков и формирование льготных условий для движения
внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории,
а также капиталов и рабочей силы.
Евроазиатский
экономический
союз
обеспечивает
свободно
движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение
скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях
экономики.
Евроазиатский экономический союз создан в целях всесторонней
модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности
национальных экономик и создания условий для стабильного развития в
интересах повышения жизненного уровня населения государств-членов.
Евроазиатский экономический союз – это единая таможенная
территория, в пределах которой во взаимной торговле товарами не
применяются таможенные пошлины и ограничения экономического
характера, за исключением специальных защитных, антидемпинговых и
компенсационных мер. При этом страны-участники Таможенного союза
31
применяют единые таможенные тарифы и другие меры регулирования
при торговле с третьими странами.
В условиях усиления международной конкуренции все очевидней
становится для всего постсоветского пространства необходимость
повышения
конкурентоспособности
продукции
национальных
производителей, Это относится в целом, к продвижению их продукции
как на мировом рынке, так и в на внутреннем рынке ЕАЭС.
2.2. Анализ торгово-экономического сотрудничества стран
участниц на пространстве ЕврАзЭС
Евразийский
экономический
союз
—
международная
организация региональной экономической интеграции, обладающая
международной правосубъектностью и учреждённая Договором о
Евразийском экономическом союзе.
Согласно документам, подписанным государствами ЕАЭС, все
решения ЕАЭС должны приниматься на условиях общего согласия, а в
случае
если
согласие
не
достигнуто,
в
формате
двухсторонних
отношений. Каждая из стран-участниц безусловно имеет свой мотив
экономической интеграции в ЕАЭС. Основной общий мотив –
повышение эффективности экономического взаимодействия стран
Таможенного союза, развитие и модернизация экономик странучастниц. Ведущая роль России в ЕАЭС неоспорима.
32
Для России, которая преследует не только экономические, но и
геополитические цели9 интеграции, важной задачей является сохранение
стабильности в данном регионе, а также защита собственных интересов.
Для Казахстана вступление в ЕАЭС - это усиление лидерства в
Центрально-Азиатском
регионе.
Казахстан
и
Россия
обладают
существенными запасами природных ресурсов, а вместе с Белоруссией
образуют мощный промышленно-технологический комплекс с развитой
энергетикой,
тяжелым
машиностроением
и
достаточным
технологическим потенциалом. Таким образом, именно эти направления
интеграции можно выделить для них как приоритетные.
Россия, в свою очередь, является агрегатором интеграции и способна
содействовать запуску процессов экономического роста в регионе. Россия
является основным партнёром по торговле и инвестирование с другими
участницами евроазиатского экономического союза. После вступление в
евроазиатский
экономический
союз
состояние
стран
участников
наблюдается резким положительным ростом.
Стран участницы Евроазиатского экономического союза по итогам
2014 года доля взаимной торговли стран ЕАЭС в общем объеме
внешнеторгового оборота составляет 11,7%. Для сравнения: в Евросоюзе
объем взаимной торговли товарами, услуг, взаимных инвестиций — 60%.
То есть между странами ЕАЭС пока недостаточным является уровень
экономического взаимодействия. Также отмечается недостаточный
уровень конкурентоспособности стран. Это обусловлено тем, что «в
9
www.iupr.ru - «Экономика и социум»
33
товарной структуре экспорта государств ЕАЭС в третьи страны
преобладают минеральные продукты. Наибольшую долю в импорте
занимают машины, оборудование и транспортные средства (в 2014 году
—
45,5%
совокупного
промышленности
импорта),
(16,4%),
продукция
продовольственные
химической
товары
и
сельскохозяйственное сырье». 10
Статические данные и анализ внешней торговли государств ЕАЭС,
структуры их экспорта и импорта свидетельствуют о сохранении пока
сырьевой направленности экономического развития стран Союза. Важно
рассмотреть мнение экспертов Евразийской экономической комиссии,
которые отмечают, что для внедрения единой валюты необходимо
проделать большой путь в сфере валютной координации, углубления
сотрудничества в финансовом секторе, координации промышленной
политики,
программных
ключевых
компонентов
экономической
политики стран. Реальная интеграция национальных хозяйств может
успешно продвигаться лишь на основе прямых хозяйственных связей
предприятий и организаций стран – участниц ЕАЭС, чему будет
способствовать формирование общего рынка. «В валютно-финансовой
сфере многостороннее сотрудничество должно быть ориентировано на
взаимную либерализацию финансовых рынков, унификацию валютного
законодательства, расширение использования мульти валюты в торговле
между странами ЕАЭС, а также создание системы коллективных
платежно-расчетных механизмов». Ниже в таблице 2 п
10
«Экономика и социум» №1(20) 2016. www.iupr.ru
34
Таблица 2 - Макроэкономические показатели ЕАЭС
(По состоянию на 2014 год)
Страны ЕАЭС
Населе
ние,
млн.
чел.
Размер
Реальног
о ВВП,
млрд.
долл.
Ин
фля
ция
%
Уровень
безрабо
тицы
%
Торговы
й
Баланс,
млрд.
долл.
2113,0
Размер
ВВП на
душу
населения
, тыс.
долл.
14,8
Россия
142,7
6,8
5,8
174
Казахстан
17,7
224,9
12,7
5,8
5,3
35,2
Белоруссия
9,6
69,2
7,2
19
0,5
3,1
Армения
3,06
11,92
3,9
5,8
18,6
2,9
Киргизстан
5.6
7.6
1.35
7.5
8
-3.4
Источник: // eurasiancommission.org .ru/Documents/eaesvoposvotvetv.pdf
Общий вклад ЕАЭС в мировой ВВП в настоящее время, пока, невелик
(3,2% мирового ВВП при более чем 20% у ЕС). Однако в перспективе
общий макроэкономический эффект от деятельности ЕАЭС может
существенно возрасти благодаря следующим факторам:
1.
Стабильное и устойчивое увеличение ВВП, выравнивание
уровня экономического развития стран-участниц;
2.
Снижение цен на товары благодаря снятию взаимных торговых
ограничений, уменьшению издержек на перевозки необходимых товаров
или сырья;
3.
Стимулирование
конкуренции
на
общем
рынке
ЕАЭС;
Наращивание производства благодаря увеличению спроса на товары;
4.
Повышение окупаемости новых технологий и товаров благодаря
увеличению объемов рынка;
35
5.
Увеличение благосостояния населения стран-участниц ЕАЭС
благодаря снижению цен и увеличению занятости населения.
Для
поддержания
макроэкономической
стабильности
и
сбалансированного устойчивого развития, государства ЕАЭС приняли
решение об определении макроэкономических показателей и введении
пороговых значений этих показателей. К ним относятся:
1.
Дефицит бюджета сектора государственного управления не
должен превышать 3% ВВП;
2.
Долг
сектора
государственного
управления
не
должен
составлять более 50%;
3.
Уровень
инфляции
в
годовом
выражении,
декабрь
анализируемого периода к декабрю предыдущего года не должен
превышать более чем на 5 процентных пунктов уровень инфляции в
государстве - члене, в котором этот показатель имеет наименьшее
значение.
В случае несоответствия макроэкономических показателей какоголибо государства ЕАЭС установленным количественным значениям,
разрабатываются и реализуются национальные или совместные меры, а
также
рекомендации
Евразийской
экономической
комиссии,
направленные на стабилизацию экономической ситуации.
ЕАЭС даже в текущем, только сформированном виде является
экономически и политически выгодным объединением для всех его
участников.
За годы существования Таможенного союза возрос товарооборот по
таким пунктам как промышленные продукты, топливо, химические
36
продукты
и
сельскохозяйственное
сырье.
А
в
рамках
нового
экономического объединения товарооборот между странами должен еще
более увеличиться, за счет снижения цен на товары, благодаря
уменьшению
издержек
перевозки
сырья
или
экспорта
готовой
продукции, а так же стимулирования здоровой конкуренции на общем
рынке ЕАЭС. В перспективе это приведет к наращиванию производства,
увеличению благосостояния стран стран-участниц, импорт замещению
от третьих стран, выравниванию экономического развития, росту числа
совместных проектов и усилению роли ЕАЭС на мировой арене.
Следует отметить, что потенциал ЕАЭС особенно возрастет в
энергетической сфере. Модель интеграции по неоинституциональному
типу предполагает первоначальный акцент на определенные отрасли с
расчетом на то, что успешная интеграция данных отраслей приведет к
развитию интеграции сначала в смежных и связанных отраслях
экономики, а затем и в прочих. В связи с этим представляется
рациональным максимальное использование имеющегося потенциала
нефтегазодобывающей,11
атомной,
химической,
тяжелого
машиностроения, АПК и транспортной отраслей в качестве отправной
точки
и
локомотива
интеграционных
для
процессов
в
дальнейшего
ЕАЭС.
успешного
Сокращение
развития
барьеров
при
перемещении капиталов, рабочей силы, товаров и услуг приведет и к
благоприятным условиям для сотрудничества в сфере ТЭК, особенно
между Россией и Казахстаном, поскольку эти страны богаты запасами
11
Международная экономика Киреев А.П_Ч 1_1997 -416с
37
нефти, газа, угля, а так же урана. По данным Евразийской экономической
комиссии доля мировой добычи газа ЕАЭС составляет 18,4%, в то время
как доля мировой добычи нефти составляет 14,9%. При этом, в условиях
геополитической
скоординированную
напряженности,
энергетическую
имея
политику'
совместную,
страны-участницы
защищают себя от усиливающегося внимания таких стран, как США,
Великобритания, Франция, Италия, Германия, Япония, к их ресурсному
потенциалу. Ведь энергетическая безопасность отдельно взятой страны
находится под большей угрозой, чем энергетическая безопасность союза.
Ниже в таблице 3 переведены запасы энергетических ресурсов России и
Казахстана.
Таблица 3 - Запасы энергетических ресурсов России и Казахстана
Запасы нефти, млрд, т (доля мировых запасов, %)
Россия
12,7 (5,5%)
Казахстан
3,9 ( 1,8%)
Запасы газа, трлн. куб. м (доля мировых запасов,
%)
Запасы угля, корд, т (доля мировых запасов, %)
Запасы урана, тонн (доля мировых запасов, %)
31,3
(16,8%)
157 (17,6%)
505900 (9%)
1,5 (0,8%)
33,6 (3,8%)
679300 (12%)
Источник: // eurasiancommission.org .ru/Documents/eaesvoposvotvetv.pdf
В целях эффективного использования энергетического потенциала
государств-членов ЕАЭС предусмотрено поэтапное формирование
общих энергетических рынков в установленные сроки. Общий рынок
нефти и газа должен быть сформирован к 2025 году, а общий рынок
электроэнергии – к 2019, и от того, насколько грамотно будут
сформированы концепции по формированию данных рынков, будет
зависеть
единство
союза
данного
региона
как
мощного
38
конкурентоспособного
энергоэкспортера.
Выгодное
расположение
региона Евразийского союза - между достаточно дорогими европейскими
и азиатскими рынками так же повлияет на конкурентоспособность
Евразийского союза за счет более низких цен на энергоресурсы.
Учитывая
колоссальный
энергетический
потенциал
ЕАЭС,
ключевыми задачами на этом направлении должны стать всемерная
активная поддержка совместных энергетических проектов в рамках
ЕАЭС,
снятие
барьеров
и
препятствий
для
взаимовыгодного
сотрудничества в рамках отрасли внутри ЕАЭС и оберегающая внешняя
политика.
3.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА
СТРАН УЧАСТНИЦ НА ПРОСТРАНСТВЕ ЕВРАЗЭС
39
3.1. Совершенствование межстрановой миграционной политики
стран участниц на пространстве ЕврАзЭС
Миграционная политика — это система общепринятых на уровне
властных структур идей и концептуально объединенных средств, с
помощью
которых,
общественные
прежде
институты,
всего
государство,
соблюдая
а
также
определенные
другие
принципы,
предполагают достижение поставленных целей.
Формирование
общего
рынка
товаров
и
услуг
остается
приоритетным направлением в экономике ЕАЭС, а его успешное
развитие
зависит
не
только
от
роста
взаимной
торговли
и
трансграничных инвестиций, но и от цивилизованной трудовой
миграции.
Многие
проблемы,
возникавшие
ранее
при
осуществлении
мигрантами трудовой деятельности на территории Таможенного союза и
Единого экономического пространства, урегулированы положениями
Договора.
Общая
политика
в
сфере
трудовой
миграции
для
формирования общего рынка труда формулируется в разделе XXVI
«Трудовая
миграция».
В
частности,
осуществление
трудовой
деятельности граждан Союза возможно, как по трудовому, так и по
гражданско-правовому договору. Сняты ограничения по допуску на
общий рынок труда граждан государств-членов Союза, отменены
квотирование
и
обязательные
разрешения
на
работу,
отменена
обязанность регистрироваться в течение 30 суток с даты въезда и получать
миграционную карту, на территории государств-членов одинаково
40
признаются документы об образовании. Для трудящихся граждан Союза
урегулированы
вопросы
социального
обеспечения,
медицинского
обслуживания, экспорта пенсий, зачета трудового стажа. Хотя, все это и
свидетельствует об эффективности сотрудничества государств-членов
Союза по вопросам миграционной политики, в рамках ЕАЭС до сих пор
нет ни одного международного договора по вопросам трудовой
миграции. Регулирование миграционных вопросов вызывает опасения в
том, что одни страны ЕАЭС будут в основном принимающей стороной,
другие останутся донорами мигрантов. Немалое значение имеет и
урегулирование трудовой миграции граждан третьих стран, работающих
в
государствах
Союза.
Глубокий
разрыв
в
уровне
социально-
экономического развития между странами региона, рост социальной
напряженности на почве политических и межэтнических конфликтов
может привести к формированию более устойчивых маршрутов
переселения и изменению временного характера трудовой деятельности
мигрантов на постоянный.
Регулирование миграции в рамках интеграционных объединений
принято относить ко второму этапу.
Вопросы экономической интеграции всегда представляли особый
интерес.
Наиболее
результативным
примером
интеграционного
объединения принято считать Европейский союз, который в рамках
объединения регулирует ряд основных вопросов, к числу которых
относится также вопросы миграции.
Как
уже
выше
отмечалось
в
Декларации
о
евразийской
экономической интеграции отмечено, что содержанием последующей
41
интеграции
государств-участников
потенциала
Таможенного
союза
является
и
полная
Единого
реализация
экономического
пространства, совершенствование и развитие договорно-правовой базы,
институтов и практического взаимодействия по таким направлениям, как
обеспечение эффективного функционирования общего рынка трудовых
ресурсов и сотрудничество в вопросах миграционной политики.
В соответствии со ст. 3 Договора о евразийской экономической
комиссии Комиссия осуществляет свою деятельность также и в сфере
трудовой миграции.
Договор о Евразийском экономической союзе (далее - ЕАЭС) вступил
в силу 1 января 2015 г., однако нет какого-либо международного договора
или иного акта, который бы касался вопросов трудовой миграции в
рамках Евразийского экономического союза.
Вопрос регулирования миграционной политики в интеграционных
объединениях
подробнейшим
образом
урегулирован
в
рамках
Европейского союза, что может быть своего рода моделью для создания
миграционной политики в ЕАЭС, которая будет основана на свободе
передвижения рабочей силы в рамках государств - членов объединений.
Компоненты свободы передвижения работников должны включать
следующие права:
1.
Принимать реально сделанные предложения о трудоустройстве;
2.
Свободно передвигаться с этой целью по территории государств-
членов;
3.
Оставаться
на
территории
государства-члена
с
целью
трудоустройства в соответствии с положениями, регулирующими
42
трудоустройство
граждан
такого
государства,
и
установленными
законами, регламентами или административными документами;
4.
Оставаться на территории государства-члена после окончания
трудовой деятельности в этом государстве, при соблюдении условий,
содержащихся в регламентах для применения этого положения.
В договорах и соглашениях по свободе передвижения лиц, как
представляется, должны содержаться также и исключения из принципа
свободы передвижения, в частности, возможности вводить ограничения,
которые связаны с необходимостью обеспечения общественного порядка,
общественной безопасности и здравоохранения, а также запрета на
доступ к государственной службе.
Регулирование миграционных вопросов в рамках ЕАЭС довольно
сложно, так как возникают опасения, что одни страны в рамках ЕАЭС
будут в основном принимающей страной, а другие - донорами мигрантов,
что в последующем может привести к демографическим проблемам.
Многие предлагают разделить регулирование трудовой миграции в
этом интеграционном объединении на два блока:
1.
Регулирование трудовой миграции работников, являющихся
гражданами государств - членов такого Союза внутри него;
2.
Регулирование трудовой миграции граждан третьих стран,
работающих в государствах Союза.
В этом случае потребуется принятие соответствующих нормативноправовых актов для обеих групп трудящихся. Учитывая цели создания
Евразийского экономического союза и заявленную тесную интеграцию,
43
для работников первого блока было бы логично применять термин
«работник (трудящийся)», а для второй - «трудящийся-мигрант».
Трудящиеся-мигранты - это, прежде всего, иностранные граждане, в
то
время
как
свобода
передвижения
в
будущем
Евразийском
экономическом союзе не подразумевает ограничений для граждан
государств-членов.
Для трудящихся первого блока важно предусмотреть в таких актах
определение термина «работник (трудящийся)».
Так как в Евразийском экономическом союзе будет осуществляться
свобода передвижения рабочей силы граждан- членов, большое значение
имеет урегулирование, прежде всего, трудовой миграции из государств,
которые не являются его членами, т.к. с первыми сложно предвидеть
какие-либо сложности в правовом плане.
В актах ЕАЭС необходимо предусмотреть положения, запрещающие
дискриминацию работников из стран - членов Союза. Так, например,
такие
работники
возможностями
в
должны
пользоваться
отношении
их
труда.
равными
Данное
правами
право
и
должно
применяться ко всем гражданам государств-членов, независимо от цвета
кожи, языка, религии или убеждений, политических или иных взглядов,
национального, этнического или социального происхождения, гражданства, возраста, экономического, имущественного, семейного и сословного
положения или по любому другому признаку. Подробно должно быть
дано определение «дискриминации», также законодательство должно
содержать указания на сферы общественной жизни, на которые
распространяется запрет дискриминации.
44
В
соответствии
выделяются
с
принятыми
следующие
сферы:
международными
занятость,
практиками,
профессиональное
образование, начальное и среднее образование, доступ к товарам и услугам, включая здравоохранение и жилье, а также социальная защита.
Примеряя антидискриминационное законодательство к мигрантам,
важно отметить, что защита в этих сферах не гарантирует им абсолютной
свободы действий и доступа к услугам в обозначенных сферах. Важным
понятием
в
контексте
дискриминации
является
не
статус,
а
дискриминирующий признак, в качестве которого рассматриваются
национальность, раса, религия, вера и гражданство.
В вопросе трудящихся-мигрантов из третьих стран, необходимо
учитывать имеющиеся в международном праве стандарты в области
трудовой миграции. В частности, имеются в виду нормы Международной
конвенции ООН о защите прав всех трудящихся-мигрантов и членов их
семей 1990 г., Конвенции МОТ № 97 о трудящихся-мигрантах 1949 г.,
Конвенции № 143 о злоупотреблениях в области миграции и обеспечения
трудящимся-мигрантам равенства возможностей и обращения 1975 г. Это
единственные
международные
договоры
по
вопросам
трудовой
миграции, принятые на универсальном уровне.
Евразийская экономическая комиссия, созданная в 2011 г., уделяет
пристальное внимание актуальным вопросам сотрудничества государствучастников этого интеграционного объединения по вопросам трудовой
миграции.
Ниже в рисунке 3.1 переведены сведения о численности граждан
государств – членов ЕАЭС, въехавших в РФ для осуществления трудовой
45
деятельности, по состоянию на 2015 год по сравнение 2014 года.
(тыс.человек)
Рисунок 5 - Миграционный поток стран участниц евроазиатского экономического союза в РФ
Исходя из рисунка 3.1 как мы видим поток миграции стран участниц
в РФ за период 2014 года до 2015 года имеет нестабильный рост. Поток
миграции из Республики Армении в 2014 года составляет 124,5
тыс.человек и до 2015 года вырос до 296,7 тыс.человек. Из рисунка 3.1
видно, что самый низкий поток миграции является и Республики
Беларуси. Поток миграции из Республики Беларусь в РФ в 2014 году 3,5
тыс.человек и в 2015 года вырос до 4,3 тыс.человек.
Республика Киргизстан занимает первое место по потоком
миграции. Республика Киргизстан лидирует по трудовым мигрантам в
РФ. Работящие трудовые мигранты за период 2014 до 2015 года составляет
354 -430,8 тыс.человек. Абсолютный рост составляет 76,8 тыс.человек за
46
год. Относительный показатель показывает, что темп роста за год
составляет 121, ,6%.
Главный цель миграционного политики стран участниц в ЕАЭС это
свободное перемещение людей из одного региона и страны к другой
стране. Миграционная политика дает возможности странам участницам
совместно
разработать
политику
для
регулирование
трудовым
мигрантам. Совместная миграционная политика даёт возможности
снятые ограничения по допуску на общий рынок труда, отменяется
квотирование и обязательные разрешения на работу и обязанность
регистрироваться в течение 30 суток с даты въезда и получать
миграционную карту, на территории государств-членов одинаково
признаются документы об образовании.
Регулирование миграции вызывает опасения в том, что одни страны
ЕАЭС будут в основном принимающей стороной, другие останутся
донорами мигрантов.
3.2. Перспективные направления совместного использования
ресурсного потенциала стран участниц на пространстве ЕврАзЭС
Страны, образовавшиеся на пространстве бывшего СССР,
в
частности, страны-члены Евразийского экономического союза (ЕАЭС) как
правопреемницы Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), в
основе
проводимой
ими
экономической
политики
используют
природные ресурсы в качестве главного источника обеспечения своей
47
экономической самостоятельности. Ведущая роль энергетического
потенциала стран ЕАЭС определяется следующими обстоятельствами:
1.
Географическим положением стран ЕАЭС, при котором
элементарное
жизнеобеспечение
невозможно
без
значительного
потребления энергетических ресурсов;
2.
Необходимостью
привлечения
крупных
инвестиций,
без
которых экономика стран ЕАЭС длительное время может находиться в
стадии
стагнации,
наиболее
же
привлекательной
сферой
для
иностранных инвесторов традиционно являются энергетические ресурсы;
3.
Заинтересованностью зарубежных инвесторов и стран прежде
всего сырьевыми отраслями, которые быстро и с гарантией могут
прирастить вложенный капитал, а попутно обеспечить и долгосрочные
геополитические интересы этих стран.
Совокупный энергетический потенциал государств-членов ЕАЭС
составляет порядка 10% от мировых доказанных запасов нефти (уступая
среди экономических сообществ только ОПЕК), более 29% мировых
запасов природного газа (первое место в мире) и 21% от мировых запасов
угля (первое место в мире). Страны ЕАЭС располагают также
крупнейшими в мире запасами промышленного урана, опережая по
этому показателю Австралию, США и Канаду вместе взятые.
Регион
ЕАЭС
отличается
выгодным
геополитическим
расположением между Европой, Северо-Восточной, Центральной и
Южной Азией. Чрезвычайно важным в геополитическом плане является
взаимная привязка территорий и распределения ресурсов (в первую
очередь энергетических) стран, входящих в состав ЕАЭС. Россия и
48
Казахстан располагают большими запасами углеводородного сырья,
Кыргызстан
и
Таджикистан
обладают
огромным
потенциалом
гидроэнергетических ресурсов, в то время как Беларусь, Казахстан и
Россия являются странами, через территорию которых осуществляется
экспорт нефти и природного газа по магистральным трубопроводам в
страны СНГ и на европейский рынок.
В то же время этот процесс всегда был (и остается сегодня) достаточно
противоречивым
явлением,
в
котором
сочетаются
два
разнонаправленных вектора развития. В целом – это развитие свободной
торговли и укрепление суверенитета и независимости государств. Однако
с одной стороны есть интересы экономического характера, направленные
на повышение эффективности и доходов функционирования и развития
национальных экономик, а с другой стороны – тенденции углубления
специализации и международного разделения труда. В идеале, в
соответствии с этими тенденциями, производство различных видов
энергетических ресурсов следует развивать, прежде всего, в странах с
низкими относительными затратами. При этом желательно обеспечить
беспрепятственные торговые отношения и свободный транспорт энергии
между странами.
Сегодня уже очевидно, что ни одна, даже сверх обеспеченная
топливно-энергетическими ресурсами страны мира, не участвующая в
интеграционных международных процессах в сфере энергетики, не в
состоянии
обеспечить
безопасности
и
должный
эффективности
уровень
своей
энергетической
развития
своего
энергетического
комплекса на длительную перспективу.
49
Поэтому одной из приоритетных задач государств-членов ЕАЭС
является формирование общего энергетического рынка, позволяющего
эффективно использовать топливно-энергетические ресурсы и решать
проблемы энергообеспечения экономик.
Другим фактором экономического совместного использование
ресурсного потенциала это технологического сотрудничества стран
участниц.
Стратегическими
факторами
устойчивости
экономик
Евразийского экономического союза (ЕАЭС) является развитие их
предприятий и секторов экономики, производящих продукцию высокой
степени
обработки,
технологическое
развитии
эффективно
сотрудничество,
образования
и
что
научных
развивающих
неизменно
организаций
научное
основывается
и
и
на
продвижении
наукоемких проектов. Успешное функционирование союза позволит
повысить конкурентоспособность национальных экономик и поднять
уровень благосостояния.
Одной из важнейших целей, стоящих перед Беларусью, Казахстаном,
Россией и Киргизии, является развитие промышленного производства и
инновационного развития. Все эти страны характеризуются сырьевой
направленностью
экономики,
однако
это
не
означает,
что
экспортируются только природные ресурсы. Экспорт России составляют
также
горное
оборудование,
вагоны,
ракетные
двигатели,
ракетоносители, некоторые виды нефтедобывающего оборудования для
шельфов. К числу важнейших экспортных позиций Беларуси относятся
нефтепродукты
и
металлопродукция,
нефть,
грузовые
калийные
и
автомобили,
азотные
удобрения,
тракторы,
химические
50
волокна и нити, шины, молочная и мясная продукция, сахар. Казахстан
обладает крупными объемами природных ресурсов, такими как уран,
свинец, медь, цинк, нефть, природный газ и другие. В структуре экспорта
Казахстана также имеются машины и оборудование, металлы и изделия
из
них,
продукция
химической
и
связанных
с
ней
отраслей
промышленности, продукты животного и растительного происхождения
Технологическое сближение экономик ЕАЭС, вместе с расширением
евразийской региональной интеграции, рассматривается в качестве
одной из основ повышения конкурентоспособности России, Беларуси и
Казахстана и Киргизстана. Разработка и реализация согласованной
научно-технологической
политики
стран
ЕАЭС,
нацеленной
на
технологическое сближение экономик четвёркой, будет содействовать
повышению
конкурентоспособности
экономик
стран-участниц,
решению задач оптимального использования их ресурсного потенциала
(энергии и сырья) и повышения наукоемкости экономики, что будет
способствовать выходу на новый уровень социально-экономического
развития. Киргизстан является
полноправным членом евразийского
экономического союза.
Швейная промышленность страны зависима от импорта: 60%
товаров – тканей, фурнитуры, оборудования – завозится из Китая, 40% из
других стран. Важно отметить, что в случае Кыргызстана швейная отрасль
вносит существенный вклад в ВВП и занятость. Количество занятых в этой
сфере составляет 150 тысяч человек.
В свою очередь, казахстанская сторона предпринимает меры по
ужесточению требований к торговым операциям с кыргызскими
51
контрагентами в целях предотвращения реэкспортного потока. Речь
идет о применении так называемых критериев достаточной переработки
товаров, установленных соглашениями в рамках СНГ. В соответствии с
ними, процентная доля добавленной стоимости не может составлять
менее 50%, и должна быть определена страна происхождения товаров.
Данные условия были также отражены в документе о присоединении КР
к Договору о Евразийском экономическом союзе, но на данный момент
сложно сказать, насколько они будут эффективны.12
Главная цел совместного использование ресурсного потенциала в
том что страны объединяются чтобы использовать свои ресурсы и
дополнят вместе свои недостатки факторов производства. Как мы знаем
факторы производства разделены не одинаково и поему страны
объединяется в интеграции и помогают друг другу. Каждая страна богата
тем что ему дается фактор производства. Евроазиатский экономический
союз имеет большой потенциал по использование ресурсного.
Члены
Евроазиатский
экономический
союз
имеет
большой
ресурсный потенциал - Россия и Казахстан располагают большими
запасами углеводородного сырья, Кыргызстан и Таджикистан обладают
огромным потенциалом гидроэнергетических ресурсов, в то время как
Беларусь, Казахстан и Россия являются странами, через территорию
которых
осуществляется
экспорт
нефти
и
природного
газа
по
магистральным трубопроводам в страны СНГ и на европейский рынок.
Товарооборот Кыргызстана с Казахстаном снизился за год на 12%//
www.vb.kg/doc/265164_tovarooborot_kyrgyzstana_s_kazahstanom_snizilsia_za_god_na_12.html
12
52
Один из успешных вариантов использование ресурсного потенциала
страны это инвестиции стран участниц.
Каждая страна уникальна
своими ресурсами и для того чтобы использовать это ресурсы нужен
капиталь и привлекательность инвестиционного климата. Главный плюс
в интеграции это совокупный энергетический потенциал государствчленов ЕАЭС. Поэтому одной из приоритетных задач государств-членов
ЕАЭС
является
позволяющего
формирование
эффективно
общего
использовать
энергетического
рынка,
топливно-энергетические
ресурсы и решать проблемы энергообеспечения экономики.
Одной
из
основ
повышения
конкурентоспособности
России,
Беларуси и Казахстана и Киргизстана – это решению задач оптимального
использования их ресурсного потенциала (энергии и сырья) и
повышения наукоемкой экономики, что будет способствовать выходу на
новый уровень социально-экономического развития.
Преимущество Киргизкой стороне в том что основной экспортный
потенциал является текстильная и сельскохозяйственная отрасль и после
присоединение соответственно повысится градус конкуренции для
казахстанских текстильщиков и сельхозпроизводителей.
Самая большая текстильная фабрика среди стран Азии находится в
Киргизстане.
Основным
конкурентом
для
Казахстана
является
Киргизстан. Киргизская швейная предприятия выступают одним из
основных конкурентов. В результате после снятия таможенных барьеров
отечественным компаниям будет непросто выстоять, а некоторым из них,
возможно, придется уйти с рынка.
53
Вступление Кыргызстана в ЕАЭС означает рост конкуренции для
субъектов
бизнеса
в
Казахстане.
В
частности,
можно
отметить
конкурентные преимущества кыргызских предпринимателей в сфере
оказания услуг. В этой связи, учитывая близость городов Алматы и
Бишкека и упрощение процедуры пересечения границы, можно
предположить частичный переток потребительского спроса жителей
Алматы на кыргызский рынок.
Недостатки в том что Казахстанское правительство намерено
ограничить импорт дешевых автомобилей из Кыргызстана в целях
защиты отечественного автопрома. Свободный доступ на казахстанский
рынок получат автомобили, ввезенные на территорию Кыргызской
Республики до 1 января 2014 года. При этом, автотранспортные средства
должны
соответствовать
Евразийского
требованиям
экономического
союза
технического
«О
регламента
безопасности
колесных
транспортных средств». В результате присоединения к ЕАЭС, в рамках
которого планируется обеспечить свободу движения капитала, вырастут
возможности для инвестирования в Кыргызстан. За период 2006–2012
годов из всех поступивших инвестиций в Кыргызстан наибольшая доля
приходилась на Казахстан (22,5%). Данное обстоятельство говорит о
привлекательности кыргызского рынка для казахстанского бизнеса.
Также в условиях большей открытости экономики кыргызских
предпринимателей ожидает рост внешней конкуренции, что может
привести
к
закрытию
отечественных
предприятий.
Ужесточение
конкурентных условий затронет прежде всего предприятия швейной
промышленности Кыргызстана. Присоединение к ЕАЭС вызовет рост цен
54
на текстиль и ткани, используемые в производстве одежды, что в
конечном итоге может привести к увеличению затрат на производство.
По предварительным расчетам, рост затрат может составить 3,6 – 7,7
проц. или больше.13
Если прогнозируем все эти факты в Таджикистан то состояние нашей
страны не очень стабилизируется.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС означает рост конкуренции для
субъектов бизнеса в нашей стране. В частности, можно отметить наши
отечественные производители не могут конкурировать с продукции
соседних стран.
В этой связи, учитывая близость нашей границы с Киргизии и
Казахстаном упрощение процедуры пересечения границы, можно
предположить частичный переток потребительского спроса жителей на
таджикский рынок.
Самая развивающая сфера является легкая промышленность. В
нашей стране быстро развивается текстильная промышленность, потому
что наша стран богата хлопком. При вступление нашей страны в ЕАЭС
наши продукции не могут конкурировать и за высокой конкуренции
продукции Казахстана и Киргизии. И это состояние непосредственно
отразиться на экономику страны. Как мы знаем экспорт и импорт
товаров и услуг каждой страны зависит из таможенных пошлин и
тарифов. При вступление в ЕАЭС и Киргизия и Таджикистан цена
ввозимых товаров резко увеличивается.
http://mineconom.gov.kg/Docs/DDB/Garment_ Sector_Accession_to_the_Customs_Union_
13
55
Причина повышение цен заключается в том что средний таможенная
ставка РФ составляет 10,6%. Средний таможенная ставка в Киргизии
составляет 6,8% а в Таджикистане 7,5%.
В результате произошел
значительный рост цен на импортные товары в Киргизии и так будет в
Таджикистане тоже. Учитывая, что основой для единого таможенного
тарифа служат тарифы, применяемые в России (около 90%), это означает,
что будут понижаться таможенные пошлины в рамках ЕАЭС.
Главным плюсом называется снятие в рамках ЕАЭС ограничений на
передвижение рабочей силы (что крайне важно для государства, ВВП
которого в последние годы на 40-50% формируется за счет переводов
трудовых мигрантов из России).
Среди минусов – возможный рост цен на отдельные группы товаров
(например, импортные автомобили) и риск несправедливого по
отношению
поступлений.
к
Таджикистану
Вопрос
распределения
беспошлинного
общих
таможенных
экспорта
российских
нефтепродуктов для Таджикистана менее актуален, поскольку с ноября
2013 г. РФ итак не применяет вывозные таможенные пошлины в
отношении ГСМ, поставляемых в республику в объемах внутреннего
потребления.
Помимо материальных вложений с высокой степенью вероятности
ЕАЭС столкнется в Таджикистане с противодействием влиятельных
финансово-политических групп, вовлеченных в бизнес по серому
экспорту китайских товаров. О масштабах этого бизнеса может говорить
тот факт, что официальные оценки взаимного товарооборота по итогам,
например, 2013 г. у Душанбе и Пекина расходились на 1 млрд дол.
56
Так, при вступлении Таджикистана в ЕАЭС, свобода передвижения
по
территории
Союза,
гарантированная
гражданам
государств-
участников, потенциально могла бы облегчить жизнь населению
таджикского анклава Ворух в Киргизской Республике и снизить остроту
пограничных инцидентов между Таджикистаном и Киргизией, которых
только с января по октябрь 2014 г. зафиксировано 28. Это положительно
бы сказалось на внутреннем единстве и авторитете ОДКБ, при том, что
окончательно проблема может быть решена не иначе как путем полной
делимитации и демаркации границы между двумя государствами.
Усиление контроля над границей Таджикистана в рамках ЕАЭС при
правильной организации этой работы может способствовать не только
снижению нелегального экспорта товаров из КНР, но и трафика
наркотиков из
Афганистана. Не секрет, что через территорию
республики проходят ключевые каналы поставок афганских опиатов в
Россию, и перед Москвой так или иначе стоит вопрос о том, где укреплять
пограничную инфраструктуру – на киргизско-таджикском (в случае, если
Душанбе оказывается за бортом ЕАЭС) или таджикско-афганском
отрезке границы.
Таким образом, сотрудничество в сфере безопасности целесообразно
дополнять экономическим фундаментом, а также гуманитарными и
информационными
проектами.
Россия
действует
по
всем
этим
направлениям, понимая, что только так можно сохранить и укрепить
общее цивилизационное и геополитическое пространство.
57
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Согласно договору о создании ЕАЭС, на территории союза
обеспечиваются свобода движения товаров, услуг, капитала и рабочей
силы, а также проведение скоординированной, согласованной или
единой политики в отраслях экономики. Гармонизация национальных
законодательств к правилам нового союза должна быть завершена в
течение 10-летнего периода.
Ключевой целью вступления в Евразийский экономический союз
является развитие благосостояния народа.
58
Главные цели евроазиатского экономического союза заключается в
формирование более емкого общего рынка за счет объединения
национальных рынков и формирование льготных условий для движения
внутри общего рынка товаров и услуг, произведенных на его территории,
а также капиталов и рабочей силы.
Евроазиатский
экономический
союз
обеспечивает
свободно
движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение
скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях
экономики.
Евроазиатский экономический союз создан в целях всесторонней
ПЕРСПЕКТИВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА СТРАН УЧАСТНИЦ
Из Лис
м
т
Разраб.
№.докум
Провер.
Шодмонов
А.А.
Авезова
М.М.
Руков.
Саидшоева
Н.конт.р
Авезова
М.М.
С.С.
Баходурова
Утверд.
Подпис
ь
Дат
а
ЕВРОАЗИАТСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО САЮЗА
Лист
7
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Лист
67
4 курс, гр. 25.01.03.ра
модернизации, кооперации и повышения конкурентоспособности
С.А.
национальных экономик и создания условий для стабильного
развития в интересах повышения жизненного уровня населения
государств-членов.
Товарная структура взаимной торговли государств – членов ЕАЭС
более диверсифицирована по сравнению с товарной структурой внешней
торговли с третьими странами. В 2013 году доля минеральных продуктов
Е товарной структуре экспорта государств - членов ЕАЭС в торговле с
третьими странами составила 74,2% и по сравнению с 2010 годом выросла
на 3,8%, а доля машин, оборудования и транспортных средств в товарной
структуре импорта государств - членов ЕАЭС в торговле с третьими
59
странами составила 46,9%, что на 3,3% выше чем в 2010 году. Объем
взаимной торговли товарами государств - членов ЕАЭС в 2013 году по
сравнению с 2010 годом увеличился с 47,1 до 64,5 млрд. долл. США.
Главное цель миграционного политики стран участниц в ЕАЭС это
свободное перемещение людей из одного региона и страны к другой
стране. Миграционная политика дает возможности странам участницам
совместно
разработать
политику
для
регулирование
трудовым
мигрантам.
Члены
Евроазиатский
экономический
союз
имеет
большой
ресурсный потенциал - Россия и Казахстан располагают большими
запасами углеводородного сырья, Кыргызстан и Таджикистан обладают
огромным потенциалом гидроэнергетических ресурсов, в то время как
Беларусь, Казахстан и Россия являются странами, через территорию
которых
осуществляется
экспорт
нефти
и
природного
газа
по
магистральным трубопроводам в страны СНГ и на европейский рынок.
Один из успешных вариантов использование ресурсного потенциала
страны это инвестиции стран участниц. Каждая страна уникальна свои
ресурсами и для того чтобы использовать это ресурсы нужен капиталь и
привлекательность
инвестиционного
климата.
Главный
плюс
в
интеграции это совокупный энергетический потенциал государствчленов ЕАЭС.
Стратегическими факторами устойчивости экономик Евразийского
экономического союза (ЕАЭС) является развитие их предприятий и
секторов экономики, производящих продукцию высокой степени
обработки, эффективно развивающих научное и технологическое
60
сотрудничество, что неизменно основывается на развитии образования и
научных организаций и продвижении наукоемких проектов.
Вступление Таджикистана в ЕАЭС означает рост конкуренции для
субъектов бизнеса в нашей стране. В частности, можно отметить наши
отечественные производители не могут конкурировать с продукции
соседних стран.
В этой связи, учитывая близость нашей границы с Киргизии и
Казахстаном упрощение процедуры пересечения границы, можно
предположить частичный переток потребительского спроса жителей на
таджикский рынок.
Самая развивающая сфера является легкая промышленность. В
нашей стране быстро развивается текстильная промышленность, потому
что наша стран богата хлопком. При вступление нашей страны в ЕАЭС
наши продукции не могут конкурировать и за высокой конкуренции
продукции Казахстана и Киргизии. И это состояние непосредственно
отразиться на экономику страны. Как мы знаем экспорт и импорт
товаров и услуг каждой страны зависит из таможенных пошлин и
тарифов. При вступление в ЕАЭС и Киргизия и Таджикистан цена
ввозимых товаров резко увеличивается.
Причина повышение цен заключается в том что средний таможенная
ставка РФ составляет 10,6%. Средний таможенная ставка в Киргизии
составляет 6,8% а в Таджикистане 7,5%.
В результате произошел
значительный рост цен на импортные товары в Киргизии и так будет в
Таджикистане тоже. Учитывая, что основой для единого таможенного
61
тарифа служат тарифы, применяемые в России (около 90%), это означает,
что будут понижаться таможенные пошлины в рамках ЕАЭС.
Главным плюсом называется снятие в рамках ЕАЭС ограничений на
передвижение рабочей силы (что крайне важно для государства, ВВП
которого в последние годы на 40-50% формируется за счет переводов
трудовых мигрантов из России). Среди минусов – возможный рост цен на
отдельные группы товаров (например, импортные автомобили) и риск
несправедливого по отношению к Таджикистану распределения общих
таможенных поступлений. Вопрос беспошлинного экспорта российских
нефтепродуктов для Таджикистана менее актуален, поскольку с ноября
2013 г. РФ итак не применяет вывозные таможенные пошлины в
отношении ГСМ, поставляемых в республику в объемах внутреннего
потребления.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1.
Официальный сайт ЕврАзЭС http://www.eaeunion.org/#about
2.
Решение от 23 декабря 2014 года N 113 "О Договоре о
присоединении Кыргызской Республики к Договору о Евразийском
экономическом
союзе
от
29
мая
2014
года"
http://docs.
cntd.ru/document/420243484
3.
http://ria.ru/spravka/20140529/1009667833.html
4.
Евразийский экономический союз. Вопросы и ответы. Цифры и
факты. // eurasiancommission.org .ru/Documents/eaesvoposvotvetv.pdf
62
5.
Зиядуллаев Н.С. ЕАЭС: между политикой и экономикой
//Проблемы теории и практики управления. 2014. № 11. С. 25-37.
6.
Иришев Б., Ковалев М. Будущее ЕАЭС: Сложный поиск
равновесия и роста. Макроэкономический анализ стартовой ситуации в
ЕАЭС. // http://elib .bsu.bv/handle, 123456 789/104542
7.
Маккиндер X. Дж. Географическая ось истории // Полис. 1995.
8.
Официальный сайт Евразийской экономической комиссии //
eurasiancommission.org
9.
Портал внешнеэкономической информации // www.ved.gov.ru.
10. Халова Г.О., Шорохова Е.О. Торгово-экономические отношения
11. Российской Федерации со странами Центрально-Азиатского
региона. // Центральная Азия: роль в перестройке мировых рынков нефти
и природного газа. Под ред. С.В. Жукова. М.: ИМЭМО РАН, 2014.
12. Ефимов Е. Таможенный союз России, Казахстана и Белоруссии //
Конъюнктура товарных рынков. – 2010. – ¹ 2. – С. 55–56.
13. О влиянии Таможенного союза на экономику стран–участниц.
14. Сарсембеков Н.Т. От Таможенного союза Беларуси, Казахстана и
России
к
евразийскому
экономическому
союзу
и
единому
инновационному пространству СНГ // Каспийский регион: политика,
экономика, культура. – Астрахань, 2012. – ¹ 4. – С. 414–422.
15. Содружество – недооцененный инвестиционный потенциал // DF
Econ. J. – М., 2011. – ¹ 4. – С. 10–13.
16. В т. ч. о проблемах, связанных с совмещением зоны свободной
торговли в СНГ с Единым таможенным пространством между Россией,
Казахстаном и Белоруссией.
63
17. Таможенный союз и инвестиционные перспективы энергетической интеграции ЕврАзЭС / В.А. Ясинский, А.П. Мироненков, Т.Т.
Сарсембеков // Академия Энергетики: аналитика, идеи, проекты. – СПб.,
2011. – ¹ 2. – С. 60–64.
18. Внешняя торговля товарами государств – членов Таможенного
союза за II квартал 2011 года: Стат. бюл. / Евраз. экон. сообщество, Комис.
Тамож. союза. – М.: Onebook.ru, 2011. – 411 с.
ПРИЛОЖЕНИЕ
64
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв