А.А. Московская, М.Л. Баталина, Л.Д. Тарадина (ГУ-ВШЭ)
«Перспективы развития социального предпринимательства в
России (социальное предпринимательство как гибрид бизнеса и
НКО)»
Корпоративная социальная ответственность (КСО) в последние годы стала
общим местом обсуждения роли бизнеса в развитии социальной сферы в России. Между
тем на Западе не первое десятилетие существует институт, который наряду с КСО служит
механизмом социальных преобразований и, так называемого устойчивого развития в
рамках
неприбыльной, либо
прибыльной (если
получение
прибыли
подчинено
достижению социального эффекта) предпринимательской деятельности, это – социальное
предпринимательство (social entrepreneurship). Актуальность темы определяется не только
нерешенностью
острых
социальных
проблем
и
поиском
качественно
новых,
инновационных решений для успешных преобразований в социальной сфере России. В
условиях слабости организаций третьего сектора, отмечаемого из года в год многими
экспертами, социальное предпринимательство в принципе может оказаться тем
институтом, который способен заполнить брешь между государством, бизнесом и
обществом для решения социальных проблем. Насколько верно подобное предположение,
какие факторы могут служить катализатором, а какие – тормозом данного процесса, на эти
вопросы призван ответить доклад. 1. Анализ результатов зарубежной дискуссии о сути и
формах
социального
предпринимательства.
Несмотря
на
то,
что
социальное
предпринимательство как явление социальной и экономической жизни западных обществ,
существует не одно десятилетие, в международных исследованиях термин пока не
получил устойчивой и однозначной трактовки. Во-первых, изучение социального
предпринимательства как феномена – сравнительно новое направление социальных
исследований даже в развитых индустриальных странах. Во-вторых, мировыми
исследованиями в области социального предпринимательства еще не накоплен
достаточный опыт анализа его различных практик, тем более, не достает сравнительного
его форм в странах с разным уровнем социального и экономического развития. Для одних
экспертов
социальное
предпринимательство
подразумевает
различные
формы
корпоративной социальной ответственности, включая создание благотворительных
организаций. Другие ведут речь о деятельности некоммерческих организаций (НКО), на
профессиональной основе занятых улучшением социального положения своих целевых
групп. Те и другие, как правило, согласны в том, что социального предпринимателя
выделяет из ряда предпринимателей и активистов НКО преобладание социального
эффекта над экономическим и наличие качественного социального преобразования – будь
то форма социальной услуги или способы ее реализации. Некоторые эксперты идут
дальше и настаивают также на принципиальной масштабности преобразований, хотя
последний критерий чаще всего подвергается критике. 2. Обзор первого опыта
социального предпринимательства в России и некоторых странах СНГ. Социальное
предпринимательство как практическая деятельность, интегрирующая процесс получения
экономической и социальной выгоды - сравнительно новый феномен для стран
постсоветского пространства. В то же время в России уже появляются организации,
которые претендуют на работу в этой «нише», прямо заявляя об этом, либо фактически
реализуя
в
своей
повседневной
деятельности
принципы
социального
предпринимательства. Кроме того, в целом ряде стран СНГ прорабатываются варианты
институционального развития социального предпринимательства. Это, прежде всего,
касается Казахстана, Украины, а также Белоруссии и Молдавии. Поэтому анализ и
обоснование перспектив развития социального предпринимательства в России в докладе
проводится с учетом этого опыта - на основе выявления социальных, экономических и
институциональных
факторов
его
развития
в
постсоветских
странах.
3.
Институциональные перспективы развития социального предпринимательства в России.
Доклад исходит и того, что социальное предпринимательство – основанная на
самоокупаемости хозяйственная деятельность по производству социально значимого
продукта или услуги с применением инновационных решений, преобразующих в
интересах
общества (социальной группы)
саму услугу и/ или механизмы
ее
экономической реализации. Конечная цель такой деятельности – не производство
прибыли, а производство продукта или услуги, предназначенной для решения
общественной проблемы. В России примеры социального предпринимательства еще
немногочисленны, а их формы редко соответствуют полному набору критериев
социального предпринимательства. Это связано как с небольшой историей самого явления
в России, так и с особенностями понимания социального предпринимательства его
акторами. Если в США благотворительность и добровольчество нередко сопровождают
осуществление
социальных
инноваций,
в
России
понимание
социального
предпринимательства скорее противоположно благотворительности и добровольчеству.
Социальное предпринимательство более последовательно реализуется во вновь созданных
организациях под патронажем бизнес структур, нежели в результате самостоятельной
эволюции традиционной некоммерческой организации. Для того чтобы социальное
предпринимательство стало катализатором совершенствования работы уже сложившихся
некоммерческих организаций, необходима разработка программ обучения НКО, а также
развитие межсекторного взаимодействия по социальным проектам между государством и
НКО, НКО и бизнесом. Серьезным барьером на этом пути служит неравенство
институционального
«веса»
партнеров,
отсутствие
между
ними
социального
и
экономического равноправия. Несмотря на то, что условия социальной, экономической и
институциональной среды в России в сравнении с западными странами имеют
значительную
специфику,
основой
успешного
развития
социального
предпринимательства в России может стать общая для России и Запада тенденция к
коммерциализации и индивидуализации социальных услуг. В связи с этим правомерен
вопрос, не может ли социальное предпринимательство в России стать эффективным
заместителем неразвитого некоммерческого сектора в сфере социальных услуг и
социальной защиты граждан или это всего лишь бизнес проект, призванный решить
технические
проблемы
реализации
«социальной
ответственности
бизнеса»?
4.
Информационная база, практический и теоретический задел. Доклад основан на анализе
более 60 зарубежных и ряда российских источников, посвященных социальному
предпринимательству, а также на опыте реализации проекта «Анализ состояния и
тенденций развития социального предпринимательства в России с учетом возможностей
применения опыта развитых индустриальных стран и подготовка предложений по
внедрению
инвестиционных
проектов,
реализующих
принципы
социального
предпринимательства в условиях России», проводимого в настоящее время в ГУ-ВШЭ
под руководством автора по заказу Фонда региональных социальных программ «Наше
будущее».
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв