Почему IT-компании не удовлетворены качеством образования студентов?
Случайному человеку сложно ответить на этот вопрос, слишком много стереотипов, слухов,
предположений, домыслов — все это мешает объективному анализу. А почему бы не спросить об
этом у самих представителей IT-компаний? И вообще опросить всех причастных, в данном
случае еще и студентов, которыми недовольны? Давайте попробуем.
Начнем с тех, кто недоволен. Вот, например, Азат, IT-директор крупной компании, за чашкой чая
рассказал, что же не так со студентами и выпускниками.
«Первое и самое главное — выпускники обычно приходят с завышенным самомнением, хотят
зарплату выше среднего. А так не бывает, понимаешь? Есть главные требования к кандидату: он
должен знать и уметь. Понятное дело, сейчас немногие сразу после института что-то умеют,
потому что не успели еще опыта набраться, но это не так страшно. Человек с хорошей базой
всему научится прямо на работе за полгода. Но для этого нужны знания, причем широкие! А не
то, что сейчас: изучили что-то одно и все, считают себя специалистами, заламывают себе цену.
Не знаю, в чем причина таких слабых знаний, наверное в отсутствии увлеченности профессией.
Нет у них стремления идти лаборантом по специальности, как было у нас, читать
дополнительную литературу дома, заниматься самообразованием. Но, конечно, есть
исключения»
Итак, одну сторону мы услышали и можем сделать вывод: слабая база знаний у студентов — их
главная проблема при поступлении на работу. А почему она слабая? Кто-то может сказать, что
виноваты преподаватели в ВУЗах, устаревшее оборудование, плохие методики обучения. Другие
заявят, что это поколение сейчас такое бестолковое. Но лучше всего, пожалуй, знают сами
студенты, давайте у них и спросим.
«Я учусь на специальности «Информатика и вычислительная техника», она охватывает и софт, и
железо. В этом есть свои плюсы и минусы. С одной стороны, из нас должны получаться
специалисты широкого круга, но реальность такова, что мы просто не успеваем пройти всю
программу с должной тщательностью. Сложно хвататься сразу за все, а мы как раз это и
пытаемся делать. Большое значение играет сам навык преподавания, который, на некоторых
предметах, мягко говоря, хромает. Нет, преподаватели у нас хорошие (особенно когда
наслушаешься историй про другие университеты), но иногда они предъявляют повышенные
требования к изучению предмета, хотя на лекциях/практиках объясняют довольно мало.
Получается, что ключ к успеху – это самообразование. К сожалению, должным трудолюбием
обладают не все студенты. Ещё многим до сих пор непонятно, чем же конкретно мы будем
заниматься, куда пойдем работать, когда учеба закончится. Мы пробуем все понемногу,
постигаем только азы. Нет необходимого опыта, а это приводит к возу профессиональных
ошибок в первые годы работы, что как раз и снижает доверие работодателей» - Николай
Лиходеевский, ИКИТ СФУ.
«Я считаю, что программист должен постоянно самосовершенствоваться, приобретать опыт. А в
стенах университета это сделать сложно — пары короткие, а проекты обычно очень объемные.
Так что если не занимаешься самостоятельно вне ВУЗа — у тебя проблемы. А работу нужно
начинать искать уже на 3-4 курсе, а то и раньше. Те, кто это сделал - активные люди, которые
действительно учились, развивали свои знания, а не колбасились все курсы. Таких,
естестественно, не много, но именно они приходят в крупные компании с опытом и к ним не
возникает лишних вопросов. А максималисты, которые хотят получать все и сразу, обычно плохо
разбираются в своей профессии и оставляют негативные впечатления у потенциальных
работодателей. Именно из-за таких неучей складываются стереотипы обо всех студентах ITспециальностей» - Дмитрий Клементьев, НГТУ.
Теперь мы выслушали обе стороны и имеем достаточно полную картину. Но интересно все же
узнать, каково это — получить заветную работу после института? Я спросила об этом Антона,
который еще недавно был студентом, а сейчас успешно работает по специальности в известной
компании. Как же у него получилось найти работу после ВУЗа?
«Сложно устроиться на достойную работу с нулевым опытом после универа. Мне, можно сказать,
повезло, я чем-то понравился своему будущему начальнику. А уже когда сам потом участвовал в
собеседованиях, мы спрашивали гораздо больше, чем хотели от меня. Через годик-другой после
своего трудоустройства я бы уже туда же не попал с теми же знаниями. Возможно, правы те, кто
говорит, что некоторые требования к кандидатам завышены. Порой читаешь вакансию и
думаешь, откуда такой идеальный вообще возьмется? Компании обычно ленятся обучать
программистов, или просто денег жалеют на это в условиях небольших бюджетов. Хотя я по
личному опыту знаю, что в зависимости от способностей человека можно научить много чему 80% того, что я умею сейчас, приобретено на работе»
В итоге мы имеем не такую уж страшную картину. Пожалуй, в любой сфере есть действительно
увлеченные профессией люди и их противоположность, «неучи», как выразился Дмитрий. И в
любой сфере первым рады, а вторыми недовольны. А так как с каждым годом у студентов
появляется все больше возможностей для самообразования вне ВУЗа, по-настоящему
целеустремленные и заинтересованные в профессии специалисты будут приходить в компании
все чаще. Было бы желание, как говорится.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв