Шумилов Константин
konst.shumilov@yandex.ru
Почему IT-образование не интересно студентам и абитуриентам?
5 основных причин, проблемы и пути решения
Хотите разжечь спор в компании айтишников? Тогда спросите, что они думают о высшем образовании. Приготовьтесь, дискуссия будет
ожесточенной, мнения – противоречивыми. Я собрал 5 основных причин, почему IT-образование не интересно студентам и, что не менее
важно, – абитуриентам. Готовы? Давайте разожжём.
Причина 1. «IT – это сложно»
Запустить стартап и переехать в кремниевую долину – да, было бы неплохо. Потратить 5 лет на бессонные ночи за монитором и чтение
специализированной литературы – нет, спасибо, как-то не по мне. Среднестатистический абитуриент считает, что программирование –
это сложно, скучно, и вообще не каждому дано. Выбирая it-специальность, ты снимаешь розовые очки и готовишься к изучению
математического анализа, теории алгоритмов, языков программирования и т.п. Либо выбираешь путь наименьшего сопротивления:
идешь туда, где «полегче».
Решение проблемы:
– Внедряйте основы программирования в школах, по желанию;
Расскажите детям, что программирование – это здорово и перспективно.
– Проводите тематические мероприятия, выставки, фестивали;
Посмотрите на Geek Picnic, они доказали, что наука может быть интересной.
– Организовывайте курсы, хакатоны, записывайте вебинары;
Сделайте участие бесплатным. Если человек увлечен, он найдет деньги. Здесь другая цель – «понравится» тем, кто еще только
интересуется, хочет попробовать.
– Пишите статьи и снимайте фильмы;
Смотрели «Хакеров», «Пиратов силиконовой долины»? Эти фильмы полны штампов и далеки от реальной жизни.
Тем не менее, они вдохновляют. Воспользуйтесь этим.
Решений несколько, все они об одном – популяризируйте, пожалуйста, науку. Задача минимум – заинтересовать.
Там, где есть интерес, приложится и желание.
Причина 2. Нет доверия к преподавателям
«Однажды проходили html, у меня на странице была грамматическая ошибка, препод пытался исправить ее прямо в браузере.
Выводы делайте сами».
«За время обучения встретил всего одного адекватного преподавателя по специальности, у остальных целью было заполнить бумажки по
ГОСТу, а не научить кого-то».
«Один из них наших преподов уже 10 лет переписывает главу из книги на доску, не написав в жизни ни одной программы, при этом ведет
и ООП, и технологию программирования. Куда катится мир?»
Эти и другие душещипательные истории я нашел в комментариях на статью Кирилла Зорина, молодого преподавателя из ЛЭТИ. Студенты
признают, что большинство преподавателей – представители «старой школы», выходцы из СССР, теоретики, рассказывающие о предмете
по давно уже устаревшим источникам. Наблюдая за подобными отзывами, абитуриенты делают неутешительные выводы. Системе
IT-образования не хватает молодых специалистов, практиков, которые держат руку на пульсе и готовы учить не по книгам, а реальным
примерам.
Решение проблемы:
– Набирайте молодой преподавательский состав;
Привлекайте аспирантов, действующих специалистов, сотрудников серьезных IT-компаний.
– Идите навстречу молодым сотрудникам;
Практикующие программисты боятся бюрократии и неудобного графика? Освободите их от бумажной волокиты, пойдите навстречу,
подстройтесь под рабочий день, выделите под занятия выходные. Аспиранты боятся низких зарплат и не знают, как выстроить
образовательный процесс? Предоставьте им бонусы, льготы. Поставьте рядом «ментора», старшего преподавателя, который поможет
с общими университетскими вопросами.
Причина 3. Нет гарантий трудоустройства
Преподаватель не научил, студент не понял, выпускник не устроился на работу. Молодые люди боятся остаться не у дел, понимая, что
диплом никому не нужен. Работодатель ждет портфолио, навыков, знаний, а не бумаги с отметкой об окончании ВУЗа. Состоявшие
специалисты все чаще рекомендуют учиться самостоятельно, «забить на вышку».
По данным Минобрнауки, в 2013 году работу по профилю нашли лишь 52,5% студентов IT-специальностей. В 2014 году ситуация
ухудшилась: исследование компании Smart Start, Технопарка Mail.ru и HeadHunter показало, что трудоустроились всего 45%.
Данных за 2015 год пока нет, но ожидать, что «все наладилось» не стоит.
Решение проблемы:
– Проводите честные дни открытых дверей;
Рассказывайте о том, куда трудоустраиваются студенты – на примере конкретных фактов.
– Внедрите аналог планового трудоустройства;
Сотрудничайте с работодателями – пусть они приходят, смотрят, рассказывают о себе, выбирают будущие кадры.
– Проводите занятия по профориентации;
Рассказывайте, как составить резюме, где искать работу. Познакомьте студентов с крупными IT-компаниями, проведите экскурсии,
покажите, куда можно устроится после получения диплома.
Причина 4. Нет возможности совмещать учебу с работой
На работу берут только с опытом. Где его взять, если ты выпускник? Выход один – подрабатывать по специальности уже на старших курсах.
Студент понимает, что не применяя полученные знания на практике, он теряет их. Перед ним встает выбор: либо ты идешь работать и
оттачиваешь свои навыки, либо тебя отчисляют за прогулы. Что бы выбрали вы?
Решение проблемы:
– Введите дистанционное обучение там, где это возможно;
Запишите курс лекций на видео и выложите на общедоступный ресурс. Предложите интерактивный формат обучения: онлайн-тесты,
виртуальные конспекты – вариантов куда больше, чем кажется.
– Пойдите навстречу студентам, цените их время;
Общаться с преподавателям можно не только на паре. Консультации, отправка и проверка домашнего задания, работа над ошибками –
в идеальном университете это происходит онлайн.
– Дайте возможность выбора интересующих, профильных предметов;
Если студент хочет разрабатывать ПО – пусть развивается в этой сфере, ходит только на те пары, которые ему в этом помогут. Свободное
время он потратит на практику и углубление знаний. Звучит утопично. Но разве кто-то пробовал?
Проблема 5. Нет поддержки государства
Именная стипендия президента РФ составляет 7 000 рублей. Прожиточный минимум в Москве – 16 476, в Санкт-Петербурге – 10 988.
Это поддержка? Сравните – студенты, готовящиеся к Олимпиаде в Рио получают по 35 000 рублей в месяц. При этом наши ребята
побеждают, занимают призовые места на международных соревнований по программированию. Выигрывают в условиях жесточайшей
конкуренции. Единственное на что они могут рассчитывать – стипендия ниже прожиточного минимума. О разнице в вознаграждении
победителей Олимпийских игр и чемпионатов мира по программированию лучше деликатно промолчать.
Это частный пример. Чтобы увидеть ситуацию в целом – ознакомьтесь со статьей Анатолия Шалыто. Впечатлительным читать не
рекомендуется. IT-образование по-прежнему недоступно. Стоимость годового обучения в ЛЭТИ начинается от 53 000 рублей и
это считается дешево. Что если денег нет ни у родителей, ни у студента? На кого еще можно положиться, кроме государства?
Решение проблемы:
Если мыслить рационально – предложите обучение в кредит, с возможностью оплаты уже после окончания университета. Дайте больше
бесплатных мест по специальностям – привлеките деньги инвесторов, IT-компаний, заинтересованных в будущих сильных специалистах.
Поддержите наших студентов на международной арене. И для начала хотя бы расскажите, что они там выступают.
Чтобы повысить интерес студентов и абитуриентов к IT-образованию, необходимо:
– Популяризировать науку. Прививать интерес к сфере IT еще с школы;
– Освежить преподавательский состав. Сделать упор на практические задания;
– Дать гарантии трудоустройства. Сотрудничать с потенциальными работодателями;
– Пойти навстречу студентам и разрешить совмещать учебу с работой. Подобрать гибкий график обучения.
– Поддерживать молодых специалистов и студентов не словом, а делом. Лучше – деньгами.
Решение проблемы начинается с ее осознания. Осознайте, что происходит с IT-образованием в России.
Получилось? Тогда за дело.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзывТак, ребята, в последнем слайде опечатка. Признаюсь честно – торопился.
Далеко не во всех работах видел ссылки, респект!
Если у кого-то не работают ссылки, то вот они: 1) https://megamozg.ru/post/7576 – взгляд на проблемы высшего ИТ-образования со стороны преподавателя. Автор: Кирилл Зорин 2) http://www.vedomosti.ru/management/articles/2015/06/17/596720-zarplati-vipusknikov – исследование Минобрнауки за 2013 год 3) https://corp.mail.ru/ru/press/releases/9137 – исследование Технопарка Mail.ru за 2014 год 4) http://www.garant.ru/news/645523 – новость о размере стипендии для студентов, готовящихся к Олимпиаде в Рио 5) http://www.softcraft.ru/bel/casket.shtml – статья "ИТ-образование. Поговорим о главном". Автор: Анатолий Шалыто. 6) http://www.eltech.ru/ru/abiturientam/priyom-na-1-y-kurs/platnoe-obuchenie – стоимость годового обучения в ЛЭТИ
Отличная статья! Рамочки напомнили рассылку Максима Ильяхова по инфостилю )