Почему IT-образование не интересно студентам?
Логично полагать, что если возник вопрос о «неинтересности» образования в сфере IT,
значит есть проблемы с образованием как таковым. Соответственно, выявление проблем даст
лучший ответ на вопрос, почему IT-образование не интересно студентам и главное — что с
этим делать.
Выделю главные проблемы, которые дополню рядом более мелких. Все они тесно
переплетаются между собой и логически дополняют друг друга. Поэтому разделять их не
было никакого смысла. Вот и они:
1. Скука
2. Отсутствие практической составляющей
3. Отсутствие комфорта
К первому пункту отнесём неинтересную подачу и без того сложного материала.
Преподаватели зачастую дают устаревшую или вовсе ненужную информацию, которая не
имеет никакого практического применения. Либо подают информацию так, что большинство
студентов её просто не воспринимает. А что такое знания без опыта? Информация, которая
рано или поздно выветрится из головы. Другими словами, пустая трата времени.
Человеческий фактор, куда без него? Характер преподавателя может многое решить для
студента. Если с преподавателем не слишком повезло, на индивидуальный подход и
надеяться нечего.
Несмотря на так называемую индивидуализацию, имеет место проблема с индивидуальным
подходом. Парадокс, но факт. Обучаемость у каждого студента разная: кто-то учится быстрее,
кто-то медленнее, кто-то лучше воспринимает на слух, кто-то любит читать. Не всем
подходят лекции по полтора часа, в конце концов.
Сюда же прибавим трудности студенческой жизни в виде общежития, общественного
транспорта, поисков нормальной столовой (утопия) и отсутствие гибкого графика. Словом,
отсутствие комфорта.
Академическое образование пропагандирует ориентированность на индивидуальную работу.
Здесь-то скука и непрактичность и переплелись в единое целое. Ведь для IT-сферы
индивидуальная работа явление довольно редкое. Одна голова хорошо, но две всё-таки
лучше. Ведь в команде работать интереснее, продуктивнее... и веселее, в конце концов.
Именно работа в команде научит студента по-настоящему что-то создавать, поможет
набраться драгоценного опыта, как в умении разрабатывать, так и в умении
взаимодействовать с другими людьми. Да и чужая точка зрения всегда освежает взгляд на те
или иные вещи.
Если хорошо подумать, приходишь к неутешительному выводу, что некоторые проблемы из
списка должны решаться на государственном уровне, через реформы и качественные
изменения. Поэтому далее хочу перечислить варианты решений, которые могут претворяться
в жизнь внутри каждого отдельно взятого университета:
1. Узкая специализация. Выделяя главное и отбрасывая лишнее, мы лучше фокусируемся. А
соответственно быстрее и качественнее обучаемся. Как по мне, знания из категории «для
общего развития» — утопия.
2. Фрагментация знаний. Другими словами, деление информации на короткие интервальные
занятия. Учитывая небольшую продолжительность таких занятий, имеет место и
интервальное повторение, которое уже доказало свою эффективность в образовании.
3. Долой скучные экзамены, которые наводят тоску и не имеют ничего общего с реальной
жизнью. Как альтернатива: выполнение задания в команде на время и последующая
презентация проекта.
4. Университетские онлайн-платформы. Кому как не айтишникам создавать подобное?
Видеолекции, онлайн-библиотека, переписка с одногруппниками и преподавателями,
домашние задания в цифровом формате, ссылки на актуальные источники. Быстро, удобно и
мобильно.
5. Сотрудничество с IT-компаниями. Стажировки ради. За программиста говорит его
портфолио.
Мораль в том, что наши IT-специалисты считаются одними из лучших в мире. Нам просто
нужно сгладить острые углы в образовании. Именно тогда у студентов появится настоящая
заинтересованность в обучении, а у индустрии — достаточное количество отличных
специалистов.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв