Почему IT-образование не интересно студентам: профессионалы self-made.
«Я сделал себя сам» - не самохвастовство, а гордая констатация, которую
можно встретить в интервью почти каждого успешного человека. В любой области. Но
в самой динамично развивающейся сфере IT-технологий профессионалы self-made
как нигде правят бал. Человек, решивший стать специалистом в одной из самых
творческих и многопрофильных областей (дада, создавать придётся много, круто и
всегда новое), обрекает себя на пожизненную гонку и самообразование. Здесь нет
канонов и стандартов, что было круто вчера, сегодня безнадёжно устарело, потолка
здесь никогда не было и навряд ли будет. Ты можешь быть самородком от рождения,
но обязан стать самоучкой по призванию. Иначе пока ты пытаешься угнаться, другие
уже прыгают выше головы.
Вы видели их, настоящих IT-шников? Не косматых толстячков в очках,
сбежавших от реальности в виртуальный мир, как их привыкло рисовать наше
воображение, (спасибо медийным шаблонам), а настоящих, тронутых на всю голову
создателей нашего мира? Именно мира, как бы пафосно это не звучало, окружающей
нас каждый день действительности, который мы уже не можем представить без их
творений – начиная от Интернета и заканчивая новомодными приложениями. И они
продолжают творить его, уже мир будущего, каждый день. Вы видели их? Сидящих
ночами хоть в красивых офисах поисковиков, хоть в тесной комнатушке, пробующих,
изучающих, ошибающихся, оттачивающих свои знания и навыки до совершенства?
Они могут быть абсолютно разными, но всех их объединяют горящие глаза и почти
подростковые амбициозность и желание менять и меняться. Самообразование для
них уже даже не ежедневная гонка за профессионализмом в любимом деле, саморазвитие для них единственный путь к совершенству, которому, как известно,
нет предела.
А теперь вспомним российское образование. Как-то приземлились, да?
Можно долго перечислять и так всем известные недостатки нашего образования:
денег преподавателям не платят, систему образования не обновляют, опыт нужен, а
с работой не совместишь, преподаваемые знания безнадёжно устарели и т.д. Все всё
знают, ругать все горазды, кто-то даже предлагает пути решения. Эти аспекты
справедливы, но хотелось бы посмотреть на ситуацию под другим углом. Как
известно, человеческий фактор самый интересный.
Лучше всего мы понимаем то, через что прошли сами. Как следствие, для
лучшего понимания как правило проецируем (в той или иной степени) ситуации на
себя. Поэтому мнение моё глубоко субъективно, но имеет право на существование.
Мне, например, очень нравится учиться, но вот с высшим образованием у нас
как-то не сложилось. То, что было интересно само по себе с самого начала,
превращалось в монотонное пересказывание устаревшего материала с однотипным
подходом к ученикам - записывай лекции, что непонятно разбирай сам. Уже на тот
момент стало понятно, что без самообразования даже в высшем образовании никуда.
Хочешь знаний – добывай сам. Введение балльно-рейтинговой системы и вовсе
уничтожило на корню саму возможность диалога и обмена мнениями между
преподавателем и студентом – стало неважно, что у тебя в голове, гораздо важнее
твоё посещение. Студент, как болванчик отсидевший «от звонка до звонка», куда
лучший студент, чем юный специалист, совмещающий работу и учёбу. Не хочется
грешить на всех преподавателей, всегда есть настоящие фанаты своего дела,
которые действительно учат и теоретическим азам, и необходимым в дальнейшем
становлении профессионала знаниям, которых не найдёшь в учебниках или на
форумах, только, что называется, у «носителей». Но таких единицы, и отношение к
ним, как правило, заведомо предвзятое: «Кто умеет – делает, кто не умеет – учит».
Но при всех этих негативных моментах нельзя отрицать необходимость высшего
образования. В сфере IT это необходимые «базовые знания», как азбука в школе, тот
фундамент, который потом ты можешь совершенствовать сам. Но в первую очередь
это необходимые навыки структурирования информации и её анализа (что
первостепенно для взрослеющего мозга) и умение быстро находить решения задач
(кто жил от сессии до сессии в курсе). Но так же и нельзя отрицать, что эти навыки
нарабатываются куда быстрее, чем за 5 лет. В итоге многие толковые ребята
приходят к выводу, что у них нет времени на растянутое обучение со сдачамипересдачами с половиной общих предметов и уходят получать те же знания на
специализированных курсах при работодателе или в процессе самой работы.
Кстати, лучших своих учителей я нашла как раз-таки в лице своих
работодателей (те самые, настоящие, с горящими глазами), когда впервые попала в
digital-агентство. Понять «кухню изнутри» можно только окунувшись в процесс, и этот
бесценный практический опыт даёт куда больше всех теоретических знаний, вместе
взятых. Но без хорошей базы тебя там не ждут, это всё-таки не механическая работа,
а уникальные знания. Что же остаётся студенту?
Казалось бы, круг замкнулся, но прописные истины никто не отменял. Чем
пинять на недостатки образования или чересчур требовательных работодателей,
стоит оглянуться на себя. «Москва не сразу строилась», студентам было тяжело во
все времена, но стремились, бодались и боролись за свой шанс. Сейчас
возможностей проявить себя или получить необходимые знания куда больше, чем
раньше. Курсы, тренинги, семинары, вебинары, конкурсы, стажировки при
компаниях… Но что-то невидно всех этих «амбициозных» ребят на них в том
количестве, сколько высказывают своё недовольство суровыми реалиями. «Хочу всё
и сразу, только делать ничего не хочу». «Кризис на дворе» тот же самый детский
подход при факте колоссальнейшего кадрового голода, так и неутолённого.
Дипломированных много, и недипломированных тоже много – толковых вот мало.
Так что можно сколько угодно рассуждать о том, какое плохое государство,
образование и работодатели, только вот старое доброе «начни с себя» никто не
отменял. «Кто хочет ищёт возможности, кто не хочет – оправдания», «Захочешь –
сделаешь, не сделал – не хотел». Говорю ж, прописные истины никто не отменял
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв