Почему практики IT не идут преподавать в вузы?
IT-сфера является едва ли не самой быстро развивающейся. Образование и
самообразование — вещи, важные для будущего специалиста, не считая мечты
и умения мыслить нестандартно. Молодые люди охотно выбирают профильные
направления подготовки в вузах и потом, зачастую, остаются без работы. Той
работы, о которой мечтали они или их родители. Не будем затрагивать тему
мотивации и остановимся на образовании.
На данный момент в этой сфере у нас проблема: стране не хватает
преподавателей-практиков. Молодые люди, получившие такое образование,
зачастую сами недовольны своим дипломом:
Роман, выпускник:
- На первом курсе был один преподаватель, который сам работал
программистом. В принципе, он смог научить тех, кто хотел научиться.
Позже был еще один практик. Однако, при первой же возможности он из
преподавания ушел. Быть педагогом — не денежное занятие, тем более,
что преподаватель — это, по большей части, призвание. Мое мнение: 90%
педагогов в вузе должны быть практиками, в противном случае образование
слегка бесполезно. Когда программирование ведет не программист, а
учебная программа напрочь устарела — для студента IT-шника это
критично.
Почему практики не желают быть включенными в систему высшего
образования, ведь, скорее всего, нынешние студенты — их будущие коллеги?
Попробуем ответить на этот вопрос.
В первую очередь, потенциальных педагогов останавливает низкая заработная
плата и бюрократические проволочки. Уровень дохода сотрудника вуза и
работника коммерческой организации отличается в разы, подчас в десятки раз.
К примеру, в некоторых региональных вузах аспирант получает примерно 7,5
тысяч рублей, при условии прожиточного минимума (в целом по стране) в 9
тысяч. Нагрузка в свою очередь в том числе и бумажная, слишком велика.
Получается, что зарплата не оправдывает усилий специалиста с образованием и
багажом практических знаний.
В ряде учебных заведений, помимо прочего, идет процесс оптимизации кадров.
Ставки доцентов урезают и среди требований к преподавательскому составу —
наличие ученой степени. Далеко не каждый сможет совмещать науку и
практику без серьезных потерь. Да и такая деятельность не предполагает
серьезного карьерного роста. Кроме того, ряд сотрудников преподает сразу
несколько дисциплин.
Мы расспросили специалистов в IT о том, почему в наших вузах нет практиков.
Они подтвердили наши предположения:
Дмитрий, программист, блогер. Преподавал в Ульяновском
государственном техническом университете:
- Это достаточно тяжело: учебные планы, подготовка материалов и
презентаций для лекций, зачёты и экзамены, лабораторные работы,
консультации со студентами. Я уже не говорю о явлениях в деканаты и на
кафедры по различным вопросам. Понятное дело, что учебная программа
никогда не догонит технический прогресс. Что-то новое появляется чуть
ли не каждый месяц. Выплаты скромные. Я совмещал работу и
преподавательскую деятельность, это было скорее некое хобби, желание
попробовать себя в новом качестве, небольшой бонус к основному доходу.
Среди преподавателей университета есть и перспективные, тянущиеся к
новым технологиям. Мешает им лишь развитый бюрократизм, общая
инертность системы образования и материально-техническое обеспечение
ВУЗа. Кроме того, все прекрасно понимают, что педагогическая, а в
последствии и научная деятельность это далеко не профессиональная
карьера. У молодёжи в сознании образ крутых программистов, получающих
большую зарплату и занимающихся гораздо более интересными задачами,
нежели обучение.
Павел, менеджер проектов:
- Дар учительства имеют далеко не все, и надо обладать определенными
качествами характера. Ввиду этого, львиная доля специалистов IT-сферы
просто непригодна для этой работы. Они прекрасно ладят с цифрами,
кодом, компьютером, но в коммуникациях с людьми им гораздо сложнее. И
если человек может в себе всё это совмещать - это совершенно
феноменальный случай. И даже если мы представим, что есть такой
специалист, то он вряд ли пойдет в ВУЗ, потому что за таких людей
работодатели держатся очень крепко. Мало того, что он может сделать
работу сам, так он еще может научить коллег, и обычно такие люди
вырастают в технических начальников высокого уровня, которые читают
лекции несколько раз в год уже перед зрелой аудиторией. Кроме того,
технологии в IT-сфере, прогрессируют в очень быстром темпе, каждые
несколько лет происходят большие качественные скачки. И пока студент
будет учиться в ВУЗе по какой-то программе, всё устареет, и
выпустившиеся ученики будут вынуждены постигать всё заново. Учитель
и ВУЗ не должны учить предмету, они должны давать студенту
некоторый вектор развития, учить основам и базовым вещам, общим
алгоритмам. И не факт, что это будет интересно хорошему специалисту
IT, у которого есть перспективы, идеи, проекты и амбиции. В моей сфере,
люди которые преподают постоянно, имеют не самую лучшую репутацию.
У них за плечами по факту ничего нет, специалисты они посредственные,
но у них хорошо подвешен язык и они могут себя продать. Выпускников
этого человека на работу я никогда не возьму. Я считаю, что грамотный ITишник должен быть ментором или наставником. И свои учительские
навыки он должен проявлять обучая свой коллектив. Путь педагога - это
та дорога, на которую может встать далеко не каждый. И я бы не пошёл
тоже.
При подготовке материала нам удалось узнать о некоторых программах и
курсах для будущих IT-шников при университетах. Такие сезонные
образовательные проекты есть, например, в Чебоксарах. Их инициатором
выступает одно из Digital-агенств. Они направлены на создание в городе
своеобразного профильного кластера и выявление «самородков» среди
студентов. Это, конечно, похвально, но останутся ли у компаний деньги и силы
на такие проекты в регионах в текущей экономической ситуации?
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв