Почему практики IT не идут преподавать в ВУЗы?
Задаваясь подобным вопросом, нужно в первую очередь спросить себя: а зачем? Что
такого может привнести в жизнь успешного специалиста преподавательская практика, по крайней
мере, в реалиях нашей страны?
Отбросив случаи откровенного альтруизма и искренней инициативы, которые хоть и
редки, но имеют место быть, можно твёрдо констатировать, что мотивация для преподавания
может быть представлена только в виде непосредственной выгоды для самого специалиста. Ведь,
согласитесь, никто в здравом уме не станет менять высокооплачиваемую работу, где вас любят и
ценят, на сомнительную должность в госструктуре, в рамках которой нужно будет работать
больше и совсем иначе, чем вы привыкли. Ведь многие успешные «айтиишники» находятся на
хорошем счету у начальства (если сами себе не начальство), и могут позволить себе свободное
расписание и поистине роскошные условия работы, в то время как деятельность преподавателя
регламентирована гораздо строже. Тут тебе и расписание пар, и строгая отчетность, и огромное
количество надоедливых студентов, создающих шум и вопросы… Мда, так себе перспектива. Если
не любить это всем сердцем, то при прочих равных выбор становится очевиден.
И всё-таки, чем же ВУЗ может привлечь достойного практика, что такого может
предложить? Может быть финансовую выгоду? Ведь «деньги не пахнут». И на примере известных
футболистов, которых арабские шейхи переманивают астрономическими контрактами, заставляя
продать славу и успешность за «золотой унитаз», мы вполне способны предположить
аналогичную ситуацию и здесь. Предложи какой-нибудь ВУЗ практику из Google
преподавательский контракт, который в разы перекроет его и без того неслабый заработок, он с
высокой долей вероятности польстится на предложение. Ну не польстится он, польстится его
коллега, и едва ли будет жалеть об этом, ведь пенсии у нас маленькие, а кушать хочется в любом
возрасте. Другое дело, что подобный сценарий маловероятен, ведь ВУЗы наши получают
соразмерное пенсиям финансирование, а учитывая общий уровень коррупции, и необходимость
всё-таки расходовать деньги на учебное заведение, сделать предложение однозначно
заманчивым выходит довольно проблематично. И пусть даже несколько ведущих ВУЗов все же
могут себе позволить призвать, таким образом, на службу по несколько высококлассных
сотрудников, это лишь капля в море, и подобный сценарий стоит считать несостоятельным.
Что еще кроме финансового благополучия способно вызвать неподдельный интерес со
стороны опытного специалиста? Как насчет личностного роста и развития? Ведь возможность
самосовершенствования это безумно важно, и в данном случае, в отличие от коммерческой
структуры, где перед практиком стоят, порой, довольно однозначные цели, ВУЗ стимулирует и
поддерживает исследовательскую деятельность своих подопечных. Конечно, он не всегда
способен обеспечить специалиста всем необходимым оборудованием, но и не все коммерческие
организации будут этим заниматься. И, хоть того же самого «Геракла» из Google (или любой
другой организации с хорошей исследовательской базой вроде Microsoft, HKK, Mail.ru) мы уже не
заинтересуем, но огромный процент успешных, опытных и по-настоящему профессиональных ITпрактиков может ухватиться за эту возможность. И, несмотря на то, что должность преподавателя
у нас в стране не является престижной, а для звания профессора нужно «съесть не одну собаку»,
тем не менее, ВУЗ может дать человеку уникальный опыт и спектр возможностей воплотить свои
идеи и начинания. Особенно, если говорить о крупных ВУЗах. Однако не стоит забывать, что и этот
сценарий возможен, только при конкурентоспособных условиях труда, в частности, заработной
плате. Так что в сухом остатке выходит, что для осуществления подобного сценария должно
совпасть множество факторов: специалист с нехваткой самореализации, ВУЗ с избытком денег,
жаждущий принять этого специалиста, работодатель, готовый отпустить своего сотрудника и
снова ВУЗ, готовый обеспечить запросы специалиста и выделить ему всё необходимое. Вариант,
конечно, выходит не простой, но и не безнадёжный.
Но, приземляясь обратно, в наш российский мир, давайте еще раз переосмыслим пункт
насчет зарплат сотрудников. На резкое уменьшение оклада согласятся единицы, равно как и
выплачивать требуемые суммы «крутым» специалистам согласятся единицы ВУЗов в единичных
случаях. И, как итог, всё снова упирается в деньги и в общем счете, достойных практиков в
учебных заведениях прибавилось не слишком ощутимо.
Но, всё-таки, может быть существует вариант, как ВУЗ может привлечь настоящих мастеров
своего дела? И всё-таки он существует! И, вопреки расхожему мнению, применяется не так уж и
редко. А суть его в комплексном и корпоративном подходе. ВУЗ, как таковой, априори не
интересен гуру высокотехнологичного ремесла! Мы убедились в этом пытаясь предложить от его
лица что-то дельное таким специалистам. И, в конечном итоге, все наши «рабочие» варианты
оказывались слишком сложны и маловероятны. И, однажды, кому-то в голову пришла гениальная
мысль: «если не получается привлечь самого специалиста, может быть попробовать обратиться к
его руководителю, ведь именно в моём учебном заведении готовят его будущих сотрудников?!».
И действительно! Информационные технологии развиваются невероятными темпами, и
образование никак не успевает за ними, в отличие от IT-компаний, которые это развитие и
обеспечивают. И, чтобы избавить себя и выпускаемых студентов от бесконечных жалоб на
качество образования, мол, учат не тому и не так, ведущие ВУЗы стали активно привлекать эти
самые компании к процессу подготовки студентов (или наоборот, сложно сказать, откуда вышла
инициатива). Это со всех сторон выгодный шаг, ведь компании с «юных лет» готовят кадры для
своих нужд, помогая обучать более качественно и сразу тому, чему требуется, будущих молодых
специалистов; а ВУЗы и студенты, наконец-таки получают квалифицированных и «не оторванных»
от жизни преподавателей. Добавляем сюда возможность практик и прямую перспективу
дальнейшего трудоустройства в структуре предприятия, и получаем на выходе готовых к работе
сотрудников, не требующих дополнительного повышения квалификаций, знакомых с
деятельностью и целями компании, по совместительству, качественных и благодарных
выпускников. Profit, не так ли?
Резюмируя всё вышеприведённое, ответим: почему же практики IT не идут преподавать в
ВУЗы? Идут! Просто не совсем добровольно. ВУЗ не самое интересное и привлекательное место
для высококлассного IT специалиста, по целому ряду причин, и позволить себе заманивать такие
кадры деньгами он тоже не в состоянии. Зато учебный процесс это отличное подспорье для
симбиоза IT компаний и ВУЗов. И при правильном и адекватном подходе, практики IT
оказываются в роли преподавателей, обеспечивая своим опытом и знаниями так нуждающихся в
них студентов, и не оставаясь при этом обиженными, ни финансово, ни как-либо еще. К тому же,
компании могут наблюдать за ростом и развитием студентов в ходе их обучения, выбирая самых
лучших и перспективных. Они могут на практике и в сравнении увидеть, как кандидат ведёт себя в
коллективе, как относится к конкретным задачам и на что способен в целом, а это гораздо
больше, чем может дать самое продуманно собеседование. Ну а ВУЗ, в свою очередь, получает
при минимуме затрат, по настоящему качественных преподавателей, и возможно даже,
некоторое финансовое подспорье и даже престиж, за счет сотрудничества с известными
брендами и тех перспектив, которые они обещают студентам. Остаётся надеется, что такие союзы
будут множится и развиваться, и, пока что единичные представительства в учебных заведениях,
вырастут в разноплановые мини-технопарки, даруя студентам и компаниям выбор и
безграничные перспективы развития.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв