ФЕДЕР АЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«БЕЛГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
( Н И У
« Б е л Г У » )
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
ФАКУЛЬТЕТ МАТЕМАТИКИ И ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ, ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И МЕТОДИК ПРЕПОДАВАНИЯ
ПОДГОТОВКА НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПРОЕКТА ПО
БИОЛОГИИ С УЧАЩИМИСЯ 7-Х КЛАССОВ ПО ТЕМЕ: «ОСОБЕННОСТИ
СИСТЕМЫ КРОВИ РЕПТИЛИЙ»
Выпускная квалификационная работа
обучающегося по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое
образование профиль биология и химия
очной формы обучения, группы 02041207
Фроловой Алены Юрьевны
Научный руководитель
к.б.н., доцент
Чернявских С.Д.
БЕЛГОРОД 2017
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ .......................................................................................................... 3
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ...................................................................................... 5
1.1 Проектная деятельность.................................................................................. 5
1.1.1 Сущность метода пректов ............................................................................ 5
1.1.2 Классификация проектовпро ............................................................................. 7
1.1.3 Особенностипроекта этапов подотовкипроекта научного проектапроекта..................................... 11
1.2 Особенностивыделить системы кровивыделить рептилий ......................................................... 16
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ............................................. 25
3 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ Ошибка! Закладка
не определена.
ВЫВОДЫ ........................................................................................................... 31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ............................................. 32
2
ВВЕДЕНИЕ
Научно-исследовательский
проект
–
работа
научного
характера,
связанная с научным поиском, проведением исследований, экспериментами в
целях расширения имеющихся и получения новых знаний, проверки
научных гипотез, установления закономерностей, проявляющихся в природе и
в обществе [12].
Проектная и исследовательская деятельность занимает важное место в
учебном процессе, так как она способствует формированию свободной
творческой личности, умеющей учиться, способной самостоятельно мыслить,
применять знания, искать пути нестандартного решения проблем.
По биологии проектная деятельность занимает главное место, так как
биологические объекты мало изучены, особенно кровь рептилий. Ее показатели
широко
используют в
научной практике для
понимания различных
физиологических состояний организма. Правильное представление о системе
крови помогает достаточно точно распознавать нормальные и патологические
процессы в организме. Это объясняет актуальность нашей темы.
Сторонники метода проектов в Советской России В.Н. Шульгин, М.В.
Крупенина, Б.В. Игнатьев провозгласили его единственным средством
преобразования школы учебы в школу жизни, с помощью которого учащиеся
приобретали знания на основе собственной деятельности [12, 21].
Цель – подготовка научно-исследовательского проекта по биологии с
учащимися 7-х классов на тему: «Особенности системы крови рептилий».
Объект исследования – научно-исследовательский проект.
Предмет исследования – научно-исследовательский проект по биологии
с учащимися 7-х классв по теме: «Особенности системы крови рептилий».
Для достижения цели решали следующие задачи:
1. Организовать проектную деятельность учащихся.
2. Изучить гематологические показатели Emys orbicularis и Trachemys
scripta.
3
3. Оценить изменение упруго-эластических свойств плазматической
мембраны клеток крови рептилий на действие температурного фактора.
Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав основной
части, заключения, списка использванных источников.
4
1 ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 Проектная деятельность
1.1.1 Сущность метода пректов
Метод проектов – это метод комплексного обучения, который позволяет
учебный процесс сделать более индивидуализированным, позволяет учащемуся
проявить самостоятельность в организации, планировании и контроле своей
деятельности и творчества при выполнении учебного задания.
В 1919 году в Америке впервые был использован проектный метод,
который основан на идеях гуманистического направления в философии и
образовании. Данные идеи были предложены американским философом и
педагогом Дж. Дьюи, и его последователем В.Х. Килпатриком. Ос нователем
данного метода является американский педагог Е. Паркхарст. Цель метода
заключается в индивидуализации процесса обучения, которая направлена на
развитие каждого ребенка в удобном для него темпе и режиме. После издания
брошюры В.Х. Кильпатрика «Метод проектов. Применение целевой установки
в педагогическом процессе» он получил широкое распространение в России. Но
следует заметить, что русский педагог С.Т. Шацкий в 1905 году организовал
группу сотрудников, которые в преподавательской практике старались активно
использовать подобный метод [35].
Современный этап развития общества выдвигает высокую планку по
требованиям к образованию школьников, цель которого – воспитание
активного, творческого гражданина, способного к саморазвитию, умеющего
самостоятельно добывать знания, выбирать способы и средства решения
различных задач. Модель обучения, должна предусматривать гибкое сочетание
самостоятельной познавательной деятельности учащихся с различными
учебными материалами и источниками информации; взаимодействие с
педагогами
и
консультантами;
групповую работу,
исследовательских, проблемных, поисковых методов [27].
5
с
использованием
В связи с этим технология проектного обучения на сегодняшний день
ведущая в школьной практике. Её идея заключается в следующем: с большим
увлечением выполняется только та деятельность, которая выбрана ребенком
самостоятельно, и строится не только на учебном предмете [29].
В основе метода проектов лежат способности самостоятельно кон
я
отхд
я
отхд
струировать и использовать
я
отхд
я
отхд
свои знания, умения ориентироваться в
я
отхд
информационном пространстве и критически осмысливать полученную
информацию.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
детальную разработку проблемы (технологию), которая в итоге завершается
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
осязаемым практическим оформленным результатом [36].
я
отхд
я
отхд
Педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
задачи. В основу метода проектов положена идея, которая составляет суть поня
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
тия «проект», его прагматическую направленность на результат, который
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
получают при решении той или иной практически или теоретически значимой
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
практической деятельности. Чтобы получить такой результат, необходимо
я
отхд
я
отхд
я
отхд
научить детей мыслить самостоятельно,
я
отхд
я
отхд
находить и решать проблемы,
я
отхд
привлекая для этой цели знания из разных областей, умения предвидеть
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
результаты и возможные последствия различных вариантов решения, умения
я
отхд
я
отхд
я
отхд
устанавливать причинно-следственные связи.
я
отхд
я
отхд
Метод проектов
учащихся
я
отхд
ориентирован на самостоятельную
– индивидуальную, групповую,
я
отхд
я
отхд
деятельность
парную, которую
я
отхд
учащиеся
я
отхд
выполняют в определенный промежуток времени. Этот метод органично
я
отхд
я
отхд
сочетается с групповым подходом к обучению.
я
отхд
я
отхд
я
отхд
я
отхд
Выполнение проекта предусматривает сочетание разнообразных методов
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
и средств, знаний из различных отраслей науки, технологии, техники,
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
творческих областей. Результаты выполненного проекта представляются в виде
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
готового продукта, т.е. должны быть «осязаемыми». Например, если проблема
г
роектн
п
я
отхд
я
отхд
6
я
отхд
г
роектн
п
носит теоретический характер , то предоставляется конкретное ее решение, если
я
отхд
я
отхд
я
отхд
практический – результат, готовый к внедрению.
я
отхд
я
отхд
я
отхд
Цели метода проектов можно кратко представить следующим образом:
г
роектн
п
г
роектн
п
–усвоение учениками
практической деятельности;
г
роектн
п
системы знаний
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
и способов умственной и
г
роектн
п
огтн
рекп
– развитие познавательных и творческих навыков учащихся;
г
роектн
п
г
роектн
п
–формирование научных
г
роектн
п
представлений на основе самостоятельно
г
роектн
п
г
роектн
п
проверенной деятельности.
г
роектн
п
Умение преподавателя
г
роектн
п
использовать метод
проектов
г
роектн
п
является
г
роектн
п
показателем его высокой квалификации, его прогрессивной методики обучения
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
и развития учащихся. Основой проектного обучения являются принципы
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
проведения научного исследования. Научный проект относят к технологи ям
г
роектн
п
XXI века,
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
который предусматривает
г
роектн
п
г
роектн
п
умение адаптироваться
к быстро
г
роектн
п
изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества [4,
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
27].
1.1.2 Классификация проектов
о
р
п
По предметно-содержательной области проекты разделяют на:
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
– Монопроекты, реализующиеся в рамках одного учебного предмета или
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
одной области знания, но могут воспользоваться информацией из других
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
областей знаний и деятельности. Учитель-предметник выступает в роли
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
руководителя данного проекта, может пользоваться консультацией у учителей
г
роектн
п
г
роектн
п
других дисциплин. Монопроекты
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
могут быть,
г
роектн
п
например, литературно г
роектн
п
творческими, естественно -научными, музыкальными , экологическими,
г
роектн
п
спортивными ,
г
роектн
п
языковыми
г
роектн
п
(лингвистическими),
культуроведческими,
г
роектн
п
историческими.
г
роектн
п
– Межпредметные проекты выполняются во внеурочное время, под
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
руководством нескольких преподавателей в различных областях знаний. Они
г
роектн
п
г
роектн
п
7
г
роектн
п
требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
проблемы [21].
г
роектн
п
Классификация проектов по характеру контактов:
г
роектн
п
– Внутриклассные.
г
роектн
п
г
роектн
п
– Внутришкольные.
– Региональные.
г
роектн
п
– Международные.
Региональные
и
г
роектн
п
международные
телекоммуникационными, так
г
роектн
п
как
типы
проектов
г
роектн
п
являются
требуют координации деятельности
г
роектн
п
участников, их взаим ой деятельности в сети Интернет и, следовательно,
г
роектн
п
г
роектн
п
использования современных компьютерных технологий.
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
По характеру координации проекты различают:
г
роектн
п
г
роектн
п
– С открытой, явной координацией. В таких проектах координатор
г
роектн
п
ненавязчиво направляет
г
роектн
п
г
роектн
п
работу участников,
г
роектн
п
организует, в случае
г
роектн
п
г
роектн
п
необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных участников.
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
– Со скрытой координацией. В таких проектах координатор является
г
роектн
п
г
роектн
п
полноправным участником проекта.
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
По доминирующей деятельности учащихся:
г
роектн
п
г
роектн
п
– Практико-ориентированный проект. Его целью является решение задач,
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
которые отражают интересы участников проекта или внешнего заказчика. В
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
таком проекте с самого начала четко обозначены результаты деятельности его
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
участников, которые могут быть использован ы в жизни класса, школы,
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
микрорайона и т.п.. Ценность ю проекта является реальность использования
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
продукта на практике и его способн ости решить заданную проблему. Такой
г
роектн
п
проект
г
роектн
п
г
роектн
п
предусматривает хорошо
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
продуманную структуру,
г
роектн
п
план всей
деятельности его участников с определением функций и вклада каждого из них
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
в ход работы и ее результат, четкого представления об оформлении конечного
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
продукта. Здесь особенно важно правильно организовать координационную
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
работу, поэтапные обсуждения, корректировку совместных и индивидуальных
г
роектн
п
г
роектн
п
8
г
роектн
п
усилий в организации презентации полученных результатов и возможных
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
способов их внедрения в практику, организация внешней оценки проекта.
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
– Исследовательский проект включает в себя актуальность выбранной
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
темы, постан овку цели и задач исследования, выдвижение гипотезы с
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
последующим рассмотрением
полученных результатов.
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
различных версий,
обсуждение и анализ
г
роектн
п
г
роектн
п
В таких проектах требуется четкая структура,
г
роектн
п
г
роектн
п
продуманные эксперименты и опыты, а также методы обработки полученных
г
роектн
п
результатов.
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
– Информационный проект направлен на сбор каких-либо сведений
г
роектн
п
г
роектн
п
(данных, статистики, фактов и т.п.) об объекте или явлении, их проверку,
г
роектн
п
анализ и обобщение
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
с целью представления
г
роектн
п
полученной информации
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
аудитории. В таких проектах так же, как и в исследовательских, требуется
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
хорошо продуманная структура, возможности систематической коррекции в
г
роектн
п
г
роектн
п
процессе работы над проектом.
г
роектн
п
г
роектн
п
Работы над информационным проектом
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
выглядит следующим образом : определение предмета поиска, этапы поиска с
г
роектн
п
г
роектн
п
обозначением
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
промежуточных результатов , анализ собранных фактов и
г
роектн
п
г
роектн
п
предварительные выводы, корректировка первоначального направления ,
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
дальнейший поиск информации по уточненным направлениям, анализ новых
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
фактов и их обобщение, выводы. Если полученные данные удовлетворяют всех
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
участников проекта, тогда переходят к оформлению результатов (обсуждение,
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
редактирование, презентация, внешняя оценка).
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
– Творческий проект предполагает максимально свободный и необычный
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
подход к его выполнению и презентации результатов. Структуру таких
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
проектов часто детально непрорабатывают, ее намечают на начальном этапе и
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
далее развивают, подчиняя логике и интересам участников проекта [13].
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
ректн
огп
Классификация проектов по продолжительности:
г
роектн
п
г
роектн
п
– Мини -проекты занимают один урок или даже часть урока. Работа над
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
г
роектн
п
проектом ведется в группах, продолжительность – 20 минут (подготовка – 10
г
роектн
п
г
роектн
п
минут, презентация каждой группы – 2 минуты).
г
роектн
п
г
роектн
п
9
г
роектн
п
– Краткосрочные проекты
роекта
п
продллжительнее по времени,
требуют
роекта
п
выделения 4–6 уроков, которые используются для координации деятельности
роекта
п
роектап
роекта
п
участников проектных групп. Основная
роекта
п
роекта
п
роекта
п
работа по сбору информации,
роекта
п
изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках
роекта
п
внеклассной
роекта
п
роекта
п
деятельности и дома.
роекта
п
Работа осуществляется
роекта
п
в группах,
роекта
п
продолжительность – 4 урока. 1-й урок: устанавливается состав проектных
роекта
п
роекта
п
роекта
п
групп, выдаются задания (сбор информации по своим элементам). 2-й урок:
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
отчеты групп по собранной информации, выработка содержания проектного
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
продукта и формы его презентации. 3-й и 4-й совмещенные уроки: презентации
роекта
п
роекта
п
роекта
п
готовых проектов, их обсуждение и оценка.
роекта
п
г
роектн
п
– Недельные проекты выполняются в группах. Их осуществление
роекта
п
роекта
п
занимает около 30–40 часов и целиком проходит с участием руководителя
роекта
п
роекта
п
роекта
п
проекта. При реализации недельного проекта возможно сочетание классных
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
форм работы (лекции, мастерские, лабораторный эксперимент) с внеклассными
роекта
п
роекта
п
роекта
п
(экскурсии и экспедиции, натурные видеосъемки и др.). Все это благодаря
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
глубокому «погружению» в проект делает проектную неделю оптимальной
роекта
п
роекта
п
роекта
п
формой организации проектной работы.
роекта
п
– Долгосрочные (годичные)
роекта
п
роекта
п
роекта
п
проекты могут
роекта
п
выполняться как
роекта
п
индивидуально, так и в группах. В школ ах такая работа традиционно
роекта
п
роекта
п
роекта
п
проводится в рамках ученических научных обществ. Весь процесс реализации
роекта
п
годичного
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
проекта – от определения темы до презентации (защиты) –
роекта
п
ап
роект
выполняется во внеурочное время [12, 35].
роекта
п
роекта
п
Выделяют и другие классификации проектов, например:
роекта
п
роекта
п
роекта
п
По количеству участников:
роекта
п
– Индивидуальные. Выполняются такие проекты от начала до конца
роекта
п
роекта
п
роектап
одним автором, который несет всю полноту нагрузки и ответственности за
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
свою работу.
роекта
п
– Групповые. Эти проекты выполняются группой участников. Группы
роекта
п
роекта
п
роекта
п
могут быть различными, как по количеству участников, так и по возрасту
роекта
п
роекта
п
роекта
п
10
роекта
п
(группа ровесников, детско -взрослая группа, разновозрастная группа, в том
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
числе дети и родители, дети и учителя, дети и другие взрослые).
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
По виду конечного продукта:
роекта
п
роекта
п
– Материальные. Проекты, конечными продуктами которых могут быть:
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
модели, картины, макеты, скульптуры, иллюстрированные альбомы, книги,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
фильмы, компьютерные презентации, слайд-шоу и т.п.
роекта
п
роекта
п
роекта
п
– Действенные. Проектным продуктом в этом случае может быть: поход,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
спектакль, экскурсия, соревнование, классный час, школьный праздник, мастерроекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
класс, викторина, игра, выставка, тематический вечер, литературная гостиная,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
концерт и т.п.
роекта
п
– Письменные. Проектный продукт – статья, инструкция, брошюра,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
рекомендации и т.п. [21].
роекта
п
1.1.3 Особенностипроекта этапов подотовкипроекта научного проектапроекта
В методике проектного обучения принято выделять 7 основных этапов
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
работы над проектом:
роекта
п
1. Организационно -установочный.
роекта
п
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
3. Обсуждение методических аспекто в и организация работы учащихся.
роекта
п
роекта
п
роекта
п
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных
роекта
п
роекта
п
роекта
п
групп учащихся, подбор необходимых материалов.
роекта
п
роекта
п
5. Работа над проектом.
роекта
п
роекта
п
6. Подведение итогов, оформление результатов.
роекта
п
роекта
п
7. Презентация проекта
роекта
п
Остановимся подробнее на каждом из этапов.
роекта
п
роекта
п
1. Организационно -установочный. Самая сложная ступень при введении
роекта
п
роекта
п
роекта
п
учебного проекта – организация деятельности. На этом этапе следует учитыват
роекта
п
роекта
п
роекта
п
ь сложившуюся типологию проектов по следующим признакам:
роекта
п
роекта
п
роекта
п
11
роекта
п
– Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, ролевая,
роекта
п
поисковая,
творческая,
роекта
п
роекта
п
прикладная
(практико-ориентированная),
роекта
п
ознакомительно-ориентировочная, пр. (игровой, исследовательский проект,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
практико-ориентированный, творческий).
роекта
п
– Предметно -содержательная область : монопроект (в рамках одной
роекта
п
роекта
п
области знания); межпредметный проект.
роекта
п
роекта
п
роекта
п
– Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий),
роекта
п
роекта
п
скрытый (неявный,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
имитирующий участника
проекта, характерно
роекта
п
роекта
п
для
роекта
п
телекоммуникационных проектов).
роекта
п
– Характер контактов (среди участников одной школы, города, класса,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
страны, региона, разных стран мира).
роекта
п
роекта
п
– Количество участников проекта.
роекта
п
роекта
п
– Продолжительность проекта.
роекта
п
Необходимо выделить педагогически целесообразные темы курса или
роекта
п
роекта
п
роекта
п
разделы, которые будут «вынесены на проектирование». Далее следует
роекта
п
роекта
п
роекта
п
формулировка 15–20 индивидуальных и групповых примерных тем на класс,
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
работа по которым потребует формирования необходимого творческого опыта
роекта
п
роекта
п
роекта
п
и усвоения учащимися необходимых знаний по программе [4].
роекта
п
роекта
п
роекта
п
Поощряется, если учащиеся самостоятельно выбирают тему проекта при
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
участии преподавателя. При этом перед преподавателем стоит задача –
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
повлиять на выбор учащихся так, чтобы тема проекта соответствовала
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
способностям и возможностям учеников. При формировании рабочей группы
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
важно учесть индивидуальность каждого учащигося. Если в группе окажется
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
лидер способный организовать (с помощью педагога) работу коллектива, то это
ек
оч
п
значительно
ек
оч
п
ек
оч
п
роекта
п
облегчит работу преподавателя. Но преподаватель должен
роекта
п
роекта
п
наблюдать, чтобы
роекта
п
в группе сохранились
роекта
п
демократические принципы
роекта
п
роекта
п
роекта
п
роекта
п
коллективной работы и учитывалась инициатива любого члена группы.
роекта
п
По мнению многих
формировать
ек
оч
п
роекта
п
ек
оч
п
роекта
п
исследователей, метод
ек
оч
п
проектов позволяет
некоторые личностны е качества, которые развиваются в
ек
оч
п
ек
оч
п
деятельности и не могут быть усвоены вербально (скажем, через рассказ или
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
12
ек
оч
п
ек
оч
п
пояснение). В первую очередь, это относится к проектам по группам, когда
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
участвует небольшой коллектив. К выработанным качествам можно отнести
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
умение работать в коллективе, брать на себя ответственност ь за выбранное
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
решение, анализ результата деятельности. И еще очень важно чувствовать себя
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
членом команды: подчинять свой темперамент, управлять характером, во благо
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
интере сам общего дела. При участие в проектах приобретается уникальный
оч
еп
к
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
опыт, невозможный при других формах обучения [12].
ек
оч
п
ек
оч
п
Особенностью системы
ек
оч
п
выполнения проектов
ек
оч
п
в школе является
ек
оч
п
ек
оч
п
совместная творческая работа учащегося и учителя. В целом при работе над
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
проектом учитель помогает учащемуся в поиске источников информации; сам
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
выступает как источник информации; координирует весь процесс; поддержива
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ет и направляет участников; поддерживает обратную связь, чтобы помогать
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ученикам, продвигаться в работе.
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
2. Выбор и обсуждение главной идеи, целей и задач будущего проекта.
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
Прежде чем начать работу над проектом, преподаватель должен обсудить
оч
екп
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
с участниками проекта следующие вопросы:
ек
оч
п
ек
оч
п
– Для чего создается данный проект?
ек
оч
п
ек
оч
п
– Чем вызвана необходимость его создания?
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
– Существует ли потребность в данном проекте?
ек
оч
п
ек
оч
п
– Будет ли в дальнейшем использоваться этот проект?
ек
оч
п
ек
оч
п
– Найдет ли он своих потребителей?
ек
оч
п
ек
оч
п
Ответив на эти вопросы , ребята уяснят и сформулировать цель и идею
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
проекта. Затем следует обсудить задачи, которые будут решаться в ходе
ек
оч
п
ек
оч
п
выполнения проекта.
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
Типичными и наиболее
ек
оч
п
важными задачами
ек
оч
п
ек
оч
п
при
выполнении большинства проектов являются:
ек
оч
п
ек
оч
п
– Поиск информации (научной, методической, технической и т.п.)
ек
оч
п
ек
оч
п
необходимой для выполнения проекта и ее изучение.
ек
оч
п
ек
оч
п
– Анализ проблемы, с которой связан проект.
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
– Материально-техническое обеспечение выполнения проекта.
ек
оч
п
ек
оч
п
3. Обсуждение методических аспектов и организация работы учащихся.
ек
оч
п
ек
оч
п
13
ек
оч
п
ек
оч
п
После того как идея, цель, задачи проекта сформулированы следует
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
приступить к обсуждению следующих вопросов:
ек
оч
п
–Каким должен
ек
оч
п
быть проект
ек
оч
п
для тог о, чтобы соответствовать
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
поставленной цели?
ек
оч
п
– Какие знания, умения и навыки необходимые для осуществления
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
проекта учащиеся имеют сейчас и должны иметь к моменту исполнения опре
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
деленных этапов и видов работы?
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
Необходимо помнить, что ведущей педагогической целью метода
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
проектов является овладение новым способом деятельности. Но процесс этот
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
должен быть организован, моделирован так, чтобы учащиеся научились:
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
– Намечать текущие (промежуточные) и ведущие цели и задачи.
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
– Искать пути решения задач, выбирая оптимальный путь при наличии
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
альтернативы.
– Аргументировать свой
действовать
ек
оч
п
ек
оч
п
выбор, предусматривая
самостоятельно (без подсказки);
последствия;
ек
оч
п
сравнивать полученное с
ек
оч
п
ек
оч
п
требуемым.
– Корректировать деятельность с учетом промежуточных результатов.
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
– Объективно оценивать саму деятельность и результат.
ек
оч
п
ек
оч
п
4. Структурирование проекта с выделением подзадач для определенных
ек
оч
п
ек
оч
п
групп учащихся, подбор необходимых материалов.
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
Для успешного выполнения проекта нужно четко определить его
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
структуру.
За каждым разделом курса (по желанию после предварительного
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
обсуждения) назначить ответственного одного или нескольких учащихся. Их
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
задачей является подготовка примерного план а изложения раздела. Затем эти
ть
ели
д
вы
ек
оч
п
ек
оч
п
планы обсуждаются и согласовываются между собой.
ек
оч
п
ек
оч
п
5. Работа над проектом.
ть
ели
д
вы
ек
оч
п
ек
оч
п
ек
оч
п
ть
ели
д
вы
На этом этапе воплощаются в жизнь поставленные задачи, что требует от
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
всех участников предельной ответственности, исполнительности, слаженности
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
14
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ходом и сроками производимых работ [27].
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Задача научного
руководителя – помочь
ть
ели
д
вы
ученику приступить
ть
ели
д
вы
к
ть
ели
д
вы
практической реализа ции проекта. Для этого необходимо тщательно спланиро
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
вать собственные учебные занятия, снабдить учащихся дополнительной
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
литературой и всем необходимым, договориться о консультации с другими
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
преподавателями – научными
ть
ели
д
вы
консультантами проекта.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
В дальнейшем
ть
ели
д
вы
руководитель корректирует, критикует или поощряет действия исполнителей
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
проекта, обсуждает с группой промежуточные результаты, помогает в
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
затруднительных ситуациях.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
6. Подведение итогов, оформление результатов.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
На данном этапе анализируются результаты деятельности исполнителей
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
проекта с точки зрения его цели и задач, выявляются недоработки, намечаются
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
пути устранения
документация
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
выявленных недостатков,
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
собирается необхо димая
ть
ели
д
вы
по проекту и его презентация. Главная задача научного
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
руководителя на этом этапе – организовать процесс выявления и устранения
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
недостатков выполненного проекта и подготовки презентации.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
7. Презентация проекта.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Презентация проекта – это публичная защита проекта, представленная в
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
форме доклада на конференции или в форме защиты на специальном заседании.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Преподаватель заранее
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
выясняет регламент выступления по проекту и
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
доступные технические средства сопровождающие выступление.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
В презентации проекта необходимо в той или иной форме задейство вать
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
всех исполнителей проекта, особенно их участие в ответах на вопросы и в
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
дискуссии по проекту [21].
ть
ели
д
вы
15
ть
ели
д
вы
1.2 Особенности системы крови рептилий
ть
и
ел
д
ы
в
ть
и
ел
д
ы
в
Артериальный конус у рептилий редуцирован и от разных участков
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
желудочка отходят самостоятельно три сосуда. От правой части желудочка,
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
содержащей, венозную кровь, отходит легочная артерия, делящаяся на правую
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
и левую; от содержащей
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
артериальную кровь
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
левой части желудочка
ть
ели
д
вы
начинается правая дуга аорты, от которой отделяются сонные и подключичные
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
артерии; от средины желудочка отходит левая дуга аорты. Обогнув сердце,
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
левая и правая дуги аорты сливаются в спинную аорту [3, 40].
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
В легочную артерию поступает венозная кровь, в правую дугу аорты и в
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
отходящие от нее сонные и подключичные артерии - артериальная, а в левую
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
дугу аорты идет смешанная кровь. Поэтому в спинной аорте смешанная кровь с
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
преобладанием артериальной; ею по отходящим от спинной аорты артериям
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
снабжаются внутренние органы, туловищная мускулатура и задние конечности.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Венозная система пресмыкающихся подверглась меньшим перестройкам.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Хвостовая вена в области таза делится на две подвздошные или тазовые вены,
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
принимающие в себя вену от задних конечностей. Подвздошные вены отделяют
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
от себя воротные вены почек и после этого сливаются в брюшную вену.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Брюшная вена вместе с несущей кровь от кишечника воротной веной печени
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
распадаются в печени на капилляры. В печени происходит детоксикация
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
продуктов распада белка, начинается синтез продуктов выделения, отлагаются
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
запасы гликогена и осуществляются некоторые процессы кроветворения.
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Капилляры
воротной системы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
печени сливаются
ть
ели
д
вы
в печеночные вены,
ть
ели
д
вы
впадающие в проходящую через печень заднюю полую вену. Последняя
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
образуется слиянием вен, выносящих Кровь из почек, и впадает в правое
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
предсердие. От головы кровь несут парные яремные вены. Соединяясь с
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
подключичными венами, они образуют правую и левую передние полые вены,
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
впадающие в правое предсердие. Левое предсердие принимает легочную вену,
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
образовавшуюся слиянием правой и левой легочных вен (несут артериальную
ть
ели
д
вы
кровь) [5, 31].
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
16
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Количество содержания эритроцитов в крови рептилий 2,4*10 12 –
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
2,9*1012л и содержание гемоглобина 140-160 г/л [1].
ть
ели
д
вы
ть
ели
д
вы
Форменные элементы крови рептилий
Все форменные элементы крови рептилий, также как у птиц, рыб и
амфибий имеют ядра. В разных группах рептилий имеются значительные
различия в морфологии циркулирующих клеток и физиологических нормах
гематологических показателей. У некоторых ящериц, таких как игуаны или
вараны, кровь гетерофильного профиля (то есть преобладают гетерофилы), у
других – лимфоцитарного, а у отдельных видов (например, у некоторых
пресноводных черепах) могут пребладать базофилы [8, 14].
На показатели крови оказывают влияние – пол, возраст, времена года,
условия содержания (в природе или в неволе) и кормление. Так же, на результы
анализа оказывает влияние лабораторные методы и техника взятия материала.
Поэтому «нормы» показателей, которые публикуют авторы
заметно
отличаются друг от друга. Среднее значения для «всех рептилий» или «всех
ящериц» не пригодны для сравнения с собственными данными. Поэтому
работая в лаборатории с кровью рептилий вначале нужно обработать
определенный серийный материал, который получен от клинически здоровых
животных (порядка 100 – 200 исследований), чтобы для себя охарактеризовать
«нормы» для нескольких конкретных видов. При этом нужно всегда
пользоваться
одинаковыми
методиками.
Результаты,
полученные при
исследовании могут отличаться от уже имеющихся публикаций в литературе,
однако их можно использовать для сравнения в случае патологии или при
исследовании динамики заболевания в процессе терапии [22].
Охарактеризовать «абсолютные» значения параметров крови можно
только с помощью унифицированных методов, минимизирующих любые
артефакты. Для рептилий данные методы еще не разработаны. Поэтому все
«нормальные» показатели крови не нужно воспринимать как «абсолют», а
только как относительную норму [2].
17
При характеристике форменных элементов крови рептилий происходят
сложности связанные с различиями морфологии у разных видов и путаница с
базовой терминологией. Моноциты и лимфоциты похожи у всех позвоночных
животных, а вот среди линий гранулоцитов существуют различия и
гетерогенность. Гетерофилы рептилий по сравнению с гомологичными
нейтрофилами млекопитающих окрашиваются эозинофильно и имеют более
высокую изоэлектрическую точку. У большинства рептилий (исключением
являются некоторые ящерицы и змеи), имеется второй тип гранулоцитов,
кторый окрашивается ацидофильно. В связи с этим авторы применяют термин
«ацидофил» к обоим типам клеток – и к гетерофилам, и к эозинофилам.
Ацидофилы рептилий имеют широкую видоспецифическую вариабельность в
морфологии ядер, размерах и гранул. Черепахи имеют 2 типа ацидофилов,
происходящих из одного клеточного ствола и соответствующие нейтрофилам и
эозинофилам млекопитающих. Другие авторы, считают, что каждый тип клеток
происходит от независимых предшественников
и называют эти клетки
«эозинофил» и «гетерофил» – такую терминологию принимают большинство
авторов. У чешуйчатых второй тип ацидофилов (эозинофилы) практически не
встречается. Ультраструктура первого типа клеток (ацидофил I типа или
гетерофил) показывает, что у этой клеточной линии возможно более 1
предшественника, по крайней мере, у ящериц. Для чешуйчатых чаще
используется термин «гетерофил». Они также имеют другой тип лейкоцитов азурофилы. Это круглые клетки с одним ядром и азурофильными гранулами.
Они сочетают в себе морфологические черты гранулоцита и моноцита. У
ящериц азурофилы в период средней фазы развития напоминают нейтрофилы
млекопитающих и другие типы гранулоцитов. Этот факт вызывает путаницу,
так как некоторые авторы предпологают, что это «нейтрофилы». Чтобы
избежать путаницы, для обозначения ацидофилов I типа мы будем
использовать термины «гетерофил», «эозинофил» для обозначения ацидофилов
II типа и «азурофил» для обозначения клеток моноцитарного ряда, содержащих
гранулы [23, 30].
18
Рисунок 1 – Происхождение отдельных клеток крови рептилий (Хамидов
Д.Х., 1986) [32].
19
Эритроциты
У рептилий эритроциты представлены одноядерными овальными
клетками, немного сплющеными, в области ядра их форма слегка выпуклая. Их
цитоплазма богата гемоглобином, окрашивается по Романовскому в различные
оттенки желтого или кирпичного цвета у ящериц и змей, а у черепах может
быть зеленоватой или голубой. Размеры эритроцитов у рептилий разные: у
ящериц в среднем составляют 14–18 х 8–10 мкм, у черепах около 20 х 11 мкм.
Количество эритроцитов у большинства видов ящериц более 1 млн/мкл, иногда
до 2 млн. Могут встречаются безъядерные эритроциты, и в этом случае их
именуют «эритропластидами». Можно также наблюдать и свободные
эритроцитарные ядра, которые называются «гематогонами», Фих клиническое
значение не установлено. Появление эритроцитов округлой, грушевидной,
веретеновидной, и других аномальных форм является артефактом, наиболее
выраженным по краям мазка. Изменение формы ядер может быть связано с
воспалением, истощением, алиментарной дистрофией. Ретикулоциты рептилий
окрашиваются специальным суправитальным красителем, таким как новый
метиленовый синий или, что позволяет отличить их от клеток других типов.
В эритроцитах могут быть замечены тельца включений, например мелкие
округлые включения – остатки деградирующего хроматина, распологающиеся
на полюсах клетки. По подобию эритроцитам млекопитающих их назвали
тельцами Жолли, хотя ядра в эритроцитах рептилий при этом сохраняются.
Кроме деградирующих органелл, в эритроцитах могут находиться включения
экзогенного происхождения, напоминающие прозрачные вакуоли с четко
выраженной мембраной, их называют «альбуминоидными тельцами». Размер
таких телец колеблется в пределах 1– 8 мкм, и клиническое значение не совсем
понятно [9, 15].
Тромбоциты
Тромбоциты рептилий сравнительно мелкие, размером 8–16 х 5–9 мкм,
ядерные клетки веретеновидной или овальной формы со слабо базофильной,
почти прозрачной цитоплазмой и центрально расположенным ядро м. Ядро
20
содержит уплотненный хроматин, деелающий их более базофильными по
сравнению с ядрами похожих на них лимфоцитов. Эти клетки имеют
тенденцию к адгезии. Тромбоциты образуются из мегакариоцитоподобных
многоядерных клеток
в костном мозге и органах экстрамедуллярного
гемопоэза рептилий. Основная функция тромбоцитов такая же, как у высших
позвоночных – осуществление гемостаза и заживление ран.
Общее количество тромбоцитов в крови у клинически здоровых рептилий
подвергается сезонным вариациям. В среднем, их количество примерно
соответствует количеству лейкоцитов (10–19 тыс/мкл). У разных видов на 100
лейкоцитов встречается до 25–350 тромбоцитов [10, 17].
Гетерофилы
Гетерофилы
имеют
одно
базофильное
ядро
(круглое
или
сегментированное), которое расположено эксцентрично, и эозинофильные
веретеновидные гранулы многоугольной или плеоморфной формы. Размеры
гетерофилов ящериц колеблются в пределах 13–17 мкм. В молодых
гетерофилах ядро овальное, а гранулы имеют округлую форму. В зрелых
клетках количество сегментов ядра увеличивается до 2–3, в зависимости от
вида ящериц. Большее количество сегментов не нормально и встречается при
токсемии (гиперсегментация). При изготовлении мазков окраска и форма
гранул может изменяться. В мазках, окрашенных Diff-Quick и другими
модификациями
азур-эозина,
гранулы
гетерофилов
значительно
менее
эозинофильны и хуже различимы, чем в модификациях окраски по
Романовскому.
Функции гетерофилов рептилий включают фагоцитоз и бактерицидную
активность [11, 38].
Эозинофилы
Эозинофилы имеют овальное или двухлопастное эксцентричное ядро и
крупные сферические эозинофильные гранулы, размером 12–17 мкм. Функции
эозинофилов птиц и рептилий изучены частично, предпологается что
21
эозинофилы участвуют в фагоцитозе иммунных комплексов, образующихся в
присутствии паразитов, и, возможно, в реакциях ГЗТ.
Эозинофилы
черепах
пероксидаза-позитивны
и
отличаются
от
гетерофилов с помощью простейших цитохимических процедур, например, с
помощью бензидиновой пробы или реакции с р-фенилендиамином. У рептилий
и птиц ультраструктура ацидофилов широко варьирует и в основном остается
не изученной.
У черепах отмечают максимальный процент эозинофилов среди всех
рептилий (в норме до 15–20%), у ящериц – наименьший (0–2%) [6, 18].
Базофилы
Все рептилии имеют базофилы. Это округлые клетки с крупными,
круглыми, сильно базофильными метахроматическими гранулами, которые
часто закрывают центрально расположенное ядро. Размеры базофилов у
ящериц в среднем составляют 8–12 мкм, у змей и черепах они крупнее – до 13–
16 мкм, самые крупные базофилы (до 20 мкм) найдены у гаттерии. Базофилы
рептилий часто окрашиваются метахроматически. Это связано с наличием в
них двух типов гранул: крупные гранулы темно-базофильны и
мелкие
азурофильные гранулы.
У рептилий, как и у других позвоночных, базофилы связываются с
поверхностью иммуноглобулинов и реагируют дегрануляцией, высвобождая
гистамин. В норме базофилы присутствуют в количестве 0–40% (в среднем 10–
25%) в периферической крови разных видов рептилий. Сезонные вариации
базофилов незначительны [16].
Лимфоциты
У большинства рептилий выделяют 2 типа лимфоцитов – мелкие и
крупные, а у некоторых представителей вида 3 типа – мелкие, средние и
крупные. Размер мелких лимфоцитов варьируют от 5,5 до 10 мкм, а крупных –
в
пределах
11–14 мкм.
подсчитываются
как
В лейкоцитарной формуле все лимфоциты
один
тип
клеток.
Цитоплазма
лейкоцитов
по
Романовскому окрашивается в бледно-голубой цвет и может содержать тонкую
22
азурофильную зернистость или мелкие прозрачные (гиалиновые) включения. У
большинства видов ящериц (некоторые агамы, поясохвосты, вараны) кровь
имеет лимфоцитарный профиль, и уровень лимфоцитов в норме может
достигать 80%. Этот уровень подвержен возрастным или сезонным вариациям.
У молодых рептилий, в частности самок абсолютное количество лимфоцитов
может быть повышенным. Повышение уровня лимфоцитов в норме происходит
во время линьки, особенно у змей.Также количество лимфоцитов повышается в
летние месяцы (у тропических видов во влажный сезон) и резко снижаться в
зимнее время. У некоторых черепах количество лимфоцитов при голодании или
плохом рационе снижается, а после зимовки отсутствуют в периферической
крови.
Функция лимфоцитов рептилий – продукция иммуноглобулинов и
участие в клеточных иммунных реакциях [14, 39].
Плазматические клетки
Плазмациты рептилий напоминают лимфоциты по размеру и окраске, но
в периферической крови их количество немногочисленно (0,2–0,5%).
Цитоплазма плазмацитов окрашивается в насыщенный голубой цвет, за
исключением светлой парануклеарной зоны (аппарат Гольджи). По сравнению
с лимфоцитами ядро плазмацитов меньше по размеру и темнее, его
располажение несколько эксцентрично. Иногда можно наблюдать более
темную перинуклеарную зону конденсированного хроматина [10].
Моноциты
Моноциты являются самыми крупными клетками периферической крови
рептилий,
размером
8–20
мкм.
Они имеют светлую,
серо-голубую,
гранулированную цитоплазму, часто содержащую вакуоли. Ядро моноцитов
подковообразной формы и содержит гранулированный хроматин. В цитоплазме
активированных клеток почти всегда можно встретить фагоцитированный
материал. Количество моноцитов у рептилий около 0–10% (у большинства
видов 0,5–3%). Однако, у некоторых видов змей и ящериц их количество в
23
норме достигает 10–20%.
Уровень моноцитов не подвержен сезонным
вариациям [16].
Азурофилы
Азурофилы по размеру меньше моноцитов, округлой формы, имеют
несегментированное ядро с компактным хроматином. Цитоплазма азурофилов
красновато-бурая, благодаря многочисленным мелко – и грубозернистым
азурофильным гранулам и фибриллярным нитям, но окрашивается в бледный
серо-голубой цвет. У клинически здоровых рептилий количество азурофилов не
превышает 10% (в среднем 3–7%) [18].
24
2 МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
В ходе выполнения выпускной квалификационной работы совместно с
учащимися 7 классов, занимающихся по дополнительной образовательной
программе «Регуляторные системы живых организмов» в рамках проекта
«Создание школы НИУ «БелГУ» был проведен эксперимент на базе ресурсного
центра
Педагогического
института
Белгородского
государственного
национального исследовательского университета в 2015-2016 учебном году.
В
ходе
опыта
были
выполнены
исследования
клеток
крови
представителей класса рептилий: Emys orbicularis и Trachemys scripta.
Было проведено две серии опытов в условиях in vitro.
В первой серии изучали гематологический профиль ядерных эритроцитов
и лейкоцитов болотной черепахи и красноухой черепахи.
Во второй серии опытов были обработаны данные, характеризующие
физиологические
особенности
плазматической
мембраны
красных
и
полиморфноядерных белых клеток крови у вышеназванных представителей
рептилий в условиях температурного воздействия, полученные на кафедре
биологии методом атомно-силовой микроскопии (АСМ).
Для
разбавления
крови использовали изотонический раствор с
концентрацией NaCl 0,6%. В качестве антикоагулянта использовали гепарин
(15 ед./мл).
В работе были использованы методы гематологического исследования
крови (проводили подсчет эритроцитов и гемоглобина), а также представлены
результаты, полученные методами атомно-силовой микроскопии (расчет
упругоэластических и адгезионных свойств плазмалеммы).
Методика подсчета эритроцитов крови в счетной камере Горяева
Счетную камеру помещали под микроскопом и рассматривали сетку
Горяева вначале при малом, а затем при большом увеличении. Накрывали
камеру покровным стеклом, притирая его края к стеклу камеры до появления
радужных колец Ньютона. Наносили каплю крови. Обтирали конец капилляра
25
фильтровальной бумагой и быстро, пока кровь не свернулась, переносили его в
чашку с 3% раствором хлорида натрия, при этом держали смеситель
вертикально. Набирали раствор до метки 101 (т.е. разводили кровь в 200 раз),
после чего смеситель переводили в горизонтальное положение и клали на стол.
На рисунке 2.1. представлена счетная камера Горяева.
Рисунок 2.1 – Счетная камера Горяева
Для подсчета эритроцитов брали заполненный меланжер, зажимали
нижний конец пальцем, снимали резиновую грушу и, зажав оба конца
смесителя третьим и первым пальцами, в течение 1 мин перемешивали кровь.
При этом эритроциты сжимались и становились заметнее. Выпускали из
смесителя на вату три капли, а четвертую наносили на среднюю площадку
камеры у края покровного стекла. Капиллярными силами капля сама
втягивалась в покровное стекло и заполняла камеру. Излишек раствора крови
26
стекал в желобок. Если на сетку попадал воздух или на боковых площадках
оказывался излишек раствора, камеру промывали дистиллированной водой,
высушивали и заполняли снова. Заполненную камеру ставили под микроскоп и,
если форменные элементы были расположены равномерно (что является
показателем хорошего перемешивания крови), приступали к подсчету. Считали
эритроциты при малом объективе (х8), используя при этом окуляр х15.
Подсчитывали число эритроцитов в пяти больших квадратах (разделенных на
16 маленьких), расположенных по диагонали от верхнего левого квадрата вниз
направо. Подсчет вели в пределах маленького квадрата по рядам (от верхнего
до нижнего). Во избежание двукратного подсчета клеток, лежащих на границе
между малыми квадратами, применяли правило Егорова: «к данному квадрату
относятся эритроциты, лежащие как внутри квадрата, так и на его левой и
верхней границах; эритроциты, лежащие на правой и нижней границах, к
данному квадрату не относятся». Подсчитав сумму эритроцитов в пяти
больших квадратах (что составляет 80 маленьких), находили среднее
арифметическое число эритроцитов в одном маленьком квадрате. Зная, что
объем пространства камеры над одним маленьким квадратом равен 1/4000 мм 3 ,
умножали найденное число на 4000, получая число эритроцитов в 1 мм3
разведенной крови. Далее умножали на величину разведения (200), получая
количество эритроцитов в 1 мм 3 цельной крови. Формула для вычисления
количества эритроцитов была следующая: Х = (Э х 4000 х 200)/80, где х –
искомое число эритроцитов в 1мм3 цельной крови, Э – сумма эритроцитов в 80
маленьких квадратах, 80 – число маленьких квадратов, в которых произведен
подсчет,
200 – разбавление крови. Затем полученное число эритроцитов
записывали в пересчете на 1 л крови, т.е. число миллионов эритроцитов,
найденных в 1 мм3, умножали на 1012.
Записывали, сколько эритроцитов содержится в 1 л исследуемой крови.
Сравнивали полученные результаты с нормой.
Методика определения количества гемоглобина по методу Сали
На рисунке 2.2. представлен гемометр Сали.
27
Рисунок 2.2 -Гемометр Сали и капилляр
Определение
количества
гемоглобина
по
Сали
производили
колориметрическим способом, основанном на следующем принципе: ес ли
исследуемый раствор путём разбавления довести до окраски, одинаковой со
стандартным раствором, то концентрация растворённых веществ в обоих
растворах будет одинакова, а количества веществ будут соотносится как их
объёмы. Зная количества веществ в стандартном растворе (16,7%, что принято
за 100% гемоглобина), легко вычислить его содержание в исследуемом
растворе в относительных процентах. Гемометр Сали представляет собой
штатив, задняя стенка которого сделана из матового стекла. В штатив
вставлены три пробирки одинакового диаметра. Две крайние сверху запаяны и
содержат раствор солянокислого гематина, средняя – градуирована и открыта.
Она предназначена для исследуемой крови. В среднюю пробирку гемометра
наливали 0,1 N раствор HCL до нижней кольцевой метки. Затем капали кровь
28
на дно средней пробирки так, чтобы верхний слой соляной кислоты оставался
неокрашенным. Не вынимая пипетки, ополаскивали её соляной кислотой из
верхнего слоя. После этого содержимое пробирки перемешивали, ударяя
пальцем по её дну, и оставляли стоять 5–10 мин. Это время было необходимо
для полного превращения гемоглобина в солянокислый гематин. Затем к
раствору прибавляли по каплям дистиллированнную воду до тех пор, пока цвет
полученного раствора не будет одинаков с цветом стандартного (до бавляяя
воду, раствор перемешивают стеклянной палочкой). Цифра, стоящая на уровне
нижнего мениска полученного раствора, показывает содержание гемоглобина в
исследуемой крови в грамм–процентах.
Для изучения упруго-эластических и адгезионных свойств плазмалеммы
эритроцитов и лейкоцитов рептилий используют метод атомно-силовлой
микроскопии.
Полученную кровь центрифугировали 10 мин при относительной силе
центрифугирования равной 400g. Суспензии эритроцитов и лейкоцитов
разбавляли изотоническим раствором. Далее клетки крови инкубировали при
комнатной (20оС), пониженной (5оС) и повышенной (40оС) температурах (тоС) в
течение 2 ч. После инкубации гемоцитов делали мазки крови. Методом атомно силовой микроскопии исследовали по 20-25 клеток в каждой из серий
пробоподготовки. Сканирование клеток крови проводили на атомно-силовом
микроскопе ИНТЕГРА Вита (конфигурация на базе инвертированного
оптического микроскопа Olympus IX-71).
С помощью программного обеспечения «Nova» (NT MDT, Зеленоград,
2009) строили кривые профиля клеток крови, на которых определяли их
адгезию (нН, нано ньютона). С помощью программы «Image Analysis
3.5.0.2070» измеряли упругость (кПа, кило паскаль) эритроцитов и ПМЯЛ
(модуль Юнга).
Полученные данные представлены значениями средней арифметической
выборочной
совокупности
(M),
стандартным
отклонением
(среднее
квадратическое отклонение, SD). Для оценки различий непараметрических
29
выборок использовали U-критерий Уилкоксон-Манна-Уитни (*, р < 0,05). Для
оценки
различий
параметрических
выборок
использовали
t-критерий
Стьюдента (*, р < 0,05). Все статистические обработки были проведены с
помощью программы IBM SPSS Statistics 20.
30
ВЫВОДЫ
1. В результате работы
по научно-исследовательскому
проекту по
биологии на тему: «Особенности системы крови рептилий» учащиеся 7-х
классов
изучили и освоили методики, приняли участие в обработке
полученных данных и научились оформлять проект.
2. У Emys orbicularis и Trachemys scripta уровень гемоглобина и число
эритроцитов находятся в пределах границ нормальных величин.
3. У изученных видов рептилий показатели клеточной адгезии при
снижении температуры инкубации у эритроцитов и лейкоцитов уменьшается на
20,02%-39,37% и 4,27%-27,78% соответственно, при увеличении температуры –
увеличивается на 12,78%-15,39% и 18,55%-41,87% соответственно.
4. Упруго-эластичный свойства клеток крови рептилий при снижении и
увеличении температуры уменьшаются у эритроцитов на 13,88%-26,03% и
0,47%-21,01%, у лейкоцитов на 2,49%-19,73% и 5,97%-12,67% соответственно.
5. При температурах инкубации 5оС, 20оС и 40оС показатели упругости
эритроцитов и лейкцитов Trachemys scripta выше на 34,94% -39,93% (р ≤ 0.05),
44,10% (р ≤ 0.05) и 50,51% -53,99% (р ≤ 0.05) соответственно, чем у Emys
orbicularis.
31
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агаджанян, Н.А. Экологическая физиология: проблема адаптации и
стратегия выживании / Н.А. Агаджанян. – М.: Изд-во РУДН, 2001. – С. 5-12.
2. Антипчук, Ю.П. Физиология и биохимия / Ю.П. Антипчук, Л.М.
Смеловский, М.Ф. Тертышников. – М.: Наука, 1986. С. 141-161.
3. Алмазов, В.А. Физиология лейкоцитов / В.А. Алмазов, Н.Н.
Афанасьев, А.Ю. Зарецкий. – Л.: Наука, 1989. – 210 c.
4. Бабанский, Ю.К. Методы обучения в современной образовательной
школе / Ю.К. Бабанский.– М.: Наука, 1995. – 180 c.
5. Васильев, Д.Б. Черепахи. Болезни и лечение / Д.Б. Васильев. М.:
«Аквариум ЛТД», 1999. – 424 с.
6. Васильев, Д.Б. Ветеринарная герпетология: ящерицы / Д.Б. Васильев.
– М.: Проект-Ф, 2005. – 480 с.
7. Васильев, Н.В. Система крови и неспецифическая резистентность в
экстремальных климатических условиях / Н.В. Васильев, Ю.М. Захаров, Т.И.
Коляда. – Новосибирск: Наука, С. 1992. – 257.
8. Ганщук,
показателей
змей
С.В.
Характеристика
Приуралья
/
некоторых
С.В.
Ганщук,
гематологических
Н.А.
Литвинов.
– Тольятти, 2004. – С. 35-37.
9. Гильмутдинов, Р Я. Физиология крови / Р.Я. Гильмутдинов, Р.З.
Курбанов. – Казань: Изд-во 111 И, 1999. – 184 с.
10. Головко С.И. Сравнительная характеристика мембранного резерва
ядерных клеток крови позвоночных животных / С.И. Головко Автореф. канд
дис. Ярославль: ЯГПУ, 2010. – 20 с.
11. Грушко, М.П. Клеточный состав кроветворных органов половозрелых
самок представителей класса рыб, земноводных и пресмыкающихся / М.П.
Грушко Автореф. доктор дис. Астрахань: АГУ, 2010. – 73 с.
12. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения / В.В. Давыдов. – М.,
1996.
32
13. Джонс, Д.К. Методы проектирования / Д.К. Джонс. – М., 2001.
14. Догель, В.А. Общая протистология / В.А. Догель. – М., 1991. – 604 с
15. Дробот, Г.П. Морфологические особенности эритроцитов ящерицы
прытко в биотопах с различной степенью антропогенной нагрузки / Г.П.
Дробот, А.Л. Жгулева. – Мар. Гос. ун-т., 2005. – С. 178-179.
16. Житенева, Л.Д. Эволюция крови / Л.Д. Житенева, Э.В. Макаров, О.А.
Рудницкая. – Ростов-на-Дону: АзНИИРХ, 2001. – 113 с.
17. Заварзин, А.А. Сравнительная гистология / А.А. Заварзин. – СПб.:
Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2000. – 520 с.
18. Заварзин, А.А. Очерки эволюционной гистологии
крови и
соединительной ткани / А.А. Заварзин. – Л.: Изд-во АН СССР, 1953. – 716 с.
19. Исабаева, В.А. Кровь и её функции в адаптации. Экологическая
физиология животных. Физиологические системы в процессе адаптации и
факторы среды обитания / В.А. Исабаева. –Л., 1991.– С. 5-67.
20. Коржуев, П.А. Гемоглобин. Сравнительная физиология / П.А.
Коржуев. – М.: Наука, 1984. – 286 с.
21. Круглова, О.С. Технология проектного обучения / О.С. Круглова. –
Завуч №6, 1999.
22. Кует, Д.Х. Действие температурного фактора на морфометрические и
физические показатели эритроцитов и полиморфноядерных лейкоцитов
Ctenopharyngodon idella. Научный результат. Серия Физиология / Д.Х. Кует,
С.Д. Чернявских, В.В. Тхань. – Т.1- №3, 2015.– С. 19-25.
23. Липунова, Е.А. Физиология крови / Е.А. Липунова, М.Ю. Скоркина.
– Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 324 с.
24. Малафеева, Э.В. Регуляция сезонных изменений уровня некоторых
гуморальных неспецифических факторов иммунитета. Климато-медицинские
проблемы и вопросы медицинской географии Сибири / Э.В. Малафеева. –
Томск, 1984. – Т. 1. – С. 128-130.
25. Марков, Г.С. Первая находка карнолизуса у прыткой ящерицы в
Казахстане / Г.С. Марков, В.Г. Ваккер, М.И. Яворский. – Краснодар. Кубан.
33
Гос. ун-т., 1989. – С. 81-89.
26. Павлов, А.В. Эколого-морфологическая характеристика
обыкновенной гадюки (Vipera benis L.) в зависимости от условий естественной
и искусственной среды / А.В. Павлов. – Казань, 1998. – 25 с.
27. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в
системе образования: Учебное пособие / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В.
Моисеева. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
28. Прокопенко, Л.Г. Механизм стимуляции иммунного ответа при
действии на организм высокой температуры / Л.Г. Прокопенко, Ю.А. Яхонтов. –
М.: Издательский центр «Академия», 1991. – С. 62-66.
29. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии / Г.К.
Селевко. – М., 1998.
30. Соколина, Ф.М. Гематология пресмыкающихся. Методическое
пособие к курсу герпетология, большому практикуму и спецсеминарам / Ф.М.
Соколина, А.В. Павлов, Р.Х. Юсупов. – Казань, 1997. – 31 с.
31. Хамидов, Д.Х. Кровь и кроветворение у позвоночных животных /
Д.Х. Хамидов, А.Т. Акилов, А.А. Турдыев. – Издательство «Фан» УзССР, 1978.
–168 с.
32. Хамидов,
Д.Х. Электронномикроскопический атлас элементов
гемопоэза позвоночных животных / Д.Х. Хамидов, А.А.Турдыев, К.Н.
Нишанбаев. – Издательство «Фан» УзССР, 1979. – 168 с.
33. Чернявских, С.Д. Фагоцитарная активность гемоцитов ящерицы
прыткой Lacerta agilis в условиях умеренной гипотонии / С.Д. Чернявских, В.В.
Адамова, А.С. Бархатов, Д.Х. Кует. – Материалы XIII Международной научнопрактической экологической конференции «Биоразнообразие и устойчивость
живых ситем». – Белгород, 2014. – С. 62-63.
34. Чернявских,
С.Д.
Действие
температурного
фактора
на
миграционную активность эритроцитов и лейкоцитов у представителей классов
Земноводные и Пресмыкающиеся в условиях in vitro / С.Д. Чернявских, Ю.В.
Леонтьева, Т.Х. Нгуен, О.В. Воробьева. – Материалы XIII Международной
34
научно-практической
экологической
конференции
«Биоразнообразие
и
устойчивость живых ситем». – Белгород, 2014. – С. 63-64.
35. Чечиль, И.П. Метод проектов. / И.П. Чечиль. – Казань, 1998. – №3-4.
36. Чунарева, Ю.В. Развитие мыслительной деятельности учащихся в
процессе обучения биологии / Ю.В. Чунарева. – С-Пб., Методические
рекомендации, 1994.
37. Федорова, М.З. Реактивность лейкоцитов крови при различных
функциональных нарушениях / М.З. Федорова. – Москва–Ярославль, 2001. –
67 с.
38. Шарпило,
В.
П.
Паразиты.
Прыткая
ящерица. Монографическое описание вида / В.П. Шарпило, Л.Е. Шур. – М.:
Наука, 1976. – С. 284-300.
39. Ярилин, А.А. Основы иммунологии / А.А. Ярилин. – М.: Медицина,
1999. – 608 с.
40. Ярофке, Д.И. Рептилии. Болезни и лечение / Д.И. Ярофке. – М.:
«Аквариум». 1999 – 324 с.
35
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв