Поэтика магического реализма в романе Г. Казака «Город за рекой» и повести А. Карпентьера «Концерт барокко»

Развитие литературного процесса в XX веке показывает, что традиция магического реализма, в которой отражается синтез магического и фантастического на почве конкретно-реального пласта исторических перипетий, становится значимой в культурно-художественном сознании современного общества. Особо значимой оказалась историческая проблематика с глубоким проникновением в просторы прошлого, этнокультурную среду, фольклор и мифологию. Основной чертой всех разновидностей М.р. может считаться отрицание тех подходов, которые предполагают осмыслить действительность и место человека в мире рациональным путем. Так формируются общие принципы магической модели мировидения с повышенной образностью и символикой. В нашем исследовании мы останавливаемся на двух вариантах М.р. Немецкая версия опирается на предшествующие литературные традиции – романтизм, а также на историческую ситуацию в Германии 1945 годов, связанную с разгромом гитлеровского рейха, что нередко называли «нулевым» пунктом. Именно магический реализм был наиболее применим в поисках исторической и культурной сущности на «развалинах» настоящего. Многие латиноамериканские представители использовали принципы М.р. как инструмент для познания своей идентичности в сравнении с сущностью европейской культуры. Опыт магического реализма ранее изучался отечественными и зарубежными специалистами, среди которых нельзя не упомянуть Л.И. Мальчукова, А.А. Гугнина, Г.В. Кучумову, Е.В. Огневу, Л.С. Осповата, А.Ф. Кофмана. Труды этих литературоведов отражают генезис, динамику развития и специфику М.р. Актуальность исследования связана с важной тенденцией современной литературы: сочетание реалистического и фантастического, магического и рационального для полноценного осмысления хода истории, а также ее влияния на человечество. На сегодняшний день усложнилась концепция человека, что повлияло на реалистический метод в плане внедрения иррациональных, мистических элементов. Поэтому магический реализм в XX веке считается характерным и частотным явлением для изображения и нуждается в переосмыслении относительно видоизменившихся социокультурных условий. Научная новизна исследования связана с проработкой отдельных уровней в произведениях магического реализма (хронотоп, типы героев), а также сравнением концепций этого литературного явления на двух различных культурных и исторических почвах Латинской Америки и Германии. Целью данной работы является сравнение поэтических концепций магического реализма наиболее репрезентативных художественный произведений выдающихся представителей латиноамериканского (повесть А. Карпентьера «Концерт барокко» / Concierto barroco, 1974) и немецкого (роман Г. Казака «Город за рекой»/ Der Stadt hinter dem Strom, 1947) литературного течения. Исходя из названной цели, в работе поставлены следующие задачи: Исследовать творческие принципы А. Карпентьера и Г. Казака и определить особенности изображения реальности сквозь призму магического реализма. 2. Выявить элементы реалистического повествования и категории «магического», определить каково их воплощение с точки зрения исторической и культурной концепций в творчестве А. Карпентьера и Г. Казака. 3. Определить особенности конструирования художественного мира в обозначенных произведениях. 4. Описать способы формирование хронотопа в указанных произведениях. Объектом исследования становятся литературные произведения Латинской Америки и Германии. Предметом исследования выступает поэтика магического реализма. Материалом служат повесть А. Карпентьера «Концерт барокко» и роман Г. Казака «Город за рекой». Были использованы следующие методы литературного анализа: сравнительно-типологический и историко-литературный. Апробация результатов исследования представлена в докладах, посвященных выбранной теме: 1. Магический реализм в Германии на примере романа Г. Казака «Город за рекой» // Итоговая научно-образовательная конференция студентов Казанского федерального университета 2017 года: сб. статей: в 6 т. – Казань: Изд-во КФУ, 2017. – Т. 4. – С. 236-239. 2.Концепция истории в произведениях «магического реализма» (Г. Казак, А. Карпентьер) // Студенческий научный журнал Грани науки. – Казань: Изд-во: КФУ, 2017. – Т.5, №3. – С. 66-70. В первой главе рассматривается жанровая поэтика магического реализма. Термин М.р. рассматривается с различных сторон в силу комплексной структуры. Внимание акцентируется на эволюции данного течения в различных национальных литературах. М.р. сопоставляется с некоторыми направлениями литературы и искусства (романтизм, сюрреализм, фантастика), при этом выделены его исключительные отличия. Описаны взаимоотношения между понятиями «магический» и «реализм». С одной стороны, части соотносятся как магический и реальный; с другой стороны, наблюдается пересечение зыбкой границы между этими понятиями, что создает специфическую платформу для развития сюжета. Концепция истории в М.р. Германии характеризуется осмыслением «немецкой вины», попыткой определить место человека в мире, намерением решить проблем

Литература. Литературоведение. Устное народное творчество
Дипломы

Вуз: Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)

ID: 5ea96334ca23590001ca2d6e
UUID: 7bfc9f80-6c39-0138-3386-0242ac180006
Язык: Русский
Опубликовано: около 4 лет назад
Просмотры: 360

17.2

Lena Samsonova

Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 806,2 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет