МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ
ИНСТИТУТ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Кафедра Юриспруденция
Направление «Юриспруденция»
Форма обучения очная
Реферат
по учебной дисциплине
«АВТОРСКОЕ ПРАВО»
на тему: «Поиск авторов сиротских произведений: механизмы реализации»
Группа/ курс 13ЮР11.1.3. курс
Студент _____________________
Замилацкая Е.С.
(подпись)
Научный руководитель ________________
(подпись)
Дата защиты
«_____»____________20___ года
Оценка
_______________
Москва 2016
Введение.........................................................................................................................................3
Глава 1. Международная практика, регулирующая авторские права в сфере литературы,
музыки и искусства........................................................................................................................4
1.1. Сиротские произведения, их место и статус в законодательстве.......................................4
1.2. Проблема распространения, использования и легализации сиротских произведений.....
6
1.3. Статистические данные объема сиротских произведений..................................................
8
Глава 2. Распространение и использование сиротских произведений в РФ............................9
2.1. Правовые средства и методы легализации произведений с неустановленным
авторством
в
соответствии
с
законодательством
РФ......................................................................................9
2.2. Практика публикации сиротских произведений: советский период.
Заключение.................................................................................................................................13
Список использованной литературы.....................................................................................14
2
Введение
На современном этапе развития общества происходит непрерывный рост научнотехнического прогресса, и этот уровень повышается с каждым годом. Расширяется
сегмент использования и распространения электронного доступа к информации,
соответственно увеличивается как количество новых данных, так и растет число
пользователей. Становится очевидно, что необходимо создавать унифицированные
стандарты учета, оцифровки и легального использования подобной информации, в
частности, различных произведений.
Для добросовестного использования произведений, основополагающим фактором
является добровольное согласие, наличие договоренности с создателем того или иного
произведения. Данное условие регулируется и охраняется авторским правом в
соответствии с законодательством, но сложность заключается в том, что порой
невозможно осуществить связь с правообладателем для получения лицензии или права
легального доступа к произведению.
Актуальность данной работы заключается в том, что, несмотря на развитие
современных технологий, порой не представляется возможным установить авторство того
или иного произведения, что создает почву для развития так называемого пиратства, что
является непосредственным нарушением законодательства касаемо авторского права.
Установление авторства на произведения в современном мире необходимо, так как
развитие общества так же происходит и в области развития права.
Цель работы: анализ законодательства, международной судебной практики и
статистических данных, обеспечивающих развитие и контроль за так называемыми
сиротскими произведениями.
Задачи работы:
1. Изучение законодательства и теоретической литературы по данной проблематике.
2. Оценка состояния определения статуса сиротских произведений и реализация их
правового положения.
Предметом исследования являются отношения, определяющие развитие правовых
3
механизмов установления авторства в целом, и авторского права в частности.
Объект исследования - законодательство РФ, международно-правовые нормы,
учебная, научно-правовая литература по гражданскому праву, статистические данные,
судебные решения.
Глава 1. Международная практика, регулирующая авторские права в сфере
литературы, музыки и искусства.
1.
Сиротские произведения, их место и статус в законодательстве.
Сиротские произведения - это авторские работы, такие как музыкальные произведения,
объекты живописи, фотографии, продукты кинематографа, литературы и так далее, или
же, если говорить иначе, объект интеллектуальной собственности, на которую по тем или
иным причинам не может быть установлен правообладатель. Является вполне логичным
вопрос, для чего вообще необходимо наличие законного владельца прав. Проблема
заключается в том, что в эпоху процветания всемирной информационной сети Интернет,
электронных библиотек, появления различных платформ для распространения объектов
интеллектуальной собственности, возникает вопрос о защите данных объектов. Что
представляет из себя данная защита в современном мире? Безусловно, это правовая база, в
соответствии с которой требуется обязательное разрешение правообладателя на
копирование продукта его интеллекта, его использование, распространение, публикацию в
любом виде, печатном или цифровом. Это необходимо для того чтобы не допустить
распространение пиратства, затрагивающего как моральную, так и материальную сторону
вопроса.
В большинстве развитых стран законодатель, с целью защиты объектов
интеллектуальной собственности, требует получение разрешения правообладателя, то есть
лицензии. Но многие сталкиваются с проблемой, что установить связь с авторами так
называемых сиротских произведений не представляется возможным по той или иной
причине. По европейской статистике, более чем у трети охраняемых авторским правом
произведений не найден правообладатель. При этом лицо, использующее сиротское
произведение без разрешения правообладателя, идёт на риск, связанный с его вероятным
появлением и обращением в суд по факту нарушения авторских и смежных прав (со всеми
4
вытекающими последствиями). Следствием этого является невозможность использования
данных произведений на законных основаниях. Основополагающей задачей
законодательных органов как Российской Федерации, так и стран Евросоюза является
разработка механизма легального использования сиротских произведений.
По данному вопросу известность в определенных кругах приобрела Великобритания,
так как именно она стала первым государством в мире, где этой проблеме уделилось
колоссальное внимание. В соответствии с Директивой ЕС от 25.10.2012 об определенных
случаях разрешенного использования сиротских произведений, общественным площадкам
распространения объектов авторского права предоставилось право оцифровывать
произведения, копировать и использовать их. Появилась недоступная ранее возможность
коммерческого и некоммерческого использования сиротских произведений при условии
добросовестного проведения мероприятий по установлению правообладателя и выплаты
лицензионного сбора.
Отсутствие возможности прямого регулирования использования данных произведений
фактически несет в себе прямой вред мировой культуре, так как колоссальное количество
пользователей не имеет легального доступа к объектам чьей-либо интеллектуальной
собственности, и соответственно не может использовать данный продукт для личного
интеллектуального развития, и это является серьезной проблемой для современного
общества.
5
1.2. Проблема распространения, использования и легализации сиротских
произведений.
В сфере авторского права по сей день существует проблема легального
распространения и использования сиротских произведений. До сих пор не создан
унифицированный механизм решения данной проблемы и это является одной из основных
задач законодательных органов РФ и ЕС. Данный процесс недостаточно урегулирован и в
разных странах развивается довольно таки неравномерно. Странами ЕС должны быть
законодательно закреплены равные условия, которые должны соблюдаться при
использовании сиротских произведений, в частности необходима разработка общей базы
поиска, в которой бы учитывалась тематика произведения, примерная дата создания,
природа и характер использования.
Обязательным должно быть условие, что, в случае появления правообладателя,
произведение должно быть выведено из общего пользования. Соответственно,
компаниями, которые являются платформой для распространения и общественного
доступа к произведениям, должна быть приобретена лицензия, то есть согласие
правообладателя на использование объекта его интеллектуального труда. Разумеется, не
следует забывать о материальной составляющей в пользу автора.
Следует подробнее рассмотреть коммерческую и некоммерческую сферу
использования сиротских произведений, поскольку в обеих сферах скрывается огромное
6
количество нюансов, неурегулированных законодательством.
В случае некоммерческого использования произведения, проблем выявляется гораздо
меньше, нежели при коммерческом, так как, несмотря на риск компанийраспространителей, связанный с внезапным появлением правообладателя, в случае его
действительного появления, предлагается довольно простой выход, не нарушающий
действующего законодательства в сфере авторского права.
В случае появления правообладателя произведения, ранее считавшегося сиротским,
следует выявить дату начала использования и распространения данного произведения,
четко обозначить его тематику, редкость, иначе говоря, его ценность для мирового
сообщества, частоту употребления. Далее все зависит исключительно от воли
правообладателя. Либо он может разрешить использование своего произведения на ранее
существовавших условиях, то есть некоммерческих, (но, тем не менее, уже при наличии
лицензии), либо устанавливать новые договоренности, чтобы извлечь какую-либо
минимальную материальную выгоду без потери культурной ценности произведения,
представляемой для общества.
При коммерческом использовании сиротского произведения с появившимся автором,
предлагается следующий механизм правового регулирования: необходимо в первую
очередь приобретение лицензии на произведение, и определение приблизительной даты
начала использования произведения. Соответственно, все те доходы, полученные за все
время использования произведения, должны быть отчислены правообладателю в полном
объеме или частично.
Но, к сожалению, ситуации с внезапным появлением автора произведения, ранее
считавшегося сиротским, довольно редки.
В 2008 году в Венгрии был разработан довольно успешный механизм. В случае
нахождения произведения с незарегистрированным авторством, в средствах массовой
информации делалась публикация о факте нахождения подобного произведения. Если в
течение определенного времени автор так и не устанавливался, платформы, желающие
распространять данное произведение, обязывались уплатить государственную пошлину за
лицензию на этот объект, в следствие этого ему и присваивался статус сиротского.
7
1.3. Статистические данные объема сиротских произведений.
По статистике, опубликованной в средствах массовой информации европейским
сообществом, как уже упоминалось ранее, у примерно сорока процентов от общего объема
произведений, охраняемых авторским правом, не представляется возможным найти
законного правообладателя.
Несмотря на огромное количество информации о произведениях, авторах,
издательствах и т.д., содержащейся в различных базах данных, на основании запросов
пользователей в библиотеках, выявлено, что даже там чуть менее половины произведений
являются сиротскими. Эти данные касаются непосредственно Европы. В России же эти
цифры гораздо выше, что связано с особенностями законодательства в сфере авторского
права в советский период в частности.
На подведение общего объема данных,поиск авторов произведений и установление
связи с найденными авторами, а также на различные технические средства,
8
способствующие получению и наиболее точному структурированию найденной
информации, по данным Европейских агенств, затрачено около пяти миллионов евро.
Безусловно, материальная поддержка государств в полном объеме оказала неоценимую
помощь в создании общего единого реестра произведений с неустановленным автором.
Если говорить об общих данных на примере литературных произведений, в легальном
доступе на сегодняшний день находится примерно 50 тысяч книг. В сопоставлении с
общим количеством книжных изданий за конкретный период времени, допустим, 5 лет,
это число является критически небольшим, даже если брать за основу среднее количество
выпущенных книг - около пятисот тысяч.
Следует отметить, что это данные только о легальных произведениях с установленным
авторством.
Если обратиться к данным Книжной палаты СССР, 500 тысяч легальных книг
составляет только 30 процентов от общего числа, соответственно, количество
произведений с неустановленным авторством является колоссальным.
Из актуальной литературы, имеющей ценность для использования обществом, из
условно установленного необходимого количество для нормального развития общества 1,5 миллиона книг - в общем доступе находится только треть. Разумеется, это огромные
потери для мирового культурно процветающего сообщества.
В настоящее время, как уже упоминалось ранее, реализуется законодательная
инициатива на упрощение доступа к сиротским произведениям, и, соответственно,
увеличении количество легальных данных.
Глава 2. Распространение и использование сиротских произведений в РФ
2.1. Правовые средства и методы легализации произведений с неустановленным
авторством в соответствии с законодательством РФ.
Ранее в работе рассматривалась правовая связь законодательств Европы, США и РФ в
совокупности, давалась оценка эффективности механизмов, регулируемых авторским
правом. Что касается непосредственно РФ, общая картина предстает совершенно в ином
свете.
К российской ситуации довольно проблематично применять механизмы оценки объема
и учета сиротских произведений, с успехом используемые в Европе. На Западе, к примеру,
существует довольно четкая зависимость правового статуса произведения и даты его
9
публикации в открытом доступе. В России, к сожалению, не существует такого правила, а
те, что так или иначе затрагивают данный вопрос, соблюдаются в произвольном порядке,
что существенно затрудняет определение правового статуса произведения.
Так же, в соответствии с ГК РФ, законодательством установлено обстоятельство,
зависящее от смерти автора. По окончании срока, составляющего 70 лет со дня смерти
автора, произведение переходит в общественное пользование. Это существенно затрудняет
исследование объема сиротских работ.
Основываясь на данных Российской государственной библиотеки, в фонд которой
входит почти 45 миллионов книг, очень сложно вычислить точное количество сиротских
произведений. В эпоху информационного общества, подавляющее большинство
писателей, художников, фотографов, а также прочие субъекты интеллектуального труда,
выкладывают свои работы в общий доступ в электронном формате. В этом и заключается
основная сложность. На Западе такие произведения вводятся в специальный реестр, что
защищает права автора и ограждает от нелицензионного использования своего
интеллектуального труда. В российском законодательстве по этому вопросу существует
определенный пробел, соответственно, у автора нет никаких гарантий на то, что его труд
будет использован строго на законных основаниях, и, соответственно, существует большая
вероятность утери связи с автором и автоматического присвоения произведению статуса
сиротского. Публикация своих произведений в электронном формате дает для возможных
авторов только одно весомое преимущество - возможность распространения и
обнародования своего труда для большей аудитории, нежели публикация в
специализированных изданиях. Но, повторяя мысль, изложенную выше, это не дает
никаких гарантий защиты от незаконного копирования и распространения произведения, а
лишь наоборот, увеличивает шанс на потерю авторства.
Следует отметить, что для осуществления точного расчета процентного соотношения
сиротских произведений к общему количеству произведений с установленным авторством
Рф, необходимо обязательное соблюдение следующих условий:
Во-первых, необходимо установить непрерывный обмен информацией о
произведениях между музеями, библиотеками, культурными учреждениями и легальными
информационными порталами;
Во-вторых, ликвидировать пробелы в законодательстве, регулирующие появление и
исчезновение объектов интеллектуального труда.
10
2.2. Практика публикации сиротских произведений: советский период.
В соответствии с гражданским законодательством СССР определялись неотчуждаемые
права автора, но одновременно говорилось, что существуют ситуации, при которых
повторное использования результатов труда автора не требуется. Право автора включает в
себя право на опубликование, воспроизведение и распространение своего произведения
11
всеми дозволенными законом способами - под своим собственным именем, под
выдуманным псевдонимом или анонимно.
Прослеживаются существенные различия законодательства РФ и законодательства
СССР в сфере авторского права. В России гарантируется охрана объекта его
интеллектуального труда вне зависимости от способа его обнародования. В Советском
Союзе такие гарантии давались автору только в случае публикаций его трудов через
официальные государственные структуры после прохождения обязательной процедуры
цензурирования в соответствии с требованиями законодательства на предмет соответствия
произведения догмам, установленными обществом того периода.
Существовал лишь один способ, позволявший обойти процедуру государственной
цензуры произведения - так называемый самиздат. Самиздатом в советское время
считалось нелегальное изготовление и распространение литературы, запрещённой в СССР
по цензурным, идеологическим и др. соображениям, а также произведения такой
литературы.
Поскольку произведения подобного типа создавались и публиковались без ведома
государства, что следовало из названия, соответственно, не было никаких гарантий на
охрану авторского права на них. Как правило, такие произведения создавались
машинописным, фотографическим или рукописным методом, а позднее, по мере развития
высоких технологий, с помощью электронно-вычислительной техники. Более того, такие
произведения не только не охранялись авторским правом, но и в большинстве своем
преследовались по закону, так как содержали в себе идеи, противоречащие устоям
советского общества. В случае установления у таких произведений автора, последние
несли ответственность, подчас уголовную, поэтому мало кто задумывался о какой-либо
защите, суть публикаций заключалась непосредственно в донесении до широких масс
определенной идеи, а не ради получения какой-либо выгоды.
К тому же, у советского государства имелось право принудительного выкупа
произведений у автора, что говорит о их невозможности распоряжаться судьбой
собственного произведения.
Можно сделать вывод, что авторское право защищало объекты интеллектуального
труда только при условии цензуры и обнародования строго через специализированные
государственные учреждения. Эта система была чересчур навязчивой, и не подходила
многим инакомыслящим авторам, что породило волну появления сиротских произведений
12
в период расцвета советской власти.
13
Заключение
Существующих на сегодняшний день механизмов регулирования проблемы сиротских
произведений недостаточно, а те, которые функционируют, делают это недостаточно
качественно. Необходимо создавать унифицированные стандарты учета, оцифровки и
легального использования подобной информации, в частности, сиротских произведений.
Безусловно, пробелы современного законодательства в сфере авторского права, как
российского, так и зарубежного, необходимо ликвидировать. В идеальной модели нужно
снижать количество сиротских произведений, или хотя бы сопоставить их количество в
РФ и в Европе, и ликвидировать отголоски всплеска появления сиротских произведений в
СССР.
На сегодняшний день по данной проблеме ведется колоссальная работа, и в
ближайшем будущем эта проблема должна быть ликвидирована.
14
Список использованной литературы
1.Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N51-ФЗ (ред.
от 23.05.2016) // Собрание законодательства РФ, 05.12.1994, N 32, ст. 3301.
2. Бернская Конвенция по охране литературных и художественных произведений Berne Convention for the Protection of Literary and Artistic Works
3. Краткая статистическая справка РГБ [Электронный ресурс], 2015.
15
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв