«Политеизм ценностей» Макса Вебера: контексты, происхождение, логико-методологические основания.

Исследуя веберовскую концепцию «призвания» в науке, С. Фуллер отмечает, что она подразумевает позицию «анти-монументализма»: работа конкретного ученого всегда может быть продолжена, а полученные им результаты использованы различными способами. Иными словами, он не может быть до конца уверен в конечных эффектах своей работы, поэтому сталкивается с тем, что в вебероведческой литературе получило название «парадокс последствий». Фундаментальным основанием этого «парадокса» является утверждаемый Вебером «конфликт ценностей», требующий признать, во-первых, «внутреннюю логику» ценностных регионов, во-вторых, их принципиальную «несоизмеримость». Но каким образом эта идея, которую он также называет «ценностным политеизмом», возникает в его теории? Показано, что существующие интепретации «политеизма ценностей» как «факта» культурной эпохи и логического основания науки обладают концептуальными ограничениями, в некоторых случаях - внутренней противоречивостью, которые не позволяют ответить на вопрос о его «происхождении». Концептуальный «мост» к нему обнаруживается в веберовской социологии религии, прежде всего – изучении рационализации религиозного миросозерцания. Для определения форм потенциально возникающего в ней «ценностного политеизма» использованы интепретации Ф. Тенбурка, В. Шлюхтера и В. Хенниса. Их подходы в целом демонстрируют процесс историко-религиозного генезиса «политеизма», но разделяемая ими макро-ориентация не в полной мере позволяет увидеть его внутреннюю архитектуру и механику. Для ее прояснения осуществлена экспликация разработанных Вебером логико-методологических оснований социально-научного познания, прежде всего – анализа каузальных связей. Выделены две перспективы экспликации: 1) на уровне «личности», действия которой определены «максимами» и регулируются «правилами»; 2) на уровне возникающего плюрализма каузальных объяснений внутри региона науки, приводящего к веберовскому «анти-монументализму». Это позволяет рассматривать «ценностный политеизм» Вебера и сопряженные с ним понятия не как проявления ценностной метафизики или необоснованной аксиоматики, а в качестве методологически фундированного концептуального аппарата.

Социология
Диссертации

Вуз: Институт Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН Шанинка)

ID: 60c78a64e4dde500012f20fb
UUID: 7a95f1b0-af5f-0139-31d1-0242ac180005
Язык: Русский
Опубликовано: почти 3 года назад
Просмотры: 24

10.48

Илья Пресняков

Институт Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН Шанинка)


0

Комментировать 0

Рецензировать 0

Скачать - 256,9 КБ


Поделиться работой
Current View

Рецензии:

  Авторизуйтесь, чтобы добавить рецензию

- у работы пока нет рецензий -

Для лиц старше 18 лет