Сохрани и опубликуйсвоё исследование
О проекте | Cоглашение | Партнёры
Настоящее исследование посвящено выявлению роли и места Норвегии в области этнокультурного развития саамского народа.
Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУ ВПО имени М.В. Ломоносова)
Комментировать 0
Рецензировать 0
Скачать - 84,4 КБ
Enter the password to open this PDF file:
-
ПОЛИТИКА НОРВЕГИИ В ОБЛАСТИ ЭТНОКУЛЬТУРНОГО РАЗВИТИЯ СААМОВ Щепеткина Д.А. магистрант программы «Европейские исследования: Арктический вектор» ВШ СГНиМК САФУ имени М.В. Ломоносова, научный руководитель: Ф.Х. Соколова Настоящая статья посвящена выявлению роли и места Норвегии в области этнокультурного развития саамского народа. Саамы являются одной из старейших этнических групп Европы. Задолго до того, как оформилась концепция национальных границ, саамы Северной Европы населяли территории, известные в настоящее время, как Норвегия, Швеция, Финляндия и Россия (Кольский полуостров). Они вели кочевую жизнь, занимались охотой, рыболовством и оленеводством. Оленеводство стало основой жизни саамов, а их культура и духовность развивались вокруг их отношений с землей и ее ресурсами. Саамы практиковали шаманскую духовность, основанную на уважительных, гармоничных отношениях с природой. В настоящее время общая численность коренного народа в этих странах составляет около 80 тысяч человек, примерно половина из которых (40-60 тысяч) проживает на севере Норвегии, в фюльке Нурланн, Нур-Трёнделаг, Тромс и Финнмарк [6]. В процессе исторического развития юридическая и политическая позиция саамского народа в Норвегии менялась. Региональный документ скандинавских стран о правах саамов Лопарский кодицил (Lappekodisillen) был дополнением к пограничному соглашению Трёмстадского договора 1751 года между Данией, Норвегией и Швецией (включая Финляндию в то время), был положительным в отношении народа саами. Лопарский кодицил признал право саамского народа свободно пересекать границы между Данией, Норвегией и Швецией в связи с сезонной миграцией оленеводства [7].
Однако период середины XIX - середины XX вв. в Норвегии проводилась политика ассимиляции саамов в культуру титульного этноса, что оказало неблагоприятное влияние на коренные народы. Политика новергизации реализовалась, чтобы унифицировать саамское население по лингвистическим и культурным параметрам с этническим норвежским большинством. Были приняты законы, запрещающие школьное обучение на саамском языке, а также было введено ограничение прав саамов на покупку земли. Законы подобного рода были обусловлены норвежским национализмом, а также религиозными различиями между саамами и норвежским населением. Саамы были язычниками, практиковали анимизм и политеизм, в то время как официальной государственной религией Норвегии являлось лютеранство. Политика ассимиляции была прекращена лишь в 1980-х годах. Были выплачены компенсации в пользу саамов, и в 1997 году король Норвегии Харальд V принес от имени правительства официальное извинение саамскому народу из-за вышеназванной правительственной политики. Ее последствиями стали: резкое сокращение числа носителей саамского языка резко сократилось, негативное отношение к культуре наблюдалось не только среди норвежцев, но и даже среди самих саамов [11]. По оценкам Нильса Кристи, современного норвежского криминолога и профессора Университета Осло, политику Норвегии в отношении саамов в то время можно было назвать геноцидом, так как «Норвегия изо всех сил старалась уничтожить народ и культуру саамов» [5]. Кроме того, очень важным событием, которое, возможно, впервые привело к тому, что саамские проблемы стали общеизвестными как в Норвегии, так и на международном уровне, стал конфликт на Альте, произошедший на рубеже 1970-х и 1980-х годов. Конфликт достиг наиболее высокого уровня в 1979 году, когда был обнародован план строительства гидроэлектростанции на реке Альта, которое должно было нарушить экологический баланс на прилегающей территории и нанести
урон местным саамам, так как в результате строительства дамбы должна была быть затоплена саамская деревня. Данное решение вызвало активные протесты зимой 1981 года. Но, несмотря на то, что плотина в конечном итоге все же была построена через реку Альту, это событие стало поворотным моментом в норвежской саамской политике [8]. В целях урегулирования разногласий, правительство Норвегии провело ряд встреч в 1980 и 1981 гг. с делегацией саамов, выдвинутой Норвежской ассоциацией саамов, Ассоциацией оленеводов-саамов и Норвежским саамским советом, по итогам которых норвежские власти учредили Комиссию по правам саамов и Комиссию по культуре саамов. В 1984 году Комиссия по правам саамов подготовила доклад «О правовом положении саамов», что привело к принятию «Закона о саамах» (№. 56 от 12 июня 1987 г.) [1]. Целью данного закона было «создание условий, при которых группа саамов в Норвегии может сохранять и развивать свой язык, культуру и социальную жизнь» (параграф 1). В 1988 году норвежский парламент принял поправку к Конституции (раздел 110 А), которая четко определила территории функционирования саамского языка и возможности его использования при обращении в государственные органы. Саамский язык был признан в Норвегии официальным языком наравне с норвежским. Помимо этого закон позволил создать в 1989 году Садедигги, парламент саамов, который должен был способствовать расширению политического диалога саамов с правительством страны по вопросам сохранения традиционной культуры и жизнедеятельности коренных народов Норвегии [4]. Норвегия стала первым ратифицировало Конвенцию № государством 169 в мире, которое о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах (Принята 27 июня 1989 года Генеральной конференцией Международной организации труда на ее семьдесят шестой сессии), и саамский народ был официально признан коренным народом Норвегии [2]. В Конвенции отмечалось, что
права коренных народов на землю и природные ресурсы признаны центральными для их материального и культурного выживания. За коренными народами признавалось право осуществлять контроль и управлять своими собственными институтами, образом жизни и экономическим развитием в целях поддержания и развития своей самобытности, языков и религий в рамках государств, в которых они живут. Затем в 2000 году по решению Стортинга был создан фонд народа саамов в 75 миллионов норвежских крон, выплаты из которого идут на поддержание самобытного образа жизни саамов, а также на компенсацию ущерба, причинённого им в ходе политики норвегизации [9]. Норвегия также приняла международные конвенции, декларации и соглашения, применимые к саамским меньшинствам и коренным народам, среди которых: Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год). Статья 27 защищает меньшинства и коренные народы от дискриминации: «В тех государствах, в которых существуют этнические, религиозные или языковые меньшинства, лица, принадлежащие к таким меньшинствам, не могут быть лишены права в сообществе с другими членами их группы наслаждаться своей культурой, исповедовать свою религию и практиковать ее, или использовать свой собственный язык» [10]. Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации (1965 год). Конвенция ООН о правах ребенка (1989 год). Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979 год). Рамочная конвенция Совета Европы о защите национальных меньшинств (1995 год). Европейская меньшинств (1992 год). хартия региональных языков и языков
Декларация ООН о правах коренных народов (2007). С 1993 года Норвегия признала 6 февраля Национальным днём саамов, во время которого поднимается саамский флаг, звучит гимн саамов «Sámi soga lávllaat». Для детей и подростков проводятся различные мероприятия, в школах и детских садах рассказывают о саамах, их истории, культуре. Традиционно устраиваются праздничные концерты. В июне 2004 г. правительство Норвегии выступило с предложением к Стортингу о компенсациях в рамках механизма выплат на социальные нужды саамам и квенам, народу финского происхождения, проживающему на севере Норвегии, которые лишились школьного образования в результате Второй мировой войны. Серьезным последствием политики норвегизации стало то, что у многих представителей саамов и квенов того поколения не было возможности обучаться чтению и письму на родном языке. В 2004 г. правительство выделило около 542 миллионов норвежских крон для проведения специальных мер, направленных на поддержку саамского народа. 227 миллионов норвежских крон из них поступило в распоряжение Самедигги [4]. Традиционно норвежские власти придерживались мнения, что кочевое использование саамами земли, воды и природных ресурсов не предполагает его правового обеспечения. Однако 15 июня 2005 года норвежский парламент принял Закон о провинции Финнмарк, который выделяет саамам административный район Finnmarkseiendommen. Согласно закону, жителям Финнмарка передается 95% территории в округе Финнмарк в Норвегии, что составляет около 46 000 км². Основой для принятия закона стало то, что саамы в течение длительного использования этих земель и акваторий приобрели индивидуальную и/или коллективную собственность и право использовать земли и воды в округе Финнмарк». Указанный район находится в ведении агентства «Финнмарк Эстейт», который управляется советом директоров, состоящим из 6 чел. - три члена, назначенных Советом графства Финнмарк, и три члена, назначенных
парламентом саамов. Создание объекта «Финнмарк» можно рассматривать как ответ на требования саамского народа в отношении признания их прав на наследование вод, земель и других природных ресурсов, предоставления всему населению Финнмарка большего влияние в округе. Важным элементом данного акта также является обсуждение и признание существующих прав собственности на землю. С этой целью были созданы комиссия и трибунал, основой для работы которых являются принципы давно установившихся обычаев. Тем не менее, этот закон не распространяется на право рыболовства в морской воде, добычи полезных ископаемых или нефтяные права [9]. Таким образом, несмотря на то, что в конце 19 века норвежские власти начали осуществление строгой политики норвегизации народа саами и других национальных меньшинств, к концу 30-х годов 20 века в отношении саами начала проявляться более позитивная политическая перспектива. В настоящее вреям политика норвежского правительства в отношении саами основана на общих принципах справедливости и содружества, жизнеспособной демократии, устойчивого развития, социальной вовлеченности, критики, гуманистических ценностей и идей. Вместе с обязательствами международных конвенций, национального законодательства и активного сотрудничества с парламентом саами формируется основа правительства для сохранения и развития культуры саами в Норвегии. ИСТОЧНИКИ: 1. Act of 12 June 1987 No. 56 concerning the Sameting (the Sami parliament) and other Sami legal matters (the Sami Act) as subsequently amended, most recently by Act of 11 April 2003 №. 22 // Statutes in force. URL:http://www.lovdata.no/all/hl-19870612-056.html, http://www.ub.uio.no/ujur/ulovdata/lov-19870612-056-eng.pdf.
2. Конвенция о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни в независимых странах [Конвенция 169]. URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/iol169.shtml 3. Международный пакт о гражданских и политических правах (1966 год). URL: http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/pactpol.shtml ЛИТЕРАТУРА: 4. Беликович А. В. Прямые и непрямые способы воздействия: саамы и государственные парламенты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://landclaim.narod.ru/indig_6.htm 5. Кристи Н. Реакция на злодеяния. От амнезии — к амнистии // Индекс: журнал. – M.: 2002. 6. Куропятник интерпретации М. С., Куропятник социальных и А. культурных И. Саамы: контексты изменений // и Сибирские исторические исследования, вып. №4. – Спб.: 2017. 7. Мартынова М. Ю. Политика государств Европы в сфере защиты прав этнических меньшинств // Этнические проблемы и политика государств Европы. – М.: 1998. 8. Политический атлас современности. Экономика, социология, история, внешняя и внутренняя политика, особенности функционирования различных ветвей власти, партий и других политических институтов, а также угрозы государства. и вызовы, с которыми [Электронный ресурс]. сталкиваются – Режим современные доступа: http://www.hyno.ru/tom1/1245.html 9. Скандинавия по-русски. История саами и норвежская политика в их отношении. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://norse.ru/pub/92.html 10. John T. Solbakk. Norway’s international obligations. Gáldu Čála – Journal of Indigenous Peoples Rights. – 2007.
11. Marko Marjomaa. North Sámi in Norway: An Overview of a Language in Context. – Mainz: Research consortium ELDIA, 2012.
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв