УДК 331.215.53
© Наталья Валерьевна Наумова
к.пед.н., доцент кафедры КиМП, Владимирский филиал РАНХиГС
Е-mail: natalya.naumova.69@list.ru
© Пашина Алина Олеговна
студентка факультета экономики, Владимирский филиал РАНХиГС
Е-mail: alina3691215@mail.ru
ПОСЛЕДСТВИЯ ПОВЫШЕНИЯ МРОТ ДО ВЕЛИЧИНЫ
ПРОЖИТОЧНОГО МИНИМУМА ГЛАЗАМИ РОССИЙСКИХ
ЭКОНОМИСТОВ И ПОЛИТИКОВ
Аннотация: повышение уровня оплаты труда является важным условием
улучшения экономического благосостояния граждан Российской Федерации.
Проанализировано современное соотношение прожиточного минимума и МРОТ.
Рассмотрены основные причины необходимости повышения МРОТ. Освещены
основные мнения по поводу необходимости численного выравнивания показателей
прожиточного минимума и минимального размера отплаты труда. Выявлена
неоднозначность в оценке последствий повышения МРОТ.
Annotation: Raising the level of wages is an important condition for improving
the economic well-being of Russian citizens. The modern ratio of the subsistence
minimum and the minimum wage is analyzed. The main reasons for the need to increase
the minimum wage are considered. The main views on the need for a numerical
equalization of the subsistence minimum indicators and the minimum amount of labor
payment are highlighted. The ambiguity in the assessment of the consequences of an
increase in the minimum wage is revealed.
Ключевые слова: минимальный размер оплаты труда, прожиточной
минимум, социальная справедливость, государственное регулирование, правовая
грамотность.
Keywords: Minimum wage, subsistence minimum, social justice, state regulation,
legal literacy.
В современном мире среди социально-экономических проблем
особое место занимают вопросы о заработной плате наемных
работников. Повышение уровня оплаты труда является важным
условием улучшения экономического благосостояния граждан
Российской Федерации. В связи с этим вопрос о регулировании размера
оплаты труда вызывает большой интерес не только со стороны
государственных органов и экономических структур, но и со стороны
граждан.
А как государство регулирует заработную плату? Как можно
повысить средний и минимальный уровень заработной платы? К каким
последствиям приведет реализация данной идеи? Что по этому поводу
думают компетентные в данном вопросе органы? Эти вопросы будут
подробно рассмотрены и проанализированы.
246
Под государственным регулированием заработной платы мы
понимаем осуществление государством комплекса мер, направленных
на реализацию принципа соответствия между мерой труда и мерой его
оплаты. Целями данного регулирования служат: обеспечение
расширенного
воспроизводства
рабочей
силы;
достижение
экономически обоснованной дифференциации доходов граждан;
увеличение темпов роста производительности труда.
На
сегодняшний
день
государство
не
занимается
централизованным регулированием заработной платы. Трудовой
кодекс Российской Федерации определяет лишь общие условия оплаты
труда рабочих и служащих. Так, статья 37 п. 3 Конституции РФ гласит:
«Каждый имеет право… на вознаграждение за труд без какой бы то ни
было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом
минимального размера оплаты труда…» [1]. Минимальный размер
оплаты труда (МРОТ) - официально устанавливаемый государством
минимальный уровень оплаты труда на предприятиях любой формы
собственности в виде наименьшей месячной ставки или почасовой
оплаты [2, c. 343]. Данный показатель определяется финансовыми
возможностями государства на определенный момент времени и
периодически изменяется.
В последнее время МРОТ в нашей стране утратил свою
первоначальную значимость, перестав удовлетворять минимальные
потребности гражданина в воспроизводстве рабочей силы, то есть стал
ниже прожиточного минимума (рисунок 1).
Рис 1. Соотношение МРОТ с прожиточным минимумом
Значительный разрыв между этими двумя показателями
сохраняется на протяжении уже долгого времени. Как же данная
ситуация рассматривается с точки зрения закона? В Трудовом кодексе
Российской Федерации установлению МРОТ выделена целая статья
133, согласно которой «минимальный размер оплаты труда
устанавливается одновременно на всей территории Российской
247
Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины
прожиточного минимума трудоспособного населения» [3]. При этом
ст. 421 ТК РФ установлено, что регламент постепенного увеличения
МРОТ до порога прожиточного минимума должен быть утвержден
федеральным законодательством [3]. По нашему мнению, МРОТ лишь
покрывает собой уровень инфляции.
Какое же влияние оказывает МРОТ на граждан? В первую
очередь, исполнение государством своих обязанностей, закрепленных
в Конституции Российской Федерации и других нормативных актах,
обеспечивает появление уверенности граждан в наличии социальной
справедливости. Именно это условие способствует повышению уровня
доверия государству среди большей части граждан. Также следует
отметить, что, по мнению многих экономистов, высокий уровень
заработной платы оказывает влияние и на производительность труда.
В конце 2016 года заместитель председателя Правительства
Российской Федерации Ольга Голодец декларировала, что на
установленный минимум оплаты труда «практически невозможно»
прожить [4]. Она привела статистику, согласно которой число граждан,
получающих зарплату в размере 7500 руб. в месяц, составляет 5 млн.
человек (современный уровень МРОТ равен 7800 руб. в месяц [5]). По
данным Росстата, на конец 2016 года число людей с денежными
доходами ниже величины прожиточного минимума (за I квартал 2017
года имеет величину 9909 рублей на душу населения [6]) составило
19,8 млн. чел., то есть 13,5 % от общей численности населения России
(рисунок 2).
Рис. 2. Число россиян с доходами ниже прожиточного минимума
Все это, конечно, не только плохо сказывается на уровне жизни
россиян, но и порождает недоверие к власти. Это недоверие лишает
страну возможности нормального функционирования, деструктирует
общество и порождает агрессию, направленную на людей с высоким
заработком.
248
В 2017 году вопрос регуляции минимального размера оплаты
труда подняли уже более основательно. На заседании в Госдуме РФ по
итогам обсуждения отчета кабинета министров о результатах работы в
2016 году глава российского правительства раздал трем ведомствам
(труда, финансов и экономического развития) поручения подготовить
проект федерального закона о повышении МРОТ до прожиточного
минимума и внести в правительство [7, с. 1]. Крайним сроком внесения
законопроекта было определено 20 мая 2017 года.
Следующим шагом к реализации данной идеи является внесение
Владимиром Путиным предложения к 1 января 2019 года уравнять
минимальный размер оплаты труда с прожиточным минимумом.
Произошло это на правительственном совещании 11 сентября 2017
года и уже вызвало возникновение большого количества комментариев
на эту тему со стороны не только экономистов, но и депутатов.
Первым этот проект прокомментировал Михаил Шмаков, глава
Федерации независимых профсоюзов РФ. На совещании с
Президентом РФ он предложил уравнять МРОТ и прожиточный
минимум уже с 1 января 2018 года и объявил точную цифру
требующихся затрат - 60 миллиардов рублей, из которых на затраты
федерального бюджета придется только 16-18 млрд. рублей.
Возможность такого быстрого поднятия МРОТ Шмаков объясняет
положительным трендом в развитии экономики России на
сегодняшний день. Его заявление подтверждают и данные
Минэкономразвития, озвученные на совещании с президентом 11
сентября 2017 года.
Оппозицией в вопросе финансирования проекта становится
председатель Комитета Госдумы по труду и социальной политике
Ярослав Нилов. «Если эти деньги возьмут из сокращений других
социальных обязательств, то пострадать может еще больше людей, чем
сейчас. Если найдутся другие резервы, это хорошо, но надо посмотреть,
чем все закончится. В данной ситуации нужны дополнительные
источники финансирования», – признает депутат [8, с. 46].
Причиной
возникновения
данного
проекта
является
недовольство граждан их экономическим положением. Но и сами
жители страны должны понимать, что государственный бюджет
полностью распределен между всеми сферами жизни общества. Поиск
средств финансирования приведет к сокращению финансирования
других проектов, а это может еще более негативно сказаться на уровне
жизни населения. Осознание этого со стороны населения очень важно.
Так нужно ли повышать минимальный размер оплаты труда?
Если да, то как это скажется на гражданах и государстве? С этой целью
взвесим некоторые высказывания «за» и «против» повышения МРОТ
со стороны экономистов и политиков.
Александр Щербаков, профессор кафедры труда и социальной
политики РАНХиГС, считает, что повышение МРОТ положительно
отразится на всех. При благоприятном ходе событий это будет означать
номинальное повышение оплаты труда вообще, ведь напрямую от
249
уровня минимальной заработной платы зависит и уровень средней
зарплаты, и многие пособия.
Прожиточный минимум в России легко преодолим, указывает
директор экспертно-аналитического центра РАНХиГС Николай
Калмыков, и повышать МРОТ необходимо не только постепенно, но и
с учетом региональной специфики. «Прожиточный уровень везде
разный и сильно разный, и скорее здесь вопрос в том, как правильно
сделать, чтобы не случилось излишних затрат бюджета с одной
стороны, с другой стороны, чтобы эта мера не надавила на бизнес.
Бизнес должен иметь возможность адаптироваться к изменениям», –
размышляет Калмыков [8, с. 49].
Известный экономист, директор Института стратегического
анализа ФБК Игорь Николаев считает, что повышение МРОТ
потребует не таких больших вложений. Он предполагает, что
государство возьмет средства на реализацию либо из Резервного фонда,
либо из Фонда национального благосостояния. Эти два источника
предназначены для балансировки бюджета.
Хочется отметить, что не все экономисты с положительной точки
зрения рассматривают перспективы поднятия минимального уровня
оплаты труда. Например, Владимир Назаров, директор Научноисследовательского финансового института Минфина России,
высказывает мысль о том, что уровень бедности при реализации
законопроекта изменится незначительно.
«В соответствии с
модельными расчетами автора, сделанными на базе российского
мониторинга экономического положения и здоровья населения НИУ
ВШЭ, бедность снизится на 0,6 п. п. с нынешних 13–15 %, т. е.
практически не изменится», - пишет Владимир в своей статье [9, c. 3].
Также он подчеркивает то, что МРОТ не выполняет функций
инструмента повышения производительности труда или снижения
уровня бедности. Так, в 35 регионах Российской Федерации, где
проживает 56 % населения страны, местные власти уже установили
минимальный уровень оплаты труда работников внебюджетной сферы
на уровне, который либо близок к прожиточному минимуму, либо
превышает его. Но и среди этих регионов есть такие, где уровень
экономического развития очень низок.
Таким образом, государство определяет общие условия оплаты
труда рабочих и служащих. В последнее время МРОТ в нашей стране
стал ниже прожиточного минимума. Регламент постепенного
увеличения МРОТ должен быть утвержден именно федеральным
законодательством. Данным вопросом уже серьезно занимаются, его
рассматривают многие государственные и негосударственные
структуры, в частности Правительство Российской Федерации,
Федерация независимых профсоюзов РФ, Комитет Госдумы по труду и
социальной политике, кафедра труда и социальной политики
РАНХиГС,
Научно-исследовательский
финансовый
институт
Минфина России. Оценка последствий утверждения такого
законопроекта оценивается неоднозначно.
250
В заключение хотелось бы отметить, что Российская Федерация
официально считается правовым государством. Следовательно,
существует взаимная ответственность государства и гражданина.
Отражение этого имеется и в законодательной отрасти. Важно
помнить, что государство исполняет волю своих граждан, и именно по
желанию народа утверждаются новые законы и корректируются
старые. Поэтому наличие правового сознания, то есть сознательного
восприятия правовой действительности, невероятно важно. Граждане
должны осознавать не только необходимость принятия того или иного
правового акта, но и последствия, к которым может привести
исполнение данного закона. Другими словами, мы должны научиться
не только видеть настоящее, но и смотреть на перспективы в будущем.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным
голосованием 12.12.1993) // Собр. законодательства Рос. Федерации. –
2014. - № 31, ст. 4398.
2. Райзберг Б. А. Современный экономический словарь. - М. :
ИНФРА-М, 2011. - 512 с.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. – 2014. - № 31, ст. 4398.
4. Голодец О. Доклад // Всероссийское совещание с
заместителями высших должностных лиц субъектов РФ 16 декабря
2016 года [Электронный ресурс]. URL: government.ru/news/21002.
5. Федеральный закон от 19 дек. 2016 г. № 460-ФЗ «О внесении
изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере
оплаты труда"» // Рос. газ. - 2016. - № 292.
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 20
июня 2017 г. № 730 «Об установлении величины прожиточного
минимума на душу населения и по основным социальнодемографическим группам населения в целом по Российской
Федерации за I квартал 2017 г.» // Рос. газ. – 2017. - Федеральный
выпуск № 7381.
7. Могилевская А., Копалкина Е. К чему приведет повышение
минимальной зарплаты до прожиточного минимума [Электронный
ресурс]. URL: https://www.rbc.ru/economics/02/05/2017/5908c3549a7947
10905fe131.
8. Мониторинг СМИ РФ по пенсионной тематике. - М., 2017. - 49 с.
9. Назаров В. Нужна ли реформа МРОТ? // Мониторинг
экономической ситуации в России. Тенденции и вызовы социальноэкономического развития: аналитический обзор. - 2017. - Вып. 19
(57). – 4 с.
251
Отзывы:
Авторизуйтесь, чтобы оставить отзыв